52318

Самое главное для человека – дружба

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока І Организация урока ІІ Мотивація учебной деятельности Учитель зарубежной литературы Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур посвящённый теме дружбы т. Что вы знаете о литературном портрете Учитель української літератури Пригадайте що таке літературний портрет. Учитель української літератури Про якого героя йде мова Федькохаламидник із однойменного оповідання Володимира Винниченка. Учитель зарубежной литературы А...

Русский

2014-02-14

110.5 KB

0 чел.

Бинарный урок   в  5 классе

(2 х 45 минут)

по изучению двух призведений зарубежной и украинской литературы

Тема:   Самое главное для человека – дружба

                                                                          (Аристотель)

Цели: формирование навыков публичного выступления;  

           совершенствование умений анализа словесных форм характеристики

           персонажей; воспитание жизнелюбия и активного отношения к жизни,  

           развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: грамзапись, поговорки о дружбе, записанные на доске,

                           «Дерево дружбы» (плакат для коллажа), вещи для игры

                           «Стол находок», портреты авторов и главных героев.

Ход урока

І Организация урока

ІІ Мотивація учебной деятельности

Учитель зарубежной литературы

Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур, посвящённый теме дружбы, т.к. дружба – самое главное в жизни человека.

ІІІ Актуализация знаний учащихся

Вспомним теорию литературы. Что вы знаете о литературном портрете?

Учитель української літератури

- Пригадайте, що таке «літературний портрет».

Портрет – у літературному творі - змалювання зовнішності персонажа: виразу обличчя, постаті, ходи, одягу, манери триматися, характерних жестів.  

Основне його призначення – дати читачеві зорове уявлення про дійових осіб.

Одним із завдань для підготовки до нашого уроку було – скласти літературний портрет заданого героя, а ми повинні його вгадати. Послухаймо, як ви впоралися із цим завданням.

  Учень оголошує літературний портрет одного з героїв.

- Хлопчик має твердий характер. Він не тільки не принижується до   плачу, він ніколи не бреше, хоч би чим йому загрожувала правда, не просить пом`якшити кару чи помилувати, коли б`ють, на витівки цей жвавий і відчайдушний хлопчина мастак, тож і б`ють його часто і здебільшого за діло. Узагалі «спокій був його      ворогом».

Учитель української літератури

- Про якого героя йде мова?

(«Федько-халамидник» із однойменного оповідання Володимира Винниченка).

Учитель зарубежной литературы

- А теперь послушаем другого ученика.

 Ученик

- Худенький рыжеволосый мальчишка небольшого роста со вздернутым носом и торчащим хохолком волос на голове. Хитрец, в обиду себя никогда не даст. Руки держит в карманах, но к бою всегда готов. Настоящий чертенок, заводила, драчун, но верный друг и настоящий джентльмен.

Учитель зарубежной литературы

- Чей словесный портрет нарисовала ученица?

- Да, это был Том Сойер.

На доске появляются рисунки с надписями-именами героев.

Учитель зарубежной литературы

- А кто автор книги о Томе Сойере?

- Марк Твен.

А настоящая фамилия?  

- Клеменс.

IV Анализ поступков героев

Учитель зарубежной литературы 

 -Давайте вспомним, где и когда происходит действие романа о Томе  Сойере ?

Ученик 

(ответ  подготовлен заранее)

- В американском городе под названием  Санкт-Петербург. Кстати, многие американские города являются тёзками разных городов. Здесь есть и Москва, и Париж, и Константинополь. Это связано с тем, что города в Новом Свете основывались переселенцами, прежде всего, из Европы, и люди хотели сохранить память о своей родине в названии мест, где они стали жить.

Учитель зарубежной литературы

- Как живут в этом городе взрослые?

Ответы учащихся

- У них серая, неинтересная, скучная жизнь.

Учитель зарубежной литературы

- Представьте, что приехал в этот город журналист, который увидел обычного мальчишку, а вокруг него была куча детей , которые все хотели красить забор. Вот интересно:  сейчас покупаться бы – жара ведь, а они

Инсценирование сценки, когда Том разрешил красить  друзьям забор.

Учитель зарубежной литературы

- Что расскажет тётя Полли о своём племяннике журналисту?

Ученица

- Том каждый день что – нибудь да придумает, где же тут угадать… И как будто знает, сколько времени можно меня изводить; знает, что стоит ему меня рассмешить или хоть на минуту сбить с толку. у меня уж и руки опускаются, я даже шлепнуть его не могу.

Не выполняю я свого долга, что греха таить! Ведь сказано в Писании: «Кто щадит младенца, тот губит его». Ничего хорошего из этого не выйдет – грех один. Он сущий чертенок, знаю, но ведь он, бедняжка, сын моей покойной сестры, у меня как –то духу не хватает наказывать его. Потакать ему – совесть замучит, а накажешь – сердце разрывается.

А еще он такой сластена, помню, один раз Том засел в чулане и съел целую банку варенья.

Учитель зарубежной литературы

- Так что же стало причиной «каторжной субботы» для Тома?

Ученик

- Драка.

Учитель зарубежной литературы

- Назовите орудия наказания, использованные тётушкой Полли.

Ученик

- Розги.

Учитель зарубежной литературы

- Давайте обобщим: какие же черты характера Тома Сойера можно выделить. Их нужно написать на доске в форме лучиков вокруг портрета.

Ученики

- Сирота, выдумщик, чертёнок.

Учитель української літератури

- Погодьтеся, що журналістові цікаво було б узяти інтерв`ю у друзів Федька – назвіть їх (Стьопка, Спірка, Гриць, Василь).

Хлопці розповідають.

- Це був справжній розбишака-халамидник. Наче біс який сидів у хлопцеві!

- Ми всі гралися тихо, лагідно, а Федькові обовязково хотілось побитися, щоб що-небудь перевернути догори ногами.

- Битися з ним і не пробуй – перший по силі на всю вулицю!

Далі діти розігрують сценку за оповіданням В.Винниченка «Федько-халамидник» від слів «Або пускають хлопці змія…» до слів Федька «На твого змія! Думаєш, мені він потрібний? Схочу, зроблю з цілого листа. Тато з типографії принесе червоної бумаги, так он якого зроблю…»

   Далі виступає учениця, яка  грає роль матері Федька.

Учитель української літератури

- Перекажіть  від імені матері Федька, що вона думає про свого сина?

Учениця

- Мій синочок Федько був справжнім сибірякою. Часто хлопці з вулиці жалілися своїм батькам на нього, а ті про це розповідали мені. Я дуже втомилася від цих прикрощів, які завдавав хлопець, адже через нього ми могли залишитися без даху над головою. Я його постійно лаяла, грозилася, а він хоч би слово з уст, сидить і мовчить.

         Діти розігрують сценку.

Тато:  Що? Уже знов?

Мати:  Ось, знову бешкету наробив!

Тато:  Правда то?

          Федько мовчить.

Тато:  Кому ж я говорю!? Правда те, що мати каже?

Федько(тихо):  Правда!

Тато:  Скидай штани!

          Федько мовчки встає, скидає штанці й чекає, похиливши голову.

          Батько здійма з себе ремінь, кладе Федька на стілець і починає бити.

Тато:  Лежи!

Мати:  А кляте ж яке! А кляте! Хоч би ж попросили тата, хоч би  заплакало.  

           Камінь, а не дитина! Сибіряка  якийсь…

Тато (виймає з кишені гроші):  То тобі за те, а це за те, що ти правду говориш…                                     

           Федько витирає сльози та ховає гроші в кишеню.

Мати:  Так-так, потурай йому, давай йому гроші, давай. Він навмисне              

         робитиме бешкет, щоб правду сказать. Розумний батько, вчить  сина. Замість  

         того, щоб провчити його за те, що покриває других,  він хвалить.

Тато:  Нічого, стара…За все бить не можна. За що – бити, а за - що хвалити…

Мати:  Так-так! Хвали його, хвали…

Учитель зарубежной литературы

Наша жизнь состоит из взлётов и падений, чёрных и белых полосок. Как выйти из критической ситуации без потери собственного достоинства, не пасть духом – у каждого свой выбор.

- А как поступит наш герой в трудной для себя ситуации?

Инсценировка диалога 

«Том и Бен Роджерс при покраске забора» от слов «Он взялся за кисть» и до «…жевал яблоко, обдумывая дальнейший план избиения младенцев».

Учитель зарубежной литературы

-  О каких  качествах героя свидетельствует этот эпизод?

Ученики

-  Изобретательность, хитрость, находчивость, остроумие.

(записывают в виде лучиков на доске).

Учитель зарубежной литературы

- К какому выводу приходит Том в результате полученного таким образом опыта?

Чтение по учебнику учениками

(от слов «Сам того не подозревая, он открыл великий закон…»).

Учитель зарубежной литературы

- Да, работа - это то, что человек обязан делать, а игра - это, то, что он не обязан делать. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан – забава.

Многие из вас, ребята, снисходительно относятся к девочкам, хотя в душе мечтают дружить с ними. Но как им не показать свой интерес, пусть думают, что без них лучше.

- Как же звали обожаемую Томом незнакомку?

Ученики

-  Бекки Тэтчер.

Учитель зарубежной литературы

- Итак, представьте себе и расскажите нам, что рассказало бы это прелестное, голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетёнными в две косички, о Томе своим подружкам после встречи с ним.

Рассказ ученицы

- Какой-то мальчишка стоит перед воротами и смотрит в наш двор – руки в карманах, посвистывает, так и кажется, что обзываться начнет. А он так просто говорит: «Я – Том, ваш сосед. Давай играть вместе». - Совсем не забияка и не грубиян. Он протянул руку первым, дал мне мяч, и мы начали с ним играть.

Беседа по иллюстрации «Том и Бекки в подземелье».

Учитель зарубежной литературы

- Кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добиваются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- А как ведёт себя Том в подземелье?

(Ответы уч-ся)

- Уставшие дети не знают, как найти выход, у них скоро кончится еда. Но Том, как настоящий джентльмен, сам не ел, а спрятал свою долю, а после отдал её Бекки. А когда он увидел индейца, он ни слова не сказал своей спутнице, даже виду не показал, чтобы не напугать девчонку: сколько бы слез было. – Том не мог этого допустить. И ещё мне понравилось, что Том не изворачивался, не юлил, а честно признался, что он заблудился, но уверил Бекки, что дорогу обязательно найдёт, что он не побоится никаких опасностей.

Учитель зарубежной литературы

- Какие черты характера Тома мы выделим и напишем в виде лучиков?

Ученики

- Выдержка, смелость, великодушне, гуманность.

Учитель української літератури

- Яким чином себе поводив Федько у скрутних ситуаціях?

Учні відповідають.

Трагічно закінчилося для Федька спілкування з сином домовласника паничем Толею. Позаздривши вуличній славі Федька, Толя потягнувся за хлопцем на річку – там почалася повідь, там ішов грізний льодохід. Відчайдух Федько по крижинах переходить річку (і робить це зі смертельним ризиком, але й з великою вправністю і самовладанням) і так само повертається назад. Глядачі вражені. І Толик теж стрибнув на рухливу крижину. Сили духу йому одразу ж забракло: він розгубився, кинув палицю, трохи не впав у воду. Його врятував все той же Федько, - врятував, промокнувши до нитки у крижаній воді. Але справжня трагедія була попереду. Ось на березі з`явилися Толині батьки і розлютована Федькова мати.

Діти розігрують сценку.

Толин батько: Я хочу з`ясувати істину! Федько, наш Толя був на льоду?

                        Федько мовчить, опустивши голову.

Федько (монолог, притишено): Мені було дуже холодно, зуби не переставали стукати, все тіло боліло од шаркання матері, а я все-таки встиг помітити, що в Толиного батька від хвилювання та злості аж очі налилися кров`ю.

Толя:  Таточку, мамусю… Я не винен, я не винен…Це Федько узяв і пхнув мене на кригу…Спитайте всіх…Я не винен…

Федько перестав труситися і подивився на Толю.

   Учень продовжує виступ.

Федько пожалів боягуза Толика і взяв його провину на себе, врятувавши хазяйського сина двічі: від загибелі на річці та від страшного батькового гніву. Це був величний товариський вчинок. Промерзлий, уже фактично хворий, Федько був до втрати свідомості побитий батьком (рукою батька керував страх втратити квартиру, намови матері). Уночі батьки, схаменувшись, рятували сина, але було пізно.

V  Групповое задание

Учитель зарубежной литературы

1. Напишите на зеленых листочках (маркером) те качества характера наших главных героев, которые будут говорить о дружбе, и прикрепите их к нашему «Дереву дружбы» (Великодушие, юмор, выдержка, чуткость, смелость, находчивость, верность).

  1.  Соотношение высказываний о дружбе с характерами главных героев.

Вывешиваются пословицы на доску

1). Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равных.

( И. Гончаров) – о дружбе Тома и Гека.

2). Друг – трус страшнее врага, потому что врага остерегаешься, а на помощь друга надеешься.

(Л. Толстой) – о Федько и Толике.

3). Одной недолго сбиться в пути, а вместе нам легче будет идти.

 (Л.Украинка) – о Бекки и Томе.

4). Два друга могут спасти один другого там, где один может погибнуть.

  (О. Бальзак) – о Федьке, о Томе и Гекке.

Учитель зарубежной литературы

- Мы уже повторили, что такое литературный портрет, а сейчас поговорим о юморе, т.к. со смешными явлениями мы встречаемся в жизни постоянно. Но смех смеху рознь. Бывает смех жестокий, когда смеются над слабым: упал человек, заболел – смеяться в этом случае – значит, поступать плохо.

В романе М.Твена присутствует   один из видов юмора  – комическая неожиданность.

Беседа по иллюстрации о Гекке Финне в бочке.

Учитель зарубежной литературы

- В жизни каждого настоящего мальчишки наступает время, когда его обуревает неистовое желание найти зарытый клад. Но сбылась ли когда-нибудь хоть одна мальчишеская мечта? «Сомневаюсь,- говорил М.Твен. -  Взгляните на…Он хотел стать ковбоем. И кто он сегодня? Всего лишь университетский профессор. Станет ли он  когда-нибудь ковбоем? В высшей степени, маловероятно». Но мальчишки хотят найти клад и стать настоящими разбойниками. Посмотрите на Гека. Казалось бы, живи себе в чистоте, любви, спи на чистой постели, вкусно кушай, учись – нет, не хочет вовремя ложиться спать, не хочет вообще умываться, носить чистую одежду – хочет ходить босиком и спать в бочке.

- Что же предлагает Том, чтобы направить друга на путь истинный?

Ответы уч-ся

Том говорит о том, что примет его в шайку разбойников, т.к. разбойники благороднее ндейцев, они с герцогами общаются. И все скажут: «Какая рвань с тобой, Том, в разбойниках».

И Гек возвращается к нормальной жизни.

Учитель зарубежной литературы

- Кем станут в дальнейшем Том и Гек, неизвестно, подумайте об этом. Но, скорее всего, хорошими людьми, верящими в настоящую дружбу, не правда ли?

Давайте составим синкан к образам  Тома и Федька

Ученики

Том   Сойер

непоседливый Том

весёлый озорник и выдумщик

не самый примерный мальчик в городе

егоза

Федько

сміливий і відважний

поб`є

поверне

допоможе

товаришів не видає

Правдолюбець

VI    Творческая работа

Учитель зарубежной литературы

- Как вы думаете, хотели бы герои книг дружить с вами? А вы бы хотели дружить с ними?

Ответы  учащихся

1. Том Сойер – веселый, забавный мальчишка, он любит приключения и преодолевает препятствия. Я тоже люблю приключения, я такая же веселая, как и он. Думаю, у нас бы получилась хорошая компания, мы бы бегали по дворам и искали приключения. А вообще, мама говорит, что я большая выдумщица, землю под собой буду рыть, а добьюсь своего. Да и Том – выдумщик, а выдержка у нас с ним – любой взрослый позавидует.

  1.  Скорее всего, Том бы со мной не дружил, ведь я не прогуливаю уроки и не

обманываю родителей. Том  захотел бы и меня обмануть, а я лгать не умею.

VII  Игра «Стол находок»

Учитель зарубежной литературы

- Наши герои ушли погулять, а нам оставили некоторые свои вещи. Наш «Стол находок» определит хозяев этих вещей и возвратит их. (Огрызок яблока, ветки-розги, чёрные нитки, кисточка, палка, воздушный змей, чижик-игрушка, ремень, копейки).

Среди вещей героев лежит ещё какая-то книга и карта мира. Как вы думаете, почему?    Это шуточные вопросы.

Книга – том. Так как не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя М.Твена (Том).

Финн – не только житель Финляндии, но и юный герой М.Твена – Финн Гек.

VIII  Итог урока   метод «Микрофон».

Учитель зарубежной литературы

- Понравился ли вам бинарный урок?

- Что понравилось в характере Тома Сойера?

 Учитель української літератури

- У чому ви  б наслідували Федька?

Ответы учащихся

Том находчивый, неунывающий, умеет дружить, не обижает, а уважает девочек; понравилось работать в группах; увидели, что и в мировой и в украинской литературе можно прочитать об очень важном – о дружбе; хотели бы иметь таких друзей, как Том и Федько.

Учитель української літератури

- Скажіть, чи можна вважати Федька чи Тома ідеальними людьми?

Поряд з гарними рисами у них уживаються і погані: звичка бешкетувати, інколи у своїх пустощах вони не знають межі.

Не буває на світі ідеальних людей так само, як і абсолютно поганих. Недаремно кажуть: щоб пізнати людину, треба з нею «пуд солі з`їсти», тобто провести разом чимало часу. Отже, треба навчитися розпізнавати добро і зло, спочатку подумати, а потім уже щось робити, тоді ви зможете стати справжніми друзями.

IX  Домашнее задание

  1.  Написать сочинение:

          Какой должна быть дружба (по изученным произведениям);

  1.  Ученикам высокого уровня написать письмо понравившемуся герою, с каким вам хотелось бы дружить;
  2.  Подоб рать фотографи для пополнения коллажа на тему «Дружба».

Литература

  1.  Андриевская К., Агеев М. и др. Энциклопедия мудрости. – Издательство «Букалика», 2007.
  2.  Бандура О.М., Шевченко З.О. Українська література. Робочий зошит учня 5 класу. – Київ: Абрис, 1998.
  3.  Винниченко В.К. Вибрані твори: Оповідання. Повість. Романи/ Передмова Л.С.  

    Дем`янковської. – К.: Грамота. 2005. – 928с., фото.

  1.  Исаева Е.А., Сафаряк С.И. Литература, учебник для 5 кл. – К.: Навчальна книга,  

     2005.

5.  Король Г.Н. Литературные диктанты, 5-11 кл. – Донецк:  ООО «Лебедь», 2005.

  1.  Різнорівневі тестові завдання з курсу зарубіжної літератури,  5-11 кл.

    / Мельникова Л.В., Аношина Л.С. та інші – Харків:  видавнича група «Основа»,  

     2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32472. Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты 32.21 KB
  Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.
32473. Декорирование изделий в сыром виде 15.92 KB
  Способы нанесения декора на керамический материал Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамических изделий. Декорирование керамических изделий можно вести как живописным так и скульптурным методом. К живописному относят роспись изделий а также нанесение на них сплошных или частичных декоративных покрытий керамическими красками глазурями ангобами люстрами и эмалями.
32474. Сушка изделий, ее назначение, виды сушки 13.79 KB
  Сушка керамических изделий полуфабрикатов может быть естественной на открытом воздухе под навесами в сараях и т. К недостаткам туннельных сушилок относятся: большое количество вагонеток и необходимость их пополнения подверженность металлических изделий вагонеток коррозии неравномерность сушки изделий по поперечному сечению туннеля вверху температура теплоносителя выше чем внизу и необходимость круглосуточной загрузки и разгрузки вагонеток. Недостатки камерных сушилок: неравномерная сушка изделий изза различной температуры...
32475. Виды обжига керамических изделий 16.73 KB
  Периоды обжига: подъем температуры нагревание наиболее ответственный; выдержка при постоянной температуре; снижение температуры охлаждение. Составляющие режима обжига: скорость нагрева и охлаждения время выдержки при постоянной температуре температура обжига среда обжига окислительная в условиях свободного доступа воздуха; восстановительная в условиях прекращения доступа воздуха и избытка угарного газа; нейтральная. После сушки изделия имеют остаточную влажность около 2–4 и эта влага удаляется в начальный период обжига в...
32476. Виды декорирования – декалькомания, шелкография 39.41 KB
  Перед нанесением рисунка бумага акклиматизируется в печатном цехе в течение 34 дней иначе при многокрасочной печати может получиться несовпадение красок на рисунках изза неодинаковой влажности бумаги и воздуха в цехе.При больших тиражах и плоских или цилиндрических поверхностях наиболее экономичными являются методы прямой печати. Нагрев краски в зоне печати производится внешним источником инфракрасного излучения или пропусканием тока через саму металлическую сетку. Основные экономические особенности печати термопластичными красками...
32477. Глазури кракле 12.26 KB
  Глазури кракле. Состав глазури в в. После обжига глазурованных изделий при температуре 1000 С их покрывают тонким слоем той же глазури и вновь обжигают но уже в восстановительном пламени сильном в начальном периоде обжига. Преднамеренно получаемый равномерный цек вследствие слишком большого коэффициента термического расширения глазури по сравнению с коэффициентом расширения черепка и таким образом изза возникновения больших напряжений может создать красивую сетку трещин на поверхности глазури; этот эффект носит название к р а к л е.
32478. Основные процессы керамического производства 59.88 KB
  К основным производственным процессам относятся: подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури; приготовление керамической массы и глазури; формование керамических изделий; сушка отформованных полуфабрикатов; обжиг; обработка керамических изделий. К ним относятся: приготовление эмалей глазурей красок ангобов огнеприпасов для обжига изделий изготовление пористых форм для формования изделий. Многие физикомеханические свойства масс полуфабрикатов и готовых изделий в значительной степени формируются еще на...
32479. Приготовление керамических масс 11.67 KB
  В кустарном производстве для приготовления керамической массы применяется отмученная тонкая глина с отощителем в виде шамота. В специальную емкость шамот и глина высушенная до воздушносухого состояния и размером с грецкий орех укладываются послойно. Глина перед употреблением должна быть выдержана в сухом прохладном месте 3–4 месяца что позволяет глине принять однородность завершить все физикохимические процессы улетучивается воздух. Глиномялка Приготовление глиняной массы для глазурованных изделий Здесь применяется тонкая отмученная...
32480. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ 76.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ Данная тема является как правило первой изучаемой в базовом курсе относящейся к содержательной линии Информационные технологии. К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ но и углубить свои знания об их устройстве о принципах их работы. Компьютер на котором...