52279
Жизненная сила музыки И.С. Баха
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.
Русский
2014-02-13
69 KB
3 чел.
Проект урока по музыке в 6 классе.
Учитель музыки Бурлай Оксана Васильевна.
Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»
Цели и задачи урока:
Оборудование: фортепиано, СD запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи и высказывания по теме урока, нотный материал.
Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)
Этапы урока |
Планируемая деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
I.Активная деятельность учащихся II.Формулирование теоретических знаний. III.Коллективная исполнительская деятельность Подведение итога. |
Музыкальное приветствие учителя. Послушайте одно музыкальное произведение. (Звучит «Органная фуга И. С. Баха) Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Что скажете о музыке, которую сейчас слушали? Кто такой И. С. Бах? Как относились к музыке Баха церковные служители? А для кого Бах писал музыку? Как это отражалось в музыке? Как вы думаете, а какой по характеру был композитор? Что И. С. Бах выразил в своей музыке? А как же называется прослушанное произведение? Что означает понятие «Фуга»? Из чего «вырастает» такая музыка? А что такое «полифония»? Посмотрите на ноты. Что вы видите? Звучит тема «Фуги». Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса «Фуга». Что вы видите? Чем похожи эти два произведения? Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы. Прочитайте высказывание И. С. Баха: «Каждое произведение это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности». Как вы понимаете это высказывание? Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами? У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку? Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении? А мы можем исполнить это произведение без слов? А как называются такие произведения? Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание? Как вы думаете, почему? Есть ли перерыв в звучании? Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым? А как начинается мелодия второго голоса? Что это значит? Послушайте мелодию верхнего голоса. Звучит мелодия. Повторите ее. А теперь вы будете петь эту мелодию, а я нижнюю. Вам понравилось исполнять полифоническое произведение? А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку? Почему? Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке. Какие ощущения у вас после исполненной музыки? Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях. Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Звучит «Шутка» в классическом исполнении. Какие чувства передала музыка? Как бы вы назвали это произведение? Эта пьеса из «Сюиты № 2». Сюита это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев. Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада? Что такое «гомофония»? А что вы услышали в музыке? А какой инструмент исполнял главный голос? Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке. Показ на фортепиано. А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни. Почему? Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение. Звучит «Шутка» в современной обработке. Что нового услышали? Какой инструмент, по-вашему, звучал? Это электроскрипка. Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку. Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное много думают и много чувствуют такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое». Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему? Человеком с большой буквы. Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила его музыки? Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким. Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока. Спасибо за урок. |
О классической музыке. О музыке Баха. Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе. Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором. Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения. Для простого народа. Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы стать ближе к народу. Могучий духом, уверенный. Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа. Фуга. Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны. Из первоначальной темы голоса. Многозвучие, многоголосие. Есть повторения мелодической линии. На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок. Живописная форма аналогична музыкальной. Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать. Независимость, индивидуальность. Наверное, да. Нет. Да, на слог. Вокализы. Мелодия записана и черным и красным цветом. Разделение на 2 голоса. Нет. Если один голос молчит, то другой звучит, говорит. Нет. Так же как у первого. «Вокализ» написан в полифоническом складе. Нет. Нужно слушать друг друга. Радость, веселье. Задор, легкость. Гомофонического. Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент). Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение. Флейта. Да. Понятна, выражает человеческие чувства. Необычное звучание, интересное, современное. Электрогитара. Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым. В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым. (Дети рисуют на смайликах свое настроение) |
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
8535. | История развития философского понятия материя | 20.26 KB | |
История развития философского понятия материя Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирован... | |||
8536. | Движение как коренное свойство материи | 14.71 KB | |
Движение как коренное свойство материи Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение. Структурность материи, существование в ней определенного типа... | |||
8537. | Пространство и время как форма существования материи | 19.78 KB | |
Пространство и время как форма существования материи Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, с... | |||
8538. | Теория познания: проблема познаваемости в философии. Сенсуализм рационализм | 19.04 KB | |
Теория познания: проблема познаваемости в философии. Сенсуализм рационализм На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях п... | |||
8539. | Понятие истины: Объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность | 19.15 KB | |
Понятие истины: Объективность, противоречивость, процессуальность, конкретность. Истина - гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Имеются разные понимания истины.: Истина - это соответствие знаний действитель... | |||
8540. | Диалектика абсолютной и относительной истины | 15.98 KB | |
Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не... | |||
8541. | Агностицизм и его разновидности | 16.42 KB | |
Агностицизм и его разновидности Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли, однако выражение позиции агностицизма... | |||
8542. | Философия как феномен культуры | 18.4 KB | |
Философия как феномен культуры. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Философия как наука. Предмет, объект и основные направления философии как науки Философия как феномен культуры. Философия (древнегреч... | |||
8543. | Философия древнего мира | 22.65 KB | |
Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки... | |||