52450

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности которые даёт компьютер. Подчас использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле презентация это самый последний этап работы и самый сложный из всех. Сложный этап определение целей и постановка задач исследовательской работы.

Русский

2014-02-15

29 KB

3 чел.

Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.

Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования - ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация - это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.

Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап - определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.

Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Например, в последнее время особенно остро стоят проблемы в области лингвистики. Вопросов, связанных с русским языком множество, и они очень разные, например: "Почему сейчас падает культура речи? Кто в этом виноват?", " Фразеология - это живое или мёртвое языковое явление в настоящий момент? Пользуются ли люди фразеологизмами сейчас, умирают ли старые, возникают ли новые?", "От чего зависит выбор названий малых торговых точек?", "Какова природа названий улиц г. Симферополя?" и многие другие.

Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.

Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии.

На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Изучив, как освещён вопрос в современной науке, испытатель начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. Например, чтобы получить достоверную информацию об улицах города, есть в Интернете его карта. Чтобы получить информацию о названиях различных торговых точек, есть телефонный справочник и там список названий, информация для работы с фамилиями жителей города тоже там.

Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты - это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны.

Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, на его основе изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных.

Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой. К примеру, выясняя, не появляются ли в наше время новые фразеологизмы, попросить оставить сообщения о новообразованиях в области фразеологии. Провести опрос, какие фразеологизмы ныне популярны, какие не используются. Затем обработать собранный материал. Например, ученица 8 класса пишет в своей работе: "Для наблюдения была создана тема в форуме: "Фразеологизмы в компьютерной лексике". Получено множество ответов, в результате наблюдения над которыми были выявлены новые фразеологические образования, например: "сервант грохнулся" - выход из строя сервера, "жечь блины" - записывать данные на компакт диски".

Для того чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт, что работа и её представление - это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объём - 12-15 страниц; единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе.

Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе,

учитель русского языка и литературы

Гвардейский УВК, Симферопольский район, Крым


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74074. Право Древней Греции 60 KB
  Право Древней Греции План. Государственноправовое устройство греческих полисов. Право Древней Греции. По достижении 18 лет они начинали пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.
74075. Римское право 71 KB
  Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Как гласит известное выражение. Римляне трижды покоряли мир – первый раз легионами, второй раз – христианством, третий раз – правом.
74076. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 66 KB
  Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 иерархический характер; 2 сословный характер; 3 ограничение права распоряжаться землей а некоторые категории например церковные земли вообще были изъяты из гражданского оборота. Основные черты феодального права Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
74077. Право континентальной Европы в средние века 100 KB
  Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.
74078. Право средневековой Англии 70.5 KB
  После нормандского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения.
74079. Государство и право Византии 61 KB
  Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.
74080. Мусульманское право 57 KB
  Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно, если не враждебно.
74081. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 35 KB
  В зависимости от этого решался вопрос о форме государства созданного революцией о форме права и способах его кодификации. Буржуазное право Буржуазные революции положив начало перевороту в области социальных и политических отношений привели к значительным изменениям и в области права. Традиционные отрасли цивильного и карательного права дополняются новой и обособленной отраслью регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти.
74082. Государство и право Англии 100 KB
  Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители “старого”, феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и выступали за сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма (новое дворянство - “джентри” и буржуазия)