51771

Рынок, его структура и функция

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рынок имеет сложную структуру. По механизму функционирования выделяют: свободный рынок свободная конкуренция монополизированный условия производства и обращения определяются группой монополий регулируемый ведущая роль принадлежит государству. По объектам обмена различают: товарный рынок финансовый рынок и рынок труда.

Русский

2014-02-12

70 KB

5 чел.

Тема «Рынок, его структура и функция».

  1.  Понятие и структура рыночного хозяйства.
  2.  Функции рынка.
  3.  Инфраструктура рыночной экономики.

1.Рынок – саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Субъектами рыночных отношений являются покупатели, продавцы, предприниматели и всевозможные юридические лица: предприятия, организации, акционерные общества, государство.

Объекты – материальные и нематериальные блага, факторы производства, по поводу которых возникают отношения купли – продажи.

Рынок имеет сложную структуру. С точки зрения пространственных характеристик говорят о местном, региональном, национальном и мировом рынках.

По механизму функционирования выделяют: свободный рынок (свободная конкуренция), монополизированный (условия производства и обращения определяются группой монополий), регулируемый (ведущая роль принадлежит государству).

По объектам обмена различают: товарный рынок, финансовый рынок и рынок труда.

Товарный рынок включает в себя:

  •  Потребительский рынок (рынок предметов потребления, р-к бытовых и транспортных услуг, рынок жилья и т.п.).
  •  Рынок средств производства (р –к производственных зданий и сооружений, р-к орудий труда, р-к сырья, энергии…).
  •  Рынок информации и научно – технических разработок (р-к инноваций и изобретений, р-к продуктов творческого труда – картин, книг…).

Финансовый рынок включает в себя:

  •  Рынок капитала (инвестиционный рынок).
  •  Кредитный рынок (р-к ссудных капиталов).
  •  Рынок ценных бумаг, где продаются и покупаются акции, облигации и т.п.
  •  Валютно - денежный рынок, обеспечивающий оборот иностранных валют и платёжных документов в иностранной валюте по свободным рыночным ценам.

Рынок труда включает в себя совокупность отношений по купле – продаже рабочей силы в соответствии с законами рыночной экономики.


2.Функции рынка.

1. Регулирующая ф-я. Рынок выступает регулятором производства посредством механизма рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Рост цены является сигналом к расширению производства, её падение – сигнал к сокращению.

2. Стимулирующая ф-я. Рынок побуждает товаропроизводителей производить товары с наименьшими затратами. Понижение цены заставляет производителей искать пути снижения издержек. Конкурентная борьба на рынке побуждает производителей обновлять продукцию, улучшать её качество.

3. Информационная ф-я. Связана с тем, что рынок представляет собой богатый источник информации, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

4. Санирующая ф-я. Рынок очищает экономику от экономически слабых хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных производств.

5. Социальная ф-я. Рынок дифференцирует производителей; предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

3. Инфраструктура рыночной экономики и её элементы.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих движение на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Она включает в себя: коммерческие банки, иные финансово- кредитные учреждения, биржи, аукционы, ярмарки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.д.

 Коммерческие банки – учреждения, предоставляющие кредиты за счёт привлечённых в виде вкладов денежных средств, а так же осуществляют широкий круг других операций.

 Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании инвестиций.

 Ипотечные банки – специализируются на долгосрочном кредитовании под залог недвижимости.

Существуют и небанковские специальные учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, судно – сберегательные ассоциации, инвестиционные и др. компании.

Важным элементом рыночной инфраструктуры являются биржи, на которых встречаются покупатели и продавцы, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда.

 Товарная биржа-учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле- продаже товаров. В современных условиях на товарных биржах продаются и покупаются не реальные товары, а контракты на их поставку.


Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля- продажа ценных бумаг по рыночным ценам.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и работниками по найму рабочей силы.

Ярмарка – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров.

Аукцион – публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте, при которой товар достаётся покупателю, предложившему более высокую цену.

 


Тема 4: Рынок, его структура и функции.

Цель учения:

  1.  Уметь характеризовать понятие и структуру рынка.
  2.  Уметь определять функции рынка.
  3.  Воспитывать культуру взаимоотношения в коллективе.

Цель преподавания:

  1.  Сформировать представление о понятии и структуре рынка.
  2.  Объяснить функции рынка.
  3.  Сформировать условия для активной работы учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин.)

(подготовка учащихся к занятию, проверка отсутствующих).

2. Обсуждение практической работы №2 (5 мин.)

(рассмотрение характерных ошибок).

3. Заслушивание рефератов (20 мин.).

4. Вхождение в тему (5 мин).

5. Реализация обучающей темы (30 мин.).

(Понятие и структура рыночного хозяйства. Функции рынка.)

6. Рефлексия (10 мин.)

(Выяснение неусвоенного материала).

7. Подведение итогов (5 мин.)

(Обобщение материала, выставление оценок, д.з. подготовка к ОКР№1).

Условия перехода к рыночному хозяйству в РБ.

Рыночная экономика – особый тип экономической системы, где связи производства и потребления обеспечивают платёжеспособный спрос, а прибыль – ведущий мотив хозяйствования.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В командной (плановой экономике) гос. управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, а в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных процессов является рынок.

Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рыка, условий для его нормального функционирования.

Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Можно выделить 2 группы регулирующих функций государства:

  1.  Функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
    1.  Функция регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Переход к рыночной экономике в РБ сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоёв населения. Цель государственного вмешательства – сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путём их перераспределения. Главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, т.к. возможности налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают деловую активность. Увеличение размеров и продолжительности выплат трансфертных платежей ослабляет стимул к труду, что отрицательно влияет на экономику.

Т.о наше государство посредствам определённых финансово- бюджетных инструментов (субсидий, дотаций, налогообложения) получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные эффекты рыночной деятельности.

Условия  функционирования рыночной экономики в РБ:

1.Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.

2. Разнообразие форм собственности .

3. Ликвидация монополизма (В РБ наиболее монопольной отраслью считается химическая и нефтехимическая промышленность).

4.Рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения.

5. Устойчивость финансовой и денежной системы.

6. Открытость экономики (внешнеэкономические связи) (В РБ слабость экспортной базы, отрицательное сальдо платёжного баланса, неконвертируемость рубля).

7. Полноценное функционирование товарного, финансового и рынка рабочей силы.

8. Развитая инфраструктура.

9. Социальная защита населения.

10. Государственное регулирование рыночной экономики :

  •  Стабилизация производства;
  •  Финансирование НТП;
  •  Дотация социально значимых отраслей.
  •  Гос. поддержка конкуренции и т.д..

Реализация данных функций позволила достичь положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить основные ежегодные приросты ВВП, укрепить национальную валюту, повысить жизненный уровень населения.

Создание социально – ориентированной рыночной экономики В РБ и обеспечение роста благосостояния белорусского народа – конечная цель реформирования экономики.

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка по объектам обмена».

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка по механизму функционирования»

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка с точки зрения пространственных характеристик».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61171. ВСТАВНІ РЕЧЕННЯ, РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ ПРИ НИХ 56.5 KB
  Правопис: розділові знаки в синтаксичних конструкціях зі вставними реченнями. Внутрішньопредметні звязки: Культура мовлення і стилістика: використання вставних речень для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі вставними реченнями.
61172. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «РЕЧЕННЯ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ І ВСТАВНИМИ СЛОВАМИ» 51 KB
  Правопис: кома в реченнях зі звертаннями і вставними словами. Внутрішньопредметні звязки: Культура мовлення і стилістика: правильна побудова речень зі звертаннями і вставними словами для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями і вставними словами.
61173. ТЕМАТИЧНА КОНТРОЛЬНА РОБОТА № 6 (ТЕСТОВІ ЗАВДАННЯ). НАВЧАЛЬНЕ КРИТИЧНЕ АУДІЮВАННЯ 39.91 KB
  Оцінити рівень навчальних досягнень восьмикласників з розділу «Речення зі звертаннями і вставними словами»; перевірити знання й уміння, необхідні для правильного використання речень зі звертаннями і вставними словами в мовленні
61174. ПОНЯТТЯ ПРО ВІДОКРЕМЛЕННЯ 257.42 KB
  Сформувати в учнів поняття про відокремлення; ознайомити з видами відокремлених членів речення; розвивати вміння знаходити відокремлені члени в ускладнених реченнях, аналізувати ці речення у висловлюваннях
61175. КОНСПЕКТУВАННЯ ЯК РІЗНОВИД СТИСЛОГО ПЕРЕКАЗУ ПРОЧИТАНОГО НАУКОВО-НАВЧАЛЬНОГО ТЕКСТУ 305.58 KB
  Сформувати в учнів поняття про конспект як один із видів самостійної роботи з літературою; ознайомити з його видами, алгоритмом роботи над складанням конспекту науково-навчального тексту
61176. ВІДОКРЕМЛЕНІ Й НЕВІДОКРЕМЛЕНІ ОЗНАЧЕННЯ, СПОСОБИ ЇХ ВИРАЖЕННЯ 59 KB
  Актуалізація мотиваційних резервів учнів з теми Творче спостереження з елементами аналізу Прочитати виразно текст додержуючись відповідної інтонації в ускладнених реченнях. Назвати речення ускладнені: а однорідними членами; б вставними словами; в відокремленими членами.
61177. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З ВІДОКРЕМЛЕНИМИ ОЗНАЧЕННЯМИ 203 KB
  Удосконалити в учнів загальнопізнавальні вміння правильно інтонувати речення з відокремленими й невідокремленими означеннями, пунктуаційні вміння й навички, пов’язані з уживанням розділових знаків у реченнях з відокремленими означеннями
61178. ВІДОКРЕМЛЕНІ ПРИКЛАДКИ 327 KB
  Виділити відокремлені прикладки. Алгоритм характеристики відокремленої прикладки Дослідження-трансформація Подані речення трансформувати так щоб виділені компоненти виступали в ролі відокремленої прикладки. Виділити відокремлені прикладки.
61179. ВІДОКРЕМЛЕНІ ДОДАТКИ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ З ВІДОКРЕМЛЕНИМИ ДОДАТКАМИ 217.05 KB
  Поглибити знання восьмикласників про відокремлені члени речення, ознайомити з відокремленими додатками, їх місцем у реченні; формувати загальнопізнавальні вміння знаходити в тексті відокремлені додатки, аналізувати їх, правильно інтонувати речення з відокремленими додатками