52123

Решение задач с помощью производной

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...

Русский

2014-02-13

63 KB

34 чел.

УРОК ПО АЛГЕБРЕ  И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В 10 КЛАССЕ

ТЕМА: «Решение задач  с помощью производной»

Цели:

  •  Показать на примерах применение дифференциального  исчисления для решения задач с практическим содержанием.
  •  Закрепить умения, навыки исследования функций с помощью производной.
  •  Формировать умения переводить описания реальных ситуаций на формальный математический язык, т. е. переходить от реальных ситуаций к их математическим моделям.
  •  Воспитывать аккуратность, внимательность, умение работать в паре.
  •  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием.

Оборудование:

  •  Портреты ученых
  •  Карточки с заданиями для устных упражнений
  •  Таблица
  •  Чертежи к задачам (математические модели)
  •  Мини-задачники

Ход урока

« В мире не происходит ничего,

в чем бы ни был виден смысл

какого-нибудь  максимума или минимума!»

Леонард Эйлер

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Объявление темы, целей урока.

II. Мотивация

С незапамятных времен перед человеком возникают практические  проблемы нахождения наибольшего и наименьшего, наилучшего и наихудшего, или как говорят, нахождения оптимального решения. Перед нами всегда стоит проблема выбора. Иногда этот выбор сделать просто, но очень часто обилие вариантов ставит нас в тупик, и мы не знаем, как поступить. Зато научные принципы выбора оптимального решения  дают однозначный ответ.

       Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма (1601-1665), англичанин Исаак Ньютон (1643-1727), немец Готфрид Лейбниц(1646-1716), француз Жозеф Лагранж (1736-1813) сформировали новый аппарат исследований интегрального и дифференциального  исчисления, с помощью которого и решаются задачи на нахождение наибольшего и наименьшего или – экстремальные задачи.

         Первое замечательное открытие в области теории экстремальных значений относятся к первому столетию нашей эры. Герон Александрийский установил, что путь светового луча от точки  А  до точки В при отражении от зеркала в точке является кратчайшим расстоянием от А до В с заходом на плоскость зеркала М при условии равенства углов падения и отражения луча.

           А                              В     

   М

                                С                        С1

Задача на нахождение наименьшего расстояния между пунктами А и В с заходом на шоссе, носит имя Герона, и используется при экономических расчетах прокладки дорог и создания на них удобных для населения остановок транспорта, а также при строительстве газо- и нефтепроводов для более выгодной эксплуатации.

          Задача - легенда, описывает события, относящиеся к IX в. до н. э.

Финикийская царевна Дидона, опасаясь преследований своего брата, царя Тира, отправилась на запад вдоль берегов Средиземного моря искать себе прибежище. Ей приглянулось одно место на побережье нынешнего Тунисского залива. Дидона повела переговоры с местным правителем Ярбом о продаже ей там земли. Запросила она совсем немного – столько, сколько можно охватить одной бычьей шкурой – и уговорила на сделку простодушного Ярба. Когда сделка была заключена,  хитроумная Дидона велела разрезать шкуру быка на множество узких тесемок, связать их между собой и получившейся единой длинной тесьмой охватить максимальную по площади территорию для своей колонии. На этом месте ею и был основан легендарный город Карфаген, известный своим противостоянием великому Древнему Риму.

           Математически перед Дидоной встала экстремальная задача, которую можно сформулировать следующим образом:

            Какая фигура максимальной площади охватывается замкнутой плоской кривой заданной длины?

             Еще в Древней Греции знали, что ответом на задачу Дидоны служит круг: среди замкнутых плоских кривых заданной длины именно окружность охватывает фигуру наибольшей площади.

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос  проводится одновременно  с работой  учащихся  по индивидуальным карточкам у доски (правила дифференцирования, вычисление производной сложных функций).

1) Что называют критической точкой функции?

2) Что обозначает слово «экстремум»?

3) Дайте понятие точки экстремума.

4) Что такое экстремум функции?

5) Какие два понятия объединяет термин «экстремум»?

6) Сформулируйте необходимый признак экстремума.

7) Верно ли утверждение: критическая точка всегда является точкой экстремума? Когда не является?

8) Приведите  пример.

9) Сформулируйте обратное утверждение.

10) Сформулируйте теорему Вейерштрасса.

11) Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.

        Проверяем работу учащихся у доски:

1) Какая функция называется сложной?

2) Каков порядок нахождения производной сложной     функции?

3) Проверяем правила дифференцирования.

На партах разложены карточки с заданиями для устных упражнений. Учащиеся работают в парах: определяют по первой строчке задание (что нужно вписать в первый и второй столбцы таблицы).

7x³-5х

21x² -5

42x

сos x

 

 

8x-5

 

 

1/х

 

 

x

 

 

sin 8x

 

 

sin² x

 

 

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Математическое моделирование

Учитель: Мы рассмотрели вопросы теории, но математические методы не могут применяться непосредственно к действительности, а применимы только к математическим моделям того или иного явления. Математическая модель  отображает основные свойства и характеристики реального явления.

     В математические модели экстремальных задач входит функция, которую надо составить по условию и найти ее оптимальное значение на промежутке изменения аргумента.

      Однако в одной и той же задаче в разных ситуациях наилучшими могут быть совершенно разные  решения. Все зависит от выбранного критерия.

       Вашему вниманию предлагаю различные поперечные сечения канала в форме трапеции. Они могут быть использованы в разных целях          

Таблица.

                                                      Рис. 2

   Рис. 1                                                                                            Рис. 3

Предлагается  учащимся выбрать различные критерии:

1) канал должен был судоходным (глубина);

2) канал должен вмещать наибольшее количество воды (объем);

3) канал служит водоемом на птицефабрике (площадь поверхности);

4) необходимо, чтобы на облицовку его боковых стенок и дна пошло наименьшее количество материала (площадь).

Как видим, модель одна, а практических задач  несколько.

V. Решение задач

Для решения задачи с практическим содержанием необходимо перевести ее на язык математики: составить функцию, определить промежуток, на котором ее надо исследовать.

Работа с мини-задачниками (готовые чертежи к задачам проектируются на экран).

1. Требуется изготовить открытый сверху бак объемом 500л с квадратным дном. Каковы  должны быть размеры бака, чтобы стоимость сварочных работ была наименьшей, если 10 см сварочного шва стоит 2грн.

2. Два парохода  идут перпендикулярными курсами. Скорость одного равна 30 км/ч, а другого 40 км/ч. В начальный момент времени первый находился в 100 км, а второй в 300 км от точки пересечения линий движения. Через какое время расстояние между судами будет наименьшим? Найдите это расстояние. Где будут находиться пароходы относительно точки пересечения линий движения?

                  

                  А

                                             В                 

3. Территорию между тремя попарно пересекающимися улицами выделили для строительства современного торгового центра. Необходимо смонтировать фундамент строения с прямоугольным основанием наибольшей площади так, чтобы фасад здания находился на одной из улиц, длина,  которой от одного перекрестка до другого равна 4 км.  Известно, что расстояние от точки пересечения двух других улиц до линии фасада, равно 3км.

                                                                В

                                   L                                 M

         A                         K                             N     C

VI. Домашнее задание

Помощь учащимся в выборе аргумента и составлении функции.

Условие задачи получают учащиеся на карточке.

 Грибник находится в 5 км от прямолинейной дороги и в 13 км от дома, стоящего у дороги. Скорость передвижения по лесу 3 км/ч, а по дороге 5 км/ч. На каком расстоянии от дома грибник должен выйти на дорогу, чтобы как можно быстрее добраться домой? Найдите наименьшее время, за которое он может прийти домой.

                   K                  N                      M   

                  L

VII. Итог урока

Обратите еще раз свое внимание на эпиграф урока: « В мире не происходит ничего, в чем бы ни был виден смысл  какого-нибудь  максимума или минимума!»

На уроке мы решали  задачи, связанные с различной  деятельностью человека.  Но их объединяет – способ решения. Мы переходили от реальных ситуаций к их математическим моделям.

Мы убедились, что такое абстрактное понятие, как производная, помогает решать много жизненных задач.

Оценка работы учащихся на уроке.

Я желаю всем, чтобы ваши знания, умения помогали вам преодолевать   препятствия на  жизненном пути.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55101. Перемещение и копирование частей рисунка 323.5 KB
  Используя команду горизонтального меню Рисунок Атрибуты измените размер полотна: ширина 93 высота 86 единицы измерения: см Используя инструменты панели рисования палитру операции перемещения и копирования нарисуйте солнце в качестве подсказки можно использовать следующие этапы...
55102. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита 21.39 KB
  Условия срочности отражают необходимость возврата кредита не в любое, приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре
55103. Модель «IS – LM» 18.17 KB
  Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
55104. Облік, аналіз та аудит торгівельних запасів на торговельному підприємстві 676.5 KB
  Правова організація і побудова обліку грошових розрахунків між підприємствами мають велике значення, оскільки забезпечують швидке завершення кругообороту коштів, перехід їх з товарної форми у грошову, створюють необхідні умови для оплати придбаних товарно-матеріальних цінностей.
55105. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы 19.77 KB
  Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей и др.
55107. Обследование курящего человека: спирометрия, определение концентрации метгемоглобина, тест для определения котинина. Методические указания 144.5 KB
  1 группа - характеризующие легочные объемы дыхательный оббьем резервный объем вдоха резервный объем выдоха остаточный объем и емкости общая емкость емкость вдоха функциональная остаточная емкость. 3 группа -– характеризующие состояние бронхиальной проходимости форсированная жизненная емкость легких максимальная объемная скорость дыхания во время вдоха и выдоха
55108. Общее учение о болезни 108.5 KB
  Цель: проверить и закрепить полученные знания о здоровье и болезни. Вопросы для самоподготовки: Определение понятия «здоровье» Критерии здоровья. Определение понятия «болезнь». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии.
55109. Исследование систем управления 88 KB
  Методологии и практическим навыкам исследования надо учить вкус к исследовательской деятельности надо прививать способности к исследовательской работе надо развивать уже в процессе подготовки специалистов.