5263

Основы банковского менеджмента

Контрольная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Основы банковского менеджмента Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента Оценка и качество банковского менеджмента Сущность, значение и принципы реализации банковской политики Финансовый менеджмент...

Русский

2012-12-06

151 KB

34 чел.

Основы банковского менеджмента

  1.  Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
    1.  Оценка и качество банковского менеджмента
    2.  Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
    3.  Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
    4.  Надзор и регулирование в банковском менеджменте

Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы  банковского менеджмента

С точки зрения банковской системы банковский менеджмент представляется системой управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на методах управления, конкретизированных практикой ведения банковской деятельности, представляющей  специфическую сферу бизнеса, что непосредственно отражается на содержании банковского менеджмента и отличает его от менеджмента в других отраслях народного хозяйства.

Как особая форма управления банковский менеджмент возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики и в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.

С точки зрения конкретного банка банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, предпринимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения непрерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение микро и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим приоритетам могут относиться: устойчивость банка, сохранность и доходность его ресурсов и клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития. Оно позволяет определить стратегические ориентиры, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с имеющимися наличными средствами и потенциальными источниками привлекаемых ресурсов. Планирование определяет рамки, в которых предстоит работать персоналу банка, позволяет согласовать все стороны банковской деятельности через устанавливаемые сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Результатом планирования, как правило, является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другие виды политики).

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным его направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов, с результатами других банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и принятии практических решений. Основу аналитической работы составляет анализ данных сводного баланса, отражающих оценку динамики объемных показателей деятельности банка: активов, обязательств, собственного капитала, кредитов, депозитов, прибыли.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка. Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в областях: управления ликвидностью и эффективностью использования активов; оптимизации структуры доходов и расходов. Кроме указанных, в сводную аналитическую работу банка входят и другие направления: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи, анализ финансовых рисков и др.

При анализе необходимо учитывать воздействие на банк окружающей среды, под которой понимается совокупность многообразных факторов (явления, процессы, организационные структуры, партии, общества, предпочтения и т.д.), оказывающих влияние на состояние и реализацию целевых установок менеджмента банка. Окружающая среда учитывается в контексте её характеристик, к которым относятся:

- сложность, т.е. наличие большого числа факторов, на которые объект менеджмента должен реагировать, при этом заранее неясно, какие из факторов являются потенциальными, а какие проявятся в реальности;

- взаимосвязанность означает, что характер связей, и сила, с которой изменение одного фактора окружающей среды влияет на проявление других факторов, как усиливая их действие, так и нейтрализуя их;

- подвижность означает, что в окружающей среде постоянно происходят изменения (чем они интенсивнее, тем большим объемом информации должен располагать и оперировать менеджмент);

-неопределенность или вероятность достижения в среде адекватности, достаточности информации. Если возникает необходимость формирования более широкого и разнообразного информационного набора, это характеризует повышенную неопределенность окружающей среды и свидетельствует о низкой надежности информации;

- управляемость означает возможность ограничения, нейтрализации или изменения воздействия более или менее значимых факторов среды на управляемый объект.

Кроме данных отчетности банка при анализе необходимо учитывать и другие информационные источники. В структуре банковского менеджмента формируются и используются следующие каналы информации, различающиеся по доступности, полноте, комплексности, подготовленности и качеству поставляемой информации:

- информация от клиентов банка, представляется по их инициативе или в соответствии с условиями договоров. Это обычно базовые данные о клиенте, цели проекта, финансовом состоянии клиента. Носители информации: протоколы переговоров, финансовые отчеты и балансы, учредительские документы, технико-экономические расчеты и т.д. Качество информации этого канала достаточно высокое и напрямую связано с квалификацией банковского персонала;

- информация от клиентов банка, представляется по инициативе банка. Это различные дополнительные данные по разнообразным направлениям, позволяющие сформировать адекватную информационную базу для управления ходом реализации банковского продукта, особенно в сложных, проблемных ситуациях. В качестве носителей информации используются ответы на специальные запросы, протоколы переговоров, результаты личных посещений сотрудниками банков клиентов. Так же, как и в первом канале, качество информации находится в прямой зависимости от квалификации персонала банка;

- внутренняя банковская информация как история взаимоотношений с клиентами по реализации банковских продуктов, особенно данные о проблемах и допущенных нарушениях, их причинах и частоте проявления. Источниками этого канала являются:  архивно-аналитическая банковская информация, досье клиентов; заключения профессиональных консультационных служб; данные отделов безопасности; мониторинг клиентов. Качество информации, формируемой в этом канале, может быть достаточно высоким и часто играет решающую роль в процессе принятия решения, но зависит от глубины ретроспективы. Качество информации зависит от квалификации консультантов, компетентности и связей работников службы безопасности;

- информация от контрагентов клиентов банка представляет собой ряд достаточно важных фактов о взаимоотношениях потенциальных и реальных клиентов банка с физическими и юридическими лицами, вступавшими с ними в деловые контакты. Эти контакты могут носить достаточно разнообразный характер, соответственно и сведения о них имеют банка различное значение:

- поставщики могут быть источником информации о платежной дисциплине клиента, о частоте и периодичности, а также причинах задержки платежей;

- покупатели клиента могут охарактеризовать дисциплину поставки товаров, выполнения услуг, дисциплину договоров, цен, расчетов;

- должники потенциальный источник сведений о том, на каких условиях был сформирован его долг клиенту, как тот организовал деятельность по его контролю и возврату;

- кредиторы располагают данными о причинах возникновения задолженности, об аккуратности клиента при ее погашении;

- страховые компании также имеют свою достаточно интересную для банка информацию о причинах и частоте возникновения у клиентов страховых рисков;

- гаранты и поручители в состоянии сообщить сведения об условиях привлечения их к процессу исполнения обязательств.

Этот информационный канал приобретает особое значение как поставщик необходимой информации о новых клиентах банка, кредитная история которых только начинается, однако его активизация достаточно проблематична, ибо требует нормативной регламентации и значительных организационных усилий;

- публикации официальных организаций и служб управления, надзора и регулирования содержат не только ряд нормативных указаний, требований, нормативов и ограничений, которыми должен руководствоваться банк в своей деятельности, но сведения о банках, нарушивших те или иные требования надзора, не выполняющих своих обязательств, не обеспечивающих прибыльную работу, или о фирмах с сомнительной репутацией, контакты с которыми для банка сопряжены с повышенными рисками. К такого рода документам, прежде всего, относятся публикации центрального банка, налоговых органов, судов и арбитража, органов безопасности и статистики;

- информация, предоставляемая специализированными информационно-аналитическими службами и бюро. Они осуществляют профессиональную коммерческую деятельность в виде сбора, постоянного мониторинга, группировки, анализа, ранжирования достаточно полного комплекса данных об основных предпринимательских структурах – реальных и потенциальных клиентах банков;

- информация средства массовой информации и рекламы представляют собой один из наиболее легкодоступных, но очень низких по качеству каналов информации. Поступающие сведения в массе своей противоречивы, субъективны, коммерциализированы и для обоснования банковских решений не подходят, хотя как общий фон обстановки и как дополнительные данные для сравнительного анализа могут найти применение;

- информация общественных организаций и обществ (потребителей, обманутых вкладчиков и т.д.). Для банков большое значение может играть даже не качество, а само наличие негативной информации.

В целом банковский менеджмент как система хозяйственных отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических составляющих, характеризуемых системными следующими параметрами: финансово-экономическими показателями (ФЭ); организационным построением, отвечающим решению стоящих перед банком задач (ОП); функционально-техническим управлением продуктовым рядом банка (ФТ). Если построить ранжированный ряд системных параметров, то соподчиненность и взаимосвязь между ними можно представить как:

Таким образом, под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным его направлениям.

Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента

В зарубежной практике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности.

В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления: открытая культура, наличие общих ценностей, нацеленность на прибыль, акцент на удовлетворении потребностей клиентов, желание вкладывать средства в новые продукты, сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление, стремление к набору наилучших сотрудников, вложения в подготовку персонала, наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности, хорошее управление кредитным риском.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных факторов всех уровней, нейтрализовать их, а зачастую даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Наоборот, когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является главной причиной банковских кризисов, убытки банков и их клиентов, вызывает экономические диспропорции. Для обозначения плохого менеджмента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора. В условиях общих финансовых кризисов, поражающих экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок.

Мисменеджмент подразделяют на четыре группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка: технический, косметический, авантюрный, мошенничество.

Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда:

- банк только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;

- банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;

- банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, принятие неадекватных реальной ситуации мер.  Проявление технического мисменеджмента  - это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала.

Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, хотя цели и политика такого менеджмента чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось.

При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента  создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уровне ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реальными данными. Это, по сути, сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них проблемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуацию в банке.

Авантюрный мисменеджмент представляет собой комплекс операций, к которым руководство банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов. Цель этих операций позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Авантюрный мисменеджмент включает: покупку депозитов по повышенным ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов по ссудам, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций.

Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости изучения процессов оценки и организации менеджмента, как важного инструмента достижения устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних изменениях.

Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики

Банковская политика - комплекс целей и стратегию действий, “миссия”, базовая концепция развития, определенные и реализуемые кредитной организацией. В банковской политике аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные.

Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики:

  •  зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия;
    •  какие именно действия должны быть произведены;
    •  какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций;
    •  по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции.

Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка.

Банковская политика может основываться на следующих базовых принципах:

  •  специализация банка (иногда базовую информацию о ней содержит название);
    •  приоритеты целей (тоже иногда включается в название; могут быть разнообразные: надежность, стабильность, рост, доходность, “забота” - внимание, квалификация персонала и т.д.);
    •  лозунг - рекламный облик (фразы, имеющие целью сформировать положительное, доверительное отношение к этому банку, такие, например, как “только для солидных клиентов”, “это мой банк”, “не торопится, потому что успевает”, “самый скучный банк — работают люди, работают деньги”, “непреходящие ценности” и т.д.);
    •  ориентация на определенного клиента (стремление привлечь максимальное их число или, наоборот, создать “элиту”, а иногда и специализироваться в отдельных отраслях, территориях, общественных и (или) социальных слоях, включая религиозные);
    •  партнерские отношения (информировать клиентов о трудностях, ошибках банка, его проблемах и перспективах выхода из них);
    •  полномочия и ответственность организационных структур и персонала;
    •  внутренний контроль и аудит (его наличие или отсутствие, адекватность и организационные структуры);
    •  иерархия, подчиненность и вознаграждения;
    •  подготовка персонала (внутренние квалификационные требования по иерархической структуре, соотношение внутренних требований с требованиями надзора, ориентация подготовки, подбора и переподготовки кадров);
    •  информация (открытость или закрытость, уровень открытости информации, используемые каналы информации — специальные, профессиональные или массовые);
    •  политика ресурсов (следование требованиям надзора, самостоятельная политика резервирования — необходимость или осторожность);
    •  принципы классификации (подчиненность нормативным требованиям надзора, разработка и применение собственных методик, широта сфер классификации);
    •  документация (перечень и содержание документов как типовых, так и оперативных, оформляющих реализацию банковской политики и осуществление банковской деятельности);
    •  конфиденциальность (ограничение содержания и полноты информации, равно как и видов информационных потоков и типов документов в соответствии с местом в иерархии, полномочиями персонала, а также местом субъекта в окружающей среде банковского менеджмента).

В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуемой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:

— кредитная политика;

— депозитная политика;

— ценовая политика;

— инвестиционная политика;

— политика рисков;

— политика залогов;

— работа с проблемными кредитами;

— структурирование и политика диверсификации;

— политика соблюдения ликвидности;

— политика санкций.

Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Его основными направлениями являются: разработка банковской политики, маркетинг, управление активами и пассивами, управление ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, заемным капиталом, банковскими рисками, создание информационной системы. По сути, финансовый менеджмент это система рационального и эффективного использования капитала.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке финансовые операции банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке определение оптимальных требований и построения рациональных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности.

Субъектом управления финансового менеджмента выступает высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта деятельности финансового менеджмента. Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразия технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные формы и методы поведения, постоянно корректируя и совершенствуя приемы ведения банковского дела, ориентируясь на любые изменения экономической ситуации.

Банковский менеджмент ориентирован на рациональное управление денежными потоками и максимально полное использование знаний и опыта банковского персонала. На банковский менеджмент возлагается также функция обратной связи с внешней средой. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов получения прибыли. Банки должны отвечать изменяющимся требованиям рынка и своей клиентуры. Главная задача банковского менеджмента построение системы взаимовыгодных отношений банка, связанных с оптимальным режимом функционирования и рациональной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной и динамичной кредитно-финансовой среды.

Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте

Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмента. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавливаются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков, надзор имеет как позитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка.

Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе

Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики.

2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе.

Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:

— цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);

— цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);

— цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.);

— цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами.

Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования.

Наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

Система саморегулирования включает такие направления, как:

- соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора;

- совершенствование организационной структуры банка (например, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.):

- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и  методических материалов,  процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;

- принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдельных направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законодательных и нормативных актов, инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Требования банковского надзора

Хотя подходы и виды нормативов и ограничений, применяемых органами надзора и регулирования в сферах банковского менеджмента, в отдельных странах значительно отличаются, все же можно выделить из них наиболее важные и общие.

1. Требования к капиталу включают:

— требования к минимальному размеру капитала (в виде конкретной денежной суммы, иногда варьирующейся в зависимости от типа кредитного учреждения) считаются одним из важнейших инструментов вступительного контроля, защищающего финансовый рынок от структур аферистов;

— требования к адекватному (достаточному) капиталу в виде определенных отношений:

капитала и обязательств банка или кредитного учреждения;

капитала и активов банка, взвешенных с учетом риска (коэффициент Кука в международных стандартах). Современный аналитический подход требует структуризации активов банка по степени кредитного риска и дифференцированного их учета в определении этого норматива. Например, активы минимального риска взвешиваются по шкале рисков с коэффициентом “0” и, следовательно, в расчете норматива не участвуют. Активы подразделяются на активы взвешенные с учетом риска по группам:

капитала и гарантийных обязательств банка за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

капитала и однодневного объема операций банка на валютной бирже;

капитала и привлеченных средств населения;

капитала и инвестиций в корпоративные ценные бумаги;

капитала и сопряженных долгов (кредиты, гарантии и поручительства своим сотрудникам, пайщикам, акционерам).

Учитываются требования к составу и структуре капитала, запрещающие делать взносы в уставный капитал отдельных видов активов (в России ценных бумаг и нематериальных активов) и ограничивающие размер неденежной части уставного капитала (в России — 20% первые два года и 10% в последующие).

В последние годы в России прослеживается явная тенденция к расширению требований к капиталу коммерческих банков и кредитных учреждений с возможным формированием их комплекса в дальнейшем.

2. Ограничение размеров кредита включает:

— установление верхнего предела размера кредита (риска) конкретному заемщику. Обычно привязывается к величине капитала финансово-кредитного учреждения;

— ограничение объемов и количества кредитных услуг, предоставляемых конкретной сфере предпринимательской деятельности, экономическому сектору или подразделению.

3. Ограничение полномочий банка включает:

— ограничение или запрещение на включение в портфель активов ряда операций (например, гарантии на размещение отдельных видов ценных бумаг, на страхование и т.д.);

— ограничение на ряд активов в виде владения недвижимостью, например, или акциями неустойчивых предприятий.

4. Ограничение сопряженных долгов в виде ограничений на предоставление кредитов лицам, владеющим конфиденциальной информацией. Это касается персонала данного банка, но в первую очередь относится к управляющим банков, их директорам и владельцам. Для России подобные операции — обычное явление и контролю и регулированию пока не подлежат, хотя злоупотреблений и, следовательно, повышенного риска здесь больше чем достаточно.

5. Ограничение в виде запрещения или ограничения (в некоторых странах) нефинансовым организациям и компаниям обладать коммерческими банками, что позволило бы им пользоваться кредитными услугами с пониженными требованиями, на облегченных условиях, без тщательного учета риска этих операций. В России образование таких собственных банков и требования льготного кредитования совладельцев или “организаций отрасли” происходит достаточно часто и создает в банковской системе значительные проблемы, так как также не подлежат надзору и регулированию. Кроме того, в России достаточно четко прослеживалась тенденция отхода в этом направлении от ряда нормативных ограничении права владения. В частности, подтверждением этому служат сообщения о создании муниципальных банков в собственности муниципальных властей.

6. Ограничения по гарантиям и гарантийным обязательствам включают:

— установление верхнего предела сумм депозитов, подлежащих страхованию (в США — 100 тыс. долл.);

— ограничение круга вкладчиков, чьи депозиты подлежат страхованию;

— определение и установление предельного лимита обязательств третьих лиц, по которым банки могут предоставить гарантии или авали. Превышение этого лимита обычно не предполагает какие-либо меры воздействия, но резко снижает рейтинг банка.

Полномочия банковского надзора

Организация эффективного банковского надзора и регулирования логично предполагает, что, независимо от того, как структурирован и как организован банковский надзор, его ответственные функциональные структуры должны иметь в распоряжении не только достаточно мощную информационную и аналитическую базу, но и должны быть наделены соответствующей властью, обладать соответствующими полномочиями, чтобы иметь возможность адекватно и в полной мере выполнять свои функции, т.е. иметь возможность не только “ставить диагноз”, но и “лечить”.

Такие меры органов банковского надзора применяют для предотвращения, ограничения или исправления последствий мисменеджмента. Рассмотренные в самом общем виде такие полномочия должны включать:

1. Вступительный контроль - право и механизм устанавливать правила и ограничения, а также контролировать в соответствии с ними вступление нового банка или кредитного учреждения на рынок (подготовительные этапы формирования, получение ими лицензии и регистрация, стартовый этап работы, а также развитие филиальной сети, освоение операций, новых отраслей, территории функционирования). Включает вступительный контроль и запрещение, подтвержденное полномочиями банковского надзора налагать штрафы и требовать через судебные органы прекращения деятельности юридических лиц, называющих себя банками и/или проводящих банковские операции при отсутствии соответствующей лицензии.

Современное банковское законодательство России в требованиях вступительного контроля предусматривает:

— требования процедурного и информационного обеспечения в виде нормативного набора документов, необходимых для регистрации банка или кредитного учреждения;

— требования законности происхождения средств, вносимых в уставной фонд (аудиторские заключения или декларации о доходах);

— требования о неиспользовании для формирования уставного фонда банка привлеченных денежных средств, а также денежных средств и иных объектов собственности общественных объединений (организаций);

— требования к минимальному размеру уставного фонда и к предельному размеру в нем доли неденежных активов;

— требования к квалификации, стажу работы и к “добродетельной” с точки зрения криминального и профессионального прошлого биографии руководителей исполнительного органа банка;

— требования к срокам формирования уставного фонда;

— требования к срокам начала деятельности банка с момента его регистрации.

Цели и задачи банковского надзора на этой фазе достаточно кардинальны — не дать жулику стать банкиром (создать банк либо приобрести контроль над уже функционирующим банком), и полномочия его адекватно жесткие: отказ в регистрации (выдачи лицензии) и отзыв лицензии.

2. Оздоровительное регулирование — право и механизм анализа и диагностики состояния банков и кредитных учреждений, право требовать и контролировать проведение необходимых восстановительных мер, право навязывать эти меры, отслеживать и оценивать их с точки зрения приведения, с минимальными издержками, деятельности подконтрольных структур в рамки нормативных условий и ограничений.

3. Принудительные меры — право и механизм выявления и оценки проблемного положения банков и кредитных учреждений, право применять достаточно жесткие и адекватные ситуациям меры, как одиночные, так и комплексные или последовательные, в зависимости от их действенности или от реакции на них поднадзорных структур. Главной целью применяемых мер является резкое изменение политики, целей стратегии и тактики, а иногда и организационной структуры менеджмента банков для выведения их из проблемного, кризисного состояния постольку, поскольку это еще возможно, а “интенсивная терапия” или “оперативное вмешательство” еще могут быть действенными и эффективными. Речь идет о находящихся на пороге кризиса проблемных и предкризисных банках и кредитных учреждениях, работающих в зонах “косметического” или “авантюрного” мисменеджмента.

Казалось бы, логика подсказывает, что “профилактика” и “процедуры” должны быть достаточно четко дистанцированы от “оперативного вмешательства”, но российское банковское законодательство в современном варианте этого, однако, не предусматривает.

В настоящее время все “меры воздействия” направлены на исправление нарушений требований надзора:

— обязательное для руководства банка предписание об устранении выявленных нарушений;

— требования к учредителям банков о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, аудиторской проверке;

— штрафы, налагаемые на руководителей исполнительного органа, банка;

— требования к учредителям о смене руководства банка;

— временное ужесточение всех или части экономических нормативов;

— временный запрет на проведение отдельных банковских операций;

— взыскание с банков неправомерно полученных доходов и дополнительных штрафов;

— назначение, в случае установленных фактов мошенничества, временной администрации до принятия учредителями решения о назначении нового руководства и формировании программы реорганизации и оздоровления банка, кредитного учреждения.

В принципе меры могут быть применены в достаточно широком диапазоне, их выбор практически полностью зависит от позиции надзорного органа, прежде всего Центрального банка. Адекватность регулирующих мер в каждом конкретном случае остается под вопросом так же, как и их эффективность.

4. Ликвидационный контроль, в России относящийся к функциям АСВ, — право и механизм идентификации и фиксации кризисного состояния банков и кредитных учреждений, когда их деятельность не только создает угрозу, но и приносит прямой ощутимый вред их клиентам, банковской и кредитной системе, а в итоге и состоянию экономики страны, ее стабильности. Здесь реализуется право жестко пресекать, прекращать операции таких банков, отзывать лицензии на проведение банковской деятельности, право требовать, отслеживать, регулировать, а иногда участвовать и руководить ликвидацией этих “нездоровых, вредных” элементов банковской системы (кризисные банки и кредитные учреждения, находящиеся в зоне “мошенничества” — прямая подделка документов, сокрытие информации, прекращение выполнения обязательств при активной рекламной кампании по привлечению средств, самокредитование, манипуляция собственностью, принадлежащей банку или банкиру).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22488. Навигация и интерфейс в средах виртуальной реальности 510 KB
  Работа посвящена исследованию и сравнительному анализу сред навигации интерфейса в средах виртуальной реальности для систем компьютерной визуализации, предназначенных для представления больших и очень больших объемов информации, генерируемых при супервычислениях. В ходе работы будут предложены средства навигации и интерфейса для виртуальной среды.
22489. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА. ОБЗОР. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 133 KB
  Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности. Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения. Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.
22490. Разработка методик визуализации для представления работы параллельных программ 582 KB
  Объект исследования: система RiDE, разрабатываемая для программирования в параллельных распределённых средах. Цель работы: разработка методик визуализации для представления работы параллельных программ, написанных для системы RiDE. Разработка программы-визуализатора.
22491. Разработка специализированной среды трехмерной динамической визуализации 479.62 KB
  Трехмерная графика реального времени связана с анимацией и интерактивным взаимодействием с пользователем. Одной из первых сфер применения трехмерной графики реального времени были военные авиатренажеры...
22492. Визуальная среда обучения программированию на языке Haskell 450 KB
  Язык программирования Haskell – это «ленивый» функциональный язык программирования с полиморфизмом типов. Основное понятие в нем – это функции. Но функции есть в любом языке программирования! В языках Pascal, Java...
22493. Разработка средств поддержки процесса проектирования интерфейсов 230 KB
  Однако качество цифровых продуктов с точки зрения взаимодействия с пользователем оставляло желать лучшего. Причина кроется в том, что определением конечной формы и поведения программ занимались программисты, ориентированные на качественное и быстрое выполнение технической стороны.
22494. SELECT в SQL Oracle. Основные возможности 335 KB
  1] Основные фразы запроса: SELECT и FROM [3.1] Фраза SELECT [3. В противном случае вы должны иметь привилегию SELECT по отношению к таблице.