52313

Использование информационных технологий в практике работы школьной библиотеки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства содействие профессиональному развитию педагогических кадров. Одна из задач работы библиотеки – формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС в деятельность библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень.

Русский

2014-02-15

285.5 KB

14 чел.

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №89

ДОНЕЦЬКОГО ГОРОДСКОГО  СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Использование информационных технологий

в практике работы школьной библиотеки

Выполнил: Мосендз Т.И.

Г. Донецк. 2012

Цель:  формирование познавательной и информационной культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

способствовать реализации задач модернизации образования в учебно-воспитательном процессе школы;

воспитание культуры чтения и информационной культуры учащихся.

Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

    Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в образовании, а, следовательно, и в работе школьных библиотек, является предоставление учителю, библиотекарю и школьнику максимальной свободы выбора форм и методов работы. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. В нашей школе и раньше с учебными целями использовались видеофильмы по литературе, географии, иностранным языкам, психологии, изобразительному искусству и многим другим предметам. Сейчас распространенную форму получили уроки, на которых  используются мультимедийные средства.     

    На сегодняшний день наша школьная библиотека оснащена компьютером. Имеется выход в интернет. В библиотеке школы внедряется  в работу автоматизированная информационно-библиотечная системы: школа получила программное обеспечение.

   Это поставило и перед школой в целом, и перед библиотекой в частности, дополнительные задачи по формированию фонда как печатными, так и электронными изданиями. Полученные школой 24 CD-диска (энциклопедии, учебные пособия, учебники), видеокассеты, грампластинки стали основой для создания фонда медиадокументов.

       - медиа ресурсы (диски):

  1.  Фізика – 6 екз.
  2.  Біологія
  3.  Юний медик
  4.  Словники України
  5.  Географія України
  6.  Хімія
  7.  Абітурієнту ДонНТУ
  8.  Самоаттестация
  9.  Правда про наркотики
  10.  Атлас для курсу історії
  11.  Географія материків
  12.  Як не стати жертвою корупції
  13.  Математика
  14.  Історія України
  15.  Історія середніх віків
  16.  Новітня історія України
  17.  Правознавство

    Заинтересованность в медиаресурсах проявили не только учащиеся, но и учителя. Если первые искали дополнительный материал к уроку, то учителей привлекла возможность использования на уроках новых информационных технологий, с помощью электронных средств улучшить фактическое наполнение урока. Ведь электронный информационный продукт в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

    Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.

    Одна из задач работы библиотеки – формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС в деятельность библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень. Навык пользователя электронным каталогом стал желателен для учащихся, и научить этому после получения программы стало для нас реальностью. Библиотечный урок “Справочно-библиографический аппарат библиотеки» стал самым  популярным среди учеников школы

    Сначала был проведен традиционный библиотечный урок по справочному фонду нашей библиотеки. Было рассказано о том, какая справочная литература имеется в фонде, как с ней работать. Ученики ознакомились с библиотечно-библиографической классификацией, была дана информация о том, в каком отделе находится необходимая книга. А затем ученики были ознакомлены с электронным каталогом, системой работы с ним. В качестве поощрения лучшим читателям школы предлагается создавать и регулярно пополнять информационно – поисковый аппарат библиотеки;

   Дети увлечены информационными технологиями, меньше читают, поэтому мы  используем различные формы работы для привлечения к чтению: проводим викторины с показом презентаций, беседы у книжной полки также сопровождаются презентациями.

    Рекомендации книг детьми всегда хорошо воспринимаются их сверстниками. Выставки книг, их обзоры, представленные в электронном варианте, пользуются большой популярностью. Рекламируемые книги тут же разбирают с выставки, они пользуются необычайной популярностью.  Ведь книжная выставка проходит, а интерес у ребят поддерживать необходимо постоянно. Сначала на основе отзывов, созданных детьми, сделали викторину, посвященную приключениям Гарри Поттера. Потом создали мультимедийный путеводитель “Любимые книги о животных Сеттона Томпсона и Дж. Даррела” в форме презентации. (Приложение № 1). Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным.   Кроме того, это – хорошая иллюстрация к интегрированному уроку по внеклассному чтению. Работа в этом направлении уже дает свои результаты: книговыдача  сразу же поднимается.

    Все это позволяет формировать информационную культуру ученика, отвечает на его индивидуальные запросы, формирует общеучебные умения и навыки, привлекает к чтению той или иной литературы, и является как бы сопутствующим в образовательном процессе школы.

   При проведении массовых мероприятий хочется сделать что-нибудь новое, более эффективное. Отсутствие хороших  новых интересных полиграфических изданий  делает  мероприятие скучным, если не сказать бесполезным. Нас очень хорошо выручают в этом случае мультимедийные презентации. Так при проведении недели начальной школы была сделана презентация  «Символіка України» (Приложение № 2)

   Все книги и альбомы о символике тут же были выданы читателям, что выводит проведение мероприятия на более высокий, качественный уровень. Кроме того, увиденное, благодаря эмоциональному воздействию даже без специального запоминания, остается в памяти; несет заряд духовности, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.

    Наша школа сильна своими литературными традициями, своей гуманитарной направленностью в обучении. Поэтому библиотека постоянно проводит интегрированные уроки литературы, особенно  в помощь по внеклассному чтению.

    Наглядность – не последний фактор восприятия информации. Именно это мы и постарались использовать на интегрированных уроках  при изучении творчества М. Маршака, О. Пчилки,  сказок А. Пушкина, произведений о природе, сказки Р. Киплинга «Маугли». Фотографии, репродукции, иллюстрации к произведениям, демонстрируемых при помощи мультимедийного проектора помогают лучше понять суть творчества писателя, полюбить его книги.

    Внедрение ИКТ в деятельность библиотеки  выводит на первый план такие задачи, как:

- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;

- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;

- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

    Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки школы:

- расширение информационного пространства библиотеки;

- автоматизация библиотечных процессов;

- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.

    Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как:

- базы данных;

- текстовые материалы;

- файловые архивы;

- мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;

- графические иллюстрации;

Создание собственных цифровых ресурсов

    Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволило у нас в  библиотеке создавать собственные информационные продукты, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это:

- справочные базы данных;  (фонд учебников, файловые базы данных  работы библиотеки)

- рекомендательные списки литературы;  (Творчество М. Рыльского, Творчество Л. Украинки, Донецька гостинність, Чемпіонат Европии в європейському місці, Донецк – футбольная столица Украины, Про правила дорожного руху, Місце, опалене війною)

- списки внеклассного чтения;

- памятки, буклеты; (Пам,ятка  учасникам огляду-конкурсу «Живи, книго», Пам,ятка організаторам конкурсу «Живи, книго», Рекомендації по роботі з книгою в межах акції «Живи, книго»,)

- книжные обозрения и т.п. (О, спорт, ти життя, Обережно, вогонь, Вічний як народ, День Соборності України і др..)

Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft, например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.

 

Создание сайтов/электронных библиотек

     Одним из цифровых продуктов нашей библиотеки является сайт (biblioschool89dn.ucoz.ru) - электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников и реализовать такие направления библиотечной работы, как:

- предоставление доступа к ресурсам и материалам;  - публикуем обзоры литературы, сведения из жизни библиотеки, рекомендательные списки

 поощрение чтения;  - указываем лучших читателей библиотеки

- помощь в работе с информацией  – указываем сайт, где можно найти материал в помощь самостоятельной работе:

перечень библиотечных и общеобразовательных сайтов

интернет-версии украинских газет

интернет-версии журналов в Украине

поиск рефератов ( Особой популярностью пользуется этот сайт)

    Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Современные дети и подростки также меняют представления о библиотеке.

    Вот, например, как представляют себе Библиотеку Будущего  наши ученики:

    «Несомненно, вся библиотека в электронном (мультимедийном) виде, с доступом в интернет, без библиотекарей!»  (Гапоненко В., 9 кл.)

    «Библиотека для народа  доступ для всех бесплатный!!! (уплатило государство)». (Тарубара А.,  11 кл.)

    «Библиотека должна быть, прежде всего, - доступной и бесплатной». (Нерченко М., 11 кл.)

 «...огромный зал с книгами и несколько компьютеров. Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и рационально» (Гробовенко П., 8 кл.)

     Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки.

Литература и ресурсы

  1.  Антипова В.Б.  Живые библиотечные инструменты.  Шкільна бібліотека. – 2012 № 4 с. 32
  2.  Красножон В.М. Формування інформаційної культури дітей в електронну еру.  Шкільна бібліотека. – 2012 № 3 с. 32
  3.  БиблиоNETиК@ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblionetika.blogspot.com/
  4.  Блог библиотекаря. Режим доступа: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/
  5.  Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WIKI

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47548. ДЕРЖАВНА АТЕСТАЦІЯ ВИПУСКНИКІВ 282.5 KB
  Для бакалаврів надані рекомендації щодо виконання випускної атестаційної роботи державний іспит та кваліфікаційної дипломної роботи надана інформація щодо майбутнього вступу до магістратури. Структура та зміст дипломної роботи. Порядок захисту дипломної роботи. Критерії оцінки дипломної роботи.
47549. Методические рекомендации. Международные отношения 1.11 MB
  В пособии даны рекомендации необходимые студентам при прохождении производственной и преддипломной практик написания отчетов по практикам а также для обобщения и анализа собранных материалов и написания дипломной работы. Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков полученных в период производственной практики а также сбор анализ и обобщение материалов для написания дипломной работы. Перед студентами в период прохождения практики ставятся следующие задачи: – изучение структуры организации в которую...
47550. Финансы и кредит. Методические указания 437 KB
  Выбор темы дипломной работы Формулировка названия дипломной работы План дипломной работы Последовательность оформления дипломной работы и подготовка к ее защите
47553. Методические рекомендации. Менеджмент организации 224 KB
  Выбор темы проекта Требования к структуре и содержанию проекта Процедура сдачи и защиты проекта ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Приложение Образец титульного листа отчета по преддипломной практике Приложение Образец титульного листа дипломного проекта Приложение Образец задания на выполнение дипломного проекта