52505

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Строение и функции органов дыхания. Разработка содержит: конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся продолжительностью этапов урока в виде таблицы и ожидаемыми результатами презентации: Строение органов дыхания Эрудицион созданы в PowerPoint видеофайл Строение органов дыхания формат МР4 аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. Тема: Значение дыхания.

Русский

2014-02-16

378 KB

18 чел.

Разработка урока по теме «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат»

 

Криворучко Наталья Анатольевна,

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

учитель-методист

Донецкой гимназии №92

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения первого урока по теме «Дыхание» (на изучение темы отводится 5 часов)  в 9 классе в соответствии с «Программой для общеобразовательных классов. Биология , 7-9 классы К.: Ирпень: Перун, 2005».

Разработка содержит:

  1.  конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами
  2.  презентации: «Строение органов дыхания», «Эрудицион» (созданы в PowerPoint)
  3.  видеофайл «Строение органов дыхания» (формат МР4),
  4.  аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли (формат МР3),
  5.  раздаточный материал: схема строения дыхательной системы из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие (приложение 1)

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Аудиофайлы и видеоматериал были взяты с ресурса YouTube.

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003, медиаплеер Windows Media.

Тема: Значение дыхания.

Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат

Цели и задачи урока: 

  •  изучить функции органов дыхания в соответствии с их строением;
  •  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  •  выяснить механизмы голосообразования;
  •  продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  •  воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к
  •  здоровью окружающих;

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Строение органов дыхания»1, видеофайл «Строение органов дыхания»2, аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер»3, арии Ренато Брузон и Кати Ричарелли, раздаточный материал: схема строения дыхательной системы (приложение 1)4, фломастеры, карандаши, вопросы в классе и домой, снежинки.

Рекомендации по подготовке к уроке:

Ознакомиться с презентационным материалом, т.к. он содержит гиперссылки, триггеры и анимацию. Перед началом урока разложить раздаточный материал.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Продолжительность

Методы и формы работы

Ожидаемые результаты

1

Организационный этап

До 1 мин

Рабочая обстановка

2

Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

До 5 мин

Беседа, игра

Актуализация знаний по теме «Организм как биологическая система», активизация познавательной деятельности, формирование мотивации учащихся на изучение темы

Учащиеся формулируют значение дыхательной системы человека

3

Объяснение нового материала

(объявление домашнего задания)

До 25 минут

Беседа, групповая работа с учебником – «шпаргалка», «научи другого»

Усвоение строения дыхательной системы, а также функций органов дыхания, строение голосового аппарата человека; ученики должны научиться распознавать органы дыхания и их положение в организме человека,

4

Закрепление изученного материала

До 11 мин

Игра, эрудицион, просмотр видеофильма.

Закрепление полученных в ходе урока знаний о строении и функциях органов дыхания

5

Рефлексия

До 1 мин

6

Подведение итогов.

До 2 мин

  1.  Организационный этап
  2.  Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация (слайд 1-2)
    •  Какие основные признаки живого вы знаете?
    •  Без чего живое существо не может обойтись для нормального существования?
    •  Сколько времени человек может прожить без пищи?
    •  Без воды?

Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток.

О том, что человек может очень долго обходиться без пищи, свидетельствует и случай «голодной забастовки», зарегистрированной более в 1920 году в ирландском городе Корке. Группа из 11 ирландских патриотов во главе с мэром города Корка лордом Теренцием Мак-Суини (Terence MacSwiney), находящихся в тюрьме, решила заморить себя голодом в знак протеста против британского господства в их стране. День за днем газеты передавали новости из тюрьмы, и на 20-й день они стали утверждать, что узники умирают, что уже послано за священником, родственники заключенных собрались у ворот тюрьмы. Такие сообщения передавались на 30-й, 40-й, 50-й, 60-й и 70-й день. На самом же деле первый заключенный (Мак-Суини) умер на 74-й день, второй — на 88-й день, остальные девять человек на 94-й день отказались от голода, постепенно поправились и остались живы.

  •  А без чего он  не может прожить даже несколько минут?

Задержите дыхание насколько это возможно. (Через несколько минут обсудить ощущения, возникшие после задержки дыхания)

  •  Как вы себя чувствуете? Почему вы это ощутили?

(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

  •  Сколько времени мы можем не дышать?

(Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.) 

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем  жизни». А французский ученый  18 в. Лавуазье «Жизнь – это горение» Как вы думаете почему?

На партах у вас лежат снежинки, без помощи рук постарайтесь сдвинуть снежинку с места (30 с)

  •  Какой орган вы при этом использовали?
  •  Какие органы дыхания вы знаете и у каких животных они встречаются?
  1.  Объяснение нового материала (25 минут) (слайд 3-5)

(Домашнее задание §29-30, дополнительно – творческое задание для любознательных) 

  •  Определение дыхания (слайд 4). 

(В конспект записать тему урока и определение дыхания)

  •  Значение дыхания (слайд 5) (Записать в конспект значение дыхания)

Строение органов дыхания (слайд 6) «Шпаргалка» 

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-4 ученика.  Раздать каждой группе  карточки с вопросами и каждому ученику выдать схему строения дыхательной системы из сборника  (приложение 1)

Учитель: С помощью учебника составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили.

Карточки:

1. Используя тест учебника на стр.85 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет носовая полость?
  •  Какие функции она выполняет?

2. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет гортань?
  •  Какие функции она выполняет?

3. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет трахея?
  •  Какие функции она выполняет?

4. Используя тест учебника на стр.88 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеют бронхи?
  •  Какие функции они выполняют?

5. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое внешнее строение имеют легкие?
  •  Какие функции они выполняет?

6. Используя тест учебника на стр.87 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое строение имеет голосовой аппарат?
  •  Какие органы участвуют в формировании звуков?
  •  От чего зависит высота звука?

7. Используя тест учебника на стр.89 §30, ответьте на вопросы:

  •  Какое внутреннее строение имеют легкие?
  •  Какие функции они выполняет?

Учитель: Каждая пара зачитывает свою «шпаргалку», не называя орган, о котором идет речь. Задача всех остальных учеников угадать, о чем идет речь. (слайд 6 содержит гиперссылки на слайды 11-22 со строением и функциями органов дыхания)

Перед каждым учеником лежит лист с рисунком дыхательной системы(приложение №1)  из сборника Алькамо И.Э. Биология. Учебное пособие По мере того, как объясняется строение органов дыхания, ученики постепенно закрашивают этот орган у себя на рисунке. В тетради постепенно составляется схема прохождения воздуха по дыхательной системе.

  1.  Закрепление (слайд ), (эрудицион) (10 мин)

Учитель: Для закрепления, изученного материала просмотрим видеофрагмент о строении дыхательной системы (продолжительность 1мин 30с), после чего, можно будет проверить насколько хорошо усвоен новый материал)

  •  Игра «Он – она» На экране 2 типа связок: одни мужские другие женские. Угадайте какой тип связок принадлежит мужчине? (слайд 8)

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  •  

(При нажатии на изображение мужских связок (А) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Ренато Брузон (баритон), при нажатии на изображение женских связок (Б) – звучит отрывок из оперы Джузеппе Верди. «Луиза Миллер», ария Кати Ричарелли (сопрано. Или при нажатии на буквы «А» и «Б» появляются подписи под связками)

  •  Как располагаются голосовые связки во время разговора, шепота, молчания. Выберите правильные ответы. (слайд 9)

  •  Предлагаю поиграть в игру  «крестики-нолики». Для этого объединяемся в 2 команды (по рядам). На экране 9 секторов, в каждом секторе вопрос по изученной теме. Нужно выбрать сектор и ответить на поставленный вопрос. Если ответ верный в секторе появится ваш знак «Крестик» или «Нолик» (например, команда справа – «крестики», команда слева – «нолики»)

Вопросы для игры

  •  В каком органе дыхательной системы человека происходит газообмен?
    •  Орган, в котором располагаются голосовые связки
      •  Здесь происходит очищение, согревание, охлаждение, увлажнение воздуха
      •  Сколько времени человек может находится без кислорода?
      •  Какой биологический процесс А.Лавуазье назвал «горением»?
      •  От чего зависит высота человеческого голоса?
      •  Какое «дерево» «растет» в организме человека?
      •  Для чего используется кислород в живых организмах?
      •  Что происходит с голосовыми связками во время разговора?
  •  Комментированный просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» (продолжительность 2 минуты).
  1.  Рефлексия 

  1.  Подведение итогов.

Приложение 1

1  Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/  на странице «Презентации»

2 Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/, раздел «Полезные ссылки»

3  Режим доступа: https://sites.google.com/site/biologiavskole/,  на странице «Презентации»

4 Биология. Учебное пособие/ И.Эдвард Алькамо;Пер.с англ. –М.:ООО»Издательство Астрель: ООО «Издательство АСТ», 2002

Криворучко Н.А., Донецкая гимназия 92


Вопрос домой для любознательных

При погружении под воду обычно используется акваланг. К сожалению опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40 метров. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста? Каким образом человек сумел решить эту проблему?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26401. Застенные железы тонкой кишки 24 KB
  Выводной проток ductus pancreaticus открывается в 12перстную кку: лошадь: объединяется вместе с печёночным протоком в фатеров дивертикул; свинья КРС: расстояние между печёночным и панкреатическим протоками – 35 см; собака: может быть несколько добавочных протоков. и вегетативное печёночное нервное сплетение и выходит общий печёночный проток и лимфатические сосуды в воротах лимфоузел. Пузырный проток соединяется с печёночным образуя желчный проток который идёт в 12перстную кишку. Отток лимфы в поясничную истерну грудной лимфатический...
26402. Зев (fauces) 20.5 KB
  Образован мягким нёбом сверху корнем языка снизу и по бокам небноязычными дужками arcus palatoglossus в виде складок слизистой оболочки соединяющих мягкое нёбо с боковыми поверхностями корня языка. В составе кольца – язычная миндалина tonsilla lingualis в виде углублений слизистой с лимфатическими фолликулами в корне языка непарная нёбная миндалина tonsilla veli palatini на основании мягкого нёба у лошадей и свиней парные нёбные tonsilla palatina по бокам от нёбноязычных дужек и миндалины евстахиевых труб у их оснований.
26403. Зейгоподий грудной конечности и локтевой сустав 22.5 KB
  Последняя находится в редуцированном состоянии Зейгоподий и стилоподий формируют локтевой сустав art. Иннервация: из плечевого сплетения plexus brachialis которое образовано вентральными ветвями смешанных спинномозговых 5 6 7 8 шейных нервов и первых двух грудных: лучевой поверхностныйкожу и глубокий иннервирует только разгибатели локтевой срединный межкостный.
26404. Зейгоподий тазовой конечности и коленный сустав 22.5 KB
  Они формируют с бедренной костью самый сложный сустав в организме коленный art. Сустав характеризуется большим количеством внутрисуставных связок крестовидные менискоберцовые менискобедренная межменисковая. К этому суставу относится коленная чашка patella которая представляет из себя сесамовидную кость которая развилась в сухожилии четырехглавого мускула бедра.
26405. Зубы — dentes 24.5 KB
  В короткокоронковых зубах обозначают следующие части: а коронку возвышающуюся над десной. Эмаль самая твердая ткань зуба содержит 95 минеральных веществ устойчива к воздействию химических веществ корма и к механическим воздействиям. Под эмалью находится дентин костная ткань зуба с канальцами. Цвет дентина темноватый; б шейка зуба на месте перехода коронки в корень зуба.
26406. Классификация, строение, топография мышц 20.5 KB
  пластинчатые – в области туловища шеи прикрепляют грудную конечность к туловищу брюшные стенки; 2. В их составе тонкие и длинные мышечные волокна область туловища и поясов конечностей; 2. В области туловища на поверхности блестящее сухожильное зеркало; 3.
26407. Кожный покров: строение, назначение, классификация производных 20.5 KB
  В общий кожный покров integumentum communis входят кожа cutis и её производные. Эпидермис образует производные кожи является многослойным плоским ороговевающим эпителием выполняет защитную и нейросенсорную функции. Дерма содержит производные эпидермиса выполняет опорную трофическую и иммунологическую функции. Производные кожного покрова: роговые волосы рога мякиши копыто копытце коготь и железистые обычные: потовые сальные; молочные: вымя множественное вымя специфические: пахучие защитные сигнальные параанальные и др.
26408. Концевой мозг (telencephalon) 21.5 KB
  В ней заложены центры НД. Кора гирифицирована и условно делится на доли: затылочные – высшие зрительные центры лобные – высшие двигательные центры теменные – чувствительные центры височные – слуховые центры. Под корой – белое вещество плаща который образует проводящие пути 3 типов: коммисуральные полушария между собой – мозолистое тело ассоциативные центры в 1 полушарии проекционные кора с подкоркой и спинным мозгом.
26409. Круп 20 KB
  Крестцовоподвздошный сустав: тугой капсула вентральная связка дорсальная коротная и длинная крестцовоседалищная связка широкая тазовая. ТБС:: простой многоосный чашеобразный; по краю суставной впадины – хрящевая губа над вырезкой впадины – поперечная связка впадины помимо капсулы – круглая связка у лошадей – добавочная связка.