52289

Комплексная подготовка учащихся на уроках баскетбола

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростносиловых качеств и координационных способностей. Передачи набивного мяча: двумя руками от груди двумя руками сверху; одной рукой от плеча. То же что упражнение №1 но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 1020 м.

Русский

2014-02-13

373 KB

1 чел.

ДОНЕЦКАЯ  ГИМНАЗИЯ № 92

Донецкого городского совета Донецкой области

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА: Комплексная подготовка учащихся

на уроках баскетбола

Капралова  Анна Афанасьевна

учитель физкультуры

учитель-методист

мастера спорта

2010 г.


Комплексная подготовка учащихся на уроках баскетбола при рациональном использовании интегрального подхода.

В данной разработке представлены комплексы упражнений, которые используются на уроках баскетбола с целевой установкой на интегральное сопряженное развитие двигательных способностей и физических качеств занимающихся и овладение ими сложной техникой этой спортивной игры. В зависимости от того, где применяются упражнения(на уроках физической культуры, тренировочном занятии), с каким контингентом(возраст, подготовленность занимающихся), учитель физической культуры выбирает из предложенных средств те, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным задачам. Главное – сохранить в упражнениях логическую последовательность, присущую баскетболу.

В отношении возраста занимающихся: упражнения для развития физических качеств в основе своей доступны учащимся тех классов, в которых изучается баскетбол. Комплексы упражнений интегральной подготовки строятся на основе освоенных приемов техники игры, поэтому учителю легко выбирать упражнения, зная технический арсенал своих учащихся. Таким образом, упражнения доступны всем учащимся. Определяя нагрузку, учитель должен ориентироваться на уровень подготовленности учащихся, рекомендации, которые даны в организационно-методических указаниях.

Комплексы упражнений для формирования взаимосвязей между двигательными навыками и физическими качествами.

1. Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей.

1. В парах, сидя на полу в 4-5 м друг от друга (расстояние постепенно увеличивается). Передачи набивного мяча: двумя руками от груди, двумя руками сверху; одной рукой от плеча.

2. То же, что упражнение №1, но чередуя положение сидя и стоя.

3. То же, что упражнение №1, но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча.

4. Передачи одной рукой от головы (сверху) в отрыв на ориентир.

5. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 10-20 м.

6. Передачи набивного мяча с последующим передвижением вслед за передачей (рис.1 а,б)

7. Передачи набивного мяча в прыжке.

1 – получить мяч от партнера, стоя на гимнастической скамейке, - передать мяч в прыжке в без опорном положении, спрыгивая со скамейки;

2 – то же, но после получения мяча прыжок в глубину с последующим выпрыгиванием и передачей в прыжке;

3 – получить мяч в прыжке через гимнастическую скамейку, - передать мяч в прыжке сразу же после приземления.

8. В парах ловля и передача набивного мяча в прыжке (ловить и передавать в без опорном положении).

9. Ловля и передача баскетбольного мяча в щит в поточном выполнении упражнения (рис. 2).

10. Серийное выполнение передач мяча в щит.

1 – поймать мяч после отскока от щита в прыжке, - приземлиться, - выполнить передачу в прыжке в верхнюю часть щита;

2- то же, но передачи выполнять в противоположный край щита с последующим передвижением для ловли мяча в прыжке (рис. 3).

11. В парах или тройках. Передачи набивного мяча в движении.

12. То же, что упражнение № 11, но по сигналу передача в отрыв начинающему движение партнеру.

13. В парах передачи двух набивных мячей на месте по сигналу – передача в отрыв на ориентир.

14. Прыжки (5-10 раз) с набивным мячом в вытянутых вверх руках с последующей передачей в отрыв на 10-20 м партнеру.

15. В парах передачи одной рукой от плеча двух набивных мячей на месте. 5-10 прыжков, держа набивной мяч над головой.

16. Прыжки через гимнастическую скамейку боком и с продвижением вперед с набивным мячом в руках (над головой или у груди) – передача в отрыв партнеру.

17. То же, что упражнение № 16, но прыжки, стоя боком к гимнастической скамейке без продвижения вперед.

Организационно-методические указания.

Упражнения выполнять в следующей последовательности: на месте, на месте с вышагиванием, с последующим передвижением после передачи, в движении – встречном и параллельном.

Вес набивных мячей 1-2 кг. Передачи выполнять сериями по 10-25 повторений. Полезно чередовать передачи набивного мяча и баскетбольного.

Обратить особое внимание занимающихся при передаче мяча на одновременном разгибании ног и рук, энергичном выталкивающем движении кистей в основной фазе, сопровождении мяча кистями после его выпуска; при ловле на встречном движении руками к летящему мячу, захвата мяча пальцами (не ладонями), амортизационном движении руками и ногами при встрече кистей с мячом, контроле зрением за полетом мяча до момента касания его пальцами. При передачах на дальность следует постепенно увеличивать дистанцию от 5 до 20 м., выполняя сначала передачи на ориентир, а затем партнеру, стоящему на месте или начинающему движение. В дальнейшем можно варьировать дистанцию и направление передачи по зрительному или звуковому сигналу. Передачи после прыжков в глубину следует включать в уроки лишь после достаточной прыжковой подготовки занимающихся. Высота спрыгивания не должна  превышать 32 см, затем постепенно доводить ее до высоты выпрыгивания, количество таких прыжков в серии 5-6, число серий в уроке 2-3. Обратить особое внимание учащихся на пружинящее приземление и мгновенное последующее отталкивание. Для предотвращения травм спрыгивание выполнять на гимнастические маты. Для эффективного развития скоростно-силовых качеств у занимающихся нужно ориентировать их на взрывные, максимально быстрые движения. Целесообразно упражнения в передачах проводить в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества передач.

2. Сопряженное формирование навыков ловли и передач мяча с развитием быстроты и координационных способностей.

1. Передачи баскетбольного мяча в стену.

1 – в течение 30 сек. с установкой на выполнение максимального числа передач;

2 – с заданием как можно быстрее выполнять определенное количество передач.

2. То же, что упражнение 1, но передачи в парах стоя, сидя на полу, лежа на груди.

3. В парах передачи двух мячей; 1- партнеры выполняют передачу друг другу одноименными руками от плеча; 2- то же, но первый выполняет передачу двумя руками сверху, второй- двумя руками от груди; 3-первый с отскоком от пола, второй - на уровне груди.

4. Передачи двух мячей в стенку с элементами жонглирования: 1 – ловля осуществляется после отскока мяча от пола; 2 – то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, прежде, чем послать его в стенку; 3 – то же, но перед передачей выполнять петлю мячом вокруг туловища (на уровне пола) или вокруг ног; 4 -  то же, но перед передачей выполнять перевод мяча ударом между ног спереди назад и обратно; 5 – ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему опуститься на пол.

5. Передачи двух мячей в две стены, стоя в углу зала (рис. 4)

6. Подбросив один мяч на максимальную высоту, вторым мячом выполнить предельное количество передач в стену до момента приземления подброшенного вверх мяча.

7. То же, что упражнение 6, но передачи в парах.

8. « Все мячи – одному»: 1 – два партнера поочередно передают свой мяч третьему, получая от него обратные передачи (рис. 5). 2 – то же, но во взаимодействии игрока с тремя партнерами, передающими ему свои мячи (рис. 6). 3 – то же, но в построении 3+1 против одного игрока (рис.7). 4 – то же, но в построении 3+2 против одного игрока (рис.8).

9. В тройках передачи трех мячей по часовой стрелке или против часовой стрелки.

10. Передачи в четверках трех мячей (рис. 9).

11. Передачи свободному партнеру в круге (рис. 10).

12. Передачи в парах одного или двух мячей в беге на месте с высоким подниманием бедра или с подниманием голени назад (установка на максимальную частоту движений).

13. То же, что упражнение №12, но при параллельном движении партнеров.

14. В парах передачи двух мячей – по сигналу подбросить свой мяч вверх и поменяться с партнером местами, не дав мячу опуститься на пол.

15. То же, что и упражне6ние №14, но успеть до падения мяча возвратиться на свое место.

16. В четверках передачи двух мячей со сменой мест после выполнения передачи (рис.11).

17. В парах передачи в параллельном движении с заданием пройти площадку, выполнив минимальное количество передач.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений обращать внимание учащихся на сохранение правильной структуры движения, добиваться увеличения скорости выполнения передач за счет энергичного движения кистями и сокращения времени на замах.

При передачах нескольких мячей в тройках, четверках и т.д. каждый игрок делает однотипные передачи или каждый выполняет передачу заданным способом, а получающий возвращает мяч партнеру тем же способом. Смену получающего мяч игрока производить через 30-45 сек. или после выполнения заданного (20-35) количества передач. При проведении упражнений использовать соревновательный метод.

3. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием координационных способностей.

Упражнения на месте:

  1.  Ведение на месте, посылая мяч в пол поочередно вперед-назад (кисть накладывается на мяч спереди сверху и сзади сверху).
  2.  Ведение мяча ударами в стену: постепенно приседая, сесть на пол, встать и прийти в и.п.; или поочередное ведение правой и левой рукой.
  3.  Ведение мяча переводом с руки на руку перед собой или за спиной.
  4.  Ведение мяча переводом с рук  на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой(левой) ноги или  по восьмерке вокруг обеих ног.
  5.  То же, что упражнение №4, но стоя на одном колене.
  6.  Стоя на обоих коленях, ведение вокруг себя переводом мяча с руки на руку или одной рукой.
  7.  «Ванька-встанька». Сидя на полу, ведение мяча поочередно сидя-лежа.
  8.  В широкой стойке, ведение мяча переводом с руки на руку между ногами вперед-назад.
  9.  В положении стоя или сидя ведение двух мячей переводом с руки на руку вокруг себя.

Упражнения в движении:

1 Ведение мяча по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее.

2.Ведение мяча с продвижением по гимнастической скамейке.

3. Ведение мяча по прямой с остановками через каждые 5-6 м.; 1 -  после остановки, стоя на одной ноге, переводы мяча с руки на руку под ногой или за спиной, 2 – после остановки сесть-лечь-встать не прекращая ведения.

4. Ведение мяча с переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

5. Ведение мяча с преодолением препятствий; 1 – преодоление полосы препятствий из гимнастических снарядов: скамейка, козел, маты, обручи, конь.

Организационно-методические указания.

Упражнения этого комплекса следует использовать с целью восстановления функционального состояния организма после интенсивных заданий, соблюдая при этом принцип постепенности и индивидуализации в зависимости от степени подготовленности занимающихся. Ведение мяча осуществлять толчковыми движениями, добиваться амортизации в лучезапястном локтевом суставах в момент встречи кисти с мячом (кисть не закрепощать). Мяч вести сбоку впереди, направляя его в пол несколько в сторону от стопы, туловище слегка наклонено вперед, голову и спину держать прямо.

4. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием быстроты и координационных способностей.

1. Ведение мяча при передвижении вокруг круга области штрафного броска, центрального круга, гимнастического обруча приставными шагами или бегом, направляя мяч в центр круга одной рукой или поочередно двумя с установкой на быстроту преодоления заданного количества кругов.

2. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед  в сочетании с бегом с высоким подниманием бедра (поднятием голени назад) с максимальной частотой движений.

3. В парах скоростное ведение мяча: один из партнеров изначально получает преимущество в 2-3 м., второй пытается догнать его.

4. Скоростное челночное ведение мяча на 20-60 м.

5. То же, что упражнение №4, но с изменением направления движения между набивными мячами переводом с руки на руку перед собой.

6. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока – по сигналу скоростное ведение по прямой (10-30 м)

7. Сидя или лежа на полу, ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.

8. Выполняя прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедер, ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до противоположной лицевой линии.

9. То же, что упражнение №8, но последовательно обвести круг области штрафного броска в тыловой зоне, Центральный круг и круг области штрафного броска в передовой зоне.

10. Ведение на месте с переводом мяча вперед-назад ударами между ног – по сигналу скоростное ведение с изменением направления движения меду стойками.

11. Выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до средней линии – поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведение, - обратно ведение в движении приставными шагами боком.

12. То же, что упражнение №11, но набивной мяч находится у игрока в свободной руке в и.п.

13. Выполняя прыжки толчком обеих ног через гимнастическую скамейку или набивные мячи, ведение мяча на месте -  по сигналу скоростное ведение по восьмерке.

Организационно-методические указания.

Следить за правильностью структуры движений. При повторении ошибки в технике ведения вернуться к упражнениям комплекса 3 или снизить скорость выполнения заданий до контролируемой. Отрезки скоростного ведения варьировать в пределах 5-60 м.

Полезно проводить большую часть упражнений в соревновании на скорость и точность выполнения. Развитию скоростных качеств способствует предшествующее скоростным передвижениям выполнение прыжковых заданий, началом скоростного ведения при этом должен служить  зрительный или звуковой сигнал. Количество повторений упражнений в серии 5-6; Интервалы отдыха между повторениями (1-2 мин.)и между сериями (3-5 мин).

  1.  Сопряженное формирование навыка броска мяча в кольцо с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей.

  1.  Серийное выполнение завершающей фазы броска в движении с одного и двух шагов.
  2.  То же, что упражнение №1, но отталкиваясь от гимнастического мостика или мата.
  3.  После получения мяча от партнера многократное выполнение броска в движении справа и слева с максимальной высотой подскока.
  4.  Стоя одной ногой на гимнастической скамейке мяч в обеих руках, смена положения ног прыжком (шаги на скамейку) с выносом мяча в положении для броска в прыжке.
  5.  То же, что упражнение 4, но с набивным мячом.
  6.  То же, что упражнение №4, но с выпуском мяча над собой в верхней точке прыжка.
  7.  Серийное выполнение бросков в прыжке. 1 – стоя на гимнастической скамейке, бросок в прыжке, отталкиваясь обеими ногами,  приземлением на пол, 2 – стоя на полу, прыжок толчком обеих ног с ловлей мяча в без опорном положении и приземлением на скамейку (запрыгивание на скамейку) – бросок в прыжке, приземляясь на пол; 3 – то же, но бросок в прыжке выполнять после спрыгивания со скамейки на гимнастический мостик или мат и мгновенное отталкивание вверх, 4 – то же, но мяч поймать в прыжке через скамейку.
  8.  Ловля мяча в прыжке после отскока от щита – бросок в прыжке в кольцо (добивание мяча).
  9.  То же, что упражнение №8, но ловля в прыжке через набивной мяч.
  10.  4-6 добиваний мяча в щит после отскока-добивание в кольцо.


Организационно-методические указания.

Все броски выполнять из-под корзины или с расстояния до 3 метров с установкой на максимально быстрое и мощное отталкивание. При броске в движении тянуться к кольцу и выпускать мяч в высшей точке прыжка. Степень поднимания локтя при броске одной рукой в прыжке индивидуальна в зависимости от возраста и уровня развития физических качеств занимающихся (начинать обучение следует с положения: локоть опущен, мяч на уровне плеча).

При осуществлении броского движения следить за плавным разгибающим движением рук, сопровождением мяча кистью после его выпуска, избегать отведения локтя бросающей руки в сторону. При использовании прыжков в глубину следить за пружинистым приземлением. В упражнениях, содержащих зашагивание на скамейку и серийное выполнение бросков в прыжке, количество повторений в серии 8-10, количество серий в уроке 4-5.

Игровые задания для комплексного совершенствования физических качеств и двигательных навыков.

«Командная перестрелка» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Играют две команды, каждая выделяет 2-3 игрока, располагающихся у лицевой линии площадки в коридоре шириной 2м. (рис.12) – зоне стрелков. Остальные играющие каждой команды занимают позиции в зоне мишеней на противоположной половине площадки (между средней линией и зоной стрелков команды соперников). Полевые игроки, передвигаясь указанным способом(бег, прыжки на одной, на обеих ногах) стараются увернуться от мяча или поймать его и передать своим стрелкам. Осаленный игрок выбывает из игры. Если полевой игрок поймает мяч, посланный соперниками, один из выбывших игроков возвращается на площадку и продолжает игру. Побеждает команда, первой осалившая всех полевых игроков команды соперников.

ВАРИАНТЫ: 1) игра проводится на время с подсчётом количества осаленных полевых игроков; 2) в игру вводятся дополнительные 1-2 мяча; 3) осаленный игрок не выбывает из игры, а пополняет ряды стрелков.

«Салки с ведением» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). У играющих по баскетбольному мячу. Выбирают одного или нескольких водящих, которые передвигаются по площадке с ведением мяча, водящий стремится свободной рукой осалить кого-либо из стрелков. Осаленный становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в число водящих не перейдёт большинство играющих.

ВАРИАНТЫ: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение определённого времени (1-2мин) и стремится осалить как можно больше игроков; 2) указывается способ ведения мяча, к примеру – только слабейшей рукой, на ограниченных участках площадки заданным способом и т.д.


Приложение 1.

Упражнения с мячем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34942. Монополия: сущность и виды 38 KB
  В силу объективных причин могут возникнуть: сырьевая монополия наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса; административная монополия государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров алкоголь оружие и т.; естественная монополия производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу чем двумя и более коммунальные службы. Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные создаваемые за счет специальных мер:...
34943. Налоги. Понятие и виды 25.5 KB
  Понятие и виды Налоги – это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Налоги образуют источник бюджетных доходов; Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие; Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения социальной справедливости.
34944. Направления экономической теории 33.5 KB
  Вместе с Адамом Смитом они и представляю классическое направление экономической теории. Главные результаты классиков составившие наиболее крупные “бриллианты†экономически теории сводятся к следующим положениям: богатство общества и его стоимость создаются трудом притом не в какойто одной сфере деятельности а трудом как таковым трудом во всех отраслях хозяйства; законом экономической деятельности является закон трудовой стоимости; главным побудителем к экономической деятельности служит интерес; частный интерес людей...
34945. Общественное воспроизводство и движение продукта 24.5 KB
  Общественное воспроизводство и движение продукта Модель воспроизводства Коне Данная модель показывает что повторение процесса производства возможно при условии пропорциональности которая достигается на основе конкуренции и свободной игры цен то есть в данной модели государство не вмешивается в порядок Теория воспроизводства общественного капитала Маркса Уделил особое внимание пропорциям между: 1 подотделение средств производства 2 производство предметов потребления Конечная цель производственного процесса является удовлетворение...
34946. Олигополия: сущность и виды 38.5 KB
  Вовторых олигополию отличает от всех прочих структур тот факт что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например если какаялибо из фирм меняет цену или объем рекламы то это повлияет на величину продаж конкурентов. В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на...
34947. Отрасль. Признаки отраслевого рынка 31 KB
  Признаки отраслевого рынка Отрасль – группа фирм производящих блага предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой. Признаки отраслевого рынка: численность продавцов и их рыночные доли; степень дифференциации продукта; условия вступления в отрасль и выхода из нее; степень контроля производителей над ценами; характер поведения фирм. К тому же нескольким фирмам легко вступить в сговор. Рыночные доли фирм размер фирм обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену.
34948. Показатели безработицы. Зависимости между данными показателями 27.5 KB
  Зависимости между данными показателями К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность. Уровень безработицы Уровень безработицы это доля безработных в общей величине рабочей силы. Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: уровень безработицы число безработных рабочая сила занятые и безработные Продолжительность безработицы Определяется как число месяцев которые человек провел не имея работы.
34949. Полезность, предельная полезность и их функции 57 KB
  Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Полезность блага тем выше чем большему числу потребителей оно служит чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того чтобы какойнибудь предмет приобрёл меновую ценность.
34950. Понятие издержек производства, производственная функция 41.5 KB
  Естественно что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства Q. Однако составляющие совокупных затрат поразному реагируют на изменение объема производства.