51788

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Особенности состояния водоемов в различное время года. Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях наводнение движение по ледовой поверхности водоема аварии на морских и речных судах активный отдых на воде водные походы. Занятие: 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебнонаглядный комплекс: учебник Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Вода была надёжной преградой...

Русский

2014-02-12

67 KB

69 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

В тетрадь записать текст, выделенный синим цветом!

Урок 6.  Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года, о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях (наводнение, движение по ледовой поверхности водоема, аварии на морских и речных судах, активный отдых на воде, водные походы). Понятие и краткая характеристика «оборудованных» и «необорудованных» мест купания.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред.А.Т. Смирнов,  Б.О.Хренников, 8 класс;

- практическое пособие ГУ МЧС России по Удмуртской Республике «У воды без беды»;

- ПЛАКАТЫ «Соблюдайте правила купания», «Оказание первой помощи утопающим».

Ход урока:

I. Вступительная часть

 - Организационный момент

   - Контроль знаний учащихся:

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озёра, реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды).

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов – около 2 млн.

Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок.

Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи.

Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды.

Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.

Основные правила безопасного поведения в летний период:

- купаться следует только в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях. При наличии запрещающего знака «Купание запрещено» купаться строго запрещается!

- места для купания выбирать, где нет сильного течения, и где ровное песчаное дно.

- не играть в воде в игры (прыгать , подныривать и т.д.);

- не находиться в воде более 10-20 минут.

- не прыгать в воду в неизвестном месте (можно удариться головой о корягу, камни, грунт).

- не подплывать близко к движущимся судам.

- не заплывать далеко от берега (чтобы избежать судорог, либо сильного течения);

Основные правила безопасного поведения на зимних водоемах:

- знать что надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен;

- опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

- места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины;

- преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости;

- при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

 

   Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7-10 см, для группы людей – 12-20 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

-  наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;

-  на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;

-  в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Если провалились под лёд:

-  Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

-  Постараться опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

-  Осторожно вытащить на лёд одну ногу, затем другую.

-  Постараться выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от опасного места (ползти в сторону, откуда шли).

-  На твёрдом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

Статистика

В среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс. человек. Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще в сего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоёмах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.

Для обеспечения безопасности человека на водоёмах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях. Рассмотрим наиболее характерные ситуации:

-  наводнения;

-  движение на замёрзших водоёмах;

-  аварии на морских и речных судах;

-  активный отдых на воде.

Приведём основные правила безопасности наводнениях, при движении по замёрзшим водоёмам и при авариях на речных и морских судах.

Правила безопасности при наводнении:

Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это даёт возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению его последствий.

На территории России серьёзные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.

Наиболее часто серьёзные наводнения происходят в Санкт-Петербурге. На Урале периодически подвергаются наводнениям Орск, Серов, Новотроицк, Златоуст, в западной Сибири – Тюмень, Тобольск, Кемерово. Наводнения на реках Дальнего Востока – Амуре, Зее, Бурее, Уссури – подчас принимают характер национального бедствия.

Поэтому жители районов, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.

Приведём ряд рекомендаций, разработанных специалистами МЧС для населения, проживающего в опасных зонах.

Как подготовиться к наводнению:

-  Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним.

-  Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.

-  Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации, целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак необходимые тёплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

Как действовать во время наводнения:

-  По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации необходимо сразу же выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы (специалист по безопасности А. В. Гостюшин советует завернуть их в непромокаемый пакет), ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания и питьевой воды. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.

-  Перед уходом из дома необходимо выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.

-  Если позволяет время, ценные домашние вещи целесообразно переместить на верхние этажи или чердак жилого дома.

-  Закрыть окна и двери, при необходимости и наличии времени забить окна и двери первых этажей.

-  Если эвакуация не была организована (чаще всего это бывает при внезапном наводнении), необходимо ждать прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях и т. д.

-  Целесообразно запастись предметами, которые могут помочь в таком случае. Кроме лодок или плотов, для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Можно использовать пластиковые закрытые бутылки, мячи, если больше ничего способного вас держать на воде не оказалось под рукой.

-  Постоянно подавайте сигнал бедствия: днём – вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в тёмное время – световым сигналом и голосом (периодически). При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в лодку, соблюдая требования спасателей и не допуская её перегрузки. Во время движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

-  Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безысходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода всё ещё поднимается, и нет никакой надежды на спасателей.

-  Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

-  Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Как действовать после наводнения:

-  После наводнения, если возникла необходимость войти в здание, важно соблюдать меры безопасности: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета.

-  Необходимо хорошо проветрить помещение (для удаления накопившихся газов). Дождаться проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации.

-  Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов.

-  Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Запомните!

Безопасность пассажиров морских и речных судов

Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.

-  Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации людей и в какой шлюпке определено его место.

-  При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

-  Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

-  Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь по коридорам корабля, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.

-  Не желательно прогуливаться по открытой палубе, когда она влажная или море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Как вести себя при кораблекрушении

-  Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

- Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

-  Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).

-  Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой – обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.

-  Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь собраться группой для организации совместных действий по спасению и оказанию помощи друг другу.

-  Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

-  Находясь в шлюпке (на плоту), защищайте голову и открытые участки тела при сильном солнечном облучении.

-  Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

III. Закрепление материала.

–  Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?

–  Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?

–  Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?

–  Какие существуют меры безопасного поведения человека на замёрзших водоёмах?

–  Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание:

1. Прочитать тему в учебнике.

2. Ознакомиться с презентацией, и видеофильмами на сайте в контакте.

3. Конспект урока в тетради.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4889. Компилятор TASM. Отладчик Turbo Debugger 96 KB
  Компилятор TASM. Отладчик Turbo Debugger. Цель работы: Научиться использовать компилятор TASM и отладчик TurboDebugger. Необходимые сведения Язык ассемблера – это специфический язык программирования со взаимно однозначным соответствием ме...
4890. Команды пересылки данных 61.5 KB
  Команды пересылки данных Основная команда общего назначения MOV позволяет пересылать байт или слово между регистром и ячейкой памяти или между двумя регистрами. Кроме того, команда может пересылать непосредственно адресуемое значение в регистр или я...
4891. Аппаратное и программное прерывание 75.5 KB
  Прерывания Команды прерывания Различают два вида прерываний – аппаратные прерывания и программные прерывания. Аппаратное прерывание – это сигнал от любого устройства системы для процессора, который по этому сигналу должен обслужить д...
4892. Команды передачи управления 54.5 KB
  Команды передачи управления Порядок выполнения команд в процессорах 80х86 и 80х88 определяется содержимым регистра сегмента кода (CS) и счетчика команд (IP). Регистр CS содержит базовый адрес текущего сегмента кода, т.е. 64-килобайтного фрагмента па...
4893. Применение логических инструкций 43 KB
  Применение логических инструкций Логические команды служат для сброса или установки отдельных бит в байте или слове. Они включают булевы операторы НЕ, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ и операцию тестирования, которая устанавливает флаги, но не изменяет значе...
4894. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Конспект лекций 364.15 KB
  Механика Введение Физика изучает явления, наблюдаемые в реальном мире, и свойства материальных объектов. Эти явления и свойства мы характеризуем с помощью физических величин. Например, движение характеризуется скоростью и ускорением, свойства тел пр...
4895. Банківські операції. Навчальний посібник 1.91 MB
  Передмова Ринкова економіка країни неможлива без існування банківської системи, банків і їх діяльності, яка б максимально задовольняла вимоги й очікування клієнтів і була б стійкою до криз. У сучасному ринковому середовищі підприємства через банківс...
4896. Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом 413 KB
  Лекции по технике безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом Введение Основными нормативными документами по безопасности при проектировании и разработке месторождений твердых полезных ископаемых открытым способом...
4897. Аудит налогообложения. Сущность и назначение аудиторской деятельности 536 KB
  Тема 1. Сущность и назначение аудиторской деятельности 1.История развития аудита и его значение в рыночной экономике 2.Цель и задачи аудита 3.Принципы аудита 4.Виды аудита 1.История развития аудита и его значение в рыночной экономике Аудит - одна из...