52495

Дидактические игры при обучении химии

Дипломная

Педагогика и дидактика

Влияние дидактической игры на эффективность обучения Алгоритм разработки и проведения дидактических игр. Дидактические игры на уроках химии. В ходе игры учащиеся приобретая новые знания и умения расширяют свой кругозор.

Русский

2014-02-15

429.41 KB

122 чел.

4

Учреждение образования «минский областной институт развития образования»

Кафедра естествознания

Выпускная работа на тему:

« Дидактические игры при обучении химии»

                                                                           Учитель химии

                                                                         средней школы № 2 г.Слуцка

Абраменко Тамара Владимировна

2012

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………………..3

Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс

обучения химии  …………………………………………………………………..5

Влияние дидактической игры на эффективность обучения ……………………7

Алгоритм разработки и проведения дидактических игр …………… ………..12

Классификация дидактических игр …………………………………………….18

Дидактические игры на уроках химии …………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………….….55

Список использованных источников ……..…………………………………….56

   Введение

   Получение образования сопряжено не только с радостью познания, это еще и тяжелый повседневный труд. Его успех зависит от разумного сочетания требований учителя («ты должен») и отношения ученика («мне нравится»). Известно, что не все предметы и даже не все изучаемые темы внутри одного предмета могут вызывать интерес у ученика. Но творчество педагога должно быть направлено на то, чтобы найти баланс между заданностью учебных планов и личными устремлениями учащегося. Неспроста греческое слово «педагогос» означает «детоводитель».

   Школьное образование призвано пробудить индивидуальные задатки и склонности каждого ученика. А чтобы это стало возможным, учащимся преподаются основы разных наук. Определенные склонности, конечно, ограничивают интерес к прочим предметам. Задача формирования гармонично и всесторонне развитой личности побуждает нас к обучению подходить творчески.

     В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведения истоков познавательного интереса только в содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будит являться познавательным интересом.

   Проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решаются различными методами. Один из них – внедрение в учебный процесс дидактических игр. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует  прежде всего отметить, что у учащихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры учащиеся, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым.                    Здесь выявляется особое значение дидактической игры как средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь.

   Учебный труд требует от школьника напряжения памяти. Но рассматриваемый прием включает механизмы не только произвольной, но и непроизвольной памяти, что облегчает запоминание информации. Издавна известно, что лучше всего человек запоминает то, что его определенным образом впечатлило. И такая память окажется долговременной.

    В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.

Цель работы:

Изучение применения игр при обучении химии как средства, повышающего качества обучения учащихся, стимулирующего их познавательную активность, интерес к предмету.

Задачи:

  1.  Изучение литературы по данной теме
  2.  Привитие интереса к предмету химия
  3.  Развитие творческой активности учащихся, коммуникативных навыков
  4.  Разработка дидактических игр и игровых уроков, использование их в своей практике.

         Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии

Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным  стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.

Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач.

       В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы.

       Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.

В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т. е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера.

Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.

Большинство учителей химии применяют игры на уроках эпизодически, ограничиваясь их использованием лишь на занятиях химических кружков или при проведении других видов внеклассной работы.

Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра — это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания.

        Влияние дидактической игры на эффективность обучения

        Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр — воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Проследить действие этих функций и занимательности на процесс обучения можно с помощью схемы 1.

В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников.

Например, при проведении игры «Двойняшки» учащиеся обращают внимание на плакат с красочными символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники, а в игре «Бегунок» они видят игровой мяч, и их внимание привлекает не сам предмет, а его присутствие на уроке. Тут же меняется эмоциональный настрой в классе. Учащиеся, сосредоточившись, внимательно слушают условия проведения игры, которые побуждают их к игровой деятельности.

Элементы забавы служат также средством развития  мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы  в  дидактической  игре необходимо,  прежде  всего, знание предмета.                      

Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым. В игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т. д. Например, для победы в игре «Двойняшки» надо хорошо выучить и усвоить знаки изучаемых химических элементов. Для того чтобы быть первым в игре «Руки вверх», необходимо иметь верное представление о признаках химической реакции и физических явлений, их проявлении в окружающей среде.

Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие — эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами ее получения.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, они  увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив — познавательный.

Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания и развития.

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путем историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл. Усвоив в наглядной и доступной форме основные принципы построения периодической системы, ученики используют их при изучении строения вещества, химии элементов и т. д. В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью которого организуется процесс усвоения, отрабатываются, совершенствуются знания учащихся о металлических и неметаллических свойствах, об основных классах неорганических веществ, генетической связи неорганических веществ и основных законов химии.

Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В игре получают свое развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая тайнопись», «Кто лишний?», «Сколько знаков?», «Найди ошибку» и др. ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребенок познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих.

Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определенные результаты как в изменении основных качеств личности ребенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

Я не призываем превращать обучение в игру. Игра — не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение, которого в сочетании с другими средствами должно внести свой определенный вклад в решение учебно-воспитательных задач общеобразовательной школы.

                                                                     С х е м а  1

      Алгоритм разработки и проведения дидактических игр

      Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы:

1) определение дидактической цели;

2) разработка содержания;

3) определение занимательных свойств;

4) определение формы и названия;

5) уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности;

6) определение продолжительности;

7) разработка содержания и правил, в том числе объявления о подготовке к игре, числе играющих, хода (сценария или модели);

8) создание атрибутов и вспомогательных средств;

9) разработка системы подведения итогов.

     Приведу ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.

1. Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенного результата в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.

2. В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной.

3. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.

4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования.

5. Правила игры должны быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель.

6. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников.

7. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.

    Во многих играх в качестве атрибутов могут понадобиться секундомер и гонг. Вместо гонга можно использовать колокольчик или свисток.

8. Учителю следует быть активным участником игры, не допуская при этом снижения интереса у детей к игре, субъективности и нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной команды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизируется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы.

9. Результаты игры подводятся двояко: с одной стороны, кто победил, с другой — кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важнее то, как реализован дидактический замысел игры, т. е. как ученики усвоили соответствующие знания и умения, как они справились с дидактической задачей. Результаты игры, в том числе и дидактические, должны быть объявлены непосредственно после игры.

10. Для большой игры должны быть определены призы: красочные, эффектные, вызывающие у детей положительные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки «Лучший химик класса», право провести занимательный химический опыт и т. д. Призы изготавливают или заранее покупают и вручают победителям в виде приятных сюрпризов. Если призы значительны по своему содержанию, то имеет смысл выставить призовой фонд до начала игры. В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры в виде отметок в классном журнале.

11. Лучшее признание успеха игры — желание учеников ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение.

12. Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры. Если дидактические игры используются для изучения химии систематически, то ученики с большим удовольствием начинают разрабатывать свои собственные игры. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока.

       С учетом перечисленных ранее этапов игры и методических рекомендаций алгоритм составления дидактической игры можно показать в виде схемы 2.

      Отметим, что применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения.

1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и

др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.

2. Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия (первоначальные понятия, основные классы неорганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного. При изучении учебных тем более конкретного содержания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидактическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обобщающего урока по изученной теме. Таким образом, в 7 классе уроки с использованием игровой ситуации проводятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактических играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно.

3. Применение сюжетно-ролевых игр должно иметь место в основном в старших классах (10—11 классы), так как:

• они содержат профориентационную информацию;         

• при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого участника игры;

• для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Учитывая эти особенности сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как правило не чаще 1—2 раз в год.

4. При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Ученик должен осознанно воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрового средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.

5. Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5—10 минут).

6. Потенциал дидактической игры может быть широко использован в процессе проведения пропедевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с помощью игры можно развивать интерес к химической науке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен.

7. Дидактическая игра помогает также и учителю. Она позволяет сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе игры предоставляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Однако слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения.

Классификация дидактических игр

    В методике обучения химии разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки.

Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам:

  1.  Место на различных этапах урока (А.Гальска-Кораевска)

А. Информационные игры - для введения новых знаний

Б. Тренировочные игры - для формирования умений

В. Закрепляющие игры - для закрепления знаний

Г. Контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.

    Дидактические игры  в зависимости от своего характера  могут применяться на разных этапах процесса обучения:

  1.  При изучении нового материала
  2.  При формировании умений
  3.  При повторении и закреплении знаний
  4.  При проверке знаний и умений
  5.  При обобщении знаний

Дидактические игры при обучении  химии

    В этом разделе приводится ряд игр, которые можно применять при изучении первоначальных химических понятий, основных классов неорганических веществ.

    Данные дидактические игры можно применять как на уроках, так и во внеклассной работе, включая их в программу тематических вечеров или заполняя ими отдельные паузы в ходе мероприятий.

      Здесь рассматриваются вербальные, или словесные, игры, которые не требуют долгих приготовлений и сложных атрибутов. Их можно использовать вместо эпиграфа в начале урока, а также на всех последующих этапах обучения. К вербальным дидактическим играм относятся анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, криптограммы, кроссворды, головоломки, ребусы, загадки и т. д.

      Ребусы, загадки, анаграммы, метаграммы, шарады и т. д. учащиеся с большим удовольствием и с пользой для себя могут составлять и сами. Учителю необходимо лишь предварительно показать несколько образцов, а результат творчества учащихся оформить затем в виде стенгазеты в кабинете химии.

      Приводятся и игры, требующие для проведения определенной подготовки учеников и специальной атрибутики (карточки, игровые поля, плакаты и т. д.). Вспомогательные средства для игр следует делать красочными. Чтобы обеспечить их многократное использование, карточки необходимо покрыть прозрачным скотчем.  

Тема « Первоначальные химические понятия»

        Химия – такая есть наука,

        И учить её, конечно, скука:

        Формулы, законы, элементы,

        Уравнения … и прочие моменты.

      Из неё, однако, можем мы узнать,

      Что, и где, и как взрывать,

      Что нельзя нам с вами есть и пить,

      Чтобы потом себя не хоронить,

       Из чего все вещи, что вокруг.

       Они не возникают просто вдруг!

       Чтобы это знать и боле,

       Учат химию в средней школе.

                                ***

      Хочется тебе или не хочется,

      Но химиком быть приходится:

      Когда еду себе готовишь,

      Бельё стираешь или тело моешь,

      Квартиру чисто убираешь,

      Пищу на зиму «закрываешь» -

      Везде химию применяешь.

      Химия не хорошая и не плохая,

      Человек ведь сам выбирает,

      Вредит ли ему химия или помогает.

                               ***

      Вещество чистым называется,

      Если оно из одинаковых молекул составляется.

      Когда молекулы других веществ добавляются,

      Тогда уже смеси получаются.

                              ***

      Неоднородные смеси легко разделять:

      Сначала - отстаивание,

      Потом – фильтрование.

      Однородные смеси сложнее разделяются:

        Выпариваются или перегоняются.

        Когда в воде чистой нуждаются,

        То дистилляцией занимаются.

« Учим химические элементы»

Рождает воду водород,

Ну а теперь наоборот:

Вода рождает водород,

А заодно и кислород

Не нужен университет,

Ни Кембридж, ни Оксфорд,

Чтобы узнать: латинский «Р»

Обозначает фосфор.

Помни, боевой народ,

Первый лекарь-это йод!

Раны мажь не ойкай,

Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово медь

По латыни «Купрум».

Одинокий, безымянный

Я солдатик оловянный,

Но стоять я не устану.

Так как выплавлен из « Станум».

Новую эру

миру дал «Феррум»,

Очень полезно

людям железо.

Ах, какая аура

Окружает «Аурум»!

Символ власти – кольца

Золота и солнца.

Игры:

«Химическая тайнопись»

Цель игры. Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.

Атрибуты игры. Карточки с названиями химических элементов и их символами.

Свинец

Na

Медь

Mn

Золото

J

Натрий

Pb

Марганец

Au

Иод

Cu

Магний

K

Цинк

Mg

Калий

Cl

Ртуть

Zn

Углерод

Hg

Хлор

C

Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими химическими знаками.

«Кто дальше?»

Цель игры. Активизировать процесс запоминания химических элементов и веществ, их деление на металлы и неметаллы, на отдельные классы и т.д.

Задание. Назовите по очереди химический термин (металл, неметалл, название простого вещества или сложного вещества и т. Д.) и сделайте шаг вперед.

Примечание. В игре участвуют одновременно 2-3 ученика - по числу соревнующихся команд. Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок и повторений.

«Эстафета расчетных формул»

Цель игры. Совершенствовать память, внимание и закрепить умения учащихся записывать физические и математические формулы, по которым ведется расчеты при решении задач по химии.

Атрибуты игры. Несколько бумажных листочков, сложенных веером по числу играющих команд. На обороте каждой страницы веера написано название физической или химической величины (желательно избегать повтора на одном листе)

Описание игры. Каждая команда (можно оп числу рядов в классе) получает листочек веер. По сигналу игроки, сидящие за перовой партой, раскрывают первую страницу веера и напротив указанной величины пишут формулу, с помощью которой данная величина может быть найдена или рассчитана, и передают веер на следующую парту. Если величина постоянная, то указывают ее значение.

«Руки вверх»

Цель игры. Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», « физическое тело», развить способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.

Атрибуты игры. Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.

Описание игры. Учитель перечисляет название веществ и физических тел, учащиеся внимательно слушают и смотрят на карточки. Если названо вещество, то учащиеся поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки остаются на парте.

Ученик, допустивший ошибку, дает определение тела или вещества с примерами.

Пример перечня названий:

Стакан

Кастрюля

Гвоздь

алюминий

железо

Вода

Сахар

Льдина

Пластмасса

Соль

Ложка

Пробирка

Линейка

спирт

Крахмал

Мяч

Полиэтилен

Уксусная кислота

кислород

Дверная ручка

мел

лампа

Примечание. Аналогичные игры можно провести по теме  «чистые вещества и смеси», « Физические и химические явления»

.

« Найди ошибку»

Цель игры. Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные  и отвергать неверные суждения.

Атрибуты игры. Карточки, на которых написано по 5-6(по числу ученических столов в ряду) строк названий простых и сложных веществ.

Простые вещества

Сложные вещества

1. хром, сажа, вода

1. алюминий, сера, хлорид натрия

2. оксид цинка, цинк, иод

2. хлороводород, фтор, кислород

3. железо, сероводород ,медь

3.оксид цинка, сульфид цинка, вода

4. железо, серная кислота, углекислый газ

4. фтороводород, хлорид магния, медь

5. хлорид натрия, углекислый газ, водород

5. поваренная соль, железо, сероуглерод

6. хлор, сульфид цинка, цинк

6. бром, хлорид натрия, оксид натрия

Простые вещества

Сложные вещества

1. сахар, медь, кислород

1. малахит, золото, серебро

2. сера, хлороводород, магний

2. графит, оксид натрия, цинк

3. сульфид цинка, вода, водород

3.железо, поваренная соль, оксид магния

4. натрий, иод, оксид железа

4. углекислый газ, бромоводород, алюминий

5. сульфид натрия, углерод, ртуть

5. азот, сульфид кальция, фосфор

6. марганец, хлор, оксид лития

6.оксид магния, бром, сероуглерод

Простые вещества

Сложные вещества

1. кислород, железо, оксид алюминия

1. сульфид цинка, медь, оксид серебра

2. азот, сероводород, водород

2. алюминий, графит, оксид натрия

3. сульфид железа, водород, хлор

3.сера, хлорид натрия. Хлороводород

4. оксид кремния(IV), углерод, цинк

4. оксид серы(IV), фтор, железо

5. хром, цинк, оксид алюминия

5. сероуглерод, сульфид железа, кремний

6. иод, медь, сера

6.оксид ртути, серебро, хлорид серебра

Описание игры. Учащиеся разбиваются на 3 команды( по рядам столов в классе). Каждая команда получает карточку. Учащиеся вычеркивают или выписывают в тетрадь названия простых и сложных веществ и предают карточку следующему столу

« Физические и химические явления»

Цель игры. Закрепить понятия о признаках химических реакций»

Атрибуты игры. Таблица с признаками реакций

Физические и химические явления

                                 Признаки

Выделение теплоты

Изменение цвета

Запах

Появление осадка

Появление газа

Горение угля

Продувание воздуха через известковую воду

Диффузия паров духов

Описание игры. Заштрихуете клетки в таблице с правильными ответами о признаках, сопровождающих явления. Ответом будет изображение римской цифры

 Тема  « Металлы. Неметаллы»   

Цель игры. Закрепить понятия о металлах и неметаллах, простых и сложных веществах, относительной молекулярной массе веществ.

Атрибуты игры. Карточки с формулами элементов

Знак химического элемента

металл

неметалл

C

1

2

Ca

3

4

O

5

6

Al

7

8

N

9

10

H

11

12

Правила игры. Определите природу химического элемента, знаки которых приведены в таблице. Сумма ответов для неметаллов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия(NaOH)

«Раздели нас»

Цель игры. Совершенствовать переключение внимания учащихся и наблюдательность. Закрепить знания  о химических элементах- металлах и неметаллах.

Атрибуты игры. Карточки, на которых даны в чередующемся порядке строки химических элементов- металлов и химических элементов-неметаллов. Знаки эти перепутаны.

Описание игры. Игроки оп сигналу должны в строке химических элементов- металлов определить и вычеркнуть знаки элементов- неметаллов, а среди  химических элементов –неметаллов вычеркнуть элементы- металлы.

Металлы

Na

K

Mg

O

Ba

Au

P

Cu

Неметаллы

Cl

N

C

Ag

O

F

H

Si

Металлы

Fe

Ca

Cu

Ba

Br

Si

Pt

Hg

Неметаллы

Se

Si

N

F

Na

Ag

Mg

Li

Металлы

Cs

Cl

Mn

Cr

K

Cu

Br

F

Неметаллы

P

Sn

N

O

H

C

Ca

Mn

Металлы

H

Hg

Zn

S

Mg

Cu

P

Br

неметаллы

Zn

Ba

He

Fe

J

Pb

Mg

C

Металлы

H

Ag

Hg

Mg

Cu

P

Br

S

Неметаллы

Zn

Ba

H

Fe

J

Hg

Ne

Mn

Металлы

Na

Cl

Pb

Cr

K

Cu

Ar

O

Неметаллы

F

Ca

Na

Si

Ba

B

Mg

S

Металлы

Cl

N

Na

Cu

Ca

P

Br

Ba

Неметаллы

J

F

Fe

F

Au

Ag

He

H

Металлы

Ba

Cu

C

Na

N

S

Si

Li

неметаллы

S

O

H

He

Na

Fe

F

Cr

Тема  « Типы реакций»

«Дай характеристику»

Цель игры. Отработать понятия реакции разложения и соединения.

Атрибуты игры. Таблица с характеристиками.

Характеристика реакций

Реакция разложения

Реакция соединения

Получается одно новое вещество

1

2

Одно исходное вещество

3

4

получается несколько новых веществ

5

6

несколько исходных веществ

7

8

Описание игры. Дайте правильную характеристику этим реакциям. Если характеристика верна, то сумма чисел равна относительной атомной массе воды(H2O)

      К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите названия химических элементов.

Уравнения реакций

Реакции соединения

Реакции разложения

Реакции замещения

Zn+2HCl=ZnCl2 +H2

Ц

Ч

Ф

2Na+S=Na2S

Е

Ё

Ю

CaCO3=CaO+CO2

Т

Р

К

N2+3H2=2NH3

М

Н

О

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Ш

И

Х

Mg+CuCl2=MgCl2+Cu

Л

Н

Й

Тема « Оксиды»

« Крестики нолики»

Цель игры. Обобщить и систематизировать знания о формулах оксидов.

Атрибуты игры. Карточки с формулами веществ.

HNO3

SO2

SO3

CO2

CuO

MgO

O2

NaOH

ZnSO4

KClO3

ZnO

Na2O

NaOH

SO2

H2SO4

Cu(OH)2

N2O3

CO2

Правила игры. Найди выигрышный путь.

«Соотнеси»

Цель игры. Обобщить знания о названии оксидов.

Атрибуты игры. Карточка с формулами и названиями оксидов.

формулы

названия

1. P4O10

А) Оксид серы(IV)

2. CO2

Б)Оксид фосфора(V)

3.SO2

В)Оксид железа(II)

4 .FeO

Г)Оксид меди(II)

5.K2O

Д)Оксид углерода(IV)

6.CuO

Е)Оксид калия

«Найди формулы оксидов»

Цель игры. Закрепить знания о составлении формул оксидов

Атрибуты игры. Число карточек по числу оксидов.

Ca

S

O

O2

C

Al2

Mg

O3

N

Fe2

 

Описание игры. Из предложенных формул составьте формулы оксидов.

« Классификация оксидов»

Описание игры. В каждом ряду один оксид не соответствует следующим признакам:

  1.  кислотный оксид среди основных
  2.  основный оксид среди кислотных
  3.  основный оксид среди амфотерных

а) Na2O,SO2, BaO,K2O

б) NO2,CuO,FeO,CaO

в) SO2, CO2, CaO,CrO3

     г) Al2 O3, Na2O, ZnO, Cr 2O3

 Тема « Химические свойства оксидов»

« Крестики нолики»

Выигрышный путь составляют оксиды, которые реагируют с водой.

MnO

ZnO

CaO

SO3

SO2

Al2O3

Na2O

Ag2O

CuO

Fe2O3

CaO

Al2O3

ZnO

Ag2O

CO2

SO3

BaO

K2O

Определите для каждого оксида его свойства. Сумма номеров правильных ответов равна половине относительной молекулярной массе фосфорной кислоты( H3PO4)

Химические свойства оксидов

оксиды

K2O

SO2

SiO2

CuO

Взаимодействуют  с водой

1

5

9

13

Взаимодействуют с основаниями(Щелочами)

2

6

10

14

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

3

7

11

15

Взаимодействует с кислотами

4

8

12

16

Определите для каждого оксида характерные  свойства. Из букв, соответствующих правильным ответам получите название растворимых в воде оснований.

Химические свойства оксидов

оксиды

SiO2

NO2

CaO

CuO

Взаимодействуют  с  с основаниями(щелочами)

щ

е

и

н

Взаимодействуют с кислотами

д

и

л

о

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в синий  цвет

к

а

ч

т

В результате взаимодействия с водой раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

о

и

р

ы

 Тема « Основные классы неорганических соединений»

«Прятки с формулами»

Цель игры. Развить внимание. Наблюдательность и умение составлять формулы неорганических веществ.

Атрибуты игры. Карточки с формулами веществ, в которых не вписан знак одного химического элемента, входящего в эту формулу.

Описание игры. Найдите элементы. Которые спрятались. Прочитайте формулу и дайте веществу соответствующее название. Задание может быть усложнено тем, что ученик дает сведения о том, к какому  классу относится вещество  и какими свойствами оно обладает.

H2…O3

Na3P…

H2…O4

…CO3

KO…

…NO2

H…O3

…OH

H3…O4

«Бегунок»

Цель игры. Развить внимание, память и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.

Атрибуты игры. Мяч небольшого размера по числу команд.

Описание игры. Игроки выстраиваются друг за другом в один ряд. Ученик, стоящий первый, держит в руке мяч, по команде, например « Кислота» он предает мяч стоящему за ним игроку, называя при этом формулу кислоты и т.д. Консультант следит за правильностью названия формул и чтобы не было повторов.  Команды могут касаться любого класса неорганических соединений.

Тема « Генетическая связь между классами неорганических соединений»

«Спринт»

Цель игры. Активизировать процесс запоминания генетических связей неорганических веществ и закрепить умение учащихся составлять уравнения реакций последовательного превращения веществ.

Атрибуты игры.  Карточки с формулами неорганических веществ, с помощью которых можно было бы составить генетическую цепочку соответствующего элемента. И несколько формул, не входящих в эти цепочки. Можно воспользоваться свистком для подачи команды « На старт»

Na2 SО3

Mg SО4

H2SО4

H2SО3

Na2 S

H2S

S

SО3

SO2

Описание игры. Двое или более участников должны на столе выбрать карточки для своей генетической цепочки. Составить генетическую цепочку из выбранных карточек. Число звеньев генетической цепочки у участников должно быть одинаковое.

«Отгадайте задуманное простое вещество ( химический элемент)»

Цель игры. Развить у учащихся умение определять по характеристике химический элемент или простое вещество.

Атрибуты игры. Карточки с характерными характеристиками.

  1.  элемент с переменной валентностью
  2.  высший оксид обладает кислотными свойствами
  3.  элемент образует несколько аллотропных модификаций
  4.  реакция с кислородом широко используется в промышленности и быту
  5.  одно из важнейших соединений элемента используется на всех уроках в школе
  6.  оксиды играют  особую роль в экологии окружающей среды
  7.  входит в состав всех живых организмов

( углерод)

  1.  элемент образует простое вещество, хорошо проводящее электрический ток
  2.  В свободном виде не реагирует с концентрированной  серной кислотой
  3.  гидроксиды элемента нерастворимы в воде
  4.  находит очень широкое применение, его производят с древних времен
  5.  при нагревании реагирует с водой
  6.  соединение элемента входит в состав крови человека им животных
  7.  в особо чистом виде не подвержен коррозии
  8.  Одно из соединений называется суриком

( железо)

Описание игры. Участники игры должны максимально быстро определить название соответствующего химического элемента или простого вещества

 

Тема «Периодическая система Д.И. Менделеева»

1. Представитель от команды называет любой химический элемент периодической системы, участник второй команды должен показать этот элемент и дать  ему характеристику по положению в ПС и его свойства. Затем команды меняются заданиями

2.  « Все на одну букву»Ведущий предлагает задание: « назовите металлы, которые начинаются на букву « Н» На выполнение задания дается 2-3 минуты

3.  « Запиши, запомни»Полоской бумаги ведущий закрывает группу элементов в периодической системе и поочередно предлагает командам назвать и записать знаки элементов закрытой группы или периода.

4. Ведущий предлагает задание: « кто больше составит названий химических элементов из названия элемента по № 91-протактиний.

5. Представители одной из команд имеют четные номера, другой нечетные. Ведущий начинает рассказ о химическом элементе, например с порядковым номером №3 и прерывает его словами: « Теперь рассказ продолжит представитель команды под номером№3.

«Кто лишний?»

Цель игры. Развить внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в ПС химических элементов Д.И. Менделеева.

Атрибуты игры. Карточки с символами химических элементов.

Fe

Cr

Cl

Mg

C

Cs

He

N

Ca

Li

N

Cu

Ag

Br

Zn

Главный признак: металл-неметалл

Li

N

Se

K

P

S

Ca

C

J

Na

Bi

O

Главный признак- принадлежность к определенной подгруппе элементов

«лишние» -кальций, углерод, иод

Li

Be

B

C

P

O

F

He

K

Mg

Al

Si

N

S

Cl

Ar

Главный признак- принадлежность элементов к определенному периоду.

« Лишние»- фосфор, гелий

Калий, азот

Тема « Индикаторы»

Цель игры.  Определить действия индикатора в разных средах.

Атрибуты игры. Карточка с заданием и формулы веществ.

Описание игры. Впишите формулы следующих оксидов в клетки таблицы в зависимости от их реакции с водой и изменением окраски индикатора: Al2O3, CO2, K2O, SO2, CaO, Fe 2O 3

Изменения окраски индикатора

Реакция с водой

Образуется кислота

Образуется щелочь

Не осуществляется

Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет

Индикаторы не изменяют своей окраски

Раствор лакмуса окрашивается в красный цвет

« Попади в цель»

Цель игры. Развить логическое мышление, умение систематизировать знания о свойствах химических элементов.

Атрибуты игры. Карточки

Определение формул веществ и расстановка коэффициентов

В трех связанных кружках  представлены неполные записи уравнений химических реакций, выпишите формулы соответствующих веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.

?

?

2LiH

N2

?

2NH3

S

?

H2S

?

H2

Cl2

«Кислотные оксиды и соответствующие им кислоты»

Цель игры. Развить умение составлять формулы кислот по известным оксидам и наоборот

Атрибуты игры. Карточка

Описание игры. Заполните графы карточки по оксидам и соответствующим кислотам.

Формула оксида

Название оксида

Формула кислоты, соответствующая оксиду

Название кислоты соответствующей оксиду

Оксид серы(IV)

SO3

H2CO3

Фосфорная кислота

«Формулы кислот»

Цель  игры отработать умения составлять формулы кислот.

Атрибуты игры. Карточки

Описание игры. Составьте формулы кислот на основании предложенных вам карточек.

PO4

SO4

NO 3

Cl

S

H3

H2

H

 

Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом.

H

H2

Cl

H

H

SO4

H2

NO3

H

H2

CO3

H2

S

H3

PO4

H2

H

Br

H

SO3

H

J

H4

SiO4

H

  

«Сильные и слабые кислоты»

Цель игры. Закрепить понятие о сильных и слабых кислотах.

Атрибуты игры. Карточка с заданием.

Описание игры. Образуйте из следующих кислот ряд, который будет начинаться самой сильной кислотой и заканчиваться самой слабой кислотой. Если ряд определен правильно, вы получите начало электрохимического ряда напряжения металлов.

Фосфорная кислота (Na)

Уксусная кислота (Mg)

Азотная кислота(K)

Соляная кислота(Ca)

Угольная кислота(Al)

«Соли»

Цель игры. Отработка умений составлять формулы солей.

Атрибуты игры. Карточка.

Описание игры. Составьте формулы десяти разных солей, комбинирую нижеприведенные составные части солей по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при  условии, что составные части стоят рядом.

Cu

Na2

S

O4

Ca

S

O4

S

Ca

Ba

Cl

O4

Cu

Na2

S

Cu

Cu

S

O4

Na

H

S

O4

S

S

«Типы химических реакций»

Цель игры. Совершенствовать знания о типах химических реакций.

Атрибуты игры. Карточки с заданиями.

Описание игры. Определите вещества А и В, напишите уравнения реакций , укажите типы реакций.

Mg+A=2MgO

S+A=SO2

MgO+B=Mg(OH)2

SO2+B=H2SO3

Mg(OH)2+ H2SO3=MgSO3+2B

«Основания»

Цель игры. Совершенствование знаний о свойствах оснований. Работа с таблицей растворимости

Атрибуты игры .Карточка

Описание игры. Поставьте крестики в клетки таблицы в зависимости от того, какими свойствами обладает данное основание.

Основание

Растворяется в воде

Не растворяется в воде

Раствор фенолфталеина-малиновый

Раствор лакмуса- синий

Zn(OH)2

Ca(OH)2

NaOH

Cu(OH)2

«Химические свойства оснований»

Цель игры систематизировать знания о химических свойствах оснований.

Атрибуты игры. Карточка с  заданием.

Описание игры. Впишите формулы следующих оснований в клетки таблицы в зависимости от свойств оснований: Cu(OH)2, NaOH, Fe(OH)3, Ba(OH)2. Сумма номеров правильных ответов равно относительной атомной массе легкого металла.  Примечание: если в одной клетке окажется несколько формул, то цифры в клетках следует умножить на число формул.

Свойства оснований

щелочь

Нерастворимое в воде основание

Взаимодействует с растворами солей

1

4

Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет

2

5

Взаимодействует с кислотами

3

6

Описание работы. Выберите для каждого основания характерные свойства из приведенных в таблице. Буквы, соответствующие правильному ответу, дают название химического элемента, без которого не возможна жизнь на Земле.

Свойства оснований

основания

NaOH

Fe(OH)3

Ca(OH)2

Cu(OH)2

Взаимодействие с кислотами

к

и

с

л

Разъедающее действие

о

м

р

а

Фенолфталеиновый окрашивается в малиновый цвет

о

м

д

с

«Классы неорганических соединений»

Цель игры. Систематизация знаний о химическом составе веществ и определение их в разные группы. Составление формул по названию веществ

Атрибуты игры. Карточка с заданием.

Описание игры: Впишите в клетки таблицы формулы следующих соединений. Распределите их по классам неорганических соединений согласно химического состава.

Сульфат натрия, угольная кислота, оксид углерода(IV), хлорид меди(II), хлорид меди(I), оксид серы(IV), гидроксид алюминия, фосфорная кислота, гидроксид кальция.

Химический состав соединения

Классы неорганических соединений

оксиды

основания

кислоты

соли

Состоит из атомов металлов и кислотных остатков

Состоит из атомов металлов и гидроксильных групп

Состоит из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления-2

Состоит из атомов водорода и кислотных остатков

Особое место среди активных форм обучения занимают сюжетно-ролевые игры, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения.

Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. А также они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, т.е. показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.

Для проведения сюжетно-ролевой игры применяется следующая схема:

Сформировать задачу.

Поставить цель пред собой, которая должна быть достигнута по завершению обсуждения игры.

Выбрать благоприятный момент для использования игры и распределения ролей.

Поставить цель перед классом и дать четкую инструкцию.

Проверить правильность понимания цели.

Распределить роли, приводя в случае необходимости примеры её исполнения.

Установить регламент.

Организовать место проведения игры.

Не затягивать игру.

Для проведения урока “Суд над хлором” были созданы группы учащихся по направлениям: химики, биологи, экологи, литераторы, играющие определенную роль на уроке, которые занимались отбором материала для урока. Урок сопровождался применением компьютерных технологий (представитель химической лаборатории демонстрировал химические опыты, подтверждающие свойства соляной кислоты и свойства хлора).

Сюжетно-ролевая игра “Суд над хлором”

Цель. Дать представление о составе и строении хлора, его физических и химических свойствах, положительной и отрицательной роли этого газа, соединениях хлора, их значении.

Оборудование и реактивы. Zn, CuO, Cu(OH)2, AgNO3, HCl, яичная скорлупа, индикаторы.

Участники судебного заседания: секретарь суда, судья, прокурор, подсудимый хлор, адвокат, защитник, представитель химической лаборатории, эксперты – эколог, биолог, химик, химик-технолог, судмедэксперт, два свидетеля, два журналиста.

Ход урока

Секретарь суда. Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Прошу доложить явку ответчиков, истцов, пострадавших, свидетелей, экспертов.

Секретарь суда. Присутствуют все. Начинаем судебное заседание. Слово судье (называет настоящие фамилию, имя, отчество ученика, играющего роль судьи).

Судья. Сегодня в этом зале вершится суд над хлором – газом зеленовато-желтого цвета, с очень резким запахом. Вдыхание его даже в небольших количествах вызывает сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек. Более значительное количество хлора может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Хлор растворяется в воде, обладает следующими химическими свойствами:

взаимодействует

с металлами: 2Na + Cl2 =2NaCl

с водородом: H2 + Cl2 = 2HCl

с водой: H2O + Cl2 = HClО + HCl

с щелочью: 2NaOH + Cl2 = NaCl + NaClO + H2O.

Хлор обвиняется в нанесении вреда всем живым существам – от едва различимых под микроскопом бактерий до крупных животных и человека. Вступая в реакции почти со всеми химическими элементами, в том числе со многими металлами, убивает их, не дает возможности существовать в свободном виде, наносит вред окружающей среде. Суду необходимо:

определить состав преступления, выслушав прокурора;

подтвердить преступную деятельность показаниями свидетелей;

выслушать показания обвиняемого – хлора;

познакомиться с показаниями защитников обвиняемого;

принять справедливое решение.

Слово по составу преступления предоставляется прокурору.

Прокурор. Гражданин хлор и его производные действительно загрязняют окружающую атмосферу и делают ее неблагоприятной для жизни человека и животных. Гражданин хлор виновен в массовом убийстве людей на войне и в мирное время. Хлор агрессивен, нападает на вещества, и они перестают существовать в свободном виде. Все это означает, что нужно судить гражданина хлора по всей строгости закона и изолировать его от общества.

Судья. Суд выслушал обвинение, выдвинутое в адрес гражданина хлора, и приступает к слушанию свидетельских показаний. Приглашается 1-й свидетель.

1-й свидетель. В первую мировую войну хлор нашел неожиданное применение как оружие массового уничтожения. Послушаем отрывок из романа М.Шолохова «Тихий Дон», где описывается зелено-желтый газ, который стал убийцей многих тысяч людей: “На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию… Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место. Где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под сосной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальонов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал вольно откинув голову с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, изъеденным газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевидным бруском торчал пухлый мясистый язык.

- Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит, - шепнул товарищ, дергая Валета за руку.

Они пошли и сейчас же наткнулись на второй труп. Мертвые стали попадаться чаще. В нескольких местах отравленные лежали копешками, иные застыли сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках – будто паслись, а один, у самого хода сообщения, ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунув в рот искусанную от муки руку”.

Судья. Слово по этому факту предоставляется судмедэксперту.

Судмедэксперт. Действительно, хлор очень токсичен. Он раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Острое отравление развивается почти немедленно. При вдыхании хлора отмечаются стеснение и боль в груди, сухой кашель, учащенное сердцебиение, резь в глазах, слезотечение, повышение лейкоцитов в крови и температуры тела. Возможны бронхопневмония, токсический отек легких, депрессивное состояние, судороги. В легких случаях отравления выздоровление наступает через 3-7 суток.

Судья. Спасибо. Слово предоставляется следующему свидетелю.

2-й свидетель. Вскоре после хлора был применен другой удушающий газ – фосген. Это соединение хлора с оксидом углерода:

CO + Cl2 = COCl2

В 1917 г. массовое применение нашел иприт, который тоже содержал в себе хлор. К концу войны применялось более 50 различных боевых отравляющих веществ (ОВ), 95% которых – производные хлора. Чтобы судить об эффективности ОВ на полях войны, достаточно указать, что в одной только английской армии, занимавшей среди воюющих государств пятое место по своей численности, с июля 1917 г по ноябрь 1918 г  ОВ вывели из строя более 160 тыс. человек.

Судья. Спасибо. Теперь все понятно. Но хлор имеет сообщников. Он нашел их в среде неметаллов. Например, водород на свету активно взаимодействует с хлором, да еще со взрывом.

2-й свидетель. Уважаемые судьи! Я и сам не понимаю, как у такого почтенного родителя, как водород, мог родиться этот бесцветный газ с резким запахом. При вдыхании раздражает дыхательные пути и вызывает удушье. Он в 1,3 раза тяжелее воздуха; очень быстро растворяется в воде, в одном объеме воды растворяется 500 объемов хлороводорода. Называется соляной, или хлороводородной кислотой.

Судья. Спасибо. Для дачи показаний приглашается представитель химической лаборатории.

Представитель химической лаборатории. Соляная кислота – бесцветная жидкость. Концентрированная кислота содержит до 37% хлороводорода и на воздухе “дымит”. Будучи сильной кислотой, она обладает всеми их свойствами. Многие металлы, основные оксиды, основания, некоторые соли и газы взаимодействуют с соляной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2,

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O,

 Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O,

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3,

 NH3 + HCl = NH4Cl.

А нитрат серебра от соляной кислоты без ума; при появлении у него мутнеет рассудок.

Судья. Спасибо. Приглашается для дачи показаний эколог. Что вы можете сказать об участии хлороводорода и соляной кислоты в образовании кислотных дождей?

Эколог. Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии. Потом появились на северо-востоке США. Сейчас проблема, связанная с кислотными дождями существует во всем индустриальном мире. Рыба исчезла из многих озер. Поверхность каменных и бетонных домов, мраморных статуй разъедена. Сельскохозяйственные культуры замедлили темп роста, леса умирают. Новая Зеландия и Скандинавия – регионы, наиболее пострадавшие от кислотных дождей, но последние в настоящее время распространились по всему миру.

Судья. По вопросу кислотных дождей прошу пригласить эксперта-химика.

Химик. Я могу показать, как кислотные дожди влияют на скорлупу яиц.

(Демонстрация опыта:CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 .)

Вы видите, что скорлупа растворяется. Аналогично кислотные дожди действуют на мраморные статуи.

Судья. Итак, суд заслушал показания свидетелей и экспертов. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Уважаемый суд! Из показаний свидетелей и экспертов ясно, что у хлора наряду с недостатками существуют и достоинства.

Впервые хлор был использован в медицине. Раствор хлора в воде – хлорная известь – рекомендовался как дезинфицирующее средство врачам и студентам-медикам при работе в моргах.

С помощью соединений, содержащих хлор, отбеливают хлопчатобумажные, льняные ткани и целлюлозу соответственно в текстильной и бумажной отраслях промышленности. Ведь до появления этих соединений в некоторых европейских, особенно северных, странах весенней порой поля и луга устилали льняными тканями, которые под воздействием солнечных лучей и других природных факторов приобретали необходимую белизну. Для лугового отбеливания ткани из Англии отправляли даже в Голландию, а купцы из французского города Бордо вывозили на африканское побережье.

За последние десятилетия широкое распространение получило хлорирование воды – обеззараживание. Введение в водопроводную воду газообразного хлора в количествах, безопасных для человеческого организма, приводит к уничтожению в воде болезнетворных микробов, устранению неприятных привкусов и запахов.

В цветной металлургии хлорированием руд извлекают из них некоторые металлы (титан, ниобий, тантал). В химии высокомолекулярных соединений хлор используют для получения пластмасс, синтетических волокон, каучука, соляной кислоты и т.д.

Хлор действительно токсичен, за ним глаз да глаз нужен. Единственное, что он требует от всех, - это соблюдение правил техники безопасности.

Защита просит пригласить для дачи показаний биолога.

Судья. Слово биологу.

Биолог. Хлор – один из биогенных элементов, постоянный компонент тканей растений и животных. Суточная потребность взрослого человека в хлоре составляет 2-4 г. и покрывается за счет пищевых продуктов.

С пищей хлор поступает в организм в виде хлорида натрия и хлорида калия. Особенно богаты хлором хлеб, мясные и молочные продукты. В организме хлор играет большую роль в вводно-солевом обмене, способствуя удержанию тканями воды.

Судья. Спасибо. Слово предоставляется защите.

Защитник. Я хочу сказать, что активность хлора “убила” его самого. В природном состоянии он не встречается. Если в редких случаях и происходит его выделение (например, при извержениях подводных морских вулканов), то в очень небольших количествах, и хлор тотчас же исчезает, взаимодействуя с окружающими веществами.

Хлор входит в состав поваренной соли – вещества, необходимого для организмов животных и человека. В организме человека содержится около 200 г соли. Важное значение соли в организмах наземных животных и близкие значения соотношений между солью и другими соединениями хлора, находящимися в крови наземных животных и морской воде, дают повод ученым говорить о происхождении наземных животных из морских организмов.

Прошу дать слово эксперту-биологу.

Судья. Разрешаю.

Биолог. Соль участвует в важнейших физиологических процессах человека и животных. Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи и лимфе. Наличие хлорида натрия в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.

Почти все нужные нашему организму минеральные соли содержатся в обычной пище. Только хлорида натрия в ней хватает. Для поддержания жизни человек должен получать 20-25 г соли ежедневно.

Каждый человек потребляет в год 6-8 кг соли.

Защитник. Для защиты прошу предоставить слово эксперту химику-технологу.

Судья. Разрешаю.

Химик-технолог. Ныне мировая добыча поваренной соли составляет 100 млн. т в год. На пищевые нужды расходятся лишь около четвёртой её части. Куда же идёт остальная часть? Поваренная соль необходима при производстве мясных и рыбных консервов, в металлургической отрасли промышленности, при обработке мехов, сыромятных кож, при варке мыла, в медицине. Но главный потребитель поваренной соли – химическая отрасль промышленности. И трудно сказать, каким новым отраслям народного хозяйства она еще понадобится. Но и сейчас в движении атомных подводных лодок, в полетах космических кораблей, в создании огромного количества окружающих нас материалов участвует хлорид натрия – “соль земли”.

Судья. А теперь последнее слово предоставляется подсудимому.

Подсудимый. Уважаемый суд! Я обращаюсь к вам со своим последним словом. Учтите, пожалуйста, что в свободном виде в природе я встречаюсь только в экспериментальных ситуациях. Человек сам получает хлор и по своему усмотрению им распоряжается, нарушая технологию и используя его против человечества. Я себя виноватым не считаю.

Судья. Итак, мы заслушали свидетелей, экспертов, защитников и подсудимого. Прокурор, предоставляю вам слово.

Прокурор. Учитывая в совокупности все показания свидетелей, экспертов и защитников, я отказываюсь от поддержания обвинения в суде.

Судья. Суд удаляется для выяснения приговора.

Секретарь суда. Внимание! В зале судебных заседаний работают журналисты радио и телевидения. Они хотят побеседовать с вами – участниками данного судебного заседания.

Журналисты начинают работу, направленную на закрепление сведений, полученных на уроке, задают вопросы и слушают ответы.

Журналисты.

Какое впечатление произвел на вас подсудимый?

Какие черты личности вам особенно запомнились?

Кто за то, чтобы его осудили? Поднимите, пожалуйста, руки.

Почему вы за осуждение хлора?

Назовите, пожалуйста, факты, свидетельствующие в пользу освобождения хлора.

Как вы в целом оцениваете все происходящее в этом зале? (Вопрос гостям, присутствующим на уроке.)

У кого есть чувство жалости и сострадания к подсудимому? Почему вы ему сочувствуете?

Как вы оцениваете участие других действующих лиц этого судебного процесса – судьи, прокурора, свидетелей, защитников? Как они справились со своими ролями?

Хотите ли вы сами участвовать в подобном действии в дальнейшем?

Секретарь суда. Встать! Суд идет…

Судья. Прошу всех сесть. Заслушав и обсудив показания свидетелей, обвиняемого, экспертов, защитников, суд сделал следующие выводы:

Благодаря хлору существует огромное многообразие химических веществ, имеющих большое практическое значение.

Хлор, обеззараживая воду, спасает людей от инфекции и сохраняет им здоровье.

Суд считает необходимым оправдать хлор, т.к. в природе в свободном состоянии он не встречается.

Суд осуждает человека за то, что он производит вещества, убивающие людей, нарушает технологии, не заботится в полной мере об окружающей среде.

Секретарь суда. Внимание! Журналисты сообщили, что готов вариант радиопередачи, и предлагают ее прослушать.

Включают магнитофоны (звучат позывные какой-либо передачи).

“Внимание, в честь Дня химика в средней школе № 2 г. Слуцка состоялось заседание суда. Прошел судебный процесс над гражданином хлором”.

Судья. Суд принял решение: даровать подсудимому свободу! Теперь слово предоставляется учителю для подведения результатов.

Урок завершается применением рефлексии по принципу незаконченного предложения:

Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …

Сегодня я на уроке узнал …

После сегодняшнего урока я буду относиться к окружающим …

Кроссворд по теме «Вода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

д

о

ж

д

ь

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

2

 

 

л

 

 

 

 

 

 

1

с

о

с

у

л

ь

к

а

 

 

 

 

 

6

 

 

с

 

 

е

 

 

к

 

 

 

 

5

т

у

ч

а

 

 

д

 

 

а

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

м

о

р

о

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

и

н

е

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос

Ответ

  1.  Выросло, повыросло,

Из бороды повылезло,

Солнышко стало –

Ничего не стало.

Сосулька

  1.  Был сперва водой,

Потом

Прочным сделался

Мостом.

Лед

  1.  Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает.

Роса

  1.  По синему морю

Белые гуси плывут.

Облака

  1.  Летит птица по синему небу:

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Туча

  1.  Синие кабаны

Все поле облегли.

Туман

  1.  Не снег, не лед,

А серебром дерево уберет.

Иней

  1.  Ждали, звали, а показался –

Все прочь побежали.

Дождь

  1.  Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

Мороз

Электролитическая диссоциация. 

Кроссворд.

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Процесс распада электролита на ионы-…

2

Эти электролиты при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы -…

3

Растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которая обозначается греческой буквой, называется …

4

Легче всего диссоциируют вещества со связью, которая называется …

5

Взаимодействие молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла - …

6

Молекулы вода представляют собой два полюса и называются …

7

Вещества, которые проводят электрический ток -…

8

Эти электролиты при растворении в воде почти полностью диссоциируют на ионы - …

9

Страна, которая может гордиться ученым Сванте Аррениусом (…)

Кроссворд по теме: « Первоначальные химические понятия»

Ключевым словом является название химического элемента, содержание которого в морской воде 8 миллиардов тонн.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.2H2О=O2+2H2-тип реакции

2. N2+3H2=2NH3-тип реакции

3. Свойство атомов одного химического элемента присоединять определенное число атомов другого химического элемента

4. Реакция, при которой выделяется теплота

5. Реакция, при которой поглощается теплота

6. Химический элемент – О

     Заключение

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

   Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Опыт работы показывает, что использование дидактических игр по химии позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, стимулирует умственную деятельность, при этом меняется характер учебной деятельности.

Данный материал можно использовать учителям предметникам.

   

   Список использованных источников

1. Берсенева, Е. В. Современные технологии обучения химии / Е. В. Берсенева. —  М.: « Центрхимпресс», 2004.

2. Берсенева, Е. В. Обобщающий урок на тему «Суд над химическими соединениями элементов-неметаллов» / Е. В. Берсенева, Е. А. Шанина // Экология родного края.—, 1996.

3. Зайцев, О. С. Методика обучения химии / О. И. Зайцев. — М.: Владос, 1999.

4. Калетина, Н. И. Игровой метод в обучении химии / Н. И. Калетина. —  М.: Высшая школа, 1990.

5. Морозов, В. Дидактические игры как средство развития мышления школьников на занятиях по химии / В. Е. Морозов, Л. Э. Рауд // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. —Л., 1990. —  91с.

6. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская. —  Педагогика, 1999. — 144 с.

7. Тыльдсепп, А. А. Мы изучаем химию / А. А. Тыльдсепп, В. А. Корк // - М.: Просвещение, 1988.

8. Штремплер, Г. И.  Химия на досуге / Г. И. Штремплер. —  М.: Просвещение, 1993.

9.Штремплер, Г. И. Дидактические игры при обучении химии / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина //  М.: Дрофа, 2005.

10. Шукайло, А. Д. Тематические игры по химии / А. Д. Шукайло. М.: Сфера, 2004.

11. Я иду на урок химии : книга для учителя. / - М.: Первое сентября, 1999. — 272 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47880. Загальна патологія 135.5 KB
  Павлова про розвиток хвороби та його основні положення. Наука яка вивчає закономірності виникнення розвитку і кінця хвороби або іншими словами вивчає життєдіяльність хворого організму називається патологічною фізіологією. Перша частина нозологія або загальне вчення про хвороби. При аналізі хвороби виникає два запитання: чому виникла хвороба і як вона розвивається.
47881. Судова, правоохоронна та правозахисна діяльність 271 KB
  Поняття правоохоронного органу та правоохоронної діяльності Поняття правоохоронного органу. Під правоохоронним органом розуміють державну установу або державну юридичну особу яка діє в системі органів влади й виконує на основі закону державні функції владні організаційнорозпорядчі контрольноперевірочні тощо в різних сферах внутрішньої та зовнішньої діяльності Української держави. За законом до правоохоронного органу належить такий державний орган предмет діяльності якого законодавче зафіксовано як його завдання або функції саме...
47882. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ У РІЗНИХ СФЕРАХ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 814 KB
  Сутнісна характеристика господарських рішень План: Господарські рішення та їх види Способи формалізації та реалізації господарських рішень Якість і ефективність господарських рішень Доповідь: Особливості управління ризиками господарської діяльності Л1Ст. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ ТА ЇХ ВИДИ Від прийняття господарських рішень їх якості раціональності й обґрунтованості в багатьох випадках залежать реальні можливості досягнення цілей організації її ефективна діяльність....
47884. Субєкти правової роботи на підприємствах, в установах, організаціях 266.5 KB
  Правова робота в нових ринкових нестабільних відносинах стає невід'ємною виробничою частиною діяльності юридичних осіб незалежно від форм власності і господарювання
47885. Методологія наукового пізнання та журналістика 149.5 KB
  Специфіка об’єкта пізнання в журналістиці. Схеми пізнання об’єкта. Специфіка об’єкта пізнання в журналістиці. Схеми пізнання об’єкта.
47886. Барокко. Архітектура. Скульптура. Живопис 519 KB
  Мета завдання лекції Метою викладання теоретичного курсу є знайомство з основними теоретичними поняттями мистецтвознавства особливостями історичних етапів світової образотворчості декоративноужиткового мистецтва та архітектури пам’ятками світової культури допоможе студентам оволодіти належним рівнем методичної готовності до професійної діяльності виховати високий рівень художньоестетичного смаку креативний підхід у поєднанні традицій та новацій у професійній діяльності. засвоєння історії образотворчого декоративноужиткового...
47887. Міждисциплінарні методи в журналістиці 502 KB
  Міждисциплінарні методи в журналістиці Міждисциплінарні методи в журналістиці Логіка викладу Вступ. Методи історії: метод повної історичної реконструкції метод часткової історичної реконструкції порівняльноісторичний метод метод архівного дослідження. Біографічний та автобіографічний метод як важливе джерело відомостей про особу у роботі журналіста.