51775

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.

Русский

2014-02-12

116.5 KB

8 чел.

Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе:

Обучение и тренировка осуществляются в процессе учебно-тренировочных уроков, которые в отдельных случаях можно подразделить на учебные и тренировочные занятия.

Каждый урок строится и проводится так, чтобы одновременно решать все задачи учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом из них ставят конкретные задачи и подбирают соответствующий комплекс упражнений. Сам урок строят по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности и использовать необходимые методы проведения.

Длительность урока колеблется от 30—45 мин до трех и более часов. Все уроки различаются по своей направленности, но в большинстве случаев они имеют комплексный характер.

План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей, в которых решают различные задачи. Чаще других используют трехчастные уроки: первая часть — подготовительная, вторая — основная, третья — заключительная. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока, подготовленности занимающихся, условий проведения и т. д.

Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока. В ней используют строевые и порядковые, общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, подвижные игры. Общая ее продолжительность — 20—30% (до 50%) времени урока.

Содержание первой части подбирают с учетом задач основной части. Перед началом урока необходимо сообщить занимающимся задачи урока. Упражнения следует проводить без больших пауз, в разнообразном сочетании, добиваясь разностороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.

Основная часть (70—80% времени) направлена на решение учебных задач — овладение специальными знаниями и навыками и их совершенствование. Это достигается с помощью общеподготовительных, подводящих и специальных упражнений. В конце основной части обычно используют учебную игру, которая помогает закреплению и совершенствованию изученного материала.

Заключительная часть (5—10% времени) имеет целью постепенное снижение нагрузки и подготовку занимающихся к последующей деятельности. Однако здесь могут решаться и задачи совершенствования двигательных навыков на фоне утомления (например, штрафных бросков в баскетболе).

С помощью различных упражнений (строевых, на внимание и расслабление, дыхательных) создают условия для ускорения восстановительных процессов. Это, как правило, упражнения с малой интенсивностью, несложные по координации.

Урок завершается анализом выполнения поставленных задач. Разбирают наиболее общие ошибки, намечают пути их устранения, определяют индивидуальные задания.

Предметом особого внимания преподавателя всегда должны оставаться вопросы дозирования нагрузки в уроке. Величина и степень ее интенсивности определяются этапом подготовки и состоянием занимающихся. Обычно нагрузка в уроке увеличивается постепенно, достигая своего максимума в последней трети урока. Но при достаточной подготовленности занимающихся она увеличивается быстрее и сохраняется на высоком уровне довольно длительное время.

Изменяют нагрузку, увеличивая или уменьшая общую длительность урока или отдельных упражнений, интенсивность заданий, величину и характер отдыха. Важно, чтобы при этом учитывалась индивидуальная реакция занимающихся на нагрузку, которая обычно определяется по пульсу.

Необходимо добиваться высокой плотности урока. Для этого нужно стремиться использовать дополнительное оборудование (щиты, сетки, ворота) и располагать достаточным количеством инвентаря. Идеально, если каждый из занимающихся будет иметь необходимый инвентарь. Но вполне допустимо, чтобы один мяч приходился на 3—4 человека. Поэтому всякий раз необходимо добиваться оптимального состава учебных групп (в баскетболе — 12—15 человек, в футболе — 22—25, в волейболе — 12—15 и т. д.).

Формы организации занимающихся в ходе урока также могут меняться в зависимости от поставленной задачи. Используют индивидуальную, групповую и командную формы.

Индивидуальная форма организации отвечает задачам обучения, закрепления и совершенствования отдельных игровых приемов и развития физических качеств. При этом преподаватель дает задания (общие или индивидуальные), а сам наблюдает за выполнением, исправляет в индивидуальном порядке допускаемые ошибки. Такая форма больше подходит для опытных игроков, которые способны самостоятельно анализировать и исправлять ошибки.

Групповая форма широко применяется при решении задач физической и технико-тактической подготовки. Разделив занимающихся на подгруппы, преподаватель определяет им задание (общее для всех или различное). Это позволяет лучше контролировать ход выполнения и создавать более разнообразные условия для закрепления и совершенствования. Внутри группы и между ними может быть организовано соревнование.

Групповой метод чаще применяют в основной части урока. В спортивных играх выполнение заданий преимущественно организуется потомным методом. При этом всем подгруппам дается одно и то же задание и каждый участник выполняет его в порядке очередности, друг за другом.

Другая разновидность групповой формы — круговая тренировка. Создают 4—6 подгрупп, которые занимают места на «станциях». Здесь они заранее обусловленное время (определенное число раз) выполняют упражнение, а затем в паузу отдыха переходят на следующую «станцию». Так повторяется, пока не будет пройден весь круг. При этом выбирают простые, но разнохарактерные упражнения, обеспечивающие разностороннее влияние на все мышечные группы или позволяющие совершенствовать различные приемы. Высокая плотность и интенсивность работы по круговому методу позволяют значительно совершенствовать функциональные возможности организма занимающихся.

Командная тренировка типична для учебно-тренировочных занятий по спортивным играм. Ее основное назначение — овладение технико- тактическим мастерством, сплочение команды и подготовка к соревнованиям. При этом преимущественно используют одновременное выполнение упражнений под наблюдением преподавателя, что получило название фронтального метода организации. Обычно его используют в подготовительной и заключительной частях урока. В основной части часто практикуется создание 2—3 команд, каждая из которых соревнуется с другими.

Хотя групповая и командная формы занятий имеют явное предпочтение в спортивных играх, они все же обязательно должны дополняться индивидуальной формой, которая лучше всего обеспечивает индивидуальное совершенствование занимающихся. Но независимо от избранной формы преподавателю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся.

План-конспект урока:

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана-конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-конспекта занятия.

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37526. Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру 654.18 KB
  Специфика философского рассмотрения человека. Религиозные учения о сотворении человека. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. Свобода и ответственность человека в современном мире.
37527. Философия. Шпаргалки 52.56 KB
  Роль философии определяется прежде всего тем что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения а также тем что она решает проблему познаваемости мира наконец вопросы ориентации человека в мире культуры в мире духовных ценностей. Функции: 1 мировоззренческая с помощью философии у человека формируется мировоззрение. Структура философии: 1Онтология сердцевина онто бытие логосучение фил. Основной вопрос философии метафилософская и историкофилософская концепция согласно которой основной проблемой философии на...
37528. Сравнение человека и животного 23.32 KB
  Отличается ли сознание и мышление животных от сознания и мышления человека Человек обладает абстрактным мышлением у животных предметное мышлениездесь и сейчас У животных нет самозознания. Шеллер утверждал: человек может посмотреть на себя со стороны животное же не выделяет себя из окружающей среды они привязаны к природе Шеллер: точто делает человека человеком есть причины противоположные жизнидух У человека между системой рецепторов и системой эффекторов есть третье звено. Животное на внешний стимул дает прямой непосредственный...
37529. ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ 42.57 KB
  ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ комплекс философских идей и представлений включая социальную философию этику эстетику философское осмысление религиозных атеистических педагогических естественнонаучных и т. взглядов сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. выступает как сложный многоэтапный и многовекторный процесс задаваемый спецификой развития Беларуси как страны белорусов как нации белорусской культуры включая ее философскую рефлексию как уникальной самодостаточной целостности в контексте эволюции европейского...
37530. Философские течения. История философии 129.25 KB
  философия развивалась под прямым влиянием естественных наук. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика но возникновение культуры гуманизма значительные достижения в области естествознания привели к тому что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Философия зародилась в Древней Греции. На сходства обратил внимание Аристотель по его словам философия и мифология основаны на удивлении но мифология обращается к вере а философия – к разуму...
37531. Философия и ее концепции 131.96 KB
  Философия как социокультурный феномен Философиявысший уровень и вид мировоззрения отличся рациональностью системностью логикой и теоретической оформленностью. Мифология и религия догматичны философия антидогматична. Философия: стремится к более глубокой истине синтез наиболее общих взглядов на природу общво челка целенаправленное познание. рефлексивнаспособ познания мира и формирования отношений опирается на четкие понятия и категории Философия возникает практически одновременно в 3 точках земного шара: Китай Др.
37532. Сократ и его апология 12.6 KB
  Сократ. Сократа стали обвинять в безбожии в развращении молодежи в подрыве существующего государственного строя и даже во введении какихто новых божеств. Речь Сократа после обвинения предшествующего приговору Клевета утверждение будто Сократ занимался тем что находится под землей и тем что на небе т.
37534. Філософія, її людські виміри та смисл 43.43 KB
  Сильні душевні враження впечатления отримані насамперед в дитячому віці. Причому пізнай себе як результат еволюції природи в любові та з любов’ю до неї оскільки вона твоя матір. У зв’язку з цим хто має досвід знає що але не знає чому; хто володіє мистецтвом знає чому тобто знає причину Аристотель. Вони – чомучки почемучки.