51846

Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики Учебные задачи: знать особенности урока информатики в начальной школе знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики воспитание культуры мышления План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Теория и методика обучения информатике: Учеб. Сегодня мы узнаем какие цели и задачи обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе.

Русский

2014-02-12

47.5 KB

21 чел.

Тема: Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики.

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики

Учебные задачи:

  •  знать особенности урока информатики в начальной школе
  •  знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики
  •  воспитание культуры мышления

План

  1.  Организационный момент
  2.  Постановка цели занятия
  3.  Изучение нового материала
  4.  Итоги

Тип занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 1 часа.

Литература:

  1.  Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Постановка цели занятия. (Сегодня мы узнаем, какие цели и задачи  обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе).
  3.  Изучение нового материала

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Важной особенностью работы с младшими школьниками является учет их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Поэтому следует работать в тесном контакте с классным руководителем и школьным психологом.

Стратегическая цель курса в начальной школе: Развитие мышления ребёнка, воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справляться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи обучения:

научить ребёнка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нем.

помочь справиться с другими предметами школьного курса

научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя компьютерные технологии).

Основные отличия от курса ОИВТ:

не предполагается изучение компьютеров как объекта

не предполагается изучение языков программирования

не предполагается изучение численных методов и т.п.

компьютер используется как инструмент, с помощью которого можно познать мир.

существенно изменена методика

Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Цели обучения:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (что умеет делать компьютер? рисовать, вычислять,…), хранение информации (запоминает текст, графику,…), передача информации (от человека к компьютеру., от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку)

Знакомство с основными понятиями, как общими (алгоритм, информация, знание, структура), так и частными (данные, имя объекта, значение, т/б).

Привитие навыков работы с клавиатурой и мышкой

Освоение способов деятельности, отражающих освоение, специфических методов информатики:

формализация (описание условий и решение задач с ориентацией на их компьютерное исполнение)

алгоритмизация (запись решения задачи с использованием структур типа условие, выбор и т.п.)

решение практических задач с использованием компьютера (решение задач по математики, упражнения по русскому языку, использование  программ раскрасок, ведение дневника погоды)

решение задач предлагаемых компьютером, рисование и конструирование на компьютерах

формирование культуры работы с компьютером при активном развитии личности и мышления школьников.

Содержание обучения: При выборе содержания обучения необходимо руководствоваться принципом цикличности в обучении (из класса в класс повышается сложность решения задач, а формируемые способы деятельности остаётся неизменным).

Пример: (1 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь имя или за ним можно закрепить имя (монитор). Для каждого объекта они дают имя и, наоборот, отыскивают по имени этот объект; указывают объекты в задачах, дают им свои имена; (2 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь несколько имен (монитор, экран, дисплей), а каждому имени может соответствовать несколько объектов. Для каждого предлагаемого объекта они подбирают имя, выделяют, что в задаче дано, а что нужно получить. Решают задачи на компьютере. (3 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может быть по-разному описан (словесно, рисунком и т.д.), причем в жизненных ситуациях выбор имен всегда связывается со смысловым значение слов. Учащиеся самостоятельно выбирают объекты. Дают им имена, создают их компьютерные. модели (изображение). (4 класс) Учащиеся знакомятся с основными базовыми структурами (алгоритмы) и  назначением основных узлов ЭВМ, производят вычисления по блок – схемам, записывают решение задачи в виде процедуры.

Содержание обучения зависит от следующих условий:

наличие аппаратных и программных средств обучения

квалификация учителя

количество часов, выделяемых учебным планом

наличие учебной и методической литературы

подготовленность учащихся к изучению информатики

Средства обучения: Основными средствами обучения являются компьютерные программы различных назначений:

музыкальные и графические редакторы

программы для решения задач на ПК

составители кроссвордов

различные тренажеры

В настоящее время практически не существует комплекса ППС, ориентированных на младших школьников, которые были бы доступны любому учителю информатики.

  1.  Итоги

Ответьте на вопросы:

  •  назовите стратегическую цель курса в начальной школе;
    •  перечислите задачи курса информатики в начальной школе;
    •  чем отличается изучение информатики в начальной школе от курса ОИВТ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79588. Значимые аспекты журналистского расследования 369 KB
  Актуальность темы. Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию.
79589. Автоматизированная система управления, действующая на ЕвразЗСМК 1.91 MB
  До настоящего времени пользователи системы главным образом работали через терминалы поэтому приходилось писать программное обеспечение под нужды каждого пользователя. В настоящее время данное подразделение ДИТ занимается проблемами реинжиниринга системы управления на комбинате.
79590. Аналіз стану і розвитку фондового ринку в Україні в умовах становлення ринкових відносин 1.86 MB
  Теоретико-методологічною основою дипломної роботи є використання сучасних досягнень вітчизняних і зарубіжних вчених в економічній науці стосовно проблем функціонування фондового ринку. Статистичну базу дослідження становлять дані Державної комісії з цінних папрів та фондового ринку, Держкомстату та економічних і політичних періодичних видань.
79591. Экономико-организационная структура Красногвардейского отделения банка «Украина» 541 KB
  Для выполнения работы были использованы квартальные и ежедневные балансы отчеты о прибылях и убытках ежедневные ведомости расшифровки остатков на балансовых счетах данные об инвентаризации кредитного портфеля банка отчеты об остатках просроченной задолженности по ссудам банка информация...
79592. Коррекция агрессивного поведения школьников в сфере досуга 472.5 KB
  Цель исследования: разработать методику, направленную на снижение агрессии у детей подросткового возраста в сфере досуга Задачи исследования: В рамках теоретического анализа исследовать специфику агрессивности подростков. На основе полученных данных разработать методику работы с агрессивными подростками.
79593. АТФ индуцированное изменение внутриклеточной концентрации кальция в нейронах неокортекса крыс 3 MB
  Молекула АТФ давно известна как повсеместно распространенный источник энергии для внутриклеточного метаболизма. Но ее свойства как нейротрансмитера были обнаружены сравнительно недавно. Сегодня уже не осталось никаких сомнений, что АТФ является нейротрансмитером в автономных нейромышечных соединениях...
79594. Анализ истории развития вексельного обращения в России 520.5 KB
  Характерным примером последних являются векселя. Безусловность векселя как долгового обязательства строгость и быстрота взыскания по нему послужили основой создания других видов платежей и расчетов банкнот чеков аккредитивов.
79595. РОЗРОБКА АНТИКРИЗОВОЇ ПРОГРАМИ ПІДПРИЄМСТВА 249 KB
  У магістерській роботі розкрита сутність і принципи політики антикризового управління підприємством. Дана класифікація кризових явищ. На прикладі діючого підприємства проведено аналіз господарської діяльності та на основі отриманих даних розроблені та обґрунтовані заходи, необхідні для ефективного виводу підприємства з кризового стану.