52406

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ученик 1. Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить Гераклит Ученик 3. Декарт Ученик 4.Брехт Ученик 5.

Русский

2014-02-15

108.5 KB

3 чел.

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ

(час духовного поиска)

Цели и задачи

Закрепить знания о человеке, о себе, о человечестве. Показать значимость конкретной личности. Учить каждого ребенка искать свое место в жизни, жить по законам добра, совести, справедливости, уважая права каждого члена общества. Формировать наилучшие черты характера, помогая реализовать наилучшие способности. Учить детей толерантно относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми. Содействовать формированию наилучших качеств личности каждого учащегося.

Подготовительная работа

I.Анкетирование учащихся класса по следующим вопросам:

1. Какое основное предназначение человека на Земле?

2. Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Человек-наивысшая ценность»?

3.Чтотакое личность?

4.Нравитесь ли вы людям (по вашему мнению)?

5.Что человек может изменить в себе? В других?

6. В чем счастье человека?

II. Обработка данных анкетного опроса, который поможет сделать выводы о  сознании своего «Я», взгляды детей на человека как личность, продумать цепочку вопросов и заданий для обсуждения.

Ход работы

  1.  Вступительное слово классного руководителя

  1.  Человек, как звезда, рождается

Сердь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколениями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается

Чтоб светлее стала вселенная.  

Это стихотворение Дмитрия Голубкова я взяла эпиграфом к нашему классному часу. А его – «Быть человеком на земле». Анкетирование, проведенное заранее, помогло мне составить круг вопросов и заданий для обсуждения на нашем занятии. А вопросы были такими…(Зачитывание самых интересных ответов).

Сегодня мы будем закреплять знания о человеке, о себе, о  человечестве, учиться искать свое место в жизни, жить по законам добра, совести, справедливости, уважая права человека, учиться толерантно относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.

  1.  Словарная работа

- Только что вы услышали новое слово «толерантно». Что же такое толерантность?

Толерантность (лат. Tolerantia- стойкий, терпимый, что допускает отклонения) – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В русском языке существуют два слова со сходными значением- толерантность и терпимость.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к  позициям и ценностям других людей.

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

  1.  Слово классного руководителя:

- Сейчас вы  вступаете в пору взросления и, наверное, сами уже можете ответить на вопрос, что означает быть человеком? Хотя, наверное, сразу ответить на него трудно. Сегодня мы посвятим классный час ответу на этот вопрос, т.е. поговорим о философии жизни.

- Ребята, а кого называют философом? – (Мудреца, человека, который всегда остается самим собой, умеет быть выше обстоятельств, знающего и понимающего законы мира).

- Ну что же, представим себя философами и начнем наш духовный поиск.

II.Основная часть занятия  

Учитель. «Наша личность – это сад, а наша воля – ее садовник », - говорил Вильям Шекспир.

Ученик 1. Человек становится человеком, личностью только среди людей, потому что только благодаря  другим человек познает себя, окружающий мир,  свои возможности, способности. Именно окружающие люди учат ребенка разговаривать, знакомят с разными предметами, их предназначением. В общении с членами семьи, одногодками позже в учебных заведениях и,наконец, самостоятельно, с помощью разных источников информации, человек познает мир, приобретает опыт, накопленный предыдущими поколениями, разными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения и самореализации.

Учитель. А сейчас   давайте послушаем высказывания известных людей.

Учкник 2. «Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» Гераклит

Ученик 3. «Нет более плодотворного занятия, как познания самого себя» Р. Декарт

Ученик 4. «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»    

Б.Брехт

Ученик 5. «Жизнь человека определяется не количеством прожитых лет, а качеством дней»

М. Пришви

Ученик 6. «Не жить лучше, а быть лучше»

Г. Сковорода

Ученик 7. «Решение мировых проблем людям следует искать в самих себе»

Г.Сковорода

Ученик 8. «Труд – это не обязанность или долг, или принуждение – это свободное влечение (потребность) человека»

Г.Сковорода

Ученик 9. «Цель жизни – умножение человеком своих познаний. Чем больше эти познания, тем разумнее и скорее становятся потребности»

Г. Сковорода

Ученик 10. «Человек сам по себе глубок своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не  заглянув, так и уходят из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей»

Г. Сковорода

Учитель. Что такое человек? Чем он отличается от животных?

Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек двуногое творение без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человеку без ног все-таки остается человеком, а птица без перьев человеком не станет».

Например, существует признак, который характерен только человеку: из всех живых существ только человек имеет мягкую  мочку уха. Это самое важное отличие человека от животного?

Ученик 1. Человек существо общественное и социальное. Каждый ребенок становится человеком только в обществе: были случаи, когда маленькие дети попадали к животным и росли вмести с ними. Они не умели ходить на двух ногах, не разговаривали, не могли мыслить, как люди.

Ученик 2. Для человека мысль – венец всего живого.

                А чистота души есть бытия основа.

                По этим признакам находим человека:     

                Всех тварей на Земле превыше он от века.

                А если он живет, не мысля  и не веря,

                То человек не отличается от зверя.

Учитель. О чем это свидетельствует? ( Ответы)

А какова же роль школы в становлении человека? Давайте обратимся к известным педагогам и философам.

Ученик 3. «Дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свои меры времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечность»

В. Сухомлинский

Ученик 4. «Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими желаниями, другой игрой чувств»

Януш Корчак

Ученик 5. «Душа ребенка сложная, как и наша, полная подобных противоречий, в тех же трагических вечных сомнениях: хочу, но не могу, знаю, что нужно, и не умею себя заставить»

Януш Корчак

Ученик 6. «Школа – это мастерская, где формируется мышление подрастающего поколения, нужно крепко держать его в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

А. Барбюс

Ученик 7. «Посейте поступок – пожнете привычку, посеете привычку – пожнете характер, посеете характер – и вы пожнете судьбу»

У. Тиккерей

Ученик 8. «Изумление человеком – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания»

В. Сухомлинский

Учитель. Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение целей жизни. Человеку нужно знать, каков он, кто он, знает ли он себя?

И так, какое оно -  ваше собственное «Я»?

Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому разделяют:

«реальное Я» - каким человек представляет себя на самом деле в данный момент;

«динамическое Я» - каким человек хочет стать;

«фантастическое Я» - каким человек видит себя в мечтах;

«будущее Я» - каким человек может стать;

«идеализированное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть и целый ряд;

«представляемых Я» -   каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие – то черты своего «реального Я».

Ученик 9. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле», - писал И. Кант.

Учитель. Немецкий поэт Гёте писал: «Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попытайся выполнить свой  долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Ученик 10. желание познать себя, сформулировать свой характер, развивать способности и волю на благо людей-всё это необходимо человеку для полноценной жизни.  

    Ученый-физиолог И. Павлов писал, что рядом с низкими рефлексами (рефлекс приёма пищи, например) человек имеет еще и свой собственный - стремление к преодолению преград. Нужно осмысленно развивать этот рефлекс в себе.     

        Учитель. Привычки формируют человека. А что такое – привычки?

        

        Ученик 1. Привычки – это то, что вы обычно делаете, как ведёте себя. Привычки во многом делают людей теми, кто они есть. Привычка – это действие, а действие показывает невидимое – наш характер.

   Отсюда следует вывод: я – это то, что я говорю и делаю.

        Учитель. Поступки – зеркало души. Вежливость показывает, насколько вы уважаете людей.

        Ученик 2. Для того чтобы быть воспитанным человеком, недостаточно просто произносить вежливые слова. Необходимо проявлять свою воспитанность в поступках.

        Учитель. Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы они относились к вам.

        Ученик 3. Уважать – это значит своим отношением, словами или поступками показывать, что люди (и вы в том числе) и предметы вокруг вас имеют ценность.

              Учитель.       Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского

                                  Потому что я – человек

  Вечерело. По дороге шли два путника – отец и сын, семилетний ребёнок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руки ребенка, пошел дальше.

  На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.

  На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну:

  - Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.

  Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

  - Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камень?

  - Я убрал его с дороги.

  - Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

  - Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

  - Почему же вы убрали камень?

  - Потому что я – человек.

Обсуждение. Как вы думаете, что имел в виду старик, сказав, что он убрал камень просто потому, что он – человек?

                     Является ли, с вашей точки зрения, забота о других людях, а не только о себе, частью человеческой природы? Насколько важно, чтобы эта забота проявлялась не только на словах, но и в поступках.

       Ученик 4.      Два мира есть у человека:

                              Один, который нас творил,

                              Другой, который мы от века

                              Творим по мере наших сил.

      

        Ученик 5. Тот, кто хочет понять настоящее, должен понимать прошлое, питающее настоящее. Поэт Л. Мартынов писал:

«Не почитай себя стоящим

Только здесь  Вот, в  сущем, в настоящем,

А вообрази себя идущем

По границе  прошлого с грядущем»

Учитель. Человек среди людей –  это необходимость или обреченность?

Ученик 6. Робинзон Крузо, очутившись на необитаемом острове, почувствовал всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Робинзон выжил 28 лет. Он боролся с дикой  природой и победил. Однако не было дня, чтобы он не всматривался в морскую даль. Он мечтал о корабле, который вернет его в цивилизацию. Потому что в не общества человек теряет самое главное – радость общения с другими людьми.

Ученик 7. « Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»

Антуан де Сент – Екзюпери

Ученик 8. « Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибаются еще сильнее»

Француа де Ларошфуко

Ученик 9.  « Ребенок в момент рождения лишь кандидат человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научится стать человеком в общении с людьми»

А. Пьеро  

Учитель. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что высшая ценность  - человек. « Дорожи счастьем бытия. Это счастье постижимо только человеком, доступно только людям. Перед каждым человеком – безграничный океан этого счастья, как безграничен воздушный океан, но также, как никто не думает о воздухе, когда вволю, так мало кто задумывается о счастье бытия. Для того чтобы по- настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, тонкая, всесторонняя воспитанность души – интеллекта, сердца, воли… Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми».

Продолжим наше размышление. В течение многих   лет во всем мире вырабатывались различные концепции справедливости.

Послушаем древний миф.

Ученик 10. Создавая род   человеческий, боги позаботились о нем со щедростью по истине божественной: дали разум, речь, огонь и дом, способность к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким – либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Научить людей жить обществом боги не сумели. И когда люди собирались вмести для какого –  нибудь  большого дела -  строили город, канал, дорогу – вспыхивали между ними ожесточенные распри, а дело нередко кончалось всеобщим провалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпеливы и жестоки   были люди, все решали  только грубой силой…

И над народом людским нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей Совесть и Справедливость.

Восхищены были боги мудрости отца. Только один вопрос  они задали ему: как распределить Совесть и Справедливость среди людей? Ведь таланты боги дают избирательно. А как поступить с Совестью и Справедливостью?

Зевс ответил, что к Совести и Справедливости должны быть причастны все люди.

Учитель. Вы, наверно, часто слышали такое выражение «общечеловеческие ценности». Так вот Совесть и Справедливость относятся именно к таким ценностям. Они и легли в основу нашей цивилизации.

Продолжим путешествие и вспомним, как менялись представления людей  о Справедливости.

Ученик 1.  Сначала человечество жило по « Закону джунглей». Суть этого принципа очень проста. Ты украл моего цыпленка – я украду твою корову. Ты убил моего роба – я убью твоего сына. Ты подбил мне глаз – я  разобью тебе нос. Мы думаем про себя: «Как мне отомстить ему?» Вот это и есть «Закон джунглей». Такая месть быстро выходит из – под контроля, и начинается цепная реакция ответных действий.  Словесные оскорбления нагнетают,  пока не переходят в насилие. Таково происхождение кровавой вражды между семьями и народами, которая может длится десятилетиями, переходя от поколения к поколению и, кажется, нет такой силы, которая могла бы ее остановить. Чувство мести и желание проучить другого ведут к возникновению и развитию нагнетания, злобы и обиды, которые, однако, не когда не разрешают существующих проблем.

Хотя мы называем это «Законом джунглей», на самом деле даже и в нашем веке есть люди, которые следует именно такой этике. Они не могут остановится, преследуя своих противников.

Учитель. Хотели бы вы жить в обществе, где жизнь определяется именно этим законом? Следующий закон « Око за око».

Ученик 2.  Один из самых передовых законов древнего мира был создан Хаммурапи, царем Вавилона, в 1800г. до нашей эры. Он был основан на принципе «око за око, зуб за зуб». Хотя такое понимание справедливости может показаться примитивным, но по сравнению с «Законом джунглей» - это был большой шаг в перед по лестнице Справедливости: вместо того, чтобы выбивать человеку все зубы, выбивали только один!

Учитель. Вот такой видели Справедливость  XVIII в. до н.э.  Шло время, взгляды менялись, и появился новый принцип правды, так называемые «Золотое правило».

Ученик 3.  В V в. до нашей эры китайский философ Конфуций на вопрос:  «Можно ли одним словом выразить принцип поведения в жизни?» - ответил: «Это слово – обоюдность, то есть не делай другим того, чего не желаешь себе». Так что если ты не любишь, что бы тебя били, не бей сам; не любишь, что бы тебя унижали, не унижай других.

Иисус Христос счел такой взгляд на мир не достаточно деятельным. Вместо этого он предложил: «Поступай с другими так, как желаешь, что бы поступали с тобой». Обрати внимание, Конфуций сказал « не делай», а Христос – «поступай».  В этом случае мы активно помогаем тем, кому нужна поддержка. Мы слушаем других, потому что хотим, что бы услышали и нас. Мы уважаем других, потому что хотим, что бы уважали нас. Мы любим ближнего, как самого себя. Но Иисус Христос учит, что мы должны любить не только ближних, но врагов своих. Однако очень не многие сумели воплотить этот принцип в жизни.  Однако те не многие, которым это удалось, остались в истории. Вы все помните историю о сыновьях князя Владимира, Борисе и Глебе. Они были убиты, потому что отказались сражаться со своим братоубийцей Святополком. Бориса и Глеба объявили святыми, а Святополк вошел в историю как Святополк «Окаянный».

Учитель. Вот так человечество шло к высшему пониманию Справедливости. Вы знаете, что сравнительно не давно было объявлено об отмене смертной казни в Украине. А вы с этим согласны? Какого ваше мнение по поводу отмены  смертной казни?

(Учащиеся дают разные ответы. Учитель должен подвести их к той мысли, что жизнь дается не государством, а природой или Богом, и не ему эту жизнь отнимать. Убивая преступника, государство само опускается до уровня преступника.)    

Вывод. И так, вы поняли, что человечество идет вперед дорогой Человечности и Добра. Но почему зла не становится меньше? Где же этот не иссекаемый источник зла?

(Желаемый ответ) В самом человеке. Но здесь же и источник добра.

Иммануил Кант (немецкий философ) писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем-чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Так что же нужно делать, чтобы не делать зла? - Необходимы душевные усилия. «Душа обязана трудиться и день и ночь». А это значит:

познать самого себя;

овладеть искусством управлять собой;

слушать голос Совести;

научиться делать правильный моральный выбор.

Верующие люди утверждают, что у нас на одном плече сидит черт, на другом - ангел. Они нашептывают нам, как поступить. И от того, что мы выберем, зависит наша судьба.

Послушайте два поучительных примера.

Ученик 4. Один из величайших философов и моралистов античности Сократ (живший около'4?(f- 399г. до нашей эры) предпочел смерть в тюрьме изгнанию. Его поступок не был результатам усталости старого человека, разочаровавшегося в жизни. Вовсе нет. Этот мудрый -человек постунил так, последовательно выражая себя как философ и как личность. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю», «Познай самого себя». Для него первичен дух, он — идеалист. Если материалисты призывают прислушаться к природе, то Сократ ссылается на особый внутренний голос. Суть его учения - этический идеализм, мораль и знания совпадают в добродетель. Суть его диалектики - искать истину в споре, в рассуждении, в полемике. Он считал, что столкновение противоположных истин - лучший путь познания истины. Основные составные части «сократовского метода» - ирония и майевтика. Майевтика - это повивальное искусство (его мать принимала роды). Тем самым Сократ хотел сказать, что своими вопросами он помогает слушателям, как бы заново родиться. Мораль (нравственность) и знания по Сократу -едины. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) умеренность (знание, как обуздывать страсти); 2) храбрость (знание, как преодолеть опасности); 3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Кстати,, демократию он с.читал безнравственной фо.рмой власти. Для Сократа собственная жизнь была философской проблемой, А важнейшим из проблем философии был вопрос о жизниTi смерти."Он научился делать то, что порою труднее всего дается людям - принимать жизнь такой, как она есть, и поступать соответственно своим убеждениям. На судебном процессе Сократа обвинили три человека: завидовавший философу поэт Мелет и два других афинянина Ликон и Анит. Этих людей настигло то, что «бежит быстрее смерти - человеческое презрение». Сократ, чья мораль непостижима для большинства, когда ему предложили выбрать изгнание или смерть, выпил чашу с ядом. Ему друзья предлагали бежать, но бегство Сократ расценил как моральное поражение.

Учитель. Что же принесла человечеству и самому Сократу такая смерть?

А вот другой пример стойкости духа и верности своему человеческому

долгу.

Ученик 5. Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время
Второй Мировой войны близ него находился один из самых страшных
лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном
еврейской национальности. На одном из каменных надгробий здесь высечено
«Януш Корчак и дети». '   

Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему тем'же. Он писал книги для детей и для взрослых, а перед войной стал директором Дома Сирот и единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы захватили Польшу, детский дом приказано было уничтожить и его маленьких обитателей тоже, потому что все они были евреями. На директора приказ не распространялся, он мог уехать, скрыться. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы отправили детей в лагерь смерти, с ними пошел и Януш Корчак. А потом, вместе с детьми, он сделал свой последний поступок - вошел в газовую камеру, не бросив своих питомцев.

Казалось, Януш Корчак мог бы по-другому сопротивляться злу. Он мог уйти в партизаны, бить фашистов в рядах народной армии, Он не спас бы обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизнь других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных детей, примером нравственной стойкости. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем-, как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка.

Учитель. Как вы думаете, предвидел ли Януш Корчак, что его имя станет примером для других? Конечно, нет. Почему ^многие совершают подвиги, идут на самопожертвования не ради славы? Что движет этими людьми? (Верность своим убеждениям, неспособность кривить душой, вера в Высшую справедливость)

То, что вы услышали - это примеры величайшей нравственности, когда люди делали свой выбор между жизнью и смертью. Но и мы в нашей повседневной жизни постоянно делаем выбор между добром и злом, достоинством и низостью: обидеть или защитить, проявить равнодушие или попросить прощения, курить - не курить и т.д. Решение, которое мы принимаем, тоже влияет на судьбу, на нашу жизнь. А формировать в себе готовность к поступку надо именно сейчас, на пороге взросления и формирования Воли, Духа и Личности.

             

    - Давайте проведем тест «Ваша личность»

1. -Легко ли вы сходитесь с людьми?
(Да - 1; не очень - 3; нет - 5)

2. Вы курите?

(Да — 1; иногда - 3; нет -5)

3. Если вы совершили нехороший поступок или обманывали, то...
(Никогда никому не сознаётесь - 1;

иногда сознаётесь -3; всегда в этом сознаётесь - 5)

4. Если бы друзья предложили вам попробовать наркотики, вы согласились бы?

(Да - 1; не знаю - 3; нет - 5)

5. Вы считаете, что трезвый человек среди пьяных - «белая ворона»?
(Да - 1; неуверен(а) - 3; нет - 5)

6. Если бы к вам за помощью обратились люди, которые пострадали
вследствие катастрофы, отдали ли бы вы последние деньги?    

(Да - 5; не все - 3; нет -1)

7. Если бы вы увидели, что ваши друзья унижают кого-нибудь, вы бы
заступились?

(Да - 5; неуверен(а) - 3; нет -1)

8. Если бы слепому нужна была ваша помощь, чтобы перейти дорогу, вы
бы помогли?

(Да - 5; если бы не спешил (а) - 3; нет - 1)

9. Когда родители хотят вас чему-то научить, вы...
(Учитесь — 5; делаете вид, что учитесь - 3; нет — 1)

Ю.Когда родители просят помощи по хозяйству, вы соглашаетесь? (Да — 5; иногда — 3; если заставляют — 1)


Оценивание результатов

10 - 22 баллов. Ваша личность рискует не проявиться никогда. Вы живете серо и буденно, не заглядывая в будущее, бы зависимый человек, и, прежде всего от себя, а еще от своих друзей. Вам тяжело отстаивать свои права и мысли. Вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за кого-то.

Рекомендации. Прекратите думать, что хорошие и плохие поступки

осуществляют глупцы. Не ищите дешевой популярности, стремитесь к свету.

23-38 баллов.  Ваша личность начинает просыпаться. Вы способны противостоять негативному влиянию и заглядываете в будущее, понимая, что школьные годы - это преамбула, что жизнь впереди и ее качество зависит от того, что и как вы делаете сейчас. Вы думаете о других, однако, думая, ничего не делаете. Вы пока еще не понимаете, что когда человек отдает, он получает много позитивных качеств, которые принесут пользу в будущем.

Рекомендации.  Поймите, что личность проявляется в поступках.

Спешите делать добро, и вам тоже будут отвечать добром.

39-50 баллов.  Ваша личность уже некоторым образом проявилась. Вы осознаете, что полезно, и чего стоит утраченное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности сосредотачивать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильнее, а на тех, кто интереснее и полезнее. Возможно, с вами нелегко общаться, но вы от этого получаете огромное удовлетворение.

III. Заключительный этап занятия

Учитель. Каждый человек - личность, неповторимый индивидуум. Каждый имеет богатый духовный мир, множество способностей оригинальность мыслей и чувств, увлечений, талантов. И для того, чтобы найти путь к окружающим, необходимо учиться приближаться к ним, развивать в себе желание видеть в людях добрые начала.

Юности безоблачное небо,

золотая звонкая заря.

Наступленье дня, в котором не был

и в который входишь ты не зря.

Входишь ты - безудержный и щедрый -открывать, бороться и любить.,

И души сияющие недра –

как источник счастья отворить.

Геннадий Головатый

А сейчас давайте поиграем.


Игра «Передача мысли»

(Учитель читает фразу, ученик должен передать ее не дословно, а по смыслу)

  1.  «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Гегель).
  2.  «Жизнь начинается тогда, когда человек начинает задумываться над
    поступками и отвечать за них» (Астафьев).
  3.  «Нравственность - это разум сердца» (Гейне).
  4.  «Только нравственность в наших поступках придает красоту и
    достоинство нашей жизни» -(Эйнштейн).       ' * —
  5.  «Быть человеком - это значит чувствовать свою,£тв_етственнос.ть»
    (А. де Сент-Экзюпери).

6.«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе цель в жизни, он вместе с тем невольно дает себе оценку» (Лихачев).

  1.  «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» (Л. Толстой).
  2.  «Нам дарит доброта продленье века, а злоба старит человека»
    (Дагестанская пословица).
  3.  «Посейте поступок - и вы пожнете привычки; посейте привычки - и вы
    пожнете характер; посейте характер - и вы пожнете судьбу»
    (Теккерей).
  4.  «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшей есть наука о
    том, как жить, делая как можно больше добра» (Л. Толстой).

- И в завершении нашего разговора, мне бы хотелось еще вспомнить десять христианских заповедей. Это моральные принципы цивилизованного общества. В них описано, каким должен быть человек, как оно должен относиться к другим людям, по каким законам жить.

Каждый из вас, уходя сегодня с занятия, получит на память стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь». Оно подведет итог нашего духовного поиска. Я надеюсь, что вы будете придерживаться этой заповеди, и она станет вашим руководством в дальнейшей жизни.


Литература

  1.  Человек и общество. 4.1. Человек, природа, общество: Учебное пособие для основной школы. - 2-е издание. / Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. - М.: Новая школа, 1995.
  2.  Солдатова Г.У., Шайгерова О.Д. Жить в мире с собой и другими. -М. Генезис,2000.

5. Пособие для учащихся. / Авт. Кол.: Коломейская Д. и др.; под ред. Б.П. Битинаса. - М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1999.

  1.  Е.М, Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина,
    Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. 50 сценариев классных часов. - М.:
    Центр «Педагогический поиск», 2001.
  2.  Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32459. Назначение и функционирование шин: шина процессора, шина памяти, шина адреса 52 KB
  Шина это общий канал связи используемый в ПК для организации взаимодействия между компонентами системы. Шина – это набор соединений по которым передаются различные сигналы. В Pentium III например эта шина работает на частоте 100 МГц и имеет ширину 64 разряда.
32460. Назначение, принцип действия, характеристики и классификация сканеров 37 KB
  Сканер считывает изображение и преобразует его в цифровые данные которые передаются процессору и там интерпретируются. Сканер разделяет изображение на микроскопические строки и колонки а затем определяет как плёнка в фотоаппарате сколько света отражается от каждой отдельной точки находящейся на пересечении строк и колонок. После того как сканер соберёт информацию о каждой точке он представляет результат виде цифрового файла в компьютер.
32462. Напряжение питания, перегрев и охлаждение процессоров 33.5 KB
  Теплоотводы бывают: Пассивные теплоотводы являются простыми радиаторами; активные содержат небольшой вентилятор требующий дополнительного питания. Активные теплоотводы со встроенным вентилятором выпускаются для быстродействующих П вентиляторы обычно подключаются к разъему питания дисковода или спец. разъему питания 12В для вентилятора на СП.
32463. Новые интерфейсы ввода-вывода – USB и Fire Wire 123 KB
  При подключении устройств к USB не нужно отключать питание настройка происходит автоматически технология Plug nd Ply сразу после физического подключения без перезагрузки или установки. Нужно просто подключить устройство после чего контроллер USB установленный в компьютер самостоятельно его обнаружит а также добавит необходимые для работы ресурсы и драйверы. Все периферийные устройства должны быть оборудованы разъёмами USB и подключаться к ПК через отдельный выносной блок называемый USBхаб или концентратор с помощью которого...
32464. Классификация, принцип действия и характеристики принтеров 575.5 KB
  Классификацию принтеров можно выполнить по целому ряду характеристик: способу формирования символов знакопечатающие и знакосинтезирующие; цветности чернобелые и цветные; способу формирования строк последовательные и параллельные; способу печати посимвольные построчные и постраничные; скорости печати; разрешающей способности. Для печати текстовой информации существуют режимы печати обеспечивающие различное качество: черновая печать Drft; типографское качество печати...
32465. Технологии отображения информации 35.5 KB
  Поток электронов электронный луч проходит через фокусирующую и отклоняющую катушки которые направляют его в определенную точку покрытого люминофором экрана. Период сканирования по горизонтали определяется скоростью перемещения луча поперек экрана. В процессе развертки перемещения по экрану луч воздействует на те элементарные участки люминофорного покрытия экрана в которых должно появиться изображение. Интенсивность луча постоянно меняется в результате чего изменяется яркость свечения соответствующих участков экрана.
32466. Направление технического прогресса в СКС и Т 27.5 KB
  Современная индустрия туризма за последние годы притерпела вестма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически не мыслимо без использования современных информационных технологий. Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу туристского бизнеса и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия. Возможность формирования новых маркетинговых каналов...
32467. Инфраструктура предприятий сервиса. Технические средства предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма 31 KB
  Тип гостиничной телефонной станции зависит от количества абонентных точек назначения гостиницы и ее расположения. Для облегчения связи с работниками управления и администрации гостиницы телефонное оборудование может быть укомплектовано телефонной системой. Устройство внутренней связи: важный фактор эффективности работы гостиницы. Телетайпфакс представляет собой систему письменной телекоммуникации обслуживающую как администрацию гостиницы так и клиентов.