52553

Літературно-музичний вечір «Реве та стогне Дніпр широкий» (до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

За героїзм та відвагу при обороні Дніпропетровська командирові 8ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полум’я стоїть пам’ятник мужнім льотчикам Героям Радянського Союзу Гомоненку і Вдовенку. На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. Двічі Герой Радянського Союзу.

Украинкский

2014-02-16

1.84 MB

2 чел.

Літературно-музичний вечір

«Реве та стогне Дніпр широкий»

(до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників)

КЗО «Дніпропетровський обласний ліцей-інтернат

фізико-математичного профілю»

заступник директора з виховної роботи Ільченко І.Г.

вихователь гуртожитку Муленко Н.Ф.

бібліотекар Темна В.Г.

Муз. фон.

Видео о современном городе.

Набережная. Днепр

1) Корреспондент: Смотрю на красивые волны Днепра и вспоминаю слова великого писателя Н.В.Гоголя, который ещё в XIX веке, любуясь водами чудесного Днепра, писал:

2) «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни шелохнет. ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, … Любо тогда и жаркому солнцу глядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод. … Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире…»

3) Корреспондент: Каждый год 25 октября я прихожу на набережную и радуюсь, что живу в таком красивом городе на Днепре. Подхожу к Комсомольскому острову, к памятнику Т. Шевченко, возлагаю цветы и вспоминаю его поэтические строки:

4)  Реве та стогне Дніпр широкий,

Сердитий вітер завива,

Додолу верби гне високі,

Горами хвилю підійма.

І блідий місяць на ту пору

Із хмари де-де виглядав,

Неначе човен в синім морі

То виринав, то потопав.

(Пісня «Реве та стогне..»)

5) Корреспондент: От набережной я поднимаюсь к Монументу Славы, чтобы возложить цветы, где по традиции 25 октября собираются ветераны ВОВ, жители города, чтобы почтить память тех, кто погиб, освобождая наш город от фашистских захватчиков. 

(пісня «Журавлі» у виконанні учнів ліцею-інтернату.Вірші Расула Гамзатова в перекладі Наума Гребнева, музыка Яна Френкеля)

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

6) Корреспондент: Я пытаюсь представить себе город, в который пришла война. Мы много раз слышали это страшное слово «война», но странно, что часто это слово мы пропускаем мимо ушей, даже не вздрагиваем. Может мы не знаем, что это такое? А ведь война принесла смерть и ужас.

7) Корреспондент: Цветы и порох! Трудно представить что-то противоположное. Цветы олицетворяют жизнь, порох – смерть.

(Кадр Осеннее утро)

8) Корреспондент: Осеннее октябрьское утро. Весело щебечут птицы, с шелестом падает с деревьев желтая листва, а память возвращает нас к тем далеким трагическим событиям, к августу 1941 года.

(Кадры Начало войны)

9) Ведущий: Фашисты топтали наши земли, наши луга и поля, сжигали города и села, убивая всё на своем пути. В битве за отчий дом насмерть стояли все, кто мог держать оружие в руках. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув 18-ти лет, уходили молодые люди на фронт, в подполье, помогали партизанам.

10) Сегодня мы вспомним немногих героев, которые в 1941 году были не намного старше нас. Они тоже хотели счастливо прожить свою жизнь, но война у них отобрала это право.

11) Война пришла в город и изменила его. На плечи тех, кто остался в городе, легли организация госпиталей, сооружение оборонной линии, эвакуация людей.

(Военные кадры. Начало войны)

20 августа 1941 года фашисты были на подступах к Днепропетровску. Месяц шли ожесточенные кровопролитные бои.

В Днепропетровской области воевали 12-я и 6-я армии Южного фронта. Натиск врага отбивали 255-я и 275-я стрелковые дивизии, 12-я танковая дивизия и 18-й авиационный полк.

12) В боях с фашистами показали образец военной доблести курсанты и командиры Днепропетровского артиллерийского училища, около 2 тысяч студентов институтов.

13) Страшные злодеяния увидели и те, кто оставался в оккупированном городе, страшных 26 месяцев.

(Кадры войны. Оккупированный город)

14) В ночь с  12 на 13 октября фашисты согнали стариков и детей около центрального универмага и повели к транспортному  институту. На территории лесопосадки расстреляли или закапывали живыми около 11 тысяч мирных жителей.

15) Расстрелы проводились в разных местах города. В селе Верхнее есть ров шириною 6 м, высотою 1,5 метра. Он был заполнен расстрелянными.

16) А в районе Южного машиностроительного завода, после освобождения города в 1943 г. было найдено огромное захоронение военнопленных, шар тел, которых достигал 2 метров.

17) В годы оккупации фашисты уничтожили 295м тыс. мирных жителей, 30 тыс. военнопленных, 75 тыс. людей вывезли в Германию.

(Фотографии подпольщиков г. Днепропетровска)

18) Но фашисты не знали покоя в оккупированном Днепропетровске. Во всех районах города подпольная организация во главе с М.И. Сташковым и Г. П. Савченко вела мужественную борьбу с врагом.

  1.  Вспомним некоторых героев.

(Фото Галины Андрусенко)

  1.  Подпольщицу Галину Андрусенко арестовали по доносу. Её и ещё 22 подпольщиков пытали, но ни одной фамилии, информации о подполье они не выдали. А через несколько дней их расстреляли. Все подпольщики совершали почти одни задания: расклеивали листовки, вели агитационную  работу, пускали под откос немецкие эшелоны, спасали тех, кого должны были отправить на работы в Германию...

(Кадры оккупированного города)

(Презентація «Мальви» )

(пісня «Балада про мальви» у виконання учнів ліцею-інтернату,

слова Богдана Гури, музика Володимира Івасюка)

Заснули мальви коло хати,

Їх місяць вийшов колихати.

І тільки мати не засне,

Мати не засне, –

Жде вона мене.

Приспів:

О, мамо рідна, ти мене не жди,

Мені в наш дім ніколи не прийти.

З мойого серця мальва проросла

І кров’ю зацвіла.

Не плач, не плач, бо ти вже не одна,

Багато мальв насіяла війна.

Вони шепочуть для тебе восени:

"Засни, засни, засни, засни..."

У матерів є любі діти,

А у моєї – тільки квіти.

Самотні квіти під вікном,

Квіти під вікном

Заснули вже давно.

Приспів:

Як сонце зійде – вийди на поріг,

І люди схиляться тобі до ніг.

Пройдися полем – мальви буйних лук

Торкнуться твоїх рук.

Життя – як пісня, що не віддзвенить.

Я в мальві знов для тебе буду жить.

Якщо ж я ласку не встигла принести –

Прости, прости, прости, прости.

  1.  С первых дней оккупации Днепропетровская прибывшая с частями гитлеровской армии полевая жандармерия развернула свою жестокую репрессивную деятельность. Политика истребления населения проводилась планомерно. Людям разрешалось показываться на улицах только днём. Ночью стреляли в каждого без предупреждения. Часто людей хватали без всякого повода как заложников и направляли в концлагеря, где истязали и пытали. Произвол и насилие стали нормой. Массовки, акции против мирного населения проводились в Днепропетровске каждые 2-3 недели. Списки повешенных и убитых непрерывно росли. Над каждым жителем города нависла угроза.
  2.  Арестовывали и убивали не разбираясь. Арестовывали за то, что не зарегистрировался в управе, не сдал теплые вещи для германской армии, радиоприёмники. Хватали за косой взгляд, за то, что не снял шапку перед немцем. Не говоря уже, что укрывал военнопленного, коммуниста, еврея. За всё была смерть.
  3.  В первых вагонах трамваев разрешалось ездить только немцам. Лучшие в городе дома занимали немцы. А жителей насильственно переселяли в сараи, погреба, не считаясь ни с возрастом, ни с болезнями.
  4.  В бывшем здании горсовета разместилась немецкая комендатура, в задачу которой входило ограбление и уничтожение людей. На углу улиц Короленко и Чкалова в здании сварочного техникума, разместилось гестапо. Сюда приводили людей на пытки, а уводили на расстрел.
  5.  Кроме того, в каждом районе города было своё отделение СД.
  6.  Университет, художественный и исторический музей немцы разграбили. Разрушены были памятники, сожжена библиотека.
  7.  Население молодое угоняли на каторжные работы в Германию. Многие, благодаря подпольщикам, бежали и прятались.
  8.  Оккупанты убивали людей, но убить идею справедливости, любви к Родине не могли. Несмотря на опасность, подпольная группа в больнице Мечникова оборудовала инфекционное отделение, якобы для тифозных больных и этим спасли жизни более 120 раненых военнопленных.

Невозможно представить, что чувствует мать, отправляя своего сына на фронт, что чувствует жена, стоя у детской колыбели и украдкой тихо утирая слёзы.

Трудно на войне и солдату, который защищает свою семью, родину.

В перерыве между боями, солдаты пишут домой письма, перевязывают раны, тихо в землянке поют песни – воспоминания.

(пісня «В землянке» у виконання учнів ліцею-інтернату,

слова Олексія Суркова, музика Констянтина Листова)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюгам назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

  1.  Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесённых войной. Нелегка была дорога к победе. Многие наши земляки отличились на фронтах войны.
  2.  На перехресті проспектів Карла Маркса і Ю. Гагаріна гранітний пєдестал був піднятий, овіяний славою танк «Т-34» - памятник генералу  Юхиму Пушкіну, якому у 1944 р. за героїзм  та відвагу при обороні Дніпропетровська, командирові 8-ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Похований він на меморіальному кладовищі на Жовтневій площі у 1944 р.

  1.  Далее, у сквера, напротив больницы Мечникова, есть музей Комсомольской Славы, у входа которого стоит памятник, усыпанный золотой листвой, памятник Александру Матросову, который своим телом закрыл амбразуру (рассказ об А. Матросове).

  1.  У робітничому районі, у парку ім. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полумя стоїть памятник мужнім льотчикам, Героям Радянського Союзу, Гомоненку і Вдовенку. Вони у серпні 1941 р. направили свій жалючий літак на ворожу переправу в районі Кайдаків і підірвали її.

  1.  На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику, двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. (Розповідь про нього).

  1.  

Анатолій Якович Брандис.

Двічі Герой Радянського Союзу.

Анатолій Брандис народився в Дніпропетровську в 1927 р. З малих років мріяв про небо. У 1940 р. поїхав в середню школу Військово-Повітряних Сил, потім продовжив навчання в авіаційному училищі штурмової авіації. А потім була війна.

Брандис здійснив 227 бойових вильотів, знищив 24 ворожих літаки, 30 танків, 35 зенітних та артилерійських батарей, 70 залізничних вагонів, 64 автомашини.

23 лютого 1945 року А. Я. Брандису за мужність і героїзм було присвоєно звання Героя Радянського Союзу. А 24 червня 1945 року він був нагороджений другою медаллю «Золота Зірка».

Сьогодні його портрет відкриває галерею портретів Героїв Радянського Союзу – вихованців аероклубу.

  1.  Прикладів бойової майстерності, мужності та відваги льотчиків під час Великої Вітчизняної Війни можна привести безліч.

(Песня «Огромное небо»)

Олексій Федорович Федоров -

двічі Герой Радянського Союзу.

У центрі Дніпропетровська встановлений бронзовий бюст двічі Герою Радянського Союзу, легендарному партизану, Олексію Федоровичу Федорову.

Хлопчиком Олекса жив в родині лоцмана, закінчив двокласну школу, став батракувати. А коли виповнилося 19, пішов в Червону Армію – став вершником, потім служив у залізничному полку. Закінчив залізничний технікум. На початку війни працював першим секретарем Чернігівського обкому партії. В 41-му почалася партизанська війна проти загарбників – народилось Чернігово-Волинське зєднання, яким керував Федоров.

23 березня 1942 р. сім тисяч фашистів отримали наказ знищити обєднання Федорова, але партизани Федорова вийшли з оточення. За вміле проведення бойових операцій та диверсій 18 травня 1942 року О. Ф. Федорову було присвоєно високе звання Героя Радянського Союзу.

Восени 1943 р. федоровці почали операцію «Ковельський вузол». Почалася залізнична війна, щоб ні один потяг до фронту не дійшов. За 9 місяців було знищено 549 потягів.

Батьківщина високо оцінила мужність учасників операції «Ковельський вузол». Друга медаль - «Золота Зірка» прикрашала груди Олексія Федоровича.

В центрі Дніпропетровська встановлений бронзовий бюст двічі Герою Радянського Союзу, легендарному партизану, Олексію Федоровичу Федорову.

  1.  Наступила глубокая осень 1943 года. Началось освобождение наших земель от фашистов. От солдата до маршала люди проявляли гражданское мужество.

Война – это страшное, кровавое, бесчеловечное дело. Но война невозможна без смертей, потерь, без крови. Но люди были одержимы. Предстояла самая сложная, опасная, но необходимая военная операция – форсировать Днепр.

Немцы верили в свой успех. Гитлер даже заявил: «Раньше Днепр потечёт назад, чем через него переправится Красная Армия».

Но немец забыл, на что способен солдат, когда идёт спасать свою землю.

37) При підтримці військ 2-го Українського фронту, участі у звільненні області 152-ої стрілецької дивізії, 34-го та 39-го стрілецького і гвардійського корпусів, 8-го мостового полку, 3-ї авіаційної дивізії, 58-го мінометного полку, 244-ї бомбардувальної  дивізії, 336-ї стрілецької дивізії ми почали форсування Дніпра в районі села Військове.

(Пісня «Реве та стогне Дніпр широкий…», кадри – форсування Дніпра, слова Т.Г. Шевченка, музика Данила Крижанівського)

Реве та стогне Дніпр широкий,

Сердитий вітер завива,

Додолу верби гне високі,

Горами хвилю підійма.

І блідий місяць на ту пору

Із хмари де-де виглядав,

Неначе човен в синім морі,

То виринав, то потопав.

Ще треті півні не співали,

Ніхто ніде не гомонів,

Сичі в гаю перекликались,

Та ясен раз у раз скрипів.

38) Річка Дніпро стала червоного кольору від крові мужніх солдат, які загинули під час форсування річки.

39) Самое страшное – это переправа на Правый берег.

40) «Пізно вночі 23 жовтня на берег прийшли три десантні групи. Відчалив перший човен. Відштовхнули пліт, а на ньому кулемети. Слідом решта човнів в темряві нічній щезли. Був серед десантників і капітан Іван Рудніченко.

Іван Андрійович Рудніченко -

Герой Радянського Союзу.

Іван Рудніченко родом з села Вільні Хутори, що у Верхньодніпровському районі, звідтіля в 1939 році пішов в армію. Багато міст та сіл пройшов капітан Рудніченко, коли почали визволяти Дніпропетровщину. 23 жовтня вночі на берег Дніпра вийшли 3 десантні групи, які добу охороняли плацдарм. А вночі їх підтримала нова десантна рота. Вранці 25 жовтня ворога вибили з «неприступних» укріплень. У цей день було звільнено наше місто.

15 солдатів і офіцерів 39-ої гвардійської стрілецької дивізії, які найбільш відзначилися за проявлену мужність, особисту відвагу й героїзм при форсуванні Дніпра, були удостоєні звання Героїв Радянського Союзу. Серед них – капітан І.А.Рудніченко.

41) Битва была тяжёлой. Как писал Твардовский:

«Люди тёплые, живые,

Шли на дно, на дно, на дно…» 

(Вірш П. Тичини «Герої Дніпра»)

І закипів Дніпро! Такої бучі

не бачили ще воїни могучі.

Від залітання бомб, розриву мін

вода з глибин злітала як букети…

Тут стогін ранених, там брязк і дзвін,

Аероплани і ракети!

Понад плотами ж кулі все свистали.

Та наші вже до правого пристали

І окопались там і залягли,

по штанцях ворога вогонь відкрили.

На поміч їм – понтони попливли

щосили…

В атаку фріци кидались аж тричі –

та тричі й падали. В повітрі свічі

повисли – й капала з них біла кров…

Прожекторами небо пописало!

ворожу силу до самих основ

Від сили нашої стрясало!

І потрясло! І потрясло навіки!

Текло ворожої там крові ріки.

Пора фашистів знищити, пора!

Навчились ми перемагать. До зброї!

І нареклись героям  Дніпра

червоні воїни-герої.

(Кадры Форсирование Днепра)

42) Я всегда думаю, какая сила двигала на смерть наших людей. И ответ у меня один: сила духа и огромная вера в победу во имя жизни на Земле.

43) Победа досталась нам ценой огромных потерь и лишений. Все они совершили свой подвиг и погибли. Но мы всегда должны помнить, какую цену заплатили они за наш покой, за мир на земле.

(Песня «Нас не нужно жалеть…», кадр из к/ф «Цыган)

Семен Гудзенко. Моё поколение

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

44) Ведущий: «В девяностых рождённые,

Войны не знаем мы.

И всё же в какой-то мере

Все мы тоже вернувшиеся с той войны»

45) Наши деды и прадеды отстояли победу, выполнили до конца свой гражданский долг. Наш  долг – сохранить память о них и достойно прожить свою жизнь за себя и за того парня.

46) ВОВ ушла в историю. Прошло 70 лет, а мы опять о ней вспоминаем в День освобождения и на День Победы, стоя у братских могил…

(Відео. Ветерани у братських могил. Высоцкий «У братских могил…»,

слова и музыка В. Высоцкого)

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

(Кадры памятников. Монумент Славы)

47) Родина - мать с высоты 30-ти метрового шпиля – пьедестала напоминает нам о войне. А вечный огонь у подножия зорко стерегут высеченные из гранита солдаты, партизаны и подпольщики.

(Кадры. Калейдоскоп памятников о войне)

48) Много памятников, обелисков выросло на нашей земле после войны, как напоминание о трагическом прошлом. Именно они заставляют нас задуматься, как коротка человеческая жизнь, и как надо суметь достойно её прожить, сохранить в себе ту самую человечность, во имя которой и стоит жить.

49) Именно такие люди, которые вынесли на своих плечах все тяготы войны, достойны уважения и исторической памяти.

50) Я верю, каждый из нас должен постараться сделать на нашей земле что-то полезное для себя, своей страны. И тогда будет меньше на планете слез и трагедий. Так надо верить в жизнь, в людей, в себя! И в этом наше большое предназначение.

(Фон пісні «Пісня про Дніпро»)

Біля буйних лоз та високих круч

На своїй росли ми землі.

Ой, Дніпро, Дніпро, серед темних туч

Над тобою мчать журавлі.             

Ти дививсь на бій, мов прибій ріки,

Ми в атаку йшли в перегін.

Хто в Дніпро поліг, буде жить віки,  

Якщо сміливо бився він.              

Ворог ліз до нас, ятрив біль без меж,

Смертний бій гримів, як гроза.

Ой, Дніпро, Дніпро, ти у даль течеш,

І вода твоя - мов сльоза.           

Кров фашистських псів, мов ріка,тече,

І для них настав час негод.

Мов Дніпро у скрес, ворогів січе     

Наша армія, наш народ!   

 

(Вірш В. Рудова «На берегу Днепра»)

У прибрежной кромки днепровой,

Где волна оставляет свой след,

В память той легендарной стрелковой

На граните застыл монумент.

Как живые они, эти трое

Из таких же геройских бойцов,

Что октябрьской ненастной порою

Смело глянули смерти в лицо.

Ненасытною братской могилой

Стал Славутич тогда для одних,

Чтоб другие смогли вражью силу

Вскоре с улиц смести городских.

Как здесь глохли и горло срывали,

Как свинцовый накатывал груз,

Кто не видел, опишет едва ли,

Я и сам описать не берусь.

Но я знаю, и Бог мне свидетель, -

В мире все происходит не зря,

И у вечности – лучшие дети,

Кто погибнет за други своя.

Кто спасал их, себя не жалея,

Сил последних и жизней самих…

Снова сердце забьется сильнее

Возле бронзовых этих троих!

И они, ничего, что в металле,

И услышат сердца, и поймут,

Что в сумятице дней не пропали

Ратный подвиг и скорбный их труд.

Ну а мы - настоящие люди,

Коль храним нашу славу и честь.

Значит, счастье про нас не забудет

И спасенному городу – цвесть!

(лунає пісня «Перемога» у виконанні учнів ліцею-інтернату,

слова Юрія Рибчинського, музика Ніколо)

В цей день цвітуть салюти і чути дзвін пісень,

Не дай нам Бог забути,  який сьогодні день,

Не дай нам Бог забути, не дай нам Бог забути,

Не дай нам Бог забути про цей травневий день.

Страшні чотири роки ми йшли до цього дня,

Всі муки і тривоги ми випили до дна,

Крізь муки і тривоги ми йшли чотири роки,

Ми йшли до перемоги, а з нами йшла весна.

Приспів:

Перемога свята, перемога!

Свято миру, свободи, весни!

Чом тоді мої очі вологі?

Бо не всі повернулись з війни.

Сплять мільйони загиблих в окопах,

Це моєї країни сини.

Де була б ти сьогодні Європа?

Де була б ти, якби не вони?

В цей день оркестри грають на радість дітворі,

І знову серце крають мелодії старі.

В цей день оркестри грають і знову серце крають,

І знову серце крають мелодії старі.

І сиві ветерани, згадавши ту війну,

В цей день кладуть тюльпани до Вічного вогню.

І сиві ветерани в цей день кладуть тюльпани,

В цей день кладуть тюльпани до Вічного вогню.

Приспів

Сплять мільйони загиблих в окопах,

Це моєї країни сини.

Де була б ти сьогодні Європа?

Де була б ти, якби не вони?

Перемога свята, перемога!

Свято миру, свободи, весни!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81807. Главные характеристики современной, постнеклассической науки 33.24 KB
  В ходе развития науки в последней трети XX в. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. Вопервых принцип развития эволюции в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы.
81808. Новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 33.72 KB
  Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80е гг. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе социальной жизни и технике одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное обществоведческое гуманитарное а также техническое знание. В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания сочетающего в себе научнометодологические и философские основания. Обоснованию глобального эволюционизма...
81809. Этические проблемы науки XXI века. Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика 29.07 KB
  Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые требуюшие своего неотлагательного решения и реакции общества. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.
81810. Этика науки и ответственность учёного. Нормы научной деятельности и расширение этоса науки 43.55 KB
  Нормы научной деятельности и расширение этоса науки. В процессе вершения науки этически оцениваемые объекты производят этически оцениваемые деяния и тогда деяния порождают этически оцениваемые отношения а объекты становятся субъектами этих отношений. Римскими цифрами обозначены классы отношений: I – личные отношения ученых; II – заочные отношения ученых внутри мира науки; III – отношения между миром науки с одной стороны и человечеством и природой – с другой.
81811. Сциентизм и антисциетизм. Наука и паранаука 34.61 KB
  Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Анти-фундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу научности. Следует отметить направление теории познания имеющее долгую историю в котором акцент делается на...
81812. Наука как социокультурный феномен. Становление науки как социального института 38.59 KB
  Становление науки как социального института. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В. Вернадский: Ее содержание не ограничивается научными теориями гипотезами моделями создаваемой ими картиной мира в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей Во втором истолковании когда наука выступает как система знаний отвечающих критериям объективности адекватности истинности научное знание пытается обеспечить себе...
81813. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы 37.76 KB
  Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и в частности с эпохой буржуазных революций которая дала мощный толчок развитию промышленности торговли строительству горному делу мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Само существование науки в качестве социального института говорило о том что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции а именно отвечать за...
81814. Наука и экономика. Наука и власть.Проблема государственного регулирования науки 28.08 KB
  Проблема государственного регулирования науки. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными структурами.