52279

Жизненная сила музыки И.С. Баха

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.

Русский

2014-02-13

69 KB

1 чел.

Проект урока по музыке в 6 классе.

Учитель музыки Бурлай Оксана Васильевна.

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»

Цели и задачи урока:

  1.  Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
  2.  Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
  3.  Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
  4.  Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;
  5.  Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
  6.  Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Что скажете о музыке, которую сейчас  слушали?

Кто такой И. С. Бах?

Как относились к музыке Баха церковные служители?

А для кого Бах писал музыку?

Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?

Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?

Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?

А что такое «полифония»?

Посмотрите на ноты. Что вы видите?

Звучит тема «Фуги».

Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса  «Фуга». Что вы видите?

Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.

Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время  должен  помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?

У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?

Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?

А как называются такие произведения?

Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему?

Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?

А как начинается мелодия второго голоса?

Что это значит?

Послушайте мелодию верхнего голоса.

Звучит мелодия.

Повторите ее.

А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.

Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?

А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?

Почему?

Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.

Какие ощущения у вас после исполненной музыки?

Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?

Как бы вы назвали это произведение?

Эта пьеса из «Сюиты № 2».  Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?

Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

Показ на фортепиано.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

Звучит «Шутка» в современной обработке.

Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?

Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

Человеком с большой буквы.

Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила  его музыки?

Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.

Спасибо за урок.

О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.

Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы  стать ближе к народу.

Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.

Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.

Из  первоначальной темы – голоса.

Многозвучие, многоголосие.

Есть повторения мелодической линии.

На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.

Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.

Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.

Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.

«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.

Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).

Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.

Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.

Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.

В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.

(Дети рисуют на смайликах свое настроение)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27655. Понятие и виды преступлений в сфере кредитно-финансовой деятельности 36 KB
  176 УК изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг ст. № 2 О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег и ценных бумаг. 186 Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг Непосредственный объект общественные отношения обеспечивающие: право на эмиссию денег и ценных бумаг уполномоченным кругом субъектов экономической деятельности в том числе исключительное право РФ на эмиссию национальной валюты; интересы негосударственного финансового объекта а также право собственности потенциальных...
27656. Понятие и виды преступлений против службы в коммерческих и иных организациях. Злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ). Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Особенности субъекта данных преступлений 38.5 KB
  Коммерческие организации это организации преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности в частности хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы; государственные унитарные предприятия. Действие главы 23 УК РФ распространяется на все коммерческие организации независимо от формы их собственности. Некоммерческие организации это организации не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и поэтому они могут заниматься предпринимательской...
27658. Понятие и виды преступлений, ставящих в опасность жизнь и здоровье. Оставление в опасности (ст. 125 УК). Отличие этого преступления от неоказания помощи больному (ст. 124 УК) 30.5 KB
  Убийство; Убийство матерью новорожденного ребенка; Убийство совершенное в состоянии аффекта; убийство совершенное при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер необходимых для задержания лица совершившего преступление; Причинение смерти по неосторожности; Доведение до самоубийства; Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при...
27660. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Значение обнаружения умысла и его ненаказуемость 27.5 KB
  Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Стадии совершения преступления это этапы реализации преступного умысла: приготовление к преступлению; покушение на преступление; окончание преступления. ответственности является состав преступления; разные стадии характеризуются разной степенью общественной опасности; стадия преступления позволяет установить иные элементы состава преступления приготовление к преступлению осуществляется только с прямым умыслом. В зависимости от степени определенности выделяют: определенный...
27661. Понятие и признаки кражи (ст. 158 УК). Отличие этого преступления от грабежа (ст. 161 УК). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» 36 KB
  Кража тайное хищение чужого имущества. Грабеж открытое хищение чужого имущества 1. Объективную сторону кражи составляет тайное изъятие чужого имущества из законного владения. N 29 указал что уголовная ответственность за кражу совершенную группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них.
27663. Понятие и признаки объективной стороны преступления. Понятие уголовно-наказуемого действия и бездействия. Понятие и виды общественно-опасных последствий. Значение объективной стороны 43 KB
  Объективная сторона преступления это основной элемент состава преступления характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства протекающего в определенных условиях месте и времени и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. При анализе объективной стороны различают следующие признаки: 1 общественно опасное деяние в форме действия или бездействия; 2 общественно опасное последствие; 3 причинная связь между деянием и последствием; 4 место время способ обстановка орудия и...