51846

Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики Учебные задачи: знать особенности урока информатики в начальной школе знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики воспитание культуры мышления План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Теория и методика обучения информатике: Учеб. Сегодня мы узнаем какие цели и задачи обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе.

Русский

2014-02-12

47.5 KB

18 чел.

Тема: Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики.

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики

Учебные задачи:

  •  знать особенности урока информатики в начальной школе
  •  знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики
  •  воспитание культуры мышления

План

  1.  Организационный момент
  2.  Постановка цели занятия
  3.  Изучение нового материала
  4.  Итоги

Тип занятия: лекция.

Продолжительность занятия: 1 часа.

Литература:

  1.  Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Постановка цели занятия. (Сегодня мы узнаем, какие цели и задачи  обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе).
  3.  Изучение нового материала

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Важной особенностью работы с младшими школьниками является учет их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Поэтому следует работать в тесном контакте с классным руководителем и школьным психологом.

Стратегическая цель курса в начальной школе: Развитие мышления ребёнка, воспитание самостоятельного и мыслящего человека, способного справляться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи обучения:

научить ребёнка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нем.

помочь справиться с другими предметами школьного курса

научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя компьютерные технологии).

Основные отличия от курса ОИВТ:

не предполагается изучение компьютеров как объекта

не предполагается изучение языков программирования

не предполагается изучение численных методов и т.п.

компьютер используется как инструмент, с помощью которого можно познать мир.

существенно изменена методика

Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Цели обучения:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (что умеет делать компьютер? рисовать, вычислять,…), хранение информации (запоминает текст, графику,…), передача информации (от человека к компьютеру., от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку)

Знакомство с основными понятиями, как общими (алгоритм, информация, знание, структура), так и частными (данные, имя объекта, значение, т/б).

Привитие навыков работы с клавиатурой и мышкой

Освоение способов деятельности, отражающих освоение, специфических методов информатики:

формализация (описание условий и решение задач с ориентацией на их компьютерное исполнение)

алгоритмизация (запись решения задачи с использованием структур типа условие, выбор и т.п.)

решение практических задач с использованием компьютера (решение задач по математики, упражнения по русскому языку, использование  программ раскрасок, ведение дневника погоды)

решение задач предлагаемых компьютером, рисование и конструирование на компьютерах

формирование культуры работы с компьютером при активном развитии личности и мышления школьников.

Содержание обучения: При выборе содержания обучения необходимо руководствоваться принципом цикличности в обучении (из класса в класс повышается сложность решения задач, а формируемые способы деятельности остаётся неизменным).

Пример: (1 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь имя или за ним можно закрепить имя (монитор). Для каждого объекта они дают имя и, наоборот, отыскивают по имени этот объект; указывают объекты в задачах, дают им свои имена; (2 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь несколько имен (монитор, экран, дисплей), а каждому имени может соответствовать несколько объектов. Для каждого предлагаемого объекта они подбирают имя, выделяют, что в задаче дано, а что нужно получить. Решают задачи на компьютере. (3 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может быть по-разному описан (словесно, рисунком и т.д.), причем в жизненных ситуациях выбор имен всегда связывается со смысловым значение слов. Учащиеся самостоятельно выбирают объекты. Дают им имена, создают их компьютерные. модели (изображение). (4 класс) Учащиеся знакомятся с основными базовыми структурами (алгоритмы) и  назначением основных узлов ЭВМ, производят вычисления по блок – схемам, записывают решение задачи в виде процедуры.

Содержание обучения зависит от следующих условий:

наличие аппаратных и программных средств обучения

квалификация учителя

количество часов, выделяемых учебным планом

наличие учебной и методической литературы

подготовленность учащихся к изучению информатики

Средства обучения: Основными средствами обучения являются компьютерные программы различных назначений:

музыкальные и графические редакторы

программы для решения задач на ПК

составители кроссвордов

различные тренажеры

В настоящее время практически не существует комплекса ППС, ориентированных на младших школьников, которые были бы доступны любому учителю информатики.

  1.  Итоги

Ответьте на вопросы:

  •  назовите стратегическую цель курса в начальной школе;
    •  перечислите задачи курса информатики в начальной школе;
    •  чем отличается изучение информатики в начальной школе от курса ОИВТ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54253. Властивості степеня з цілим показником 795 KB
  Властивості степеня з цілим показником. Сформувати прикладну необхідність вивчення властивостей степеня з натуральним показником. Які операції ви вмієте виконувати над числами Прочитати число; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня. Які саме вирази ми зараз вивчаємо Вирази зі степенями То які операції нам потрібно вміти виконувати над виразами зі степенями Прочитати вирази зі степенями; записати; порівняти; додати; відняти; помножити; поділити; піднести до степеня.
54254. Функціональна залежність в системі прикладних задач шкільного курсу математики 631.08 KB
  Стаття містить приклад класифікації прикладних задач та аналіз способу їх розв’язання, узагальнений алгоритм розв’язування задач прикладного характеру. Основне її завдання спонукати використання прикладних задач при вивченні функціональної лінії шкільного курсу математики.
54255. Письмове додавання трицифрових чисел із переходом через розряд 716 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел з переходом через розряд; формувати навички письмового додавання і віднімання трицифрових чисел; виховувати почуття взаємодопомоги, вміння працювати в команді, аргументовано відстоюючи власну думку; розвивати охайність при виконанні робіт.
54256. Відсоткові розрахунки, Один день праці на підприємстві 102.5 KB
  Мета уроку: Формування в учнів вмінь самостійно визначати тип задачі на відсотки та навичок обчислень відсотка від числа, числа за його відсотком та відсоткового відношення двох чисел; розкрити практичну необхідність вивчення теми «Відсотки» в шкільному курсі; розвивати інтерес до математики, прагнення до самовдосконалення; виховувати почуття колективізму та відповідальності перед колективом.
54257. Умножение и деление рациональных чисел 174.5 KB
  Цель: развивать социальную компетентность используя самооценку и взаимооценку; развивать компетентность самообразования стимулируя познавательный интерес; развивать коммуникативную компетентность организовывая работу в парах; обобщить знания учащихся об умножении и делении рациональных чисел; экономическое воспитание. Тема урока Умножение и деление рациональных чисел. Как будет называться наше АО вы узнаете по своим ответам на мои вопросы составив слово Теория первична Учитель ...
54258. Закрепление сложения и вычитания трехзначных чисел 333 KB
  Ребята сегодня у нас необычный урок математики к нам пришли гости. Какие вы второклассники Ждут вас сегодня затеи и задачи Игры шутки всё для вас Пожелаю вам удачи За работу в добрый час Ребята за ваши правильные и полные ответы я вам буду раздавать наклейки. Ребята наши гости решили поиграть с вами в прятки спрятались от вас.
54259. Переместительное свойство сложения 22.5 KB
  Материалы необходимые для урока: изображение дерева изображения листьев Ход урока: Давайте посчитаем сколько же листьев на нашем дереве Сколько листьев справа от дерева 4 Сколько листьев слева от дерева 3 Где листьев больше а где меньше 3.
54260. Видатні українські математики. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 619.5 KB
  1 учень: Остроградський Михайло Васильович народився у вересні 1801 року на Полтавщині. 2 учень: Походив з родини збіднілих дворян які мали глибоке козацьке коріння. 3 учень: У 8 років його віддали до гімназії у Полтаві але хлопчик жвавої та веселої вдачі звикший до роздольного життя у рідному селі особливою старанністю не відзначався. Учень: Блискуче закінчивши університет Михайло рік живе у батька а потім вирішивши присвятити себе математиці знову повертається до Харкова для вдосконалення своїх знань.
54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...