51846

Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики Учебные задачи: знать особенности урока информатики в начальной школе знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики воспитание культуры мышления План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Теория и методика обучения информатике: Учеб. Сегодня мы узнаем какие цели и задачи обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе.

Русский

2014-02-12

47.5 KB

19 чел.

Тема: Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики.

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики

Учебные задачи:

  •  знать особенности урока информатики в начальной школе
  •  знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики
  •  воспитание культуры мышления

План

  1.  Организационный момент
  2.  Постановка цели занятия
  3.  Изучение нового материала
  4.  Итоги

Тип занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 1 часа.

Литература:

  1.  Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Постановка цели занятия. (Сегодня мы узнаем, какие цели и задачи  обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе).
  3.  Изучение нового материала

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Важной особенностью работы с младшими школьниками является учет их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Поэтому следует работать в тесном контакте с классным руководителем и школьным психологом.

Стратегическая цель курса в начальной школе: Развитие мышления ребёнка, воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справляться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи обучения:

научить ребёнка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нем.

помочь справиться с другими предметами школьного курса

научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя компьютерные технологии).

Основные отличия от курса ОИВТ:

не предполагается изучение компьютеров как объекта

не предполагается изучение языков программирования

не предполагается изучение численных методов и т.п.

компьютер используется как инструмент, с помощью которого можно познать мир.

существенно изменена методика

Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Цели обучения:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (что умеет делать компьютер? рисовать, вычислять,…), хранение информации (запоминает текст, графику,…), передача информации (от человека к компьютеру., от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку)

Знакомство с основными понятиями, как общими (алгоритм, информация, знание, структура), так и частными (данные, имя объекта, значение, т/б).

Привитие навыков работы с клавиатурой и мышкой

Освоение способов деятельности, отражающих освоение, специфических методов информатики:

формализация (описание условий и решение задач с ориентацией на их компьютерное исполнение)

алгоритмизация (запись решения задачи с использованием структур типа условие, выбор и т.п.)

решение практических задач с использованием компьютера (решение задач по математики, упражнения по русскому языку, использование  программ раскрасок, ведение дневника погоды)

решение задач предлагаемых компьютером, рисование и конструирование на компьютерах

формирование культуры работы с компьютером при активном развитии личности и мышления школьников.

Содержание обучения: При выборе содержания обучения необходимо руководствоваться принципом цикличности в обучении (из класса в класс повышается сложность решения задач, а формируемые способы деятельности остаётся неизменным).

Пример: (1 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь имя или за ним можно закрепить имя (монитор). Для каждого объекта они дают имя и, наоборот, отыскивают по имени этот объект; указывают объекты в задачах, дают им свои имена; (2 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь несколько имен (монитор, экран, дисплей), а каждому имени может соответствовать несколько объектов. Для каждого предлагаемого объекта они подбирают имя, выделяют, что в задаче дано, а что нужно получить. Решают задачи на компьютере. (3 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может быть по-разному описан (словесно, рисунком и т.д.), причем в жизненных ситуациях выбор имен всегда связывается со смысловым значение слов. Учащиеся самостоятельно выбирают объекты. Дают им имена, создают их компьютерные. модели (изображение). (4 класс) Учащиеся знакомятся с основными базовыми структурами (алгоритмы) и  назначением основных узлов ЭВМ, производят вычисления по блок – схемам, записывают решение задачи в виде процедуры.

Содержание обучения зависит от следующих условий:

наличие аппаратных и программных средств обучения

квалификация учителя

количество часов, выделяемых учебным планом

наличие учебной и методической литературы

подготовленность учащихся к изучению информатики

Средства обучения: Основными средствами обучения являются компьютерные программы различных назначений:

музыкальные и графические редакторы

программы для решения задач на ПК

составители кроссвордов

различные тренажеры

В настоящее время практически не существует комплекса ППС, ориентированных на младших школьников, которые были бы доступны любому учителю информатики.

  1.  Итоги

Ответьте на вопросы:

  •  назовите стратегическую цель курса в начальной школе;
    •  перечислите задачи курса информатики в начальной школе;
    •  чем отличается изучение информатики в начальной школе от курса ОИВТ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12369. Измерение магнитного поля на оси катушек Гельмгольца 247.5 KB
  Лабораторная работа № 8 Измерение магнитного поля на оси катушек Гельмгольца 1. Цель работы: измерение магнитного поля на оси катушек Гельмгольца индукционным методом. 2. Магнитные поля токовых систем. Магнитное поле постоянных токов изучалось Био и Саваром окон...
12370. Изучение магнитного поля на оси соленоида 280.5 KB
  Лабораторная работа № 7 Изучение магнитного поля на оси соленоида 1. Цель работы: экспериментальное исследование магнитного поля на оси соленоида. 2. Магнитные поля токовых систем. Магнитное поле постоянных токов изучалось Био и Саваром окончательная формулировк...
12371. Измерение магнитного поля прямолинейного проводника с током 228 KB
  Лабораторная работа № 6 Измерение магнитного поля прямолинейного проводника с током 1. Цель работы: экспериментальное исследование магнитного поля прямолинейного проводника с током индукционным методом. 2. Магнитные поля токовых систем. Магнитное поле постоян
12372. Совершенствование обслуживания покупателей в ООО «Армина» 1.11 MB
  Исследование сущности обслуживания и показателей его качества; рассмотреть особенности организации и дать оценку эффективности обслуживания в магазинах ООО «Армина»; выявить основные направления совершенствования обслуживания покупателей в ООО «Армина»; дать характеристику ассортимента и оценку некоторых потребительских свойств детских игрушек...
12373. Измерение удельного сопротивления резистивного провода 300 KB
  Лабораторная работа № 4 Измерение удельного сопротивления резистивного провода 1. Цель работы: знакомство с устройством и принципами действия электроизмерительных приборов измерение удельного сопротивления резистивного провода. 2. Электроизмерительные приборы....
12374. Технологічний процес проведення гірничотехнічної рекультивації земель, порушених відкритими гірничими роботами 11.02 MB
  Обґрунтування можливості рекультивації залишених вироблених просторів обводнених кар’єрів, шляхом використання твердих будівельних відходів для відновлення земель порушених відкритою розробкою родовищ будівельних матеріалів.
12375. Измерение диэлектрической проницаемости 1.14 MB
  Лабораторная работа №2 Измерение диэлектрической проницаемости 1. Цель работы: измерение диэлектрической проницаемости методом определения емкости конденсатора в цепи переменного тока. 2. Активные и реактивные сопротивления в цепи переменного тока. 2.1. Переменн...
12376. Изучение электростатического поля методом моделирования 1.03 MB
  Лабораторная работа № 1 Изучение электростатического поля методом моделирования 1. Цель работы: экспериментальное исследование электростатического поля методом его моделирования. 2. Обоснование выбора метода моделирования. Для изучения распределения потенциало...
12377. Обработка и оформление таблиц 417.5 KB
  Обработка и оформление таблиц 1. Составить расписание занятий своей группы в форме таблицы см. пример ниже. Для создания таблицы нужно выполнить: Шаг 1. Таблица / Добавить / Таблица / Указать число столбцов и строк / ОК>. Выделить полученную заготовку таблицы: Таблица / Вы