51903

Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Доклад

Педагогика и дидактика

Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства Как строится урок изобразительного искусства Чтобы разработать план конкретного урока определить его цель и задачи учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарнотематический план исходя из конкретных условий разный тип школ различное количество часов разная обеспеченность средствами обучения; точно определить цель урока вычленить главные...

Русский

2014-02-12

58.7 KB

1 чел.

  1.  Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Как строится урок изобразительного искусства?

Чтобы разработать план конкретного урока, определить его цель и задачи, учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарно-тематический план исходя из конкретных условий (разный тип школ, различное количество часов, разная обеспеченность средствами обучения); точно определить цель урока (вычленить главные идейно-нравственные и эстетические проблемы); задачи урока (закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, раскрыть особенности художественной культуры изучаемого периода, систематизировать знания учащихся, полученные при изучении различных школьных дисциплин и др.); отобрать материал; сделать монтаж материала; составить композицию урока.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задачевоспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. 

Алгоритм подготовки учителя к уроку

Этап  анализа\рефлексии предполагает несколько направлений работы преподавателя.

Во-первых, выполняется анализ программного содержания с последующей разработкой её адаптированного варианта под условия учебного заведения и необходимой корректировкой рабочей программы для достижения более высоких результатов обучения.

Во-вторых, на составление плана урока влияет степень достижения цели и полнота решения задач предшествующего урока. Для этого учитель выполняет самоанализ предыдущего учеб­ного занятия. Для полноты понимания приемы анализа урока мы вынесли в отдельный раздел.

Этап целеполагания урокаответственная логико-конструктивная операция формирования цели урока, осуществляемая в следующем алгоритме: анализ нормативных документов, установление на этой основе требований, мотивов и интересов, подлежащих удовлетворению; выяснение имеющихся ресурсов и возможностей, способных обеспечить удовлетворение обозначенных интересов с наибольшим положительным эффектом и предотвращением отрицательных побочных эффектов.

Этапы прогнозирования урока это своеобразное определение учителем ключевых элементов занятия и проигрыва­ние возможных событий на уроке.

На планируемый урок влияют конкретные условия, в которых учителю придется реализовывать свои задумки. Поэтому важно определить уровень мотивации учащихся, их познавательные интересы, способности и возможности учебной группы в целом. Прогнозом педа­гога относительно того, какими знаниями, умениями и способами действия владеют учащиеся на данный момент и какими новыми знаниями и способами действия они должны овладеть, отчасти определяется результативность очередного урока.

Эффективность учебного занятия напрямую связана с видами совместной деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов урока. В зависимости от вида учебного занятия и основного метода обучения выбирается индиви­дуальная, парная, групповая или коллективная форма учебно-творческой работы.

На содержание урока могут оказать существенное влияние даже расстановка мебели в классе, наличие ста­ционарной видео- или аудиоаппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала и т.д.

Все это поднимает вопрос о режиссуре и драматур­гии учебного занятия. Сценарий сначала учитель как бы прокручивает в уме, и лишь сложившееся цельное представление урока фиксирует на бумаге, а затем пытается воплотить задумки на практике.

Этапы планирования урока

Этапы организации урока

Структура алгоритма подготовки учителя к уроку

1.     Изучение программы или повторный просмотр её соответствующего раздела.

2.     Определение места урока в системе уроков по ИЗО.

3.     Разработка системы (структурной схемы) уроков по теме или разделу.

4.     Формулирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру будущего занятия.

5.     Изучение методической литературы по теме урока.

6.  Определение цели, в соответствии со всей системой программного содержания

7.  Планирование\разработка задач урока в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентирами учащихся, с учетом имеющихся методических пособий, содержанием школьного учебника и дополнительной литературы.

8.       Отбор оптимального содержания материала урока на основе:

-    определения  взаимосвязей  между учебными  компо­нентами;

-    выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов,  проблем,  закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;

-    сравнения трактовок основных понятий темы, полученных из разных источни­ков; сбора интересные фактов и занимательных сведений по теме учебного занятия, и т. д;

-    расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, умений и навыков, дидактическая обработка;

-    структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);

-    выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить, научиться воспроизводить на уроке.

9.       Формулирование   ожидаемых  диагностируемых  ре­зультатов обученияучебных достижений учащихся; определение требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.

10.  Определение видов образовательной деятельности уча­щихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности и спо­собов получения обратной связи и рефлексии.

11.  Продумывание вариантов изучения особенностей вос­приятия обучаемыми учебной информации и ее осознанно­сти путем подбора разнообразных диагностических методик.

12.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

13.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

14.Определение роли,   места   и   функций   педагога   в системе урока, возможных форм общения с коллективом учащихся для передачи учебной информации и формирования их знаний, умений и навыков.

15.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

16.Разработка плана урока.

17.Разработка опорного конспекта урока.

18.Тщательная проработка методической структуры урока.

19. Выявление путей реализации дидактических принципов.

20. Разработка содержания предметного  материала.

21.Дифференциация учебного материала\заданий для свободного выбора обучающимися (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности.

22. Определение методов и приемов обучения изобразительному искусству на каждом этапе урока.

23. Подготовка учебно-методического оснащения урока, подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

24.Проверка оборудования и технических средств обучения.

25. Подготовка\разработка наглядного материала, определение методики его использования.

26.Планирование зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися в альбомах.

27.Формулировка   вопросов   к   учащимся.

28. Уточнение организационной стороны (объема и форм) самостоятельной работы уча­щихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

29. Планирование формы и времени индивидуальной работы с учащимися.

30.Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

31.Уточнение распределения учебного времени на отдельных этапах урока.

32. Разработка вариантов   заданий   в   различных   видах контроля и критериев определения результатов, оценки учебно-творческой деятельности учащихся.

33.Выделение вариантов коррекции усвоения учащими­ся полученных знаний.

34.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

35.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

36.Продумывание форм подведения итогов урока.

37.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

38.Соотнесение материала предстоящего урока с собственным эмоциональным настроением.

39. Внутреннее примеривание вариантов конспекта урока к себе, к возможным ситуациям в классе.

40. Мысленное представление собственного поведения на данном уроке.

41. И главное необходимо достичь чувства полного владения материалом и уверенности в успешности его реализации.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32556. Реле времени КТ 88.94 KB
  28 приведен пример использования реле времени КТ в схеме управления циклом движения суппорта которая обеспечивает его рабочий ход р. задержку времени на концевике SQ2 и холостой ход х. Рабочий ход суппорта обеспечивается контактором КМ1 холостой ход контактором КМ2 а выдержка времени выстоя реле временем КТ.
32557. Современные технические устройства переработки информации 15.07 KB
  Примерами таких типовых устройств могут служить: Триггеры элементарные ячейки памяти предназначенные для хранения одного бита информации логического 0 или 1; Счетчики устройства для выполнения функций счета и задержек времени; Преобразователи кодов устройство для автоматического изменения по заданному алгоритму соответствия между входными и выходными кодами без изменения их смыслового содержания другими словами это схемы для перевода одного многоразрядного кода в другой; Регистры устройства для приёма хранения и...
32558. Промышленные программируемые логические контроллеры (ПЛК) 15.9 KB
  Они впервые появились в конце шестидесятых годов в автомобильной промышленности США в результате слияния трех направлений техники: Релейноконтактная и бесконтактная электроавтоматика основа ПЛК; Цикловое программное управление принцип управления ПЛК; Микропроцессорная техника элементная база ПЛК. Первоначально производством ПЛК занимались компьютерные фирмы DEC Modicon Entrekin Computers но позже к их разработке подключились и электротехнические фирмы Generl Elektric llen Brdley ISSC которые выпускали...
32559. Контроллеры на базе персональных компьютеров (ПК) 23.67 KB
  Контроллеры на базе персональных компьютеров ПК Это направление существенно развилось в последнее время что объясняется в первую очередь следующими причинами: повышением надежности ПК особенно в промышленном исполнении; использовании открытой архитектуры например IBMсовместимых ПК; легкости подключения любых блоков ввода вывода модулей УСО; возможностью использования широкой номенклатуры наработанного программного обеспечения операционных систем реального времени баз данных пакетов прикладных программ контроля и...
32560. Моноблочные и модульные контроллеры 57.67 KB
  Функционально-конструктивную схему модульного ПЛК рассмотрим на примере контроллера SIMTIC S7300 фирмы Siemens рис. Конструкция модульного ПЛК На профильной рейке ПР размещаются: центральный модуль ЦМ который всегда присутствует в ПЛК справа от него с помощью шинных соединителей ШС до восьми периферийных модулей ПМ а слева внешний источник питания Внеш. Формирование внутренней шины ПЛК производится с помощью ШС. В качестве основных периферийных модулей ОПМ в ПЛК всегда присутствуют сигнальные модули ввода выводы...
32561. Общая организация и архитектура модульного ПЛК SIMATIC S7-300 117.33 KB
  Архитектура модульного ПЛК Модули ПЛК объединены внутренней шиной по которой и передается вся информация между ними. В минимальной конфигурации ПЛК обязательно имеет ЦМ и хотя бы один из ОПМ для связи с ОУ. Система вводавывода ПЛК может включать в свой состав две части.
32563. Понятие цикла работы ПЛК 109.79 KB
  Архитектура центрального модуля ПЛК Помимо программ пользователя в памяти центрального модуля всегда имеются системные программы зашитые там в ПЗУ разработчиком ПЛК и предназначенные для реализации основных функций контроллера таких как: организация цикла работы ПЛК реализация системы ввода вывода прерывание программ и пр. Понятие цикла работы ПЛК Возможность обработки информации в реальном масштабе времени и как следствие управление быстродействующим технологическим оборудованием обусловлены циклическим характером работы...
32564. Центральная память ПЛК 60.65 KB
  Очень часто особенно в простых микроконтроллерах типа SIMTIC S7200 их центральная память бывает организована в виде стековой памяти. Стековая память Пример реализации логической функции управления c использованием стековой памяти На рис. 35 показан последовательный механизм программной реализации логической функции управления Y с использованием стековой памяти ПЛК.