51872

Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия аварий на химически опасных объектах.Хренников 8 класс; презентация; рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.

Русский

2014-02-12

112.5 KB

51 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

Выделенный синим цветом текст записать в тетрадь!

Урок 8.  Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения.

Дата: 24.10.2013 г.

Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред.А.Т. Смирнов,  Б.О.Хренников, 8 класс;

-презентация;

- рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.

Ход урока:

I. Вступительная часть

 - Организационный момент - Приветствие. Проверка списочного состава класса. 

 - Контроль знаний учащихся - Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Сокращения в тексте:

АХОВ – аварийные химически-опасные вещества.

ХОО – химически-опасный объект.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция роста количества аварийных выбросов АХОВ на химически опасных объектах.

Отличительной особенностью аварий на ХОО является то, что при высоких концентрациях АХОВ поражение людей происходит в короткие сроки.

Типовые химические объекты подразделяются по признакам: количество, токсичность, технология хранения АХОВ, а по производственному признаку — на производящие и потребляющие АХОВ.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс ядовитых химических веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода.

При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния.

Химически опасный объект (ХОО) — это предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасными веществами (АХОВ).

АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ - аварийные выбросы химически опасных веществ (АХОВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. 

Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.

При авариях на химически опасных объектах на кожу людей вредно воздействуют следующие факторы: поражающая концентрация ядовитых веществ в воздухе, их жидкая фаза и тепловое излучение при пожарах.

Главный поражающий фактор при авариях на ХОО — химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия АХОВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения.

Зона химического заражения — территория или акватория, в пределах которой распространены (или куда привнесены) опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных, растений в течение промежутка времени.

Первая зона — наиболее опасная из-за повышенной концентрации АХОВ, возможности контакта с жидкой фазой (облива) и воздействия открытого пламени пожаров. Она может распространяться примерно на 250 м от источника заражения.

Вторая зона — менее опасная: концентрация АХОВ здесь примерно на 2—3 порядка меньше максимально возможной, воздействие жидкой фазы и огня маловероятно. К этой зоне можно отнести местность на расстоянии 250—1000 м от источника заражения.

Третья зона - имеет концентрацию АХОВ на 4—5 порядков ниже максимально возможной. Эта зона может быть удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения.

Форма и размеры зоны заражения зависят от скорости ветра.

- от 0 до 0,5 м/с зона заражения будет представлять круг,

- от 0,6 до 1 м/с – полукруг,

- от 1,1 до 2 м/с – сектор с углом 900,

- более 2 м/с – сектор с углом в 450.

См. рисунок ниже!

Скорость ветра определяет не только форму зоны заражения, но и скорость движения заражённого облака. 

- при ветре 1 м/с за 1 час облако удалится от места аварии на 5-7 км,

- при 2 м/с – на 10-14 км,

- при 3 м/с – на 16-21 км.

Значительное увеличение скорости ветра (6-7 м/с и больше) способствует быстрому рассеиванию облака.

Глубина зоны заражения зависит от метеорологических условий, вертикальной устойчивости атмосферы. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы: инверсию, изотермию, конвекцию.

Инверсия – это повышение температуры воздуха по мере увеличения высоты. Толщина приземных инверсий составляет десятки, сотни метров. Этот слой является задерживающим слоем в атмосфере, и под ним накапливается водяной пар, пыль, что способствует образованию дыма и тумана. Инверсия создаёт наиболее благоприятные условия для распространения опасных концентраций АХОВ.

Изотермия характеризуется равновесием воздуха и типична для пасмурной погоды. Она также возникает в утренние и вечерние часы. Изотермия, как и инверсия, способствует застою паров АХОВ в приземном слое.

Конвекция характеризуется вертикальным перемещением воздуха с одних высот на другие. Такие перемещения воздуха приводят к рассеиванию заражённого облака, снижают концентрацию АХОВ и препятствуют их распространению. Наиболее часто подобное явление наблюдается в летние ясные дни.

Если рассмотреть в качестве примера аварию с разрушением 100-тонной ёмкости с АХОВ при скорости ветра 2 м/с, то:

  •  в случае инверсии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 4 км, хлора – до 20 км;
  •  в случае изотермии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 1,3 км, хлора – до 4 км;
  •  в случае конвекции опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 0,5 км, хлора – до 2 км.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте народного хозяйства), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь — химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д.

Очаг химического поражения включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, а также зону химического заражения с подветренной стороны от места разлива (источника заражения). Размеры очага химического поражения зависят от объемов разлившегося химически опасного вещества, характер разлива (свободно, в поддон или обваловку), метеоусловий, токсичности вещества и степени защищенности людей.

Очаг поражения — территория, в пределах которой в результате аварии на химически опасном объекте произошли массовые поражения людей, животных, растений.

Размеры очага химического заражения в основном зависят от количества разлившегося АХОВ, метеоусловий и токсичности вещества. 

Причинами аварий на химически опасных объектах чаще всего бывают:

- высокий уровень износа основных производственных фондов (технологического оборудования);

- несовершенство  технологий  производства;

- халатность промышленного персонала при производственных работах;

-отсутствие современных систем управления технологическими процессами и противоаварийной защиты;

- стихийные бедствия (ситуации природного характера).

Большинство опасных химических веществ представляют угрозу для человека и при их вдыхании (ингаляционном воздействии), и при попадании на кожные покровы.

Последствиями аварий на химически опасных объектах могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовые поражения людей, животных и растений.

В населенных пунктах стойкость заражения аварийно химически опасными веществами обычно больше, чем на открытой местности. Кроме того, здания и сооружения городской застройки нагреваются солнечными лучами быстрее расположенных в сельской местности. В результате этого в городах происходит интенсивное движение воздуха от периферии к центру по магистральным улицам, что способствует проникновению опасных химических веществ во дворы, тупики, подвальные помещения и создает повышенную опасность для населения.

III. Закрепление материала.

_

IV. Итог урока.

_

V. Домашнее задание:

1. Прочитать тему в учебнике.

2. Ознакомиться с презентацией, и видеофильмами на сайте в контакте.

3. Конспект урока по теме в тетради.

4. Подготовка рефератов по следующим темам:

  -  тема 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

  -  тема 2. Опасные аварии и катастрофы. Особенности личной безопасности при авариях и катастрофах.

   - тема 3. Пожары и взрывы.

   - тема 4. Причины возникновения пожаров и взрывов, их последствия.  

   - тема 5. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

   - тема 6. Виды аварий на химически опасных объектах.

   - тема 7. Опасные химические и аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека.

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім – другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.
52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины – Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.
52272. Азбука міста 75.5 KB
  Ведучий Дорогі діти сьогодні ви побуваєте на веселому святі де будемо вивчати дорожні знаки та правила вуличного руху. Діти Устає над містом сонце Будить все довкола Зазирає у віконце Кличе нас до школи. У зал заходить Баба Яга Баба Яга Фу фу фу Нас учили в школі Потягується ліниво Не спішіть ніко о о о ли Діти діти айайай Добрий день вам зазвичай Та чому смієтесь ви Не впізнали ви Яги Я колись була весела А тепер ось не до сміху Бо не можу вже вільно літати Знаки на моїй дорозі стали пропадати. Нову...
52273. Профессиональная азбука духовности 81 KB
  Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость – работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли – за трудом В.
52274. Азбуку міста вивчай до ладу, щоб не потрапити раптом в біду 285.5 KB
  Приспів: На дорозі не спіши Щоб не трапилось біди. Світлофор не спить і не дріма До порядку на дорозі всіх нас кличе. На дорозі зупинись Вліво вправо подивись Чемним будь ти у автобусі й трамваї. Я друзі гарно прогулявся Там де машини так награвся Я немаленький вже на зріст До того ж маю гарний хвіст Нікого слухать не збираюсь Бо я дорослий і на дорозі часто граюсь.
52275. Весела нотна азбука 247.5 KB
  Вміння співати по нотах сприяє розвитку музичних здібностей дітей. Навчання молодших школярів музичної грамоти передбачає такі завдання: – розвинути музичні здібності дітей: ладове чуття музичнослухові уявлення музичноритмічне чуття чуття цілого форми; – дати основи нотної грамоти яка є складовою музичної грамоти навчити дітей розуміти нотний запис і сформувати вміння співати по нотах; – сформувати уявлення про елементи музичної мови засоби музичної виразності та музичні явища; – навчити розуміти ідейнохудожній зміст музичних...
52276. Повторювально-узагальнюючий урок за темою: «Передня Азія» 40 KB
  Назвати річки що протікають через Межерічча. Назвати та показати місто яке називали Ворота Божі. Назвати військову державу що розташована у верхній течії р. Назвати столицю Ассирійської імперії яку називали містом крові.
52277. Уроки державної мови 5.42 MB
  Ось що радить доктор філологічних наук Світлана Єрмоленко. У мовній практиці часом використовують ці лексеми як взаємозамінні. Але взаємозамінність у термінологічних висловах – річ небажана, і зрештою в кожному конкретному звороті утворюється якесь одне термінологічне слово, а інші, якщо вони не мають додаткових значеннєвих відтінків, виходять із літературно-нормативного вжитку.
52278. Бабуся – берегиня нашого роду 117 KB
  Та запросили у гості сьогодні тих людей яких обєднує не вік а високе почесне звання бабуся Ми зібралися великою родиною щоб вітати й вшановувати найрідніших найближчих нам людей. Що в мене є бабуся. Учитель: Так кого ж ми називаємо таким теплим іменем бабуся Діти відповідають а вчитель їх підводить до висновку що це мати мами або...