52450

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности которые даёт компьютер. Подчас использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле презентация это самый последний этап работы и самый сложный из всех. Сложный этап определение целей и постановка задач исследовательской работы.

Русский

2014-02-15

29 KB

3 чел.

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.

Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования - ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация - это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.

Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап - определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.

Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Например, в последнее время особенно остро стоят проблемы в области лингвистики. Вопросов, связанных с русским языком множество, и они очень разные, например: "Почему сейчас падает культура речи? Кто в этом виноват?", " Фразеология - это живое или мёртвое языковое явление в настоящий момент? Пользуются ли люди фразеологизмами сейчас, умирают ли старые, возникают ли новые?", "От чего зависит выбор названий малых торговых точек?", "Какова природа названий улиц г. Симферополя?" и многие другие.

Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.

Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии.

На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Изучив, как освещён вопрос в современной науке, испытатель начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. Например, чтобы получить достоверную информацию об улицах города, есть в Интернете его карта. Чтобы получить информацию о названиях различных торговых точек, есть телефонный справочник и там список названий, информация для работы с фамилиями жителей города тоже там.

Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты - это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны.

Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, на его основе изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных.

Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой. К примеру, выясняя, не появляются ли в наше время новые фразеологизмы, попросить оставить сообщения о новообразованиях в области фразеологии. Провести опрос, какие фразеологизмы ныне популярны, какие не используются. Затем обработать собранный материал. Например, ученица 8 класса пишет в своей работе: "Для наблюдения была создана тема в форуме: "Фразеологизмы в компьютерной лексике". Получено множество ответов, в результате наблюдения над которыми были выявлены новые фразеологические образования, например: "сервант грохнулся" - выход из строя сервера, "жечь блины" - записывать данные на компакт диски".

Для того чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт, что работа и её представление - это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объём - 12-15 страниц; единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе.

Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе,

учитель русского языка и литературы

Гвардейский УВК, Симферопольский район, Крым


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17779. НЕРВОВА ТА ГУМОРАЛЬНА РЕГУЛЯЦІЯ ВЕГЕТАТИВНИХ ФУНКЦІЙ ОРГАНІЗМУ 1.15 MB
  НЕРВОВА ТА ГУМОРАЛЬНА РЕГУЛЯЦІЯ ВЕГЕТАТИВНИХ ФУНКЦІЙ ОРГАНІЗМУ. Вегетативні функції функції внутрішніх органів гладеньких мязів судин та обмін речовин. 17. Загальний план будови автономної нервової системи. Вегетативні рефлекси їх рефлекторні дуги. Вегетат
17780. ФІЗІОЛОГІЯ ТРАВЛЕННЯ 1.06 MB
  фізіологія травлення. 1. Загальна характеристика системи травлення. Травлення в ротовій порожнині. Жування ковтання. ...
17781. ФІЗІОЛОГІЯ КРОВІ 756 KB
  фізіологія крові. 1. Загальна характеристика системи крові. Склад і функції крові. Поняття про гомеостаз. Кров циркулююча знаходиться в стані активно...
17782. ФІЗІОЛОГІЯ КРОВООБІГУ 2.43 MB
  фізіологія кровообігу. 1. Загальна характеристика системи кровообігу. Фактори які забезпечують рух крові по судинах його спрямованість та безперервність. В залежності від потреби
17783. Фізіологія дихання, енергетичного обміну, терморегуляції 1.28 MB
  фізіологія дихання енергетичного обміну терморегуляції. Загальна характеристика системи дихання. Основні етапи дихання. Біомеханіка вдиху і видиху. Дихання процес обміну газів О2 та СО2 між атмосферним повітрям та тканинами організму. ...
17784. Фізіологія виділення 124 KB
  Нирки являються основним органом системи виділення, так як тільки він виділяючи з організму в великій кількості продукти азотистого обміну, підтримують їх концентрацію в крові на певному рівні. Участь в цьому процесі шкіри, травного каналу та їх залоз недостатньо.
17785. Применение Excel для обработки данных 48 KB
  Лабораторная работа № 1 Применение Excel для обработки данных Зависимость представлена квадратической параболой .1 Самостоятельно сформировать тестовый пример задав коэффициенты для уравнения 1 в виде произвольных констант. Заполнить след...
17786. Координатна вісь, або одновимірний простір 2.03 MB
  ЛЕКЦІЯ 1 Координатна вісь або одновимірний простір Візьмемо пряму лінію і задамо на ній додатний напрям звичайно його показують стрілкою. Тоді протилежний напрям буде від'ємним. Напрямлена пряма називається віссю. Якщо на осі вибрати довільну точку обліку О і масшт...
17787. Визначник і мінори матриці 78.8 KB
  Визначник і мінори матриці Розглянемо квадратну матрицю А = Квадратній матриц і можна поставити у відповідність певне число яке називається детермінантом або визначником матриці. Детермінант матриці позначається так: det A= Детермінант так само як і матриці має ...