52476

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока Дерево Жизни.

Русский

2014-02-15

271 KB

21 чел.

                         Разработка урока по изобразительному искусству

Надежда Российцева, учитель изобразительного искусства Гвардейской ОШ  №1, методист ЦДЮТ Симферопольского района.

                                                                                                                                                   

       Тема: СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

                                                «ДЕРЕВО  ЖИЗНИ»

ЦЕЛЬ: О. Повторить и закрепить знания  учащихся о символах и знаках  ДПИ,   расширить знания о народном искусстве, познакомить с композиционным построением  «Дерева жизни», совершенствовать приемы работы с бумагой и ножницами, графическими  и живописными материалами.

          Р.  Развивать зрительную память, наблюдательность, чувство цвета.

          В.  Воспитывать любовь к природе,  народному творчеству, активизировать творческую деятельность учащихся.

МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                            Для учащихся: цветная бумага, ножницы, акварель, фломастеры, цветные карандаши; папки с шаблонами, образцами и  описанием работы.                                                                                    Для учителя: репродукции (или видеоряд) работ Марии Примаченко, образцы народного творчества,  символы и знаки ДПИ,  украинские современные и народные песни: (Одна калина…», «Як у гаю при  Дунаю…» и д.).

Оформление доски: дерево из картона, радуга, название урока, запись темы.

                                                      Ход урока

  1.  Организационный момент: класс делится на три группы.  На столах лежат инструменты и принадлежности:  цветная бумага, ножницы, изобразительные материалы (акварель, фломастеры, карандаши).
  2.  Активизация знаний (повторение):

     Слово учителя:  Сейчас я задам командам вопросы. Команда, которая ответит лучше всех, получит право  первой сорвать наливное яблочко с нашего дерева и  узнать, какое же задание  (записанное на обратной стороне яблока) придется выполнить этой группе.

       Примерный перечень вопросов:

   -  Что такое стилизация предметов? (С. – это упрощение  и обобщение формы предмета с сохранением характерных признаков).

   -  Какие природные формы чаще всего стилизуются в ДПИ? (Цветы, растения, животные).

   -  Какие символы ДПИ вы знаете? (Спираль -  вечное движение, пчела – трудолюбие, снежинка – зима,  подкова – счастье и т.д ).

   -  Что означает красный цвет? (радость, любовь, победа).

   -  Что означает синий цвет? (небо, вода).

   -  Что означает черный цвет? (земля).

Мы часто видим вещи, украшенные орнаментами, это  язык символов наших  далеких предков,  для  них каждая фигура имела свое значение. Со временем  эти символы  стали нам непонятны и превратились просто в украшение предметов.

Группа, ответившая лучше всех, первой срывает с дерева яблоко, на котором написано задание и получает:                                                                                                                    -  маленькое деревце (где указано, к какому уровню (земному, небесному или подземному) будет относиться  их работа) и ставит его себе на стол;                                                                                     -  папку с шаблонами, описанием этапов работы  и образцами.                                                                         Затем срывает яблоко вторая и третья группа.  Они так же получают папки с заданием.                                           Так как предстоит работа с ножницами, повторяем  ТБ.

3.  Объяснение нового материала.

    -  Мы повторили значение некоторых символов. Сегодня мы узнаем, какой символ является самым сложным,  ярким и  наиболее  распространенным в украинском  ДПИ.

Это – Дерево Жизни. Итак, тема сегодняшнего урока – Дерево Жизни. Этот образ присутствует в искусстве многих стран. Д Ж символизирует единство всего сущего. Древний человек жил в единстве с природой. Особенно важными для него были растения и животные. Человек считал их символами  жизни и здоровья,  урожая и счастья, оберегами от зла.  Деревьями - символами  Украины  являются: дуб, ясень, верба, липа, калина.  В Украине ДЖ  изображается  на рушниках,  писанках, керамике, коврах, вытынанках,  вышивках. (Просмотр видеоряда или репродукций).

ДЖ часто изображается в вазе и называется «Вазон», где ваза – это символ земли, места, где дерево растет. Украинская  народная  художница  Мария Примаченко  часто изображала ДЖ.   В народном искусстве символ ДЖ складывается из трех частей (по вертикали). К каждой части привязаны определенные существа:

    Верхняя (крона) -  небесный мир – символизирует сферу богов. Там селятся пчелы, бабочки, птицы, небесные светила. Средняя – земной мир – жизнь людей и животных (быки, олени, волки, медведи и т.д.). Нижняя часть  (корни) – подземный и водный мир – здесь обитают змеи, рыбы, водоплавающие птицы и звери.

    ДЖ – это вселенная, зарождение жизни, бессмертие, неисчерпаемые жизненные силы, обновление и возрождение.

  -  Чем еще ценно для нас дерево? Каким образом оно дает нам жизнь?  (Вопросы классу).

  -   Дает кислород, поэтому,  чем больше лесов и парков на земле, тем больше кислорода; леса – это легкие планеты.

  -   Кора, ветви и листья – лекарство для человека и пища для животных (дуб, береза, липа, грецкий орех и др.).

  -   Почки березы, сосны, шишки ольхи,  хвоя служат лекарством, цветы дают мед. Плоды служат нам пищей (яблоня, груша, персик и др.).

  -   Из древесины строят дома и корабли, делают мебель и посуду.

Каждое дерево чем-то полезно для нас. В жару дает тень, в холод согревает, в дождь укрывает от ненастья. Дерево дает пищу и ночлег птицам и насекомым. Недаром народ любит деревья, поклоняется им, изображает в живописи, графике, ДПИ, прославляет в песнях и стихах.   

      Три девочки  исполняют песню  Куровского В. и Квинта Р.«Одна калина…»Дети выполняют физминутку, изображая, как колышутся ветви деревьев.

  1.  Практическая работа.                                                                                                                           Сейчас мы вдохнем жизнь в наше дерево. У нас три группы учащихся. Одна из них будет населять животными подземный мир, вторая – земной, и третья – небесный мир. Учащиеся изучают проекты и выполняют задания.

1. Обводят шаблоны животных, насекомых, цветов, рыб.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

2. Выполняют изображение в цвете, дорисовывают необходимые элементы.

3. Вырезают по контуру и помещают на дерево.

Подземный мир

                                                       Выполнить изображения:

  •  Двух лебедей
  •  Четырех рыб
  •  Двух мышей

Земной мир

                                                        Выполнить   изображения

  •  Двух ланей
  •  Пяти маленьких цветочков
  •  Трех больших цветков

Небесный мир

                                                          Выполнить  изображения

  •  Трех бабочек
  •  Двух птиц, сидящих на ветке дерева
  •  Одной ласточки
  •  Двух стрекоз        

От    количества учащихся в группах зависит, сколько изображений нужно выполнить.

Каждая  группа выполняет свое задание и  населяет живыми существами свою часть дерева, в результате чего наше дерево расцветает  и оживает.

      ( Во время работы звучат украинские песни и мелодии).                                                                        

5. Итог. Таким образом, дерево ожило и расцвело под нашими руками. Вокруг дерева порхают бабочки, летают птицы, плавают лебеди и рыбы.  Мы вдохнули в него жизнь.  Ребята! Не только дерево дает нам жизнь, но и мы  можем дать ему жизнь.  Как?

-  Не дать погибнуть семечку, упавшему на землю, не затоптать его!

-  Не сломать понапрасну тонкий прутик нежного саженца в лесу, при дороге, в поле, а полить, подрыхлить, оградить от животных, пока деревце не окрепло!

-  Не срубить тонкое деревце для костра!

Этим мы дадим дереву жизнь, поможем эту жизнь сохранить. Давайте жить взаимовыгодно, помогая друг другу: природа нам, а мы природе!

Природа ответит нам на любовь щедрым урожаем, прохладной тенью, чистым воздухом, плодами и цветами. Любите и цените природу!

Спасибо вам за работу.

Учащиеся получают оценки. Домашнее задание: понаблюдать за окружающей природой, за деревьями, как меняются они в зависимости от погоды и времени года.

Примечание: элементы, которые должны размещаться выше дерева (на небе и облаках), крепятся на доске с помощью двухстороннего скотча.  Дерево вырезается из картона и раскрашивается. Чтобы разместить на кроне птиц, плоды и цветы, вырезаются такие элементы:

Они наклеиваются на дерево так, чтобы края листьев не прикасались к фону, а немного отгибались.

Таким  же образом делаются трава и  волны. Теперь можно  размещать  между ними силуэты  рыб, птиц и животных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21332. Информационная культура 27 KB
  Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения обработки и передачи компьютерную информационную технологию современные технические средства и методы. Информационная культура в узком смысле это уровень развития сферы информационного общения людей а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности человека в которой мы можем отметить степень достигнутого количество и качество созданного...
21333. Общее представление об информационной системе 3.9 MB
  Информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений в любой области. Информационная система ИС взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемая для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях...
21334. Основные понятия, терминология и классификация 185 KB
  Опираясь на рассмотренное содержание понятия технология можно сформулировать следующее определение понятия информационная технология: Информационная технология это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы Информационная технология ИТ это совокупность методов производственных и программнотехнических средств объединенных в технологическую цепочку обеспечивающую сбор хранение обработку вывод и распространение...
21335. Основы построения системы стандартов ИТ 1.41 MB
  Единое информационное пространство складывается из следующих основных составляющих: информационные ресурсы содержащие данные сведения информацию и знания собранные структурированные по некоторым правилам подготовленные для доставки заинтересованному пользователю защищенные и архивированные на соответствующих носителях; организационные структуры обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства: поиск сбор обработку хранение защиту и передачу информации; средства информационного взаимодействия в том...
21336. Безопасность информационных систем 165 KB
  Действительно вопросы хищения информации ее сознательного искажения и уничтожения часто приводят к трагическим для пострадавшей стороны последствиям ведущим к разорению и банкротству фирм к человеческим жертвам наконец. А тысячи коммерческих компьютерных преступлений приводящих к потерям сотен миллионов долларов а моральные потери связанные с хищением конфиденциальной информации. Перечень бед от нарушения безопасности информации можно было бы продолжать бесконечно если раньше для успешного совершения революции или переворота важно было...
21338. Понятие и виды гидросферы. Важнейшие свойства природных вод 201 KB
  Нижняя граница гидросферы принимается на уровне поверхности мантии (поверхности Махоровичича), а верхняя проходит в верхних слоях атмосферы. Гидросфера включает в себя Мировой океан, воды суши – реки, озера, болота, ледники – атмосферную влагу, а также подземные воды, залегающие всюду на материках
21340. ОБЛІК ДОВГОСТРОКОВИХ ЗОБОВ’ЯЗАНЬ 96.5 KB
  Для фінансування довгострокових проектів, розширення виробничої діяльності компанії можуть випускати акції або довгострокові облігації (Bonds). При цьому перевага надається саме облігаціям.