52289

Комплексная подготовка учащихся на уроках баскетбола

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростносиловых качеств и координационных способностей. Передачи набивного мяча: двумя руками от груди двумя руками сверху; одной рукой от плеча. То же что упражнение №1 но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 1020 м.

Русский

2014-02-13

373 KB

1 чел.

ДОНЕЦКАЯ  ГИМНАЗИЯ № 92

Донецкого городского совета Донецкой области

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА: Комплексная подготовка учащихся

на уроках баскетбола

Капралова  Анна Афанасьевна

учитель физкультуры

учитель-методист

мастера спорта

2010 г.


Комплексная подготовка учащихся на уроках баскетбола при рациональном использовании интегрального подхода.

В данной разработке представлены комплексы упражнений, которые используются на уроках баскетбола с целевой установкой на интегральное сопряженное развитие двигательных способностей и физических качеств занимающихся и овладение ими сложной техникой этой спортивной игры. В зависимости от того, где применяются упражнения(на уроках физической культуры, тренировочном занятии), с каким контингентом(возраст, подготовленность занимающихся), учитель физической культуры выбирает из предложенных средств те, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным задачам. Главное – сохранить в упражнениях логическую последовательность, присущую баскетболу.

В отношении возраста занимающихся: упражнения для развития физических качеств в основе своей доступны учащимся тех классов, в которых изучается баскетбол. Комплексы упражнений интегральной подготовки строятся на основе освоенных приемов техники игры, поэтому учителю легко выбирать упражнения, зная технический арсенал своих учащихся. Таким образом, упражнения доступны всем учащимся. Определяя нагрузку, учитель должен ориентироваться на уровень подготовленности учащихся, рекомендации, которые даны в организационно-методических указаниях.

Комплексы упражнений для формирования взаимосвязей между двигательными навыками и физическими качествами.

1. Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей.

1. В парах, сидя на полу в 4-5 м друг от друга (расстояние постепенно увеличивается). Передачи набивного мяча: двумя руками от груди, двумя руками сверху; одной рукой от плеча.

2. То же, что упражнение №1, но чередуя положение сидя и стоя.

3. То же, что упражнение №1, но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча.

4. Передачи одной рукой от головы (сверху) в отрыв на ориентир.

5. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 10-20 м.

6. Передачи набивного мяча с последующим передвижением вслед за передачей (рис.1 а,б)

7. Передачи набивного мяча в прыжке.

1 – получить мяч от партнера, стоя на гимнастической скамейке, - передать мяч в прыжке в без опорном положении, спрыгивая со скамейки;

2 – то же, но после получения мяча прыжок в глубину с последующим выпрыгиванием и передачей в прыжке;

3 – получить мяч в прыжке через гимнастическую скамейку, - передать мяч в прыжке сразу же после приземления.

8. В парах ловля и передача набивного мяча в прыжке (ловить и передавать в без опорном положении).

9. Ловля и передача баскетбольного мяча в щит в поточном выполнении упражнения (рис. 2).

10. Серийное выполнение передач мяча в щит.

1 – поймать мяч после отскока от щита в прыжке, - приземлиться, - выполнить передачу в прыжке в верхнюю часть щита;

2- то же, но передачи выполнять в противоположный край щита с последующим передвижением для ловли мяча в прыжке (рис. 3).

11. В парах или тройках. Передачи набивного мяча в движении.

12. То же, что упражнение № 11, но по сигналу передача в отрыв начинающему движение партнеру.

13. В парах передачи двух набивных мячей на месте по сигналу – передача в отрыв на ориентир.

14. Прыжки (5-10 раз) с набивным мячом в вытянутых вверх руках с последующей передачей в отрыв на 10-20 м партнеру.

15. В парах передачи одной рукой от плеча двух набивных мячей на месте. 5-10 прыжков, держа набивной мяч над головой.

16. Прыжки через гимнастическую скамейку боком и с продвижением вперед с набивным мячом в руках (над головой или у груди) – передача в отрыв партнеру.

17. То же, что упражнение № 16, но прыжки, стоя боком к гимнастической скамейке без продвижения вперед.

Организационно-методические указания.

Упражнения выполнять в следующей последовательности: на месте, на месте с вышагиванием, с последующим передвижением после передачи, в движении – встречном и параллельном.

Вес набивных мячей 1-2 кг. Передачи выполнять сериями по 10-25 повторений. Полезно чередовать передачи набивного мяча и баскетбольного.

Обратить особое внимание занимающихся при передаче мяча на одновременном разгибании ног и рук, энергичном выталкивающем движении кистей в основной фазе, сопровождении мяча кистями после его выпуска; при ловле на встречном движении руками к летящему мячу, захвата мяча пальцами (не ладонями), амортизационном движении руками и ногами при встрече кистей с мячом, контроле зрением за полетом мяча до момента касания его пальцами. При передачах на дальность следует постепенно увеличивать дистанцию от 5 до 20 м., выполняя сначала передачи на ориентир, а затем партнеру, стоящему на месте или начинающему движение. В дальнейшем можно варьировать дистанцию и направление передачи по зрительному или звуковому сигналу. Передачи после прыжков в глубину следует включать в уроки лишь после достаточной прыжковой подготовки занимающихся. Высота спрыгивания не должна  превышать 32 см, затем постепенно доводить ее до высоты выпрыгивания, количество таких прыжков в серии 5-6, число серий в уроке 2-3. Обратить особое внимание учащихся на пружинящее приземление и мгновенное последующее отталкивание. Для предотвращения травм спрыгивание выполнять на гимнастические маты. Для эффективного развития скоростно-силовых качеств у занимающихся нужно ориентировать их на взрывные, максимально быстрые движения. Целесообразно упражнения в передачах проводить в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества передач.

2. Сопряженное формирование навыков ловли и передач мяча с развитием быстроты и координационных способностей.

1. Передачи баскетбольного мяча в стену.

1 – в течение 30 сек. с установкой на выполнение максимального числа передач;

2 – с заданием как можно быстрее выполнять определенное количество передач.

2. То же, что упражнение 1, но передачи в парах стоя, сидя на полу, лежа на груди.

3. В парах передачи двух мячей; 1- партнеры выполняют передачу друг другу одноименными руками от плеча; 2- то же, но первый выполняет передачу двумя руками сверху, второй- двумя руками от груди; 3-первый с отскоком от пола, второй - на уровне груди.

4. Передачи двух мячей в стенку с элементами жонглирования: 1 – ловля осуществляется после отскока мяча от пола; 2 – то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, прежде, чем послать его в стенку; 3 – то же, но перед передачей выполнять петлю мячом вокруг туловища (на уровне пола) или вокруг ног; 4 -  то же, но перед передачей выполнять перевод мяча ударом между ног спереди назад и обратно; 5 – ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему опуститься на пол.

5. Передачи двух мячей в две стены, стоя в углу зала (рис. 4)

6. Подбросив один мяч на максимальную высоту, вторым мячом выполнить предельное количество передач в стену до момента приземления подброшенного вверх мяча.

7. То же, что упражнение 6, но передачи в парах.

8. « Все мячи – одному»: 1 – два партнера поочередно передают свой мяч третьему, получая от него обратные передачи (рис. 5). 2 – то же, но во взаимодействии игрока с тремя партнерами, передающими ему свои мячи (рис. 6). 3 – то же, но в построении 3+1 против одного игрока (рис.7). 4 – то же, но в построении 3+2 против одного игрока (рис.8).

9. В тройках передачи трех мячей по часовой стрелке или против часовой стрелки.

10. Передачи в четверках трех мячей (рис. 9).

11. Передачи свободному партнеру в круге (рис. 10).

12. Передачи в парах одного или двух мячей в беге на месте с высоким подниманием бедра или с подниманием голени назад (установка на максимальную частоту движений).

13. То же, что упражнение №12, но при параллельном движении партнеров.

14. В парах передачи двух мячей – по сигналу подбросить свой мяч вверх и поменяться с партнером местами, не дав мячу опуститься на пол.

15. То же, что и упражне6ние №14, но успеть до падения мяча возвратиться на свое место.

16. В четверках передачи двух мячей со сменой мест после выполнения передачи (рис.11).

17. В парах передачи в параллельном движении с заданием пройти площадку, выполнив минимальное количество передач.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений обращать внимание учащихся на сохранение правильной структуры движения, добиваться увеличения скорости выполнения передач за счет энергичного движения кистями и сокращения времени на замах.

При передачах нескольких мячей в тройках, четверках и т.д. каждый игрок делает однотипные передачи или каждый выполняет передачу заданным способом, а получающий возвращает мяч партнеру тем же способом. Смену получающего мяч игрока производить через 30-45 сек. или после выполнения заданного (20-35) количества передач. При проведении упражнений использовать соревновательный метод.

3. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием координационных способностей.

Упражнения на месте:

  1.  Ведение на месте, посылая мяч в пол поочередно вперед-назад (кисть накладывается на мяч спереди сверху и сзади сверху).
  2.  Ведение мяча ударами в стену: постепенно приседая, сесть на пол, встать и прийти в и.п.; или поочередное ведение правой и левой рукой.
  3.  Ведение мяча переводом с руки на руку перед собой или за спиной.
  4.  Ведение мяча переводом с рук  на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой(левой) ноги или  по восьмерке вокруг обеих ног.
  5.  То же, что упражнение №4, но стоя на одном колене.
  6.  Стоя на обоих коленях, ведение вокруг себя переводом мяча с руки на руку или одной рукой.
  7.  «Ванька-встанька». Сидя на полу, ведение мяча поочередно сидя-лежа.
  8.  В широкой стойке, ведение мяча переводом с руки на руку между ногами вперед-назад.
  9.  В положении стоя или сидя ведение двух мячей переводом с руки на руку вокруг себя.

Упражнения в движении:

1 Ведение мяча по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее.

2.Ведение мяча с продвижением по гимнастической скамейке.

3. Ведение мяча по прямой с остановками через каждые 5-6 м.; 1 -  после остановки, стоя на одной ноге, переводы мяча с руки на руку под ногой или за спиной, 2 – после остановки сесть-лечь-встать не прекращая ведения.

4. Ведение мяча с переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

5. Ведение мяча с преодолением препятствий; 1 – преодоление полосы препятствий из гимнастических снарядов: скамейка, козел, маты, обручи, конь.

Организационно-методические указания.

Упражнения этого комплекса следует использовать с целью восстановления функционального состояния организма после интенсивных заданий, соблюдая при этом принцип постепенности и индивидуализации в зависимости от степени подготовленности занимающихся. Ведение мяча осуществлять толчковыми движениями, добиваться амортизации в лучезапястном локтевом суставах в момент встречи кисти с мячом (кисть не закрепощать). Мяч вести сбоку впереди, направляя его в пол несколько в сторону от стопы, туловище слегка наклонено вперед, голову и спину держать прямо.

4. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием быстроты и координационных способностей.

1. Ведение мяча при передвижении вокруг круга области штрафного броска, центрального круга, гимнастического обруча приставными шагами или бегом, направляя мяч в центр круга одной рукой или поочередно двумя с установкой на быстроту преодоления заданного количества кругов.

2. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед  в сочетании с бегом с высоким подниманием бедра (поднятием голени назад) с максимальной частотой движений.

3. В парах скоростное ведение мяча: один из партнеров изначально получает преимущество в 2-3 м., второй пытается догнать его.

4. Скоростное челночное ведение мяча на 20-60 м.

5. То же, что упражнение №4, но с изменением направления движения между набивными мячами переводом с руки на руку перед собой.

6. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока – по сигналу скоростное ведение по прямой (10-30 м)

7. Сидя или лежа на полу, ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.

8. Выполняя прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедер, ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до противоположной лицевой линии.

9. То же, что упражнение №8, но последовательно обвести круг области штрафного броска в тыловой зоне, Центральный круг и круг области штрафного броска в передовой зоне.

10. Ведение на месте с переводом мяча вперед-назад ударами между ног – по сигналу скоростное ведение с изменением направления движения меду стойками.

11. Выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до средней линии – поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведение, - обратно ведение в движении приставными шагами боком.

12. То же, что упражнение №11, но набивной мяч находится у игрока в свободной руке в и.п.

13. Выполняя прыжки толчком обеих ног через гимнастическую скамейку или набивные мячи, ведение мяча на месте -  по сигналу скоростное ведение по восьмерке.

Организационно-методические указания.

Следить за правильностью структуры движений. При повторении ошибки в технике ведения вернуться к упражнениям комплекса 3 или снизить скорость выполнения заданий до контролируемой. Отрезки скоростного ведения варьировать в пределах 5-60 м.

Полезно проводить большую часть упражнений в соревновании на скорость и точность выполнения. Развитию скоростных качеств способствует предшествующее скоростным передвижениям выполнение прыжковых заданий, началом скоростного ведения при этом должен служить  зрительный или звуковой сигнал. Количество повторений упражнений в серии 5-6; Интервалы отдыха между повторениями (1-2 мин.)и между сериями (3-5 мин).

  1.  Сопряженное формирование навыка броска мяча в кольцо с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей.

  1.  Серийное выполнение завершающей фазы броска в движении с одного и двух шагов.
  2.  То же, что упражнение №1, но отталкиваясь от гимнастического мостика или мата.
  3.  После получения мяча от партнера многократное выполнение броска в движении справа и слева с максимальной высотой подскока.
  4.  Стоя одной ногой на гимнастической скамейке мяч в обеих руках, смена положения ног прыжком (шаги на скамейку) с выносом мяча в положении для броска в прыжке.
  5.  То же, что упражнение 4, но с набивным мячом.
  6.  То же, что упражнение №4, но с выпуском мяча над собой в верхней точке прыжка.
  7.  Серийное выполнение бросков в прыжке. 1 – стоя на гимнастической скамейке, бросок в прыжке, отталкиваясь обеими ногами,  приземлением на пол, 2 – стоя на полу, прыжок толчком обеих ног с ловлей мяча в без опорном положении и приземлением на скамейку (запрыгивание на скамейку) – бросок в прыжке, приземляясь на пол; 3 – то же, но бросок в прыжке выполнять после спрыгивания со скамейки на гимнастический мостик или мат и мгновенное отталкивание вверх, 4 – то же, но мяч поймать в прыжке через скамейку.
  8.  Ловля мяча в прыжке после отскока от щита – бросок в прыжке в кольцо (добивание мяча).
  9.  То же, что упражнение №8, но ловля в прыжке через набивной мяч.
  10.  4-6 добиваний мяча в щит после отскока-добивание в кольцо.


Организационно-методические указания.

Все броски выполнять из-под корзины или с расстояния до 3 метров с установкой на максимально быстрое и мощное отталкивание. При броске в движении тянуться к кольцу и выпускать мяч в высшей точке прыжка. Степень поднимания локтя при броске одной рукой в прыжке индивидуальна в зависимости от возраста и уровня развития физических качеств занимающихся (начинать обучение следует с положения: локоть опущен, мяч на уровне плеча).

При осуществлении броского движения следить за плавным разгибающим движением рук, сопровождением мяча кистью после его выпуска, избегать отведения локтя бросающей руки в сторону. При использовании прыжков в глубину следить за пружинистым приземлением. В упражнениях, содержащих зашагивание на скамейку и серийное выполнение бросков в прыжке, количество повторений в серии 8-10, количество серий в уроке 4-5.

Игровые задания для комплексного совершенствования физических качеств и двигательных навыков.

«Командная перестрелка» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Играют две команды, каждая выделяет 2-3 игрока, располагающихся у лицевой линии площадки в коридоре шириной 2м. (рис.12) – зоне стрелков. Остальные играющие каждой команды занимают позиции в зоне мишеней на противоположной половине площадки (между средней линией и зоной стрелков команды соперников). Полевые игроки, передвигаясь указанным способом(бег, прыжки на одной, на обеих ногах) стараются увернуться от мяча или поймать его и передать своим стрелкам. Осаленный игрок выбывает из игры. Если полевой игрок поймает мяч, посланный соперниками, один из выбывших игроков возвращается на площадку и продолжает игру. Побеждает команда, первой осалившая всех полевых игроков команды соперников.

ВАРИАНТЫ: 1) игра проводится на время с подсчётом количества осаленных полевых игроков; 2) в игру вводятся дополнительные 1-2 мяча; 3) осаленный игрок не выбывает из игры, а пополняет ряды стрелков.

«Салки с ведением» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). У играющих по баскетбольному мячу. Выбирают одного или нескольких водящих, которые передвигаются по площадке с ведением мяча, водящий стремится свободной рукой осалить кого-либо из стрелков. Осаленный становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в число водящих не перейдёт большинство играющих.

ВАРИАНТЫ: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение определённого времени (1-2мин) и стремится осалить как можно больше игроков; 2) указывается способ ведения мяча, к примеру – только слабейшей рукой, на ограниченных участках площадки заданным способом и т.д.


Приложение 1.

Упражнения с мячем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12236. Определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей 33.51 KB
  Цель работы: определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей. Рабочая формула где: S растворимость. предельные эквивалентные электропроводности ионов удельная электропроводность раствора Таблица 1 Дан...
12237. Определение константы скорости инверсии тростникового сахара 144 KB
  Определение константы скорости инверсии тростникового сахара Цель работы: ознакомиться оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару и катализатору; определить среднюю константу скорости рассчитать ошибки в измерениях. Принци
12238. Определение температурного коэффициента электропроводности 30.22 KB
  Измерение электропроводности электролитов различной концентрации и определение температурного коэффициента электропроводности Цель: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и те
12239. Определить pH и буферную емкость ацетатных буферных растворов 40.44 KB
  Цель работы: определить pH и буферную емкость ацетатных буферных растворов. Исследуемая цепь Pt CHхингидрон KClнасHg2Cl2 Hg Рабочие формулы где: – потенциал хингидронового электрода – потенциал каломельного электрода Таблица 1 Данные из...
12240. Исследование влияния параметров схемы на токовую и тепловую загрузку тиристоров в управляемом выпрямителе 12.43 MB
  Курс Силовые полупроводниковые приборы. Лабораторная работа 2. Тема: исследование влияния параметров схемы на токовую и тепловую загрузку тиристоров в управляемом выпрямителе. Схема: мостовая схема выпрямления однофазного тока при активной и активноиндуктивной н
12241. Вертикально связанные квантовые точки в полупроводниках 334.42 KB
  Квантовые точки, используемые на сегодняшнем рынке – это наноразмерные полупроводники, которые изменяют цвет в зависимости от изменений температуры. Точки имеют два слоя – внутреннее ядро селенида кадмия и внешняя оболочка сульфида цинка. Так как квантовые точки биосовместимы, учёные используют их в качестве альтернативы флоуресцентным красителям, чтобы метить и отслеживать клеточные компоненты
12242. Определение рН раствора с помощью хингидронного электрода 107.5 KB
  Определение рН раствора с помощью хингидронного электрода Цель работы: определение рН и буферной емкости ацетатных буферных растворов. Принцип метода: потенциометрическое определение производят измеряя ЭДС гальванического элемента во втором одни из электродов во
12243. Финансово-хозяйственные операции по отражению объекта учета 99.48 KB
  Я ставлю перед собой цель рассказать, как видеться учет доходов на предприятии. Предприятия отличаются отрасли, производством, численностью, правовой формой и так далее, но я рассмотрю общую систему учета доходов предприятия...
12244. Дизъюнктивные нарушения 659.91 KB
  Вернемся к основной теме. Как уже было сказано дизъюнктивные нарушения — это разрыв пластов, горных пород которые образуются, при воздействии двух разнонаправленных сил на слой горных пород, слой сначала изгибается, а затем – разрывается.