52273

Профессиональная азбука духовности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость – работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли – за трудом В.

Русский

2014-02-13

81 KB

0 чел.

Сценарий классного часа по теме:

Профессиональная азбука духовности»

для школьников 8-11 классов

Разработала: Марковой Еленой Геннадиевной,

практическим психологом                                                                    Донецкого учебно-воспитательного  № 91

Цель: формирование духовной культуры школьников в процессе профориентации; создавать в группе атмосферу доверия и доброжелательности; ознакомить учащихся с субъективными условиями выбора профессии; направлять учащихся на становление профессиональной личной идентичности способствовать развитию у школьников самовоспитания; воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции.

Задача: раскрыть сущность психологической стороны свободного выбора профессии; ознакомить учащихся с различными психическими процессами, подчеркнуть значимость психических процессов в жизни и деятельности человека; подвести учеников к выводу о необходимости изучения и учета своих индивидуальных особенностей с целью соотнесения их с требованиями, предъявляемыми определенной профессиональной деятельностью к психологическим качествам специалиста.

Оборудование: музыкальное сопровождение, ароматерапия (эфирное масло мяты), памятки с правилами; макет цветущей яблони (яблоня профессий); макет солнца; ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, подарочные буклеты.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

1. Духовно эстетический этап (5мин)

(Налаживание добрых, доверительных отношений)

Слово учителя: «Ребята! Сегодня у нас  необычное воспитательное занятие. Давайте устроимся поудобнее и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

1.1 Ароматерапия (мята)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат мяты. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

1.2 Упражнение «Комплимент».   Дети стоят в кругу. Передавая друг другу ароматический мяч, говорят комплименты.

Инструктаж: скажи соседу слева комплимент. Партнер благодарит за комплимент и добавляет еще одно свое лучшее  качество личности.  

Например:

- Сергей, мне нравиться, что  ты ответственный человек.

- Спасибо, а я еще и отзывчивый.

1.3 Упражнение «Настроение».  Дети стоят в кругу. Передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое настроение.

Инструктаж:  Оцените свое эмоциональное состояния  по     признакам:  

яблоко -  нечто  среднее  между  комфортом  и дискомфортом;

лимон - дискомфортное состояние;   

конфета – комфортное  состояние.

2. Установочно-мотивационный этап (5 мин)

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество.)

Дети прочитайте  тему нашего занятия с лева на право.

Тема воспитательного занятия:

 « ИТСОНВОХУД  АКУБЗА   ЯАНЬЛАНОИССЕФОРП»

2.1 Повторение правил, по которым работает группа

Инструктаж:  Я буду бросать мяч  одному  из  вас,  вы  возвращаете  его,  и называете правило, по которому работает и живет наша группа.

Повторение правил:

  1.  Доброжелательность. 6. Здесь и сейчас.
  2.  Не перебивай того, кто говорит. 7. Не оценивай, не давай совета.
  3.  Активность.                                                    Эти   правила   помогут   нам   в
  4.  Конфиденциальность. нашей работе.
  5.  Честность и правдивость.

2.2 Упражнение «Ассоциации»:

- Скажите, с чем у вас ассоциируются слова: духовность, профессия.  Обсуждение.

- Какие ассоциации у вас вызывает понятие – «профессиональная духовность». Почему? Каждый высказывает свое мнение по кругу. Обсуждение.

3. Содержательно - поисковый этап   (10 мин)

(Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации переживания чувств)

3.1 Упражнение: «Детские мечты».

- Когда вы были маленькими,  кем  вы  хотели стать в профессиональном

направлении.  Почему?

- Изменились ли ваши детские мечты, на данный момент времени, и почему? - Какие обстоятельства или кто повлиял на ваши профессиональные намерения? Обсуждение. Каждый высказывает свое мнение по кругу.

3.2.   Упражнение   «Профессиональная   духовность».   Инструктаж:   каждый

участник   подходит к макету цветущей яблони и выбирает любой цветок на

яблоне. На обратной стороне цветка написана профессия. Задача каждого

участника, назвать какими профессионально-духовными качествами, должен

обладать индивид той или иной профессии. Обсуждение.

3.3 Объединение в группы по высказыванию - Мир профессий прекрасен!

4. Проблемно - поисковый этап (15-20 мин).

4.1 Обсуждение и выполнение заданий в группах. Ситуация для группы «Мир»

Труд не позорит человека: к несчастью,

иногда попадают люди, позорящие работу. У. Грант

Нарисуйте ассоциативный рисунок к данному высказыванию. Приведите   пример из собственного жизненного опыта или рассказов близких вам людей, о подтверждении или отрицании данного высказывания.

Аргументируйте свои высказывания.

 

Ситуация для группы «Профессия»

Подберите к каждой букве слова профессия характеристики, раскрывающие ее духовно-профессиональное значение. Вспомните и запишите поговорки, пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Раскройте смысл записанной вами пословицы или поговорки. Аргументируйте свои высказывания.

Ситуация для группы «Прекрасна» Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.  

                                         Е. Евтушенко

  Нарисуйте ассоциативный рисунок к данному стихотворению. К чему призывает автор? Раскройте профессионально-нравственный аспект данного стихотворения.   Чему должен научиться индивид, живя на Земле, не мешая   другим   обитателям,   не   калеча,   не   разрушая,   сотворенное   нашей планетой? Аргументируйте свои высказывания.

Обсуждение в группах проблемных ситуаций

Презентация групп выполненных заданий.

5. Оценочно — содержательный этап (10 мин)
(Развитие нормативно - регулирующей деятельности)
5.1 Практическая работа в группах

На доске нарисовано солнышко, разделенное двумя цветами красным и желтым. На верхних лучах напишите характеристики духовной деградации индивида в профессии, а на нижних лучах слова, характеризующие профессиональную духовность.

6. Адаптационно - преобразующий этап (5 мин)

6.1 Обсуждение всеми участниками народного изречения:

 «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»  Обсуждение.

Аргументируйте свои высказывания.

6.2. Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение

7. Духовно - эстетический этан (5 мин).   

7.1  Упражнение " Массаж"
Инструктаж: участники становятся все в круг друг за другом, и делают массаж
спины, медленно двигаясь по кругу.

7.2 Упражнение «Настроение». Инструктаж: в начале занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям. Изменилось ли оно у вас? Оцените свое эмоциональное состояния по признакам:

яблоко - нечто среднее между комфортом и дискомфортом;

лимон - дискомфортное состояние; конфета -комфортное состояние.

Поставьте ее теперь. Обсуждение.

Подарочный буклет всем участникам:  «Профессиональная азбука духовности»

Любой человек способен на любую работу – при условии, что эту работу не надо делать в данный момент.    Р. Бенчли

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,

Все счастье земли – за трудом!

                                        В. Брюсов

Работа – это работа, если вам за нее платят, и развлечение, если за возможность ее делать  вы платите сами.              Ф. Данн

Самый несчастливый человек – это тот, для которого в мире не нашлось работы.  Т. Карлейль

Часто работа и слезы осушит и радость навеет.   Катон

Никто так не утешает и не утешает одновременно, как предстоящий долгий труд.   

                                                Г. Флобер

Великий дар небес – моя работа.

Не знает счастья, кто не пролил пота.

Ты в горе утешенье мне даешь.

Ты золото, а счастье позолота.

И надо быть ленивцем и глупцом,

Чтоб от тебя бежать, искать чего-то.                  Мирза-Шафи

Дрова ли колоть, стога ли метать,

За другое ли браться дело,

В каждой работе должна прилипать

Рубаха к горячему телу.

От первого пота,

От третьего пота…

От седьмого пота

А иначе…какая же это работа!

                               В.Солоухин

Смысл профессиональной деятельности в том, чтобы удовлетворить враждебную потребность в самовыражении.

                                               Е. Маркова

Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.  

                              К. Ушинского

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  АЗБУКА ДУХОВНОСТИ

Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.

                                   У.Шекспир

Все в жизни держится трудом: Любовь, семья и дети, Свой край родной, и отчий дом, и лучший хлеб на свете.

                                     М. Дудин

Трудиться – это значит в одно и то же время зарабатывать деньги и не иметь время их потратить.      А.Декурсель

Лишь в конце работы мы узнаем, с чего нужно было ее начать.             Б. Паскаль

Работа пища нашей жизни, удовольствие – ее десерт.

                                   Б. Форбс

Мы по-настоящему счастливы, когда сам труд превращается в привычку.      П. Буаст

Труд не позорит человека: к несчастью, иногда попадают люди, позорящие труд.   У. Грант

Желателен ли труд или не желателен, трудись, чтобы не испытывать неудобства в жизни. Уклоняясь от труда, ты все равно не избежишь его.

Когда же ты стремишься к нему, он бежит от тебя.           Кратет

Суть работы. Цель ее благая – не сходить с излюбленной тропы, на язык души, перелагая многострочный подлинник судьбы.     Я. Хелемский

Привычка терпеливо трудиться – это тоже, что привычка терпеливо переносить боль.    М. Монтель

Трудиться для того, чтобы наслаждаться досугом; это чередование трудов и наслаждений и есть наше истинное призвание.         Ж. Руссо

Труд есть лучшее средство против скуки, нежели удовольствие.   Н. Трюбле

Нет ничего постоянно благотворного, кроме привычки к упорному труду. Г. Флюбер

Стоит труда тот труд, плоды которого сладки.       Катон.

- Человек трудом велик.

- Славен человек не словами, славен делами.

- Родина славит тех, кто трудится  для всех.

- Кто любит труд того люди чтут.

- Птицу узнают в полете, человека в работе.

- Дело мастера боится.

- Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

- Умение всегда найдет применение.

- Землю красит солнце, а человека труд.

- Делу время, потехи час.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Терпение и труд все перетрут.

Бесталанных  нет, а есть занятые не своим делом.

Если у вас что-то получается хуже, чем у других значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Чтобы преуспеть в профессии, мало желания найти работу. Нужно еще желание работать.

_____________________________

Буклет разработала:

Маркова Е.Г., практический психолог Донецкого УВК № 91  

                           

Список использованной литературы

  1.  Антонюк О.В. Проектирование. Некоторые методические аспекты. -Минск, 1987.
  2.  Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / Л. Артемова // народное образование.- 2003.- № 4.
  3.  Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова // Школьные технологии.-2003.-№ 4.
  4.  Леонтьева о. технология самоопределения. Главная цель профильной школы-научиться учиться / О. Леонтьева // Первое сентября.- 2003.- 30 авг. (№ 59).
  5.  Лигоцкий А.О. Методологичные аспекты проектирования образовательных систем.- К., 1995.
  6.  Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. - К., 1993.
  7.  Киричук В.А. Педагогическая система как объект психологии управления // Педагогические инновации. Сборник научных работ. - К., 2000.
  8.  Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников. - Луцк, 2000.
  9.  Коберник О.М. Проектирование учебно-воспитательного процесса в школе.-К., 1995.

10.Максименко С. Д. Психология в социальной и педагогической практике.- К.: Наукова думка, 1998.

11. Псих1чний розвиток дитини в умовах постчорнобильськоТ катастрофи
// Методичний пособник. - К.,1998.

  1.  Панок В.Г., Привалов Ю.А. Социальная активность личности старшеклассника.-К., 1999.
  2.  Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- Санкт-Петербург.,2000. С. 515-544.
  3.  Я в мире людей / под ред, Б.М. Битинаса. - международный фонд образования. - М., "Ресбублика", 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78418. Строение вспомогательных электрических машин 324.26 KB
  Стартергенератор ПСГУ2 2ТЭ четырехполюсных электрическая машина постоянного тока которая предназначена для работы в двух режимах: стартерные как электродвигатель последовательно возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в генераторном как вспомогательный генератор с независимым возбуждением осуществляет питание электрических цепей управления и электродвигателей постоянного тока собственных нужд освещение и заряда аккумуляторной батареи тепловоза при напряжении 110 3 В. Этим достигается увеличение маховой...
78419. Способы управления электроприводами. Схемы ручного управления электроприводами. Контакторные, контроллерные и командно-контроллерные схемы управления 927.72 KB
  Контроллерные системы управления применяют преимущественно в ЭП мощностью до 20 кВт (в отдельных случаях и большей мощности). Управление ЭП при данной системе осуществляется силовым кулачковым контроллером серии КВ, контакты которого включены в силовую цепь ЭД
78420. Элементы и схемы автоматизированных систем управления судовыми электроприводами 317.94 KB
  Системы релейно-контакторного управления состоят из двигателя постоянного или переменного тока магнитного пускателя или контроллера командоконтроллера и ящиков сопротивлений в схемах на постоянном токе. Систему генератор двигатель Г Д применяют в электродвигателях большой и средней мощности с плавным регулированием скорости в широких пределах. Систему частотного регулирования асинхронного двигателя с использованием машинного преобразователя частоты система Д СГ АД применяют в многодвига тельных приводах с одинаковым режимом работы...
78421. Электроприводы по системе генератор – двигатель 192.88 KB
  Здесь ДПТ двигатель переменного тока обычно асинхронный; Г генератор постоянного тока независимого возбуждения получающий ток возбуждения от небольшого генератора с параллельным возбуждением В; Д регулируемый двигатель и РМ рабочий механизм например рулевая машина. Регулирование скорости вращения двигателя получается достаточно экономичным так как здесь изменение напряжения U на зажимах двигателя достигается путем изменения относительно небольшого тока в обмотке возбуждения генератора. В этом случае изменяют направление тока в...
78422. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ В СУДОВОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ 179.22 KB
  Преобразователи для управления приводом постоянного или переменного тока. Принципы построения схем преобразователей для управления приводом постоянного тока Тиристорный привод постоянного тока применяется прежде всего для замены системы генератор двигатель. В реверсивных выпрямителях схемы усложняются в зависимости от способа изменения направления вращения: изменением направления тока возбуждения без изменения направления тока в цепи якоря электродвигателя; изменением направления тока в цепи якоря с помощью двух вентильных групп...
78423. Защита судовых электроприводов. Требования , предъявляемые к защитным устройствам. Виды защиты систем управления ЭП 110.76 KB
  Например в рулевых электроприводах применяется защита от токов короткого замыкания при перегрузке включается сигнализация при снижении напряжения срабатывает не нулевая а минимальная защита обеспечивающая автоматическое повторное включение электропривода после восстановления напряжения более подробно см. При подаче напряжения на выводы А и В начинает протекать ток через параллельную обмотку возбуждения L. Защиты по снижению напряжения Причины и последствия снижения напряжения...
78426. ГЭУ двойного рода тока 40.27 KB
  Основные сведения Гребными установками двойного рода тока называются такие установки в которых в качестве источников электроэнергии используются синхронные генераторы переменного тока а в качестве гребных электродвигателей – электродвигатели постоянного тока. Появление мощных на сотни кВт выпрямителей позволило объединить высокие маневренные качества ГЭУ постоянного тока с достоинствами ГЭУ переменного тока возможность применения высокооборотных первичных двигателей малые массогабаритные показатели.