52481

Урок-воспоминание «Дети военной поры»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.

Русский

2014-02-15

49 KB

3 чел.

                            Урок-воспоминание «Дети военной поры».

Цель: показать на примерах подвиг детей-подростков Украины, России, Белоруссии в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, свою страну.

Участники: ученики 9-11кл., приглашённые ветераны, учителя.

Оборудование: метроном, газеты, плакаты на тему Великой Отечественной войны, портреты детей- героев, музыка военных лет.

                                                      Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок-воспоминание посвящён детям военной поры.

Какими они были мальчишки и девчонки 40-х, весёлыми, непослушными или прилежными, со своими радостями и огорчениями, тайнами и открытиями. Но их детство или отрочество окончилось в 41-м 22 июня (Стук метронома).

В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины, есть фотография детского сердца. В центре был аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласила, что эсэсовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребёнка, будет получать дополнительные отпускные дни. В это трудно поверить, но это было.

Но дети в ту суровую пору были не только жертвами- они становились и воинами, Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых звёзд героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в Указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Потому что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью в масштабе детского возраста. Она стояла плечом к плечу с мужеством взрослых.

Звучит музыка военных лет в исполнении Яна Табачника.

Ученик:

В блокадных днях мы так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Нам в 43-м выдали медали

И только в 45-м паспорта

И в этом нет беды, но взрослым людям

Уже прожившим многие года

Вдруг страшно  оттого, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

                                                      (Ю.Воронов)

Ученица: Из дневника Миши Тихомирова (Из книги «Дети военной поры»,М.,1988г.)

Ленинград,8 декабря 1941г. Ленинград в кольце блокады; часто бомбардировался, обстреливался из орудий. Топлива не хватает: школа,

                                                            -2-

например, отапливаться углем не будет. Сидим на 125гр. хлеба в день, в месяц мы получаем (каждый) примерно 400гр. крупы, немного конфет, масла.

13 декабря

Газет еще нет, но сводка, кажется, хорошая. Второе наступление немцев на Москву провалилось с огромными для них потерями. Гитлер бесится, юлит, старается придумать, хоть какое-нибудь объяснение провала «молниеносной войны»…

Когда вражеская авиация стала засыпать город зажигательными бомбами,15-летний Михаил Тихомиров возглавил противопожарное звено. Однажды, когда после отбоя воздушной тревоги Миша доложил: «Пожар потушен!», все увидели, что волосы его будто припудрены известью. Но то была не известь, а седина…Через несколько месяцев Миша погиб при обстреле города.

Ученик: Поднятая в атаку (О Клаве Шаликовой из книги «Дети военной поры»)

Есть на войне высший подвиг- подвиг во имя товарищей. Отвести от них беду, прикрыть их жизнь своей жизнью…Она оторвалась от земли и пошла на штурм невидимой огненной стены. И случилось так, что пули пролетели мимо. Дрогнула, покачнулась огненная стена от её бесстрашия. А ещё через несколько минут Клавина граната полетела в амбразуру. Пулемёт замолчал. Девушка открыла путь полку. Отвела смерть от товарищей. О себе Клава тогда не подумала. Только когда цепи бойцов поднялись, почувствовала прилив острого непередаваемого счастья оттого, что смогла сделать невероятное, что друзья живы и город будет освобождён…

Звучит песня «Катюша»(исполняют девочки)

Ученица:

А дни бегут скорее и скорее.

Они спешат. Они торопят нас.

Не по годам, а по часам стареют

Учебники истории сейчас.

От нас военные года всё дальше.

Всё глуше громы незабвенных битв.

Но ты спокойно спи, великий мальчик,

Как и они не будешь ты забыт.

А дни бегут. Большой весною дружной

Украшен мир, насколько видит глаз.

Как дорожить нам нашей жизнью нужно,

Когда она во столько обошлась.

Быть может, долгий век отпущен мне.

Я должен жизнь свою прожить такою,

Чтобы зачлась она моей страною

                                                              -3-

С твоим коротким веком наравне.

                                                  (В.Соколов)

Ученик: О Марате Казее ( Из книги о детях-героях)

Ученица: О Володе Дубинине (Из книги о детях-героях)

Ученик:

Вначале, случалось, пели,

Шалили, во тьме мелькая

Вы, звёздочки подземелий
Гавроши Аджимушкая

Вы, красные дьяволята

Вы, боль и надежда старших

И верили дети свято,

Что скоро вернутся наши

- В каком же ты классе?

- В пятом, мне скоро уже 12!

При этих мальцах солдату

Отчаянью можно ль сдаться?

Наполнены подземелья

Их слабыми голосами.

Мелькают они по штольням

Чуть видными светлячками.

И, кажется, что от боли

Бесстрашные плачут камни.

                          (Ю.Друнина)

Звучит песня «Эх дороги».

Сценка из произведения В.Катаева «Сын полка»: разговор Вани Солнцева и солдата.

…Опустошив котелок, Ваня насухо вытер его коркой. Этой же коркой он обтёр ложку, корку съел, встал, степенно поклонился и сказал, опустив ресницы:

- Премного благодарны. Много вами доволен.

- Может, ещё хочешь?

- Нет, сыт.

- А то мы тебе ещё один котелок можем положить,- сказал Горбунов, подмигивая, но без хвастовства.- А, пастушок?

- В меня уже не лезет,- застенчиво сказал Ваня.

-Хороший харч,- сказал мальчик, кладя в котелок ложку.

- Верно, хороший - оживился Горбунов.

- А в разведку меня, дяденька, будете брать?

- И в разведку будем брать.

- Я, дяденька, маленький. Я всюду пролезу,- с радостной готовностью сказал Ваня.

- А из автомата палить меня научите?

- Отчего же. Придёт время- научим.

                                                         -4-

- Мне бы, дяденька, только один разок стрельнуть,- сказал Ваня, жадно поглядев на автоматы.

- Стрельнёшь. Не бойся. За этим не станет. Мы тебя всей воинской науке научим…

Ученица:

Нам не речи хвалебные,

Нам не лавры нужны

Не цветы под ногами

Нам, пришедшим с войны

Нет не это, нам надо

Чтоб ступила нога

На хлебные степи, на цветные луга.

Ученик:

Нам не отдыха надо, не тишины

Не ласкайте нас званьем: «Участник войны»!

Нам - трудом обновить ордена и почёт!

Жажда трудной работы нам ладони сечёт

Мы окопами землю изрыли, пора

Нам точить лемеха и водить трактора.

Звучит музыка военных лет в исполнении Яна Табачника.

Ученица: Из воспоминаний о молодогвардейцах (Из книги «Молодая гвардия», Ю.Пономаренко)

Ученик: Об Адели Литвиненко (Из книги о детях-героях)

Ученица:

Майор привёз мальчишку на лафете

Погибла мать, сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка

Привязанный к щиту, чтоб не упал

Прижав к груди заснувшую игрушку

Седой мальчишка на лафете спал.

Ученик: О Макеевском подполье в годы Великой Отечественной войны (Материалы краеведческого музея)

Звучит песня «День Победы»

                                                                   -5-

Учитель: Но особенно в этот майский день ветеранам приятно, когда их доблесть, воинское мужество высоко ценятся молодым поколением.

Слово предоставляется приглашённым ветеранам.

Ребята дарят ветеранам свои письма, написанные специально к этому дню.Одно из писем зачитывается

                                           Дорогой ветеран!

Нет таких слов, которые могли бы отразить всю глубину благодарности, испытываемой нами по отношению к Вам.

Мы восхищаемся Вашим подвигом. Вы были нашими ровесниками, когда Родине понадобилась Ваша помощь, Ваша отчаянная смелость. Вы, не колеблясь, стали в ряды защитников родной земли, преступили через страх, боль расставания с родными. Вы шли в неизвестность, не думая о собственном благополучии. За Вашими спинами остались матери, жёны, дети, старики, которые с надеждой смотрели Вам в след.

Ваша готовность к подвигу, самопожертвованию ради одной единственной, общей победы над врагом, вдохновляет нас, нынешнее поколение, на смелые решительные поступки.

В жизни всегда есть место подвигу: и в военное время, и в мирное.

Мы всегда будем помнить Вас, героев Великой Отечественной войны, гордиться Вами. Мы постараемся быть достойными гражданами своей страны, похожими на Вас.

Низкий поклон Вам!

С уважением, ученица 10-а кл.ОШ №15,Гайдюк Влада.

Учитель:  

А может нам о них забыть?

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда: «не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова

Но даже если это правда,

Такая, правда - не права.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

                                                          -6-

Она как сила нам нужна.

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

Учитель: Каждый май души погибших устремляются на свою родину, чтобы увидеть ради чего они отдали свои жизни. Давайте почтим память о них минутой молчания…Минута молчания

Звучит песня «Аист на крыше»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40688. Менеджмент: сущность, виды и методы 36.5 KB
  Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социальноэкономического развития. Менеджер – это специалист которого нанимают для организации и управления какимто участком для осуществления управленческой деятельности. Методы управления – способы формы воздействия руководителя на подчиненных: 1. Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление...
40689. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики 34.5 KB
  Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...
40690. Ценовая политика предприятия 35.5 KB
  Предлагается учитывать следующие факторы формирующие рыночные цены: Факторы спроса определяющие цену спроса на товар которую предлагает покупатель: Платежеспособный спрос который может выделить покупатель на данный товар; Уровень сбережений которые покупатель делает чтобы не покупать товар; Объем спроса – количество товара которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; Потребительские свойства товара его качественные характеристики; Полезность товара – способность его удовлетворить потребности потребителя...
40691. Проблемы развития предпринимательства в России 29 KB
  Проблемы развития предпринимательства в России. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации далее также Федеральный закон. Одним из ключевых нововведений установленных в Федеральном законе является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр...
40692. «Жизненный цикл» товара, его экономический смысл 24.5 KB
  Иcxoдными днными для пpинятия peшeний пpи pзpбoткe или кoppeктиpoвкe пpoдyктoвoй пoлитики являeтcя нлиз жизнeннoгo цикл тoвp н pынкe кoтopый пpeдcтвляeт coбoй мoдeль pынoчнoй peкции oтpжeннoй в пpмeтpx вpeмeни и cтoимocтныx пoкзтeляx. Зня зкoнoмepнocти pзвития жизнeннoгo цикл oтдeльныx гpyпп видoв тoвpoв и пpoгнoзы длитeльнocти oтдeльныx eгo фз пpeдпpиятиe мoжeт oпpeдeлить мoмeнт нчл НИОКР зпycк в пpoизвoдcтвo и внeдpeния н pынoк нoвыx издeлий и мoдepнизции cyщecтвyющиx вpeмя yxoд c дннoгo pынк ycтpeвшиx нe пoльзyющиxcя cпpocoм...
40693. Управление персоналом предприятия 27 KB
  Управление персоналом предприятия. Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации специалистов подразделений системы управления персоналом включая разработку концепции и стратегий кадровой политики принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом представляет собой часть менеджмента связанную с трудовыми ресурсами предприятия. Управление персоналом это разработка и реализация кадровой политики включающей: планирование наем и размещение рабочей...
40694. Предпринимательские риски, их оценка и пути снижения 32.5 KB
  Внешние факторы влияющие на уровень предпринимательского риска подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска но способствуют его изменению. Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности направленно связанные с риском и на основе...
40695. Конкурентоспособность в предпринимательстве и пути ее повышения 30.5 KB
  Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Вопервых факторы конкурентоспособности предприятия делятся на: основные; развитые. Основные факторы – это природные ресурсы климатические условия географическое положение страны неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией высококвалифицированные кадры использование высокотехнологичных производств.
40696. Структура и сегментирование рынков в маркетинге 30.5 KB
  Углубленное исследование рынка предполагает необходимость ее рассмотрения как дефиринцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды...