51872

Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия аварий на химически опасных объектах.Хренников 8 класс; презентация; рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.

Русский

2014-02-12

112.5 KB

57 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

Выделенный синим цветом текст записать в тетрадь!

Урок 8.  Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения.

Дата: 24.10.2013 г.

Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред.А.Т. Смирнов,  Б.О.Хренников, 8 класс;

-презентация;

- рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.

Ход урока:

I. Вступительная часть

 - Организационный момент - Приветствие. Проверка списочного состава класса. 

 - Контроль знаний учащихся - Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Сокращения в тексте:

АХОВ – аварийные химически-опасные вещества.

ХОО – химически-опасный объект.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция роста количества аварийных выбросов АХОВ на химически опасных объектах.

Отличительной особенностью аварий на ХОО является то, что при высоких концентрациях АХОВ поражение людей происходит в короткие сроки.

Типовые химические объекты подразделяются по признакам: количество, токсичность, технология хранения АХОВ, а по производственному признаку — на производящие и потребляющие АХОВ.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс ядовитых химических веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода.

При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния.

Химически опасный объект (ХОО) — это предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасными веществами (АХОВ).

АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ - аварийные выбросы химически опасных веществ (АХОВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. 

Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.

При авариях на химически опасных объектах на кожу людей вредно воздействуют следующие факторы: поражающая концентрация ядовитых веществ в воздухе, их жидкая фаза и тепловое излучение при пожарах.

Главный поражающий фактор при авариях на ХОО — химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия АХОВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения.

Зона химического заражения — территория или акватория, в пределах которой распространены (или куда привнесены) опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных, растений в течение промежутка времени.

Первая зона — наиболее опасная из-за повышенной концентрации АХОВ, возможности контакта с жидкой фазой (облива) и воздействия открытого пламени пожаров. Она может распространяться примерно на 250 м от источника заражения.

Вторая зона — менее опасная: концентрация АХОВ здесь примерно на 2—3 порядка меньше максимально возможной, воздействие жидкой фазы и огня маловероятно. К этой зоне можно отнести местность на расстоянии 250—1000 м от источника заражения.

Третья зона - имеет концентрацию АХОВ на 4—5 порядков ниже максимально возможной. Эта зона может быть удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения.

Форма и размеры зоны заражения зависят от скорости ветра.

- от 0 до 0,5 м/с зона заражения будет представлять круг,

- от 0,6 до 1 м/с – полукруг,

- от 1,1 до 2 м/с – сектор с углом 900,

- более 2 м/с – сектор с углом в 450.

См. рисунок ниже!

Скорость ветра определяет не только форму зоны заражения, но и скорость движения заражённого облака. 

- при ветре 1 м/с за 1 час облако удалится от места аварии на 5-7 км,

- при 2 м/с – на 10-14 км,

- при 3 м/с – на 16-21 км.

Значительное увеличение скорости ветра (6-7 м/с и больше) способствует быстрому рассеиванию облака.

Глубина зоны заражения зависит от метеорологических условий, вертикальной устойчивости атмосферы. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы: инверсию, изотермию, конвекцию.

Инверсия – это повышение температуры воздуха по мере увеличения высоты. Толщина приземных инверсий составляет десятки, сотни метров. Этот слой является задерживающим слоем в атмосфере, и под ним накапливается водяной пар, пыль, что способствует образованию дыма и тумана. Инверсия создаёт наиболее благоприятные условия для распространения опасных концентраций АХОВ.

Изотермия характеризуется равновесием воздуха и типична для пасмурной погоды. Она также возникает в утренние и вечерние часы. Изотермия, как и инверсия, способствует застою паров АХОВ в приземном слое.

Конвекция характеризуется вертикальным перемещением воздуха с одних высот на другие. Такие перемещения воздуха приводят к рассеиванию заражённого облака, снижают концентрацию АХОВ и препятствуют их распространению. Наиболее часто подобное явление наблюдается в летние ясные дни.

Если рассмотреть в качестве примера аварию с разрушением 100-тонной ёмкости с АХОВ при скорости ветра 2 м/с, то:

  •  в случае инверсии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 4 км, хлора – до 20 км;
  •  в случае изотермии опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 1,3 км, хлора – до 4 км;
  •  в случае конвекции опасное воздействие паров аммиака может сказываться на расстоянии порядка 0,5 км, хлора – до 2 км.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте народного хозяйства), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь — химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д.

Очаг химического поражения включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, а также зону химического заражения с подветренной стороны от места разлива (источника заражения). Размеры очага химического поражения зависят от объемов разлившегося химически опасного вещества, характер разлива (свободно, в поддон или обваловку), метеоусловий, токсичности вещества и степени защищенности людей.

Очаг поражения — территория, в пределах которой в результате аварии на химически опасном объекте произошли массовые поражения людей, животных, растений.

Размеры очага химического заражения в основном зависят от количества разлившегося АХОВ, метеоусловий и токсичности вещества. 

Причинами аварий на химически опасных объектах чаще всего бывают:

- высокий уровень износа основных производственных фондов (технологического оборудования);

- несовершенство  технологий  производства;

- халатность промышленного персонала при производственных работах;

-отсутствие современных систем управления технологическими процессами и противоаварийной защиты;

- стихийные бедствия (ситуации природного характера).

Большинство опасных химических веществ представляют угрозу для человека и при их вдыхании (ингаляционном воздействии), и при попадании на кожные покровы.

Последствиями аварий на химически опасных объектах могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовые поражения людей, животных и растений.

В населенных пунктах стойкость заражения аварийно химически опасными веществами обычно больше, чем на открытой местности. Кроме того, здания и сооружения городской застройки нагреваются солнечными лучами быстрее расположенных в сельской местности. В результате этого в городах происходит интенсивное движение воздуха от периферии к центру по магистральным улицам, что способствует проникновению опасных химических веществ во дворы, тупики, подвальные помещения и создает повышенную опасность для населения.

III. Закрепление материала.

_

IV. Итог урока.

_

V. Домашнее задание:

1. Прочитать тему в учебнике.

2. Ознакомиться с презентацией, и видеофильмами на сайте в контакте.

3. Конспект урока по теме в тетради.

4. Подготовка рефератов по следующим темам:

  -  тема 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

  -  тема 2. Опасные аварии и катастрофы. Особенности личной безопасности при авариях и катастрофах.

   - тема 3. Пожары и взрывы.

   - тема 4. Причины возникновения пожаров и взрывов, их последствия.  

   - тема 5. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

   - тема 6. Виды аварий на химически опасных объектах.

   - тема 7. Опасные химические и аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека.

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30803. Подача Б-смеси в конструкции. Способы подачи 13.91 KB
  Способы подачи бетонной смеси. Подача бет. бетон. при бетонировании подземных сооружений бет.
30804. Способы укладки Б-смеси. Требования при укладке Б-смеси в конструкции с уплотнением 16.62 KB
  Способы укладки Бсмеси. Требования при укладке Бсмеси в конструкции с уплотнением. Основные требования к укладке бетонной смеси: Ограничение высоты падения бетонной смеси плиты до 1м колонны 5 м остальное 2м Послойная укладка с уплотнением каждого слоя; Для обеспечен. Задача процесса уплотнения бетонной смеси состоит в предельной упаковке различных по форме и величине частиц составляющих многокомпонентный конгломерат бетонной смеси.
30805. Уплотнение бетонной смеси вибрированием. Типы вибраторов. Признаки достаточности 16.61 KB
  По способу воздействия на уплотняемую бетонную смесь различают вибраторы глубинные поверхностные и наружные прикрепляемые тисками к опалубке Глубинные вибраторы выполняют с электро или пневмодвигателем встроенным в наконечник вибробулава с электродвигателем вынесенным к ручке и с вынесенным к ручке двигателем и гибким валом. При бетонировании мало и средне армированных конструкций применяют глубинные вибраторы с встроенным в корпус вибровозбудителем вибробулавы диаметром 76 114 и 133 мм с частотой от 5700 до 11000 мин....
30806. Устройство рабочих швов 13.91 KB
  В изгибаемых конструкциях рабочие швы располагают в местах с наименьшим влиянием на прочность конструкции. В колоннах швы устраивают на уровне верха фундамента у низа прогонов балок или подкрановых консолей; в колоннах безбалочных перекрытий у низа или верха вута в рамах между стойкой и ригелем. При подготовке к очередному бетонированию швы обрабатывают через 8.
30807. Уход за бетоном в процессе твердения. Распалубливание конструкций 16.32 KB
  Открытую поверхность бетона прежде всего предохраняют от вредного воздействия прямых солнечных лучей ветра и дождя. Если поверхность бетона предварительно была укрыта влагоемкими материалами брезентом матами песком и др. В жарком сухом климате если не обеспечить благоприятных температурновлажностных условий твердения прочность бетона снижается на 15. В начальный период ухода за бетоном не следует обильной поливкой сразу после укладки нарушать структуру твердеющего бетона.
30808. Бетонирование массивов и фундаментов 14.03 KB
  В фундаменты и массивы в зависимости от объема заглубления высоты и других особенностей бетонную смесь укладывают по следующим технологическим схемам: с разгрузкой смеси из транспортного прибора непосредственно в опалубку с передвижного моста или эстакады с помощью вибропитателей и виброжелобов бетоноукладчиков бетононасосов бадьями с помощью кранов. В ступенчатые фундаменты с общей высотой до 3 м и площадью нижней ступени до 6 м2 смесь подают через верхний край опалубки предусматривая меры против смещения анкерных болтов и закладных...
30809. Бетонирование полов 15.33 KB
  Для осуществления процесса укладки плиты разбивают на карты. Если толщина плит меньше 05 м то разбивку на карты и укладку бетона ведут в таком порядке: Площадь делят на картыполосы по 34м Устанавливают по краям полос маячные доски. При большей толщине плиты разбивают на параллельные карты шириной 5. Карты бетонируют подряд т.
30810. Сетевые и локальные СУБД 12.74 KB
  Существенной проблемой СУБД такого типа является синхронизация копий данных именно поэтому для решения задач требующих совместной работы нескольких пользователей локальные СУБД фактически не используются. К сетевым относятся файлсерверные клиентсерверные и распределенные СУБД. В файлсерверных СУБД все данные обычно размещаются в одном или нескольких каталогах достаточно мощной машины специально выделенной для этих целей и постоянно подключенной к сети.
30811. Процес нормализации баз данных 16.04 KB
  Например задано следующее отношение: ПРЕДМЕТ Код предмета. Переведем атрибут с повторяющимися значениями в новую сущность назначим ей первичный ключ Код преподавателя и свяжем с исходной сущностью ссылкой на ее первичный ключ Код предмета. В результате получим две сущности причем во вторую сущность добавятся характеризующие ее атрибуты: ПРЕДМЕТ Код предмета. Название Цикл Объем часов; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Код преподавателя ФИО Должность Оклад Адрес Код предмета.