51770

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного Цель: закрепить знания по теме сложные слова; развитие внимания речи памяти; прививать интерес к русскому языку. Оборудование: карточки со словами на доску учебник индивидуальные карточки лесенка.момент: Рассказать секреты словаЯ для вас всегда готова.

Русский

2014-02-12

86.5 KB

31 чел.

План-конспект

урока по русскому языку в 1 -А классе

Практикант: Андреева Ксения                              ____________________

Методист: Матосова Ольга Алексеевна              ____________________

Учитель:  Солодко Олеся Павловна                     ____________________

 

Дата проведения   3 апреля 2013 г


Конспект урока по русскому языку на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

Цель: закрепить знания по теме сложные слова; развитие внимания, речи, памяти; прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки со словами на доску, учебник, индивидуальные карточки, лесенка.  

Познавательные УУД:

1) представлять информацию в виде схемы;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока:

  1.  Орг.момент:

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе

  1.  Минутка чистописания:

- На доске написаны буквы с соединениями: аа, оо, ее, ээ.

-А посмотрите еще раз на эти буквы и скажите мне, какая закономерность здесь скрывается? (все гласные)

- Продолжите закономерность (ии, уу, яя, юю …)

  1.  Словарная работа:

- Ответы на загадки пишем в строчку, с красной сроки, первое слово с большой буквы, через запятую.

Загадки:

  1.  Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный –

Крикун неугомонный. (Петух)

  1.  Гладишь -  ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

  1.  Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова) 

  1.  Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лисицы)

  1.  Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Это - … (Ворона)

  1.  Стайкой шумной прилетели

Крошки, зёрнышки подъели,

- Чик-чирик, - чирикают в окошко,

- Насыпьте нам немножко. (Воробей, воробьи)

7. Хозяин лесной просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой
 
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

8. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.  (Заяц)

9. Он усилился сегодня,

Начался - вчера.

Очень белый, новогодний

Облик у двора. (Снегопад)

4. Актуализация знаний:

- Выделите орфограммы в словарных словах .

- А посмотрите на последнюю отгадку, скажите мне, что же это за слово? Какое оно? Сложное слово.

- А почему их называют сложными? Они образованы от двух корней

- А какие же два корня в этом слове? Снег и пад.

- А как же соединены наши корни? С помощью гласной о

- А какая еще существует соединительная гласная? Е

Сформируйте мне полностью правило, что же такое сложное слово? Это слово, состоящее из двух корней, соединенные между собой соединительной гласной.

- И так как же вы думаете, чем же мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Закреплять знания о сложных словах.  

5. Повторение материала:

На доске напечатаны слова, выделите в них корни, скажите мне от каких слов образовано данное слово и выделите соединительную гласную.

Мышеловка; водолазка; птицеферма; водохранилище; пылесос; оленевод; пешеход; птицеловство; птицеводство; баснописец.

- Еще раз повторите мне, что соединяет корни в сложных словах? Какие это гласные?

  1.  Закрепление знаний:

- Открываем страницу 102. Упражнение 114. Нам нужно прочитать стихотворение. Прочитайте стихотворение про себя. Теперь вслух.

- Как вы думаете, какие две части из этого стихотворения нужно записать? 4 и 6.

- Теперь читаем по цепочке это стихотворение, и устно объясняем написание каждого трудного случая.

- Теперь запишите 4 и 6 части стихотворения и отметьте орфограммы карандашом.

  1.  Физкультминутка

Засолка капусты

Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

  1.  Вторичное закрепление знаний:

Работа с карточками.

Вставь недостающие буквы. Подчеркнутые слова разбери по составу.

Л…с…во…, л…ст…па…, сам…ле…, пар…во…, пар…хо…, дал…н…восточный, ч…рн…глазый, з…л…н…глазый, светл…русый, вод…проводный.

- Ребята, а вам нравится стихотворение  Самуила Яковлевича Маршака?

Тогда смотрим на страницу 103. Упражнение 115. Продолжаем читать его стихотворение.

- Читаем про себя. Теперь вслух.

-Смотрите, в 9 части есть два слова, трамвал и вокзай, как вы думаете, как же они получились?

- Так же даны два таких слова, как: вагоновожатый и вагоноуважаемый.  Какое из этих слов существительное, а какое нет? Почему вы ты так решил?  А как получились эти слова?

- Теперь читаем по цепочке 8 часть стихотворения, и устно объясняем написание каждого трудного случая. Записываем её и отмечаем карандашом орфограммы.

9. Итог урока:

- Какую тему мы с вами сегодня повторяли?

- Что же такое сложное слово?

- Чем соединяются корни в сложных словах?

- Какие именно это гласные?

10. Рефлексия:   

  •  На столах у каждого лежат листочки с лесенкой. На этой лесенке отметьте  то, как вы работали. Первая лесенка -  это отлично поработали, все цели были выполнены. Вторая лесенка – хорошо поработали, но не все цели были выполнены. Третья лесенка – не очень хорошо поработали, поставленные цели были не выполнены, и нужно будет повторить эту тему еще раз.
  •  А теперь сдайте мне эти листочки.    

Спасибо за урок!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62455. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 26.35 KB
  Значения понятия социальной группы: 1 в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества; 2 в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей...
62457. РУХ І ЗДОРОВЯ. ПРАВИЛА ЗАГАРТОВУВАННЯ, ЇХ ВИКОНАННЯ У РІЗНИХ УМОВАХ 56.5 KB
  Мета. Продовжувати формувати у школярів переконання, що рух і здоровя взаємоповязані; розвивати бажання дітей систематичне займатися фізичними вправами, загартовуванням; виховувати почуття прекрасного, вміння цінити красу руху.
62458. Социальные организации и их типы 20.91 KB
  Вопросы: Социальные организации как элемент социальной структуры общества. Признаки и характерные черты формальной социальной организации. Производственные организации.
62462. Что такое гражданство? 43.34 KB
  Гражданин Украины не может быть лишён гражданства и права переменить гражданство. Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству.