52333

Органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: содействовать формированию у учащихся понятий макро и микромолекулы органические соединения; обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме о связи между строением и свойствами углеводов; создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы работать с учебником и дополнительной литературой использовать данные экспериментов работать индивидуально и в группах; умение решать проблемные вопросы. Чтобы ответить на...

Русский

2014-02-14

57 KB

11 чел.

Биология 10 класс

Тема урока: органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции.

Цели урока:

  •  содействовать формированию у учащихся понятий макро- и микромолекулы, органические соединения;
  •  обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме, о связи между строением и свойствами углеводов;
  •  создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы, работать с учебником и дополнительной литературой, использовать данные экспериментов, работать индивидуально и в группах;
  •  умение решать проблемные вопросы.

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы: беседа, опережающее задание, объяснение по опорным незаконченным схемам, заполнение таблицы, лабораторные опыты, решение проблемных вопросов, работа в группах.

Оборудование и материалы: рафинад на тарелке, 2 пробирки с водой, крахмал, справочник по химии, листы ОС.

Проблемный вопрос (на доске): почему жизнь на Земле основана на углероде (С)?

Ход урока

Организационный момент (приветствие, отсутствующие, краткий анализ контрольной работы)

Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока

Рассказ учителя: народная мудрость гласит: «Нет неталантливых людей, а есть те, которые занимаются не своим делом». Ребята, чтобы дело стало своим в нем надо просто разобраться, а значить, изучая новую тему, мы постараемся не забыть о пробелах предыдущей, тем более, что наша сегодняшняя тема- это ее логическое продолжение.

И так основным вопросом сегодняшнего урока будет такой: почему жизнь на Земле основана на углероде? Этот вопрос на данном этапе для нас остается проблемным, т. к. только 2 человека из класса приступили к его решению в 4 уровне контрольной работы. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны выяснить:

  1.  Что такое органические соединения?
  2.  Чем органические соединения отличаются от неорганических?

и вспомнить:

  1.  Что такое углеводы?
  2.  Как строение их молекул отражается на свойствах этих веществ?

Для решения этих вопросов на сегодняшнем уроке мы распределились в 4 группы: химики теоретики и химики практики, исследователи моносахаридов, исследователи полисахаридов, олигосахаридов.

Активизация мыслительной деятельности

Слова учителя: на прошлом уроке Саша, пытаясь без подготовки, используя логический подход, построить схему веществ живой клетки, спросил: «Чем в принципе отличаются органические вещества от неорганических ?». Любой вопрос не может оказаться без ответа и этот мы отправили на домашнее опережающее задание.

Выступление химика- теоретика (приблизительный текст, по ходу выступления дети делают записи в тетрадь)

    К органическим соединениям принадлежат соединения углерода с другими элементами. Изучает эти соединения раздел химии под названием – органическая химия. С органическими веществами человечество знакомо с глубокой древности. Все органические вещества, известные в те времена были растительного или животного происхождения.

    Люди умели готовить вино, выделять сахар из сахарного тростника, получать уксус из прокисшего вина, эфирные вещества из растительных и природных смол. Особенно много органических соединений было получено в средние века. Все их делили на минеральные, растительные и животные.

     В 18 веке стало известно, что органические состоят из немногих элементов, а именно: С, Н, О, N, S, P, при чем 4 последние встречаются не во всех органических веществах.

     Возникновение органической химии, как самостоятельной науки относится к 1827 году и шведскому химику Берцелиусу И. Я. Развитие науки было стремительным: 1842- русский химик Зинин синтезировал анилин; 1845- немецкий ученый Кольбе и английский Франкленд синтезировали уксусную кислоту; 1854- французский ученый Бертло синтезировал жиры.

    Во времена Берцелиуса считалось, что органические вещества образовываются, подчиняясь «жизненной  силе», теперь известно, что они, как и неорганические подчиняются законам химии и у всех органических веществ есть общие свойства:

  1.  Менее устойчивы, чем неорганические. Легко изменяются при нагревании.
  2.  Химические реакции протекают медленнее, чем в неорганических.
  3.  Образуют гомологичный ряд веществ, отличающихся количеством атомов углерода.

СН4, С2Н6, С3Н8, С4Н10, С5Н12…,…,….

  1.  Для них характерна пространственная структура молекулы.
  2.  Это основной материал,  из которого построены организмы растений, животных. Они входят в состав пищи.

Слова учителя: «жизненная сила»- великая сила. Ребята, а как современная наука характеризует органические вещества?

Индивидуальная работа с текстом учебника: прочитать параграф статья «Какие вещества называются органическими?» и дописать еще 4 свойства в опорный конспект.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: однажды в походе с одними ребятами приключился такой случай: до базы оставалось несколько километров, а один участник совсем не мог идти. Руководитель группы дал отстающему несколько белых кубиков и уже через несколько минут группа смогла продолжить движение и благополучно добраться до базы.

     Удивительное средство, быстро вернувшее силы мальчику, не продается в аптеках….это обычный сахар. (показать на ладони)

И еще одна история, только немного древнее. В середине 19 века К. Бернар провел такой эксперимент: накормил подопытную собаку сахаром и вхял у нее анализ крови из сосудов, отходящих от печени. Конечно же в крови был обнаружен сахар. В другой раз он накормил голодовавшую до этого собаку мясом. Затем взял пробу крови и опять обнаружил сахар в крови. То есть сахар присутствует в крови независимо от того что мы едим.

Вопрос классу: чем можно объяснить такие результаты в этих двух ситуациях? (выслушать предположения и дать возможность практикам подвести итог)

    Выступление химика- практика № 1 с демонстрацией опыта

Сахар быстро растворяется в воде, так как это гидрофильное вещество, то есть связи между элементами его молекулы слабее чем сила притяжения молекулы воды. Эта связь называется  гликозидная кратковременная. При расщеплении молекулы глюкозы образуется вода, углекислый газ и выделяется большое количество энергии.

     Выступление химика- практика № 2 с демонстрацией опыта

В организме человека и животных есть резервное вещество- гликоген. Оно может запасаться в клетках печени, а затем, когда организму понадобится энергия, гликоген расщепляется до глюкозы- источника быстрой энергии. Так же в клетках растений может синтезироваться крахмал, состоящий из глюкозы, но он в воде не растворяется.

Слова учителя : (по ходу рассказа выписывается схема) спасибо специалистам, а теперь давайте все вместе попробуем ответить на вопрос:

Почему вещества, относящиеся в одну группу углеводы, обладают различными свойствами?

УГЛЕ ВОДЫ

Сn 2О)n

Свое название эти вещества получили из –за соотношения кислорода и водорода. В молекулах всех углеводов всегда есть углерод связанный с несколькими карбоксильными группами, которые как раз и определяют химические свойства этих веществ.

Классификация углеводов

Сn 2О)n

моносахариды                             дисахариды            полисахариды

С6Н12О6                                        С12Н22О11                    (С6Н10О5)n

глюкоза                                         сахароза                      крахмал

Вопрос классу: ребята, какую вы заметили зависимость в этих трех формулах? (выслушать мнения и дать слово теоретикам для подведения итогов обсуждения)

Выступление химика – теоретика № 2

        Углерод находится в 4 группе во 2 периоде, 2 ряду; занимает срединное (промежуточное) положение, а значит, ему легко и отдавать и присоединять электроны с внешнего слоя. Углерод входящий в состав всех органических соединений, является элементом с наиболее постоянной валентностью (4 и 2). Углерод очень реакционно-способный; при нагревании реагирует с кислородом и серой; при взаимодействии с кислородом выделяется тепло. Углерод сильный восстановитель. Атомы углерода могут соединяться друг с другом и образовывать линейные, развернутые или замкнутые цепи.

Слова учителя: ребята примеры таких цепей показаны у вас в тетрадках на печатной основе (рассмотреть схемы, прокомментировать)

Чтобы завершить формирование понятия об углеводах, их строении и роли в живой клетке предлагаю продолжить работу по группам:

«Исследователи моносахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 1-ю колонку таблицы в ПО

«Исследователи олигосахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 2-ю колонку таблицы в ПО

«Исследователи полисахаридов» читают соответствующую статью в учебнике и заполняют 3-ю колонку таблицы в ПО

Заслушать отчеты групп, уточнения теоретиков-химиков

Предлагаемая для заполнения таблица (в тетради ПО и для контроля представители команд заполняют на доске)

Признаки для сравнения

Моносахариды монозы

Дисахариды

диозы

Полисахариды полиозы

1 Элементный  

  состав

С,Н,О

Связь гликозидная кратковременная

С, Н, О

Связь крвалентная

С, Н, О

Связь ковалентная

2 Растворимость

Хорошая, имеют сладкий вкус

Хорошая, имеют сладкий вкус

Практически не растворимы, не сладкие

3 Строение

  формула

С32О)3-триозы

С42О)4 -тетрозы

С52О)5- пентозы

С62О)6-гексозы

глюкоза

С12Н22О11-сахароза

С2Н22О11-мальтоза

6Н10О5)n-крахмал, целлюлоза

4 Примеры

  веществ

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

Сахароза, лактоза, мальтоза, трегалоза

Крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин

5 Функции

1-входят в состав ДНК, РНК,АТФ

2-энергетическая

1 гр=17,2 кДж Э

1-энергетическая

2-питательная

1-запасающая

2-пластическая

3-защитная

4-энергетическая

5-рецепторная

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа в тетради ПО «Закончить утверждение»

Беседа по вопросам:

  1.  Как структура углевода связана с биологическими функциями?
  2.  Крахмал состоит из глюкозы. Почему они отличаются своими функциями?
  3.  Какой дисахарид лежит в нашей сахарнице?
  4.  Почему жизнь на Земле основана на углероде?

Сообщение домашнего задания

Параграф читать, отвечать на вопросы,  дописать и учить таблицу.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22057. Классицизм 37 KB
  При изучении классицизма необходимо проследить как преломляются в классицистической литературе XVII века традиции ренессансного классицизма обратить внимание на то как античность из объекта подражания и точного воссоздания возрождения превращается в пример правильного соблюдения вечных законов искусства и объект соревнования. Можно также встретить утверждения что философской основой классицизма явилась философия Декарта. В то же время заслуживают внимания несомненные декартовские принципы в поэтике классицизма разделение трудностей в...
22058. И. Гете, Ф. Шиллер 39 KB
  Гете Ф. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гете гораздо более интересовавшегося медициной этот интерес привел его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией и литературой. Писать Гете начал рано. Гете дает ряд тонких произведений не открывающих однако его самобытного творческого лица.
22059. Романтизм 41.5 KB
  Зыбкость текучесть составляла самую суть романтизма проводившего идею недостижимой цели вечно манящей поэта. Здесь будет уместно сказать несколько слов об идеалах романтизма поскольку художественноэстетическая система есть ни что иное как система художественных и эстетических идеалов. В основе романтизма лежит система идеальных ценностей т. Эта система ценностей вступает в противоречие с системой ценностей реального мира и тем самым вызывает к жизни второй постулат романтизма как художественноэстетической системы и романтизма как...
22060. Авторы и произведения эпохи Романтизма 36.5 KB
  Авторы и произведения эпохи Романтизма Историкохудожественное значение Романтизма исключительно велико. была причиной противоречивого характера всего немецкого Романтизма. Большое влияние на развитие прогрессивных тенденций немецкого Романтизма. Так выразитель позднего немецкого Романтизма Э.
22061. Бидермайер 31.5 KB
  Еще в первой половине века после краткого периода первых неуверенных поисков среди исторических стилей люди укрываются в убаюкивающем интиме мещанского бидермайера biedermeier. Творческий заряд бидермайера был достаточен для создания мелких предметов мещанского интерьера вазы картинки гравюрки и декоративные рамочки фарфоровые фигурки и мебель но не мог заметно повлиять на область художественной ковки а в архитектуре тем более не мог создать предпосылок для появления специфического стилевого ряда. В 1869 году появилось отдельное...
22062. «Молодая Германия» 30.5 KB
  Она сложилась в Германии в начале 30х гг. В деятельности Молодой Германии выражалась оппозиция немецкой буржуазии реакционному феодальномонархическому строю Германии. В декларациях Молодой Германии выражались абстрактные призывы к свободе и духовной революции критика религии мелкокняжеского абсолютизма и мещанской морали проповедь эмансипации. Вместе с другим известным немецким писателем критиком и публицистом Берне он был идейным вождем Молодой Германии и самым талантливым из писателей и поэтов...
22063. Поэтический реализм 43 KB
  Герои Граббе гибнут в столкновении с необузданными жестокими силами истории которые драматург представляет как непостижимые массы и величины Дон Жуан и Фауст 1829; Битва Германа 1836. Более позитивную концепцию истории дают произведения Р. Попытка Вагнера вновь оживить германскую мифологию ныне отошла в область истории и все же Вагнер как никто другой представил миру персонажи и легенды германского Средневековья в Тангейзере 1845 Кольце Нибелунга законч. Бюхнер вышел за пределы чистой истории подчеркивая безнадежное...
22064. Натурализм 36 KB
  оказал Фридрих Ницше 18441900. Сын пастора воспитанный в атмосфере протестантского благочестия и намеревавшийся изучать богословие Ницше однако решительно сменил теологический факультет Боннского университета на факультет классической филологии. Жизнь Ницше была по словам С. Первые симптомы ужасной болезни Ницше ощутил в 1873 г.
22065. Литература раннего Средневековья (ХII-ХIII вв.) 40 KB
  Литература раннего Средневековья ХIIХIII вв. Клирикальная литература В средневековой литературе Западной Европы христианская традиция преобладала над античной. На этапе раннего Средневековья было два основных потока литературы: литература устная и литература письменная. Куртуазная литература Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках.