5243

Эволюция взглядов на менеджмент.

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюция взглядов на менеджмент. Не существует никаких универсально применимых приёмов или твёрдых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного дости...

Русский

2012-12-05

32 KB

46 чел.

Эволюция взглядов на менеджмент.

Не существует никаких универсально применимых приёмов или твёрдых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Выполнение управленческих функций обязательно если организация собирается добиться успеха. Практика управления восходит к древности, так как она также стара, как и сама организация. М. всегда существовал там, где люди работали группами и существовал в трёх сферах человеческого общества: политической – поддержание порядка в группах; экономической – производство и распределение ресурсов; и оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались люди, координирующие деятельность групп. Например, египетские пирамиды – это памятник большого управленческого искусства, т.к. их строительство требовало чёткости планирования, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие М., условно выделяют несколько исторических периодов.

1-й период – исторический. Он самый длительный (с 9-7 тыс. летия до н.э. по 18-й век н.э.). Примерно в 9-7 тысячелетие до н.э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему хозяйству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчёта в зарождении М.

В Др. Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Там сформировался очень развитый для того времени гос. управленческий аппарат с обслуживающим персоналом – писцами. Глиняные надписи о коммерческих законах древней Шумерии датируются 3-м тысячелетием до н.э.. Сократ (470-399 гг. до н.э.) одним из первых дал характеристику управления, как особой сферы деятельности, провозгласив принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм гос. управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Есть и более древние доказательства существования практики управления, хотя как управление, так и организации древности сильно отличались от современных.

Хотя само управление старо, как мир, идея управления, как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Проследим эволюцию организаций и принципов управления в них от древности до современности.

Крупные организации древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. За долго до начала нашей эры существовали цивилизации со сложной системой как политического, так и экономического управления, напр.: Египет, Греция и Рим. Со временем управление некоторыми организациями становилось всё более чётким и всё более сложным, а сами организации всё более сильными и устойчивыми. Показательный пример – это Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римляне имели армию с чёткой структурой управления, планированием и дисциплиной. Для обеспечения быстрой связи отдалённых провинций с Римом строились хорошие дороги. Связь – это очень важная составляющая успеха организации.

Формы почти всех видов современного управления можно проследить в этих организациях древности, но существует несколько черт, отличающих характер и структуру управления тех времён от сегодняшних. В Риме было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь небольшое число руководителей высшего звена, которые принимали все важные управленческие решения. Часто существовал только один руководитель и благосостояние всей организации зависело только от того был ли он хорошим лидером или нет.

Примером организации, которая в древности управлялась так же, как и в наше время является Римская католическая церковь. Простая структура (папа - кардинал - архиепископ - епископ - приходской священник), определённая ещё основателями Христианства является более современной, чем структура многих организаций, появившихся в наше время. Может быть это является причиной процветания католической церкви в течение почти ХХ-ти веков. Многие современные военные организации также по структуре похожи на организации Римской армии.

Тем не менее, между древними и современными организациями существует ряд отличий:

1) В древности было мало крупных организаций и не было гигантских организаций, в наше время есть масса гигантских организаций.

2) В древности было мало руководителей и полностью отсутствовали руководители среднего звена, в то время как в наше время существует много руководителей среднего звена.

3) В древности управленческая работа часто не отделялась от неуправленческой деятельности, в то время как теперь чётко очерчены управленческие группы, управленческая работа чётко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

4) В древности занятие руководящих постов в организации определялось по наследству или путём захвата силой. В наше время руководящие посты занимаются по праву компетентности с учётом законов и порядка.

5) В древности было мало людей способных принимать важные для организации решения, в то время как сейчас таких людей много.

6) В древности упор в управлении делался на приказ и интуицию, в то время как сейчас – на коллективное обсуждение и рациональность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.
83131. Надзвичайні ситуації природного і техногенного характеру, причини їх виникнення. Правила поведінки під час надзвичайних ситуацій 619.5 KB
  Мета: Сформувати поняття «надзвичайна ситуація», «аварія», «катастрофа», уявлення про причини виникнення та наслідки надзвичайних ситуацій, про правила поведінки під час надзвичайних ситуацій. Розвивати вміння поводити себе в надзвичайних ситуаціях; виробляти вольові якості...
83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.
83133. Які осінні турботи у людей у містах і селах восени? 93 KB
  Мета: обговорити з учнями, чим займаються люди в місті та селі восени; розвивати логічне мислення; розширювати світогляд; виховати бажання допомагати дорослим. Обладнання: таблиці «Овочі», «Фрукти», «Комахи», оповідання А.М’ясківського «Казка про яблуню».
83134. Які в осені прикмети? Осінні місяці. Творче завдання: складання казки про осінь 102.5 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про осінні прикмети. З’ясувати походження назв місяців. Розкрити значення понять: рання осінь, золота осінь, підзимок. Виконати творче завдання: скласти казку про осінь. Розвивати логічне мислення, спостережливість, увагу. Захопити дітей красою природи восени.
83135. Алгоритми та виконавці. Стій, готуйсь – командувати буду 190 KB
  Мета. Навчальна. Узагальнити та закріпити знання учнів про інформаційні процеси. Вчити використовувати на практиці здобуті знання, вміння та навички, методи роботи з алгоритмами. Розвивальна. Розвивати алгоритмічне мислення, навички рольової взаємодії та роботи в групах.
83136. Підсумковий урок за темою «Казки народів Європи» 156.5 KB
  Мета: систематизувати знання дітей із розділу «Казки народів Європи», підтримувати інтерес дітей до казки, розвивати пам’ять, спостережливість, уявлення, діалогічне й монологічне мовлення, вміння відтворювати зміст прочитаного, розвивати творчі здібності, уміння перевтілюватися і концентрувати увагу...
83137. Відтворення культурної спадщини українського народу 510.5 KB
  Мета: дати учням уявлення про давні зимові обряди; ознайомити з святами: святого Миколая, Маланки та Василя, Різдва Христового, Водохреща (Йордан); зацікавити учнів народними звичаями, традиціями; збагатити духовний світ дітей; розвивати відчуття святкової піднесеності мовлення...
83138. Інформація. Інформаційні процеси: отримання, зберігання, опрацювання і передавання повідомлень 139.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з поняттям інформація з інформаційними процесами: отримання зберігання опрацювання і передавання інформації; розвивати спостережливість пам’ять мову; навички роботи з мишею; виховувати наполегливість у досягненні мети працелюбність інтерес до вивчення інформатики.