52279

Жизненная сила музыки И.С. Баха

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.

Русский

2014-02-13

69 KB

1 чел.

Проект урока по музыке в 6 классе.

Учитель музыки Бурлай Оксана Васильевна.

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»

Цели и задачи урока:

  1.  Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
  2.  Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
  3.  Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
  4.  Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;
  5.  Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
  6.  Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Что скажете о музыке, которую сейчас  слушали?

Кто такой И. С. Бах?

Как относились к музыке Баха церковные служители?

А для кого Бах писал музыку?

Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?

Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?

Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?

А что такое «полифония»?

Посмотрите на ноты. Что вы видите?

Звучит тема «Фуги».

Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса  «Фуга». Что вы видите?

Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.

Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время  должен  помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?

У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?

Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?

А как называются такие произведения?

Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему?

Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?

А как начинается мелодия второго голоса?

Что это значит?

Послушайте мелодию верхнего голоса.

Звучит мелодия.

Повторите ее.

А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.

Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?

А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?

Почему?

Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.

Какие ощущения у вас после исполненной музыки?

Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?

Как бы вы назвали это произведение?

Эта пьеса из «Сюиты № 2».  Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?

Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

Показ на фортепиано.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

Звучит «Шутка» в современной обработке.

Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?

Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

Человеком с большой буквы.

Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила  его музыки?

Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.

Спасибо за урок.

О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.

Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы  стать ближе к народу.

Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.

Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.

Из  первоначальной темы – голоса.

Многозвучие, многоголосие.

Есть повторения мелодической линии.

На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.

Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.

Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.

Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.

«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.

Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).

Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.

Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.

Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.

В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.

(Дети рисуют на смайликах свое настроение)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35784. «Цветочное панно» (техника квиллинг) 729.5 KB
  Применить полученное изделие на практик 4.СХЕМА ОБДУМЫВАНИЯ Прежде чем приступить к работе над проектом необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы: ИЗДЕЛИЕ Стоимость Потребность Охрана труда Инструменты материалы...
35785. Изготовление разделочной доски 55 KB
  Варианты изделия Технический рисунок и эскиз изделия Технологическая карта № Пс Процесс Изображение Инструмент 1 Выбор заготовки: Фанера толщина 1012 мм Шаблон карандаш 2 Выпилить изделие по контуру Ножовка 3 Наколоть центр отверстия просверлить отверстие Шило сверло дрель 4 Зачистить изделие скруглить острые углы Наждачная бумага рашпиль Оценка стоимости изделия Фанера 30х40 200 руб Кисточка 10 руб Лак 120 руб Общая цена 330 руб Внешний вид.
35786. Вышивка крестом. Летний букет 51.5 KB
  История русской вышивки.Оформление вышивки. Схема вышивки. Основной задачей данного проекта является создание картины посредством вышивки крестом в эстетических и практических целях.
35788. МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению 102 KB
  И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...
35789. Мой выбор. Творческий проект По самоопределению 92 KB
  Обоснование выбора профессии Профессиональное самоопределение важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Но осуществить добровольный выбор профессии очень не просто. Общая характеристика профессии. Общение с людьми также важно в профессии журналист.
35790. Лялька - мотанка 3.57 MB
  Коли нам запропонували теми для творчого проекту, я вирішила обрати саме «Лялька - мотанка в українському стилі». Адже мотанка — прадавній оберіг українського народу. Вона несе в собі сонячну енергетику, тепло людських рук, любов і турботу, з якою створена. Головне призначення ляльки — берегти душу свого власника від зла й нечистих помислів.
35791. Творческий проект «Сорочка» 5.51 MB
  Расчет себестоимости изготовления изделия План Изготовления изделия Изготовления изделия и проверка качества Самооценка и оценка 1.Задачи Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия. Изготовить выкройку швейного изделия. Подобрать ткань для изделия.
35792. Выбор профессии 168 KB
  Появление профессии Определение интересов и склонностей Обоснование выбора Алгоритм профессион. самопределения Формула профессии Выявление индивидуальных характер. Выбор профессии это большая ответственность которую очень важно осознать как можно раньше.