51775

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.

Русский

2014-02-12

116.5 KB

9 чел.

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе:

Обучение и тренировка осуществляются в процессе учебно-тренировочных уроков, которые в отдельных случаях можно подразделить на учебные и тренировочные занятия.

Каждый урок строится и проводится так, чтобы одновременно решать все задачи учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом из них ставят конкретные задачи и подбирают соответствующий комплекс упражнений. Сам урок строят по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности и использовать необходимые методы проведения.

Длительность урока колеблется от 30—45 мин до трех и более часов. Все уроки различаются по своей направленности, но в большинстве случаев они имеют комплексный характер.

План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей, в которых решают различные задачи. Чаще других используют трехчастные уроки: первая часть — подготовительная, вторая — основная, третья — заключительная. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока, подготовленности занимающихся, условий проведения и т. д.

Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока. В ней используют строевые и порядковые, общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, подвижные игры. Общая ее продолжительность — 20—30% (до 50%) времени урока.

Содержание первой части подбирают с учетом задач основной части. Перед началом урока необходимо сообщить занимающимся задачи урока. Упражнения следует проводить без больших пауз, в разнообразном сочетании, добиваясь разностороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.

Основная часть (70—80% времени) направлена на решение учебных задач — овладение специальными знаниями и навыками и их совершенствование. Это достигается с помощью общеподготовительных, подводящих и специальных упражнений. В конце основной части обычно используют учебную игру, которая помогает закреплению и совершенствованию изученного материала.

Заключительная часть (5—10% времени) имеет целью постепенное снижение нагрузки и подготовку занимающихся к последующей деятельности. Однако здесь могут решаться и задачи совершенствования двигательных навыков на фоне утомления (например, штрафных бросков в баскетболе).

С помощью различных упражнений (строевых, на внимание и расслабление, дыхательных) создают условия для ускорения восстановительных процессов. Это, как правило, упражнения с малой интенсивностью, несложные по координации.

Урок завершается анализом выполнения поставленных задач. Разбирают наиболее общие ошибки, намечают пути их устранения, определяют индивидуальные задания.

Предметом особого внимания преподавателя всегда должны оставаться вопросы дозирования нагрузки в уроке. Величина и степень ее интенсивности определяются этапом подготовки и состоянием занимающихся. Обычно нагрузка в уроке увеличивается постепенно, достигая своего максимума в последней трети урока. Но при достаточной подготовленности занимающихся она увеличивается быстрее и сохраняется на высоком уровне довольно длительное время.

Изменяют нагрузку, увеличивая или уменьшая общую длительность урока или отдельных упражнений, интенсивность заданий, величину и характер отдыха. Важно, чтобы при этом учитывалась индивидуальная реакция занимающихся на нагрузку, которая обычно определяется по пульсу.

Необходимо добиваться высокой плотности урока. Для этого нужно стремиться использовать дополнительное оборудование (щиты, сетки, ворота) и располагать достаточным количеством инвентаря. Идеально, если каждый из занимающихся будет иметь необходимый инвентарь. Но вполне допустимо, чтобы один мяч приходился на 3—4 человека. Поэтому всякий раз необходимо добиваться оптимального состава учебных групп (в баскетболе — 12—15 человек, в футболе — 22—25, в волейболе — 12—15 и т. д.).

Формы организации занимающихся в ходе урока также могут меняться в зависимости от поставленной задачи. Используют индивидуальную, групповую и командную формы.

Индивидуальная форма организации отвечает задачам обучения, закрепления и совершенствования отдельных игровых приемов и развития физических качеств. При этом преподаватель дает задания (общие или индивидуальные), а сам наблюдает за выполнением, исправляет в индивидуальном порядке допускаемые ошибки. Такая форма больше подходит для опытных игроков, которые способны самостоятельно анализировать и исправлять ошибки.

Групповая форма широко применяется при решении задач физической и технико-тактической подготовки. Разделив занимающихся на подгруппы, преподаватель определяет им задание (общее для всех или различное). Это позволяет лучше контролировать ход выполнения и создавать более разнообразные условия для закрепления и совершенствования. Внутри группы и между ними может быть организовано соревнование.

Групповой метод чаще применяют в основной части урока. В спортивных играх выполнение заданий преимущественно организуется потомным методом. При этом всем подгруппам дается одно и то же задание и каждый участник выполняет его в порядке очередности, друг за другом.

Другая разновидность групповой формы — круговая тренировка. Создают 4—6 подгрупп, которые занимают места на «станциях». Здесь они заранее обусловленное время (определенное число раз) выполняют упражнение, а затем в паузу отдыха переходят на следующую «станцию». Так повторяется, пока не будет пройден весь круг. При этом выбирают простые, но разнохарактерные упражнения, обеспечивающие разностороннее влияние на все мышечные группы или позволяющие совершенствовать различные приемы. Высокая плотность и интенсивность работы по круговому методу позволяют значительно совершенствовать функциональные возможности организма занимающихся.

Командная тренировка типична для учебно-тренировочных занятий по спортивным играм. Ее основное назначение — овладение технико- тактическим мастерством, сплочение команды и подготовка к соревнованиям. При этом преимущественно используют одновременное выполнение упражнений под наблюдением преподавателя, что получило название фронтального метода организации. Обычно его используют в подготовительной и заключительной частях урока. В основной части часто практикуется создание 2—3 команд, каждая из которых соревнуется с другими.

Хотя групповая и командная формы занятий имеют явное предпочтение в спортивных играх, они все же обязательно должны дополняться индивидуальной формой, которая лучше всего обеспечивает индивидуальное совершенствование занимающихся. Но независимо от избранной формы преподавателю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся.

План-конспект урока:

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21388. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА 23.75 KB
  наиболее крупные структурные подразделения отдельной отрасли права Это совокупность ГП норм регулирующих отношения собственности Содержание этих норм направленных на регулирование отношений собственности все цело определяются специфическими особенностями Частные имущественные отношения собственности отличаются от других ЧИО ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ Собственность как экономическая категория Большинство экономистов и юристов давно поняли что собственность это не вещь и не отношение к вещи а это отношения которые складываются между...
21389. Другие вещные права 21.76 KB
  Вещное право предоставляет управмочнному лицу юр возможность удовлетворять свои потребости за счёт непосредственного взаимодейтсвия с вещью. Вещное право это право не на какуюто вещь право на поведение других. Для удовлетворения потребностей человек нуждается в вещах но зачем ему право если у него есть вещь а это объясняется следующим что удовлетворенияе потребностей в обещстве и любое вещное право и нужно чтобы обеспечить такое повдееие со строны окружающ с при котором можно было бы бесперпятсвенно удовлторять свои потребности за...
21390. ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕЩНЫХ И ДРУГИХ ПРАВ 23.58 KB
  право собственности т. такой критерий не работает Мы опираемся на критерий воли собственника ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ Производство изготовление создание вещей: статья 218 ГК: лицо создавшее вещь для себя с соблюдением требования закона становится собственником этой вещи при этом для движимой вещи право собственности в момент ее создания а для недвижимости статья 219 ГК: право собственности на здания сооружения и другое вновь созданное имущество подлежащее гос регистрации возникает с момента такой регистрации Спецификация: изготовление...
21391. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 26.5 KB
  надо выявить те свойства которые входят в предмет одной отрасли гражданского права Легальное определение статья 2 ГК РФ: перечень наиболее типычных общественных отношений входящих в ГП: отношения собственности обязательственные отношения результаты по поводу интеллектуальной деятельности; предмет ГП входят имущественные и личные неимущественные отношения основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников Определяются внешние признаки В научном определении включаются сущностные признаки т. все обществеенные...
21392. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 19.19 KB
  их применение все цело зависит от усмотрения участников ГО статья 617; императивных норм гораздо меньше один из недостатков что их еще достаточно много что явно не оправданно статья 807договор займа реальный договор Пункт 1 статья 9 субъекты ГП по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им субъективные права в плановой экономике не редко субъекты осуществляли свои права по указанию другихсвобода усмотрения при осуществлении ими своих субъективных прав не безгранична и существует статья 10 пределы осуществления гражданских прав...
21393. СИСТЕМА ГП 28.57 KB
  общие нормы не повторяются в отдельных институтах ГП Особенная часть ГП состоит из подразделений правовые нормы которых рассчитаны на регулирование только одного вида оо входящих в предмет ГП Наиболее крупными подразделениями особенной части являются подотрасли Содержащиеся в подотраслях нормы ГП предназначены для регулирования только одного вида оо состоящих предмет ГП: Право собственности и другие вещные права Право на результаты интеллектуальной деятельности человека которые предназначены для отношений связанные с результатом...
21394. ДЕЙСТВИЕ ГЗ 22.07 KB
  опубликован в течение 7 дней после его подписания президентом официальным опубликованием считается первая публикации закона либо в рос газете либо в собрании законодательства Рф либо парламентской РФ Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу Вступление в силу подзаконных нпа Указ президента РФ О порядке опубликования и вступления в силу актов президента правительства рф и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17.1997...
21395. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОТНОШЕНИЕ 24.99 KB
  на сознание и волю Гпр оо только потому и возможно что содержание оо составляет поведение участников этих оо Поэтому урегулировать оо входящие в предмет ГП модно только одним способом путем регулирования поведения субъектов ГП в рамках существующих м у ними оо В качестве таких регуляторов выступают субъективные права и обязанности которыми наделяются участники регулируемых оо Субъективное право это мера возможного поведения управомоченного лица ГПотн Объективное право это мера должного поведения В ГП поведение определяется в соответствии с...
21396. СУБЪЕКТЫ ГП 27.62 KB
  некоторые граждане в силу малолетнего возраста или по состоянию здоровья не могут это делать то признается недееспособным до 14 лет не обладают дееспособностью Право и дееспособности это юр качества и свойства которыми субъектов ГП наделяет государство и только оно может лишить или ограничить Отказ субъекта от право ил дееспособности недействителен Статья 22: сделки направленные на ограничение право и дееспособности не действительны в СССР не хватало рабочей силы тогда выдавали квартиру но обычно ее меняли сразу на ленинградскую тогда брали...