51771

Рынок, его структура и функция

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рынок имеет сложную структуру. По механизму функционирования выделяют: свободный рынок свободная конкуренция монополизированный условия производства и обращения определяются группой монополий регулируемый ведущая роль принадлежит государству. По объектам обмена различают: товарный рынок финансовый рынок и рынок труда.

Русский

2014-02-12

70 KB

5 чел.

Тема «Рынок, его структура и функция».

  1.  Понятие и структура рыночного хозяйства.
  2.  Функции рынка.
  3.  Инфраструктура рыночной экономики.

1.Рынок – саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Субъектами рыночных отношений являются покупатели, продавцы, предприниматели и всевозможные юридические лица: предприятия, организации, акционерные общества, государство.

Объекты – материальные и нематериальные блага, факторы производства, по поводу которых возникают отношения купли – продажи.

Рынок имеет сложную структуру. С точки зрения пространственных характеристик говорят о местном, региональном, национальном и мировом рынках.

По механизму функционирования выделяют: свободный рынок (свободная конкуренция), монополизированный (условия производства и обращения определяются группой монополий), регулируемый (ведущая роль принадлежит государству).

По объектам обмена различают: товарный рынок, финансовый рынок и рынок труда.

Товарный рынок включает в себя:

  •  Потребительский рынок (рынок предметов потребления, р-к бытовых и транспортных услуг, рынок жилья и т.п.).
  •  Рынок средств производства (р –к производственных зданий и сооружений, р-к орудий труда, р-к сырья, энергии…).
  •  Рынок информации и научно – технических разработок (р-к инноваций и изобретений, р-к продуктов творческого труда – картин, книг…).

Финансовый рынок включает в себя:

  •  Рынок капитала (инвестиционный рынок).
  •  Кредитный рынок (р-к ссудных капиталов).
  •  Рынок ценных бумаг, где продаются и покупаются акции, облигации и т.п.
  •  Валютно - денежный рынок, обеспечивающий оборот иностранных валют и платёжных документов в иностранной валюте по свободным рыночным ценам.

Рынок труда включает в себя совокупность отношений по купле – продаже рабочей силы в соответствии с законами рыночной экономики.


2.Функции рынка.

1. Регулирующая ф-я. Рынок выступает регулятором производства посредством механизма рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Рост цены является сигналом к расширению производства, её падение – сигнал к сокращению.

2. Стимулирующая ф-я. Рынок побуждает товаропроизводителей производить товары с наименьшими затратами. Понижение цены заставляет производителей искать пути снижения издержек. Конкурентная борьба на рынке побуждает производителей обновлять продукцию, улучшать её качество.

3. Информационная ф-я. Связана с тем, что рынок представляет собой богатый источник информации, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

4. Санирующая ф-я. Рынок очищает экономику от экономически слабых хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных производств.

5. Социальная ф-я. Рынок дифференцирует производителей; предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

3. Инфраструктура рыночной экономики и её элементы.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих движение на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Она включает в себя: коммерческие банки, иные финансово- кредитные учреждения, биржи, аукционы, ярмарки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.д.

 Коммерческие банки – учреждения, предоставляющие кредиты за счёт привлечённых в виде вкладов денежных средств, а так же осуществляют широкий круг других операций.

 Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании инвестиций.

 Ипотечные банки – специализируются на долгосрочном кредитовании под залог недвижимости.

Существуют и небанковские специальные учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, судно – сберегательные ассоциации, инвестиционные и др. компании.

Важным элементом рыночной инфраструктуры являются биржи, на которых встречаются покупатели и продавцы, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда.

 Товарная биржа-учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле- продаже товаров. В современных условиях на товарных биржах продаются и покупаются не реальные товары, а контракты на их поставку.


Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля- продажа ценных бумаг по рыночным ценам.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и работниками по найму рабочей силы.

Ярмарка – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров.

Аукцион – публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте, при которой товар достаётся покупателю, предложившему более высокую цену.

 


Тема 4: Рынок, его структура и функции.

Цель учения:

  1.  Уметь характеризовать понятие и структуру рынка.
  2.  Уметь определять функции рынка.
  3.  Воспитывать культуру взаимоотношения в коллективе.

Цель преподавания:

  1.  Сформировать представление о понятии и структуре рынка.
  2.  Объяснить функции рынка.
  3.  Сформировать условия для активной работы учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин.)

(подготовка учащихся к занятию, проверка отсутствующих).

2. Обсуждение практической работы №2 (5 мин.)

(рассмотрение характерных ошибок).

3. Заслушивание рефератов (20 мин.).

4. Вхождение в тему (5 мин).

5. Реализация обучающей темы (30 мин.).

(Понятие и структура рыночного хозяйства. Функции рынка.)

6. Рефлексия (10 мин.)

(Выяснение неусвоенного материала).

7. Подведение итогов (5 мин.)

(Обобщение материала, выставление оценок, д.з. подготовка к ОКР№1).

Условия перехода к рыночному хозяйству в РБ.

Рыночная экономика – особый тип экономической системы, где связи производства и потребления обеспечивают платёжеспособный спрос, а прибыль – ведущий мотив хозяйствования.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В командной (плановой экономике) гос. управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, а в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных процессов является рынок.

Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рыка, условий для его нормального функционирования.

Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Можно выделить 2 группы регулирующих функций государства:

  1.  Функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.
    1.  Функция регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Переход к рыночной экономике в РБ сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоёв населения. Цель государственного вмешательства – сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путём их перераспределения. Главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, т.к. возможности налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают деловую активность. Увеличение размеров и продолжительности выплат трансфертных платежей ослабляет стимул к труду, что отрицательно влияет на экономику.

Т.о наше государство посредствам определённых финансово- бюджетных инструментов (субсидий, дотаций, налогообложения) получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные эффекты рыночной деятельности.

Условия  функционирования рыночной экономики в РБ:

1.Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.

2. Разнообразие форм собственности .

3. Ликвидация монополизма (В РБ наиболее монопольной отраслью считается химическая и нефтехимическая промышленность).

4.Рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения.

5. Устойчивость финансовой и денежной системы.

6. Открытость экономики (внешнеэкономические связи) (В РБ слабость экспортной базы, отрицательное сальдо платёжного баланса, неконвертируемость рубля).

7. Полноценное функционирование товарного, финансового и рынка рабочей силы.

8. Развитая инфраструктура.

9. Социальная защита населения.

10. Государственное регулирование рыночной экономики :

  •  Стабилизация производства;
  •  Финансирование НТП;
  •  Дотация социально значимых отраслей.
  •  Гос. поддержка конкуренции и т.д..

Реализация данных функций позволила достичь положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить основные ежегодные приросты ВВП, укрепить национальную валюту, повысить жизненный уровень населения.

Создание социально – ориентированной рыночной экономики В РБ и обеспечение роста благосостояния белорусского народа – конечная цель реформирования экономики.

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка по объектам обмена».

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка по механизму функционирования»

Рынок

Заполнить схему: «Структура рынка с точки зрения пространственных характеристик».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54334. Формування логічного мовлення школярів у період навчання грамоти засобами словниково-логічних вправ 192 KB
  Важливе місце у цьому процесі належить збагаченню словника дитини словаминазвами предметів їхніми якостями діями. Як свідчить практика головна увага вчителя у цей час спрямована на вивчення звукового комплексу слова тим часом його лексичне значення нерідко залишається поза увагою. Досвід підказує що шестирічна дитина здатна розрізняти і фонетичну і семантичну сторони слова усвідомлювати його як мовну одиницю. В основі методики формування лексичних понять необхідна робота над лексичним значенням слова.
54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...
54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.
54337. Методичний конструктор як техніка підготовки педагогів до впровадження директивних інновацій 59.5 KB
  Цей методичний захід має бути необхідний закладу та учителям легкий у виконанні не обтяжуючий учасників заходу і водночас корисний Для цього треба не забувати про особливості навчання дорослих людей які мають свій досвід свої погляди на себе та оточуючий світ на розвиток себе в професії і суспільстві. Подруге підійдіть до розробки заходу дуже ретельно хоча на сучасному етапі саме розробка дійсно якісного методичного заходу не завжди є проблемою для цього є маса літератури з даного приводу але до технік що обираються треба...
54338. Використання методу проектів на уроках інформатики 187 KB
  Тема: Компютерні презентації Проект: Я інформую Тип проекту : інформаційнотворчий. Очікуваний результат: створення презентації засобами MS PowerPoint. Порада Перед створенням презентації бажано: Визначити тему та призначення презентації Створити схему сценарій презентації Спланувати зміст усіх слайдів їх стиль. ДОДАТКОВІ ВИМОГИ ДО ЗМІСТУ ПРЕЗЕНТАЦІЇ ЗА Д.
54339. ВИКОРИСТАННЯ ПРОЕКТНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЯК ЗАСІБ АКТИВІЗАЦІЇ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ 107.5 KB
  Дуже важливою також є структуризація змістовної частини проекту із зазначенням поетапних результатів. Необхідною складовою методики здійснення проектної діяльності є складання загальної моделі що розглядається як умовний образ схема кінцевого результату проекту. Першим із них передбачено виконання завдань навчального проекту та здійснення презентації кінцевого інтелектуального матеріального продукту безпосередньо на уроці або під час проведення серії уроків з певної теми. Водночас педагогічна функція вчителя ускладнюється порівняно з...
54340. Метод проектів на уроках інформатики 78.5 KB
  Історія виникнення методу проектів Місце методу проектів у навчальному процесі Формування проектних компетенцій Метод проектів на уроках інформатики Висновки Використані джерела Вступ Сучасну практичну діяльність людства науковотехнічний та культурний прогрес у різних сферах суспільного буття неможливо уявити без проектування і проектів. Історія виникнення методу проектів Використання у навчальновиховному процесі методу проектів не є новим для українських шкіл. Першим увів поняття метод проектів...
54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...