52280

Бактериологическое оружие и его поражающие факторы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

11й класс Цели: Познакомить учащихся с видами поражающими факторами бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия. Учебные вопросы: История применения бактериологического оружия. Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.

Русский

2014-02-13

50.5 KB

26 чел.

Открытый урок по теме "Бактериологическое оружие и его поражающие факторы". 11-й класс

Цели:

  •  Познакомить учащихся  с видами, поражающими факторами бактериологического оружия.
  •  Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
  •  Воспитывать у них уверенность в эффективности существующих средств  защиты. 

Учебные вопросы:

  •  История применения бактериологического оружия.
  •  Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
  •  Очаг бактериологического поражения.
  •  Средства защиты от бактериологического оружия.                       

Время: 45 минут.

Место: кабинет ОБЖ.

Метод: рассказ с использованием наглядных пособий, учебного имущества  ГО, учебных фильмов.

Материальное обеспечение: таблицы 3, 4, 5, брошюры, плакаты, учебный диафильм «Чем опасно бактериологическое оружие», противогазы, аптечки АИ-2.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

– Организационный момент. Построение, прием рапорта, осмотр внешнего вида.
– Опрос домашнего задания.

1) Дайте определение химического оружия.
2) На какие группы делятся ОВ.
3) Охарактеризуйте каждую группу ОВ.
4) Что называется зоной химического заражения, очагом химического поражения?
5). Расскажите о средствах защиты от ОВ.

– Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.

II. Основная часть.

– Познакомимся с главой произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:

Было время, процветала                      Ныне церковь опустела;
В мире наша сторона:                           Школа глухо заперта;
В воскресение бывала                          Нива праздно перезрела;
Церковь божия полна;                          Роща темная пуста;
Наших деток в шумной школе              И селенье, как жилище
Раздавались голоса,                              Погорелое, стоит, –
И сверкали в светлом поле                  Тихо все – одно кладбище
Серп и быстрая коса.                            Не пустеет, не молчит –
Поминутно мертвых носят,                 Поминутно места надо,
И стенания живых                                И могилы меж собой,
Боязливо бога просят                           Как испуганное стадо,
Успокоить души их!                             Жмутся тесной чередой!

1-й учебный вопрос

История применения бактериологического оружия.

Идея применять болезнетворные микроорганизмы в качестве средств поражения возникла давно. Стоит для этого вспомнить примеры эпидемических заболеваний, например трагедию 1918 – 1919 гг. Тогда из 500 млн. человек, заболевших гриппом, умерло 20 млн., то есть почти в 2 раза больше, чем было убито за всю первую мировую войну. Это и вдохновляет агрессивные круги многих государств на активные поиски возбудителей болезней, причем гораздо более смертоносных, чем грипп.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, наиболее интенсивные работы в области создания бактериологического оружия вели японцы.
Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход военных сражений. Так в 1741 г. из 27 тысяч английских солдат, участвовавших в захватнических кампаниях в Мексике и Перу 20 тысяч погибли от желтой лихорадки; 1802г. от этой же болезни почти полностью погибла 30 тысячная армия генерала Леклерка направленная Наполеоном на о. Гаити.
С 1733 по 1865г. в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них боевые потери составили только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней.
Даже в наше время, несмотря на значительные достижения в области профилактики и лечения, инфекционные болезни способны оказывать заметное влияние на ход боевых действий. В ходе войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем потеряли убитыми и ранеными (США).
С 1940 по 1944 год японская армия более чем 11 раз применяли различные виды биологических средств против китайских войск и мирного населения, вспыхнули эпидемии.
С 1941г. США включились в исследовательские работы по созданию и возможному использованию в военных целях биологических средств.
Большой победой миролюбивой общественности всего мира явилось принятие в 1972г. Конвенции о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.

2-й учебный вопрос

Бактериологическое (биологическое) оружие – оружие, основанное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Предназначено для массового поражения людей, с/х животных и растений. Поражающее действие основано на использовании болезнетворных микробов-возбудителей заболеваний.
Особенности его заключается в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследований и проникновении всюду с воздухом и водой.

Болезнетворные микробы или возбудители инфекционных заболеваний – это большая группа мельчайших живых существ, которые при попадании в организм человека или животного могут вызвать инфекционные заболевания. В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки..

Вирусы – микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках. На них губительно действуют ультрафиолетовые лучи, а так же температура свыше 60 градусов .Вызывают  такие заболевания как натуральная оспа, желтая лихорадка.

Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительной природы, чувствительные к воздействию высокой температуры, солнечного света, дезинфицирующих средств. К классу бактерий относятся возбудители заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, сапа).

Риккетсии – микроорганизмы, занимающие положение между бактериями и вирусами. Устойчивы к высушиванию, замораживанию, чувствительны к высоким температурам и дезинфекции. Вызывают сыпной тиф, пятнистую лихорадку Скалистых гор.

Грибки  – одно – или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения. Могут образоваться споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей.

Для поражения людей считаются возбудители следующих тяжелых инфекционных заболеваний: натуральная оспа, желтая лихорадка, энцефалиты, сибирская язва, чума, бруцеллез, сап, сыпной тиф.

Для поражения животных могут использоваться в качестве БО возбудители заболеваний, опасные в равной степени для животных и человека: сибирская язва, ящур, лихорадка долины Рифт (чума КРС, африканской чумы свиней)

Вредители с/х культур – колорадский жук, саранча, стеблевая ржавчина пшеницы, фитофтороз  картофеля и другие.

Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования, используют бактерии и грибки вызывающих быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных материалов, резко ускоряющие коррозию металлических изделий, окисление мест пайки контактов электросхем.

Заражение – проникновение в организм человека с воздухом через органы дыхания, с пищей и водой, через кожу в результате укусов кровососущих через слизистые оболочки рта, носа, глаз, через поврежденную кожу.

Доставка – ракеты, авиация, радио- и телеуправляемые аэростаты и воздушные шары, биологические бомбы, кассеты, диверсионный способ.
Признаки применения БС – глухой звук разрыва снарядов и бомб; наличие в местах разрывов крупных осколков и отдельных частей боеприпасов; появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности; необычное скопление насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов и падения контейнеров; массовое заболевание людей и животных. Применение БС может быть определено с помощью лабораторных исследований.
Особо подчеркнуть, что характерными особенностями БС являются способность возбудителей заболеваний вызвать эпидемии на больших территориях в короткое время.

3-й учебный вопрос

Очаг бактериологического  поражения

Характеристика очага бактериологического поражения.
Очагом БС считают города, населенные пункты или объекты н/х, которые подверглись заражению бактериальными средствами, в результате чего возникли и распространились инфекционные заболевания среди людей и животных. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги БС характеризуются: массовыми инфекционными заболеваниями людей и с/х животных; неопределенностью границ заражения; сложностью и продолжительностью лабораторных анализов; быстрым распространением заболеваний в связи со вторичным заражением; длительностью поражающего действия.
Размеры очагов и зон БП зависят от вида БС и способа их применения, метеорологических и климатических условий быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения. 
Зоной биологического заражения называют территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию БО, и территорию, на которую распространились зараженные кровососущие переносчики инфекционных заболеваний.
Биологическое оружие так же, как и химическое, непосредственного воздействия на здания, сооружения и оборудование не оказывает.

4-й учебный вопрос

Защита: вакциносывороточные препараты, антибиотики и другие лекарственные вещества, СИЗ и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обезвреживания, АИ-2, СИЗ, ВМП, ПТМ, спецодежда и накидки.
Разъяснить учащимся их обязанности при обнаружении применения противником БС.
При объявлении сигнала «Химическая тревога» или обнаружения хотя бы одного из признаков применения БС необходимо:

  •  сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
  •  надеть имеющиеся СИЗ;
  •  укрыться в ближайшем защитном сооружении;
  •  истребляйте переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
  •  строго соблюдать правила личной гигиены;
  •  соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.

III. Заключительная часть

В конце урока просмотреть учебный диафильм « Чем опасно бактериологическое оружие» и поставить перед учащимися следующие вопросы:

1. Что называется БО?
2. Что называется очагом БП?

– Каковы пути проникновения БС в организм человека?
– Какие существуют средства и способы защиты от БС?

Домашнее задание

Задать домашнее задание. Подвести итог урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84744. Проектирование тематического web-сайта «Интернет-магазин каминов» 2.57 MB
  Написанный мной веб-сайт может быть использован для ознакомления с представленной на нем продукцией и совершения посетителем веб-сайта, в случае заинтересованности, онлайн-заявки на проведение менеджером компании подробной консультации.
84745. Системы защиты среды обитания 402 KB
  В результате работы грохота на предприятии образуется крупнодисперсная пыль (кости), а так же выбросы с парами окислов железа. Для соблюдения экологических требований необходимо предложить аппараты очистки газоводушных потоков с высокой эффективностью для каждого вида пыли.
84746. Общие правила производства следственных действий 90 KB
  Проблематика исследования состоит в том, что большое количество международных преступников из стран ближнего зарубежья отправляются в Россию для того, чтобы осуществить определенные тяжкие преступления или же после того как уже совершили их у себя на родине, они едут в Россию, чтобы скрываться.
84747. Управление маркетинговой деятельности турфирмы и выявление путей повышения эффективности 7.13 MB
  Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве нужном потребителю. Теоретические основы управления маркетинговой деятельности на предприятии Понятие маркетинговой деятельности предприятия
84749. Аспекти стратегії розвитку підприємства 252.84 KB
  В даній курсовій роботі мною розглянуті теоретичні аспекти стратегії розвитку підприємства (фірми), а також представлена практична частина.У першій главі роботи, дано визначення такого поняття, як стратегічне планування. Знайдені відповіді на питання, як слід формулювати стратегію. Представлено зміст, структура та особливості стратегічного управління, а так же типи стратегій розвитку бізнесу
84750. Основные классы красителей для ткани 98.3 KB
  Во время обучения в школе Уильям увлекся химией. Особенно ему нравились опыты, когда на глазах у изумленных учеников преподаватель получал из одного вещества другое. Конечно, это увлечение не нравилось отцу, но сын был очень настойчив, и в 15-летнем возрасте, окончив школу...
84752. Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений 695 KB
  В большей степени технологические показатели зависят от геолого-физической характеристики нефтяной залежи причем определяющим является размер форма нефтяной залежи ее неоднородность а также коллекторские и физико-химические свойства нефти.