52091

Африка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ФГП материка. Открытие и исследование материка. Фронтальный опрос на знание номенклатуры карты по теме ФГП материка. Индивидуальный опрос: а План изучения материка.

Русский

2014-02-13

57.5 KB

1 чел.

2 МОДУЛЬ

Тема: Африка

1. ФГП материка.

2. Открытие и исследование материка.

Цели: - проверить уровень первичного усвоения и понимания изученного материала;

 - проверить эффективность использования форм и методов использованных учителем.

1-30' – КС

Тип модуля – контрольно смысловой

I Организационный момент

Модуль начинается с сообщения типа модуля и его целей.

II Опрос учащихся

1. Фронтальный опрос (на знание номенклатуры карты по теме ФГП материка).

Игра «Третий лишний»

Из трех названных географических объектов найди лишний и объясни, почему он лишний.

1. Атлантический, Мозамбикский, Индийский.

2. Суэцкий, Сомали, Гибралтарский.

3. Мадагаскар, Игольный, Рас-хафун.

4. Рас-Энгела, Красное, Альмади.

5. Средиземное, Аденский, Красное.

6. Гвинейский, Аденский, Агульяс.

2. Индивидуальный опрос:

а) План изучения материка.

б) План изучения ФГП материка.

в) Характеристика ФГП материка (один задает вопрос, второй отвечает, работа в парах).

г) Работа по карте (класс задает вопросы, ученик показывает заданные географические объекты).

д) Реши «Чайнворд».

Используя буквы в слове Мадагаскар впиши названия заданных географических объектов.

е) Цифровой диктант (работа в тетрадях).

Выбор ответа

I в.

II в.

1

Суэцкий

12

2

Гибралтарский

11

3

Средиземное

10

4

Мадагаскар

9

5

Гвинейский

8

6

Сомали

7

7

Красное

6

8

Аденский

5

9

Рас Энгела

4

10

Мозамбикский

3

11

Атлантический

2

12

Индийский

1

Вопросы

1. Море, омывающее Северные берега Африки?

2. Океан, омывающий Африку с запада?

3. Канал, соединяющий Средиземное и Красное моря?

4. Океан, омывающий Африку с востока?

5. Самый большой остров у берегов материка?

6. Море, омывающее СВ берега материка?

7. Пролив, отделяющий Африку от Европы?

8. Самый большой залив у берегов Африки?

9. Самый большой полуостров Африки?

10. Залив на востоке Африки?

11. Крайняя северная точка Африки?

12. Пролив, отделяющий о. Мадагаскар от материка?

Ответы

I в. - 3, 11, 1, 12, 4, 7, 2, 5, 6, 8, 9, 10.

II в. - 10, 2, 12, 1, 9, 6, 11, 8, 7, 5, 4, 3.

Подведение итогов

Выставление оценок и их комментирование.

2-30' – СП

Тема: Африка

1. Рельеф материка: равнины, горы, плоскогорья. Разломы земной коры.

2. Полезные ископаемые материка и закономерности их размещения.

Цели: 1. Познакомить учащихся с особенностями тектонического строения материка.

2. Показать зависимость основных форм рельефа от строения земной коры и закономерностью распространения полезных ископаемых.

3. Показать влияние внутренних и внешних сил Земли на формирование рельефа материка.

4. Продолжить формировать развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Тип модуля – содержательно-поисковый.

Методы – проблемно-поисковый, игровой.

Оборудование  - физическая карта;

   - тектоническая карта;

   - атласы;

- картины – «Драконовы горы», «Килиманджаро», «Эфиопское нагорье», «В Атласских горах».

I Организационный момент

Сообщение темы и целей модуля.

II Актуализация опорных знаний

1. Что такое рельеф?

2. Назовите планетарные формы рельефа?

3. Назовите основные формы рельефа суши?

4. Что такое равнины?

5. Как различаются равнины:

а) по высоте;

б) по форме поверхности;

в) по происхождению.

6. Что такое горы?

7. Как различаются горы:

а) по высоте;

б) по возрасту;

в) по происхождению.

8. Что такое платформы?

9. Какие формы рельефа соответствуют платформам?

10. Что такое сейсмические области?

11. Какие формы рельефа соответствуют сейсмическим областям?

12.Что такое полезные ископаемые?

III Изучение нового материала

а) Изучение геологического строения материка по тектонической карте.

Задание. По карте определить основные тектонические структуры Африки.

Ответ. 1. Африкано-Аравийская платформа.

 2. Участки складчатости.

Задание. По физической карте, определите, какие основные формы рельефа есть на материке и какие из них преобладают?

Ответ. Горы и равнины. Преобладают равнины.

Проблемный вопрос – творческая.

Почему на данном материке преобладают равнины?

Ответ. В основании материка находится Африкано-Аравийская платформа.

Задание. По физической карте определите на сколько частей по рельефу можно разделить Африку и определите их высоту.

Ответ. На 2 части.

а) низкую – Северная и Западная Африка h 600 м – 1000 м

б) высокую – Восточная и Южная h 1000 м – 2000 м

Рельеф Африки.

Горы

1. Атласские СЗ материка, г. Тубкаль 4165 м.

2. Драконовы горы – ЮВ материка 3482 м.

3. Капские горы – Юг материка 3000 м.

Задание. Используя картины дайте описание гор.

Драконовы горы имеют плоские, столоподобные вершины, имеют много трещин и напоминают гигантскую лестницу, которая ведет вглубь материка.

Капские горы – нагромождение глыб, круто обрываются в сторону океана.

Атласские горы имеют острые вершины, крутые склоны, это результат столкновения 2-х литосферных плит.

2. Плоскогорья и нагорья

а) Ахаггар – г. Тахат 3003 м.

б) Тибести – г. Эмми-Куси 3415 м.

в) Эфиопское – г. Рас – Дашен 4620 м.

г) Восточно-Африканское плоскогорье  - г. Килиманджаро 5895 м. Это самая высокая точка материка.

(Рассказ ученика о восхождении украинских альпинистов на вершину вулкана Килиманджаро).

В августе 1990 года началась программа «Флаг Украины на вершинах мира». Цель ее заключается в повышении духовности нашего народа через научно-спортивные экспедиции, знакомство с жизнью украинской диаспоры, воспитание национальной гордости. Девизом этой программы являются слова: «Через восхождения на вершины гор – к вершинам духовности».

3. Впадины – Чад, Конго, Калахари.

На Востоке материка находится полоса Великих Африканских разломов, которые тянутся более чем на 2000 км от Красного моря до Индийского океана.

Проблемный вопрос.

Какую роль играет рельеф в формировании природы материка?

Рельеф – климат – реки – растительный мир.

Рефлексия

1. Где на материке находятся горы?

2. Почему горы на СЗ выше чем на ЮВ и Ю?

3. Где на платформе могут быть землетрясения?

4. Работа по карте.

4. Полезные ископаемые материка.

Задание. По карте определите какие полезные ископаемые имеются в Африке и заполните таблицу.

Виды

Полезные ископаемые

Размещение

1. Рудные

2. Топливные

3. Нерудные

 

3-30' – АП

Тип модуля: адаптивно-преобразующий, наработка умений и навыков.

Практическая работа № 8.

«Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка»

Цели: - закрепить умение работать с контурной картой;

 - научится определять закономерности в расположении географических объектов;

 - показывать на карте объекты географической номенклатуры.

Оборудование – физическая карта Африки, контурная карта Африки.

Домашнее задание. Проработать материал учебника. Подготовить ребусы на название географических объектов Африки.

Домашнее задание – проработать параграф 15 учебника стр. 68-71. Творческое задание, составить кроссворд, ребусы, шарады по теме.


Литература

  1.  Т.В. Власова «Физическая география материков».                            Москва «Просвещение», 1994 г.
  2.  О.И. Гринченко «География материков и океанов».                          Ранок «Веста», 2007 г.
  3.  О.В. Крылова «Уроки географии».       Москва «Просвещение», 1990 г.
  4.  В.Ю. Пестушко, Г.Ш. Уварова «география материков и океанов».  Киев «Генеза», 2007 г.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55684. Роль інноваційних технологій в розвитку мови молодших школярів 48 KB
  Виходячи з цього головною метою вивчення мови в початкових класах є формування фундаментально грамотної особистості повноцінного носія мови. Особисто важливою стає практична сторона вивчення мови...
55685. Давайте познайомимось 560 KB
  Мета: збагачувати уявлення дітей про сімю розвивати позитивне ставлення до рідної домівки виховувати почуття гордості за свою сімю.
55686. ПЕДАГОГІЧНА ТЕХНОЛОГІЯ «ЛІТНЯ ШКОЛА» 629 KB
  Серед основних завдань Національної стратегії розвитку освіти зазначене «забезпечення системного підвищення якості освіти на інноваційній основі, створення сучасного психолого-педагогічного та науково-методичного супроводу НВП».
55687. Подготовительные занятия с будущими первоклассниками 636.5 KB
  Ход занятия: Сообщение темы занятия. Работа над темой занятия 1 Разминка На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников.
55688. Науково-методичний супровід становлення і розвитку вчителів природничо-математичних дисциплін як конкурентноспроможних фахівців 628 KB
  В умовах становлення і розвитку високотехнологічного інформаційного суспільства в Україні виникає необхідність підвищення якості та пріоритетності шкільної природничоматематичної освіти як зазначено у Концепції Державної цільової соціальної програми.
55689. Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты 115 KB
  В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.
55690. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 54 KB
  З одного боку творчість передбачає багатство вибору й відсутність обмежень кимось зі сторони натомість педагогічне управління як складова навчального процесу і як різновид управління взагалі характеризується певними обмеженнями будьякої діяльності у тому числі звичайно і творчої. Марина Олександрівна Горбач
55691. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 140.5 KB
  Основные задачи педагога по развитию творческих способностей учащихся. Виды творческих работ на уроках русского языка Основные методические особенности сочинений-этюдов Творческие работы учащихся...
55692. ТЕХНОЛОГІЇ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ ЯК ІННОВАЦІЙНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ЯВИЩЕ У ФОРМУВАННІ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ 133 KB
  Формування компетентностей учнів зумовлене не тільки реалізацією відповідного оновленого змісту освіти але й адекватних технологій і методів навчання. Враховуючи що продуктом школи є людина особистість відзначимо основні задачі які підлягають реалізації...