52279

Жизненная сила музыки И.С. Баха

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.

Русский

2014-02-13

69 KB

1 чел.

Проект урока по музыке в 6 классе.

Учитель музыки Бурлай Оксана Васильевна.

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»

Цели и задачи урока:

  1.  Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
  2.  Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
  3.  Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
  4.  Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;
  5.  Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
  6.  Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Что скажете о музыке, которую сейчас  слушали?

Кто такой И. С. Бах?

Как относились к музыке Баха церковные служители?

А для кого Бах писал музыку?

Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?

Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?

Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?

А что такое «полифония»?

Посмотрите на ноты. Что вы видите?

Звучит тема «Фуги».

Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса  «Фуга». Что вы видите?

Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.

Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время  должен  помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?

У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?

Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?

А как называются такие произведения?

Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему?

Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?

А как начинается мелодия второго голоса?

Что это значит?

Послушайте мелодию верхнего голоса.

Звучит мелодия.

Повторите ее.

А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.

Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?

А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?

Почему?

Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.

Какие ощущения у вас после исполненной музыки?

Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?

Как бы вы назвали это произведение?

Эта пьеса из «Сюиты № 2».  Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?

Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

Показ на фортепиано.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

Звучит «Шутка» в современной обработке.

Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?

Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

Человеком с большой буквы.

Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила  его музыки?

Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.

Спасибо за урок.

О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.

Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы  стать ближе к народу.

Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.

Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.

Из  первоначальной темы – голоса.

Многозвучие, многоголосие.

Есть повторения мелодической линии.

На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.

Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.

Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.

Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.

«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.

Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).

Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.

Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.

Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.

В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.

(Дети рисуют на смайликах свое настроение)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22992. Акустичний аспект вивчення звукової будови мови 30.5 KB
  Акустичний аспект вивчення звукової будови мови Акустика розрізняє в звуках силу висоту довготу і тембр. Сила звука залежить від амплітуди розмаху коливання: чим більша амплітуда тим звук сильніший. Так скажімо що сильніше ударити по струні то більшою буде й амплітуда коливання і відповідно сила звука. Висота звука залежить від частоти коливань за одиницю часу: чим більша частота коливань тим вищий звук.
22993. Типологія наголосу в мовознавстві 38 KB
  Типологія наголосу в мовознавстві Наголос виділення в мовленні певної одиниці в ряду однорідних одиниць за допомогою фонетичних засобів. Залежно від того з якою сегментною одиницею функціонально співвідноситься наголос розрізняють словесний тактовий фразовий логічний і емфатичний наголос. Словесний наголос буває динамічним музикальним і кількісним. Динамічний силовий експіраторний наголос виділення вимова одного із складів слова такту більшою силою тобто сильнішим видихом струменя повітря.
22994. Інтонація, основні складники, функції 32 KB
  Інтонація основні складники функції Інтонація рух зміна динаміка тну що супроводжує висловлювання ритмікомелодійний малюнокмовлення. Інтонація складається з мелодики інтенсивності пауз темпу і тембру мовлення. Мелодика мовлення від гр. pausa припинення перерва у звучанні зупинка в потоці мовлення.
22995. Лінгвістичний аспект дослідження звукової будови мови 31 KB
  Третім аспектом у вивченні звуків є лінгвістичний який розглядає функції звуків у мові. Так скажімо опозиція [а] [и] [у] в українській мові є релевантною бо вона розрізняє значення слів дам дим дум. В англійській мові релевантною є опозиція [е] [л] [і] [і:] [з] [о:] [аз] [u:]: bet [bet] заклад парі but [b t] але крім bit [bit] кусок трошки beat [bi:t] бити удар bot [bot] личинка овода bought [bo:t] купив bat [bast] кажан boot [bu:t] черевик . Як бачимо в українській мові довгота чи короткість звука...
22996. Фонема, її функції, принципи виділення 31.5 KB
  Фонема її функції принципи виділення Фонема мінімальна звукова одиниця мови яка служить для розпізнавання й розрізнення значеннєвих одиниць морфем і слів. Отже звуки [а] [и] [у] [ґ] [г] в українській мові є окремими фонемами бо вони як свідчать вищенаведені приклади служать для розрізнення слів так само як звуки [е] [а] [і] [і:] [о] [з:] [ав] [и:] в англійській [а:] [а] в німецькій. Іншими словами фонема це мінімальна релевантна звукова одиниця. Фонема виконує дистинктивну від лат.
22997. Система фонем мови. Диференційні та інтегральні ознаки фонем 43 KB
  Диференційні та інтегральні ознаки фонем. Диференційні ознаки від лат. differentia різниця відмінність ознаки фонеми за якими розрізняють значення слів чи морфем Недиференційні або інтегральні ознаки від лат. integralis нероздільно пов'язаний з цілістю ознаки фонем які не розрізняють значень слів чи морфем.
22998. Критерій класифікації голосних фонем 31 KB
  Однак описати голосні звуки за тембром дуже складну; через що найпоширенішою класифікацією голосних є артикуляційна тобто за ступенем просування язика вперед або назад і ступенем його підняття при їх творенні. За цими ознаками голосні поділяються на голосні переднього середнього та заднього рядів і низького середнього та високого піднесення. Більшість голосних це голосні переднього і заднього рядів. За положенням губ під час артикуляції звуків розрізняють лабіалізовані і нелабіалізовані голосні.
22999. Критерій класифікації приголосних фонем 43 KB
  Критерій класифікації приголосних фонем За акустичною ознакою співвідношенням голосу й шуму приголосні поділяють на сонорні й шумні. Шумні приголосні у свою чергу поділяються на дзвінкі й глухі. Глухі приголосні творяться тільки шумом. З артикуляційного фізіологічного погляду приголосні класифікують за місцем творення і способом творення.
23000. Склад та складоподіл 50.5 KB
  Склад та складоподіл Склад – звук або комплекс звуків що вимовляється одним поштовхом видихуваного повітря мінімальна одиниця мовленнєвого потоку яка складається з максимально звучного звука і прилеглих до нього менш звучних звуків. Існує три теорії складу: еспіраторна мускульна напруга та сонорна. еспіраторна теорія еспіраторне визначення складу. 3гідно з нею склад це звук або комплекс звуків що вимовляється одним поштовхом видихуваного повітря.