52082

Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки на примере волшебной сказки Царевна-лягушка. Задачи: Образовательные: 1 закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах; 2 дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки; 3 учить анализировать фрагменты из сказки Царевна-лягушка; 4 научить сопоставлять фрагменты сказки; 5 научить школьников выделять систему образов волшебной сказки; 6 дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с...

Русский

2014-02-13

46.5 KB

142 чел.

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: Сказка как вид народной прозы. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

 

 Цель: познакомить учащихся с ТНР с жанровыми особенностями фольклорной сказки (на примере волшебной сказки «Царевна-лягушка»).

Задачи:

Образовательные:

1)  закрепить представления учащихся о сказке как жанре фольклора и ее видах;

2) дать представления учащимся о сказителях и собирателях сказки;

3) учить анализировать фрагменты из сказки «Царевна-лягушка»;

4) научить сопоставлять фрагменты сказки;

5) научить школьников выделять систему образов волшебной сказки;

6) дать представления учащимся об особенностях волшебной сказки: связь с мифами, изобразительный характер формул волшебной сказки;

Развивающие:

1) развивать умения устной характеристики персонажа;

2) развивать умения сравнения иллюстраций;

3) развивать умения развернутого ответа;

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к сказке;

2) воспитывать добрые чувства на основе нравственной проблематики сказки.

Ход урока:

Оргмомент: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о сказке «Царевна-лягушка», об образе Василисы Премудрой.

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Что такое сказка? (Слайд №2,3) Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»?

2. Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? 

3. К какому виду сказок она относится?

4. Какие особенности народной сказки можете назвать?

5. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

6. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами сказки.

 Чтение эпизода «Сватовство царевичей».

Вопросы:

 1. В каких словах появляется волшебство, загадочность, сказочность?

(В некотором царстве, в некотором государстве…; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…)

 2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать…»?

( Сказка потеряет загадочность, текст станет неинтересным.) Это и есть художественные особенности сказки.

 3. Как долго Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

 Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, что бы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно говорит: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

 4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

 (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

 Подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод? Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь»

 Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

( Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать6 утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная. Заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это же мудрость: «Сначала сделай – потом говори…»-слайд с поговоркой.)

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой).

 Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение обработанное, выразительное, напевное).

 Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано?

(Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

-Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

Второе испытание. «Тканье ковра за ночь»

 Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать приём выборочного чтения.

 Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

( Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

(Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».)

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

(Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

(В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

Третье испытание «Царский пир».

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения жен царевичей.

 Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?

(Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

(«Василиса Премудрая… пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют – в рукав льют. Чего не доедят – в другой кладут».

 Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда). Это и есть момент проявления борьбы Добра со злом.

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

(Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

Динамическая пауза. (Слайд №5)

Под стихотворение Г.Сапгира «Лягушки-хохотушки» дети выполняют движения.

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В.Васнецова. (слайд №6, 7, 8, 9)

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

(Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.)

IV.Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4.Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

 Сказочная викторина (см. презентацию слайд №10-20)

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению сгероем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»? В.И.Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Сведения о памятниках лягушке в разных странах и городах.

(слайд №21)

 Домашнее задание.

Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, «Встреча со старым старичком».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55606. Рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма 57.5 KB
  Чтение слов анаграмм составление учащимися слов анаграмм обмен зашифрованными словами Налво волна клво волк Ронова ворона вемеддь медведь Швиня вишня бейрово воробей Упражнение БимБом слоговая зарядка: 1ученик называет слог...
55607. Рельєф України (рівнини) 132.5 KB
  Мета: поглибити та систематизувати одержані з попередніх курсів знання учнів про рельєф та сили що беруть участь у його формуванні; вивчити загальний план будови поверхні території України; сформувати знання про особливості розташування великих форм рельєфу на території України...
55608. Загальна характеристика рельєфу України 66 KB
  Мета: сформувати уявлення про характерні риси рельєфу України та його особливості на основі знань з попередніх курсів. Удосконалювати навички та вміння самостійно аналізувати, пояснювати, надавати характеристики основним формам рельєфу...
55610. Индуизм и другие культы Дравидии 224 KB
  Влево вправо бегают глаза ищут бегают по всей вселенной и возникает эта ось и вокруг оси идёт вращение – это все кто ищет. Почему возникает Потому что перед тем как встретить того кто едет надо приготовления делать.
55611. Релігія та культурне життя середньовічної Європи 230 KB
  Мета: з’ясувати роль християнської церкви в середньовічному суспільстві; установити зв'язок між церквою та державною владою; охарактеризувати католицькі чернечі ордени та їх вплив на суспільне життя; розвивати вміння досліджувати суспільні явища та події; формувати навички мовленнєвих компетентностей.
55612. Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка» 44.5 KB
  Русская народная сказка Репка Цели урока: познакомить с понятием сказкицепочки; совершенствовать технику чтения развивать речь пополнять словарный запас учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное...
55613. Бойові дії у 1915-1916 роках 37.5 KB
  Мета. Показати хід бойових дій у 1915 – 1916 роках, охарактеризувати основні битви цього періоду, спираючись на різні джерела; формувати вміння аналізувати історичні документи, простежити причинно-наслідкові зв’язки.
55614. Виховний захід до Дня пам’яті жертв політичних репресій 1937 – 1938 р.р 307 KB
  Ведучий: Проблема реальної спрямованості та кількісних параметрів політичних репресій за радянських часів значною мірою ще й досі залишається білою плямою в історичній науці. Ведучий: Фізичне знищення співгромадян світогляд яких відрізнявся від комуністичного розпочалося відразу після жовтневого перевороту 1917 р.