51772

Словарная работа на уроках истории в школе VIII вида

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность словарной работы. Этот процесс включает определенную последовательность начиная со смутного представления значения нового слова его применения шкм и на заключительном этапе его действительное освоение. Конечной целью словарной работы является формирование у шкв умения использовать новые слова в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре.

Русский

2014-02-12

62.5 KB

21 чел.

Словарная работа на уроках истории в школе VIII вида

1. Сущность словарной работы. В школе уч-ся овладевают научными понятиями, в том числе историческими, что требует от них усвоения значения слов. Значение – это смысл, то, что обозначает данный предмет, слово, действие. Овладение новым словом для шк-а – это не пассивное, механическое запоминание его значения, а активный, целенаправленный процесс. Этот процесс включает определенную последовательность, начиная со смутного представления значения нового слова, его применения шк-м, и на заключительном этапе его действительное освоение.  Конечной целью словарной работы является формирование у шк-в умения использовать новые слова в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре. Отличие активного словаря от пассивного проявляется в уровне владения словом. Если уч-к понимает значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами, уместно употреблять в своей речи, то это слово входит в активный словарный запас. Понимание значения слова – только начало формирования ист. понятия. К пассивному словарному запасу относится слово, если шк-к его понимает, но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи. Словарная работа – это систематическое, целенаправленное овладение шк-ми под руководством учителя незнакомыми или трудными словами, усвоение их значений и сфер употребления с целью использования в собственных высказываниях.

2. Особенности усвоения слов и выражений исторического характера уч-ся с нарушен. интеллекта. При организации словарной работы с у\о шк-ми надо учитывать особенности осмысливания ими значения отдельных слов и выражений. Так, если действующее в рассказе лицо называется по-разному (Иван IV – великий князь – царь – Иван Грозный), то некоторые шк-ки могут не понять, что речь идет об одном и том же человеке. Встречаются шк-ки, которые некоторые выражения понимают буквально. Так, если учитель или текст учебника используют выражение «поход Батыя на русские земли», то такие шк-ки могут представить не войско под командованием хана Батыя, а одного человека, который пошел войной на Русь. Иногда уже знакомые шк-м слова в учебнике употребляются с новым смысловым оттенком или с переносным значением, в таком случае шк-ки могут неправильно понять весь рассказ или его фрагмент. Так, в тексте встречается выражение «… стремился сесть на престол». Шк-ки могут воспринять эту фразу в смысле «хотел сесть на какой-то стол», поскольку слово сесть понимается ими буквально, а слово престол из-за недопонимания заменяется созвучным стол. Зависимость значения слова от контекста часто встречается в текстах учебников истории. Такие ошибки неправильного осмысливания слов и оборотов речи необходимо предусматривать и предупреждать путем соответствующих разъяснений. 

Кроме того, у у\о шк-в за словами и фразами часто не возникает нужных исторических представлений и нужна специальная подготовительная работа, чтобы они появились. Мы рассмотрели организацию такой работы на примере конкретизации термина «подсечное земледелие», когда вначале на основе наглядности у шк-в создаются образы о действиях, входящих в этот вид земледелия, а затем, читая об этом текст, у них в сознании воспроизводится ранее созданный образ.

3. Принципы и приемы организации словарной работы. В учебниках для школ VIII вида есть слова-понятия, которые имеют второстепенное значение, а также те, которые нуждаются в тщательной словарной работе, т.к. важны для понимания смысла главных исторических фактов и их объяснения. Словарная работа должна вестись на основе принципов систематичности и на межпредметном уровне: во внеурочное время, на уроках русск. языка, чтения, развития речи, географии, истории и т.д. Особое значение имеет ее правильная организация на уроках чтения, где она не должна сводиться, как это часто бывает, только к правильному произношению слов, их написанию и объяснению современного значения. С нач. классов надо заинтересовать шк-в объяснением этимологии слов, т.е. историей их происхождения. Начинать такую работу следует с обычных часто встречающихся слов. Так, слово берёза восходит к слову белый; вилок – к вить; корова – к слову кор, что по древнеславянскому «рог»; кочан – к слову кочка; лягушка – к слову ляга (лягать – «бить ногами»); пирог – к слову пир; слова пастбище, пастух, пасти, паства имеют древнерусский корень -паст-, означающий спасти, уберечь от опасности; слова колесо, околица, кольцо, колесить, происходят от древнерусского коло (круг); и т.д. Язык-источник на этом этапе шк-м можно не сообщать, достаточно слов «в старину» или «в древности».  Уже с начальных классов надо приучать шк-в находить в тексте незнакомые слова, интересоваться их значением. Если учитель не поощряет и не развивает этого стремления у детей, то у них складывается привычка читать текст поверхностно, бездумно, не вникая в глубину его смысла.  

Особенно часто этимология слов выясняется на уроках истории: слово вече, как и слова привет, завет, совет, завещание, ответ, навет, имеют корень -вет- от древнерусского вещать, говорить, изрекать; слово оброк – от обречь, обрекать себя на что-то; слово царь связано с именем византийского императора Юлия Цезаря (императоров Византии русские люди вначале называли цезарями, потом царями); понятие дворяне произошло от слов «двор князя», «двор боярина» (младшие дружинники в мирное время работали при дворе своего князя или боярина, выполняя многочисленные поручения); слово культура – от слова культ (служение божеству, преклонение перед кем-то или чем-то, почитание).

Уч-лю не следует давать в готовом виде объяснения значений всех слов. Надо побуждать шк-в к нахождению их объяснений в тексте, наглядности, а в старших классах в словарях, детской энциклопедии и в др. источниках, стимулируя их самостоят-ть.

Склонность у\о шк-в к усвоению однозначности слова надо предупреждать путем разъяснений и организации упражнений по нахождению в учебнике и речи учителя других значений для усваиваемого термина. Так, слово орда может означать: 1) монгольское войско; 2) государство - Золотая орда; 3) ставку хана в виде ханского шатра; 4) в современном языке под ордой подразумевается неорганизованная, необузданная толпа.  Значение слов, которые обозначают конкретные объекты, обычно выясняется с помощью наглядности (орудия труда, вооружение и др.). При этом в работе с наглядностью надо чаще использовать прием варьирования, кот. помогает предупредить и скорригировать возникновение  искаженного или неполного образа у  у\о шк-в из-за того, что они часто обращают внимание на яркие второстепенные детали, выдавая это второстепенное за основное («щиты у славян были только красного цвета»; «дружинники – это люди, на которых надета кольчуга»). Прием варьирования помогает шк-м увидеть несущественные, постоянно изменяющиеся свойства (цвет, размер и др.), выделить существенные, неизменные и общие для всех изображений подобного объекта. Так, сравнивая 2-3 рисунка, которые изображают вооружение и доспехи воинов, шк-ки под руков. уч-ля обратят внимание на то, что щиты у них могли быть разными по цвету (не обязательно красными), по размеру и форме (у конных воинов одни, у пеших – другие). Делается вывод, что это все изменяющиеся несущественные признаки. Термин существенные признаки можно разъяснить как главные, основные, без которых предмет теряет свое назначение. Так, основное назначение боевого щита – оборонять, защищать воина от стрел и вражеских ударов (оборонительный доспех), но чтобы щиты выполняли это предназначение, они должны быть прочными, легкими и удобными в бою. Все это и составляет существенные признаки данного предмета.   Для выяснения значения некоторых слов применяется другое средство наглядности – карта. Так, шк-ки лучше поймут, почему в понятии «восточные славяне» появилось слово восточные, если на ист. карте вначале найдут места расселения южных и западных славян. Термин прибалтийские земли они осознают, если покажут на карте земли расположенные рядом с Балтикой (при Балтийском море); то же самое со словом Поволжье.

Некоторые слова объясняются, отталкиваясь от вида занятия: полюдье – ходить по людям за данью (сбор князем дани); барщина – работа на барина; деревня – от глаголов драть, деру (прежде чем строиться в лесной местности, в которой жили восточные славяне, вначале надо было освободить место от деревьев и кустарников, а их приходилось выдирать, прилагая большие усилия, а отсюда дерудеревня); происхождение слова кузнец, как и кузница, наковальня, подкова, оковы, коварный, связано с действием ковать, кую.

Значение сложного  составного слова шк-ки могут понять, если под руководством уч-ля разделят его на простые: землевладелец – земля, владеть; воевода – воев (воинов) водить; князь – кн (сокращенное конь), язь (язъ – древнеславянское человек) – человек на коне; венценосный – венец носить. Некоторые слова лучше осознаются, если к ним шк-ки осуществят подбор однокоренных слов: дань – давать, подаяние; барщина – барин, баре; пехота – пеший, пешеход, пешком; ведьма –  ведать, весть, невежда; пряха – пряду, рядиться, ряд, наряд, неряха; промысел – промышлять, промышленность. В других случаях подбираются слова-характеристики, отражающие свойства, признаки изучаемого материала. Например, уч-м предлагается выбрать слова, кот. характеризуют народ Руси в период монгольского ига (угнетенный, покорный, мужественный, слабый, трусливый, трудолюбивый, угодливый, свободолюбивый), или слова для характеристики Петра I (трудолюбивый, добрый, энергичный, ленивый, жестокий, заботливый, решительный, талантливый, деятельный), с последующей конкретизацией выбранных слов примерами.

Иногда используется подбор синонимов и антонимов. Это помогает лучше оттенить смысл, уточнить значение некоторых слов: иго – угнетение, крестьянин – земледелец, землепашец, хлебороб; хан – князь; равенство – неравенство; общая собственность – частная собственность. Есть термины, которые объясняются по смыслу: декабристы – в декабре. От слова кремний (крепкий камень) произошло слово кремль; от слова коробкорабль. Слово бояре (старшие дружинники, командиры отдельных полков) происхождением, по-видимому, связано с фразой «более ярые в бою». Значение некоторых обобщающих слов лучше осознается, если предложить шк-м из ряда слов убрать лишнее, а затем оставшиеся слова назвать одним обобщающим словом: серп, мотыга, (щит), топор, лопата, соха – орудия труда; кузнецы, гончары, (бояре), бондари, плотники – ремесленники. 

Новое слово лучше запоминается, если уч-ль дает интересный материал, связанный с этим словом. Так, первые пушки назывались «тюфяками» потому, что при стрельбе издавали звук - тюф-тюф. Поле получило в народе название «Куликово» из-за того, что в траве на этом поле водилось много маленьких птичек - куликов.

На уроках истории надо приучать шк-в использовать термины, употребляемые в изучаемый период. Так, в 14–15 вв. вместо слов солдаты, офицеры (тогда в России не было регулярной армии), а также командир, патруль, барин, зал (они появились позже), надо употреблять старые русские слова – дружинники, воевода, начальник, дозор, боярин, помещик, слуга, палата. Рекомендуется использовать эпитеты и обороты речи, свойственные изучаемому времени, и передающие колорит эпохи, ее эпические особенности. Так, в рассказах о битвах периода Древней Руси надо применять слова-выражения типа: булатный меч, копье червленое, стрелы острые, лук тугой.  Эпические особенности эпохи хорошо усваиваются при работе с поговорками, пословицами, крылатыми словами, меткими оборотами речи. В 7–9 кл. учителям и воспитателям надо чаще использовать в речи ист. пословицы, поговорки, крылатые слова, способствуя их осмысленному восприятию шк-ми и применению в своей речи. При работе с ними уч-ся под руков. уч-ля выясняют, когда и в связи с чем могло появиться такое выражение, в каких случаях его можно использовать сейчас. Так поговорка «Тут что, Мамай воевал» связана с опустошительными набегами монголо-татар; поговорки «Были, были  – и бояре волком выли» и «Отольются волку овечьи слезы» намекают на народные восстания, на неотвратимость наказания власть имущих за издевательства над народом; поговорка «Голодный француз и вороне рад» связана с голодным для французов пребыванием в Москве зимой 1812 года и т.п. Шк-м даются различные практические задания со словами и образными выражениями: на классификацию (разделите перечисленные выражения на группы; озаглавьте следующие слова; с какими из названных здесь людей связаны эти выражения), на объяснение смысла, в том числе и переносного (на рисунке в учебнике рассмотрите бояр и объясните выражение «работать спустя рукава»; сосчитайте на рисунке в учебнике «Славянская семья» количество изображенных людей, а потом попробуйте объяснить происхождение слова «семья»).

В соответствующих ист. темах надо предлагать шк-м разгадывать загадки, подчеркивающие важные признаки изучаемых объектов. Так, загадка «Маленький, горбатенький, по ниве побежал, каждый колос задрожал» отражает существенные свойства серпа, а загадка «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет. Гуляй, Матвей, обувки не жалей, до субботы доживем – новые сплетем» отражает и материал, из которого делались лапти, и их основные особенности.

Для активизации словарной работы на уроках можно проводить словарные пятиминутки или разминки, когда уч-ль в течение 2–4 минут ставит перед классом вопросы и задания на выяснение знания новых слов и их значения. Подбор слов уч-ль осуществляет с учетом изучаемой темы, периода времени, особенностей шк-в. Такую работу можно проводить в удобное время на уроке, но это надо делать систематически из урока в урок, тогда будет виден положительный результат. Так как в словарной работе большое значение имеют действия самих шк-в со словами, словосочетаниями и афоризмами, то уч-лю наряду с вопросами надо давать им разнообразные практические задания. Так можно предложить задание на соединение разрозненных частей поговорок и пословиц, подбор синонимов и антонимов, классификацию слов-терминов, подведение частных слов-понятий под более общие, выделение корня в однокоренных словах, подбор однокоренных слов и т.п. При проведении разминок и пятиминуток важны задания на выяснение признаков изучаемого слова-понятия. Так, отрабатывая слово помещик, шк-ки подбирают к карточке с этим словом те иллюстрации, которые ему соответствуют, потом находят среди других карточек, те из них, на которых написаны существенные признаки этого понятия – «человек, который за службу государю получал от него землю, помещался на нее», «владелец земли», «владелец крестьян, которые были прикреплены к его земле и жили на ней», затем они объединяют содержание этих карточек одним суждением, давая определение понятию «помещик». Так постепенно обогащается и конкретизируется содержание понятий, выделяются их типические признаки.

Наиболее сложные для понимания и произношения слова надо выносить на доску и работать с ними до рассказа учителя или чтения текста. Надо потренироваться в их правильном произношении, т.к. по ходу связного изложения работа с такими словами может отнять много времени и это отвлечет шк-в от уяснения смысла всего материала в целом.

В работе над новым историческим термином можно выделить определенную последовательность. Вначале шк-ки побуждаются к нахождению непонятных слов-терминов в новом материале, после нахождения такого слова уточняется его произношение и написание, возможные формы его изменения (по числу, роду, падежам и т.п.). Затем уч-ки пытаются объяснить значение и происхождение слова, опираясь на контекст, в котором слово использовано, на объяснение в учебнике, рисунке и других источниках, путем подбора родственных слов, слов синонимов и антонимов и т.п.  При этом уч-ль, организуя работу шк-в, сам дает объяснение в последнюю очередь. При необходимости он помогает уч-ся дать определение новому слову-понятию. Наиболее сложным по смыслу словам дается не научное определение, а определение в виде перечисления явлений, охватываемых данным понятием (государство - единая  территория, столица, армия, структура власти; культура - достижения народа в образовании, науке, искусстве). На заключительном этапе уч-ки составляют с новыми словами предложения и фразы, включают их в рассказ, выполняют с ними другие практические работы.

Последовательная и постоянная работа со словом учит шк-в наблюдать, вдумчиво читать, осмысленно воспринимать фильмы художественно-исторического содержания, правильно передавать свои мысли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1028. Создание и обработка изображений для печатной рекламы средствами программы Corel Draw 573.5 KB
  Краткое описание продукта Corel Draw. Особенности разработки элементов наружной рекламы в пакетах Corel Draw. Состав изображений. Графические объекты. Использование пиксельных изображений в Corel Draw и функция импорт. Перспектива, тени и экструзия. Цветовые палитры и модели цвета.
1029. Методика викладання математики та її зв'язок з іншими науками 453.5 KB
  Огляд програмного забезпечення навчального процесу у вищій школі. Математичні методи наукових досліджень і сучасне природознавство. Сучасні тенденції розвитку математичної освіти у середній і вищій школі. Філософські проблеми математики в історичному контексті. Формування наукового світогляду при вивченні математики. Методика формування математичних понять. Організація, зміст і перспективи дистанційної освіти.
1030. Технологический процесс при производстве ударопрочного полистирола 469.64 KB
  Разработка системы управления технологическими процессами. Описание алгоритмов сбора, первичной обработки информации и циклического опроса датчиков. Спецификация на приборы и средства автоматизации. Контроллер РСУ и ПАЗ.
1031. Теории организации и управление предприятием и персоналом 706 KB
  Виды социальных систем их особенности. Схемы отношений индивидов в организации. Особенности их применения. Отличия форм собственности хозяйственных операций. Особенности национальных моделей менеджмента (японская, американская, европейская, российская). Функции в организации. Их классификация и состав. Управление противоречиями в организации. Пути формирования организационной культуры.
1032. Учет в производственных подразделениях, учет денежных средств, расчетов и кредитных операций 477 KB
  Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО Хлебозавод №5. Организация учета в производственных подразделениях ООО Хлебозавод №5. Учет на складах и других местах хранения готовой продукции и материальных производственных запасов. Учет кредитных операций
1033. Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах, конструирование баз данных 469 KB
  Краткие сведения о системах принятия решения. Системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Разработка системы принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу Финансовая математика.
1034. Разработка защиты кабинета руководителя 558 KB
  Моделирование угроз утечки информации. Моделирование радиоэлектронного канала утечки информации. Предотвращение перехвата радио и электрических сигналов. Перечень программно-аппаратных средств защиты информации. Меры по защите речевой информации от подслушивания.
1035. База данных городской телефонной связи и Интернет - Домолинк 429.5 KB
  Описание базы данных в терминах объектов предметной области. Представление базы данных реляционной моделью. Архитектура информационной системы. Реализация алгоритмов обработки данных. Реализация информационной системы. Описание структуры базы данных.
1036. Теория философии 437 KB
  Мировоззрение, его структура и уровни. Формы мировоззрения: мифология, философия, религия. Философия как теория и метод (диалектика и метафизика). Многообразие философских направлений и школ. Система объективного идеализма Платона. Его учение о бытие, о человеке, его душе и познании. Теория идеального государства Платона. Философия трансцендентального идеализма И. Канта: чувственность, рассудок, разум как ступени познания. Этика Канта.