51903

Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Доклад

Педагогика и дидактика

Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства Как строится урок изобразительного искусства Чтобы разработать план конкретного урока определить его цель и задачи учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарнотематический план исходя из конкретных условий разный тип школ различное количество часов разная обеспеченность средствами обучения; точно определить цель урока вычленить главные...

Русский

2014-02-12

58.7 KB

1 чел.

  1.  Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Как строится урок изобразительного искусства?

Чтобы разработать план конкретного урока, определить его цель и задачи, учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарно-тематический план исходя из конкретных условий (разный тип школ, различное количество часов, разная обеспеченность средствами обучения); точно определить цель урока (вычленить главные идейно-нравственные и эстетические проблемы); задачи урока (закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, раскрыть особенности художественной культуры изучаемого периода, систематизировать знания учащихся, полученные при изучении различных школьных дисциплин и др.); отобрать материал; сделать монтаж материала; составить композицию урока.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задачевоспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. 

Алгоритм подготовки учителя к уроку

Этап  анализа\рефлексии предполагает несколько направлений работы преподавателя.

Во-первых, выполняется анализ программного содержания с последующей разработкой её адаптированного варианта под условия учебного заведения и необходимой корректировкой рабочей программы для достижения более высоких результатов обучения.

Во-вторых, на составление плана урока влияет степень достижения цели и полнота решения задач предшествующего урока. Для этого учитель выполняет самоанализ предыдущего учеб­ного занятия. Для полноты понимания приемы анализа урока мы вынесли в отдельный раздел.

Этап целеполагания урокаответственная логико-конструктивная операция формирования цели урока, осуществляемая в следующем алгоритме: анализ нормативных документов, установление на этой основе требований, мотивов и интересов, подлежащих удовлетворению; выяснение имеющихся ресурсов и возможностей, способных обеспечить удовлетворение обозначенных интересов с наибольшим положительным эффектом и предотвращением отрицательных побочных эффектов.

Этапы прогнозирования урока это своеобразное определение учителем ключевых элементов занятия и проигрыва­ние возможных событий на уроке.

На планируемый урок влияют конкретные условия, в которых учителю придется реализовывать свои задумки. Поэтому важно определить уровень мотивации учащихся, их познавательные интересы, способности и возможности учебной группы в целом. Прогнозом педа­гога относительно того, какими знаниями, умениями и способами действия владеют учащиеся на данный момент и какими новыми знаниями и способами действия они должны овладеть, отчасти определяется результативность очередного урока.

Эффективность учебного занятия напрямую связана с видами совместной деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов урока. В зависимости от вида учебного занятия и основного метода обучения выбирается индиви­дуальная, парная, групповая или коллективная форма учебно-творческой работы.

На содержание урока могут оказать существенное влияние даже расстановка мебели в классе, наличие ста­ционарной видео- или аудиоаппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала и т.д.

Все это поднимает вопрос о режиссуре и драматур­гии учебного занятия. Сценарий сначала учитель как бы прокручивает в уме, и лишь сложившееся цельное представление урока фиксирует на бумаге, а затем пытается воплотить задумки на практике.

Этапы планирования урока

Этапы организации урока

Структура алгоритма подготовки учителя к уроку

1.     Изучение программы или повторный просмотр её соответствующего раздела.

2.     Определение места урока в системе уроков по ИЗО.

3.     Разработка системы (структурной схемы) уроков по теме или разделу.

4.     Формулирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру будущего занятия.

5.     Изучение методической литературы по теме урока.

6.  Определение цели, в соответствии со всей системой программного содержания

7.  Планирование\разработка задач урока в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентирами учащихся, с учетом имеющихся методических пособий, содержанием школьного учебника и дополнительной литературы.

8.       Отбор оптимального содержания материала урока на основе:

-    определения  взаимосвязей  между учебными  компо­нентами;

-    выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов,  проблем,  закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;

-    сравнения трактовок основных понятий темы, полученных из разных источни­ков; сбора интересные фактов и занимательных сведений по теме учебного занятия, и т. д;

-    расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, умений и навыков, дидактическая обработка;

-    структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);

-    выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить, научиться воспроизводить на уроке.

9.       Формулирование   ожидаемых  диагностируемых  ре­зультатов обученияучебных достижений учащихся; определение требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.

10.  Определение видов образовательной деятельности уча­щихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности и спо­собов получения обратной связи и рефлексии.

11.  Продумывание вариантов изучения особенностей вос­приятия обучаемыми учебной информации и ее осознанно­сти путем подбора разнообразных диагностических методик.

12.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

13.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

14.Определение роли,   места   и   функций   педагога   в системе урока, возможных форм общения с коллективом учащихся для передачи учебной информации и формирования их знаний, умений и навыков.

15.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

16.Разработка плана урока.

17.Разработка опорного конспекта урока.

18.Тщательная проработка методической структуры урока.

19. Выявление путей реализации дидактических принципов.

20. Разработка содержания предметного  материала.

21.Дифференциация учебного материала\заданий для свободного выбора обучающимися (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности.

22. Определение методов и приемов обучения изобразительному искусству на каждом этапе урока.

23. Подготовка учебно-методического оснащения урока, подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

24.Проверка оборудования и технических средств обучения.

25. Подготовка\разработка наглядного материала, определение методики его использования.

26.Планирование зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися в альбомах.

27.Формулировка   вопросов   к   учащимся.

28. Уточнение организационной стороны (объема и форм) самостоятельной работы уча­щихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

29. Планирование формы и времени индивидуальной работы с учащимися.

30.Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

31.Уточнение распределения учебного времени на отдельных этапах урока.

32. Разработка вариантов   заданий   в   различных   видах контроля и критериев определения результатов, оценки учебно-творческой деятельности учащихся.

33.Выделение вариантов коррекции усвоения учащими­ся полученных знаний.

34.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

35.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

36.Продумывание форм подведения итогов урока.

37.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

38.Соотнесение материала предстоящего урока с собственным эмоциональным настроением.

39. Внутреннее примеривание вариантов конспекта урока к себе, к возможным ситуациям в классе.

40. Мысленное представление собственного поведения на данном уроке.

41. И главное необходимо достичь чувства полного владения материалом и уверенности в успешности его реализации.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2086. Техническое диагностирование и неразрушающий контроль деталей и узлов локомотивов 182.16 MB
  Основы управления техническим состоянием локомотива, задачи и средства диагностирования. Акустический вид неразрушающего контроля. Диагностирование полупроводниковых и тиросторных блоков. Диагностирование тяговых электродвигателей. Выбор и расчет параметров диагностирование.
2087. Кузнечно-штамповочное оборудование 40.49 MB
  Принцип действия и классификация кузнечно-штамповочных машин. Основные признаки для конструктивного подразделения кривошипных прессов. Кинематические свойства и проектирование исполнительных механизмов. Силовой расчет и условие прочности кривошипных прессов. Типовые конструкции гидравлических прессов.
2088. Состояние и перспективы развития геоинформатики в геологических науках на дальнем востоке России 226.81 KB
  В статье приведено определение геоинформатики как самостоятельного научного направления и перечислены основные области исследований. Описано состояние исследований в геоинформатике и геологических науках.
2089. Железы внутренней секреции (эндокринные железы) 3.57 MB
  Морфофункциональная характеристика ЖВС. Регуляция желёз внутренней секреции. Соматотропный гормон.
2090. Антенно–фидерные устройства 22.67 KB
  Антенно-фидерные устройства являются неотъемлемым элементом любой радиолинии. Радиолиния - комплекс приборов, осуществляющих передачу информации через окружающее пространство с помощью свободно распространяющихся электромагнитных волн (радиоволн).
2091. Классификация антенн 13.66 KB
  Необходимость классификации обусловлена наличием большого количества типов АФУ (чрезвычайно широкий диапазон частот электромагнитных колебаний).
2092. Основные типы антенн 14.96 KB
  Все антенны удобно разделить на две большие группы: - линейные антенны, - апертурные антенны.
2093. Элементарные излучатели электромагнитных волн 45.94 KB
  Основные типы излучателей: элементарный электрический диполь (диполь Герца), элементарная электрическая рамка (магнитный диполь), элементарная щель и излучатель Гюйгенса.
2094. Понятие о магнитном токе 67.25 KB
  Распределение магнитных силовых линий, получающуюся при протекании постоянного электрического тока.