52273

Профессиональная азбука духовности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли за трудом В.

Русский

2014-02-13

81 KB

0 чел.

Сценарий классного часа по теме:

Профессиональная азбука духовности»

для школьников 8-11 классов

Разработала: Марковой Еленой Геннадиевной,

практическим психологом                                                                    Донецкого учебно-воспитательного  № 91

Цель: формирование духовной культуры школьников в процессе профориентации; создавать в группе атмосферу доверия и доброжелательности; ознакомить учащихся с субъективными условиями выбора профессии; направлять учащихся на становление профессиональной личной идентичности способствовать развитию у школьников самовоспитания; воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции.

Задача: раскрыть сущность психологической стороны свободного выбора профессии; ознакомить учащихся с различными психическими процессами, подчеркнуть значимость психических процессов в жизни и деятельности человека; подвести учеников к выводу о необходимости изучения и учета своих индивидуальных особенностей с целью соотнесения их с требованиями, предъявляемыми определенной профессиональной деятельностью к психологическим качествам специалиста.

Оборудование: музыкальное сопровождение, ароматерапия (эфирное масло мяты), памятки с правилами; макет цветущей яблони (яблоня профессий); макет солнца; ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, подарочные буклеты.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

1. Духовно эстетический этап (5мин)

(Налаживание добрых, доверительных отношений)

Слово учителя: «Ребята! Сегодня у нас  необычное воспитательное занятие. Давайте устроимся поудобнее и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

1.1 Ароматерапия (мята)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат мяты. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

1.2 Упражнение «Комплимент».   Дети стоят в кругу. Передавая друг другу ароматический мяч, говорят комплименты.

Инструктаж: скажи соседу слева комплимент. Партнер благодарит за комплимент и добавляет еще одно свое лучшее  качество личности.  

Например:

- Сергей, мне нравиться, что  ты ответственный человек.

- Спасибо, а я еще и отзывчивый.

1.3 Упражнение «Настроение».  Дети стоят в кругу. Передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое настроение.

Инструктаж:  Оцените свое эмоциональное состояния  по     признакам:  

яблоко -  нечто  среднее  между  комфортом  и дискомфортом;

лимон - дискомфортное состояние;   

конфета – комфортное  состояние.

2. Установочно-мотивационный этап (5 мин)

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество.)

Дети прочитайте  тему нашего занятия с лева на право.

Тема воспитательного занятия:

 « ИТСОНВОХУД  АКУБЗА   ЯАНЬЛАНОИССЕФОРП»

2.1 Повторение правил, по которым работает группа

Инструктаж:  Я буду бросать мяч  одному  из  вас,  вы  возвращаете  его,  и называете правило, по которому работает и живет наша группа.

Повторение правил:

  1.  Доброжелательность. 6. Здесь и сейчас.
  2.  Не перебивай того, кто говорит. 7. Не оценивай, не давай совета.
  3.  Активность.                                                    Эти   правила   помогут   нам   в
  4.  Конфиденциальность. нашей работе.
  5.  Честность и правдивость.

2.2 Упражнение «Ассоциации»:

- Скажите, с чем у вас ассоциируются слова: духовность, профессия.  Обсуждение.

- Какие ассоциации у вас вызывает понятие – «профессиональная духовность». Почему? Каждый высказывает свое мнение по кругу. Обсуждение.

3. Содержательно - поисковый этап   (10 мин)

(Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации переживания чувств)

3.1 Упражнение: «Детские мечты».

- Когда вы были маленькими,  кем  вы  хотели стать в профессиональном

направлении.  Почему?

- Изменились ли ваши детские мечты, на данный момент времени, и почему? - Какие обстоятельства или кто повлиял на ваши профессиональные намерения? Обсуждение. Каждый высказывает свое мнение по кругу.

3.2.   Упражнение   «Профессиональная   духовность».   Инструктаж:   каждый

участник   подходит к макету цветущей яблони и выбирает любой цветок на

яблоне. На обратной стороне цветка написана профессия. Задача каждого

участника, назвать какими профессионально-духовными качествами, должен

обладать индивид той или иной профессии. Обсуждение.

3.3 Объединение в группы по высказыванию - Мир профессий прекрасен!

4. Проблемно - поисковый этап (15-20 мин).

4.1 Обсуждение и выполнение заданий в группах. Ситуация для группы «Мир»

Труд не позорит человека: к несчастью,

иногда попадают люди, позорящие работу. У. Грант

Нарисуйте ассоциативный рисунок к данному высказыванию. Приведите   пример из собственного жизненного опыта или рассказов близких вам людей, о подтверждении или отрицании данного высказывания.

Аргументируйте свои высказывания.

 

Ситуация для группы «Профессия»

Подберите к каждой букве слова профессия характеристики, раскрывающие ее духовно-профессиональное значение. Вспомните и запишите поговорки, пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Раскройте смысл записанной вами пословицы или поговорки. Аргументируйте свои высказывания.

Ситуация для группы «Прекрасна» Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.  

                                         Е. Евтушенко

  Нарисуйте ассоциативный рисунок к данному стихотворению. К чему призывает автор? Раскройте профессионально-нравственный аспект данного стихотворения.   Чему должен научиться индивид, живя на Земле, не мешая   другим   обитателям,   не   калеча,   не   разрушая,   сотворенное   нашей планетой? Аргументируйте свои высказывания.

Обсуждение в группах проблемных ситуаций

Презентация групп выполненных заданий.

5. Оценочно — содержательный этап (10 мин)
(Развитие нормативно - регулирующей деятельности)
5.1 Практическая работа в группах

На доске нарисовано солнышко, разделенное двумя цветами красным и желтым. На верхних лучах напишите характеристики духовной деградации индивида в профессии, а на нижних лучах слова, характеризующие профессиональную духовность.

6. Адаптационно - преобразующий этап (5 мин)

6.1 Обсуждение всеми участниками народного изречения:

 «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»  Обсуждение.

Аргументируйте свои высказывания.

6.2. Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение

7. Духовно - эстетический этан (5 мин).   

7.1  Упражнение " Массаж"
Инструктаж: участники становятся все в круг друг за другом, и делают массаж
спины, медленно двигаясь по кругу.

7.2 Упражнение «Настроение». Инструктаж: в начале занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям. Изменилось ли оно у вас? Оцените свое эмоциональное состояния по признакам:

яблоко - нечто среднее между комфортом и дискомфортом;

лимон - дискомфортное состояние; конфета -комфортное состояние.

Поставьте ее теперь. Обсуждение.

Подарочный буклет всем участникам:  «Профессиональная азбука духовности»

Любой человек способен на любую работу – при условии, что эту работу не надо делать в данный момент.    Р. Бенчли

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,

Все счастье земли – за трудом!

                                        В. Брюсов

Работа – это работа, если вам за нее платят, и развлечение, если за возможность ее делать  вы платите сами.              Ф. Данн

Самый несчастливый человек – это тот, для которого в мире не нашлось работы.  Т. Карлейль

Часто работа и слезы осушит и радость навеет.   Катон

Никто так не утешает и не утешает одновременно, как предстоящий долгий труд.   

                                                Г. Флобер

Великий дар небес – моя работа.

Не знает счастья, кто не пролил пота.

Ты в горе утешенье мне даешь.

Ты золото, а счастье позолота.

И надо быть ленивцем и глупцом,

Чтоб от тебя бежать, искать чего-то.                  Мирза-Шафи

Дрова ли колоть, стога ли метать,

За другое ли браться дело,

В каждой работе должна прилипать

Рубаха к горячему телу.

От первого пота,

От третьего пота…

От седьмого пота

А иначе…какая же это работа!

                               В.Солоухин

Смысл профессиональной деятельности в том, чтобы удовлетворить враждебную потребность в самовыражении.

                                               Е. Маркова

Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.  

                              К. Ушинского

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  АЗБУКА ДУХОВНОСТИ

Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.

                                   У.Шекспир

Все в жизни держится трудом: Любовь, семья и дети, Свой край родной, и отчий дом, и лучший хлеб на свете.

                                     М. Дудин

Трудиться – это значит в одно и то же время зарабатывать деньги и не иметь время их потратить.      А.Декурсель

Лишь в конце работы мы узнаем, с чего нужно было ее начать.             Б. Паскаль

Работа пища нашей жизни, удовольствие – ее десерт.

                                   Б. Форбс

Мы по-настоящему счастливы, когда сам труд превращается в привычку.      П. Буаст

Труд не позорит человека: к несчастью, иногда попадают люди, позорящие труд.   У. Грант

Желателен ли труд или не желателен, трудись, чтобы не испытывать неудобства в жизни. Уклоняясь от труда, ты все равно не избежишь его.

Когда же ты стремишься к нему, он бежит от тебя.           Кратет

Суть работы. Цель ее благая – не сходить с излюбленной тропы, на язык души, перелагая многострочный подлинник судьбы.     Я. Хелемский

Привычка терпеливо трудиться – это тоже, что привычка терпеливо переносить боль.    М. Монтель

Трудиться для того, чтобы наслаждаться досугом; это чередование трудов и наслаждений и есть наше истинное призвание.         Ж. Руссо

Труд есть лучшее средство против скуки, нежели удовольствие.   Н. Трюбле

Нет ничего постоянно благотворного, кроме привычки к упорному труду. Г. Флюбер

Стоит труда тот труд, плоды которого сладки.       Катон.

- Человек трудом велик.

- Славен человек не словами, славен делами.

- Родина славит тех, кто трудится  для всех.

- Кто любит труд того люди чтут.

- Птицу узнают в полете, человека в работе.

- Дело мастера боится.

- Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

- Умение всегда найдет применение.

- Землю красит солнце, а человека труд.

- Делу время, потехи час.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Терпение и труд все перетрут.

Бесталанных  нет, а есть занятые не своим делом.

Если у вас что-то получается хуже, чем у других значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Чтобы преуспеть в профессии, мало желания найти работу. Нужно еще желание работать.

_____________________________

Буклет разработала:

Маркова Е.Г., практический психолог Донецкого УВК № 91  

                           

Список использованной литературы

  1.  Антонюк О.В. Проектирование. Некоторые методические аспекты. -Минск, 1987.
  2.  Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / Л. Артемова // народное образование.- 2003.- № 4.
  3.  Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова // Школьные технологии.-2003.-№ 4.
  4.  Леонтьева о. технология самоопределения. Главная цель профильной школы-научиться учиться / О. Леонтьева // Первое сентября.- 2003.- 30 авг. (№ 59).
  5.  Лигоцкий А.О. Методологичные аспекты проектирования образовательных систем.- К., 1995.
  6.  Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. - К., 1993.
  7.  Киричук В.А. Педагогическая система как объект психологии управления // Педагогические инновации. Сборник научных работ. - К., 2000.
  8.  Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников. - Луцк, 2000.
  9.  Коберник О.М. Проектирование учебно-воспитательного процесса в школе.-К., 1995.

10.Максименко С. Д. Психология в социальной и педагогической практике.- К.: Наукова думка, 1998.

11. Псих1чний розвиток дитини в умовах постчорнобильськоТ катастрофи
// Методичний пособник. - К.,1998.

  1.  Панок В.Г., Привалов Ю.А. Социальная активность личности старшеклассника.-К., 1999.
  2.  Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- Санкт-Петербург.,2000. С. 515-544.
  3.  Я в мире людей / под ред, Б.М. Битинаса. - международный фонд образования. - М., "Ресбублика", 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46596. Пряме й переносне значення слова. Вияви полісемії в різностильових текстах 21.5 KB
  Пряме й переносне значення слова. Пряме значення слова це дефініція слова яка безпосередньо вказує на його співвідношення з тією чи іншою ознакою об'єктивної дійсності як це історично закріпилося у свідомості мовців. Це первинне значення слова. Переносне значення слова це одне із значень слова яке виникло внаслідок перенесення одних ознак предметів чи явищ на інші.
46597. Синонімія, види синонімів. Роль синонімів у різностильових текстах 21.5 KB
  Синонімія це сукупність синонімів тієї чи іншої мови а також розділ науки про мову у якому вивчаються синоніми як одиниці мови. Синоніми це слова однієї частини мови що мають близьке лексичне значення але відрізняються за формою. Традиційно виділяють загальномовні синоніми зрозумілі для кожного носія мови граний красивий; контекстуальні або авторські синоніми у конкретному тексті. Окремо виділяють абсолютні синоніми слова які мають тотожні значення лелека чорногуз сум смуток століття сторіччя.
46598. Неологізми, архаїзми, історизми в українській літературній мові 21.5 KB
  За вживанням вона поділяється на активну слова що регулярно вживаються в певній сфері діяльності тобто щоденні слова та професіоналізми пасивну застарілі слова та неологізми. Застарілі слова слова що перестали активно вживатися носіями мови. До них відносять архаїзми слова які називають поняття які існують і в наш час пїїт поет спудей студент загально повільно; історизми слова які позначають поняття які зникли комсорг волость хорунжий Існує багато причин чому слова відходять до пасивного вжитку зокрема і...
46599. Синтаксична норма. Порядок слів у реченні 21.5 KB
  Порядок слів у реченні. Розрізняють типи норм: орфоепічні правильна вимова акцентуаційні наголошення слів лексичні слововживання граматичні морфологічні та синтаксичні стилістичні орфографічні правила написання пунктуаційні. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. В українській мові вільний порядок слів у реченні тобто немає чітких правил розташування у певному порядку тих чи інших членів речення.
46600. BELARUSIAN CUISINE 21.5 KB
  Belarusian cuisines have influences from its neighboring countries like Russia, Lithuania, Ukrainian and Polfnd among others. A variety of dishes made of potato form an important part of most cuisines in Belarus. Some of the popular potato dishes in Belarusian cuisines include Belarusian Draniki, Belarusian Draniki with Pork, Kolduni, Babka and Belarusian Kartoflyaniki among others
46601. Кодификация советского права 1920-х годов 21.53 KB
  Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола расы национальности вероисповедания и происхождения но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы если осуществление гражданских прав противоречит их социальнохозяйственному назначению наносит явный ущерб государству. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при...
46602. Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству 21.55 KB
  Проблемы психического развития личности в онтогенезе факторы движущие силы закономерности. Филогенез развития вида онтогенез развитие индивида.Декарт и ЖанЖак Руссо представители природного биологизаторского направления идея которого состоит в том что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность генетические факторы влияние среды минимально.Непосредственными движущими силами психического развития ребенка являются противоречия которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.
46603. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ 21.55 KB
  Основные понятия Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение: автор физическое лицо творческим трудом которого создано произведение; аудиовизуальное произведение произведение состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров с сопровождением или без сопровождения их звуком предназначенное для зрительного и слухового в случае сопровождения звуком восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все...
46604. Виды трения. Износ при сухом, граничном, полужидкостном и жидкостном трении. Роль смазки 21.6 KB
  Трение сопротивление возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел. В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения. В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают: трение без смазки трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов; граничное трение трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости обладающего...