52414

Натуральные числа и действия с ними

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока: Учитель поёт: И вот прозвенел как обычно звонок На наш не совсем уж обычный урок И всё на мгновение замерло мы начинаем. Учитель: Добрый день рад видеть вас Посетивших пятый класс. Волшебство нам ни к чему Учитель: Объясните почему Головня: Потому что можем сами Учитель: То есть сами вы с усами Головня: Можем трактовать и так: Математика пустяк Учитель: Значит я умою руки И сейчас усну со скуки Хараберюш: Не придётся Вам уснуть Отправляемся мы в путь По тропинкам повторенья Повторенье ...

Русский

2014-02-15

90.5 KB

4 чел.

Анотація

Розробка уроку з математики для 5 класу у віршованій формі, мета якого активізації пізнавальної діяльності учнів; формування творчих навичок учнів; розвиток зацікавленості до вивчення предмету.


Открытый урок математики в стихах

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме

«Натуральные числа и действия с ними»

 

Эпиграф: «Числа правят миром»

Тема урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Натуральные числа и действия с ними».

Вид урока: урок – спектакль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Методическая цель урока: использование творческих форм, как средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Учебная цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Натуральные числа и действия с ними».

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания о натуральных числах, действиях с натуральными числами, свойств действий и показать навыки решения уравнений и задач;

- развивать у учащихся умение обобщать изученное, логически излагать свои мысли;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма, развивать творческие способности и прививать интерес к изучению математики.

 

Ход урока:

            Учитель (поёт): И вот прозвенел как обычно звонок

На наш не совсем уж обычный урок

И всё на мгновение замерло – мы начинаем.

Вот тема урока, вот цели его,

Они, эти цели нужны для того,

Чтоб было понятно, чего мы на нём достигаем.

А вот и исполнители – знакомьтесь: пятый класс.

Они уж постараются сегодня здесь для вас.

Раскроют нашу тему, правда у меня всё ж есть сомненья.

 Входят учащиеся(поют):Сомненья?

А вы не сомневайтесь, мы готовы отвечать

Мы тщательно готовились: от «аз» прошли до «ять»

Сейчас продемонстрируем все навыки и все уменья.

Учитель:

Добрый день, рад видеть вас,

Посетивших пятый класс.

Мы представим нынче сказку.

Лишь волшебную указку

Я найду, и всё начнётся,

Только что-то мне сдаётся,

Что её как будто нет…

Головня:

Это правильный ответ.

Волшебство нам ни к чему!

Учитель:

Объясните, почему?

Головня:

Потому, что можем сами!

Учитель:

То есть, сами вы с усами?

Головня:

Можем трактовать и так:

Математика – пустяк!

Учитель:

Значит, я умою руки

И сейчас усну со скуки…

Хараберюш:

Не придётся Вам уснуть

Отправляемся мы в путь

По тропинкам повторенья,

Повторенье – мать ученья!

Учитель:

Что ж, тогда моё вниманье,

Ваше же для нас старанье.

Хараберюш:

Ну, тогда немедля в путь!

Балиоз:

Нас с собою не забудь

Хараберюш:

Как же мне в пути без вас?

Мы же вместе – сила, класс!

Пошагали! В путь – дорогу!

Головня:

Только, чур, - идти всем в ногу!

В математике никак

Упустить нельзя пустяк,

Там всё очень-очень строго

И всего-всего так много!

Балиоз:

Начинаем представленье

Под названьем «Повторенье»!

Суппес:

В непонятном государстве

В очень сложном детям царстве

Кой-какие знаки жили

Меж собой они дружили.

Десять цифр и знаки действий

Их представим, посодействуй!

Балиоз:

Без проблем, начнём показ,

А к показу и рассказ.

Говоритель: (в образе 1)

Перед вами единица.

Как восточная царица

Остроноса и тонка,

И противная слегка.

Яровой: (в образе 2)

А сейчас пред вами «два»

Как большая голова,

У которой вырос хвост

И идёт всё дальше в рост.

Каракай: (в образе 3)

А вот это цифра «три».

Рот, язык, ну, посмотри

Ведь похожа же на рот,

Хоть и сделай оборот.

Охотников: (в образе 4)

А теперь идёт «четыре»

Глазки сделайте пошире –

Дальний родыч единицы,

Но холоп, а не царица.

Матвиенко: (в образе 5)

Нам предстала цифра «пять»

Красота, ни дать, ни взять

Всё при ней – и рот, и нос,

Лоб, как каменный утёс!

Халайджи: (в образе 6)

Представляем цифру «шесть»

Любит, видимо поесть!

И животик отрастила.

Главное – добра и мила.

Марасина: (в образе 7)

Пред глазами цифра «семь»

Худощавая совсем

Ей стоять так тяжело

Хоть бы ногу не свело!

Хараберюш: (в образе 8)

А теперь пред нами «восемь»

На руках её мы носим

В марте к нам ты приходи,

А сейчас давай, иди.

Пробачай: (в образе 9)

Посмотрите – цифра «девять»

Хвост бы ей ещё приделать

Будет вылитая «два»

Ух, какая голова!

Балиоз:

Всё? Ан, нет! Ещё есть ноль –

Черской:

Просто головная боль!

Вы о нём не забывайте.

Балиоз:

Всё! Их десять! Посчитайте!

Мало их, но дружат так,

Не поссоришь их никак.

Суппес:

В гости все друг к другу ходят,

Хороводы часто водят.

Глянь, вот эти две танцуют –

(Хараберюш танцует с Яровым)

Двадцать восемь образуют,

Балиоз:

Или восемьдесят два:

Кто в хвосте, кто – голова.

Суппес:

Эти сели выпить чай –

(Каракай с Пробачай)

Тридцать девять получай!

Балиоз:

Или девяносто три

Как захочешь так смотри.

Суппес:

Ну, а этих соберём

Вместе за игрой втроём –

(Говоритель, Черской, Матвиенко)

Им в скакалочку играть,

Получается сто пять.

Балиоз:

Или всё ж пятьсот один –

Поменяй их нам, Вадим!

Эти: шесть, семь и четыре

(Халайджи, Марасина, Охотников)

В доме кто, а кто в квартире

И пока они что сами

Занимаются делами.

Суппес:

Подведём сёйчас черту!

Хараберюш:

Что имеешь ты в виду?

Понимаешь под чертой?

Балиоз:

Вывод сделаем такой:

Видим здесь с тобою что?

Хараберюш:

Что мы видим? Видим то

Превратились цифры в числа

Ну, и как же это вышло?

Головня:

А вот так, как станут рядом

Малым иль большим отрядом

Так число и получилось.

Вот сто сорок нам на милость.

(рядом стали 140)

Хочешь, рядом станет шесть?

Можешь это ты прочесть?

(рядом стали 1406)

Хараберюш:

Прочитала, да-а-а такое…

Очень-очень уж большое.

И зачем они нужны?

Балиоз:

Что ты! Нам они важны!

Посчитать в реке гусей,

На питание – детей,

И отсутствующих в школе,

Технику, на пашне, в поле.

Хараберюш:

Звёзды посчитаешь тоже?

Суппес:

В этом астроном поможет!

Числа те, что для подсчёта,

Для любого там учёта

Натуральными назвали,

Имя им такое дали.

Меньшее число – «один».

Слово мы ему дадим.

Говоритель:

В числовом стою ряду,

За собой я всех веду.

Предо мною чисел нет.

Вот такой мой вам ответ!

Головня:

А за ним тех чисел – тьма!

Хараберюш:

Знаю это и сама!

Но последнее, какое,

Само - самое большое?

Головня:

А такого вот и вовсе

Сколько ты там не готовься

Это выдумать число

(крышу чтобы не снесло)

Единичку я добавлю

Этим сразу и избавлю

Я от поисков твоих.

Балиоз:

В общем, бесконечно их!

Миллиарды, триллионы,

Гуголы, нантиллионы!

Хараберюш:

Как же знать их всех возможно?

И что делать с ними можно?

Суппес:

Знаки действий есть у нас

Их покажем мы сейчас.

(Охотников в образе +)

Халайджи:

Это крест?

 Хараберюш:

                     Нет, это плюс!

Он скрепляет их союз,

Чисел, тех, что рядом с ним…

Ты и ты, так вот стоим…  (5+7)

(рядом становятся Матвиенко и Марасина)

Халайджи:

Пятьдесят получим семь!

Хараберюш:

Нет, не права ты совсем!

Халайджи:

Надо в этом разобраться…

Получается… двенадцать.

Суппес:

Это действие сложенье,

Или проще – прибавленье.

Если числа велики –

Пишем мы их в две строки.

Справа их мы подровняем

А теперь и прибавляем: (882+776=1658)

(На доске решает пример)

Два и шесть – получим восемь,

Вот сюда её мы сносим.

Восемь, семь – тут пишем пять,

(единичку добавлять)

Восемь, семь, один – здесь шесть,

И один ещё вот здесь!

Халайджи:

Можешь ты мне рассказать,

Что так можно сосчитать?

Хараберюш:

Две отары из овец,

Или деньги, наконец!

Балиоз:

А вот есть такой вот знак: (-)

(Яровой в образе -)

Халайджи:

Ну, не вспомню я никак,

Может это быть черта?

Или это… как там? Та…

Балиоз:

Этот знак зовётся минус.

Халайджи:

Я сейчас, наверно, двинусь.

Знаю я его, конечно

Недовольна им я вечно.

С ним всегда всё отнимают,

Ещё лужи замерзают…

Балиоз:

Отнимают – это точно.

Вычитание так прочно

В нашей жизни укрепилось,

Прижилось, укоренилось,

Что не знать его нельзя

Согласитесь же, друзья.

Действие несложное,

Сложенью - противоположное.

Хараберюш:

Очередь моя теперь

Я, решаю, чур, пример. (2065-592=1473)

(На доске решает пример)

Два от пять – получим три,

Записала здесь, смотри.

Девять, шесть – нет, не отнять

Надо здесь теперь занять.

Записали цифру семь,

А вот тут капец совсем!

Было – ноль, девятка щас

Мы – пятёрочку от вас

И четвёрочку запишем,

Единичку тут припишем.

Получается число…

Халайджи:

Вот кому то повезло:

Заплатил налог с зарплаты,

Можно дальше делать траты.

Головня:

Третий знак.

Халайджи:

                         – Хороший знак!...

Не припомню я никак…

Он похож на знак сложенья…

Головня:

Есть же он – знак умноженья.

Может, знаешь делать как?

Халайджи:

Знает и любой дурак! (306*37)

(пробует решить, но не знает как)

 Головня:

(На доске решает пример)

Числа пишем как удобно

С этим тут у нас свободно.

Шесть на семь – запишем два,

О четвёрке – голова,

Семь на ноль, ещё четыре –

Знает каждый в этом мире.

Семь на три – один поставим,

Двойку впереди приставим.

Три на шесть – конечно восемь,

Вот сюда её мы сносим.

Трижды ноль, один я помню,

Это место им заполню

Трижды три – девятку ставим.

А теперь мы всё прибавим:

Два, два, два, две единицы!

Ух, ты! Острые как спицы!

Умножать умею я –

Дальше очередь твоя!

Суппес:

А четвёртый знак – деленья.

Халайджи:

Нету у меня хотенья

Этим делом заниматься.

Суппес:

Ну а если постараться?

Халайджи:

Ладно, уж, давай заданье

Поищу в себе старанье! (235/5)

(На доске решает пример)

Два не делится на пять,

Значит нужно больше взять –

Двадцать три. Четыре раза

Умещается, зараза.

Отнимаем, сносим пять.

Так, по сколько нужно взять?

Ровно семь, вот это дал(а)!

От себя не ожидал(а)!

Получилось – сорок семь.

Мы закончили совсем!

Балиоз:

Погоди, ещё не срок.

Только подведём итог.

На счёт действий скажем так:

Каждый должен быть мастак

С числами их выполнять

Все, четыре, уважать.

(дети с табличками демонстрируют знаки)

На ступени их делить:

Плюс и минус относить

К первой, стало быть, ступени

Им друг другу быть в замене.

А умножить, разделить

Всем нам надо относить

Ко ступени уж другой,

Та, что выше, ко второй.

И поэтому в решении

Честь, почёт и уваженье

Умноженью отдавать

Его первым выполнять.

Иль деленью, извини,

Равноправные они.

А затем – отнять, прибавить

Только так решеньем править!

Только есть один нюанс,

Ознакомлю вас сейчас.

(дети с табличками демонстрируют пример со скобками)

Если скобки у нас есть

Надо здесь отдать им честь:

Порешать у них внутри,

А потом уже смотри

Как и что уже сказали

И порядок рассказали.

Халайджи:

Всё!

Головня:

        -  Ан, нет.

Халайджи:

                             – Всё! Успокойся!

Головня:

Ну, а как же эти… свойства?

Халайджи:

Как же я уже устала…

Ладно, говори, достала.

Головня:

Значит так: можно менять

(дети с табличками демонстрируют переместительное свойство)

                                            Числа, ну, переставлять.

Это можно при сложении,

Так же и при умножении.

Хараберюш:

Если их не два, а три,

Вот, к примеру, посмотри,

(дети с табличками демонстрируют сочетательное свойство)

То их можно прибавлять,

И опять же умножать

Не в порядке, а свободно,

То есть как тебе удобно.

Суппес:

(дети с табличками демонстрируют распределительное свойство)

А ещё при умножении

Одного на двух сложенье

Можно скобки раскрывать –

По порядку умножать,

И сложить что получилось.

Халайджи:

Тут я даже удивилась.

Всё узнать я это рада,

Для чего мне это надо?

Головня:

Я как раз хочу сказать –

Вычисленья облегчать.

Халайджи:

Всё понятно! А теперь

Мы закроем нашу дверь,

То есть кончился урок.

Учитель:

Нет, ему ещё не срок.

Хараберюш:

Как? Про числа рассказали,

Как решать всё показали.

Учитель:

Нет, не всё, а уравненья

Те, что требуют решенья.

Халайджи:

Уравнения? Забыла!

А ведь было с жара, с пыла

За минуту в пух и прах

Их бомбила: трах-тарах!

Правила я применяла

Прибавляла, отнимала,

Умножала и делила

Что же я там находила?

Учитель:

А давайте вспоминать.

В этом, что будем искать? (х+3=7)

Халайджи:

Неизвестное слагаемое

Иксом заменяемое.

Предлагаю сумму взять

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

                                            И известное отнять.

Учитель:

Поздравляю! Без сомнения

Это верное решение.

А вот это, как решить? (х-4=3)

Пробачай:

Очень просто – всё сложить

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

Вычитаемое, разность

Я не вижу здесь опасность.

Учитель:

А вот в этом?                           (7-х=4)

Пробачай:

                         Здесь отнять.

Правило так применять:

Вычитаемого нет

Могу дать такой совет:

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

Уменьшаемое взять

Разность от него отнять.

Учитель:

Дальше мы теперь идём. (х*2=8)

Марасина:

Здесь мы множитель найдём

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

Возьмём произведение

Применим мы деление

На множитель известный

Вот результат прелестный!

Учитель:

А хватит ли терпения,

Ещё два уравнения!

Матвиенко:

Последние, ну что ж давайте

Принять ответы успевайте.

Учитель:

Такое вот, ответ я жду. (х/4=2)

Матвиенко:

Решенья ход такой веду:

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

Делимое нам неизвестно,

Узнать его очень полезно.

Делитель, частное – умножим

Решению конец положим

Вот получается ответ

Хотите нам сказать, что нет

Учитель:

Конечно да, и в заключение

Вам предлагаю уравнение. (8/х=2)

Говоритель:

Делитель, как его искать?

Здесь я могу вам рассказать

Что логики такая нить:

(дети с табличками демонстрируют решение уравнения)

Делимое будем делить

На частное, оно ж известно

И всё как прежде, всё прелестно!

Учитель:

Хочу поздравить вас друзья.

Вы – молодцы, ну, как и я

Все правила рассказаны,

Примеры все показаны

Осталось дело за одним.

Все вместе:

Мы больше слушать не хотим!

Учитель:

Ну, что ж вы? А решить задачу?

Как без неё – она ж в придачу.

Она для логики полезна,

И вам, конечно же, известна.

Там «больше в» и «меньше на»

Балиоз:

Решим её, она ж одна?!

И пыл ещё наш не затух,

Мы превратились нынче в слух.

(выходит к доске Марасина)

Учитель:

Тогда условие такое

Совсем не сложное, простое:

(на доске записывается условие задачи)

Вадим пришёл из магазина,

Принёс в класс ящик апельсинов.

Десяток он отдал Наташе,

В два раза больше – другу Саше,

На пять штук меньше, чем у друга

Вручил Наташиной подруге

Балиоз:

Подругу как зовут?

Учитель:

                                     – Татьяна.

Охотников:

А что он дал мне – другу Дане?

Учитель:

Тебе нисколько не досталось –

Коробка то пустой осталась.

Так сколько же из магазина

Вадим принёс штук апельсинов?

Охотников:

Так значит, мне нет, ничего?

Пусть же решает тот, кого

Подарком наделил Вадим,

Передаём мы слово им.

Яровой:

Пожалуйста, друган я – Саша

Теперь проблема эта наша,

Хоть ничего не получал,

Но я об этом промолчал,

Ведь надобно-то мне спешить –

Задачку быстренько решить.

(подходит к доске и решает задачу)

Десяток я на два умножу…

Хараберюш:

Мне ничего не дал он тоже.

Ни десять, даже ни один

Не видела я апельсин!

Яровой:

Так, два десятка у меня,

Отнимем пять…

Головня:

                                            – А разве я

Пятнадцать штук, мне значит, Тане?

Вадим, признайся же в обмане!

Яровой:

Всё сложим – вышло сорок пять!

Кого-то надо обыскать…

Учитель:

Ну, что ж вы…  Соритесь зачем?

Я благодарен нынче всем.

Вы показали представленье,

Продемонстрировав уменья

И знания материала

Поставить сколько же вам баллов?

А пусть оценит зритель вас,

Аплодисментов ждёт уж класс!

Все поют финальную песню:

 

Мы вам показали открытый урок,

Который, конечно, пойдёт всем нам в прок

Готовили мы его долго и вот показали.

Не всё получилось, ну, так волновались

Однако мы очень – преочень старались

И очень нам хочется, что бы про нас вы сказали:

Какие детки милые, какой хороший класс,

Нам очень всё понравилось сегодня здесь у вас

Всё было очень здорово, на этом вот таком уроке.

Уроке? Так это был урок?

На нём свои мы знания явили на показ

Полгода математики загнали мы в рассказ

А чтобы интересно было, мы зарифмовали строки

 

Вот так бы математику и дальше изучать

Тогда высокий уровень несложно получать

Что за урок получим мы, волнуемся, дрожат коленки

Коленки? И не только!

Пусть гости нас оценят, поставят нынче балл

А нашему уроку уже конец настал

Давайте, не стесняйтесь уж, поставьте нам свои оценки!


Действующие лица и исполнители:

5 класс

1. Балабан Дима

2. Балиоз Марина

3. Говоритель Надя

4. Головня Таня

5. Каракай Вика

6. Марасина Таня

7. Матвиенко Саша

8. Охотников Даня

9. Пробачай Алёна

10. Суппес Таня

11. Халайджи Лера

12. Хараберюш Наташа

13. Черской Вадим

14. Яровой Саша

Музыкальное  оформление:

классный руководитель 5 класса

Дели Наталья Александровна

Автор:

учитель математики

Красуля Игорь Николаевич

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64308. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ЕКСПЛУАТАЦІЇ КОМПРЕСОРНИХ СТАНЦІЙ ШЛЯХОМ ВДОСКОНАЛЕННЯ КОНСТРУКТИВНИХ ЕЛЕМЕНТІВ ГАЗОПЕРЕКАЧУВАЛЬНИХ АГРЕГАТІВ 772.5 KB
  Безперебійне перекачування природного газу неможливе без ефективної і надійної роботи газоперекачувальних агрегатів ГПА. В Україні Алжирі Росії та інших країнах налічуються тисячі одиниць ГПА різного типу потужності і конструкцій.
64309. АВТОМАТИЗАЦІЯ ПРОЦЕСУ УПРАВЛІННЯ ВИДОБУВНИМИ КОМБАЙНАМИ НА ОСНОВІ МОДЕЛЮВАННЯ РОБОТИ ШНЕКА 229 KB
  Це призводить до того що видобувні комбайни на тонких шарах при автоматичному управлінні працюють із заштибовкою шнека. Таким чином наукова задача дисертаційної роботи полягає у створенні інтегральної моделі яка описує процеси формування навантаження на шнеку та...
64310. МОДЕЛЮВАННЯ ПРОЦЕСІВ САМООРГАНІЗАЦІЇ В СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИХ СИСТЕМАХ 1.19 MB
  В економічній теорії відбувається перехід до нової парадигми розвитку, що ґрунтується на інформації; змінюються погляди на простір і час. В інформаційній економіці провідну роль відіграє людський фактор, а отже, змінюються вимоги до побудови нових відносин у суспільстві.
64311. МАТЕМАТИЧНЕ МОДЕЛЮВАННЯ НЕІЗОТЕРМІЧНОГО ВОЛОГОПЕРЕНЕСЕННЯ І В’ЯЗКОПРУЖНОГО СТАНУ В ДЕРЕВИНІ У ПРОЦЕСІ СУШІННЯ 293.5 KB
  Процеси що відбуваються у деревині під час сушіння характеризуються взаємозвязаними анізотропними фізикомеханічними властивостями і істотно залежать від густини температури вологовмісту та реологічної поведінки деревини.
64312. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ПІДНІМАЛЬНО-ТРАНСПОРТУВАЛЬНОЇ МАШИНИ І РЕЖИМІВ ЇЇ ФУНКЦІОНУВАННЯ НА ЛІСОВИХ СКЛАДАХ З МАЛИМ ВАНТАЖООБІГОМ 9.11 MB
  Невідповідність між можливостями наявного устатковання лісових складів і обсягом робіт усувають шляхом його замінювання що є актуальним завданням вирішення якого дасть змогу підвищити ефективність роботи устатковання та впровадити комплексну механізацію лісоскладських робіт.
64313. Вплив пізнього модифікування та швидкості охолодження на структуру виливків з високоміцного чавуну 176 KB
  Проблема покращення структуроутворення тонкостінних виливків з високоміцного чавуну може бути вирішена підвищенням ефективності модифікування. Дослідження особливостей гідродинаміки і тепломасообміну процесів модифікування в проточних реакторах та розробка...
64314. СУХА БУДІВЕЛЬНА СУМІШ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ТЕПЛОІЗОЛЯЦІЙНИХ МАТЕРІАЛІВ ЗНИЖЕНОЇ ПАРОПРОНИКНОСТІ 250.5 KB
  Для досягнення поставленої мети розв'язувалися наступні завдання дослідження: теоретично обґрунтувати зниження паропроникності теплоізоляційних матеріалів на основі спученого перліту цементного вяжучого і хімічних добавок...
64315. Підвищення експлуатаційних показників систем автоматичного регулювання напруги низьковольтних кіл електрорухомого складу 502 KB
  Основними елементами систем автоматичного регулювання напруги низьковольтних кіл електрорухомого складу який знаходиться в експлуатації є акумуляторна батарея генератор постійного струму та вузол керування генератором який впливає на струм збудження генератора.
64316. ВИЗНАЧЕННЯ НАДІЙНОСТІ БУДІВЕЛЬ ПІДВИЩЕНОГО РІВНЯ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ З УРАХУВАННЯМ ФАКТОРІВ РИЗИКУ 3.03 MB
  Зростання рівня аварійності будівель та споруд внаслідок дії різноманітних невизначених факторів які непередбачені нормами проектування або невраховані проектними рішеннями що проявляються в реальних умовах експлуатації обєкта актуалізує питання удосконалення...