52476

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока Дерево Жизни.

Русский

2014-02-15

271 KB

27 чел.

                         Разработка урока по изобразительному искусству

Надежда Российцева, учитель изобразительного искусства Гвардейской ОШ  №1, методист ЦДЮТ Симферопольского района.

                                                                                                                                                   

       Тема: СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

                                                «ДЕРЕВО  ЖИЗНИ»

ЦЕЛЬ: О. Повторить и закрепить знания  учащихся о символах и знаках  ДПИ,   расширить знания о народном искусстве, познакомить с композиционным построением  «Дерева жизни», совершенствовать приемы работы с бумагой и ножницами, графическими  и живописными материалами.

          Р.  Развивать зрительную память, наблюдательность, чувство цвета.

          В.  Воспитывать любовь к природе,  народному творчеству, активизировать творческую деятельность учащихся.

МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                            Для учащихся: цветная бумага, ножницы, акварель, фломастеры, цветные карандаши; папки с шаблонами, образцами и  описанием работы.                                                                                    Для учителя: репродукции (или видеоряд) работ Марии Примаченко, образцы народного творчества,  символы и знаки ДПИ,  украинские современные и народные песни: (Одна калина…», «Як у гаю при  Дунаю…» и д.).

Оформление доски: дерево из картона, радуга, название урока, запись темы.

                                                      Ход урока

  1.  Организационный момент: класс делится на три группы.  На столах лежат инструменты и принадлежности:  цветная бумага, ножницы, изобразительные материалы (акварель, фломастеры, карандаши).
  2.  Активизация знаний (повторение):

     Слово учителя:  Сейчас я задам командам вопросы. Команда, которая ответит лучше всех, получит право  первой сорвать наливное яблочко с нашего дерева и  узнать, какое же задание  (записанное на обратной стороне яблока) придется выполнить этой группе.

       Примерный перечень вопросов:

   -  Что такое стилизация предметов? (С. – это упрощение  и обобщение формы предмета с сохранением характерных признаков).

   -  Какие природные формы чаще всего стилизуются в ДПИ? (Цветы, растения, животные).

   -  Какие символы ДПИ вы знаете? (Спираль -  вечное движение, пчела – трудолюбие, снежинка – зима,  подкова – счастье и т.д ).

   -  Что означает красный цвет? (радость, любовь, победа).

   -  Что означает синий цвет? (небо, вода).

   -  Что означает черный цвет? (земля).

Мы часто видим вещи, украшенные орнаментами, это  язык символов наших  далеких предков,  для  них каждая фигура имела свое значение. Со временем  эти символы  стали нам непонятны и превратились просто в украшение предметов.

Группа, ответившая лучше всех, первой срывает с дерева яблоко, на котором написано задание и получает:                                                                                                                    -  маленькое деревце (где указано, к какому уровню (земному, небесному или подземному) будет относиться  их работа) и ставит его себе на стол;                                                                                     -  папку с шаблонами, описанием этапов работы  и образцами.                                                                         Затем срывает яблоко вторая и третья группа.  Они так же получают папки с заданием.                                           Так как предстоит работа с ножницами, повторяем  ТБ.

3.  Объяснение нового материала.

    -  Мы повторили значение некоторых символов. Сегодня мы узнаем, какой символ является самым сложным,  ярким и  наиболее  распространенным в украинском  ДПИ.

Это – Дерево Жизни. Итак, тема сегодняшнего урока – Дерево Жизни. Этот образ присутствует в искусстве многих стран. Д Ж символизирует единство всего сущего. Древний человек жил в единстве с природой. Особенно важными для него были растения и животные. Человек считал их символами  жизни и здоровья,  урожая и счастья, оберегами от зла.  Деревьями - символами  Украины  являются: дуб, ясень, верба, липа, калина.  В Украине ДЖ  изображается  на рушниках,  писанках, керамике, коврах, вытынанках,  вышивках. (Просмотр видеоряда или репродукций).

ДЖ часто изображается в вазе и называется «Вазон», где ваза – это символ земли, места, где дерево растет. Украинская  народная  художница  Мария Примаченко  часто изображала ДЖ.   В народном искусстве символ ДЖ складывается из трех частей (по вертикали). К каждой части привязаны определенные существа:

    Верхняя (крона) -  небесный мир – символизирует сферу богов. Там селятся пчелы, бабочки, птицы, небесные светила. Средняя – земной мир – жизнь людей и животных (быки, олени, волки, медведи и т.д.). Нижняя часть  (корни) – подземный и водный мир – здесь обитают змеи, рыбы, водоплавающие птицы и звери.

    ДЖ – это вселенная, зарождение жизни, бессмертие, неисчерпаемые жизненные силы, обновление и возрождение.

  -  Чем еще ценно для нас дерево? Каким образом оно дает нам жизнь?  (Вопросы классу).

  -   Дает кислород, поэтому,  чем больше лесов и парков на земле, тем больше кислорода; леса – это легкие планеты.

  -   Кора, ветви и листья – лекарство для человека и пища для животных (дуб, береза, липа, грецкий орех и др.).

  -   Почки березы, сосны, шишки ольхи,  хвоя служат лекарством, цветы дают мед. Плоды служат нам пищей (яблоня, груша, персик и др.).

  -   Из древесины строят дома и корабли, делают мебель и посуду.

Каждое дерево чем-то полезно для нас. В жару дает тень, в холод согревает, в дождь укрывает от ненастья. Дерево дает пищу и ночлег птицам и насекомым. Недаром народ любит деревья, поклоняется им, изображает в живописи, графике, ДПИ, прославляет в песнях и стихах.   

      Три девочки  исполняют песню  Куровского В. и Квинта Р.«Одна калина…»Дети выполняют физминутку, изображая, как колышутся ветви деревьев.

  1.  Практическая работа.                                                                                                                           Сейчас мы вдохнем жизнь в наше дерево. У нас три группы учащихся. Одна из них будет населять животными подземный мир, вторая – земной, и третья – небесный мир. Учащиеся изучают проекты и выполняют задания.

1. Обводят шаблоны животных, насекомых, цветов, рыб.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

2. Выполняют изображение в цвете, дорисовывают необходимые элементы.

3. Вырезают по контуру и помещают на дерево.

Подземный мир

                                                       Выполнить изображения:

  •  Двух лебедей
  •  Четырех рыб
  •  Двух мышей

Земной мир

                                                        Выполнить   изображения

  •  Двух ланей
  •  Пяти маленьких цветочков
  •  Трех больших цветков

Небесный мир

                                                          Выполнить  изображения

  •  Трех бабочек
  •  Двух птиц, сидящих на ветке дерева
  •  Одной ласточки
  •  Двух стрекоз        

От    количества учащихся в группах зависит, сколько изображений нужно выполнить.

Каждая  группа выполняет свое задание и  населяет живыми существами свою часть дерева, в результате чего наше дерево расцветает  и оживает.

      ( Во время работы звучат украинские песни и мелодии).                                                                        

5. Итог. Таким образом, дерево ожило и расцвело под нашими руками. Вокруг дерева порхают бабочки, летают птицы, плавают лебеди и рыбы.  Мы вдохнули в него жизнь.  Ребята! Не только дерево дает нам жизнь, но и мы  можем дать ему жизнь.  Как?

-  Не дать погибнуть семечку, упавшему на землю, не затоптать его!

-  Не сломать понапрасну тонкий прутик нежного саженца в лесу, при дороге, в поле, а полить, подрыхлить, оградить от животных, пока деревце не окрепло!

-  Не срубить тонкое деревце для костра!

Этим мы дадим дереву жизнь, поможем эту жизнь сохранить. Давайте жить взаимовыгодно, помогая друг другу: природа нам, а мы природе!

Природа ответит нам на любовь щедрым урожаем, прохладной тенью, чистым воздухом, плодами и цветами. Любите и цените природу!

Спасибо вам за работу.

Учащиеся получают оценки. Домашнее задание: понаблюдать за окружающей природой, за деревьями, как меняются они в зависимости от погоды и времени года.

Примечание: элементы, которые должны размещаться выше дерева (на небе и облаках), крепятся на доске с помощью двухстороннего скотча.  Дерево вырезается из картона и раскрашивается. Чтобы разместить на кроне птиц, плоды и цветы, вырезаются такие элементы:

Они наклеиваются на дерево так, чтобы края листьев не прикасались к фону, а немного отгибались.

Таким  же образом делаются трава и  волны. Теперь можно  размещать  между ними силуэты  рыб, птиц и животных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16836. Распределение оперативной памяти при выполнении программ 756 KB
  Лекция 9 1. Динамические переменные. Основные понятия Распределение оперативной памяти при выполнении программ Адресуемое пространство ОП в ОС MSDOS организовано сегментами: перенумерованными блоками памяти по 64 Кбайта. Причем сегмент может начинаться с любого фи
16837. Массивы указателей 1.37 MB
  6. Массивы указателей С помощью массивов указателей можно формировать большие массивы и коллекции массивов любых типов. Работа с большими массивами Размер одного массива данных должен быть не более 64 Кбайт. Но в реальных задачах могут использоваться массивы требую...
16838. Массивы и многоуровневая косвенная адресация 564 KB
  Лекция 10 5. Массивы и многоуровневая косвенная адресация Многоуровневая косвенная адресация и одномерные арифметические массивы Многоуровневая адресация имеет место при использовании указателей на указатели на массивы. Рассмотрим это на примерах формирования одн
16839. Связанные структуры 682 KB
  Лекция 11 8. Связанные структуры Основные понятия Записи содержащие указатели позволяют формировать в ОП линейные и нелинейные связанные структуры. К линейным связанным структурам относят например стеки очереди и списки. К нелинейным деревья и сети. Эти структур
16840. Объектно-ориентированное программирование. Методология объектно-ориентированного программирования 362 KB
  Объектно-ориентированное программирование. Основные понятия Методология объектно-ориентированного программирования Фундаментальными понятиями в программировании являются: технология программирования методология метод. Технология программирования...
16841. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере 428.5 KB
  Лекция 1. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере Подготовка и решение задач на компьютере имеет следующие этапы: постановка задачи и разработка технического задания; разработка: а информационной мо
16842. ОБ ОДНОМ «МУРАВЬИНОМ» АЛГОРИТМЕ 281 KB
  ОБ ОДНОМ МУРАВЬИНОМ АЛГОРИТМЕ А.А. Кажаров В.М.Курейчик В этой работе рассматривается решение классической NPтрудной задачи о коммивояжере на основе муравьиных алгоритмов. Данная задача без какихлибо изменений в ее интерпретации решается для проектирования СБИС. В...
16843. Проблемы перевода Problems of Translation 142 KB
  Проблемы перевода Problems of Translation В.ГГак Типология преобразований в актантной структуре высказывания при переводе При переводе нередко приходится прибегать к преобразованиям в актантной структуре высказывания особенно когда мы име
16844. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 22.04 KB
  П. РАВУССИН Д. БРАККО. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ. Отделение анестезиологии университетской клиники г. Лозанна Швейцария Большое количество церебральных процессов может вести к необратимому повреждению. Эти процессы могут быть классифицированы как трав...