52504

Практический материал для развития речевого дыхания при открытой ринолалии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При проведении работы по нормолизации дыхания необходимо соблюдать ряд правил: заниматься только в проветренном помещении до еды; строго дозировать количество и темп упражнений при недомогании лучше отложить занятия не делать слишком большой вдох; следить чтобы ребенок не напрягал плечи шею; ребенок должен ощущать движения диафрагмы межреберные мышцы мышцы нижней части живота; движения необходимо производить плавно под счет тихо. Сделать полный...

Русский

2014-02-28

75 KB

10 чел.

Практический материал для развития речевого дыхания при открытой ринолалии

Открытая ринолалия тяжело отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается длительность речевого выдоха. Именно нарушение функции дыхания приводит к гиперназализации, к ограничению произношения всех звуков речи и к появлению в речи детей атипичных компенсаторных артикуляций. Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба выступает развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при дыхании без речи. При этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (приблизительно в три раза), усиливая давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.

Работа по формированию речевого дыхания проводится в следующей последовательности;

1) распределение выдоха в процессе речи;

2) «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение воздуха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение воздуха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи – синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводится с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно необходимо увеличивать количество слогов.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое увеличение цепочки на одно слово с детьми, в речи которых присутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, должно отрабатываться в течение недели. С детьми, в речи которых преобладают заднеязычные артикуляции, новый речевой материал отрабатывается в течение трех дней. С детьми с дефектами звукопроизношения, нехарактерными для детей с расщелинами нёба, увеличение количества слов производить ежедневно.

«Добор» воздуха. В процессе речи необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей добирать нужную порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала проводятся с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должна происходить утечка воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при выдохе.

Работа над дыханием проводится со всеми детьми, независимо от степени назализации и характера нарушения звукопроизношения.

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо выучить их содержание. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Речевой материал можно записывать на магнитофон, что позволит ребенку слышать себя со стороны.

При проведении работы по нормолизации дыхания необходимо соблюдать ряд правил:

- заниматься только в проветренном помещении, до еды;

- строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия,

- не делать слишком большой вдох;

- следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;

- ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота;

-движения необходимо производить плавно, под счет, тихо.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Сделать полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

«па, папа, папапа, папапапа…»;

«папо, папопу, папопупыпэ…»;

«папапопопупу, папапапопопопупупу…»;

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем произносить ударным первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т. д.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т. д.

«один, два»;

«один, два, три»;

«один, два, три, четыре…»

3. По аналогии с предыдущим упражнением перечислить дни недели, названия месяцев, времен года.

«понедельник»;

«понедельник, вторник»;

«понедельник, вторник, среда…»

«январь»;

«январь, февраль»;

«январь, февраль, март…»

4. Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что эта порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т. д.

Считалочки

Мы собрались поиграть, (вдох) У малышки муравья (вдох)

Но кому же начинать, (вдох) Муравьиная семья: (вдох)

Раз, два, три, (вдох)  Один братишка, (вдох)

Начинай сегодня ты.  Двое братишек, (вдох)

  Трое братишек…(вдох)

Собирала я в лесу (вдох)  А сестричек-муравьишек (вдох)

Ягоду малинку. (вдох)  Вдвое больше, чем братишек: (вдох)

Я домой не донесу (вдох)  Одна сестричка, (вдох)

Полную корзинку. (вдох) Две сестрички, (вдох) 

Ягодка по ягодке, (вдох)  Три сестрички… (вдох)

Ягодка по ягодке… (вдох) И т. д.

Одна, две ягодки, (вдох)

Три, четыре ягодки, (вдох) Петушок, петушок, (вдох)

Пять, шесть ягодок… (вдох) Покажи свой кожушок! (вдох)

Дело ловко подвигается, (вдох) Кожушок горит огнем, (вдох)

Ягод быстро убавляется.  Сколько перышек на нем? (вдох)

  Раз, два, три, (вдох)

  Четыре, пять, (вдох)

За высокими горами, (вдох) Невозможно сосчитать.

Стоит Ванька с пирогами, (вдох)

Здравствуй, Ванечка, дружок! (вдох) Раз, два, три, четыре, пять, (вдох)    Сколько стоит пирожок? (вдох) Мы собрались поиграть. (вдох)

Пирожок стоит два! (вдох) К нам сорока прилетела, (вдох)

Пирожок стоит три! (вдох) И тебе водить велела.

Пирожок стоит четыре! (вдох)

Пирожок стоит пять! (вдох)

Я иду тебя искать!

 

Хороши у нас котята – (вдох) Возле школы новый дом, (вдох)

Раз, два, три. четыре, пять. (вдох) В этом доме мы живем, (вдох)

Заходите к нам ребята, (вдох) Мы по лестнице бежим, (вдох)

Посмотреть и посчитать. (вдох) И считаем этажи. (вдох)

Раз-котенок самый белый, (вдох) Раз- этаж, два-этаж, (вдох)

Два-котенок самый смелый, (вдох) Три-этаж и т. д.

Три-котенок самый умный. (вдох) Три, четыре-мы в квартире.

А четыре-самый шумный.   

Как на горке на пригорке (вдох) Шли семеро стариков, (вдох)

Стоят тридцать три Егорки. (вдох) Говорили старики про горох. (вдох)

Один Егорка, два Егорки, (вдох) Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Три Егорки, четыре Егорки (вдох) Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Пять Егорок, шесть Егорок (вдох) Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох)

и. т. д. до конца счета  и. т. д. до конца счета

В прятки мы хотим играть, (вдох) Ты смотри, смотри, смотри: (вдох)

Надо только нам узнать, (вдох) Полетели пузыри – (вдох)

Кто из нас пойдет искать, (вдох) Красный, желтый, голубой – (вдох)

Раз, два, три, четыре, пять, (вдох) Выбирай себе любой! (вдох)

Это ты идешь искать.  Один пузырь, два пузыря и. т. д.

Как на горке, на горе (вдох) Наша Маша рано встала, (вдох)

Стоит домик во дворе. (вдох) Кукол всех пересчитала: (вдох)

В этом домике живет (вдох)  Две Матрешки на окошке, (вдох)

Очень странный рыжий кот. (вдох) Две Танюшки - на подушке, (вдох)

В этом домике живет один рыжий кот. (вдох) Две Иринки-на перинке, (вдох)

В этом домике живут два кота. (вдох) А Петрушка в колпачке-(вдох)

В этом домике живут три кота. (вдох) На дубовом сундучке.

и. т. д.

Можно даже десять раз (вдох) Капли медленно сперва-(вдох)

Уронить железный таз. (вдох) Кап, кап, кап, кап. (вдох)

Один таз, два таза, три таза…(вдох) Капля раз, капля два и.т.д. (вдох)

А вот фарфоровую вазу (вдох) Стали капли поспевать, (вдох)

Уронить нельзя ни разу, (вдох) Капля каплю догонять.

Одну вазу, две вазы, три вазы…

Через воду и огонь (вдох)  Раз, два, три, четыре, пять. (вдох)

Не догонит нас и конь. (вдох)  Вышел зайчик погулять. (вдох)

Раз, два, догоняй! (вдох)  Вдруг охотник выбегает, (вдох)

Три, четыре, пять, догоняй! (вдох) Прямо в зайчика стреляет, (вдох)

Шесть, семь, восемь, догоняй! (вдох) Но охотник не попал, (вдох)

Ну попробуй нас поймай!  Серый зайчик убежал.

Раз у нашего Степана (вдох)  Съел комар ведро овса, (вдох)

Караулил кот сметану. (вдох)  Ехал воз без колеса, (вдох)

А когда настал обед, (вдох)  В полдень выпала роса, (вдох)

Кот сидит-сметаны нет. (вдох)  Вот какие чудеса! (вдох)

Помогите-ка Степану- (вдох)  А не веришь чудесам, (вдох)

Поищите с ним сметану.  Сочини считалку сам.

5. Наращивание слов в предложении

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

 

Вот лимон.

Вот лежит лимон.

Вот лежит желтый лимон.

Вот лежит желтый, кислый лимон.

Заинька, выйди в сад.

Заинька, серенький, выйди в сад.

Зайка, зайка, серенький, выйди в сад.

Зайка, зайка, серый, серый, выйди в сад!

Вот серый кот.

Вот серый, серый кот.

Вот серый, серый, добрый кот.

Вот серый, серый, добрый и пушистый кот.

Он просто серый, серый, добрый и пушистый кот.

Барабанит Коля.

Барабанит Коля и Толя.

И маленький Сережа барабанит тоже.

В двери барабанит Коля,

В ящик барабанит Толя,

А маленький Сережа

Рад стараться тоже.

В вазе розы.

В вазе стоят розы.

В синей вазе стоят розы.

В синей вазе стоят красные розы.

Около скамьи корзина.

Около скамьи стоит корзина.

Около высокой скамьи стоит корзина.

Около высокой скамьи стоит корзина с яблоками.

Около высокой скамьи стоит корзина с желтыми яблоками.

На грядке помидоры.

На нашей грядке помидоры.

На нашей грядке созрели помидоры.

На нашей грядке созрели красные помидоры.

На нашей грядке в июле созрели красные помидоры.

В лесу земляника.

В лесу поспела земляника.

В лесу поспела вкусная земляника.

В лесу на поляне поспела вкусная и душистая земляника.

В лесу на поляне у пней поспела вкусная и душистая земляника.

В лесу на поляне у старых пней поспела вкусная и душистая земляника.

5. Отработка в спокойном темпе длительного и равномерного распределения выдоха при произнесении скороговорок.

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, но не ныла Мила. Мила молодчина!

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.

Шёл я шёл, мешок нашёл. В мешке том шишки – привет от мышки.

Хороша у мышки норушка, только нет в норушке подушки. Нет подушки у бедной мышки. Где подушка под мышкино ушко?

Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: «Печку, Леночка, не тронь! Жжётся, Леночка огонь!

Приготовила Лариса для Бориса плов из риса. А Борис Ларису угостил ирисом.

Кленовый листок на клёне, кленовый листок зелёный. Всё лето листок зелёный зеленел на зелёном клёне.

Звала на малину Валюша Галину. Галина Валюшу звала на калину.

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Пар – пароходе, пар – в паровозе, пар –в пароварке, пар – в скороварке.

Наступила темнота – не ходи за ворота.

Картошка в корзинке, карась на картинке. Карась с карасёнком, и ёршик с ершёнком.

Следопыт идёт по следу, след ведёт его по снегу. Далеко ль уводит след следопыта Костю? Нет!

Никакого нет резона у себя держать бизона.

Попугая, попугая, попугая не ругай! Потому что попугай всё запомнил, так и знай!

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс, овца!

Жила, была умница, умница-разумница. Про умницу-разумницу знала вся улица – и петух, и курица.

Водовоз вёз воду из водопровода.

На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова, не коли дрова на траве двора.

Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры до своих бобрят.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Съел молодец тридцать три пирога, с пирогом да всё с творогом.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель на щи.

Петя был мал и мяту мял. Увидела мать, не велела мять.

В поле Поля поле пашет.

Я во двор вела вола, за рога вела вола. А вол в огород меня завёл.

Шестнадцать шли мышей, и шесть нашли грошей.

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Дали вместе с простоквашей каши Маше нашей. Ела, ела Маша кашу вместе с простоквашей.

Черепаха на челноке везёт чернику по реке.

На плоту сижу, плотву ужу.

Оса жужжала, обнажила жало. А встретила шмеля – и хвост поджала.

Лезут козы в грозу в лозу – лозу козы в грозу грызут.

Осторожный желтый жук ж-жих из жита на межу. И жужжит, кружа над житом: «У кого длинней усы-то?»

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Дятел на суку сидел, дятел дерево долбил. День долбил, два долбил – носом в небо угодил.

На лугу под горкой лежал сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Перепёлка перепелёнка перепелёнывала, перепелёнывала, ели перепеленала.

Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

На скамейку мама села, справа – Слава, Сева слева.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Цветок к цветку – цветной узор. Сосна к сосне – сосновый бор.

Всколыхнула ветку птица – и по листьям свет струится.

Только раки-забияки не боятся боя-драки.

Однажды на концерте сидели сорванцы. Со свистом и со смаком сосали леденцы.

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Жила была синица – плохая ученица. Твердили ей сороки – пора учить уроки.

Кошка на окошке рубашку шьёт, кукушка в сапожках избу метет.

Никакой он не цыплёнок, мама цапля, он – цаплёнок.

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: «Я не бегал, я скакал».

Черепаха всех смешит, потому что не спешит. Но куда спешить тому, кто всегда в своём дому?

Шепот шепоту шепнул: «Я не сплю. А ты уснул?»

Встретил деда я смешком. Не с мешком, а со смешком. То есть не с мешком тяжелым, а лишь легоньким смешком.

Несушка с петушком угощались пирожком. И смеялся петушок так, что трясся гребешок. А несушка хохотала – чуть с насеста не упала.

Слоны сильны, слоны смирны, слоны спокойны и умны.

Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка тоже.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Вот лягушка на дорожке, у неё озябли ножки. Значит срочно ей нужны очень теплые штаны.

У лягушки лягушонок, у кукушки кукушонок. Нет у лягушки лягушат, нет у кукушки кукушат.

Отдыхали девочки, отдыхали мальчики. Девочки – на лавочке, парни на диванчике.

Над домами и над печками в небо дым идет колечками. Дым из маленьких колечек, превращается в овечек.

Мыли щёки щуки щёткой, прищепили хвост прищепкой. Щука – Щётку за щетину, отщипнула половину.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Трое трубачей трубили в трубы. В трубы трубили, в барабаны били.

Петр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в Ростов.

Я забор уберу, чтобы дом стоял в бору!

Шел Егор через бор, видит, вырос мухомор. «Хоть красив, а не беру» - вслух сказал Егор в бору. Верно ты сказал, Егор! - так ему ответил бор.

За окошком забор, за забором старый бор.

Похожи три брата: Панкрат на Марата, Марат на Кондрата, Кондрат на Панкрата.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Землекопы роют ров, скоро будет он готов.

Привез Захар Егору во двор дров гору.

Поросята были розовые - от загара стали бронзовые.

Ната и Егорка покупали тёрку. Возражает Ната – тёрка дыровата! Мы по городу пойдем, может целую найдем.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Солнце в прорубь провалилось, солнце крепко простудилось.

Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

От топота копыт пыль по полю летит.

Кошка на окошке рубашку шьёт. Кукушка в сапожках избушку метёт.

Паровоз пускает пар, печку топит кочегар. Печку топит кочегар, паровоз пускает пар.

Очень часто блюдца у Танюши бьются.

Лара у Вали играет на рояле.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Гусь гнездо своё чинил, гусь считалку сочинил. И гогочет и гогочет, заучить считалку хочет.

Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

Течет речка, печет печка. Печет печка, течет речка.

Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне – до сих пор бы сидел на сосне.

Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне.

7. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы. Сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета на одном выдохе.

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки – скок, Саню в бок,

Соня – Бух в сугроб!

Вот гуси с выводком гусят

Галдят, шипят, как змеи.

Грузовику они грозят,

Вытягивая шеи.

Няня Петю без конца

Мягкой губкой мыла,

Чтобы смыть с его лица

Синие чернила.

Смыла губкой полосу

На щеке и на носу.

Только кончила купать –

Весь в чернилах он опять!

Летела сова – большая голова.

Вот она летела, на дерево села,

Хвостом повертела, опять полетела.

Летала, летала и села,

Да хвостиком повертела.

Динь-дон, динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, старый, сонный слон.

Динь-дон, динь-дон.

А метла-то, а метла весела,

Заплясала, заиграла, замела.

Ни пылинки у Федоры не оставила.

Сон узор сплетает свой

У меня над головой.

Вижу: в зелени полей

Заблудился муравей.

У нас на улице мороз,

Мороз по всей земле,

И ветки хрупкие берез

Сверкают в хрустале.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

С утра сидит на озере

Любитель-рыболов.

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов.

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается.

Рано утром я встаю.

Сам свою постель стелю.

Руки мою, уши мою,

Умываться я люблю.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

«Спасибо».

Что сегодня на площадке

Утром сделали ребятки?

Все ребята на площадке

Утром сделали зарядку.

Самокат сломался мой,

Я принёс его домой.

Жалко расставаться –

Не на чем кататься.

А метла взяла

И двор подмела.

От сарая до крыльца

Танцевала без конца!

Приходите, поглядите –

Хоть сориночку найдите!

Что за сёстры! Просто чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит всё на полки,

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.

Девочка Алла

Маме помогала.

Пришила к фартуку карман,

Постирала сарафан.

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный?

Мячик не резиновый,

Мячик апельсиновый.

-Вам знакомы Вова с Петей?

Не знакомы?

Вот так раз!

Их же знают все на свете.

Знает их весь пятый класс.

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло

Куд-куда вас понесло?

Катились колеса,

Колеса, колеса.

Катились колеса

Не прямо, а косо.

Скатились колеса

В овраг под откос.

И вот что осталось

От этих колес.

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Как нам жалко петуха.

Петушился, петушился

Забияка петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27995. Основные виды токсикантов, содержащиеся в пищевых продуктах, тяжелые металлы, остаточное каличество пестицидов, нитриты, радиоактивные элементы, действие токсикантов на человека и теплокровных животных 20.2 KB
  Отравления вызванные живыми микробами попавшими в организм с пищей называют пищевыми токсикоинфекциями. Это сальмонелла кишечная палочка и условно патогенные микроорганизмы. При этих заболеваниях образование микроорганизмами яда токсина происходит в организме. Токсическое действие некоторых соединений на организм человека заключается в способности токсических веществ вызывать отравление организма выражающееся в различных клинико анатомических проявлениях.
27996. Основные с/х ресурсы и их характеристика по зонам Западной Сибири 12.22 KB
  Рациональное использование природноресурсного потенциала с х производства.Для учета и рационального использования климатических ресурсов важно соблюдать соответствие классификаций климата; классификациям сельскохозяйственного производства т. Значение воды на всех стадиях производства сельскохозяйственной продукции общеизвестно. Предотвратить истощение и загрязнение водных ресурсов призваны экологизация промышленного и сельскохозяйственного производства и городского хозяйства очистка природных и сточных вод мелиоративные...
27997. Отрицательное воздействие промышленного животноводства на природные комплексы и их компоненты 3.22 KB
  При переходе животноводства на промышленную основу возникла проблема утилизации навозных стоков и безподстилочного навоза. Вблизи животноводческих ферм образуется огромное скопление навоза происходит нитратное и микробное загрязнение почв растительности поверхностных и грунтовых вод которое в 810 раз превышает естественный фон загрязнения почвенного и снежного покрова. При выборе места для размещения живких комплексов должны быть учтены возможности утилизации навоза и производственных стоков с учетом...
27998. Оценка изменения агроэкологических показателей плодородия почв и их функций: природная сопротивляемость, буферность, способность к биологическому, физическому и химическому самоочищению 5.3 KB
  Это связано со следующими обстоятельствами: охватом антропогенными нагрузками больших площадей иногда практически на 100; малой лесистостью и небольшими площадями луговостепных участков; значительной обнаженностью дефдированностью и эродированностью почвенного покрова; преобладанием определенных видов загрязнения в почве воде и грунтах связанных с удобрениями. Наибольшей буферной емкостью и способностью снижать негативное влияние загрязняющих веществ на растительные и животные организмы обладают почвы с...
27999. Поллютанты в почве и с/х продукции. Основные факторы, влияющие на их поведение в системе «почва-растение-животное-человек» 9.67 KB
  Главным природным источником тяжелых металлов являются породы магматические и осадочные и породообразующие минералы. Поступление тяжелых металлов в биосферу вследствие техногенного рассеивания осуществляется разнообразными путями. Кроме того источником загрязнения биоценозов могут служить орошение водами с повышенным содержанием тяжелых металлов внесение осадков бытовых сточных вод в почвы в качестве удобрения. Вторичное загрязнение происходит также вследствие выноса тяжелых металлов из отвалов рудников или...
28000. Почвенно-биотический комплекс как основа агроэкосистем. Биогеоценотическая деят-ть микробного биокомплекса и ее экологическое значение. Биоиндикация, ее достоинства и недостатки 15.6 KB
  Численность микроорганизмов сильно колеблется в зависимости от почвенноэкологических факторов. Роль микроорганизмов в круговороте веществ. Практически нет ни одного элемента который не подвергался бы воздействию микроорганизмов или их метаболитов. Минеральная часть почвы разрушается под воздействием различных неорганических и органических кислот щелочей ферментов и других соединений продуктов жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.
28001. Проблемы производства экологически безопасной с/х продукции. Экономический механизм стимулирования производства экологически безопасной продукции 8.6 KB
  Экономический механизм стимулирования производства экологически безопасной продукции. Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. Комплексность системность всесторонность стимулирования означающая обязательность стимулирования использования современных технологических процессов если они имеют целью ресурсосбережение и проводятся экологически приемлемыми методами а также и собственно природоохранных мероприятий утилизация отходов строительство очистных сооружений в целях...
28002. Радионуклиды в агроэкосистеме: перенос радионуклидов по с/х цепочкам и их миграция в агроценозах 2.32 KB
  Основными источниками техногенных радионуклидов в агросфере являются остаточные количества долгоживущих радв поступивших в нее в результате испытаний ядерного взрыва выбросов и сбросов радов при работе атомных электростанций и др предприятий полного ядерного топливного цикла. Рост химизации с х ведет к увеличению применения удобрений и мелиорантов с повышенным содержанием естественных радов. Почва обладает уникальной сорбционной способностью по отношению к поступающим в нее радов.
28003. Сравнительный анализ функционирования естественных экосистем и агроэкосистем. Устойчивость эко(агроэко)системы: толерантность, уязвимость, гетерогенность агроценозов 5.26 KB
  Экосистемы – исторически сложившееся в биосфере и на той или иной территории открытые но целостные и устойчивые системы живых организмов. Агроэкосистемы – вторичные измененные человеком биогеоценозы основу которых составляют искусственно созданные биотические сообщества объединяемые видами живых организмов. Особенность агросистем в отличии от экосистем их неусточивость то есть к способности саморегуляции.