51772

Словарная работа на уроках истории в школе VIII вида

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность словарной работы. Этот процесс включает определенную последовательность начиная со смутного представления значения нового слова его применения шкм и на заключительном этапе его действительное освоение. Конечной целью словарной работы является формирование у шкв умения использовать новые слова в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре.

Русский

2014-02-12

62.5 KB

19 чел.

Словарная работа на уроках истории в школе VIII вида

1. Сущность словарной работы. В школе уч-ся овладевают научными понятиями, в том числе историческими, что требует от них усвоения значения слов. Значение – это смысл, то, что обозначает данный предмет, слово, действие. Овладение новым словом для шк-а – это не пассивное, механическое запоминание его значения, а активный, целенаправленный процесс. Этот процесс включает определенную последовательность, начиная со смутного представления значения нового слова, его применения шк-м, и на заключительном этапе его действительное освоение.  Конечной целью словарной работы является формирование у шк-в умения использовать новые слова в собственных высказываниях. Поэтому в методике говорят об активном и пассивном словаре. Отличие активного словаря от пассивного проявляется в уровне владения словом. Если уч-к понимает значение слова, умеет правильно сочетать его с другими словами, уместно употреблять в своей речи, то это слово входит в активный словарный запас. Понимание значения слова – только начало формирования ист. понятия. К пассивному словарному запасу относится слово, если шк-к его понимает, но не умеет правильно употребить или не употребляет в речи. Словарная работа – это систематическое, целенаправленное овладение шк-ми под руководством учителя незнакомыми или трудными словами, усвоение их значений и сфер употребления с целью использования в собственных высказываниях.

2. Особенности усвоения слов и выражений исторического характера уч-ся с нарушен. интеллекта. При организации словарной работы с у\о шк-ми надо учитывать особенности осмысливания ими значения отдельных слов и выражений. Так, если действующее в рассказе лицо называется по-разному (Иван IV – великий князь – царь – Иван Грозный), то некоторые шк-ки могут не понять, что речь идет об одном и том же человеке. Встречаются шк-ки, которые некоторые выражения понимают буквально. Так, если учитель или текст учебника используют выражение «поход Батыя на русские земли», то такие шк-ки могут представить не войско под командованием хана Батыя, а одного человека, который пошел войной на Русь. Иногда уже знакомые шк-м слова в учебнике употребляются с новым смысловым оттенком или с переносным значением, в таком случае шк-ки могут неправильно понять весь рассказ или его фрагмент. Так, в тексте встречается выражение «… стремился сесть на престол». Шк-ки могут воспринять эту фразу в смысле «хотел сесть на какой-то стол», поскольку слово сесть понимается ими буквально, а слово престол из-за недопонимания заменяется созвучным стол. Зависимость значения слова от контекста часто встречается в текстах учебников истории. Такие ошибки неправильного осмысливания слов и оборотов речи необходимо предусматривать и предупреждать путем соответствующих разъяснений. 

Кроме того, у у\о шк-в за словами и фразами часто не возникает нужных исторических представлений и нужна специальная подготовительная работа, чтобы они появились. Мы рассмотрели организацию такой работы на примере конкретизации термина «подсечное земледелие», когда вначале на основе наглядности у шк-в создаются образы о действиях, входящих в этот вид земледелия, а затем, читая об этом текст, у них в сознании воспроизводится ранее созданный образ.

3. Принципы и приемы организации словарной работы. В учебниках для школ VIII вида есть слова-понятия, которые имеют второстепенное значение, а также те, которые нуждаются в тщательной словарной работе, т.к. важны для понимания смысла главных исторических фактов и их объяснения. Словарная работа должна вестись на основе принципов систематичности и на межпредметном уровне: во внеурочное время, на уроках русск. языка, чтения, развития речи, географии, истории и т.д. Особое значение имеет ее правильная организация на уроках чтения, где она не должна сводиться, как это часто бывает, только к правильному произношению слов, их написанию и объяснению современного значения. С нач. классов надо заинтересовать шк-в объяснением этимологии слов, т.е. историей их происхождения. Начинать такую работу следует с обычных часто встречающихся слов. Так, слово берёза восходит к слову белый; вилок – к вить; корова – к слову кор, что по древнеславянскому «рог»; кочан – к слову кочка; лягушка – к слову ляга (лягать – «бить ногами»); пирог – к слову пир; слова пастбище, пастух, пасти, паства имеют древнерусский корень -паст-, означающий спасти, уберечь от опасности; слова колесо, околица, кольцо, колесить, происходят от древнерусского коло (круг); и т.д. Язык-источник на этом этапе шк-м можно не сообщать, достаточно слов «в старину» или «в древности».  Уже с начальных классов надо приучать шк-в находить в тексте незнакомые слова, интересоваться их значением. Если учитель не поощряет и не развивает этого стремления у детей, то у них складывается привычка читать текст поверхностно, бездумно, не вникая в глубину его смысла.  

Особенно часто этимология слов выясняется на уроках истории: слово вече, как и слова привет, завет, совет, завещание, ответ, навет, имеют корень -вет- от древнерусского вещать, говорить, изрекать; слово оброк – от обречь, обрекать себя на что-то; слово царь связано с именем византийского императора Юлия Цезаря (императоров Византии русские люди вначале называли цезарями, потом царями); понятие дворяне произошло от слов «двор князя», «двор боярина» (младшие дружинники в мирное время работали при дворе своего князя или боярина, выполняя многочисленные поручения); слово культура – от слова культ (служение божеству, преклонение перед кем-то или чем-то, почитание).

Уч-лю не следует давать в готовом виде объяснения значений всех слов. Надо побуждать шк-в к нахождению их объяснений в тексте, наглядности, а в старших классах в словарях, детской энциклопедии и в др. источниках, стимулируя их самостоят-ть.

Склонность у\о шк-в к усвоению однозначности слова надо предупреждать путем разъяснений и организации упражнений по нахождению в учебнике и речи учителя других значений для усваиваемого термина. Так, слово орда может означать: 1) монгольское войско; 2) государство - Золотая орда; 3) ставку хана в виде ханского шатра; 4) в современном языке под ордой подразумевается неорганизованная, необузданная толпа.  Значение слов, которые обозначают конкретные объекты, обычно выясняется с помощью наглядности (орудия труда, вооружение и др.). При этом в работе с наглядностью надо чаще использовать прием варьирования, кот. помогает предупредить и скорригировать возникновение  искаженного или неполного образа у  у\о шк-в из-за того, что они часто обращают внимание на яркие второстепенные детали, выдавая это второстепенное за основное («щиты у славян были только красного цвета»; «дружинники – это люди, на которых надета кольчуга»). Прием варьирования помогает шк-м увидеть несущественные, постоянно изменяющиеся свойства (цвет, размер и др.), выделить существенные, неизменные и общие для всех изображений подобного объекта. Так, сравнивая 2-3 рисунка, которые изображают вооружение и доспехи воинов, шк-ки под руков. уч-ля обратят внимание на то, что щиты у них могли быть разными по цвету (не обязательно красными), по размеру и форме (у конных воинов одни, у пеших – другие). Делается вывод, что это все изменяющиеся несущественные признаки. Термин существенные признаки можно разъяснить как главные, основные, без которых предмет теряет свое назначение. Так, основное назначение боевого щита – оборонять, защищать воина от стрел и вражеских ударов (оборонительный доспех), но чтобы щиты выполняли это предназначение, они должны быть прочными, легкими и удобными в бою. Все это и составляет существенные признаки данного предмета.   Для выяснения значения некоторых слов применяется другое средство наглядности – карта. Так, шк-ки лучше поймут, почему в понятии «восточные славяне» появилось слово восточные, если на ист. карте вначале найдут места расселения южных и западных славян. Термин прибалтийские земли они осознают, если покажут на карте земли расположенные рядом с Балтикой (при Балтийском море); то же самое со словом Поволжье.

Некоторые слова объясняются, отталкиваясь от вида занятия: полюдье – ходить по людям за данью (сбор князем дани); барщина – работа на барина; деревня – от глаголов драть, деру (прежде чем строиться в лесной местности, в которой жили восточные славяне, вначале надо было освободить место от деревьев и кустарников, а их приходилось выдирать, прилагая большие усилия, а отсюда дерудеревня); происхождение слова кузнец, как и кузница, наковальня, подкова, оковы, коварный, связано с действием ковать, кую.

Значение сложного  составного слова шк-ки могут понять, если под руководством уч-ля разделят его на простые: землевладелец – земля, владеть; воевода – воев (воинов) водить; князь – кн (сокращенное конь), язь (язъ – древнеславянское человек) – человек на коне; венценосный – венец носить. Некоторые слова лучше осознаются, если к ним шк-ки осуществят подбор однокоренных слов: дань – давать, подаяние; барщина – барин, баре; пехота – пеший, пешеход, пешком; ведьма –  ведать, весть, невежда; пряха – пряду, рядиться, ряд, наряд, неряха; промысел – промышлять, промышленность. В других случаях подбираются слова-характеристики, отражающие свойства, признаки изучаемого материала. Например, уч-м предлагается выбрать слова, кот. характеризуют народ Руси в период монгольского ига (угнетенный, покорный, мужественный, слабый, трусливый, трудолюбивый, угодливый, свободолюбивый), или слова для характеристики Петра I (трудолюбивый, добрый, энергичный, ленивый, жестокий, заботливый, решительный, талантливый, деятельный), с последующей конкретизацией выбранных слов примерами.

Иногда используется подбор синонимов и антонимов. Это помогает лучше оттенить смысл, уточнить значение некоторых слов: иго – угнетение, крестьянин – земледелец, землепашец, хлебороб; хан – князь; равенство – неравенство; общая собственность – частная собственность. Есть термины, которые объясняются по смыслу: декабристы – в декабре. От слова кремний (крепкий камень) произошло слово кремль; от слова коробкорабль. Слово бояре (старшие дружинники, командиры отдельных полков) происхождением, по-видимому, связано с фразой «более ярые в бою». Значение некоторых обобщающих слов лучше осознается, если предложить шк-м из ряда слов убрать лишнее, а затем оставшиеся слова назвать одним обобщающим словом: серп, мотыга, (щит), топор, лопата, соха – орудия труда; кузнецы, гончары, (бояре), бондари, плотники – ремесленники. 

Новое слово лучше запоминается, если уч-ль дает интересный материал, связанный с этим словом. Так, первые пушки назывались «тюфяками» потому, что при стрельбе издавали звук - тюф-тюф. Поле получило в народе название «Куликово» из-за того, что в траве на этом поле водилось много маленьких птичек - куликов.

На уроках истории надо приучать шк-в использовать термины, употребляемые в изучаемый период. Так, в 14–15 вв. вместо слов солдаты, офицеры (тогда в России не было регулярной армии), а также командир, патруль, барин, зал (они появились позже), надо употреблять старые русские слова – дружинники, воевода, начальник, дозор, боярин, помещик, слуга, палата. Рекомендуется использовать эпитеты и обороты речи, свойственные изучаемому времени, и передающие колорит эпохи, ее эпические особенности. Так, в рассказах о битвах периода Древней Руси надо применять слова-выражения типа: булатный меч, копье червленое, стрелы острые, лук тугой.  Эпические особенности эпохи хорошо усваиваются при работе с поговорками, пословицами, крылатыми словами, меткими оборотами речи. В 7–9 кл. учителям и воспитателям надо чаще использовать в речи ист. пословицы, поговорки, крылатые слова, способствуя их осмысленному восприятию шк-ми и применению в своей речи. При работе с ними уч-ся под руков. уч-ля выясняют, когда и в связи с чем могло появиться такое выражение, в каких случаях его можно использовать сейчас. Так поговорка «Тут что, Мамай воевал» связана с опустошительными набегами монголо-татар; поговорки «Были, были  – и бояре волком выли» и «Отольются волку овечьи слезы» намекают на народные восстания, на неотвратимость наказания власть имущих за издевательства над народом; поговорка «Голодный француз и вороне рад» связана с голодным для французов пребыванием в Москве зимой 1812 года и т.п. Шк-м даются различные практические задания со словами и образными выражениями: на классификацию (разделите перечисленные выражения на группы; озаглавьте следующие слова; с какими из названных здесь людей связаны эти выражения), на объяснение смысла, в том числе и переносного (на рисунке в учебнике рассмотрите бояр и объясните выражение «работать спустя рукава»; сосчитайте на рисунке в учебнике «Славянская семья» количество изображенных людей, а потом попробуйте объяснить происхождение слова «семья»).

В соответствующих ист. темах надо предлагать шк-м разгадывать загадки, подчеркивающие важные признаки изучаемых объектов. Так, загадка «Маленький, горбатенький, по ниве побежал, каждый колос задрожал» отражает существенные свойства серпа, а загадка «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет. Гуляй, Матвей, обувки не жалей, до субботы доживем – новые сплетем» отражает и материал, из которого делались лапти, и их основные особенности.

Для активизации словарной работы на уроках можно проводить словарные пятиминутки или разминки, когда уч-ль в течение 2–4 минут ставит перед классом вопросы и задания на выяснение знания новых слов и их значения. Подбор слов уч-ль осуществляет с учетом изучаемой темы, периода времени, особенностей шк-в. Такую работу можно проводить в удобное время на уроке, но это надо делать систематически из урока в урок, тогда будет виден положительный результат. Так как в словарной работе большое значение имеют действия самих шк-в со словами, словосочетаниями и афоризмами, то уч-лю наряду с вопросами надо давать им разнообразные практические задания. Так можно предложить задание на соединение разрозненных частей поговорок и пословиц, подбор синонимов и антонимов, классификацию слов-терминов, подведение частных слов-понятий под более общие, выделение корня в однокоренных словах, подбор однокоренных слов и т.п. При проведении разминок и пятиминуток важны задания на выяснение признаков изучаемого слова-понятия. Так, отрабатывая слово помещик, шк-ки подбирают к карточке с этим словом те иллюстрации, которые ему соответствуют, потом находят среди других карточек, те из них, на которых написаны существенные признаки этого понятия – «человек, который за службу государю получал от него землю, помещался на нее», «владелец земли», «владелец крестьян, которые были прикреплены к его земле и жили на ней», затем они объединяют содержание этих карточек одним суждением, давая определение понятию «помещик». Так постепенно обогащается и конкретизируется содержание понятий, выделяются их типические признаки.

Наиболее сложные для понимания и произношения слова надо выносить на доску и работать с ними до рассказа учителя или чтения текста. Надо потренироваться в их правильном произношении, т.к. по ходу связного изложения работа с такими словами может отнять много времени и это отвлечет шк-в от уяснения смысла всего материала в целом.

В работе над новым историческим термином можно выделить определенную последовательность. Вначале шк-ки побуждаются к нахождению непонятных слов-терминов в новом материале, после нахождения такого слова уточняется его произношение и написание, возможные формы его изменения (по числу, роду, падежам и т.п.). Затем уч-ки пытаются объяснить значение и происхождение слова, опираясь на контекст, в котором слово использовано, на объяснение в учебнике, рисунке и других источниках, путем подбора родственных слов, слов синонимов и антонимов и т.п.  При этом уч-ль, организуя работу шк-в, сам дает объяснение в последнюю очередь. При необходимости он помогает уч-ся дать определение новому слову-понятию. Наиболее сложным по смыслу словам дается не научное определение, а определение в виде перечисления явлений, охватываемых данным понятием (государство - единая  территория, столица, армия, структура власти; культура - достижения народа в образовании, науке, искусстве). На заключительном этапе уч-ки составляют с новыми словами предложения и фразы, включают их в рассказ, выполняют с ними другие практические работы.

Последовательная и постоянная работа со словом учит шк-в наблюдать, вдумчиво читать, осмысленно воспринимать фильмы художественно-исторического содержания, правильно передавать свои мысли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12751. Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода 171 KB
  Лабораторная работа 3 Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода Цель работы Изучить возможность криптоанализа потокового шифратора при помощи вычисления корреляции между шифрующей гаммой и выходами линейных рекуррентных регистро...
12752. Получение знаний о высоковольтных выключателях 496.9 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о высоковольтных выключателях. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с назначением и типами высоковольтных выключателей характеризующими их параметрами и условиями выбора. Условия выбора выключателей: В о...
12753. Масляные выключатели. Маломасляные выключатели 122.38 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о высоковольтных выключателях. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с назначением и типами высоковольтных выключателей характеризующими их параметрами и условиями выбора. Масляные выключатели Различаю
12754. Получение знаний об измерительных трансформаторах тока 407.96 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Целью работы является получение знаний об измерительных трансформаторах тока. ОДНОВИТКОВЫЕ: ТПОЛ: Стержневые трансформаторы тока с литой изоляцией типа ТПОЛ Т трансформатор тока П проходной О одновитковый Л с литой изоляцией. Предназначе...
12755. Получение знаний об измерительных трансформаторах напряжения 91.42 KB
  Целью работы является получение знаний об измерительных трансформаторах напряжения. НОМ – трансформатор напряжения однофазный масляный; НТМИ – трансформатор напряжения трехфазный масляный с дополнительной вторичной обмоткой для контроля изоляции сети; НТМК – тр
12756. Приводы высоковольтных выключателей Управление масляным выключателем ВМПЭ-10 369.83 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Приводы высоковольтных выключателей Управление масляным выключателем ВМПЭ10 ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о приводах высоковольтных выключателей а так же ознакомление со схемой управления масляными выключателями....
12757. Комплектные распределительные устройства 6-10 кВ 236.59 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 Комплектные распределительные устройства 610 кВ ЦЕЛЬ РАБОТЫ Целью работы является получение знаний о конструкциях ячеек комплектных распределительных устройств 610 кВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Ознакомиться с информацией...
12758. Разъединители, отделители короткозамыкатели 267.85 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 Разъединители отделители короткозамыкатели. Целью лабораторной работы является получение знаний о разъединителях отделителях и короткозамыкателях используемых в установках выше 1000 В. Разъединитель. Разъединитель предст
12759. Метод наименьших квадратов 1.88 MB
  Метод наименьших квадратов В данной работе содержатся краткие теоретические положения образцы выполнения заданий необходимые для выполнения лабораторной работы индивидуальные задания. Работа предназначена для студентов всех специальностей. Содержание 1. Те...