52279

Жизненная сила музыки И.С. Баха

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.

Русский

2014-02-13

69 KB

2 чел.

Проект урока по музыке в 6 классе.

Учитель музыки Бурлай Оксана Васильевна.

Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»

Цели и задачи урока:

  1.  Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
  2.  Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
  3.  Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
  4.  Воспитать: интерес  и любовь  к классической музыке, чувство гармонии;
  5.  Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
  6.  Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи  и высказывания по теме урока, нотный материал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I.Активная деятельность учащихся

II.Формулирование теоретических знаний.

III.Коллективная исполнительская деятельность

Подведение итога.

Музыкальное приветствие учителя.

Послушайте одно музыкальное произведение.

(Звучит «Органная фуга И. С. Баха)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Что скажете о музыке, которую сейчас  слушали?

Кто такой И. С. Бах?

Как относились к музыке Баха церковные служители?

А для кого Бах писал музыку?

Как это отражалось в музыке?

Как вы думаете, а какой по характеру был композитор?

Что И. С. Бах выразил в своей музыке?

А как же называется прослушанное произведение?

Что означает понятие «Фуга»?

Из чего «вырастает» такая музыка?

А что такое «полифония»?

Посмотрите на ноты. Что вы видите?

Звучит тема «Фуги».

Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса  «Фуга». Что вы видите?

Чем похожи эти два произведения?

Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы.

Прочитайте высказывание И. С. Баха:

«Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время  должен  помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами?

У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку?

Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме

Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении?

А мы можем исполнить это произведение без слов?

А как называются такие произведения?

Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему?

Есть ли перерыв в звучании?

Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым?

А как начинается мелодия второго голоса?

Что это значит?

Послушайте мелодию верхнего голоса.

Звучит мелодия.

Повторите ее.

А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю.

Вам понравилось исполнять полифоническое произведение?

А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку?

Почему?

Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке.

Какие ощущения у вас после исполненной музыки?

Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Звучит «Шутка» в классическом исполнении.

Какие чувства передала музыка?

Как бы вы назвали это произведение?

Эта пьеса из «Сюиты № 2».  Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Что такое «гомофония»?

А что вы услышали в музыке?

А какой инструмент исполнял главный голос?

Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

Показ на фортепиано.

А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни.

Почему?

Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

Звучит «Шутка» в современной обработке.

Что нового услышали?

Какой инструмент, по-вашему, звучал?

Это – электроскрипка.

Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку.

Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

Человеком с большой буквы.

Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила  его музыки?

Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока.

Спасибо за урок.

О классической музыке. О музыке Баха.

Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе.

Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором.

Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения.

Для простого народа.

Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы  стать ближе к народу.

Могучий духом, уверенный.

Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа.

Фуга.

Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны.

Из  первоначальной темы – голоса.

Многозвучие, многоголосие.

Есть повторения мелодической линии.

На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок.

Живописная форма аналогична музыкальной.

Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать.

Независимость, индивидуальность.

Наверное, да.

Нет.

Да, на слог.

Вокализы.

Мелодия записана и черным и красным цветом.

Разделение на 2 голоса.

Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит.

Нет.

Так же как у первого.

«Вокализ» написан в полифоническом складе.

Нет.

Нужно слушать друг друга.

Радость, веселье.

Задор, легкость.

Гомофонического.

Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент).

Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение.

Флейта.

Да.

Понятна, выражает человеческие чувства.

Необычное звучание, интересное, современное.

Электрогитара.

Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.

В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым.

(Дети рисуют на смайликах свое настроение)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6254. Генетика человека (антропогенетика) 160 KB
  Генетика человека (антропогенетика) 1. Методы изучения наследственности человека: генеалогические, близнецовые, цитогенетические, биохимические и популяционные 2. Генетические заболевания и наследственные болезни. Значение медико-генетических консул...
6255. Основные принципы иммунотерапии 164.5 KB
  Основные принципы иммунотерапии Система иммунитета имеет ауторегуляторные клетки и механизмы, участвующие в разных фазах иммунной реакции, поэтому тотальное угнетение иммунитета вызывает ряд серьезных осложнений. Нарушение механизмов иммунитета игра...
6256. Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения 52 KB
  Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения Спектр действия, применение, побочные эффекты сульфаниламидов. Спектр действия, применение, побочные эффекты производных нитрофурана. Спектр действия, прим...
6257. Иррационализм и позитивизм 101.5 KB
  Иррационализм и позитивизм. Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Личность, духовность - вот что такое истина. Это мой тезис (С. Кьеркегор). Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии (А. Шопенга...
6258. Что такое лексикология? Предмет и задачи лексикологии 22.8 KB
  Что такое лексикология? Предмет и задачи лексикологии Лексикология (lexicology) - раздел общего языкознания, предметом которого является лексический (словарный) состав языка. Лексикология - часть языкознания. Языкознание Филология...
6259. Молекулярные генетика 51 KB
  Молекулярные генетика Хромосомная теория закрепила за генами роль элементарных наследственных единиц, локализованных в хромосомах. Ген - функциональная единица наследственности, представляющая собой участок молекулы ДНК, содержащей информацию о...
6260. Управління маркетингом 33.82 KB
  Управління маркетингом Суть та основні завдання управління маркетингом. Аналіз ринкових можливостей фірми Сегментація та відбір цільових ринків Розробка комплексу маркетингу та реалізація маркетингових заходів...
6262. Потребители и рынки 110 KB
  Потребители и рынки Модель поведения потребителей. Характеристика потребителей. Потребительский рынок. Рынок предприятий. Любой фирме для обеспечения коммерческого успеха необходимо: выяснить конечного п...