52280

Бактериологическое оружие и его поражающие факторы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

11й класс Цели: Познакомить учащихся с видами поражающими факторами бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия. Учебные вопросы: История применения бактериологического оружия. Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.

Русский

2014-02-13

50.5 KB

26 чел.

Открытый урок по теме "Бактериологическое оружие и его поражающие факторы". 11-й класс

Цели:

  •  Познакомить учащихся  с видами, поражающими факторами бактериологического оружия.
  •  Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
  •  Воспитывать у них уверенность в эффективности существующих средств  защиты. 

Учебные вопросы:

  •  История применения бактериологического оружия.
  •  Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
  •  Очаг бактериологического поражения.
  •  Средства защиты от бактериологического оружия.                       

Время: 45 минут.

Место: кабинет ОБЖ.

Метод: рассказ с использованием наглядных пособий, учебного имущества  ГО, учебных фильмов.

Материальное обеспечение: таблицы 3, 4, 5, брошюры, плакаты, учебный диафильм «Чем опасно бактериологическое оружие», противогазы, аптечки АИ-2.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

– Организационный момент. Построение, прием рапорта, осмотр внешнего вида.
– Опрос домашнего задания.

1) Дайте определение химического оружия.
2) На какие группы делятся ОВ.
3) Охарактеризуйте каждую группу ОВ.
4) Что называется зоной химического заражения, очагом химического поражения?
5). Расскажите о средствах защиты от ОВ.

– Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.

II. Основная часть.

– Познакомимся с главой произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:

Было время, процветала                      Ныне церковь опустела;
В мире наша сторона:                           Школа глухо заперта;
В воскресение бывала                          Нива праздно перезрела;
Церковь божия полна;                          Роща темная пуста;
Наших деток в шумной школе              И селенье, как жилище
Раздавались голоса,                              Погорелое, стоит, –
И сверкали в светлом поле                  Тихо все – одно кладбище
Серп и быстрая коса.                            Не пустеет, не молчит –
Поминутно мертвых носят,                 Поминутно места надо,
И стенания живых                                И могилы меж собой,
Боязливо бога просят                           Как испуганное стадо,
Успокоить души их!                             Жмутся тесной чередой!

1-й учебный вопрос

История применения бактериологического оружия.

Идея применять болезнетворные микроорганизмы в качестве средств поражения возникла давно. Стоит для этого вспомнить примеры эпидемических заболеваний, например трагедию 1918 – 1919 гг. Тогда из 500 млн. человек, заболевших гриппом, умерло 20 млн., то есть почти в 2 раза больше, чем было убито за всю первую мировую войну. Это и вдохновляет агрессивные круги многих государств на активные поиски возбудителей болезней, причем гораздо более смертоносных, чем грипп.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, наиболее интенсивные работы в области создания бактериологического оружия вели японцы.
Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход военных сражений. Так в 1741 г. из 27 тысяч английских солдат, участвовавших в захватнических кампаниях в Мексике и Перу 20 тысяч погибли от желтой лихорадки; 1802г. от этой же болезни почти полностью погибла 30 тысячная армия генерала Леклерка направленная Наполеоном на о. Гаити.
С 1733 по 1865г. в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них боевые потери составили только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней.
Даже в наше время, несмотря на значительные достижения в области профилактики и лечения, инфекционные болезни способны оказывать заметное влияние на ход боевых действий. В ходе войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем потеряли убитыми и ранеными (США).
С 1940 по 1944 год японская армия более чем 11 раз применяли различные виды биологических средств против китайских войск и мирного населения, вспыхнули эпидемии.
С 1941г. США включились в исследовательские работы по созданию и возможному использованию в военных целях биологических средств.
Большой победой миролюбивой общественности всего мира явилось принятие в 1972г. Конвенции о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.

2-й учебный вопрос

Бактериологическое (биологическое) оружие – оружие, основанное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Предназначено для массового поражения людей, с/х животных и растений. Поражающее действие основано на использовании болезнетворных микробов-возбудителей заболеваний.
Особенности его заключается в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследований и проникновении всюду с воздухом и водой.

Болезнетворные микробы или возбудители инфекционных заболеваний – это большая группа мельчайших живых существ, которые при попадании в организм человека или животного могут вызвать инфекционные заболевания. В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки..

Вирусы – микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках. На них губительно действуют ультрафиолетовые лучи, а так же температура свыше 60 градусов .Вызывают  такие заболевания как натуральная оспа, желтая лихорадка.

Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительной природы, чувствительные к воздействию высокой температуры, солнечного света, дезинфицирующих средств. К классу бактерий относятся возбудители заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, сапа).

Риккетсии – микроорганизмы, занимающие положение между бактериями и вирусами. Устойчивы к высушиванию, замораживанию, чувствительны к высоким температурам и дезинфекции. Вызывают сыпной тиф, пятнистую лихорадку Скалистых гор.

Грибки  – одно – или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения. Могут образоваться споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей.

Для поражения людей считаются возбудители следующих тяжелых инфекционных заболеваний: натуральная оспа, желтая лихорадка, энцефалиты, сибирская язва, чума, бруцеллез, сап, сыпной тиф.

Для поражения животных могут использоваться в качестве БО возбудители заболеваний, опасные в равной степени для животных и человека: сибирская язва, ящур, лихорадка долины Рифт (чума КРС, африканской чумы свиней)

Вредители с/х культур – колорадский жук, саранча, стеблевая ржавчина пшеницы, фитофтороз  картофеля и другие.

Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования, используют бактерии и грибки вызывающих быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных материалов, резко ускоряющие коррозию металлических изделий, окисление мест пайки контактов электросхем.

Заражение – проникновение в организм человека с воздухом через органы дыхания, с пищей и водой, через кожу в результате укусов кровососущих через слизистые оболочки рта, носа, глаз, через поврежденную кожу.

Доставка – ракеты, авиация, радио- и телеуправляемые аэростаты и воздушные шары, биологические бомбы, кассеты, диверсионный способ.
Признаки применения БС – глухой звук разрыва снарядов и бомб; наличие в местах разрывов крупных осколков и отдельных частей боеприпасов; появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности; необычное скопление насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов и падения контейнеров; массовое заболевание людей и животных. Применение БС может быть определено с помощью лабораторных исследований.
Особо подчеркнуть, что характерными особенностями БС являются способность возбудителей заболеваний вызвать эпидемии на больших территориях в короткое время.

3-й учебный вопрос

Очаг бактериологического  поражения

Характеристика очага бактериологического поражения.
Очагом БС считают города, населенные пункты или объекты н/х, которые подверглись заражению бактериальными средствами, в результате чего возникли и распространились инфекционные заболевания среди людей и животных. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги БС характеризуются: массовыми инфекционными заболеваниями людей и с/х животных; неопределенностью границ заражения; сложностью и продолжительностью лабораторных анализов; быстрым распространением заболеваний в связи со вторичным заражением; длительностью поражающего действия.
Размеры очагов и зон БП зависят от вида БС и способа их применения, метеорологических и климатических условий быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения. 
Зоной биологического заражения называют территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию БО, и территорию, на которую распространились зараженные кровососущие переносчики инфекционных заболеваний.
Биологическое оружие так же, как и химическое, непосредственного воздействия на здания, сооружения и оборудование не оказывает.

4-й учебный вопрос

Защита: вакциносывороточные препараты, антибиотики и другие лекарственные вещества, СИЗ и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обезвреживания, АИ-2, СИЗ, ВМП, ПТМ, спецодежда и накидки.
Разъяснить учащимся их обязанности при обнаружении применения противником БС.
При объявлении сигнала «Химическая тревога» или обнаружения хотя бы одного из признаков применения БС необходимо:

  •  сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
  •  надеть имеющиеся СИЗ;
  •  укрыться в ближайшем защитном сооружении;
  •  истребляйте переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
  •  строго соблюдать правила личной гигиены;
  •  соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.

III. Заключительная часть

В конце урока просмотреть учебный диафильм « Чем опасно бактериологическое оружие» и поставить перед учащимися следующие вопросы:

1. Что называется БО?
2. Что называется очагом БП?

– Каковы пути проникновения БС в организм человека?
– Какие существуют средства и способы защиты от БС?

Домашнее задание

Задать домашнее задание. Подвести итог урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21847. Управление качеством проекта 88 KB
  В чем же здесь роль управления проектами и чем новая система может помочь Оказывается весьма многим прежде всего потому что обеспечение требуемого уровня качества есть задача организационноэкономическая и проектменеджер оказался именно той фигурой которая в состоянии вооружившись методологией управления проектами навести должный порядок в сложном и потому зачастую хаотичном мире среды и окружения проекта. Задача обеспечения качества на должном уровне пронизывает весь жизненный цикл проекта. А потому задача этой главы показать не...
21848. Человеческие аспекты в управлении проектами 49 KB
  Создание проектной команды. В практике проектменеджмента используются два основных вида структуры проектной команды. Матричная форма структуры команды Эта форма применяется как правило для малых и средних проектов продолжительность жизненного цикла которых до двух лет этот критерий в разных странах варьируется от 05 до 2 лет. Преимущества: гибкость в организации и развитии команды; полномочия функциональных отделов фирмы не дублируются; наличие у членов команды уверенности в завтрашнем дне .
21849. Эффективность проекта 139.5 KB
  Эффективность проекта. Разработка концепции проекта. Любой инвестор прежде чем вложить деньги задается вопросом: в какой проект стоит вложить деньги средства сколько хотя бы примерно этих средств будет нужно когда вложенные средства начнут приносить доход сколько прибыли на вложенные средства можно получить и наконец если средства ограничены а они зачастую ограничены то где взять деньги для проекта Разработка концепции состоит из двух этапов: Формирование инвестиционного замысла идеи проекта; Анализ инвестиционных...
21850. Мир управления проектами 121 KB
  Мир управления проектами. Определение проекта. Проект является целенаправленной ориентированной во времени последовательностью как правило однократных комплексных и нерегулярно повторяющихся действий мероприятий или работ со следующими специфическими признаками: однократность и комплексность структуры проекта; сложность структуры проекта; специфичность содержательных и финансовых результатов; заданность сроков начала и окончания и тем самым заданность временной цели; нерегулярность осуществления. Проект это одноразовая совокупность...
21851. Разработка и планирование проекта 130 KB
  Разработка и планирование проекта. Планирование проекта. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их удовлетворения на основе выявления детального комплекса работ определения эффективных методов и способов ресурсов всех видов необходимых для их выполнения и установления взаимодействия между организациямиучастниками проекта. Основная цель планирования интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.
21852. Управление геомеханическими процессами при системах с искусственным поддержанием выработанного пространства: с магазинированием руды и креплением очистного пространства 433 KB
  Магазинирование полезного ископаемого накопление отбитого полезного ископаемого очистной выработке. Различают полное магазинирование полезного ископаемого если оно ведётся на всю высоту этажа блока или частичное слоевое если оно ведётся в пределах отдельных частей блока. Магазинирование полезного ископаемого составляет технологическую основу специального класса систем разработки. Отличительной особенностью этого класса систем: выемка полезного ископаемого в восходящем порядке; выпуск 3040 отбитой руды; поддержание боков...
21853. Управление геомеханическими процессами при системах с обрушением руды и вмещающих пород 854 KB
  Управление геомеханическими процессами при системах с обрушением руды и вмещающих пород. Факторы определяющие характер сдвижения и обрушения пород. Закономерности сдвижения горных пород. Последовательность обрушения пород.
21854. Управление геомеханическими процессами при подработке водных объектов 776.5 KB
  Подработка переходных и специфических водных объектов системами с обрушением налегающих пород. гравитационной воды в порах и трещинах скальных горных пород или их отвалов пленочной воды в порах глинистых и песчаноглинистых пород и техногенных отложений. Линейные Сели ледники Подземные Площадные Псевдоплывунные породы. Линейные Разломы зоны дробления заполненные водой и псевдоплывунными породами Специфические Поверхностные Площадные Торфяники золоотвалы отвалы песчаноглинистых пород.
21855. Управление геомеханическими процессами при комбинированной разработке месторождений полезных ископаемых 474.5 KB
  Особенности напряжённодеформированного состояния опорных и потолочных целиков в зоне влияния карьера. Погашение подземных пустот в бортах и под дном карьера. Важно также знать допустимые вертикальные обнажения пород в пустотах выходящих на уступы карьера. Определение безопасной толщины потолочного целика над подземными пустотами между уступами карьера и подземными пустотами.