52420

Действия с рациональными числами

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На нашем уроке работает Зеленый патруль 1 задание Деревья способствуют очищению воздуха поглощая углекислый газ и выделяя кислород. 2 задание. Каждый получает карточку с заданием. Координатная прямая проектируется не экран 8 7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Я У К Ь Д Л...

Русский

2014-02-15

408 KB

36 чел.

Северодонецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №14

Северодонецкого городского сонета Луганской области

Урок математики в 6 классе

по теме « Действия с рациональными числами»

Подготовила

учитель математики

СОШ №14г. Северодонецка

Афанасьевская Н.И.


Тема урока: Действия с рациональными числами

Цель урока: Закрепление знаний, умений  выполнять все действия с     рациональными числами. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Воспитывать бережное отношение к лесам, к окружающей нас природе.

Ход урока.

Активизация деятельности учащихся

  1.  На экран проектируется  ряд чисел

                                    -4;  ;  6;  -3;  0;  5,3;   3.2;  -6; 4.

Назвать  а) положительные числа;

              б) отрицательные числа;

              в)  противоположные числа;

              г)  натуральные числа;

              д)  целые числа;

              е) дробные числа.

Дать единое название всем этим числам   (прочитать анаграмму)

                                        ционыераналь

2. Из истории рациональных чисел (проектируется портрет Рене Декарта)      

      В  ХVII веке математика, механика, астрономия получила широкое развитие. Отрицательные числа, применение которых значительно облегчило математические вычисления, все более прочно входят  в математике. В знаменитом произведении французского математика, физика и философа  Рене Декарта  «Геометрия»,  изданном в 1637г., описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел; положительные числа изображаются на числовой прямой числами, лежащими вправо от начала 0, отрицательные - влево. Геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел привело к более ясному пониманию природы отрицательных чисел, способствовало их признанию. Представляя положительные и отрицательные корни уравнений  противоположно направленными отрезками, Декарт тем самым считал, что это корни равноправны., одинаково реальны, хотя и продолжал по традиции называть одни истинными, другие - ложными. Всеобщее признание отрицательны числа получили  в первой половине ХIX в., когда была развита достаточно строгая теория положительных и отрицательны целых чисел.

3.Повторить правила действий с рациональными числами.

  Вопрос -   другу.

         Передавая  по цепочке условный микрофон ученики задают вопросы по теме своему другу, тот отвечает на вопрос и задает свой вопрос следующему.  Если у друга нет ответа на вопрос, то отвечай сам.   

4. Решить устно примеры

 ( условие  примеров написаны на отдельных карточках  в виде листьев дерева, которые крепятся на магнитной доске,  закрывая текст  БЕРЕГИТЕ ЛЕС ).

Очередность решения примеров  указывает ответ предыдущего примера. Карточку снимаем после правильного решения примера. Появляется текст  БЕРЕГИТЕ ЛЕС, когда решены все примеры.

О лесе (  сообщение ученика)

В старину  говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

  •  Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
  •  Источник энергии (дрова)
  •  Строительный материал
  •  Сырьё для производства (производство бумаги)
  •  Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

  Значение леса для здоровья человека

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды. Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

На нашем уроке работает «Зеленый патруль»

1задание  

     Деревья способствуют очищению воздуха, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Сколько лет могут прожить деревья нашего леса, радуя нас своей красотой и очищая воздух.?

Составьте числовое выражение с помощью рациональных чисел согласно условия задачи  ( условие задачи проектируется на экран)

Задача.

Береза  может прожить -------------------------150 лет,

Сосна -? лет,            на 250 лет     дольше      березы;                                                        

Вяз                     живет на 100 лет  меньше    сосны;

Липа   радует  своей красотой  на 150 лет дольше, чем вяз;

Ольха -? лет,  проживет на 300лет  меньше, чем липа.

Сколько лет живет ольха?

Решение:

150+250 – 100  + 150 – 300 = 150 ( лет) – живет ольха.

2задание.   Кто первым посадит дерево и какое?

                     ( работают в группах )

                 В группе 4 человека.Каждый получает карточку с заданием.

               

Упростите выражение.

1 карточка:   1). 12+( -2 – 3а ) + ( 3а  - 7 );                                                   

                      2). -3к – ( 2 – 5 к ) + ( - 2к – 5);

                     3). 8у + ( 2у – 4 ) – ( 10 у – 11).            Ответ:   3- В,  -7- Я,   7-З.

2 карточка:   1). х – ( 6 – 2х) + ( 8- 3х);

                      2). 10 + ( 7в – 4 ) – ( 7в + 5 );

                      3). 3к – ( 8 – к ) + ( - 4к + 7 ).             Ответ:  2 – Е,  1 – Л, - 1 – Ь.

3 карточка:    1). 9 – ( 7 + 3а ) + ( 3а – 2);

                       2). -3а + ( 5а -2 ) – ( 4 + 2а);

                       3). –х – (4 + 2 х ) + ( 10 + 3х).             Ответ:  0- Д, - 6 – У,  6 – Б.

4 карточка:     1). 15у – ( 17 + 8у ) + ( 23 – 7у );

                       2). 25а  + ( 13 а – 11 ) – ( 38 а – 5 );.

                        3). – в  - ( 2в + 8 ) + ( 4 + 3в ).             Ответ:  6- Б, -6 –У,  -4 – К.

Ключ к ответу.    Назовите дерево, которое вы посадили.

                 ( Координатная прямая проектируется не экран)

      

-8    -7     -6    -5    -4    -3    -2    -1    0     1    2    3    4    5    6    7    8      9

       Я     У             К                   Ь   Д    Л    Е   В                Б    З

( Учащиеся, которые задание решили первыми в группе, получают индивидуальное  дополнительное задание   № 1112(2)  из учебника;   ответ оценивается).

Остальные учащиеся   каждой группы получают еще одно задание.

3.Посади парк около школы.   Какие деревья посадить лучше?

                                          Найти значение выражения.  

1группа   - 6,3: 0,9  =            2 группа  - 1.5: 0.5 =      3 группа     - 4.5: ( - 0.50=             

                          + 14 =                                     + 9 =                                  *( - )=

                          - 13  =                                *( -) =                                     + 6 =

                     * ( - 1)=                                  + 11 =                             *( - 0. 2)=

                    :   ( -) =                           : ( -1) =                                    - 3   =

                         *     =                              * ( -)  =                                 * (-) =

 Ключ к ответу: ( проектируется на экран)  

 

-9    -8    -7    -6    -5    -4    -3    -2    -1    0    1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

 З            Б       Р    И     Л     А            О         Ь    Я               П   К   Е    Ц    Т

Ответы:  БЕРЕЗА.  АКАЦИЯ. ТОПОЛЬ.

Красота этих деревьев отражена в живописи,  в литературе, в музыке.

                                                                                                 Иван Шишкин (1832-1898)            Около дачи

 

4 задание. Самое распространенное дерево в лесах около нашего города – это …

                    сосна. Какая высота этого дерева?

 

              Выполнить упражнение  № 1113  (3).

   Найдите значение выражения. Числовое значение в метрах  есть высота сосны.

5задание.

   Основными загрязнителями воздуха являются тепловые электростанции, они дают половину всех выбросов  в атмосферу и городской автотранспорт. Установлено, что га зеленых насаждений очищает за год 28 тонн воздуха. Сколько тонн воздуха очистят наши леса площадью  

А) 50 га;        Б) 250га;       В)  500 га?

Установите верное соответствие  между величинами:  

                         А)  50 га;                       I –  35000 т;

                        Б) 250га;                       II -  30502т;

                         В)  500 га;                      III -  17552 т;

                                                                   IV – 3535 т;

 

6 задание.

« Де срібна вербиця, там здорова водиця» - гласит народная мудрость. Вот почему люди брали и сегодня берут воду для питья в тех источниках, где высажены  вербы (ивы). 

                                                                                 

 Решить задачу.

Сколько  ив  высадили около водоема, если

ив   на 40 деревьев меньше, чем тополей,

тополей  на 30 деревьев меньше, чем  берез,

березы составляют  80%  от числа ив.

Решение.

       Пусть х ив  посадили около водоема, тогда  берез посадили  0,8 х дер., тополей - (0,8х -30) дер.. Ив посадили больше, чем тополей на  (х – ( 0,8 х – 30)) или 40 деревьев.      

         Составим и решим уравнение:

х - ( 0,8 х - 30 ) = 40

х = 50

50 ив высадили около водоема.     

 Ответ. 50 ив.

На экран проектируются   картины с изображением лесов.

  Иван ШИШКИН (1832 — 1898). Дубовая роща


7 задание. Закончить рисунок. На экран проектируется задание

                             Решение:    0,6 =    Значит  3 – дерева, 5 – птиц.

                                                0,75 =. Значит 3 –дерева, 4 птицы.

Итог урока. Домашнее задание. № 1395, 1114 (3) из учебника


Литература
:

  1.  Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
  2.  « Математика.6класс» -Х.: Гимназия, 2006.


  -1 +

                

-0,8 – 2,2

-7 +   15

0,2 *(-5)

-36 : (-3)

  * 0

- 24

    0 -   7

-3: (-1,5)

-22+ (-14)

8   :  (-10)

0,6

0,75

?

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11631. Измерение сопротивления проводника мостиком Уитстона 59.5 KB
  Цель работы: Определение неизвестных сопротивлений проводников катушек при помощи мостика Уитстона. Схема установки: Rx неизвестное сопротивление R магазин сопротивлений ADC реохорд r1 сопротивление участка AD r2 сопротивление участка DC Г гальвано
11632. Исследование гальванометра магнитоэлектрической системы 40 KB
  Цель работы: Экспериментальное измерение основных характеристик гальванометра магнитоэлектрической системы. Схема установки: e Г гальванометр с неизвестным внутренним сопротивлением Rg Rm магазин сопротивлений R потенциометр e ЭДС источника ток
11633. ОТРАВЛЯЮЩИЕ И АОХВ ОБЩЕЯДОВИТОГО ДЕЙСТВИЯ. КЛИННИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ 181.5 KB
  Отравляющими и высокотоксичными веществами (ОВТВ) общеядовитого действия принято называть вещества, способные в результате взаимодействия с различными биохимическими структурами организма вызывать острое нарушение энергетического обмена. Объединяет эти различные по своей клинической природе вещества то, что они вмешиваются в процессы энергообмена на различных уровнях
11634. Изучение законов фотоэффекта 287 KB
  Цель работы: Является изучение основных закономерностей фотоэффекта и экспериментальная проверка закона Столетова для фотоэффекта. Схема установки и расчётная формула: Приборы и материалы: 1 лампа накаливания 2 амперметр 3 вольтметр 4 автот...
11635. Маятник Максвелла, определения момента инерции при падении маятника 51.5 KB
  Цель работы: определить момент инерции маятника Максвелла путем определения времени падения маятника фиксируемое с помощью миллисекундомера. Схема устройства...
11636. Определение удельного сопротивления резистивного провода 38.5 KB
  Цель работы: измерение сопротивления техническим методом и определение удельного сопротивления резистивного проводника. Описание установки: 1. резистивный провод метрическая шкала подвижной кронштейн измерительная часть прибора ...
11637. ОТРАВЛЯЮЩИЕ И АОХВ УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ. КЛИННИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ 114.5 KB
  Пульмонотоксичностью обладают очень многие химические вещества. Имея большую площадь поверхности (около 70 м2), лёгкие постоянно подвергаются воздействию ксенобиотиков, содержащихся во вдыхаемом воздухе. В подавляющем большинстве случаев, когда концентрации веществ малы, такие воздействия никак не проявляют себя
11638. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы 1.29 MB
  Цель работы: Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы. Схема установки и расчётная формула: Приборы и материалы: nл показатель преломления среды; nср показатель преломления материала линзы; R1 R2 радиусы кривизны соответственно I II п
11639. Определение длины световой волны методом колец Ньютона 517 KB
  Целью работы является знакомство с интерференцией волн и определение длины световой волны методом колец Ньютона. Схема установки: Приборы и принадлежности: 1 Линза и стеклянная плоскопараллельная пластинка находящаяся в общей оправе 2 Транс...