5243

Эволюция взглядов на менеджмент.

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюция взглядов на менеджмент. Не существует никаких универсально применимых приёмов или твёрдых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного дости...

Русский

2012-12-05

32 KB

46 чел.

Эволюция взглядов на менеджмент.

Не существует никаких универсально применимых приёмов или твёрдых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Выполнение управленческих функций обязательно если организация собирается добиться успеха. Практика управления восходит к древности, так как она также стара, как и сама организация. М. всегда существовал там, где люди работали группами и существовал в трёх сферах человеческого общества: политической – поддержание порядка в группах; экономической – производство и распределение ресурсов; и оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались люди, координирующие деятельность групп. Например, египетские пирамиды – это памятник большого управленческого искусства, т.к. их строительство требовало чёткости планирования, организации работы множества людей и контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие М., условно выделяют несколько исторических периодов.

1-й период – исторический. Он самый длительный (с 9-7 тыс. летия до н.э. по 18-й век н.э.). Примерно в 9-7 тысячелетие до н.э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему хозяйству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчёта в зарождении М.

В Др. Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Там сформировался очень развитый для того времени гос. управленческий аппарат с обслуживающим персоналом – писцами. Глиняные надписи о коммерческих законах древней Шумерии датируются 3-м тысячелетием до н.э.. Сократ (470-399 гг. до н.э.) одним из первых дал характеристику управления, как особой сферы деятельности, провозгласив принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм гос. управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Есть и более древние доказательства существования практики управления, хотя как управление, так и организации древности сильно отличались от современных.

Хотя само управление старо, как мир, идея управления, как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Проследим эволюцию организаций и принципов управления в них от древности до современности.

Крупные организации древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. За долго до начала нашей эры существовали цивилизации со сложной системой как политического, так и экономического управления, напр.: Египет, Греция и Рим. Со временем управление некоторыми организациями становилось всё более чётким и всё более сложным, а сами организации всё более сильными и устойчивыми. Показательный пример – это Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римляне имели армию с чёткой структурой управления, планированием и дисциплиной. Для обеспечения быстрой связи отдалённых провинций с Римом строились хорошие дороги. Связь – это очень важная составляющая успеха организации.

Формы почти всех видов современного управления можно проследить в этих организациях древности, но существует несколько черт, отличающих характер и структуру управления тех времён от сегодняшних. В Риме было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь небольшое число руководителей высшего звена, которые принимали все важные управленческие решения. Часто существовал только один руководитель и благосостояние всей организации зависело только от того был ли он хорошим лидером или нет.

Примером организации, которая в древности управлялась так же, как и в наше время является Римская католическая церковь. Простая структура (папа - кардинал - архиепископ - епископ - приходской священник), определённая ещё основателями Христианства является более современной, чем структура многих организаций, появившихся в наше время. Может быть это является причиной процветания католической церкви в течение почти ХХ-ти веков. Многие современные военные организации также по структуре похожи на организации Римской армии.

Тем не менее, между древними и современными организациями существует ряд отличий:

1) В древности было мало крупных организаций и не было гигантских организаций, в наше время есть масса гигантских организаций.

2) В древности было мало руководителей и полностью отсутствовали руководители среднего звена, в то время как в наше время существует много руководителей среднего звена.

3) В древности управленческая работа часто не отделялась от неуправленческой деятельности, в то время как теперь чётко очерчены управленческие группы, управленческая работа чётко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

4) В древности занятие руководящих постов в организации определялось по наследству или путём захвата силой. В наше время руководящие посты занимаются по праву компетентности с учётом законов и порядка.

5) В древности было мало людей способных принимать важные для организации решения, в то время как сейчас таких людей много.

6) В древности упор в управлении делался на приказ и интуицию, в то время как сейчас – на коллективное обсуждение и рациональность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8050. Исследование горячеломкости сплавов систем Al - Si, Al - Cu , Al -Si - Cu 434 KB
  Введение Развитие современной науки и техники показало, что важной составляющей технологического производства являются качественные показатели получаемой продукции. Приоритетными направлениями являются: увеличение прочности, увеличение диапазона раб...
8051. Разработка модуля банковской информационной системы на базе технологии клиент-сервер 874.5 KB
  Глава 1. Теоретические аспекты проектирования информационных систем 1.1. Понятие и классификация информационных систем Информационная система (ИС) - это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего -какой-либо...
8052. Модернизация телефонной сети в сёлах Унгенского района с внедрением услуг triple play на базе оборудования SI3000 Msan 2.37 MB
  Модернизация телефонной сети в селах Унгенского района с внедрением услуг tripleplay на базе оборудования SI3000 Msan В связи с развитием экономической активности Республики Молдова, значительной степени миграции населения, существен...
8053. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке 32.83 KB
  История зарождения и развития представлений о дидактике как науке Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно ...
8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...