51804

Формы окончания предварительного расследования

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛИ: обучающая научить объяснять сущность и различать формы окончания предварительного расследования; развивающая способствовать развитию аналитического мышления интереса к знаниям; воспитательная способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям правовой культуры. Таблица: Формы окончания предварительного расследования. Слово преподавателя: На тему Формы окончания предварительного расследования примерным тематическим планом отведено 6 часов.

Русский

2014-02-12

71.5 KB

7 чел.

ТЕМА: Формы окончания предварительного расследования.

ЦЕЛИ: обучающая – научить объяснять сущность и различать формы окончания предварительного расследования;

           развивающая – способствовать развитию аналитического мышления, интереса к знаниям;

           воспитательная – способствовать  воспитанию положительного отношения к знаниям, правовой культуры.

ТИП УРОКА: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

ВИД УРОКА: лекция с элементами беседы.

ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

          1. Конституция РБ.

     2.Уголовно-процессуальный кодекс РБ.

3.Практикум по уголовному процессу под редакцией А.А.Данилевича, В.П. Лагойского.

          4. Таблица: «Формы окончания предварительного расследования».

          5. Структурно-логическая схема.

          6. Образец постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент:

   Слово преподавателя:

   -- объявление темы и примерного плана урока;

   

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. 

   

      Устный опрос.

      Вопросы:

         А) Какова основная цель уголовного процесса?

         Б) Что значит установить истину в уголовном процессе?

         В) Каким образом (посредством чего) достигается основная цель в уголовном процессе?

         Г) Что такое пределы доказывания?

         Д) Что такое предмет доказывания? Назовите номер статьи УПК.

         Е)  Что такое следственные действия?

         Ж) Перечислите следственные действия.

3.Ознакомление с новым материалом и первичное закрепление.    

3.1. Слово преподавателя:

На тему «Формы окончания предварительного расследования» примерным тематическим планом отведено 6 часов. На первом занятии рассмотрим 1-й вопрос.

Вопросы:

1.Понятие форм и оснований окончания предварительного расследования.

2.Процессуальный порядок и процессуальное оформление окончания предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.

3.Процессуальный порядок и процессуальное оформление прекращения производства по уголовному делу.

Вопрос к учащимся: «Каким образом на ваш взгляд  может закончиться стадия предварительного расследования?»

Преподаватель, корректируя и дополняя ответы учащихся переходит к разъяснению нового материала.

Слово преподавателя:

  Знакомясь с общими условиями предварительного расследования, вы обращали внимание на ст.191 УПК РБ. Окончание производства предварительного расследования.

Посмотрите еще раз о том, что в ней сказано. Это общая норма.

Сейчас мы рассмотрим специальные нормы, относящиеся к окончанию производства по уголовному делу.

Производство предварительного расследования заканчивается:

1) вынесением постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного

   преследования (Глава 29 УПК);

2) вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд (Глава 30 УПК;

3) вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при   установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно-опасное деяние, предусмотренное УК, принудительных мер безопасности и лечения.

    Поскольку данная форма окончания предварительного расследования встречается редко, мы лишь ознакомимся с ней без углубленного изучения. Об этой форме говорится в главе 46 УПК. Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения. Ст.442 называет основания  применения принудительных мер безопасности и лечения. (Преподаватель читает и комментирует названную статью).

Таблица: Формы окончания предварительного расследования.

  

Вынесение постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

(Глава 30 УПК РБ)

Вынесение постановления о прекращении уголовного преследования.

(Глава 29 УПК РБ)

Вынесение постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно-опасное деяние принудительных мер безопасности и лечения. (Глава 46 УПК РБ)

Рассмотрим основания окончания предварительного расследования по 2-м основным формам.

По 1-й форме:

Вопрос к учащимся: Какие, на ваш взгляд, могут быть основания для прекращения производства по уголовному делу? (Учащиеся могут пользоваться УПК для поиска ответа.)

Слово преподавателя:

  ст. 250 содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного дела (вопрос к учащимся: что означает «исчерпывающий»?)

           ч.1   --  1.  ст. 29 и  ст.30. С обстоятельствами, исключающими производство по делу, указанными в  ст. 29 вы уже знакомы. Это те же обстоятельства, которые препятствуют возбуждению уголовного дела. Посмотрите в Кодекс и вспомните их. Обратите внимание, что дело по этим основаниям может быть прекращено следователем и прокурором.

         В ст. 30 названы основания освобождения от уголовной ответственности, известные вам из Общей части УК РБ. Обратите внимание, что по этим основаниям прекратить производство по уголовному делу вправе только прокурор или суд.   

            ч.2   --  2.  Преподаватель ставит предварительно вопрос к учащимся: «Всегда ли имеется объективная возможность доказать преступление?»

Слово преподавателя:

  Уголовное дело может быть прекращено при недоказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств («глухарь»). Обратите внимание на формулировку «…в связи с несовершением …». Вопрос к учащимся: Почему, на ваш взгляд в постановлении формулируется «несовершение», а не «недоказанность».

Слово преподавателя: Формулировка «за недоказанностью» затронет принцип презумпции невиновности. Об этом прямо говорится в ч.4 ст.251.

            Это правило применяется тогда, когда установлено событие преступления, но установить, что преступление совершено обвиняемым не удалось. В силу принципа презумпции невиновности – не доказано – невиновен.

            Если доказано алиби обвиняемого, значит кто-то другой совершил преступление, тогда:

                   -- в отношении обвиняемого дело прекращается;

                  -- расследование по делу продолжается. По истечении срока предварительного расследования производство по делу приостанавливается в соответствии с п.1 ч.1 ст.246.

          

3.2.Учащимся предлагается условие задачи:

      В ночь на 25 августа была взломана дверь гаража Кульбацкого и похищен находившийся там мотоцикл. По заявлению Кульбацкого об этом факте 28 августа возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 205 УК.

   В ходе расследования этого дела факт кражи нашел свое подтверждение. К обвинению был привлечен сосед по гаражу потерпевшего Петров. Однако в ходе проведения следственных действий было доказано алиби Петрова.

    Исчерпав все возможности раскрытия преступления, дознаватель 25 октября приостановил производство предварительного расследования.

    Оцените действия дознавателя по уголовному делу.

    

По 2-й форме:

3.3. Вопрос к учащимся: Какие, на ваш взгляд, могут быть основания для окончания предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд?

Слово преподавателя: предварительное расследование закачивается составлением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, если доказаны все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (назовите их).

    Основания окончания предварительного расследования в данном случае указаны в ч.1 ст.255: «Признав, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для передачи дела прокурору для направления в суд…»

   Обратите внимание: 1. что понятие «все следственные действия» означает не все, которые предусмотрены УПК, а все возможные по данному конкретному делу.

                                        2. «достаточность» собранных доказательств относится на усмотрение следователя, на его внутреннее убеждение. В Кодексе не объясняется, что означает «достаточны».

    Однако прежде  чем приступить к составлению постановления, следователь обязан выполнить ряд процессуальных действий, связанных с уведомлением о своем решении (ст.255) и ознакомлении с материалами дела определенных участников процесса (ст.256,257). Более подробно об этом будем говорить на следующем занятии.

  

Деятельность следователя, дознавателя завершается постановлением, где указывается …(ст.260). Ознакомьтесь с образцом постановления. Как видите, данное постановление особенно не отличается от других уголовно-процессуальных постановлений. Оно состоит из 3-х частей, как и другие, с которыми мы уже встречались. Обратите внимание на то, что в конце описательной части указано о выполнении требований ст.ст. 255-259УПК РБ, и при составлении данного постановления следователь руководствовался ст.260 УПК.

К постановлению прилагается справка (ст.261).

       По делу, поступившему прокурору с постановлением о направлении дела в суд, прокурор (его заместитель) принимают одно из 3-х решений (ст.264 -- прокомментировать).  

      Затем, в соответствии со ст.266. уголовное дело направляется прокурором в суд.

Проследите за движением дела с помощью схемы.

Структурно-логическая схема:

следователь признал, что все следственные действия по делу закончены…(ч.1 ст.255)

время на ознакомление участников процесса с материалами дела (ч.2 ст.255  + ч.4 ст.257 --- по одному  месяцу)

следователь подписал постановление (ч.1 ст.262)

1 сутки (для передачи дела прокурору)

прокурор принимает одно из 3-х решений (ч.1 ст.264)

5 суток

дело передано  в суд

3.4. Учащимся предлагается условие задачи:

1. 6 октября Карпук был доставлен женой в больницу, где после операции,  не приходя в сознание, умер. При расследовании дела, возбужденного по этому  факту, установлено следующее.

   Смерть Карпука наступила от ушиба головного мозга и двустороннего воспаления легких. Телесные повреждения (ушиб левой доли головного мозга, кровоизлияние в мягкие покровы лобной части головы справа и в левую височную мышцу, ссадины, кровоподтеки) причинены Карпуку ударами тупыми предметами, нанесенными со значительной силой. Они могут быть следствием падения на твердые тупые предметы (заключение судебно-медицинского эксперта).

    4 октября Карпук, 1963 г.р., возвращаясь домой с работы купил 2 бутылки водки, которые распил возле магазина с Мокроусом, Игнатюком и др. Около 19 часов он с Мокроусом и Игнатюком уехали в город, где продолжали распивать спиртные напитки. Оттуда Карпук, уже в сильной степени опьянения пошел провожать Мокроуса к автобусной обстановке. В пути он неоднократно падал на асфальт и булыжную мостовую (показания Мокроуса).

    После того, как Мокроус уехал, Карпук уснул на скамейке и, хотя шел сильный дождь, проспал приблизительно с 20 до 24 час. Когда Карпук спал, то, ворочаясь, он падал со скамейки (показания Скопова).

     В 24 часа его обнаружили работники милиции и вызвали «скорую помощь» (показания милиционера Шпилевского).

    В больнице ему оказали неотложную медицинскую помощь и отпустили (показания фельдшера Калиты).

    5 октября, часов в 11 утра, когда он ехал домой, его увидел Лосев. Карпук сообщил ему, что едет из больницы. Как он попал туда, он не помнит (показания Лосева).

    До операции ни дома, ни в больнице Карпук, отвечая на вопросы близких и врачей о полученных им телесных повреждениях, не говорил о том, что кто-либо его ударил или избил (показания жены умершего Карпука и врача Буевича).

    Имеются ли по делу основания для окончания предварительного расследования? Какие?

    Какое решение следует принять в данном случае?

   2. Получив от следователя уголовное дело по обвинению Миронова по ч.2 ст.205 УК и Кулакова по ч.2 ст. 205 УК для направления в суд и изучив его, прокурор пришел к выводу, что действия обвиняемых квалифицированы неправильно.

     Своим постановлением прокурор исключил из обвинения Кулакова ст.16 УК, сократил список свидетелей и отправил дело на доследование, так как по делу необходимо производство повторной экспертизы, а также принятие мер для установления и допроса мужчины, который был избит обвиняемым, когда оно выходили из квартиры после совершения кражи.

     Оцените решение прокурора.

     Какие вопросы подлежат разрешению прокурором при направлении дела в суд? Каковы его полномочия при этом?

4. Индивидуальная работа. Учащиеся делятся на 2 варианта. Преподаватель предлагает  начало фабулы (ее можно изменять; дается как рабочая). Учащиеся должны ее закончить: 1 вариант – таким образом, чтобы были основания для прекращения уголовного дела; 2-й вариант – таким образом, чтобы были основания для передачи уголовного дела прокурору для направления в суд.

       Пучков обвинялся в том, что, поссорившись с Квятковским, в первом часу ночи с 11 на12 января в нетрезвом состоянии, сопровождая свои действия нецензурной бранью, ворвался в квартиру Квятковского и в присутствии его жены и малолетней дочери ударом кулака сбил с ног Квятковского и избивал его ногами до тех пор, пока потерпевший не потерял сознание. После того Пучков ушел с квартиры, но через 10-15 мин. вернулся, взломал дверь и продолжал бить лежащего на полу Квятковского, пока последний не перестал подавать признаков жизни.

   

5. Постановка задания на дом: УПК РБ, Главы 29,30,31; индивидуальное задание закончить тем, кто не справился на уроке.

6. Подведение итогов занятия (оценка работы, коррекция знаний учащихся).

Технологическая карта занятия:

Основные этапы занятия

Планируемое время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы и формы обучения

Средства обучения

1.Организационный этап

11.30.-11.33

Дает целевую установку урока, проверяет готовность к работе.

Слушают цели и план урока.

Объяснительно-иллюстративный;  устное сообщение.

Педагогический экран

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

11.33.-11.40

Организует проверку знаний, организует частичное обобщение пройденного материала, указывает на  типичные ошибки, корректирует ответы учащихся.

Включаются в работу, дают ответы на поставленные вопросы, думают, анализируют, слушают.

Объяснительно-иллюстративный метод;  фронтальный опрос.

УПК РБ

3.Ознакомление с новым материалом и первичное закрепление.

3.1.Ознакомление с новым материалом.

3.2.Первичное закрепление.

3.3.Ознакомление с новым материалом.

3.4.Первичное закрепление.

11.40.-12.40

3.1.Объясняет новый материал, организует беседу с учащимися путем постановки вопросов по теме. Анализирует ответы учащихся, делает выводы.

3.2.Предлагает решить задачу по теме, оценивает выполненные задания.

3.3.Объясняет новый материал, организует беседу с учащимися путем постановки вопросов по теме. Анализирует ответы учащихся, делает выводы.

3.4. Предлагает решить задачу по теме, оценивает выполненные задания.                                  

3.1. Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы.

3.2.Совместно с преподавателем решают задачу, анализируют предложенное задание

3.3.Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы.

3.4. Совместно с преподавателем решают задачу, анализируют предложенное задание

Частично-поисковый метод;

фронтальная форма.

Репродуктивный метод;

фронтальная форма.

Частично-поисковый метод; фронтальная форма.

Репродуктивный метод; фронтальная форма.

Таблица «Формы окончания предварительного расследования», структурно-логическая схема, образец постановления,

педагогический экран, УПК РБ

Индивидуальная работа.

12.40.-12.58

Предлагает выполнить задание. Контролирует учебную деятельность.

Выполняют задание.

Частично-поисковый метод; индивидуальная форма

Карточки с заданиями, УПК

Домашнее задание.

12.58.-13.00

Сообщает задание для домашней работы.

Воспринимают и записывают задание для домашней работы.

Объяснительно-иллюстративный метд.  

Педагогический экран

Подведение итогов занятия.

13.00-13.05

Дает общую характеристику деятельности учащихся, комментирует их работу в процессе изучения нового материала, подчеркивает важность полученных знаний.

Слушают и анализируют, получают информацию о результатах занятия.

Объяснительно-иллюстративный метод.  

Организационно-педагогические средства

Открытое занятие

по дисциплине «Уголовный процесс»

Тема: Формы окончания предварительного расследования.

Преподаватель: Салей Н.Н.

Гродно 2007


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22462. Предмет, метод, цели и задачи товароведения как научной дисциплины 16.02 KB
  Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительскую ценность, и факторах обеспечения этих характеристик или комплексная дисциплина, которая изучает потребительскую стоимость...
22463. Роль и значение товароведения в таможенном деле 17.68 KB
  Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она регулируется Федеральным законом...
22464. Товар в таможенном деле. Товар как объект исследования при таможенном декларировании и контроле. Товары риска и товары прикрытия 28.32 KB
  Потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики. Характеристика – совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
22465. Сущность и цели классификации товаров. Методы классификации 17.85 KB
  Развитие товароведения, совершенствование организации торговли, осуществление маркетинговой деятельности невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории классификации
22466. Структура и система классификации и кодирования товаров в ТН ВЭД ТС 17.69 KB
  Основным классификационным признаком, на основе которого товары распределялись в Брюссельской товарной номенклатуре, был вид материала, из которого они изготовлены.
22467. Важнейшие классификаторы России 17.68 KB
  Объектом классификации и кодирования в этой системе является информация в областях статистики, финансовой и правоохранительной деятельности, банковского дела, бухгалтерского учета, стандартизации, сертификации, таможенного дела, торговли, внешнеэкономической деятельности.
22468. Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования 37.69 KB
  Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.