51846

Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики Учебные задачи: знать особенности урока информатики в начальной школе знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики воспитание культуры мышления План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Теория и методика обучения информатике: Учеб. Сегодня мы узнаем какие цели и задачи обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе.

Русский

2014-02-12

47.5 KB

18 чел.

Тема: Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики.

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики

Учебные задачи:

  •  знать особенности урока информатики в начальной школе
  •  знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики
  •  воспитание культуры мышления

План

  1.  Организационный момент
  2.  Постановка цели занятия
  3.  Изучение нового материала
  4.  Итоги

Тип занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 1 часа.

Литература:

  1.  Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Постановка цели занятия. (Сегодня мы узнаем, какие цели и задачи  обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе).
  3.  Изучение нового материала

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Важной особенностью работы с младшими школьниками является учет их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Поэтому следует работать в тесном контакте с классным руководителем и школьным психологом.

Стратегическая цель курса в начальной школе: Развитие мышления ребёнка, воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справляться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи обучения:

научить ребёнка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нем.

помочь справиться с другими предметами школьного курса

научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя компьютерные технологии).

Основные отличия от курса ОИВТ:

не предполагается изучение компьютеров как объекта

не предполагается изучение языков программирования

не предполагается изучение численных методов и т.п.

компьютер используется как инструмент, с помощью которого можно познать мир.

существенно изменена методика

Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Цели обучения:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (что умеет делать компьютер? рисовать, вычислять,…), хранение информации (запоминает текст, графику,…), передача информации (от человека к компьютеру., от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку)

Знакомство с основными понятиями, как общими (алгоритм, информация, знание, структура), так и частными (данные, имя объекта, значение, т/б).

Привитие навыков работы с клавиатурой и мышкой

Освоение способов деятельности, отражающих освоение, специфических методов информатики:

формализация (описание условий и решение задач с ориентацией на их компьютерное исполнение)

алгоритмизация (запись решения задачи с использованием структур типа условие, выбор и т.п.)

решение практических задач с использованием компьютера (решение задач по математики, упражнения по русскому языку, использование  программ раскрасок, ведение дневника погоды)

решение задач предлагаемых компьютером, рисование и конструирование на компьютерах

формирование культуры работы с компьютером при активном развитии личности и мышления школьников.

Содержание обучения: При выборе содержания обучения необходимо руководствоваться принципом цикличности в обучении (из класса в класс повышается сложность решения задач, а формируемые способы деятельности остаётся неизменным).

Пример: (1 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь имя или за ним можно закрепить имя (монитор). Для каждого объекта они дают имя и, наоборот, отыскивают по имени этот объект; указывают объекты в задачах, дают им свои имена; (2 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь несколько имен (монитор, экран, дисплей), а каждому имени может соответствовать несколько объектов. Для каждого предлагаемого объекта они подбирают имя, выделяют, что в задаче дано, а что нужно получить. Решают задачи на компьютере. (3 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может быть по-разному описан (словесно, рисунком и т.д.), причем в жизненных ситуациях выбор имен всегда связывается со смысловым значение слов. Учащиеся самостоятельно выбирают объекты. Дают им имена, создают их компьютерные. модели (изображение). (4 класс) Учащиеся знакомятся с основными базовыми структурами (алгоритмы) и  назначением основных узлов ЭВМ, производят вычисления по блок – схемам, записывают решение задачи в виде процедуры.

Содержание обучения зависит от следующих условий:

наличие аппаратных и программных средств обучения

квалификация учителя

количество часов, выделяемых учебным планом

наличие учебной и методической литературы

подготовленность учащихся к изучению информатики

Средства обучения: Основными средствами обучения являются компьютерные программы различных назначений:

музыкальные и графические редакторы

программы для решения задач на ПК

составители кроссвордов

различные тренажеры

В настоящее время практически не существует комплекса ППС, ориентированных на младших школьников, которые были бы доступны любому учителю информатики.

  1.  Итоги

Ответьте на вопросы:

  •  назовите стратегическую цель курса в начальной школе;
    •  перечислите задачи курса информатики в начальной школе;
    •  чем отличается изучение информатики в начальной школе от курса ОИВТ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9413. Инвестиционные соглашения. Понятия и виды. 61 KB
  Тема: Инвестиционные соглашения. Понятия и виды. инвестиционное соглашение. Понятие и виды. понятие и виды концессионных договоров государства с инвесторами инвестиции в сфере лесопользования. инвестиции в сфере недропользова...
9414. Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций 38 KB
  Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций. Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии. Капитальные вложения - это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и ...
9415. Информационное право (ИП) как отрасль права 64 KB
  Тема №1: Информационное право (ИП) как отрасль права. Понятие информации. Виды информации. Документированная и недокументированная. Предмет информационного права. Особенности формирования информационного права. Междунар...
9416. Субъекты правового обеспечения информационной безопасности 52 KB
  Тема №3: Субъекты правового обеспечения информационной безопасности. Понятие субъектов. Общая характеристика. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Граждане и другие физические лица. Общественные объединения и коммерче...
9417. Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу 77.5 KB
  Тема №4: Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу. государственное управление в информационной сфере система и полномочия органов государственной власти (ОГВ), обеспечивающих право доступа к информации...
9418. Правовые режимы информационных ресурсов 74 KB
  Тема №5: Правовые режимы информационных ресурсов. Правовой режим. Понятие и виды охраноспособной информации Государственная тайна Служебная и профессиональная тайна Тайна частной жизни Коммерческая и банковская тайна...
9419. Правовое регулирование создания и применения информационных технологий 74 KB
  Тема №6. Правовое регулирование создания и применения информационных технологий. понятие и виды информационных технологий порядок создания информационных технологий применение информационных технологий государственными органами, ЮЛ...
9420. Правовое регулирование информационных систем 34 KB
  Тема №7: Правовое регулирование информационных систем. Понятие и виды информационных систем. Порядок разработки информационных систем. В соответствии со ст.2 закона об информации: Информационная система - совокупность содержащей...
9421. Особенности правового регулирования Интернета 53.5 KB
  Тема № 8. Особенности правового регулирования Интернета. общая характеристика Интернет как особой информационно-телекоммуникационной сети деятельность, осуществляемая посредством Интернета государственное регулирование Интернета в ...