51804

Формы окончания предварительного расследования

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛИ: обучающая – научить объяснять сущность и различать формы окончания предварительного расследования; развивающая – способствовать развитию аналитического мышления интереса к знаниям; воспитательная – способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям правовой культуры. Таблица: Формы окончания предварительного расследования. Слово преподавателя: На тему Формы окончания предварительного расследования примерным тематическим планом отведено 6 часов.

Русский

2014-02-12

71.5 KB

7 чел.

ТЕМА: Формы окончания предварительного расследования.

ЦЕЛИ: обучающая – научить объяснять сущность и различать формы окончания предварительного расследования;

           развивающая – способствовать развитию аналитического мышления, интереса к знаниям;

           воспитательная – способствовать  воспитанию положительного отношения к знаниям, правовой культуры.

ТИП УРОКА: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

ВИД УРОКА: лекция с элементами беседы.

ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

          1. Конституция РБ.

     2.Уголовно-процессуальный кодекс РБ.

3.Практикум по уголовному процессу под редакцией А.А.Данилевича, В.П. Лагойского.

          4. Таблица: «Формы окончания предварительного расследования».

          5. Структурно-логическая схема.

          6. Образец постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент:

   Слово преподавателя:

   -- объявление темы и примерного плана урока;

   

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. 

   

      Устный опрос.

      Вопросы:

         А) Какова основная цель уголовного процесса?

         Б) Что значит установить истину в уголовном процессе?

         В) Каким образом (посредством чего) достигается основная цель в уголовном процессе?

         Г) Что такое пределы доказывания?

         Д) Что такое предмет доказывания? Назовите номер статьи УПК.

         Е)  Что такое следственные действия?

         Ж) Перечислите следственные действия.

3.Ознакомление с новым материалом и первичное закрепление.    

3.1. Слово преподавателя:

На тему «Формы окончания предварительного расследования» примерным тематическим планом отведено 6 часов. На первом занятии рассмотрим 1-й вопрос.

Вопросы:

1.Понятие форм и оснований окончания предварительного расследования.

2.Процессуальный порядок и процессуальное оформление окончания предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.

3.Процессуальный порядок и процессуальное оформление прекращения производства по уголовному делу.

Вопрос к учащимся: «Каким образом на ваш взгляд  может закончиться стадия предварительного расследования?»

Преподаватель, корректируя и дополняя ответы учащихся переходит к разъяснению нового материала.

Слово преподавателя:

  Знакомясь с общими условиями предварительного расследования, вы обращали внимание на ст.191 УПК РБ. Окончание производства предварительного расследования.

Посмотрите еще раз о том, что в ней сказано. Это общая норма.

Сейчас мы рассмотрим специальные нормы, относящиеся к окончанию производства по уголовному делу.

Производство предварительного расследования заканчивается:

1) вынесением постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного

   преследования (Глава 29 УПК);

2) вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд (Глава 30 УПК;

3) вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при   установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно-опасное деяние, предусмотренное УК, принудительных мер безопасности и лечения.

    Поскольку данная форма окончания предварительного расследования встречается редко, мы лишь ознакомимся с ней без углубленного изучения. Об этой форме говорится в главе 46 УПК. Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения. Ст.442 называет основания  применения принудительных мер безопасности и лечения. (Преподаватель читает и комментирует названную статью).

Таблица: Формы окончания предварительного расследования.

  

Вынесение постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

(Глава 30 УПК РБ)

Вынесение постановления о прекращении уголовного преследования.

(Глава 29 УПК РБ)

Вынесение постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно-опасное деяние принудительных мер безопасности и лечения. (Глава 46 УПК РБ)

Рассмотрим основания окончания предварительного расследования по 2-м основным формам.

По 1-й форме:

Вопрос к учащимся: Какие, на ваш взгляд, могут быть основания для прекращения производства по уголовному делу? (Учащиеся могут пользоваться УПК для поиска ответа.)

Слово преподавателя:

  ст. 250 содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного дела (вопрос к учащимся: что означает «исчерпывающий»?)

           ч.1   --  1.  ст. 29 и  ст.30. С обстоятельствами, исключающими производство по делу, указанными в  ст. 29 вы уже знакомы. Это те же обстоятельства, которые препятствуют возбуждению уголовного дела. Посмотрите в Кодекс и вспомните их. Обратите внимание, что дело по этим основаниям может быть прекращено следователем и прокурором.

         В ст. 30 названы основания освобождения от уголовной ответственности, известные вам из Общей части УК РБ. Обратите внимание, что по этим основаниям прекратить производство по уголовному делу вправе только прокурор или суд.   

            ч.2   --  2.  Преподаватель ставит предварительно вопрос к учащимся: «Всегда ли имеется объективная возможность доказать преступление?»

Слово преподавателя:

  Уголовное дело может быть прекращено при недоказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств («глухарь»). Обратите внимание на формулировку «…в связи с несовершением …». Вопрос к учащимся: Почему, на ваш взгляд в постановлении формулируется «несовершение», а не «недоказанность».

Слово преподавателя: Формулировка «за недоказанностью» затронет принцип презумпции невиновности. Об этом прямо говорится в ч.4 ст.251.

            Это правило применяется тогда, когда установлено событие преступления, но установить, что преступление совершено обвиняемым не удалось. В силу принципа презумпции невиновности – не доказано – невиновен.

            Если доказано алиби обвиняемого, значит кто-то другой совершил преступление, тогда:

                   -- в отношении обвиняемого дело прекращается;

                  -- расследование по делу продолжается. По истечении срока предварительного расследования производство по делу приостанавливается в соответствии с п.1 ч.1 ст.246.

          

3.2.Учащимся предлагается условие задачи:

      В ночь на 25 августа была взломана дверь гаража Кульбацкого и похищен находившийся там мотоцикл. По заявлению Кульбацкого об этом факте 28 августа возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 205 УК.

   В ходе расследования этого дела факт кражи нашел свое подтверждение. К обвинению был привлечен сосед по гаражу потерпевшего Петров. Однако в ходе проведения следственных действий было доказано алиби Петрова.

    Исчерпав все возможности раскрытия преступления, дознаватель 25 октября приостановил производство предварительного расследования.

    Оцените действия дознавателя по уголовному делу.

    

По 2-й форме:

3.3. Вопрос к учащимся: Какие, на ваш взгляд, могут быть основания для окончания предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд?

Слово преподавателя: предварительное расследование закачивается составлением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, если доказаны все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (назовите их).

    Основания окончания предварительного расследования в данном случае указаны в ч.1 ст.255: «Признав, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для передачи дела прокурору для направления в суд…»

   Обратите внимание: 1. что понятие «все следственные действия» означает не все, которые предусмотрены УПК, а все возможные по данному конкретному делу.

                                        2. «достаточность» собранных доказательств относится на усмотрение следователя, на его внутреннее убеждение. В Кодексе не объясняется, что означает «достаточны».

    Однако прежде  чем приступить к составлению постановления, следователь обязан выполнить ряд процессуальных действий, связанных с уведомлением о своем решении (ст.255) и ознакомлении с материалами дела определенных участников процесса (ст.256,257). Более подробно об этом будем говорить на следующем занятии.

  

Деятельность следователя, дознавателя завершается постановлением, где указывается …(ст.260). Ознакомьтесь с образцом постановления. Как видите, данное постановление особенно не отличается от других уголовно-процессуальных постановлений. Оно состоит из 3-х частей, как и другие, с которыми мы уже встречались. Обратите внимание на то, что в конце описательной части указано о выполнении требований ст.ст. 255-259УПК РБ, и при составлении данного постановления следователь руководствовался ст.260 УПК.

К постановлению прилагается справка (ст.261).

       По делу, поступившему прокурору с постановлением о направлении дела в суд, прокурор (его заместитель) принимают одно из 3-х решений (ст.264 -- прокомментировать).  

      Затем, в соответствии со ст.266. уголовное дело направляется прокурором в суд.

Проследите за движением дела с помощью схемы.

Структурно-логическая схема:

следователь признал, что все следственные действия по делу закончены…(ч.1 ст.255)

время на ознакомление участников процесса с материалами дела (ч.2 ст.255  + ч.4 ст.257 --- по одному  месяцу)

следователь подписал постановление (ч.1 ст.262)

1 сутки (для передачи дела прокурору)

прокурор принимает одно из 3-х решений (ч.1 ст.264)

5 суток

дело передано  в суд

3.4. Учащимся предлагается условие задачи:

1. 6 октября Карпук был доставлен женой в больницу, где после операции,  не приходя в сознание, умер. При расследовании дела, возбужденного по этому  факту, установлено следующее.

   Смерть Карпука наступила от ушиба головного мозга и двустороннего воспаления легких. Телесные повреждения (ушиб левой доли головного мозга, кровоизлияние в мягкие покровы лобной части головы справа и в левую височную мышцу, ссадины, кровоподтеки) причинены Карпуку ударами тупыми предметами, нанесенными со значительной силой. Они могут быть следствием падения на твердые тупые предметы (заключение судебно-медицинского эксперта).

    4 октября Карпук, 1963 г.р., возвращаясь домой с работы купил 2 бутылки водки, которые распил возле магазина с Мокроусом, Игнатюком и др. Около 19 часов он с Мокроусом и Игнатюком уехали в город, где продолжали распивать спиртные напитки. Оттуда Карпук, уже в сильной степени опьянения пошел провожать Мокроуса к автобусной обстановке. В пути он неоднократно падал на асфальт и булыжную мостовую (показания Мокроуса).

    После того, как Мокроус уехал, Карпук уснул на скамейке и, хотя шел сильный дождь, проспал приблизительно с 20 до 24 час. Когда Карпук спал, то, ворочаясь, он падал со скамейки (показания Скопова).

     В 24 часа его обнаружили работники милиции и вызвали «скорую помощь» (показания милиционера Шпилевского).

    В больнице ему оказали неотложную медицинскую помощь и отпустили (показания фельдшера Калиты).

    5 октября, часов в 11 утра, когда он ехал домой, его увидел Лосев. Карпук сообщил ему, что едет из больницы. Как он попал туда, он не помнит (показания Лосева).

    До операции ни дома, ни в больнице Карпук, отвечая на вопросы близких и врачей о полученных им телесных повреждениях, не говорил о том, что кто-либо его ударил или избил (показания жены умершего Карпука и врача Буевича).

    Имеются ли по делу основания для окончания предварительного расследования? Какие?

    Какое решение следует принять в данном случае?

   2. Получив от следователя уголовное дело по обвинению Миронова по ч.2 ст.205 УК и Кулакова по ч.2 ст. 205 УК для направления в суд и изучив его, прокурор пришел к выводу, что действия обвиняемых квалифицированы неправильно.

     Своим постановлением прокурор исключил из обвинения Кулакова ст.16 УК, сократил список свидетелей и отправил дело на доследование, так как по делу необходимо производство повторной экспертизы, а также принятие мер для установления и допроса мужчины, который был избит обвиняемым, когда оно выходили из квартиры после совершения кражи.

     Оцените решение прокурора.

     Какие вопросы подлежат разрешению прокурором при направлении дела в суд? Каковы его полномочия при этом?

4. Индивидуальная работа. Учащиеся делятся на 2 варианта. Преподаватель предлагает  начало фабулы (ее можно изменять; дается как рабочая). Учащиеся должны ее закончить: 1 вариант – таким образом, чтобы были основания для прекращения уголовного дела; 2-й вариант – таким образом, чтобы были основания для передачи уголовного дела прокурору для направления в суд.

       Пучков обвинялся в том, что, поссорившись с Квятковским, в первом часу ночи с 11 на12 января в нетрезвом состоянии, сопровождая свои действия нецензурной бранью, ворвался в квартиру Квятковского и в присутствии его жены и малолетней дочери ударом кулака сбил с ног Квятковского и избивал его ногами до тех пор, пока потерпевший не потерял сознание. После того Пучков ушел с квартиры, но через 10-15 мин. вернулся, взломал дверь и продолжал бить лежащего на полу Квятковского, пока последний не перестал подавать признаков жизни.

   

5. Постановка задания на дом: УПК РБ, Главы 29,30,31; индивидуальное задание закончить тем, кто не справился на уроке.

6. Подведение итогов занятия (оценка работы, коррекция знаний учащихся).

Технологическая карта занятия:

Основные этапы занятия

Планируемое время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы и формы обучения

Средства обучения

1.Организационный этап

11.30.-11.33

Дает целевую установку урока, проверяет готовность к работе.

Слушают цели и план урока.

Объяснительно-иллюстративный;  устное сообщение.

Педагогический экран

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

11.33.-11.40

Организует проверку знаний, организует частичное обобщение пройденного материала, указывает на  типичные ошибки, корректирует ответы учащихся.

Включаются в работу, дают ответы на поставленные вопросы, думают, анализируют, слушают.

Объяснительно-иллюстративный метод;  фронтальный опрос.

УПК РБ

3.Ознакомление с новым материалом и первичное закрепление.

3.1.Ознакомление с новым материалом.

3.2.Первичное закрепление.

3.3.Ознакомление с новым материалом.

3.4.Первичное закрепление.

11.40.-12.40

3.1.Объясняет новый материал, организует беседу с учащимися путем постановки вопросов по теме. Анализирует ответы учащихся, делает выводы.

3.2.Предлагает решить задачу по теме, оценивает выполненные задания.

3.3.Объясняет новый материал, организует беседу с учащимися путем постановки вопросов по теме. Анализирует ответы учащихся, делает выводы.

3.4. Предлагает решить задачу по теме, оценивает выполненные задания.                                  

3.1. Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы.

3.2.Совместно с преподавателем решают задачу, анализируют предложенное задание

3.3.Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы.

3.4. Совместно с преподавателем решают задачу, анализируют предложенное задание

Частично-поисковый метод;

фронтальная форма.

Репродуктивный метод;

фронтальная форма.

Частично-поисковый метод; фронтальная форма.

Репродуктивный метод; фронтальная форма.

Таблица «Формы окончания предварительного расследования», структурно-логическая схема, образец постановления,

педагогический экран, УПК РБ

Индивидуальная работа.

12.40.-12.58

Предлагает выполнить задание. Контролирует учебную деятельность.

Выполняют задание.

Частично-поисковый метод; индивидуальная форма

Карточки с заданиями, УПК

Домашнее задание.

12.58.-13.00

Сообщает задание для домашней работы.

Воспринимают и записывают задание для домашней работы.

Объяснительно-иллюстративный метд.  

Педагогический экран

Подведение итогов занятия.

13.00-13.05

Дает общую характеристику деятельности учащихся, комментирует их работу в процессе изучения нового материала, подчеркивает важность полученных знаний.

Слушают и анализируют, получают информацию о результатах занятия.

Объяснительно-иллюстративный метод.  

Организационно-педагогические средства

Открытое занятие

по дисциплине «Уголовный процесс»

Тема: Формы окончания предварительного расследования.

Преподаватель: Салей Н.Н.

Гродно 2007


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...
54829. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории» 36 KB
  Учебнохудожественные задачи: познакомить с методами активизации испробовать методы на аудитории и проверить их эффективность.Основная часть: Назначение методов активизации аудитории привлечение внимания формирование интереса создание доверия возбуждение желания призыв к действию. Методы активизации аудитории подсадка.
54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное – это воля самого человека...
54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням комп’ютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розв’язань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.