52333

Органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: содействовать формированию у учащихся понятий макро и микромолекулы органические соединения; обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме о связи между строением и свойствами углеводов; создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы работать с учебником и дополнительной литературой использовать данные экспериментов работать индивидуально и в группах; умение решать проблемные вопросы. Чтобы ответить на...

Русский

2014-02-14

57 KB

12 чел.

Биология 10 класс

Тема урока: органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции.

Цели урока:

  •  содействовать формированию у учащихся понятий макро- и микромолекулы, органические соединения;
  •  обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме, о связи между строением и свойствами углеводов;
  •  создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы, работать с учебником и дополнительной литературой, использовать данные экспериментов, работать индивидуально и в группах;
  •  умение решать проблемные вопросы.

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы: беседа, опережающее задание, объяснение по опорным незаконченным схемам, заполнение таблицы, лабораторные опыты, решение проблемных вопросов, работа в группах.

Оборудование и материалы: рафинад на тарелке, 2 пробирки с водой, крахмал, справочник по химии, листы ОС.

Проблемный вопрос (на доске): почему жизнь на Земле основана на углероде (С)?

Ход урока

Организационный момент (приветствие, отсутствующие, краткий анализ контрольной работы)

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока

Рассказ учителя: народная мудрость гласит: «Нет неталантливых людей, а есть те, которые занимаются не своим делом». Ребята, чтобы дело стало своим в нем надо просто разобраться, а значить, изучая новую тему, мы постараемся не забыть о пробелах предыдущей, тем более, что наша сегодняшняя тема- это ее логическое продолжение.

И так основным вопросом сегодняшнего урока будет такой: почему жизнь на Земле основана на углероде? Этот вопрос на данном этапе для нас остается проблемным, т. к. только 2 человека из класса приступили к его решению в 4 уровне контрольной работы. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны выяснить:

  1.  Что такое органические соединения?
  2.  Чем органические соединения отличаются от неорганических?

и вспомнить:

  1.  Что такое углеводы?
  2.  Как строение их молекул отражается на свойствах этих веществ?

Для решения этих вопросов на сегодняшнем уроке мы распределились в 4 группы: химики теоретики и химики практики, исследователи моносахаридов, исследователи полисахаридов, олигосахаридов.

Активизация мыслительной деятельности

Слова учителя: на прошлом уроке Саша, пытаясь без подготовки, используя логический подход, построить схему веществ живой клетки, спросил: «Чем в принципе отличаются органические вещества от неорганических ?». Любой вопрос не может оказаться без ответа и этот мы отправили на домашнее опережающее задание.

Выступление химика- теоретика (приблизительный текст, по ходу выступления дети делают записи в тетрадь)

    К органическим соединениям принадлежат соединения углерода с другими элементами. Изучает эти соединения раздел химии под названием – органическая химия. С органическими веществами человечество знакомо с глубокой древности. Все органические вещества, известные в те времена были растительного или животного происхождения.

    Люди умели готовить вино, выделять сахар из сахарного тростника, получать уксус из прокисшего вина, эфирные вещества из растительных и природных смол. Особенно много органических соединений было получено в средние века. Все их делили на минеральные, растительные и животные.

     В 18 веке стало известно, что органические состоят из немногих элементов, а именно: С, Н, О, N, S, P, при чем 4 последние встречаются не во всех органических веществах.

     Возникновение органической химии, как самостоятельной науки относится к 1827 году и шведскому химику Берцелиусу И. Я. Развитие науки было стремительным: 1842- русский химик Зинин синтезировал анилин; 1845- немецкий ученый Кольбе и английский Франкленд синтезировали уксусную кислоту; 1854- французский ученый Бертло синтезировал жиры.

    Во времена Берцелиуса считалось, что органические вещества образовываются, подчиняясь «жизненной  силе», теперь известно, что они, как и неорганические подчиняются законам химии и у всех органических веществ есть общие свойства:

  1.  Менее устойчивы, чем неорганические. Легко изменяются при нагревании.
  2.  Химические реакции протекают медленнее, чем в неорганических.
  3.  Образуют гомологичный ряд веществ, отличающихся количеством атомов углерода.

СН4, С2Н6, С3Н8, С4Н10, С5Н12…,…,….

  1.  Для них характерна пространственная структура молекулы.
  2.  Это основной материал,  из которого построены организмы растений, животных. Они входят в состав пищи.

Слова учителя: «жизненная сила»- великая сила. Ребята, а как современная наука характеризует органические вещества?

Индивидуальная работа с текстом учебника: прочитать параграф статья «Какие вещества называются органическими?» и дописать еще 4 свойства в опорный конспект.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: однажды в походе с одними ребятами приключился такой случай: до базы оставалось несколько километров, а один участник совсем не мог идти. Руководитель группы дал отстающему несколько белых кубиков и уже через несколько минут группа смогла продолжить движение и благополучно добраться до базы.

     Удивительное средство, быстро вернувшее силы мальчику, не продается в аптеках….это обычный сахар. (показать на ладони)

И еще одна история, только немного древнее. В середине 19 века К. Бернар провел такой эксперимент: накормил подопытную собаку сахаром и вхял у нее анализ крови из сосудов, отходящих от печени. Конечно же в крови был обнаружен сахар. В другой раз он накормил голодовавшую до этого собаку мясом. Затем взял пробу крови и опять обнаружил сахар в крови. То есть сахар присутствует в крови независимо от того что мы едим.

Вопрос классу: чем можно объяснить такие результаты в этих двух ситуациях? (выслушать предположения и дать возможность практикам подвести итог)

    Выступление химика- практика № 1 с демонстрацией опыта

Сахар быстро растворяется в воде, так как это гидрофильное вещество, то есть связи между элементами его молекулы слабее чем сила притяжения молекулы воды. Эта связь называется  гликозидная кратковременная. При расщеплении молекулы глюкозы образуется вода, углекислый газ и выделяется большое количество энергии.

     Выступление химика- практика № 2 с демонстрацией опыта

В организме человека и животных есть резервное вещество- гликоген. Оно может запасаться в клетках печени, а затем, когда организму понадобится энергия, гликоген расщепляется до глюкозы- источника быстрой энергии. Так же в клетках растений может синтезироваться крахмал, состоящий из глюкозы, но он в воде не растворяется.

Слова учителя : (по ходу рассказа выписывается схема) спасибо специалистам, а теперь давайте все вместе попробуем ответить на вопрос:

Почему вещества, относящиеся в одну группу углеводы, обладают различными свойствами?

УГЛЕ ВОДЫ

Сn 2О)n

Свое название эти вещества получили из –за соотношения кислорода и водорода. В молекулах всех углеводов всегда есть углерод связанный с несколькими карбоксильными группами, которые как раз и определяют химические свойства этих веществ.

Классификация углеводов

Сn 2О)n

моносахариды                             дисахариды            полисахариды

С6Н12О6                                        С12Н22О11                    (С6Н10О5)n

глюкоза                                         сахароза                      крахмал

Вопрос классу: ребята, какую вы заметили зависимость в этих трех формулах? (выслушать мнения и дать слово теоретикам для подведения итогов обсуждения)

Выступление химика – теоретика № 2

        Углерод находится в 4 группе во 2 периоде, 2 ряду; занимает срединное (промежуточное) положение, а значит, ему легко и отдавать и присоединять электроны с внешнего слоя. Углерод входящий в состав всех органических соединений, является элементом с наиболее постоянной валентностью (4 и 2). Углерод очень реакционно-способный; при нагревании реагирует с кислородом и серой; при взаимодействии с кислородом выделяется тепло. Углерод сильный восстановитель. Атомы углерода могут соединяться друг с другом и образовывать линейные, развернутые или замкнутые цепи.

Слова учителя: ребята примеры таких цепей показаны у вас в тетрадках на печатной основе (рассмотреть схемы, прокомментировать)

Чтобы завершить формирование понятия об углеводах, их строении и роли в живой клетке предлагаю продолжить работу по группам:

«Исследователи моносахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 1-ю колонку таблицы в ПО

«Исследователи олигосахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 2-ю колонку таблицы в ПО

«Исследователи полисахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 3-ю колонку таблицы в ПО

Заслушать отчеты групп, уточнения теоретиков-химиков

Предлагаемая для заполнения таблица (в тетради ПО и для контроля представители команд заполняют на доске)

Признаки для сравнения

Моносахариды монозы

Дисахариды

диозы

Полисахариды полиозы

1 Элементный  

  состав

С,Н,О

Связь гликозидная кратковременная

С, Н, О

Связь крвалентная

С, Н, О

Связь ковалентная

2 Растворимость

Хорошая, имеют сладкий вкус

Хорошая, имеют сладкий вкус

Практически не растворимы, не сладкие

3 Строение

  формула

С32О)3-триозы

С42О)4 -тетрозы

С52О)5- пентозы

С62О)6-гексозы

глюкоза

С12Н22О11-сахароза

С2Н22О11-мальтоза

6Н10О5)n-крахмал, целлюлоза

4 Примеры

  веществ

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

Сахароза, лактоза, мальтоза, трегалоза

Крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин

5 Функции

1-входят в состав ДНК, РНК,АТФ

2-энергетическая

1 гр=17,2 кДж Э

1-энергетическая

2-питательная

1-запасающая

2-пластическая

3-защитная

4-энергетическая

5-рецепторная

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа в тетради ПО «Закончить утверждение»

Беседа по вопросам:

  1.  Как структура углевода связана с биологическими функциями?
  2.  Крахмал состоит из глюкозы. Почему они отличаются своими функциями?
  3.  Какой дисахарид лежит в нашей сахарнице?
  4.  Почему жизнь на Земле основана на углероде?

Сообщение домашнего задания

Параграф читать, отвечать на вопросы,  дописать и учить таблицу.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30090. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир» 37.5 KB
  Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.
30091. Олигофрения 18.9 KB
  а также с резуснесовместимостью крови матери и плода травмой и асфиксией плода в родах перенесёнными менингитомэнцефалитом и т. Имбецильность средняя степень олигофрении слабоумия интеллектуального недоразвития обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая IQ 5070 Умеренная IQ 3550 Тяжелая IQ 2035 Глубокая IQ менее 20 Причинами олигофрении могут служить: наследственные факторы в том числе патология генеративных клеток...
30092. Заде́ржка психи́ческого разви́тия 19.51 KB
  ЗПР нарушение нормального темпа психического развития когда отдельные психические функции память вниманиемышление эмоциональноволевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций то речь идёт уже оконституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Синдром психического инфантилизма Церебрастенический...
30093. Микроцефалия 15.16 KB
  Микроцефалия характерна для таких синдромов как: трисомия по 18 хромосоме синдром Эдвардса трисомия по 13 хромосоме синдром Патау синдром кошачьего крика сидром Миллера синдром ПрадераВилли и др. плодный алкогольный синдром Аутосомнорецессивный тип наследования.
30094. Шизофрени́я 17.6 KB
  У лиц страдающих шизофренией обнаруживается повышенная дофаминергическая активность в мезолимбическом пути и сниженная в мезокортикальном. У больных шизофренией с большой вероятностью диагностируются коморбидные расстройства в их числе депрессии и тревожные расстройства; риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 . Повышенный риск самоубийства и проблемы со здоровьем обуславливают снижение продолжительность жизни которая у больных на 1012 лет короче по сравнению с людьми не страдающими шизофренией. Есть также данные о возможной...
30095. Наследственные нарушения органов зрения 20.15 KB
  Аниридия иногда сочетается с передней и задней полярной катарактой подвывихом хрусталика и редко колобомой хрусталика. Эктопия хрусталика смещение линзы хрусталика. Наиболее типичным примером является эктопия хрусталика наблюдающаяся при семейнонаследственном поражении всей костномышечной системы которое выражается в удлинении дистальных фаланг пальцев рук и ног удлинении конечностей слабости суставов. В глазах при этом обнаруживается симметричное смещение хрусталика.
30096. Наследственные заболевания органов слуха 12 KB
  Наследственные заболевания органов слуха: Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода не связанные с генетическим фоном. Несиндромальная форма тугоухости форма тугоухости при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем которые передавались бы по наследству вместе с...
30097. Сложные сенсорные дефекты при наследственных синдромах 12.17 KB
  Дети с задержкой психического развития которая сочетается с дефектами зрения или слуха; Глухие дети с нарушениями соматического характера врожденные пороки сердца заболевания почек печени желудочнокишечного тракта. Кроме того в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. Дети с умственной осталостью слепоглухие; 2. Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха зрения речи или интеллектуальной недостаточностью.
30098. Роль наследственности в паталогии речи 30.74 KB
  Роль наследственности в паталогии речи: Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной как некоторые элементарные формы нервной деятельности а развивается по законам условных рефлексов. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Итак для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: а нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; б нормальное состояние органов голосо и речеобразования гортань...