52144

Построение графиков с помощью геометрических преобразований

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Найти область определения функции: ученик работает у доски у= . Перед учащимися карточки с изображением графиков функции у=fx. Для построения графика функции у=2 необходимо выполнить: А параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы влево; Б параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы вверх; В сжатие графика функции у= вдоль оси ОУ в 2 раза; Г параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы вниз;...

Русский

2014-02-13

2.47 MB

20 чел.

                                                                                   

                                                                  

Урок алгебры в 10 классе (математический профиль)

Тема. Построение графиков с помощью геометрических преобразований.

Цель. Совершенствовать умения и навыки построения графиков функций,

          которые содержат знак модуля, формирование умения учащихся

          решать задачи с параметрами.

          Развивать творческие способности учащихся с помощью решения

          исследовательских задач  с параметрами.

          Формировать компетентности: социальную, коммуникативную,

          саморазвития.

          Воспитывать у учащихся интерес к математике, культуру  

          математической речи и письма, графическую культуру.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Оборудование и наглядность. Конверты с заданиями, тестовые задания, карточки-тренажёры, символы для рефлексии.

                                                                                               


                                                 Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности.

   Учитель.

Один умный человек сказал:

«Узоры математики, так же, как и узоры художника или поэта, должны быть

прекрасными. Красота является первым условием: в мире нет места для некрасивой математики».

Я предлагаю Вам в этом убедиться самим, составив «Портфолио» Ваших работ за урок.

II.  Формулировка темы и цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

     1. Найти область определения функции:

         (ученик работает у доски)

         у= + .

Решение.

        Д(у):  

        Д(у):.

     

2. Построить графики функций:

         а) y= |-3|;

         б) у=||;

         в) у=.

Ответы.

а)                                                               б)

в)

Графики строились на отдельных листах. Лучшие работы вывешиваются на доске.

IV. Актуализация опорных знаний.

     1. Фронтальная беседа по теме «Геометрические преобразования графиков».

         (учитель показывает обозначение преобразования, ученик раскрывает

          алгоритм его выполнения).

     2. Работа с карточками-тренажёрами.

         Перед учащимися карточки с изображением графиков функции у=f(x).

         C помощью элементарных преобразований необходимо построить

         графики:     y=f(|x|),

                             y=|f(x)|,

                             |y|=f(x).

 

3. Тестовые задания.

   1. Для построения графика функции у=-2 необходимо выполнить:

       А) параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы влево;

       Б) параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы вверх;

       В) сжатие графика функции у= вдоль оси ОУ в 2 раза;

       Г) параллельный перенос графика функции у= на 2 единицы вниз;

       Д) симметричное отражение графика функции у= относительно оси ОХ.

  2. Чтобы построить график функции у=(х+1), необходимо выполнить:

      А) параллельный перенос графика функции у=х на 1 единицу вправо;

      Б) растяжение графика функции у=х вдоль оси ОХ в 3 раза;

      В) параллельный перенос графика функции у=х на 1 единицу влево;

      Г) симметричное отражение графика функции у=х относительно оси ОУ;

      Д) параллельный перенос графика функции у=х на 1 единицу вверх.

 3. Для построения графика функции у=2х необходимо выполнить:

     А) параллельный перенос графика функции у=х вдоль оси ОУ на 2 ед.

     Б) сжатие графика функции у=х вдоль оси ОХ в 2 раза;

     В) параллельный перенос графика функции у=х вдоль оси ОУ в 2 раза;

     Г) параллельный перенос графика   у=х вверх на 2 единицы;

     Д) растяжение графика функции у=х вдоль оси ОУ в 2 раза.

 4. График функции у=х сжали в 3 раза вдоль оси ОУ, потом отразили

     симметрично относительно оси ОХ и выполнили параллельный перенос

     вправо на 1 единицу и вверх на 2 единицы. В результате получили график

     функции , которую можно задать формулой:

      А) у=3(х+1)+2,

      Б)  у=-(х-1)+2,

      В) у=-3(х-2)+1,

      Г) у=-(3х-1)+2,

      Д) у=-2(х+1)-3.

 

5. Записать формулой функцию, график которой получен в результате

     растяжения графика функции у=|x| от начала координат вдоль оси  ОУ

     в 3 раза.

     А) у=3|x|,

     Б) у=|3x|,

     В) у =3х,

     Г) у=|x|,

     Д) у=|x|/                                                                                                                       6. Записать формулой функцию, график которой получен в результате

     сжимания графика функции у= к началу координат вдоль оси ОХ в 3 раза.

     А) у=,

     Б) у=,

     В) у=3х,

     Г) у=-3х,

     Д) у=.

Проверка теста. Ответы на обратной доске. Максимальный балл – 6 баллов.

IV. Закрепление умений и навыков.

Индивидуальная работа и работа в группах.

Класс делится на 6 групп. Каждые две группы получают одинаковые задания.

Задание для 1,2 группы.

     Построить график функции.

        у=|||x-5|-2|-1|.

     Ответ.

Задание для 3, 4 группы.

    Построить на координатной плоскости множество точек, координаты

    которых (х;у) удовлетворяют равенству  =у.

        

    Решение.

Равенство равносильно системе:

Следовательно, координаты искомого множества точек удовлетворяют -

условию:                                 

           

Задания для 5, 6 группы.

Определить количество корней уравнения    |x-6|x|+5|=a в зависимости от

параметра а.

Решение.

1. Построим график функции                 

   у=|x-6|x|+5|.                                 

2. С помощью графика исследуем        

  количество корней.

  Если:

  а, то корней нет;                          

  а=0, то 4 корня;

  а, то 8 корней;

  а=4, то 6 корней;                                 

  а, то 4 корня;

  а=5, то 3 корня;

  а, то 2 корня.

Индивидуальное задание.

При каких значениях параметра b система

имеет одно решение.

Решение.

х+(у-b)=1 – уравнение окружности с центром в точке (0;b)   R=1;

|x|+|y|=4 – это квадрат.

Чтобы система имела одно решение, необходимо, чтобы окружность и квадрат имели одну общую точку. Поэтому b=5, b= -5.

Отчёт работы групп. Работа групп оценивается максимальным баллом – 6 баллов. Все работы вывешиваются на доске. Собирается «Портфолио».

VI. Домашнее задание.

А  Найти область определения функции у=+2.

Б  Построить на координатной плоскости множество точек, координаты

    которых (х;у) удовлетворяют равенству    =х.

В  При каком значении параметра m система

    

    имеет 3 решения.

VII. И тоги урока. Рефлексия.

      Учитетель.

      Перед Вами «Портфолио» Ваших работ. И, я думаю, Вы теперь сами убедись, что узоры математики действительно прекрасны.

      Учащиеся подсчитывают полученные баллы.

      Строится диаграмма  «успеха».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53361. Мякі іграшки своїми руками 619.5 KB
  Відмінною особливістю цього заняття є те що з однієї викрійки можна робити найрізноманітніші іграшки додаючи деталі міняючи матеріали і моделюючи вихідну викрійку. Якщо вам потрібно збільшити або зменшити викрійку то візьміть аркуш міліметрового паперу розмітьте його відповідно на великі чи малі квадрати і перемалюйте деталі викрійки зберігаючи в кожному квадраті свій фрагмент малюнка 4 Підбір матеріалів Основними матеріалами для виготовлення напівоб'ємних іграшок є драп сукно та інші тканини з неосипаючими краями. З них краще за все...
53362. Свято дитячої іграшки 71.5 KB
  Обладнання: різноманітні іграшки іграшкові коляски з ляльками мультимедійна презентація. Отже запрошуємо всіх на свято дитячої іграшки танець Вихователь: А зараз давайте познайомимося. Буратіно: А я витягує іграшкову машину лечу по коридору на автомобілі ДАІ i пильно відслідковую порушників коридорного руху штрафую за найменшу провину конфіскую іграшки.
53363. Моя улюблена іграшка 196.5 KB
  The topic under discussion today is “Our toys. In the Toy Shop”. We’ll learn new vocabulary and practice it in speech; we’ll sing songs together, role-play situations, do some exercises.
53364. Рольові ігри на уроках англійської мови 257.5 KB
  Сучасна методика викладає такі ідеї та принципи в навчанні: визнання першорядності процесу пізнання та доступності інформації; цінність співпраці; зокрема використання діалогів полілогів імпровізацій та рольових ігор як основних форм роботи; визнання рівності пізнавальних та творчих можливостей усіх учнів а також свідомої участі учнів у процесі навчання; активна позиція учня в процесі навчання; принцип комунікативності який передбачає побудову процесу навчання як моделі процесу реальної комунікації; урахування...
53365. Ігри на матеріалі економічної термінології, спрямовані на збагачення активного словника та вдосконалення культури мовлення учнів 179 KB
  Методична порада. Для проведення ігор діти класу ділиться на гомогенні або гетерогенні групи. Обирається в кожній групі лідер. Завдання ігрової вправи виконують усі разом, доповідають про виконання тільки лідери. Вимпелом переможця нагороджується та група, яка першою за відведений час виконає правильно завдання.
53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...