51903

Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Доклад

Педагогика и дидактика

Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства Как строится урок изобразительного искусства Чтобы разработать план конкретного урока определить его цель и задачи учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарнотематический план исходя из конкретных условий разный тип школ различное количество часов разная обеспеченность средствами обучения; точно определить цель урока вычленить главные...

Русский

2014-02-12

58.7 KB

1 чел.

  1.  Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Как строится урок изобразительного искусства?

Чтобы разработать план конкретного урока, определить его цель и задачи, учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарно-тематический план исходя из конкретных условий (разный тип школ, различное количество часов, разная обеспеченность средствами обучения); точно определить цель урока (вычленить главные идейно-нравственные и эстетические проблемы); задачи урока (закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, раскрыть особенности художественной культуры изучаемого периода, систематизировать знания учащихся, полученные при изучении различных школьных дисциплин и др.); отобрать материал; сделать монтаж материала; составить композицию урока.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задачевоспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. 

Алгоритм подготовки учителя к уроку

Этап  анализа\рефлексии предполагает несколько направлений работы преподавателя.

Во-первых, выполняется анализ программного содержания с последующей разработкой её адаптированного варианта под условия учебного заведения и необходимой корректировкой рабочей программы для достижения более высоких результатов обучения.

Во-вторых, на составление плана урока влияет степень достижения цели и полнота решения задач предшествующего урока. Для этого учитель выполняет самоанализ предыдущего учеб­ного занятия. Для полноты понимания приемы анализа урока мы вынесли в отдельный раздел.

Этап целеполагания урокаответственная логико-конструктивная операция формирования цели урока, осуществляемая в следующем алгоритме: анализ нормативных документов, установление на этой основе требований, мотивов и интересов, подлежащих удовлетворению; выяснение имеющихся ресурсов и возможностей, способных обеспечить удовлетворение обозначенных интересов с наибольшим положительным эффектом и предотвращением отрицательных побочных эффектов.

Этапы прогнозирования урока это своеобразное определение учителем ключевых элементов занятия и проигрыва­ние возможных событий на уроке.

На планируемый урок влияют конкретные условия, в которых учителю придется реализовывать свои задумки. Поэтому важно определить уровень мотивации учащихся, их познавательные интересы, способности и возможности учебной группы в целом. Прогнозом педа­гога относительно того, какими знаниями, умениями и способами действия владеют учащиеся на данный момент и какими новыми знаниями и способами действия они должны овладеть, отчасти определяется результативность очередного урока.

Эффективность учебного занятия напрямую связана с видами совместной деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов урока. В зависимости от вида учебного занятия и основного метода обучения выбирается индиви­дуальная, парная, групповая или коллективная форма учебно-творческой работы.

На содержание урока могут оказать существенное влияние даже расстановка мебели в классе, наличие ста­ционарной видео- или аудиоаппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала и т.д.

Все это поднимает вопрос о режиссуре и драматур­гии учебного занятия. Сценарий сначала учитель как бы прокручивает в уме, и лишь сложившееся цельное представление урока фиксирует на бумаге, а затем пытается воплотить задумки на практике.

Этапы планирования урока

Этапы организации урока

Структура алгоритма подготовки учителя к уроку

1.     Изучение программы или повторный просмотр её соответствующего раздела.

2.     Определение места урока в системе уроков по ИЗО.

3.     Разработка системы (структурной схемы) уроков по теме или разделу.

4.     Формулирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру будущего занятия.

5.     Изучение методической литературы по теме урока.

6.  Определение цели, в соответствии со всей системой программного содержания

7.  Планирование\разработка задач урока в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентирами учащихся, с учетом имеющихся методических пособий, содержанием школьного учебника и дополнительной литературы.

8.       Отбор оптимального содержания материала урока на основе:

-    определения  взаимосвязей  между учебными  компо­нентами;

-    выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов,  проблем,  закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;

-    сравнения трактовок основных понятий темы, полученных из разных источни­ков; сбора интересные фактов и занимательных сведений по теме учебного занятия, и т. д;

-    расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, умений и навыков, дидактическая обработка;

-    структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);

-    выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить, научиться воспроизводить на уроке.

9.       Формулирование   ожидаемых  диагностируемых  ре­зультатов обученияучебных достижений учащихся; определение требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.

10.  Определение видов образовательной деятельности уча­щихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности и спо­собов получения обратной связи и рефлексии.

11.  Продумывание вариантов изучения особенностей вос­приятия обучаемыми учебной информации и ее осознанно­сти путем подбора разнообразных диагностических методик.

12.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

13.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

14.Определение роли,   места   и   функций   педагога   в системе урока, возможных форм общения с коллективом учащихся для передачи учебной информации и формирования их знаний, умений и навыков.

15.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

16.Разработка плана урока.

17.Разработка опорного конспекта урока.

18.Тщательная проработка методической структуры урока.

19. Выявление путей реализации дидактических принципов.

20. Разработка содержания предметного  материала.

21.Дифференциация учебного материала\заданий для свободного выбора обучающимися (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности.

22. Определение методов и приемов обучения изобразительному искусству на каждом этапе урока.

23. Подготовка учебно-методического оснащения урока, подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

24.Проверка оборудования и технических средств обучения.

25. Подготовка\разработка наглядного материала, определение методики его использования.

26.Планирование зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися в альбомах.

27.Формулировка   вопросов   к   учащимся.

28. Уточнение организационной стороны (объема и форм) самостоятельной работы уча­щихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

29. Планирование формы и времени индивидуальной работы с учащимися.

30.Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

31.Уточнение распределения учебного времени на отдельных этапах урока.

32. Разработка вариантов   заданий   в   различных   видах контроля и критериев определения результатов, оценки учебно-творческой деятельности учащихся.

33.Выделение вариантов коррекции усвоения учащими­ся полученных знаний.

34.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

35.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

36.Продумывание форм подведения итогов урока.

37.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

38.Соотнесение материала предстоящего урока с собственным эмоциональным настроением.

39. Внутреннее примеривание вариантов конспекта урока к себе, к возможным ситуациям в классе.

40. Мысленное представление собственного поведения на данном уроке.

41. И главное необходимо достичь чувства полного владения материалом и уверенности в успешности его реализации.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26663. Географическая оболочка 31.5 KB
  Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой водной живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки. Знание закона целостности географической оболочки имеет большое практическое значение. Изменение одной из оболочек географической оболочки отражается и на всех других. Он характеризовался ведущей ролью живых существ в развитии и формировании географической оболочки.
26664. Географи́ческая оболо́чка 45 KB
  Земная кора Земная кора это верхняя часть твёрдой земли. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 065 100 м За нормальные условия у поверхности Земли приняты: плотность 12 кг м3 барометрическое давление 10134 кПа температура плюс 20 C и относительная влажность 50 . Гидросфера Гидросфера совокупность всех водных запасов Земли.
26665. Геосистема 28 KB
  σύστημα целое составленное из частей фундаментальная категория геоэкологии обозначающая совокупность компонентов географической оболочки объединённых потоками энергии и вещества. Геосистемы – это природногеографические единства всех возможных категорий от планетарной геосистемы географической оболочки до элементарной геосистемы физикогеографической фации определение В. Сочавы Масштаб геосистем Выделяют три уровня геосистем: Глобальная геосистема синоним географической оболочки. Региональная геосистема представляет собой...
26666. Эстетическая ценность урбанизированного ландшафта 1.67 MB
  Нами было выявлено несколько конструктивных ошибок большинства авторов: склонность к популяризации научных изысканий изложения работ отталкивание от философских категорий непрактичный аспект конфликтность оперируемых понятий игнорирование факта раздела восприятия человека на три уровня. В частности в медицине и психологии уже существуют некоторые представления о психофизическом воздействии цвета на организм человека.3 Оперирование древними инстинктами человека в современном рекламном дизайне Глава 3. Интерпретировать факторы восприятия...
26667. Экологические проблемы нефтедобывающей промышленности 8.38 MB
  Историческая справка о нефти. Возникновение нефти . Добыча нефти и газа . Современная технология добычи нефти .
26668. Утилизация и захоронение РАО в Архангельской области (Миронова гора) 12.32 KB
  Об этом на последнем заседании координационного совета по вопросам организации мероприятий по охране окружающей среды сообщил начальник отдела ядерной и радиационной безопасности Севмашпредприятия Михаил Малинин. Горожанам думается небесполезно узнать что специалистами ФГУП ВНИИпромтехнологии в свое время были разработаны мероприятия по организации санитарнопропускного режима и созданию системы непрерывного радиационного контроля физической защиты систем энергопитания и связи на Мироновой горе. В частности член координационного...
26669. Антропогенные опасности на территории Архангельской области 74.84 KB
  Ломоносова Естественногеографический факультет Географии и геоэкологии Реферат на тему: Антропогенные опасности на территории Архангельской области Выполнил: студент 4 курса отделения природопользования ...
26670. Воздействие нефтедобычи в НАО на многолетние мерзлые породы 17.11 KB
  В Государственном докладе О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году отмечается что наибольший суммарный объем выбросов в атмосферу зафиксирован для предприятий по добыче сырой нефти и нефтяного попутного газа – 41 млн. м свежей воды в том числе при добыче сырой нефти и природного газа – 7015 млн. Аэробная зона – источник выделения углекислого газа образующегося при разложении органики в кислородной среде а анаэробная зона продуцирует метан. Парниковый эффект метана превышает действие равного количества...
26671. Проблемы освоения и добычи углеводородов в НАО 16.34 KB
  Основные технологические проблемы освоения морских нефтегазовых месторождений связаны со спецификой технологических условий на этапах обустройства месторождения и добычи. Вместе с тем существенных усилий требуют подготовка и транспортировка углеводородов