52364

Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какая личная трагедия была у гетмана Хмельницкого Помог ли ему польский король Учитель. К войску Хмельницкого присоединились реестровые войска крестьяне ополяченные украинские шляхтичи – Иван Выговский Мрозовицкий Морозенко братья Нечай Иван Богун и другие. Когда поляки пришли к Пиляве то увидели лагерь Хмельницкого. Полякам не удалось хорошо разместиться и после одной и второй неудачных военных попыток против Хмельницкого потеряли смелость и военную удачу.

Русский

2014-02-15

83.5 KB

3 чел.

Артёмовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №24

с углублённым изучением отдельных предметов и курсов

Урок по истории Украины

Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг.

(8 класс)

учителя Артёмовской

общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней № 24

с углублённым изучением

отдельных предметов и курсов

Логиновой Светланы Викторовны

2011 год


Тема:
Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг.

Цель: раскрыть процесс расширения всенародной борьбы в 1648-1649гг.; рассказать учащимся о героизме, мужестве, военном искусстве восставших, объяснить в чём заключалась, предложенная Б. Хмельницким Программа построения Украинского казацкого государства;

развивать учебные, познавательные, информационно – коммуникативные компетенции, историческое мышление, память;

воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гордости за историю своей земли, толерантность при общении друг с другом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

Методы: «Мозговой штурм», «брейн – ринг», «Микрофон», графический диктант.

Оборудование: учебник, хрестоматия по истории Украины, исторические источники, видеосюжеты, настенная карта, вопросы к игре.

Основные даты: июль – август 1648 г. - осада Збаража, 11 -13 сентября 1648 г. – битва под Пилявцами.

Основные понятия: Войско Запорожское (Украинское казацкое государство), контрибуция, региментор, буджак , Католическая Лига.

СТРУКТУРА УРОКА.

І. Организационный момент. Приветствие класса.

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся.

ІІІ. Тема и цель урока.

Мотивация учебной деятельности.

ІV. Работа по теме урока.

  1.  Битва при Пилявцах.
  2.  Освободительный поход на Галичину.
  3.  Программа построения Украинского казацкого государства.
  4.  Соратники Б.Хмельницкого.

V. Закрепление знаний.

VІ. Итог урока.

VІІ. Домашнее задание.


ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Приветствие класса.

Вы начали изучать новою тему «Национально- осободительная война украинского народа против польского господства». Сегодня мы продолжим эту тему, но в начале «Историческая разминка.

Щоб людиною освіченою стати.

Історію України потрібно вивчати.

Багато читати, уважними бути.

Події і дати вам не забути.

(работа в группах) - Внимание, сейчас проверим как хорошо вы запомнили материал предыдущих уроков. Команда, ответившая правильно получит вот такую фишку. В конце игры проверим кто победил.

  1.  Луг - отец, Сечь – это …(мать)
  2.  Уния - это …(союз)
  3.  Казак - это…(вольный вооруженный человек)
  4.  Кто возглавлял запорожцев? (атаман, гетман)
  5.  Назовите «Годы золотого спокойствия» - это период с…(1638-1648)
  6.  Магдебурское право – это …(право городов на самоуправление)
  7.  П.Могила - (Киевский православный митрополит)
  8.  Казацкие атрибуты, символы власти – это…(клейноды)
  9.  Реестровое казачество – это..(войсько на службе у польского короля)
  10.  Мелкие землевладельцы в Речи Посполитой, Литве, Украине – это..(шляхта)
  11.  Лодка казаков - это …(чайка)
  12.  Как называется клок волос на голове у казака?(оселедець)

Молодцы, посчитайте фишки, кто победил?

ІІІ . Мотивация учебной деятельности.

  •  Посмотрите внимательно отрывок из фильма «Богдан – Зиновий Хмельницкий» и ответьте на вопрос : Национально – освободительная война украинского народа, которая началась в 1648 году под руководством Б.Хмельницкого была случайностью или закономерностью?

(Просмотр отрывка фильма)

Ответ на вопрос.

  •  Какая личная трагедия была у гетмана Хмельницкого? Помог ли ему польский король?

Учитель. И так мы выяснили, что война не была случайностью и украинский народ униженный, обездоленный встал на защиту своих поруганных прав и свобод. Все слои населения встали на борьбу. Сегодня мы познакомимся с дальнейшими действиями армии Б.Хмельницкого на территории Украины.

Сообщение темы и цели урока.

План нашего урока.

  1.  Битва при Пилявцах.
  2.  Освободительный поход на Галичину.
  3.  Программа построения Украинского казацкого государства.
  4.  Соратники Б.Хмельницкого.

Работа с индивидуальными листочками.

Объяснение понятий.

контрибуция - денежный выкуп

региментар – назначенный Польским сеймом руководитель войска

Буджак – историческое название южной части Бессарабии

Католическая Лига - объединение католических княжеств

Германии

Работа по теме урока.

  1.  Наростание освободительной борьбы. Битва при Пилявцах.

Рассказ учителя, демонстрация карты.

  •  Первые победы Б.Хмельницкого при Жёлтых Водах и под Корсунем имели важное значение. Они стали болезненным ударом для польской армии, которая в то время была лучшей в Европе. Это сильно повлияло на позицию власти Речи Посполитой в Украине. Украинский народ понял, что можно не только воевать, но и побеждать. Прибыв в Белую Церковь Б.Хмельницкий рассылает по всей Украине казацких руководителей с универсалами. Это привело к тому, что очень быстро увеличилось повстанческое войсько. Всенародная борьба быстро распространилась по всей Надднепрянщине. В июне 1648 года были освободжены Лубны, Переяслав, Прилуки, Нежин и другие населённые пункты. В начале августа польскую власть на Левобережной Украине было свергнуто. К войску Хмельницкого присоединились реестровые войска, крестьяне, ополяченные украинские шляхтичи – Иван Выговский, Мрозовицкий - Морозенко, братья Нечай, Иван Богун и другие.

Пламя народной войны перекинулось на Правобережье. Были особождены - Немиров, Винница, Брацлав, Тульчин, Бар. В конце лета М.Кривонос под Староконстантиновом разгромил 12-тысячное войсько поляков под руководством Я.Вишневецкого. Потом войска приблизились к Пилявцам. Как же развернулись события?

Групповая работа

(Работа над историческими источниками)


ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК №1

М.Аркас о битве под Пилявцами.

«Польское войсько стояло лагерем возле речки Пилявки на Волыне. Над ним было аж 3 начальника: князь Заславский, князь Конецпольский и князь Осторорог. Все эти князья были большими панами, но никудышними вояками, и казаки смеялись над ними говоря: «Зібрались перина, дитина та латина козаків воювати». Заславского прозвали «периною» за то, что он был нежным и утончённым, Конецпольского – «ребёнком», потому что был молодым, ему только исполнилось 20 лет, а Остророга - «латиною» - за его учёность. Под их флагами собралось около 60 000 шляхтичей, а ними бесчисленное количество слуг и возов с разным панским имуществом. Паны приехали на войну, как на какой - то банкет, привезли с собой всяких напитков и еды, перины и подушки, дорогие ковры, подевались сами в дорогие шелка и драгоценности, привезли серебряные и золотые кубки…Пили и гуляли, будто у себя дома.

Хмельницкий долго морочил голову полякам, ожидая, когда подойдут другие казацкие полки и крымский хан…»

Вопросы:

  1.  Кто командовал поляками?
  2.  Почему смеялись казаки над польскими командирами?
  3.  Какова численность польского войска?
  4.  Как готовились к битве поляки?
  5.  Прочитайте или расскажите интересные факты.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК №2

«Летопись Самийла Величка»

«Поляки тем временем получили известие о том, что Хмельницкий со всем своим войском двинулся на Пиляву, надеясь взять польский обоз и багатство. Когда поляки пришли к Пиляве, то увидели лагерь Хмельницкого. Тот стоял со своими обозами на местных холмах и возвышенностях. Полякам не удалось хорошо разместиться и после одной и второй неудачных военных попыток против Хмельницкого потеряли смелость и военную удачу. А в четверг 14 сентября 1648 года, после удара Хмельницкого, кинулись наутёк. Они бежали без памяти, кто как мог и куда мог, кинув все свои обозы с многочисленными багатствами и драгоценностями, оставив их в пользу победителя. Поляки потеряли тогда и несколько тысяч своего войска, хотя Хмельницкий имел казацкое войсько - 5002, а Тугай –бей только 5000. Но Хмельницкий, чтобы запугать поляков , переодел казаков в татарские одежды, что наполнило сердца поляков страхом, заставило бежать без памяти…»

Вопросы:

  1.  Удалось или нет полякам занять хорошую позицию перед боем?
  2.  Какое войсько было на стороне Б.Хмельницкого?
  3.  Как повели себя польские войска?
  4.  Почему Б.Хмельницкому удалось победить?
  5.  Что запомнилось с документа, прочтите или перескажите.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК №3

Известно, что Конецпольский бежал с поля боя, переодевшись крестьянином, Вишневецкий - на простой крестьянской повозке, Заславский, убегая, потерял булаву, Остророг – шапку и плащ. Некоторые шляхтичи за три дня успели добраться до Львова, который был на расстоянии от Пилявцев - 300км.

Паника была такой страшной, что польский поет С.Твардовский признался, что ему трудно описать позор той ночи. « Какой шум, какой хаос был там, когда многие люди не зная, даже в чём дело, выскакивали со своих жилищ, бросали: одни - оружие, другие – сабли на землю, одни, только от сна с кровати, хватали что ни попадя - кто коня, кто саблю, кто седло, кто уздечку. Раненых, больных – всех бросали и доверяли свою жизнь- своим ногам.»

Вопросы:

  1.  Каким был исход битвы?
  2.  Как называет последствия для Речи Посполитой С.Твардовский?
  3.  Что вы запомнили интересного, зачитайте.


Ответы учащихся.

Дополнение учителя. Работа с учеником с. 109, рассмотреть иллюстрацию.

  •  Как вы думаете, какое значение для войска Хмельницкого имела победа под. Пилявцами?
  •  Б.Хмельницкий принимает решение - двигаться на Западную Украину. Посмотрите как это было. (видеосюжет)

- После Львова войсько Б.Хмельницкого двинулось к Замостью, но узнав о выборах нового польського короля и об избрании Яна Казимира, гетман даёт согласие на перемирие и повернул армию назад в Надднепрянщину. Этот шаг Хмельницкого и сейчас вызывает много нареканий со стороны украинских историков

- А какие у Вас мнения по этому поступку Б.Хмельницкого? «Мозговой штурм»

Коллективное обобщение: (запись в тетрадь)

  •  Сокращение казацкого войска;
  •  Оторванность от баз поставок оружия и продовольствия, голод, эпидемии.
  •  Нехватка коней и артиллерии (татары после получения денег ушли в Крым)
  •  Приближение зимы;
  •  Речь Посполитая ещё сохранила огромный военный потенциал, существовала реальная угроза с стороны Литвы.

Таким образом, гетман реально просчитал все за и против. И повернул в Надднепрянщину. 17 декабря 1648 года киевляне торжественно приветствовали гетмана, поздравляли «как Моисея, спасителя и освободителя народа от польского рабства». Иерусалимслий патриарх Паисий наградил Б.Хмельницкого титулом «Найсветлейшего князя Руси».

  1.  Программа построения Украинского казацкого государства.

Одновременно с руководством военных походов формировалось представление Б.Хмельницкого о том, какой должна бать вольная Украина. Впервые идею создания автономного Украинского казачьего государства он предложил после Корсунской битвы в конце мая 1648 года. Как же розвивались события? - работа с учеником с.112 -113

  •  Как вы думаете, почему Б.Хмельницкий отказался от идеи равноправного членства Украины в составе Речи Посполитой, выдвинув идею суверенности Украинского государства?

Предлагаю подумать вам в группах и всказать своё мнение.

(Метод «Микрофон»)

Учитель: Нам всем понятно и извество, что Б.Хмельницкий не смог бы поднять Украину без своих верных и преданных друзей.

Ответы подготовленных учеников.

Закрепление знаний.

Графический диктант (в тетрадях, взаимопроверка, сигнальная карточка учителя)

  1.  Пилявецкая битва закончилась победой войск Хмельницкого. (да)
  2.  Казацкое войсько штурмом захватило Львов. (нет)
  3.  Польское войсько насчитывало под. Пилявцами 200 тысяч(нет)
  4.  Б.Хмельницкого сравнивали с Моисеем (да)
  5.  Украинское войсько дошло к Варшаве.(нет)
  6.  Ярема Вишневецкий воевал на стороне Хмельницкого (нет)
  7.  Национально – освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого началась в 1648 году (да)
  8.  Первой победой украинского войска была битва под. Корсунем (нет)
  •  Молодцы, правильними были ответы…

Заключительное слово учителя.

В конце урока я хочу, чтобы вы прослушали казацкую песню и подвели итоги урока, заполнив таблицу

Какое впечатление у Вас после урока, что вы запомнили?

Домашнее задание: выучить параграф 16, подготовить сообщения, презентации о соратниках Б.Хмельницкого.


ТАБЛИЦА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ

Вопросы урока

Понял (поняла)

Не понял(не поняла)

Смогу или нет восстановить ход битвы при Пилявцах

Назвать соратников и врагов Б.Хмельницкого

Восстановить хронологию битв

Объяснить новые понятия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55706. Позакласна робота – вагома складова формування читацької компетентності молодших школярів 225 KB
  Шляхи формування навичок читання. Формування навиків читання вголос і мовчки на уроках читання. Аналіз твору – шлях до досягнення високого рівня читання16 Розвиток творчих здібностей на уроках читання. Формування читацького кругозору молодших школярів на уроках читання Роль уроків позакласного читання у розвитку читацької компетентності учнів молодших класів.
55707. Сучасні педагогічні технології навчання. Впровадження особистісно орієнтованої технології навчання на заняттях інженерної графіки 338 KB
  Методична розробка присвячена проблемі реалізації особистісно орієнтованого підходу на заняттях інженерної графіки студентами Слов’янського енергобудівного технікуму. Визначено та експериментально перевірено педагогічні умови...
55709. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 33.5 KB
  Если планируется усвоение учащимися навыков и умений то предусматриваются способы их применения пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил самостоятельное их применение...
55710. Інноваційний підхід до викладання географії шляхом застосування проектних технологій 125.5 KB
  Даний проект рекомендований для реалізації на уроках економічної і соціальної географії України і економічної і соціальної географії світу в 9х і 10х класах при вивченні теми €œНаселення€. Він дає змогу втілити ряд найважливіших положень сучасної педагогіки...
55711. Оптимальні шляхи реалізації науково-методичної проблеми школи 134.5 KB
  Характеристика сучасних підходів до реалізації науково-методичної проблеми закладу. Створення колективного досвіду на базі науково-методичної ідеї. Системний підхід до роботи над науково-методичною проблемою. Основні етапи роботи над науково методичною проблемою.
55712. Інтерактивні методи навчання як засіб формування інтересу до пізнання молодших школярів 284.5 KB
  Тому важливого значення на сучасному етапі набуває активізація пізнавальної діяльності учнів як необхідна умова шкільного навчання. Активізація пізнавальної діяльності учнів – необхідна умова шкільного навчання. Він – основа розвитку нахилів учнів а отже і їх професійного спрямування. Я помітила що стійкий пізнавальний інтерес пізнавальна активність учнів початкових класів виявляється в навчальній діяльності.
55713. Зведені таблиці Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 610.5 KB
  Мета: Отримання учнями практичних навичок представлення інформації із традиційних списків у більш зручному вигляді.
55714. Використання на уроках географії літературних творів та фотографі 306 KB
  Допомогти розвитку пізнавальної діяльності, активності учнів можуть нестандартні прийоми на уроках. Педагог за допомогою мистецьких творів може акцентувати увагу на подіях, явищах природи, керувати сприйняттям і відтворенням образів.