51775

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.

Русский

2014-02-12

116.5 KB

7 чел.

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе:

Обучение и тренировка осуществляются в процессе учебно-тренировочных уроков, которые в отдельных случаях можно подразделить на учебные и тренировочные занятия.

Каждый урок строится и проводится так, чтобы одновременно решать все задачи учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом из них ставят конкретные задачи и подбирают соответствующий комплекс упражнений. Сам урок строят по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности и использовать необходимые методы проведения.

Длительность урока колеблется от 30—45 мин до трех и более часов. Все уроки различаются по своей направленности, но в большинстве случаев они имеют комплексный характер.

План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей, в которых решают различные задачи. Чаще других используют трехчастные уроки: первая часть — подготовительная, вторая — основная, третья — заключительная. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока, подготовленности занимающихся, условий проведения и т. д.

Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока. В ней используют строевые и порядковые, общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, подвижные игры. Общая ее продолжительность — 20—30% (до 50%) времени урока.

Содержание первой части подбирают с учетом задач основной части. Перед началом урока необходимо сообщить занимающимся задачи урока. Упражнения следует проводить без больших пауз, в разнообразном сочетании, добиваясь разностороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.

Основная часть (70—80% времени) направлена на решение учебных задач — овладение специальными знаниями и навыками и их совершенствование. Это достигается с помощью общеподготовительных, подводящих и специальных упражнений. В конце основной части обычно используют учебную игру, которая помогает закреплению и совершенствованию изученного материала.

Заключительная часть (5—10% времени) имеет целью постепенное снижение нагрузки и подготовку занимающихся к последующей деятельности. Однако здесь могут решаться и задачи совершенствования двигательных навыков на фоне утомления (например, штрафных бросков в баскетболе).

С помощью различных упражнений (строевых, на внимание и расслабление, дыхательных) создают условия для ускорения восстановительных процессов. Это, как правило, упражнения с малой интенсивностью, несложные по координации.

Урок завершается анализом выполнения поставленных задач. Разбирают наиболее общие ошибки, намечают пути их устранения, определяют индивидуальные задания.

Предметом особого внимания преподавателя всегда должны оставаться вопросы дозирования нагрузки в уроке. Величина и степень ее интенсивности определяются этапом подготовки и состоянием занимающихся. Обычно нагрузка в уроке увеличивается постепенно, достигая своего максимума в последней трети урока. Но при достаточной подготовленности занимающихся она увеличивается быстрее и сохраняется на высоком уровне довольно длительное время.

Изменяют нагрузку, увеличивая или уменьшая общую длительность урока или отдельных упражнений, интенсивность заданий, величину и характер отдыха. Важно, чтобы при этом учитывалась индивидуальная реакция занимающихся на нагрузку, которая обычно определяется по пульсу.

Необходимо добиваться высокой плотности урока. Для этого нужно стремиться использовать дополнительное оборудование (щиты, сетки, ворота) и располагать достаточным количеством инвентаря. Идеально, если каждый из занимающихся будет иметь необходимый инвентарь. Но вполне допустимо, чтобы один мяч приходился на 3—4 человека. Поэтому всякий раз необходимо добиваться оптимального состава учебных групп (в баскетболе — 12—15 человек, в футболе — 22—25, в волейболе — 12—15 и т. д.).

Формы организации занимающихся в ходе урока также могут меняться в зависимости от поставленной задачи. Используют индивидуальную, групповую и командную формы.

Индивидуальная форма организации отвечает задачам обучения, закрепления и совершенствования отдельных игровых приемов и развития физических качеств. При этом преподаватель дает задания (общие или индивидуальные), а сам наблюдает за выполнением, исправляет в индивидуальном порядке допускаемые ошибки. Такая форма больше подходит для опытных игроков, которые способны самостоятельно анализировать и исправлять ошибки.

Групповая форма широко применяется при решении задач физической и технико-тактической подготовки. Разделив занимающихся на подгруппы, преподаватель определяет им задание (общее для всех или различное). Это позволяет лучше контролировать ход выполнения и создавать более разнообразные условия для закрепления и совершенствования. Внутри группы и между ними может быть организовано соревнование.

Групповой метод чаще применяют в основной части урока. В спортивных играх выполнение заданий преимущественно организуется потомным методом. При этом всем подгруппам дается одно и то же задание и каждый участник выполняет его в порядке очередности, друг за другом.

Другая разновидность групповой формы — круговая тренировка. Создают 4—6 подгрупп, которые занимают места на «станциях». Здесь они заранее обусловленное время (определенное число раз) выполняют упражнение, а затем в паузу отдыха переходят на следующую «станцию». Так повторяется, пока не будет пройден весь круг. При этом выбирают простые, но разнохарактерные упражнения, обеспечивающие разностороннее влияние на все мышечные группы или позволяющие совершенствовать различные приемы. Высокая плотность и интенсивность работы по круговому методу позволяют значительно совершенствовать функциональные возможности организма занимающихся.

Командная тренировка типична для учебно-тренировочных занятий по спортивным играм. Ее основное назначение — овладение технико- тактическим мастерством, сплочение команды и подготовка к соревнованиям. При этом преимущественно используют одновременное выполнение упражнений под наблюдением преподавателя, что получило название фронтального метода организации. Обычно его используют в подготовительной и заключительной частях урока. В основной части часто практикуется создание 2—3 команд, каждая из которых соревнуется с другими.

Хотя групповая и командная формы занятий имеют явное предпочтение в спортивных играх, они все же обязательно должны дополняться индивидуальной формой, которая лучше всего обеспечивает индивидуальное совершенствование занимающихся. Но независимо от избранной формы преподавателю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся.

План-конспект урока:

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65096. Клад из с. Новая Казанка Уральской области 159 KB
  Монетный состав клада, несмотря на его скромные размеры, довольно необычен и представляет научный интерес даже в таком составе. Монетные дворы, представленные в комплексе — Сарай ал-Махруса, Мохша, Сарай, Хорезм, Сарай ал-Джадид...
65097. «Железные псы» Батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII в.) 617 KB
  Согласно Рашид ад Дину и более поздним зависимым от него источникам Шибан 5 был пятым сыном Джучи Рашид ад Дин 1960 С. Старше Шибана по Рашид адДину были Орда Бату Берке и Беркечар. Несмотря на то что Рашид адДин в генеалогии Джучидов позиционирует Шибана пятым сыном...
65098. Буддизм в культуре Золотой Орды 288 KB
  Среди довольно обильных данных письменных источников, характеризующих конфессиональную ситуацию в Золотой Орде, сведения о буддизме единичны. По этой причине нередко даже специальные исследования религии и верований...
65099. МАВЗОЛЕИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ 141 KB
  Бартольд нередко монгольские ханы после принятия ислама уничтожали тайну окружавшую могилы их языческих предшественников и строили над этими могилами мавзолеи мусульманского типа 5 приводя в пример самого Тимура который возвёл мавзолей над могилой своего отца-язычника.
65100. МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ 4.83 MB
  Основу источниковой базы для нашей работы составили сведения содержащиеся в научных отчётах об археологических исследованиях на территории Поволжья Юга России в Татарстане в республике Башкортостан и на территории Казахстана хранящиеся в архиве Института археологии...
65102. Погребальные памятники центральных областей Улуса Джучи (к вопросу об исламизации населения Золотой Орды) 169.5 KB
  Привлечение такого источника как погребальные памятники для изучения проблемы исламизации населения Золотой Орды с точки зрения археологии позволило бы не только рассмотреть этот процесс с политической стороны хорошо освещённой в письменных источниках но и детально изучить...
65103. УТВЕРЖДЕНИЕ ИСЛАМА КАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ 163.5 KB
  Стремление задобрить служителей культа всех известных монголам религий создавало у современников-монотеистов мусульман и христиан впечатление будто завоеватели принадлежат всем верам. Усманов ранние чингизиды демонстрируя свою верность шаманизму исконной вере предков...
65104. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ) 2.13 MB
  Халикова также разбирает проблему идентификации исламских погребений и делает попытку выделить типично мусульманские признаки в погребальном обряде опираясь на предписанные шариатом правила и на анализ археологических материалов...