52379

Урок: подготовка и проведение

Книга

Педагогика и дидактика

Урок закрепления знаний и способов деятельности запоминание. Урок комплексного применения знаний умений применение. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обобщение и систематизация. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала его связь с другими разделами курса место в системе знаний по предмету.

Русский

2014-02-15

282.5 KB

10 чел.

Государственное образовательное учреждение

среднего специального образования

«Кировский педагогический колледж»

Урок: подготовка и проведение

Методическое пособие

для преподавателей  и студентов

2009


Одобрено организационно-методическим советом Кировского педагогического колледжа: протокол № 5  от 18.12.09.

Составители:

Бочкарева М.В., кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики Кировского педагогического колледжа.

Жебова Т.Н., преподаватель психологии.

Юферева М.А., преподаватель педагогики, руководитель педагогической практики.

В пособии  представлены материалы, отражающие особенности подготовки и проведения урока.

Методическое пособие адресовано преподавателям и студентам для организации и проведения различных видов практики, а также в качестве дополнительного материала к изучению темы «Формы организации обучения» учебной дисциплины «Педагогика».

ã Кировский педагогический колледж, 2009

Содержание

  1.  

Типология уроков

4

  1.  

Типология уроков на основе структуры процесса усвоения

6

  1.  

Характеристика этапов учебного занятия

8

  1.  

Классификация методов обучения

16

  1.  

Характеристика отдельных методов обучения

16

  1.  

Формы организации познавательной деятельности учащихся

20

  1.  

Технологическая карта урока

20

  1.  

Постановка триединой цели урока

21

  1.  

Общеучебные умения учащихся

24

  1.  

Познавательные процессы и их характеристика

30

  1.  

Приемы умственных действий

32

  1.  

Уровни и виды вопросов

33

  1.  

Список литературы

35

 Урок – это солнце, вокруг которого,

как планеты вращаются все другие формы учебных занятий.

Верзилин Н.М.

Типология уроков

Урок изучения нового учебного материала (восприятие и осмысление). На таких уроках учащимся овладевают новым учебным материалом: новыми понятиями, восприятием  и осмыслением их. Учитель в ходе урока применяет следующие приемы: проблемное изложению нового материала, использование ярких примеров, фактов, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

Урок закрепления знаний и способов деятельности (запоминание). На уроках закрепляются знания, полученные ранее.

Урок комплексного применения знаний, умений (применение).  В ходе каждого урока учителю приходится выполнять большой объем работы по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, так как у них обычно существенно различный уровень сформированности необходимых умений и навыков, различна скорость их формирования.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности (обобщение и систематизация).  Такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют осознать его системный характер. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Хорошие результаты дает построение на уроке различных обобщающих схем и таблиц, использование опорных конспектов, сверток информации. Учитель при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для повторения, указывает источники, задает задания для группового выполнения до урока, проводит консультации, дает рекомендации по выполнению самостоятельных работ. Современные подходы к таким урокам требуют  решения задач как с положительными, так и с отрицательными и неопределенными ответами.

Урок контроля знаний. Цель уроков: оценка уровня обученности, внесение в процесс обучения тех или иных корректирующих изменений.

Комбинированные уроки наиболее распространены. На них решаются задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше. Комбинированный урок позволяет учителю  избегать шаблона, формализма. В процессе изучения нового можно организовать его закрепление и применение, а при закреплении осуществлять контроль знаний и умений.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения занятий:

Уроки - погружения

Театрализованные уроки

Уроки-аукционы

Уроки - зачеты

Бинарные уроки (2-3 преп.)

Уроки поиска истины

Уроки - диалоги

Уроки - экскурсии

Уроки - конференции

Уроки - деловые игры

Уроки - консультации

Уроки - творческие отчеты

Уроки - соревнования

Уроки с запланированными ошибками

Уроки-лекции «парадоксы»

Уроки - ролевые игры

Уроки-диспуты

Уроки - суды

Уроки - пресс конференции

Уроки взаимообучения

Уроки-конкурсы

Уроки - КВН

Уроки - игры

Уроки - концерты

Интегрированные уроки (2-3 дисциплины)

Что? Где? Когда?

Уроки, которые ведут учащиеся.

Типология уроков

на основе структуры процесса усвоения

Восприятие

Урок-зврика

размышление

Осмысление

Лекция, семинар, экскурсия,  конференция, лабораторная и практическая работы.

Логика занятия

0 тип

вводное

Целеполагание и мотивация

Образное представление темы

Осмысление значимости

Рефлексия

1 тип

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Целеполагание м мотивация

Актуализация

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

рефлексия

Запоминание

Семинар, экскурсия, лабораторная и практическая работа.

Логика занятия

2 тип

Учебное занятие по закреплению знаний

и способов деятельности

Целеполагание и мотивация

Актуализация ведущих знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной (типовой) и измененной ситуациях (конструктивизм)

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

рефлексия

Применение

Семинар-практикум, «Что? Где? Когда?», путешествие.

Логика занятия

3 тип

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности

Целеполагание и мотивация

Актуализация комплекса знаний и умений, способов деятельности

Самостоятельное применение знаний в сходной (типовой) и новой (проблема) ситуациях

Контроль и самоконтроль

Коррекция

рефлексия

Обобщение

Лекция, семинар, контрольная работа, зачет, урок-конференция, турнир, аукцион.

Логика занятия

4 тип

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Целеполагание и мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Установление внутрипредметных и межпредметных связей

рефлексия

Контроль

Логика занятия

5 тип

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

Целеполагание и мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

рефлексия

Характеристика этапов учебного занятия

Максимальный набор

этапов учебного занятия

1 этап

Организационный этап

2 этап

Этап проверки домашнего задания

3 этап

Актуализация опыта

4 этап

Этап изучения новых знаний

5 этап

Этап первичной проверки понимания изученного

6 этап

Этап закрепления изученного

7 этап

Этап применения изученного

8 этап

Этап обобщения и систематизации

9 этап

Этап контроля и коррекции

10 этап

этап коррекции

11 этап

Этап информации о домашнем задании

12 этап

Этап подведения итогов

13 этап

рефлексия

Из этого набора этапов учебного занятия можно создавать самые разнообразные комбинации:

1 тип (6 вариантов):

1 3 4 5 6 8 11 12 13;

1 3/4 5 6 8 11 12 13;

1 3 4/5 6 8 11 12 13

2 тип: 1 2 6 9 10 11 12 13

3 тип: 1 2/3 7 9 10 11 12 13

4 тип: 1 2/3 8 11 12 13

5 тип: 1 2/3 7 9 10 13

Примечание: дробь обозначает объединение двух этапов


 
Педагогические техники

тестовые задания;

выполнение учащимися учебных заданий, подобных домашним;

постановка дополнительных вопросов;

вызов к доске;

разноуровневые самостоятельные работы;

«Торт решений»;

гирлянда ассоциаций.

Условия выполнения

образовательных задач

собранность учителя;

последовательность в предъявлении требований;

спокойная манера учителя;

использование небольшой психологической паузы.

использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания

использование различных форм контроля, самоконтроля.

Показатели выполнения

образовательных задач

доброжелательность;

готовность к занятию;

быстрое включение в деловой ритм;

формулировка целевых установок.

проверка за короткий         промежуток времени знаний и способов действий

обнаружение пробелов, причин невыполнения заданий

Содержание этапа

приветствие;

организация внимания;

раскрытие общих целей учебного занятия и плана его проведения.

разъяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала

определение типичных недостатков

ликвидация недостатков

Образовательные

задачи этапа

Психологически подготовить учащихся к общению на занятии

выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся

определить причины затруднений

обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов выполнения домашнего задания

Номер этапа,

название

1этап

организационный

2 этап

проверка домашнего задания


Педагогические техники

Ассоциативный ряд

Постановка целей через показ конечных результатов занятия

Составление карты мыслительной деятельности

«Нарисуй картину»

мозговая атака

Рассказ, лекция, объяснение;

Проблемное обучение;

КСО;

Проект;

«Мудрые совы» (различные способы проработки текста).

Условия выполнения

образовательных задач

Продумывание формулировок целей учителем заранее;

Совместная постановка целей;

Владение учителем многообразия приемов актуализации личностных смыслов.

Словесные методы (объяснение учителя);

Графическое построение (схемы);

Знаково-символическое выражение;

Подача материала логически завершенными частями-блоками.

Показатели выполнения

образовательных задач

Готовность учащихся;

Принятие  целей учащимися;

Совместное планирование работы на занятии.

Использование самостоятельности учащихся в добывании знаний;

Правильность, осознанность, полнота, действенность, систематичность;

Философское осмысление изучаемого материала.

Содержание этапа

Сообщение темы занятия

Формулировка целей совместно с учащимися

Показ социальной и практической значимости материала

Постановка проблемы

Актуализация субъектного опыта

Организация внимания;

Сообщение основной идеи изучаемого материала;

Логика объяснения (структурно-логическая схема).

Образовательные

задачи этапа

Обеспечить мотивацию;

Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей задания;

Актуализировать субъектный опыт (личностные смыслы, опорные знания, ценностные отношения)

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала;

Обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала;

Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки учебного материала.

Номер этапа,

название

3 этап

актуализация субъектного

опыта

4 этап

изучение нового материала


Педагогические техники

Ассоциативный ряд;

«Пчелиный улей»;

опорный текст;

опрос эксперта;

«Мудрые совы».

Составление карты                 мыслительной деятельности;

Опрос экспертов;

Вопросно-ответное общение: «Придумай свои задания».

Условия выполнения

образовательных задач

Постановка учителем вопросов репродуктивного уровня, многофункциональных вопросов.

Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение по образцу, на применение в измененной ситуации).

Показатели выполнения

образовательных задач

Правильность и осознанность основного содержания изучаемого материала большинством учащихся репродуктивным и конструктивным уровнями.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила;

Умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.

Содержание этапа

Проверка понимания того, что является сущностью основного содержания;

Выявление пробелов первичного осмысления;

Ликвидация неясностей.

Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий  посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях;

Закрепление методики изучения нового материала.

Образовательные

задачи этапа

Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;

Выявить пробелы первичного осмысления материала;

Провести коррекцию выявленных пробелов.

Обеспечить закрепление знаний и способов действий, необходимых для работы

Номер этапа,

название

5 этап

первичной проверки новых знаний и способов деятельности

6 этап

закрепление новых знаний и способов деятельности


Педагогические техники

Разноуровневые самостоятельные работы;

Деловые игры;

Цветные шары;

Дебаты;

Задания по кругу.

Техника кооперации;

Составление карты мыследеятельности;

Моделирование;

Построение дерева темы;

Построения «здания» темы;

Рефлексивная дискуссия.

Условия выполнения

образовательных задач

Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений;

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся.

Построение структурно-логических обобщающих схем;

Обобщение и систематизация на разных уровнях:

-понятийном,

-межпонятийном,

-тематическом,

-итоговом,

-межпредметном.

Показатели выполнения

образовательных задач

Правильность, полота, осознанность, действенность знаний школьников;

Самостоятельность в выполнении задания.

Активная и продуктивная деятельность учащихся;

Выявление внутрипредметных и межпредметных связей.

Содержание этапа

Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях.

Организация деятельности по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Образовательные

задачи этапа

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний;

Обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных знаний.

Номер этапа,

название

7 этап

применение знаний и способов деятельности

8 этап

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности


Педагогические техники

Разноуровневые проверочные работы;

Тестовые задания;

Задания на выделение всех признаков понятий и их связей друг с другом;

Задания на выделение  существенных признаков

Задания с избыточными и противоречивыми данными.

Тестовые задания;

Задания с пропусками;

Структурно-логические схемы с пропусками.

Условия выполнения

образовательных задач

Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся;

Разъяснение подхода к оцениванию деятельности учащихся.

Организация деятельности учащихся:

-минимального и общего уровня,

-вариативного по решению нестандартных задач.

Показатели выполнения

образовательных задач

Проверка глубины, осознанности, гибкости и действенности знаний.

Динамика перехода с одного уровня на другой.

Содержание этапа

Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся;

Проверка сформированности общих учебных умений.

Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.

Образовательные

задачи этапа

Определить недостатки  в знаниях и способах действий учащихся;

Установить причины недостатков.

Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах деятельности.

Номер этапа,

название

9 этап

контроля и самоконтроля

10 этап

коррекции


Педагогические техники

Три уровня д\задания;

Особые задания.

Ассоциативный ряд;

Незаконченные предложения;

Разговор на бумаге;

Солнышко;

Свет молнии;

Письмо к самому себе;

Поговорки – зеркало настроения;

Условия выполнения

образовательных задач

Наличие подробных рекомендаций по рациональной организации д\задания.

Умение дать качественную характеристику работы класса.

Развитие способности к рефлексии: «я», »мы», «дело».

Показатели выполнения

образовательных задач

Наличие индивидуальных д\заданий;

Наличие возможности выбора д\задания.

Четкость и краткость.

Открытость в осмыслении своих действий.

Содержание этапа

Информация о д\задании;

Мотивация д\задания;

Инструктаж о д\задании;

Проверка понимания д\задания.

Подведение итогов.

Мобилизация на рефлексию.

Образовательные

задачи этапа

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Дать качественную оценку работы.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.

Номер этапа,

название

11 этап

информация  о домашнем задании

12 этап

подведение итогов

13 этап

рефлексия

Классификация методов обучения

Определение методов (по Ю.К. Бабанскому)

Метод организации и осуществления УПД

Лекция, беседа, рассказ, семинар, объяснение, работа с книгой, дискуссия, иллюстрирование, демонстрационные, лабораторные работы, практические работы, упражнения, опыты, познавательные игры, упражнения, самостоятельные работы.

Методы стимулирования УПД

Поощрение, порицание,требования, методы формирования познавательного интереса, ситуации творческого поиска, игровой сюжет, ситуации успеха, методы стимулирования долга и ответственности в учении

Методы контроля

Устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, тестирование и т.д.

Определение методов (по М.Н. Скаткину, И.Я. Лернеру)

Объяснительно-иллюстративный метод;

Репродуктивный метод;

Проблемный метод;

Частично-поисковый метод;

Исследовательский метод.

Определение методов (по Е.И. Перовскому, Д.О. Лордкипанидзе)

Словесные

Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником

Наглядные

Метод иллюстраций, метод демонстраций, видео-метод

Практические

Упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры

Характеристика отдельных методов обучения

Словесные методы обучения

Рассказ – устное повествование, изложение содержание учебного материала. Виды: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Применяется на всех этапах школьного обучения, меняется лишь объем, характер и продолжительность.

Требования:

должен содержать достоверные факты,

иметь четкую логику изложения,

быть эмоциональным,

простой и доступный язык,

отражать элементы личной оценки и отношение учителя к излагаемым фактам, событиям,

содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предположений,

соответствовать социальному опыту школьников,

сопровождаться иллюстрациями,

короткий (до 10 минут).

Объяснение - истолкование закономерностей, свойств  изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Данный метод используют при изучении теоретического материала, решении задач, при раскрытии конкретных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Требования:

точное и четкое формулирование задач, сути проблемы, вопроса,

последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументов и доказательств,

использование сравнения, сопоставления, аналогии,

наличие ярких примеров,

безукоризненная логика изложения.

 Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.  В зависимости от задач может быть: вводная (цель – сформировать состояние готовности к изучению новой темы); сообщающая (учитель, опираясь на знания и опыт учащихся, подводит их к самостоятельному осознанию и формулированию правил и выводов). По форме: индивидуальная, групповая, фронтальная. Требования:

тщательное продумывание вопросов, их правильная постановка,

вопросы должны будить мысль ученика, быть содержательными,

как можно реже использовать подсказывающие и альтернативные вопросы (требующие однозначных ответов).

Практические методы обучения

 Дидактическая игра -  активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Игровая деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, т.к. информация не поступает извне,  а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Структурные элементы:

моделируемый объект учебной деятельности,

совместная деятельность участников игры,

правила игры,

принятие решения в изменяющихся условиях,

эффективности применяемого решения.

Упражнения – повторное многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнение применяется на всех предметах и на разных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного  материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения делятся:

по характеру – устные, письменные, графические, учебно-трудовые;

по степени самостоятельности – воспроизводящие, тренировочные;

комментированные – ученик про себя или вслух проговаривает учебный материал;

специальные – направленные на формирование учебно-трудовых навыков.

Особенности применения:

Устные упражнения развивают логическое мышление, память, речь, внимание. Не требуют затрат времени на записывание.

Письменные упражнения используют для закрепления знаний, выработки умений их применять, способствуют развитию мышления, культуры письменной речи, самостоятельности.

Графические упражнения составление схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов и т.д. Они помогают лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, развивать воображение.

Учебно-трудовые упражнения позволяют применить теоретические знания учащихся в трудовой деятельности.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в натуральном вире или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Наглядные методы обучения условно можно разделить на две большие группы:

Метод иллюстрации - предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и прочего.

Метод демонстрации -  связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и другого.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

необходимо четко выделять при показе иллюстрации;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Формы организации

познавательной деятельности

Общие

Конкретные

Фронтальные

Индивидуальные

Групповые

парные

Экскурсия

Урок

Консультация

 

Технологическая карта урока

Предмет:

Тема:

Тип урока:

Формы организации познавательной деятельности

учащихся:

Технология:

Дидактическая цель:

Цели по содержанию:

образовательная

развивающая

воспитательная

Оборудование:

План урока:

блок

Вид деятельности

время

1.

2.

3.

Конспект урока:

этапы

Деятельность преподавателя

Информационное пространство урока

Деятельность учащихся

Постановка триединой цели урока

«Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, что попал не туда».

М.Твен

 Цель есть заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Триединая цель урока – сложная составная цель, собирающая в

себя три аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

Образовательный аспект:

Помочь целостно представить проект изучения новой темы.

Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению…(фактов, понятий, правил, законов, положений, способов действий).

Обеспечить закрепление понятий (каких).

Обеспечить применение знаний и способов действий.

Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

Обеспечить проверку и оценку знаний.

Организовать деятельность учащихся по коррекции.

Способствовать формированию представления о..

Способствовать осознанному усвоению знаний и способов деятельности.

Развивающий аспект:

Ориентировать на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому.

Ориентировать на развитие ценностных отношений к окружающему.

Ориентировать на развитие интеллектуальной культуры: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Ориентировать на развитие исследовательской культуры.

Ориентировать на развитие культуры самоуправления учебной деятельностью.

Ориентировать на развитие информационной культуры.

Ориентировать на развитие рефлексивной культуры.

Выделять узловые моменты своей или чужой деятельности

как целого.

Развивать сенсорную сферу (глазомер, ориентировку в пространстве и времени, точность и тонкость различия цвета, света, тени, формы, звуков, оттенков речи).

Развивать двигательную сферу (овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями).

 Воспитательный аспект:

Ориентировать на наивысшие ценности: человек, жизнь, природа, общество, добро, истина, красота, труд, познание, общение, свобода.

Подводить учащихся к пониманию  того, что сопереживание, сочувствие, соучастие, содействие  - формы гуманистического отношения между людьми.

Подводить к пониманию того, что каждый человек имеет право на личностное пространство.

Средствами учебного занятия показать, что…

Ученик на уроке вступает во взаимодействие с 5 объектами. Н.Е. Щуркова выделяет их в книге «Новое в воспитательной работе».

Прежде всего - это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться на уроке независимо от предметной принадлежности: гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.

Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность.

Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам, бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям.

Четвертый объект – труд. Отношение к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.

Пятый объект, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке – Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в своем развитии.

Общеучебные умения

Содержание образования включает в себя:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, составляющих содержание опыта осуществления способов деятельности;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, по использованию ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, нравственную чистоту и убежденность, обеспечивающих выбор благородных целей и гуманных путей для их осуществления.

Качественный состав умения учиться можно представить как взаимосвязь трех групп умений:

специальные (частные; предметные);

умения рациональной деятельности;

интеллектуальные умения.

Умения рациональной учебной деятельности и интеллектуальные получили название общих учебных умений (ОУУ). Именно они являются той основой, на которой вырабатываются конкретные, специальные умения и навыки.

I. Учебно-организационные умения

Учитель:

четко формулирует систему требований, предъявляемых к учащимся, с учетом специфики своего предмета;

уделяет внимание организации рабочего места учащихся;

следит за соблюдением правильной осанки учащимися;

четко определяет цель урока, знакомит с ней учащихся;

определяет дидактическую цель каждого этапа деятельности, разъясняет ее ученикам;

формулирует конечный результат деятельности учащихся на уроке;

разрабатывает алгоритмы выполнения типовых заданий;

в соответствии с требованиями программы и стандарта образования разрабатывает перечень знаний и умений по каждой теме для базового и повышенного уровня усвоения; доводит его до сведения учащихся;

знакомит учащихся и родителей с критериями отметок при разных видах учебной деятельности;

при формулировке домашних заданий обращает внимание на способы деятельности;

учит приемам рационального выполнения домашних заданий.

Учит учащихся:

понимать учебную задачу;

определять последовательность действий;

выполнять работу по образцу;

вносить свой элемент в выполнение работы;

работать по алгоритму;

самостоятельно составлять алгоритмы;

самостоятельно определять задачу предстоящей учебной деятельности;

планировать этапы ее выполнения;

выбирать наиболее рациональные способы работы;

проверять работу по образцу, по ходу выполнения, по результатам;

оценивать выполнение задания в соответствии с принятыми требованиями;

оценивать свое отношение к учебной деятельности;

анализировать собственную учебную деятельность, выявлять проблемы,

вносить коррективы в последующую работу;

проверять и оценивать работу товарищей по классу;

комментировать и рецензировать устные ответы учащихся;

работать самостоятельно, в паре; в группе;

работать в заданном темпе.

II. Учебно-информационные умения

Учащиеся:

- читают в соответствии с требованиями (слов в минуту)

Вслух

Про себя

1 класс

30-35

2 класс

70

3 класс

100

5 класс

120

140-170

6 класс

140

170-210

7 класс

150

210-250

8 класс

160

250-270

9—11 класс

160-170

до 330

владеют богатым набором приемов работы с учебником;

умеют работать с дополнительной литературой;

владеют элементами библиографической грамотности;

используют аудио, видеоматериалы в качестве источника информации.

Учащиеся умеют:

работать со справочным аппаратом учебника;

понимать и осмысленно пересказывать текст учебника;

выражать свое отношение к прочитанному;

находить в тексте нужную информацию;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

делить текст на основной и пояснительный;

выделять логические части текста;

устанавливать логическую связь между сведениями, изложенными в тексте;

находить в тексте опорные (ключевые) слова;

выделять главную мысль текста;

составлять вопросы к тексту;

составлять познавательные задачи проблемного характера, используя содержание текста;

составлять простой план пункта или параграфа;

составлять сложный план параграфа;

составлять тезисы;

составлять опорный конспект;

сравнивать изучаемые явления;

делать обобщения и выводы по параграфу;

делать обобщения и выводы по нескольким параграфам или теме;

составлять словарь по изученной теме;

самостоятельно выполнять опыты, описанные в учебнике;

пользоваться внетекстовыми компонентами учебника для поиска новой информации;

делать анализ содержания рисунков и схем;

использовать рисунки, таблицы, графики, диаграммы учебника для обобщения и систематизации знаний;

составлять таблицы по тексту учебника;

составлять схемы, диаграммы, графики по тексту;

работать со словарями, справочниками, энциклопедиями,  научно-популярной литературой;

использовать приемы скорочтения;

усваивать информацию с помощью диафильма и кинофильма, диска или магнитной записи, компьютера.

III. Учебно-интеллектуальные умения

Учитель осознанно учит следующим логическим операциям:

анализ;

синтез;

абстрагирование;

конкретизация;

сравнение;

классификация;

обобщение;

систематизация;

моделирование.

Учащиеся умеют:

выделять главное;

давать определения понятий;

устанавливать причинно-следственные связи;

выявлять в изучаемых процессах и явлениях принципы и закономерности;

обобщать и систематизировать учебный материал;

конкретизировать;

проводить аналогии;

классифицировать объекты по существенным признакам;

проводить сравнения, сопоставления, делать выводы;

аргументировать собственные высказывания;

доказывать и опровергать;

участвовать в дискуссии и полемике;

строить связный рассказ, выделяя логические акценты и переходы;

самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала;

логично излагать материал межпредметного характера;

свертывать и развертывать учебную информацию;

понимать познавательную задачу проблемного характера;

предлагать пути решения проблемы;

формулировать гипотезу, намечать пути ее проверки;

проводить элементарные исследования;

связно излагать тему, цель, гипотезу, ход и результаты проведенной частично-поисковой или исследовательской работы.

IV. Учебно- коммуникативные умения.

Учащиеся умеют:

управлять собственным вниманием;

отвечать на вопросы учителя;

высказывать собственное отношение к фактам, событиям;

рассказывать о своих наблюдениях;

передавать впечатление о фильме, спектакле, радиопередаче;

связно излагать свои учебные действия;

делать вступление к ответу;

проводить сопоставления;

делать обобщения;

пересказывать (подробно, близко к тексту; сжато; выборочно; с элементами перегруппировки материала);

составлять связный текст:

- типа индивидуальной характеристики;

- типа сравнительной характеристики;

делать сообщения:

- на основе типового плана;

- с использованием сведений из дополнительных источников;

- на основе разных источников информации, включая экранные и звуковые средства;

- с использованием материалов различных учебных предметов;

готовить тематический ответ;

делать доклад;

делать научное сообщение;

пользоваться свернутыми формами ответа (план, тезисы,опорный конспект);

участвовать в беседе, в диалоге, в дискуссии;

рецензировать устный ответ, сообщение, доклад;

слушать и записывать содержание объяснения учителя, ответ ученика, используя разные виды записи:

план рассказа;

ответы на вопросы;

выделение ключевых слов;

конспектирование;

владеют устной монологической речью;

писать под диктовку в определенном темпе (знаков в минуту)

1 класс- 10

2 класс - 25

3 класс - 40

5 класс - 50

6 класс - 70

7 класс - 80-90

8 класс - 100

9 класс- 105

10 класс-110

11 класс- 120.

списывать текст с доски, с учебника;

выписывать цитаты;

писать тезисы;

составлять план ответа на заданный вопрос;

письменно излагать текст по готовому плану;

писать сочинения, рецензии, отзывы, аннотации, рефераты, заявления, объявления, заметки в газету, протоколы, автобиографию, разные виды конспектов.

Учитель уделяет внимание соблюдению единого орфографического режима, при проверке тетрадей учитывает следующее:

надписи на обложках тетрадей;

чистоту и аккуратность записей;

каллиграфию;

грамотность письма;

наличие полей;

соблюдение красной строки;

наличие даты выполнения работы;

наименование письменных работ;

правила оформления практических и лабораторных работ.

При проверке письменных работ исправляет орфографические и пунктуационные ошибки.

Познавательные процессы и их характеристика

(к постановке развивающих задач урока)

Восприятие

Виды:

простые (восприятие величины, формы, цвета),

сложные (сочетание простых)

специальные (восприятие времени, пространства, движения).

Свойства:

осмысленность

обобщенность

целостность

константность

объем.

Мышление

Виды:

наглядно-действенное (практические)

конкретно-образное

абстрактное

Формы абстрактного мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Операции:

анализ

синтез

сравнение

абстрагирование

обобщение

конкретизация

классификация.

Внимание

Виды:

непроизвольное

произвольное

послепроизвольное

Свойства:

объем

устойчивость

распределение

переключение

сосредоточение.

Память

Свойства:

объем

прочность

точность

организованность

Виды:

по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная.

по степени активности человека в процессе запоминания: непроизвольная, произвольная.

по виду анализатора, через который поступает информация: слуховая, зрительная, двигательная, смешенная.

от приемов заучивания: механическая, логическая, образная, эмоциональная. 

Приемы умственных действий

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков и свойств.

Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга,  т.к. анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ. Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез.

Развитие анализа идет от практически действенного к чувственному, в дальнейшем к умственному. У младших школьников преобладающим является практически действенный и чувственный анализ.

 Сравнение - это сопоставление явлений и предметов, нахождение сходства и различий между ними.  Формирование умения пользоваться приемом сравнения следует осуществлять поэтапно:

выделение признаков или свойств одного объекта,

установление сходства и различия между признаками двух объектов,

выявление сходства между признаками трех и более объектов.

 Классификация – это умение выделять признаки предметов и устанавливать  между ними сходство и различие.

 Аналогия – это сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями способами действий. Формируя умение выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:

Аналогия основывается на сравнении, поэтому успех ее применения зависит от того, насколько ученики умеют выделять

признаки объектов и устанавливать сходство и различие между ними. Для использования аналогии необходимо иметь два объекта, один из которых известен, второй сравнивается с ним по каким-либо признакам. Для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации.

 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс обобщения может быть теоретический или эмпирический.

 Абстракция – это выделение одних признаков и отвлечение от других.

Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, а также различать несущественные признаки и связи этих предметов или явлений и отвлекаться от них.

Особенности абстракции:

За существенные признаки младшие школьники порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки.

Дети легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем

связи и отношения, которые существуют между ними.

Уровни и виды вопросов

 Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа, объяснения. Вопросы условно можно разделить на три уровня сложности.

1 уровень - репродуктивный

С помощью вопросов и заданий этого уровня вы воспроизводите (повторяете без изменений) уже знакомый материал и получаете за это законную отметку «три».

Вопросы и задания этого уровня будут выглядеть примерно так:

- что такое…

- кто написал…

- где находится…

- как называется…

- когда произошла…

- сколько…

- какие…

- перечислите…

- расскажите о …

- покажите…

- зарисуйте …

2 уровень - конструктивный

Предполагает применение знаний в знакомой ситуации. В детстве вам приходилось строить из одних и тех же кубиков разные конструкции. При выполнении заданий второго уровня вам предстоит создавать новые конструкции из имеющихся у вас знаний. При этом вы будете сравнивать, выделять главное, объяснять:

Какова причина….

Что объединяет…

Чем различаются…

Перечислите и объясните…

Найдите факты, подтверждающие…

Отберите существенные признаки…

Составьте план, конспект, схему…

Заполните таблицу…

Пользуясь планом, опишите…

Если вы справляетесь с заданиями, подобными этим, вы получаете вполне заслуженную четверку.

3 уровень - творческий

Это проблемные, развивающие вопросы и задания, требующие размышления, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез, доказательства и опровержения. При этом вам придется показать свободное владение знаниями в новых, незнакомых ситуациях, проявить творчество, умение нестандартно мыслить.

Почему…

Докажите или опровергните утверждение…

Обобщите, сделайте вывод…

Выдвиньте гипотезу, предложите вариант ее проверки…

Дайте сравнительную характеристику…

Сконструируйте…

Предложите свой вариант…

Выявите закономерность…

Напишите сочинение…

Напишите рецензию…

Список литературы:

Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч.-М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2002.-Ч.1.- С.250-287  (Глава 10. «Формы и методы обучения» ).

Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластнин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.-С. 385-409 (Глава 22 «Методы и средства обучения»).

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-С. 253-309  (Глава 12 «Методы обучения», Глава 13 «Формы организации обучения»).

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- С. 327-392  (Глава 12 «Урок - основная форма организации обучения в современной школе»).

PAGE  13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22309. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 160.5 KB
  Изучить организацию лечебно-эвакуационного обеспечения населения в очагах массовых санитарных потерь при применении противником ОМП. Рассмотреть организацию оказания медицинской помощи пострадавших, медицинскую сортировку. Изучить принципиальную схему развертывания этапа медицинской эвакуации, организацию медицинской эвакуации пострадавших
22310. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий) 271.5 KB
  Изучить условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, особенности формирования очагов массовых санитарных потерь при землетрясениях, наводнениях, лесных и торфяных пожарах
22311. РАБОТА НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 235.5 KB
  Первая врачебная помощь — комплекс общеврачебных мероприятий, оказываемых в целях устранения или ослабления последствий ранений (заболеваний), угрожающих жизни пораженным, раненых и больных, предупреждения развития опасных для жизни осложнений или уменьшения их тяжести, а также подготовки нуждающихся к дальнейшей эвакуации.
22312. Управління користувачами в невеликій мережі 28 KB
  Створюючи групи і додаючи в них користувачів ви визначаєте громадянство які мають права доступу до комп'ютерів в мережі. Крім того ви дістаєте можливість розділити користувачів на групи що володіють різними правами доступу. Двічі клацніть на значку Користувачі і паролі щоб відкрити діалогове вікно. Дозвольте користувачам обов'язково указувати свої ім'я користувача і пароль для чого встановите відповідний прапорець єдиний на вкладці Користувачі діалогового вікна Користувачі і паролі Перейдіть на вкладку Додатково.
22313. Використовування Windows 2000 Professional як Web-сервер 36 KB
  World Wide Web це компонент Internet що відповідає за надання інформації розваг служб а також проведення всіляких електронних транзакцій через Internet. І Internet і World Wide Web доступні цілодобово сім днів в тиждень. За всіма прекрасними декораціями World Wide Web ховається велика кількість серверів що містять Webсторінки і додаткові файли; такі сервери називаються Webвузлами.
22314. Управління Web-вузлом з допомогою Особистий диспетчер Web 53 KB
  Якщо необхідно зробити якісь дії по адмініструванню Webвузла наприклад припинити Webсервер або проконтролювати статистику відвідин Webвузла не обійтися без додаткового інструменту. До складу Windows 2000 Professional входить дуже проста у використовуванні утиліта Особистий диспетчер Web яка дозволяє управляти Webвузлом а також настроювати і змінювати параметри роботи мережних служб. Запуск утиліти Особистий диспетчер Web Для того щоб користуватися утилітою Особистий диспетчер Web необхідно її запустити.
22315. Управління Web-вузлом за допомогою Internet Services Manager 38 KB
  Для того щоб дістати більш широкі можливості управління Webвузлом подумайте про використовування засобу Internet Services Manager. Адміністрування Webвузла за допомогою цього інструменту надає вам масу можливостей. Ви можете змінити таке положення клацнувши правою кнопкою миші нижче за стандартний Webвузол вибравши команду Властивості після чого вибравши необхідний вміст.
22316. Підтримка FTP-вузла 44.5 KB
  Коли ж ви встановите службу FTP File Transfer Protocol видалені користувачі зможуть працювати з файлами на вашому FTPсервері. Вживання FTP відкриває видаленим користувачам доступ тільки до тих файлів і директорій які розташовані в структурі каталогів FTPсерверу. Установка служби FTP.
22317. Загальні відомості про Інтернет 46.5 KB
  З технічної точки зору Інтернет є об'єднанням комп'ютерів розташованих в різних країнах в одну комп'ютерну мережу. В даний час до мережі Інтернет підключені десятки мільйонів комп'ютерів користувачами яких є сотні мільйонів людей і число їх постійно росте. За допомогою комп'ютера підключеного до Інтернету можна побувати на екскурсії в Лувре або британському музеї взнати прогноз погоди вчинити покупки зробити замовлення на квиток одержати консультацію безпосередньо у фірмі Microsoft привітати друга з днем народження поспілкуватися з...