52092

Африка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Проблемный вопрос Почему в природе трех материков – Африки Австралии и Южной Америки много общего Ответ: Потому что все эти материки являются частью единого материка – Гондвана. Какой материал мы будем изучать первым вы узнаете если отгадаете загадку: Этот материк по площади в 3 с лишним раза больше другого и почти такой же по площади как два других материка Какой это материк Ответ: Африка так как по площади он в 3 с лишним раза больше Австралии и почти такой же по площади как Южная Америка и Антарктида вместе взятые. Проблемный...

Русский

2014-02-13

69.5 KB

0 чел.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

1 модуль

Тема: Африка

Цели: 1. Создать общее представление о материке;

2. Создать психологический климат доверия между учителем и учащимися;

 3. Сформировать внутреннюю мотивацию;

 4. Привлечь внимание учащихся к данному материку;

 5. Показать актуальность изучаемого материала.

1-30' – УМ

Тип модуля – установочно-мотивационный

I Организационный момент

Модуль начинается с сообщения темы и целей и актуализации опорных знаний.

Сегодня мы приступаем к изучению материков. А что такое материк? – ответ. Сколько материков на Земном шаре? Перечислите их – ответ.

II Блиц-опрос

Викторина

1. Самый маленький по s материк Земного шара? – Австралия.

2. Какой материк в 7 раз больше другого, какого, а как называется первый? – Австралия и Евразия.

3. Второй по площади материк? – Африка.

4. Третий по площади материк? – Северная Америка.

5. Четвертый по площади материк? – Южная Америка.

6. Пятый по площади материк? – Антарктида.

Работа по карте

По карте определить, какие материки пересекает экватор. Ответ.

Какие материки полностью лежат в южном полушарии? Ответ.

Какие материки находятся в тропических широтах. Ответ.

Проблемный вопрос

Почему в природе трех материков – Африки, Австралии и Южной Америки много общего?

Ответ: Потому, что все эти материки являются, частью единого материка – Гондвана.

Какой материал мы будем изучать первым вы узнаете, если отгадаете загадку: «Этот материк по площади в 3 с лишним раза больше другого и почти такой же по площади как два других материка?» Какой это материк? Ответ: Африка, так как по площади он в 3 с лишним раза больше Австралии и почти такой же по площади как Южная Америка и Антарктида вместе взятые.

Проблемный вопрос

Как вы думаете, почему изучение материков мы начинаем с материка – Африка? Отчет: Потому, что этот материк имеет целый ряд особенностей, каких, вы узнаете при изучении данного материка. Поэт Б. Пиляцкий об этом материке сказал так: «Сердце Африки пенья полно и пыланья,

  И я знаю, что если мы видим порой,

  Сны, которым найти не умеем названья,

  Это ветер приносит их, Африка, твой!»

А что вы уже знаете данном материке?

Ученики

1. Площадь материка равна 30,3 млн. км2, по площади он занимает второе место.

2. Самая высокая точка материка – г. Килиманджаро 5895 м.

3. Самое большое по площади озеро на материке – Виктория.

4. Самое глубокое озеро на данном материке – Танганьика 1435 м. По глубине оно занимает второе место в мире, после озера Байкал 1620 м.

5. Самая длинная река мира – Нил 6671 км протекает в Африке.

6. Здесь находится единственная река мира, дважды пересекающая эквтор – Конго.

7.Самый большой остров у берегов материка – о. Мадагаскар.

8. Африка – самый жаркий материк Земного шара.

9. Здесь живут самый большие животные суши – слоны.

10. Здесь живет самое высокое животное мира – жираф.

11. Здесь живет чемпион по бегу среди животных – гепард.

12. Здесь живет самая большая на Земле птица – африканский страус.

13. Здесь живут самые маленькие люди на Земле – пигмеи.

14. Здесь живут и самые высокие люди на Земле – масаи.

Из сказанного можно сделать вывод, что мы уже много знаем об этом материке, но еще больше мы узнаем при изучении данного материка.

А что Вы знаете о происхождении названия данного материка? (упреждающее задание)

1 ученик. Некоторые исследователи считают, что название происходит от древней финикийской колонии «Карфаген», т.е. новое место. Позже Карфаген получил самостоятельность и финикийцы начали называть его «Афора», что означало тот, что отделился. Постепенно слово «Афора» преобразовалось в Африку и стало названием всего континента.

2 ученик. Другую точку зрения имели средневековые географы. Они утверждали, что название «Африка» связано с арабским словом «фирака» - «разделенная, отделенная». Так они называли земли отделенные от Европы Средиземным морем.

3 ученик. Некоторые ученые настаивают на такой версии: название «Африка» ассоциируется с одним из берберских племен – авриг или «африк», которое проживало в прошлом на территории Северной Африки.

4 ученик. Есть еще и такая версия. Мореплаватели Древней Греции, наблюдая за волнами, что накатывали на красновато-бурые берега континента окрестили его «Африкой» - страной, что лежит за полосой пены. По древнегречески «афрос» обозначает пена.

5 ученик. Существует также предположение, что слово «Африка» происходит от латинского «африа», что обозначает безморозная! И это, наверное, так, ведь Африка самый жаркий материк Земного шара.

Мы услышали несколько версий о происхождении названия материка, и каждая версия по своему права.

2-30' – СП

Тема: Африка

1. План изучения материка

2. Физико-географическое положение Африки

3. Практическая работа № 4

Цели: 1. Познакомить учащихся:

 а) с планом изучения материала;

 б) с планом ФГП материка;

 2. Раскрыть понятие ФГП и его влияние на природу материка.

 3. Выделить особенности ФГП материка.

 4. Закрепить навыки определять географические координаты.

 5. Продолжить развитие географического мышления, умения анализировать, работать с паланом и географической картой.

Тип модуля – содержательно-поисковой

I Организационный момент

Модуль начинается с сообщения темы и целей.

II Изучение нового материала

План изучения материка.

Каждый материк мы будем изучать по определенному плану:

1. ФГП материка.

2. Открытие и исследование материка.

3. Рельеф и полезные ископаемые материка.

4. Климат.

5. Внутренние воды.

6. Природные зоны.

7. Население материка.

8. Политическая карта материка.

Физико-географическое положение Африки.

Проблемный вопрос

Что такое ФГП?

Ответ дети записывают в тетрадь.

Почему изучение материка начинается с ФГП.

ФГП – климат – почвы – растительный мир – животный мир.

Что необходимо знать, чтобы определить ФГП материка?

План

1. Положение материка по отношению:

а) к экватору;

б) к 00 меридиану;

в) к тропикам;

г) к полярным кругам;

д) к другим материкам.

2. Крайние точки материка и их координаты.

3. Протяженность материка с С – Ю и с З – В.

4. Океаны, моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова у берегов материка.

5. Изрезанность береговой линии.

Задания учащихся

Используя план характеристики ФГП и карты атласа составить ФГП Африки.

Используя карты атласа, дайте характеристику географического положения Африки:

А).     Африку     почти     по     середине     пересекает     „„,.,„„„„„„„„,„„

следовательно,       материк       расположен       в      ,„„„„,„,,„„„„„„       и

,„„„„„„„„„„„„„„„„ полушариях, но большая часть материка расположена

в „„„„„„„„„„„„„„, полушарии.

Б). Начальный меридиан пересекает Африку в,„„„„„„„„„„.„„„„„„ части,

следовательно, она расположена в „„„„„„„„„,„„„„„„ и „„,„..„„„„„„„„„„„

полушарии.

В). Северный и Южный,„„„„„„„„„„„„„„ пересекают материк, поэтому

большая часть материка расположена в,„„„„„„„„„„„ тепловом поясе,

лишь крайние,:,„„„„„„„„„„„„ и „„„„„„„„„„„„„„„ Африки расположены в „„„„„„„„„„„„„„ тепловом поясе. Из этого следует, что в целом климат на материке,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

Г).   Африка   расположена   в  ,„„„„„„„„„„„„„„„   материков.   На   СВ

Д). Северная точка - материка „,„„„„„„„„„„„„„„„„ её –координаты,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Южная,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,  ее координаты,,,,,,,,,,,,,,,,,. Западная,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ее координаты,,,,,,,,,,,,,,,,,, Восточная,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,,,,, и ее координаты,„„,„,„,,,,,,,,„,„,,,,„,,

Е). Протяженность материка с Севера на Юг по 20 в.д. равна,,,,,,,,,,,,,,,,(1=111,3  км),  с Запада на Восток по   10  с.ш. равна,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (1=109,6 км)

Ж). „,„„,„„„„„„„„„ берега Африки омывает „„„„„„„„„„„„„ океан, а

»>»»)»»»»»?—м»»м5?5)э» оерега,,,,,,,,,,„„,,,,,,,,,,,,,, океан.

3). Па Севере, материк омывает „„„„„„„„„ море, а на Северо-Востоке,,,,,,,,,,,,,, море

И). Глубоко в сушу вдаются заливы, на Западе „„„„„„„„„„,. а на Востоке,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

К).   „„„„„„„„„„„„   пролив   отделяет   Африку   от  ,„„„„„„„„„,        остров   „„„„„„,„„„„       от       материка,       а,„„,„„„„„„„„   Африку   от  ,„„„„„„„„„„„„„„

Л). Изрезанность береговой линии выражена,„„„„„,„„„„„„ так как здесь выделяется   один   полуостров   „„„„„„„„„„„,„„„„„,   и   крупный   остров,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Особенности ФГП Африки (дети записывают в тетради)

Рефлексия

Географический диктант

1. Море, омывающее северные берега Африки? – Средиземное.

2. Канал, соединяющий Африку с Евразией? – Суэцкий.

3. Самый большой залив Африки? – Гвинейский.

4. Море, омывающее СВ берега Африки? – Красное.

5. Канал, соединяющий Средиземное и Красное моря? – Суэцкий.

6. Самый большой полуостров Африки? – Сомали.

7. Самый большой остров Африки? – Мадагаскар.

8. Пролив, отделяющий Африку от Европы? – Гибралтарский.

9. Залив на востоке Африки? – Аденский.

10. Пролив, отделяющий о. Мадагаскар от материка? – Мозамбикский.

11. Северная точка материка? – м. Рас-Энгела.

12. Южная точка материка? – м. Агульяс.

13. Западная точка материка? – м. Альмади.

14. Восточная точка материка? – м. Рас-Хаорун.

Практическая работа № 4

«Определение географических координат крайних точек Африки»

(самостоятельная работа в тетрадях для практических работ)

Подведение итогов

1. С чем мы познакомились на данном модуле?

2. Кто усвоил материал?

- на отлично;

- на хорошо;

- на удовлетворительно;

- не усвоил.

3. Достигли ли мы целей?

Оборудование

1. Физическая карта Африки.

2. Атласы.

3. Тетради для практических работ.

4. Учебники.

5. Рабочие тетради.

Литература

Д.П. Горюнов «Возвращение в Африку» - М: Молодая гвардия, 1988 г.

Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам М. Просвещение 1988 г.

3-30' – СП

Тема: Африка

1. Освоение и изучение материка

Цели: - познакомить учащихся с историей исследования и освоения материка;

- показать роль украинских исследователей в изучении материка;

- продолжить развивать географическое мышление.

Оборудование:  1. Физическая карта Африки;

   2. Портреты путешественников.

Тип модуля – содержательно-поисковой, изучение нового материала.

Учитель. Несмотря на близость Африки к Европе, европейские народы до конца XVI столетия мало знали об этом континенте. Причин этому было много. Труднодоступные берега, отсутствие удобных бухт, небезопасные порожистые реки, большие пустыни, густые заболоченные леса, неблагоприятный тропический климат – все это препятствовало к проникновению европейцев в глубь материка.

Однако Северная Африка была известна европейцам издавна, так как на берегах Нила развивалась одна из древнейших цивилизаций – Древний Египет.

Изучение Африки начинается еще в VI в. до н. э. В учебнике найдите ответ, кто и какой вклад, в это время, внес в изучение материка.

а) финикийцы

б) египетские фараоны

Новый этап исследований материка начался в конце XV века нашей эры. В поисках морских путей в Индию, привлекающей европейцев драгоценными камнями, золотом, пряностями, португальская королевская семья организовала морскую экспедицию на юг Атлантического океана вдоль берегов Африки, надеясь обогнуть ее и попасть в Индию.

Рассказы учеников - исследователей с использованием наглядности и дополнительной литературы.

1. 1487 – 1488 г. – экспедиция Бартоломео Диаша.

2. 1497 – 1499 г. – экспедиция Васко-да-Гама.

3. Исследование внутренних районов:

а) 1840 – 1873 г. – Давид Ливингстон

б) Генри Стенли

в) Егор Ковалевский

г) Василий Юнкер

д) Александр Елисеев

е) 1926 – 1927 г. – Николай Вавилов

Рефлексия

Используя буквы в данном слове, впишите названия ученых, внесших вклад в изучение материка Африка.

Чайнворд

нех

с

вас

юнке

фараон

ливингс

д

ковал

о

т

енли

к

о – да гама

р

ы

т

он

и

аш

е

вский

Домашнее задание. Проработать материал по теме. Подготовить кроссворды, ребусы.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25173. Поняття нації в сучасній соціальній філософії 25 KB
  Поняття нації в сучасній соціальній філософії. Але якщо говорити про сучасне розуміння нації то панує ряд таких тенденцій: Нації – це явища модерної епохи Європоцентризм погляди дослідників завжди спрямовані на Європу пр розгляді цього поняття Нації – це штучно створений феномен вони є продуктом процесу модернізації та створені для певних цілей. Нації – це територіальні та політичні спільноти Вони завжди засновані на соціальній комунікації. Ентоні Сміт пропонує виокремлювати такі підходи до розуміння нації в сучасну епоху:...
25174. Критика соціальних теорій Гегеля і Маркса за працею К.Поппера “Відкрите суспільство та його вороги” 22.5 KB
  Найголовніший пункт критики – ідея історичної закономірності розвитку людської спільноти. Поппер відкидає поняття закону історії і каже що історичні факти можна пояснити після того як вони відбулися але шукати в них закономірності немає сенсу. Закономірності вивчає соціологія історія ж аналізує окремі події. Він вважав хибною дихотомію природничонаукового та соціального знання через те що й там і там діє принцип фальсифікації заперечував існування обєктивних законів історії стверджував відсутність жорсткого детермінізму в природі і...
25175. К.Леві-Стросс – один з найвизначніших представників структуралізму 29.5 KB
  Подібні спроби вчинялися до нього Проппом при аналізі казки але саме ЛевіСтросс вкорінив інваріантні форми структуру не у емпіричній реальності а у самій людині в несвідомих структурах розуму. – нова дисципліна яка виникає як результат об’єднання ЛевіСтросом соціальної антропології і етнологічної дисципліни. Недоліки вчення ЛевіСтросса: поглинання свободи індивіда об’єктивними закономірностями переоцінка ролі позасвідомого недооцінка ролі історії.
25176. Взаємовплив науки і філософії 27.5 KB
  Співвідношення філософії і науки можна показати на прикладі міркувань Патнема. тобто тут висловлюється думка сама про взаємовплив науки і філософії. Філософія створює для науки ціннісно нормативну сферу і в свою чергу беручи за цінності результати отримані наукою.
25177. «ПОВСТАННЯ МАС» як проблема історії ХХ ст.. (Х. Ортега-і-Гассет) 24.5 KB
  Маса за ОртегоюіГасеттом це середня людина без обличчя загальний тип. Маса – це кожен хто сприймає себе як усіх інших тобто маса поглинає особистість тому залишається посередність. Маса завжди має жагу до відновлення переходить до насилля це є одичавінням процес розпаду у розумінні ортегаіГассета тому маса переходить до прямих форм дії губить духовні форми. Маса ненавидить тих хто до неї не входить.
25178. Філософія позитивізму та неопозитивізму 29.5 KB
  Філософія позитивізму та неопозитивізму 1. Класичний позитивізм Конт Спенсер Міль 1й позитивізм Наука не пояснює а описує явища. позитивізм переживає кризу викликану прогресом природничонаукового знання. Адже прогрес науки заперечував і знецінював ті синтетичні€ узагальнення що розглядалися позитивізмом як вічні і незаперечні істини.
25179. «Ідеологія і утопія» (К. Манхейм) 26 KB
  Манхейм Системна спроба дослідження ідеології була зроблена К. Марксу надмірно широке розуміння ідеології. Подруге німецький соціолог виокремив таку важливу характеристику ідеології як систематизованість саме тому ідеологія претендувала на науковість. За цими ознаками виокремлюють два основні різновиди – відкриті і тоталітарні ідеології.
25180. Предмет історико-філософської думки 88 KB
  Пригадайте ще років 1520 тому історії філософії відводили місце на крайній периферії у табелі про ранги філософських дисциплін. Головними вважали дослідження з діамату істмату філософських проблем природознавства етики та естетики а історія філософії розташовувалася десь за ними. Приблизно такий самий статус зберігався і в системі викладання: справа зводилася до короткого історикофілософського вступу якому присвячували двітри лекції і на тому історію філософії забували. Є підстави констатувати докорінну зміну статусу історії...
25181. Києво-Могилянська Академія та її роль у формуванні української філософії 25.5 KB
  КиєвоМогилянська Академія та її роль у формуванні української філософії Заснована Петром Могилою у 1632 р. В академії вперше для східних слов'ян почалося систематичне викладання філософії. Викладання філософії передбачало: діалектику логіку фізику математику та метафізику. Про це свідчить хоча б те що кожен професор філософії повинен був виробити собі свій оригінальний курс.