52505

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Строение и функции органов дыхания. Разработка содержит: конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся продолжительностью этапов урока в виде таблицы и ожидаемыми результатами презентации: Строение органов дыхания Эрудицион созданы в PowerPoint видеофайл Строение органов дыхания формат МР4 аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. Тема: Значение дыхания.

Русский

2014-02-16

378 KB

18 чел.

Разработка урока по теме «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат»

 

Криворучко Наталья Анатольевна,

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

учитель-методист

Донецкой гимназии №92

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения первого урока по теме «Дыхание» (на изучение темы отводится 5 часов)  в 9 классе в соответствии с «Программой для общеобразовательных классов. Биология , 7-9 классы К.: Ирпень: Перун, 2005».

Разработка содержит:

  1.  конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами
  2.  презентации: «Строение органов дыхания», «Эрудицион» (созданы в PowerPoint)
  3.  видеофайл «Строение органов дыхания» (формат МР4),
  4.  аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли (формат МР3),
  5.  раздаточный материал: схема строения дыхательной системы из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие (приложение 1)

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Аудиофайлы и видеоматериал были взяты с ресурса YouTube.

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003, медиаплеер Windows Media.

Тема: Значение дыхания.

Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат

Цели и задачи урока: 

  •  изучить функции органов дыхания в соответствии с их строением;
  •  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  •  выяснить механизмы голосообразования;
  •  продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  •  воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к
  •  здоровью окружающих;

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Строение органов дыхания»1, видеофайл «Строение органов дыхания»2, аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер»3, арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли, раздаточный материал: схема строения дыхательной системы (приложение 1)4, фломастеры, карандаши, вопросы в классе и домой, снежинки.

Рекомендации по подготовке к уроке:

Ознакомиться с презентационным материалом, т.к. он содержит гиперссылки, триггеры и анимацию. Перед началом урока разложить раздаточный материал.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Продолжительность

Методы и формы работы

Ожидаемые результаты

1

Организационный этап

До 1 мин

Рабочая обстановка

2

Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

До 5 мин

Беседа, игра

Актуализация знаний по теме «Организм как биологическая система», активизация познавательной деятельности, формирование мотивации учащихся на изучение темы

Учащиеся формулируют значение дыхательной системы человека

3

Объяснение нового материала

(объявление домашнего задания)

До 25 минут

Беседа, групповая работа с учебником – «шпаргалка», «научи другого»

Усвоение строения дыхательной системы, а также функций органов дыхания, строение голосового аппарата человека; ученики должны научиться распознавать органы дыхания и их положение в организме человека,

4

Закрепление изученного материала

До 11 мин

Игра, эрудицион, просмотр видеофильма.

Закрепление полученных в ходе урока знаний о строении и функциях органов дыхания

5

Рефлексия

До 1 мин

6

Подведение итогов.

До 2 мин

  1.  Организационный этап
  2.  Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация (слайд 1-2)
    •  Какие основные признаки живого вы знаете?
    •  Без чего живое существо не может обойтись для нормального существования?
    •  Сколько времени человек может прожить без пищи?
    •  Без воды?

Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток.

О том, что человек может очень долго обходиться без пищи, свидетельствует и случай «голодной забастовки», зарегистрированной более в 1920 году в ирландском городе Корке. Группа из 11 ирландских патриотов во главе с мэром города Корка лордом Теренцием Мак-Суини (Terence MacSwiney), находящихся в тюрьме, решила заморить себя голодом в знак протеста против британского господства в их стране. День за днем газеты передавали новости из тюрьмы, и на 20-й день они стали утверждать, что узники умирают, что уже послано за священником, родственники заключенных собрались у ворот тюрьмы. Такие сообщения передавались на 30-й, 40-й, 50-й, 60-й и 70-й день. На самом же деле первый заключенный (Мак-Суини) умер на 74-й день, второй — на 88-й день, остальные девять человек на 94-й день отказались от голода, постепенно поправились и остались живы.

  •  А без чего он  не может прожить даже несколько минут?

Задержите дыхание насколько это возможно. (Через несколько минут обсудить ощущения, возникшие после задержки дыхания)

  •  Как вы себя чувствуете? Почему вы это ощутили?

(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

  •  Сколько времени мы можем не дышать?

(Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.) 

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем  жизни». А французский ученый  18 в. Лавуазье «Жизнь – это горение» Как вы думаете почему?

На партах у вас лежат снежинки, без помощи рук постарайтесь сдвинуть снежинку с места (30 с)

  •  Какой орган вы при этом использовали?
  •  Какие органы дыхания вы знаете и у каких животных они встречаются?
  1.  Объяснение нового материала (25 минут) (слайд 3-5)

(Домашнее задание §29-30, дополнительно – творческое задание для любознательных) 

  •  Определение дыхания (слайд 4). 

(В конспект записать тему урока и определение дыхания)

  •  Значение дыхания (слайд 5) (Записать в конспект значение дыхания)

Строение органов дыхания (слайд 6) «Шпаргалка» 

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-4 ученика.  Раздать каждой группе  карточки с вопросами и каждому ученику выдать схему строения дыхательной системы из сборника  (приложение 1)

Учитель: С помощью учебника составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили.

Карточки:

1. Используя тест учебника на стр.85 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет носовая полость?
  •  Какие функции она выполняет?

2. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет гортань?
  •  Какие функции она выполняет?

3. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет трахея?
  •  Какие функции она выполняет?

4. Используя тест учебника на стр.88 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеют бронхи?
  •  Какие функции они выполняют?

5. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое внешнее строение имеют легкие?
  •  Какие функции они выполняет?

6. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет голосовой аппарат?
  •  Какие органы участвуют в формировании звуков?
  •  От чего зависит высота звука?

7. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое внутреннее строение имеют легкие?
  •  Какие функции они выполняет?

Учитель: Каждая пара зачитывает свою «шпаргалку», не называя орган, о котором идет речь. Задача всех остальных учеников угадать, о чем идет речь. (слайд 6 содержит гиперссылки на слайды 11-22 со строением и функциями органов дыхания)

Перед каждым учеником лежит лист с рисунком дыхательной системы(приложение №1)  из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие По мере того, как объясняется строение органов дыхания, ученики постепенно закрашивают этот орган у себя на рисунке. В тетради постепенно составляется схема прохождения воздуха по дыхательной системе.

  1.  Закрепление (слайд ), (эрудицион) (10 мин)

Учитель: Для закрепления, изученного материала просмотрим видеофрагмент о строении дыхательной системы (продолжительность 1мин 30с), после чего, можно будет проверить насколько хорошо усвоен новый материал)

  •  Игра «Он – она» На экране 2 типа связок: одни мужские другие женские. Угадайте какой тип связок принадлежит мужчине? (слайд 8)

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  •  

(При нажатии на изображение мужских связок (А) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Ренато Брузон (баритон), при нажатии на изображение женских связок (Б) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Кати Ричарелли (сопрано. Или при нажатии на буквы «А» и «Б» появляются подписи под связками)

  •  Как располагаются голосовые связки во время разговора, шепота, молчания. Выберите правильные ответы. (слайд 9)

  •  Предлагаю поиграть в игру  «крестики-нолики». Для этого объединяемся в 2 команды (по рядам). На экране 9 секторов, в каждом секторе вопрос по изученной теме. Нужно выбрать сектор и ответить на поставленный вопрос. Если ответ верный в секторе появится ваш знак «Крестик» или «Нолик» (например, команда справа – «крестики», команда слева – «нолики»)

Вопросы для игры

  •  В каком органе дыхательной системы человека происходит газообмен?
    •  Орган, в котором располагаются голосовые связки
      •  Здесь происходит очищение, согревание, охлаждение, увлажнение воздуха
      •  Сколько времени человек может находится без кислорода?
      •  Какой биологический процесс А.Лавуазье назвал «горением»?
      •  От чего зависит высота человеческого голоса?
      •  Какое «дерево» «растет» в организме человека?
      •  Для чего используется кислород в живых организмах?
      •  Что происходит с голосовыми связками во время разговора?
  •  Комментированный просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» (продолжительность 2 минуты).
  1.  Рефлексия 

  1.  Подведение итогов.

Приложение 1

1  Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/  на странице «Презентации»

2 Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/, раздел «Полезные ссылки»

3  Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/,  на странице «Презентации»

4 Биология. Учебное пособие/ И.Эдвард Алькамо;Пер.с англ. –М.:ООО»Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ», 2002

Криворучко Н.А., Донецкая гимназия 92


Вопрос домой для любознательных

При погружении под воду обычно используется акваланг. К сожалению опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40 метров. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста? Каким образом человек сумел решить эту проблему?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74505. Модель OSI. Принцип взаимодействия компьютеров в сети 211 KB
  В модели OSI все протоколы сети делятся на семь уровней: физический канальный сетевой транспортный сеансовый представительный и прикладной Рис. Основной задачей канального уровня является прием кадра из сети и отправка его в сеть. Кадр может быть доставлен по сети к другому компьютеру только в том случае если протокол соответствует той топологии для которой он был разработан. Сетевой уровень Network lyer служит для образования единой системы объединяющей несколько сетей причем эти сети могут быть различной топологии...
74506. История развития компьютерных сетей. Глобальные и локальные сети 263 KB
  История развития компьютерных сетей Компьютерные сети являются логическим результатом эволюции развития компьютерных технологий. Такие многотерминальные централизованные системы внешне напоминали локальные вычислительные сети до создания которых в действительности нужно было пройти еще большой путь. Терминалы в этом случае соединялись с компьютером через телефонные сети с помощью специальных устройств модемов. Компьютеры получили возможность обмениваться данными в автоматическом режиме что является базовым механизмом любой компьютерной сети.
74507. Технические средства и системное программное обеспечение корпоративных информационных систем 5.37 MB
  Описание архитектуры фон Неймана В настоящее время используются разнообразные принципы логической и структурной организации ЭВМ. Исторически первыми но не утратившими своего значения являются однопроцессорные ЭВМ фоннеймановской архитектуры. В основу архитектуры положены традиционные принципы построения однопроцессорной ЭВМ сформулированные Дж. Как показывает дальнейшее развитие и совершенствование компьютеров такая архитектура построения ЭВМ является препятствием для дальнейшего роста производительности компьютера.
74508. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1.09 MB
  Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения обработки изменения хранения и распространения информации. Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр источниками информации которого являются внешняя и внутренняя деловая среда.
74509. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем 1.1 MB
  Понятие информационной системы. Корпоративные информационные системы. Структура корпоративной информационной системы. Цель изучения дисциплины Корпоративные информационные системы подготовка к использованию современных информационных технологий в рамках КИС как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне а также к участию в разработке и внедрении этих систем.
74510. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2.7 MB
  Посмотрим каким критериям должна удовлетворить концепция КИС: концепция КИС должна быть полностью формализована и ясна с точки зрения реализации обеспечивается технологиями ООП; созданная КИС не должна требовать частых переделок КИС меняется Пользователем на пользовательском уровне Разработчик в этом участвует значительно реже только подменяя ядро КИС на более эффективное; КИС должна иметь форму коробочного продукта КИС реализованная на принципах ООП близка этой форме; КИС должна требовать минимальной настройки под конкретное...
74511. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 192.5 KB
  Более подробно жизненный цикл КИС корпоративной информационной системы можно представить следующим образом: Этап анализа на котором происходит сбор предложений требований пожеланий аналогий фактов примеров эскизов сценариев и т. Этап управления вариантами системы необходим чтобы не утонуть в накапливаемом аналитическом материале. Этап конструирования знаменуют собой начало синтеза первых очертаний системы. Здесь происходит разработка вариантов архитектуры системы концептуальных моделей системы диаграмм взаимодействия подсистем...
74512. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем 6.39 MB
  Корпоративные сети. Целесообразность создания компьютерной сети обуславливается следующим: возможностью использования территориально распределенного программного обеспечения информационных баз данных и баз знаний находящихся у различных пользователей; возможностью организации распределенной обработки данных путем привлечения ресурсов многих вычислительных машин; оперативному перераспределению нагрузки между компьютерами включенными в сеть и ликвидации пиковой нагрузки за счет перераспределения ее с учетом часовых поясов; специализацией...