51903

Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Доклад

Педагогика и дидактика

Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства Как строится урок изобразительного искусства Чтобы разработать план конкретного урока определить его цель и задачи учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарнотематический план исходя из конкретных условий разный тип школ различное количество часов разная обеспеченность средствами обучения; точно определить цель урока вычленить главные...

Русский

2014-02-12

58.7 KB

1 чел.

  1.  Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства

Как строится урок изобразительного искусства?

Чтобы разработать план конкретного урока, определить его цель и задачи, учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарно-тематический план исходя из конкретных условий (разный тип школ, различное количество часов, разная обеспеченность средствами обучения); точно определить цель урока (вычленить главные идейно-нравственные и эстетические проблемы); задачи урока (закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, раскрыть особенности художественной культуры изучаемого периода, систематизировать знания учащихся, полученные при изучении различных школьных дисциплин и др.); отобрать материал; сделать монтаж материала; составить композицию урока.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задачевоспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. 

Алгоритм подготовки учителя к уроку

Этап  анализа\рефлексии предполагает несколько направлений работы преподавателя.

Во-первых, выполняется анализ программного содержания с последующей разработкой её адаптированного варианта под условия учебного заведения и необходимой корректировкой рабочей программы для достижения более высоких результатов обучения.

Во-вторых, на составление плана урока влияет степень достижения цели и полнота решения задач предшествующего урока. Для этого учитель выполняет самоанализ предыдущего учеб­ного занятия. Для полноты понимания приемы анализа урока мы вынесли в отдельный раздел.

Этап целеполагания урокаответственная логико-конструктивная операция формирования цели урока, осуществляемая в следующем алгоритме: анализ нормативных документов, установление на этой основе требований, мотивов и интересов, подлежащих удовлетворению; выяснение имеющихся ресурсов и возможностей, способных обеспечить удовлетворение обозначенных интересов с наибольшим положительным эффектом и предотвращением отрицательных побочных эффектов.

Этапы прогнозирования урока это своеобразное определение учителем ключевых элементов занятия и проигрыва­ние возможных событий на уроке.

На планируемый урок влияют конкретные условия, в которых учителю придется реализовывать свои задумки. Поэтому важно определить уровень мотивации учащихся, их познавательные интересы, способности и возможности учебной группы в целом. Прогнозом педа­гога относительно того, какими знаниями, умениями и способами действия владеют учащиеся на данный момент и какими новыми знаниями и способами действия они должны овладеть, отчасти определяется результативность очередного урока.

Эффективность учебного занятия напрямую связана с видами совместной деятельности учителя и учащихся на каждом из этапов урока. В зависимости от вида учебного занятия и основного метода обучения выбирается индиви­дуальная, парная, групповая или коллективная форма учебно-творческой работы.

На содержание урока могут оказать существенное влияние даже расстановка мебели в классе, наличие ста­ционарной видео- или аудиоаппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала и т.д.

Все это поднимает вопрос о режиссуре и драматур­гии учебного занятия. Сценарий сначала учитель как бы прокручивает в уме, и лишь сложившееся цельное представление урока фиксирует на бумаге, а затем пытается воплотить задумки на практике.

Этапы планирования урока

Этапы организации урока

Структура алгоритма подготовки учителя к уроку

1.     Изучение программы или повторный просмотр её соответствующего раздела.

2.     Определение места урока в системе уроков по ИЗО.

3.     Разработка системы (структурной схемы) уроков по теме или разделу.

4.     Формулирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру будущего занятия.

5.     Изучение методической литературы по теме урока.

6.  Определение цели, в соответствии со всей системой программного содержания

7.  Планирование\разработка задач урока в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентирами учащихся, с учетом имеющихся методических пособий, содержанием школьного учебника и дополнительной литературы.

8.       Отбор оптимального содержания материала урока на основе:

-    определения  взаимосвязей  между учебными  компо­нентами;

-    выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов,  проблем,  закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;

-    сравнения трактовок основных понятий темы, полученных из разных источни­ков; сбора интересные фактов и занимательных сведений по теме учебного занятия, и т. д;

-    расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, умений и навыков, дидактическая обработка;

-    структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);

-    выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить, научиться воспроизводить на уроке.

9.       Формулирование   ожидаемых  диагностируемых  ре­зультатов обученияучебных достижений учащихся; определение требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.

10.  Определение видов образовательной деятельности уча­щихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности и спо­собов получения обратной связи и рефлексии.

11.  Продумывание вариантов изучения особенностей вос­приятия обучаемыми учебной информации и ее осознанно­сти путем подбора разнообразных диагностических методик.

12.  Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

13.  Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

14.Определение роли,   места   и   функций   педагога   в системе урока, возможных форм общения с коллективом учащихся для передачи учебной информации и формирования их знаний, умений и навыков.

15.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

16.Разработка плана урока.

17.Разработка опорного конспекта урока.

18.Тщательная проработка методической структуры урока.

19. Выявление путей реализации дидактических принципов.

20. Разработка содержания предметного  материала.

21.Дифференциация учебного материала\заданий для свободного выбора обучающимися (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности.

22. Определение методов и приемов обучения изобразительному искусству на каждом этапе урока.

23. Подготовка учебно-методического оснащения урока, подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

24.Проверка оборудования и технических средств обучения.

25. Подготовка\разработка наглядного материала, определение методики его использования.

26.Планирование зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися в альбомах.

27.Формулировка   вопросов   к   учащимся.

28. Уточнение организационной стороны (объема и форм) самостоятельной работы уча­щихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

29. Планирование формы и времени индивидуальной работы с учащимися.

30.Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

31.Уточнение распределения учебного времени на отдельных этапах урока.

32. Разработка вариантов   заданий   в   различных   видах контроля и критериев определения результатов, оценки учебно-творческой деятельности учащихся.

33.Выделение вариантов коррекции усвоения учащими­ся полученных знаний.

34.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

35.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

36.Продумывание форм подведения итогов урока.

37.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

38.Соотнесение материала предстоящего урока с собственным эмоциональным настроением.

39. Внутреннее примеривание вариантов конспекта урока к себе, к возможным ситуациям в классе.

40. Мысленное представление собственного поведения на данном уроке.

41. И главное необходимо достичь чувства полного владения материалом и уверенности в успешности его реализации.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45802. Бриф (brief). Этапы планирования и программирования PR-кампании 20.35 KB
  Основная цель брифа определить верное направление кампании лучшее время и стоимость а также правильную мотивацию мероприятия. В этой части содержится описание продукта анализ ситуации на рынке а также обоснование кампании. Катлип Этапы планирования и программирования PRкампании Определение роли и миссии организации.
45804. Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения 756.11 KB
  Понятие ЭОР и ЦОР в образовательном процессе. Обзор ЭОР на СD дисках, примеры использования на уроках и во внеурочной деятельности. ЦОР в сети Интернет. Образовательный и воспитательный потенциал видео фрагментов на уроках географии. Источники информации
45805. Консалтинг в PR-деятельности: понятие и виды 18.02 KB
  Вследствие этого создание PRотдела в компании не вызывает сомнений почти ни у одного российского собственника. PRотдел российской консалтинговой компании подчиняется в основном ее руководителю или его заместителю реже директору по маркетингу если такая должность существует в компании. В действительности бренд и имидж абсолютно любой компании занимающейся консалтингом зависит напрямую от каждого ее консультанта. Поэтому сложность заключается в том что PRотделу приходится не только уделять особое внимание формированию доверия...
45806. Планирование и организация деятельности PR-отделов. Бизнес-планы 17.18 KB
  Редактирование и выпуск журналов и газет для персонала организации и создание иных форм внутренних коммуникаций таких как демонстрация видеокассет показ слайдов выпуск стенгазет и т. 3 вида организации PRотделов в организации: Отдел по PR внутри организации который полностью выполняет весь спектр задач Отдел по PR внутри организации часть задач отдает на аутсерсинг Все задачи организации отдаются на аутсерсинг.
45807. Распределение Максвелла 122 KB
  При выводе основного уравнения МКТ молекулам задавали различные скорости. В результате многократных соударений скорость каждой молекулы изменяется по модулю и направлению. Однако из-за хаотического движения молекул все направления движения равновероятны
45808. Особенности и направления PR- деятельности в организациях среднего и малого бизнеса 48.15 KB
  Теоретическая модель PR в ресторанном бизнесе На наш взгляд в основе PR стратегий любого ресторана прежде всего лежит его имидж или концепция поэтому PR средства варьируются от одного типа ресторана к другому однако общую теоретическую модель можно представить следующим образом: ТИП РЕСТОРАНА Средства установления связей с общественностью передача информации работа с прессой и СМИ реклама и интернет РR акции Влияние на общественное мнение убеждение клиентов ...
45809. Роль связей с общественностью . Определения. Функции PR в обществе и организации 30.9 KB
  3е издание международного Вебстерского толкового словаря: PR как наука и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с общественностью: сбыте...
45810. Релятивистская механика 310.5 KB
  В СТО Эйнштейн рассматривал движение частиц в отсутствие потенциальных полей, т. е. Wp = 0 (в западной литературе теорию Эйнштейна называют частной теорией относительности).