51843

Анализ урока по математике по Петерсон с позиций реализации «интегративной технологии деятельностного метода»

Другое

Педагогика и дидактика

Петерсон Людмила Георгиевна выделила несколько типов уроков, каждый из которых имеет свою технологию. Нам предложен урок открытия нового знания и рефлексии. В этом уравнении Петерсон выделяет 8 этапов, каждый из которых имеет своё целевое назначение и содержание. Соответственно при анализе будем выделять эти этапы и анализировать их по целевому и содержательному компонентам

Русский

2014-02-12

44 KB

12 чел.

17. Анализ урока по математике по Петерсон с позиций реализации «интегративной технологии деятельностного метода».

Петерсон Людмила Георгиевна выделила несколько типов уроков, каждый из которых имеет свою технологию. Нам предложен урок открытия нового знания и рефлексии. В этом уравнении Петерсон выделяет 8 этапов, каждый из которых имеет своё целевое назначение и содержание. Соответственно при анализе будем выделять эти этапы и анализировать их по целевому и содержательному компонентам.

Цель урока: введение знаков > и <.

I этап. Самоопределение к деятельности: (1-2 мин.)

Цель:  включение в учебную деятельность  на личностно–значимом уровне.

Опорный сигнал прохождения этапа: Хочу+могу

Содержание: 1) создаются условия для возникновения потребности включения в деятельность; 2) выделяется содержательная область.

Рекомендация к проведению: доброе пожелание, загадки, девиз; беседа, сообщение, самопроверка д/з.

Анализ: с помощью беседы об уже изученном материале определяются содержательные рамки урока: дети выяснили, что сегодня они узнают на уроке: о чем м.говорить знак сравнения, в результате чего включается в УД.

2 этап. Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Опорный сигнал: актуализация+затруднение в инд.деятельности

Содержание: 1) воспроизведение необходимых зунов, активизация мыслительных операций, 2) предлагается инд.задание, требующее нового способа действия, 3) фиксация затруднения (мотив).

Рекомендации: коллективные (коммуникат.взаимодействие, беседа) и индивидуальные (задание д/сам.выполнения, матем.диктант) формы работы; фиксация в речи.

Анализ: в целом соответствует требованиям проведения этапа. Но длителен, перегружен заданиями, превышает требования к ЗУНам учащихся на этом этапе.

  1.  Актуализируются мыслительные операции, воспроизводятся ЗУНы:

Зад.1:

А) как объекты м.сравнивать и с помощью каких слов выражаются отношения между объектами?

Б) активизируются мыслительные процессы: память, внимание.

Зад.2,3,4:

А) воспроизводятся знания натур.ряда, усваиваются понятия «соседи числа», «последующее», «предыдущее»;

Б) устанавливается закономерность, дети проводят мыслительный анализ и сравнение.

Зад.5:

А) ЗУНы: смысл знаков = и ≠, сравнение численности множеств установлением взаимно-однозначного соответсвия;

Б) мыслительная операция: сравнение.

2) Необходимое условие прохождение этапа – создание затруднения, требующего нового знания. В конспекте это условие соблюдается.

После организации ситуации успеха при выполнении Зад.5 учитель предлагает определить, в каком из мешков предметов больше (Зад.6), при этом их количество не видно. Это задание дети б.выполнять индивидуально, самостоятельно поднимая карточку нужного цвета. В результате – противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя: в Зад.5 легко поставили нужный знак, а в этом не м.поставить (также м.проявляться противоречие между несколькими предположениями: столкновение разных мнений, т.к. дети м.поднять карточки разного цвета, а возможно, сразу найдутся те, которые не захотят поднимать ни одну из карточек). Т.о., возникает проблемная ситуация: для ее создания учитель дал практическое задание, не сходное с предыдущим.

  1.  Фиксация затруднения:

Этап завершается в соответствии с требованиями технологии фиксацией затруднения, в результате чего у детей появляется мотивация к изучению нового знания.

В конспекте этот шаг не предусмотрен, не хватает вопроса: Вы смогли выполнить это задание? (поставить знак >) ИЛИ Сколько в нашем классе мнений? Эти вопросы помогают осознать сам факт противоречия и перейти к следующему этапу.

3 этап. Постановка УЗ (4-5 мин).

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Опорный сигнал: Где и почему? + Что сделать?

Содержание: соотносят свои действия с используемым способом (где?) выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?) цель формулировка темы (уточняется учителем).

Рекомендации: коммуникат.взаимодействие, подводящий и побуждающий диалог; включение эмоц.компонента (яркое пятно, похвала).

Анализ: Дети осознают причину затруднения (говорят, что не видят количество предметов, а знак ≠ не м.помочь, п.ч. для преодоления затруднения н.использовать какой-то др.знак). учитель использует побуждающий диалог в начале, подводящий – для формулирования темы.

Тема урока требует уточнения (Знаки сравнения >, <.)

4 этап. Открытие детьми нового знания (7-8 мин).

Цель: построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению.

Опорный сигнал: как?

Содержание: выбирают метод решения УЗ (свойство, понятие, алгоритм, модель, …) и выдвигают обоснованные гипотезы; предметные действия с моделями, схемами; новый способ действия фиксируется в речи и знаково.

Анализ: Исходя из вида знания применяется метод. в данном случает вид знания – факт. Здесь предложены 2 варианта работы, остановимся на 1ом варианте:

Известно, что на этапе поиска решения факты не открываются, а просто сообщаются учителем (Мельникова). Но в 1ом варианте учитель заменяет сообщение моделированием. Но это не мешает ему достичь цели, т.к. используется предметные действия материализованных моделей рекомендуется автором при проведении этапа (задействован двигательный анализатор, что способствует лучшему усвоению).

Новое знание зафиксировано словами и знаково. Положительно то, что учитель возвращается к к проблемному заданию.

Дополнительно м.предложить показать знак с помощью рук; м.обратить внимание на то, что название знаку дает число слева.

При реализации этого варианта м.возникнуть техническое затруднение: если убрать кубик, то полоска м.упасть.

5 этап. Первичное закрепление (4-5 мин.).

Цель: усвоение нового способа действия или понятия.

Опорный сигнал: внешняя речь

Содержание: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух. Сначала фронтально, затем в парах или группах.

Рекомендиции: коммуникат.взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; цепочки, соревнования, игры.

Анализ: М.отнести Зад.3,2,1 с.50 в обратном порядке, п.ч. в Зад.3 легко организовать комментирование, в Зад.2 – большая самостоятельность, Зад.1 – в парах ситуация успеха обеспечена (соответствует логике).

Выводы: требования соблюдаются, цель достигается, формы работы соответсвуют (от фронтальной к парной).

Количество заданий м.уменьшить (в зависимости от класса).

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель: интериоризация нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

Опорный сигнал: самоконтроль и самооценка + переживание ситуации успеха

Содержание: учащиеся самостоятельно выполняют задание, сверяют с образом, убеждаются, что новый способ усвоен; ситуация успеха фиксируется знаково; выявляют причины ошибок и исправляют.

Анализ: Соответствует этапу, цель достигнута, предложена с/р, вероятно, с организацией самоконтроля по образцу. Но не конкретизировано, как дети будут работать с ошибками. М.преддложить степень помощи (стимулирующ., направляющ., обучающ.) некоторым детям.

7 этап. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин).

Цель: Включение нового материала в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Содержание: задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным; системно включаются задания на тренировку, доведение до автоматизма, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

Рекомендации: коммуник.взаимодействие – в группах и парах; возможность выбора заданий, игровая ситуация, творческое задание (1,2,3).

Анализ: зад.1: включение в систему знаний; числовой отрезок – повторение и новая связь с ранее изученным; используется взаимопроверка.

Зад.2: тест на повторение.

З зад.: творческое.

8 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин).

Цель: самооценка деятельности, осознание знания и незнания, определение границ  применения нового знания.

Содержание: организуется рефлексия и самооценка деятельности учениками; фиксируется степень соответствия результатов и целей; намечаются дальнейшие шаги, определяются д/з (с элементами творчества, выбора).

Рекомендации: беседа, с/р; вопросы: Что нового узнали? Каким способом? Где используется? Каковы результаты? Что н.еще сделать?; спец.сигналы – цвет, знак, шкала для обозначения степени достижения поставленной цели.

Анализ: содержание этапа соответствует требованиям, т.к. предложены вопросы для обсуждения, направленные на повторение изученного материала, оценку результатов своей деятельности.

Но предложенные для обсуждения вопросы требуют специальной работы учителя по фиксации трудностей, которые испытывают дети (особенно первоклассники), в соответствующих частях урока.

Количество вопросов м.сократить, но провести качественную работу по некоторым из них.

М.было бы вернуться к цели урока для установления степени соответствия результата поставленной цели.

Не намечены дальнейшие шаги для овладения новым знанием.

Т.о., данный конспект составлен в соответствии с технологией, основые требования урока открытия нового знания выполнены.

Явно присутствуют в уроке.

Общий вывод по анализу: учитель действительно владеет  технологией….

Чётко выделяет этапы, в целом реализует правильно.

Замеч. По 2 эт…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21120. Козацькі літописи (друга половина XVII - XVIII ст.) 17.41 KB
  Літописом Самовидця назвав цей твір Пантелеймон Куліш бо неназваний автор вважається що ним був представник козацької старшини Роман Ракушка став очевидцем подій від початку Визвольної війни і до 1702 р. Цей твір має не лише історіографічну а й значну літературну вартість. Але й недописаний твір складається з чотирьох томів які систематично охоплюють події 16481700 рр. Твір написано емоційно образною книжною українською мовою з використанням народної фразеології поетичних творів українських авторів.
21121. Філософія у другій половині XVII - XVIII ст. Творчість Г. С. Сковороди 17.36 KB
  Сковороди Певний внесок зробив Ф. Феноменальним явищем в історії української культури була творчість Григорія Савича Сковороди 17221794. Характерним для філософської позиції Сковороди є широке використання мови образів символів а не чітких раціоналістичних понять які не в змозі відповідно розкрити сутність філософської та життєвої істини. Тому заклик Сковороди пізнай себе означає в нього пізнати Бога в собі у глибині свого єства.
21122. Архітектура у другій половині XVII - XVIII ст. 18.21 KB
  спостерігається співіснування та переплетіння різних стилів з виразним домінуванням стилю бароко. знаменує розквіт нового своєрідного стилю який носить назву козацьке бароко. Це найменування покликане підкреслити що в Україні архітектура бароко набуває своєрідних мистецьких форм і національного колориту. Однією з перших споруд у стилі козацького бароко була Миколаївська церква на головному міському майдані у Ніжині 16681669 центрі одного з найбільших козацьких полків.
21123. Живопис у другій половині XVII - XVIII ст. 17.62 KB
  Для українського барокового живопису визначальним став виразний вплив фламандської аристократичної школи Рубенса захоплення якою докорінно змінило попередні національні традиції. Разом з тим стилістика українського живопису цього періоду є досить різноманітною і нерівноцінною за майстерністю. Найвідомішими зразками київської школи монументального живопису є розписи Успенського собору й Троїцької надбрамної церкви у КиєвоПечерській лаврі яким притаманні м'яка пастельна форма письма чуттєвість округла плавність ліній що налаштовують...
21124. Музична культура у другій половині XVII - XVIII ст. 20.11 KB
  В КиєвоМогилянській академії існував хор студентів числом до 300 осіб. Відтоді одяг студентів Київської академії став своєрідною уніформою церковних півчих по всій Російській імперії особливо по архієрейських хорах. Березовський почав складати інструментальні композиції ще під час навчання у Київській академії якими вже тоді звернув на себе увагу. Через Глухівську музичну школу він потрапляє до придворної капели а звідти був відправлений до Болонської музичної академії в Італії де навчався у відомого музичного теоретика Мартіні в якого...
21125. Розвиток етнографії та історичної науки наприкінці XVIII - на початку XX ст. 18.19 KB
  князь Микола Цертелєв грузин за походженням проте щирий патріот України опублікував у Петербурзі Попытку собрания старых малороссийских песен збірку українських історичних дум. Це відбилося у працях кількох нащадків старшинських родів які вийшли у відставку з царської служби й присвятили себе опрацюванню та публікації історичних матеріалів слідами козацьких літописців. У зв’язку з необхідністю підтвердити своє шляхетське походження яке повинна була засвідчити спеціальна комісія у Петербурзі так звана Геральдія посилився пошук...
21126. Конструирование. Основные понятия и определения 115 KB
  Основные понятия и определения Конструирование является составной частью процесса разработки СВТ и представляет собой комплекс взаимосвязанных работ при выполнении которых необходимы учет разносторонних требований к конструкции устройства знание технологии. Каждое поколение СВТ имело новый тип элементной базы что изменяло правила и положения теории и практики конструирования. Но характерным всегда являлось и является разбиение конструкции и общей схемы СВТ на отдельные часто повторяющиеся устройства оформляемые в виде элементов...
21127. Сутність і соціальна природа релігії 55.5 KB
  Богослови майже усіх релігійних конфесій запевняють своїх віруючих, що їх релігія є віровчення, яке дано людям богом. Так, згідно з уявленням буддистів, буддизм був даний богами людям через Будду, людину, яка досягла вищої святості. Один з Будд, якого прозвали в його земному житті Шакьямуні
21128. Поверхностно-монтируемые компоненты (SMC или SMD) 90 KB
  Выводные компоненты IMC или THT Эта хорошо знакомая отечественным технологам группа компонентов включает традиционные пассивные компоненты с осевыми аксиальными выводами пассивные и активные компоненты с радиальными выводами а также интегральные схемы в DIP СИП и других менее распространенных корпусах. Нестандартные компоненты OFC К этой группе компонентов выделившейся относительно недавно мы относим выводные компоненты не вошедшие в IMC. Это самая пестрая группа компонентов включающая в себя соединители разъемы трансформаторы...