52100

Общая характеристика климата Африки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Общая характеристика климата Африки Цель: формировать у учащихся систему знаний об общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах; совершенствовать практические умения объяснять особенности климата Африки характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование развивать коммуникативные навыки воспитывать интерес к предмету. Оборудование: физическая карта Африки климатическая карта Африки учебники атласы шаблоны в рабочей тетради приготовлена картосхема Африки. В рабочей тетради вы должны были...

Русский

2014-02-13

5.32 MB

9 чел.

7 клас

Розробив:

вчитель географії

середньої загальноосвітньої

школи   №15   І-ІІІ ступенів

м.Сєвєродонецька, Луганської області

Черкашина Людмила Миколаївна

М. СЄВЄРОДОНЕЦЬК

2010

Тема. Общая характеристика климата Африки

Цель: формировать у учащихся систему знаний об общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах; совершенствовать практические умения объяснять особенности климата Африки, характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Африки, климатическая карта Африки, учебники, атласы, шаблоны, в рабочей тетради приготовлена картосхема Африки.

Учащиеся объединяются в 4 группы (Север, Юг,  Запад, Восток)

                                                          Ход урока

І. Актуализация опорных знаний и умений

Учащиеся поделены на 4 группы. Каждая группа за активное участие получает дополнительные балы, которые выставляются на табло.  Учащиеся на протяжении урока работают с листами самооценивания и выставляют себе заработанные балы. В рабочей тетради вы должны были заранее подготовить картосхему Африки.

Сегодня мы с вами отправляемся дальше в путешествие по Африке. Мы знаем, что Африка это самый солнечный материк и в этом мы сегодня убедимся.  (1-2 слайды)

Но, чтобы узнать тему сегодняшнего урока  нам необходимо разгадать кроссворд и мы узнаем ключевое слово нашего урока. Тогда в путь.

Географический кросс. (Разгадывание кроссворда, для определения ключевого слова, которое и будет являться темой урока)

  1.  В основе материка Африка залегает древняя … (Африкано-Аравийская платформа).
  2.  Среди форм рельефа на материке преобладают … (равнины).
  3.  На севере Африки  расположены молодые горы … (Атлас).
  4.  Вдоль южного берега Африки протянулись горы … (Капские).
  5.  В Западной и Южной Африке расположены всемирно известные месторождения … (алмазы).
  6.  Название живописного вулкана в переводе с языка суахили означает Обитель божества холода (Килиманджаро).
  7.  Многолетний режим погоды, характерный для определенной местности, называют … (Климат).

Ключевое слово мы разгадали. Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Общая характеристика климата Африки» 

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Зная географическое положение и особенности рельефа Африки, можно определить общие особенности климата материка. Вы уже знаете, что Африка – самый жаркий материк на Земле. В Африке нет обычных для нас холодных зим, на большей ее части зима и лето отличаются, главным образом, условиями увлажнения. Лишь в горах температуры опускаются ниже 0 0 С.  Большинство жителей Африки никогда не видели снега. И даже серебристо-ледяные вершины высоких гор, сверкающие вблизи экватора, местные жители долго считали сосредоточением ценных металлов. Какие факторы обусловливают такой жаркий климат Африки и неравномерное  распределение осадков  на   материке?  Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Задание.

  •  Какие основные факторы влияют на формирование климата местности? (количество солнечной энергии, циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности).

ІІІ. Изучение нового материала

1. Распределение температуры воздуха на материке.

- Почему территория Африки получает большое количество солнечного тепла?

Географическое положение Африки преимущественно в жарком тепловом поясе обусловливает поступление огромного количества солнечного тепла на ее поверхность. Солнце круглый год стоит здесь высоко над горизонтом. В тропических широтах количество солнечной радиации даже больше, чем в экваториальных, из-за безоблачного неба, отсутствия осадков и растительного покрова. Лишь в северных и южных окраинах радиация и температуры воздуха постепенно снижается.

 Задание. (работа с климатической картой в учебнике, каждой группе отдельное) Рассматривая материал о климатических особенностях Африки, учащиеся обозначают их на картосхеме, которую рисуют в тетрадях с помощью шаблона и отмечают на картосхеме на доске.

По климатической карте установите:

а) (группе «Север») средние температуры января и июля возле экватора.

б)  (группе «Юг») средние температуры января и июля Северного  тропика.

в) (группе «Запад») средние температуры января и июля Южного  тропика.

         г) (группе «Восток») в каких районах Африки наблюдаются максимальные  температуры воздуха.

При этом в горах, расположенных за пределами  жаркого пояса, зимой случаются морозы  до -100С, выпадает снег. Но холодных, обычных зим в Африке не бывает. Зима и лето отличаются преимущественно условиями увлажнения. Летом почти всюду – сезон дождей, зима – сухой, бездождевой сезон. Исключением является  район экватора, где осадки выпадают на протяжении года, и пустыни, где дождей не бывает ни летом, ни зимой.

Кроме солнечной радиации, большое значение для формирования климата Африки имеют атмосферная циркуляция, характер рельефа и влияние океанических течений.

2. Распределение осадков.  

- В каких поясах атмосферного давления расположена территория Африки?

Как происходит распределение атмосферных осадков в поясах с высоким и низким атмосферным давлением?

Осадки на материке распределяются неравномерно, что обусловлено отличиями атмосферного давления в разных районах. В экваториальных широтах, в областях пониженного атмосферного давления прогретый воздух поднимается вверх, образуя облака и осадки. Высокому увлажнению также способствует проникновение экваториального воздуха со стороны Атлантического океана. Для жителей бассейна реки Конго грозовые дожди – явление ежедневное, можно сказать, обязательное. Однако дождем этот небесный водопад назвать трудно. Выражение «льет как из ведра» подобному ливню соответствует точно. Теплая и влажная на протяжении года погода  экваториального пояса благоприятствует развитию растений, постоянно испаряющих влагу. Влажность воздуха очень высокая – до 100%. От чрезмерного увлажнения  стены домов, одежда, различные предметы покрываются плесенью, а железные изделия быстро ржавеют.

(слайд Сахара)

В тропических широтах в поясах высокого атмосферного давления преобладают тропические воздушные массы с нисходящими воздушными потоками и небольшим количеством осадков. В Восточной Сахаре установлен своеобразный рекорд безоблачности – Солнце палит здесь 354 дня в год! В Африке, в районе ливийского города Триполи, располагается Полюс Жары. Здесь была зафиксирована температура + 58 0 С в тени!

Во внутренних районах Сахары есть места, где дождей не бывает годами, а то и десятилетиями, да и то – дождь, когда он идет, бывает только на высоте, и ни одна капля не достигает земли. Из-за сильного перегрева поверхности в околоземном пространстве образуются слои воздуха с такой высокой плотностью, что возникают миражи. Низкая влажность воздуха в Сахаре континентальный тропический воздух настолько сухой, что у человека могут потрескаться губы, кожа и даже ногти.

Задание. (работа с климатической картой в учебнике, каждой группе отдельное) Рассматривая материал о климатических особенностях Африки, учащиеся обозначают их на картосхеме, которую рисуют в тетрадях с помощью шаблона и отмечают на картосхеме на доске.

По климатической карте определите:

а) (группе «Север») какое количество осадков выпадает в районе  экватора.

б)  (группе «Юг») какое количество осадков выпадает в районе  Северного  тропика.

в) (группе «Запад») какое количество осадков выпадает в районе  Южного тропика.

         г) (группе «Восток») объясните, почему  в тропических широтах Северного полушария в Африке осадков выпадает намного меньше, чем в тропических широтах Южного полушария.

Почти весь материк находится под действием постоянных ветров – пассатов, приходящих с областей высокого давления к экватору. В Северной Африке пассаты формируются над сушей и несут сухой тропический воздух. В Южной Африке пассаты дуют со стороны Индийского океана, и приносит много влаги.

(слайд Драконовы горы и Калахари)

Часть влаги, принесенная юго-восточными пассатами с океана, выпадает на склонах Мадагаскара и Драконовых, и по мере продвижения вглубь материка воздух становится более сухим. Здесь в районе Южного тропика находится пустыня Калахари. В отличии от Сахары, осадков в Калахари выпадает больше, поэтому там довольно часто встречается  травянистый покров и даже кустарники.

Однако пустыни в Африке встречаются не только внутри континента, но и на побережьях. Кроме высокого атмосферного давления, значительную роль в их образовании играют холодные течения – Канарское и Бенгальское. Они снижают температуру воздуха в прибрежной части материка, который, охлаждаясь, «зависает» в виде тумана и создает постоянно пасмурный пейзаж.

Теплые течения – Гвинейское, Мозамбикское, мыса Игольного, наоборот, способствует насыщению воздуха влагой и образованию осадков.

ІV. Закрепление изученного материала

Прием «Три предложения»

(Каждая группа самостоятельно тремя предложениями формулирует вывод о климате Африки).

Тесты.

1. Над Африкой преобладают воздушные массы:

а) экваториальные и тропические;

б) тропические и умеренные;

в) умеренные и полярные.

2. В поясах высокого давления осадков выпадает:

а) много;                           б) мало;                              в) умеренно.

3. На большей части Африки преобладает циркуляция:

а) муссонная;                     б) пассатная;                     в) циклональная.

4. На западном побережье Южной Африки расположена пустыня:

а) Калахари;                       б) Намиб;                           в) Сахара.

5. Прохождение холодного Бенгальского течения вблизи юго-западного побережья Африки:

а) смягчает и увлажняет климат побережья;

б) способствует образованию береговой пустыни;

в) никак не влияет на климат побережья.

6. Прохождение теплого  Мозамбикского течения вблизи юго-восточного побережья Африки:

а) смягчает и увлажняет климат побережья;

б) способствует образованию береговой пустыни;

в) никак не влияет на климат побережья.

7. Линии на климатической карте, соединяющие точки с одинаковыми показателями  температур, называют;

а) изотермами;                  б) изобарами;                                   в) меридианами.

8. Постоянные ветры, дующие от тропических широт к экватору, называют:

а)  муссонами;                     б) циклонами;                                 в) пассатами.   

9. Постоянные ветры – это:

а)  пассаты;                           б) муссоны;                                    в) бризы.

10. Наука, изучающая климат и его изменения в течение продолжительного времени называется:

а) гидрология;                  б) климатология;                             в) геоморфология.

11. Самая высокая температура воздуха на земном шаре +580С была зафиксирована возле города:

а) Каир;                              б) Триполи;                                     в) Алжир.

12. Африка расположена в таких климатических поясах:

а) тропическом;                в) умеренном;                                в) арктическом.

Прием «Восхождение на вершину»

Как вы думаете, есть ли снег в Африке? Давайте в этом убедимся.

(Капитаны команд выходят к доске, по очереди каждая команда задает вопросы капитанам по географическому положению.  Капитаны по очереди открывают путь к вершине).

V. Подведение итогов урока

- Африка – самый жаркий материк на Земле. Географическое положение материка обусловливает поступление большого количества солнечной радиации на протяжении всего года.

- Ровная поверхность способствует свободному продвижению континентальных воздушных масс над материком, а общая приподнятость Африки над океаном, наоборот, препятствует глубокому вторжению воздушных масс с океанов.

- Течения вдоль берегов Африки формируют климатические особенности побережий. Холодные течения усиливают сухость климата, а теплые способствуют увеличению количества осадков.

 VІ.  Домашнее задание

1. Проработайте соответствующий параграф учебника.

2. Опережающее задание. Учащиеся объединяются в группы (1 – 4).

Четыре группы самостоятельно готовят характеристику одного из климатических поясов Африки, рисуют картосхемы и климатодиаграммы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.
30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...