52691

Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить вот основной тезис современного...

Русский

2014-02-17

57.5 KB

2 чел.

Донецкая общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 94

Доклад

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

Учитель-методист

Медведенко Л.Г.

Донецк 2011

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнять

                                                    знаниями, а факел, который нужно зажечь»

Л.Арцимович.

Качество современного образования, соответствие требованиям общества определяется не только тем, что ребенок знает и чему научился в школе, сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Процесс обучения – не автоматическое вкладывание ученого материала в голову ученика.

Только интерактивная модель обучения способна ликвидировать причины, которые приводят к снижению у детей интереса к учебной деятельности.

В современном обществе обучение можно организовать таким образом, что источником знаний будет не только учитель, но и компьютер, телевизор, видео, книга. Учащиеся, соответственно, должны уметь осмысливать полученную информацию, применять в конкретных условиях; одновременно думать, понимать сущность вещей, уметь высказывать собственное мнение. Именно, этому способствуют интерактивные технологии обучения.

Разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского, учителей – новаторов Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, теории развивающего обучения.

Более 100 лет назад американский философ и педагог Д. Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность учащихся с учетом его интересов и целей.

Его последователь У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на основе этой идеи.

В течении ста лет метод не утратил своей значимости, а стал популярным и актуальным. Метод проектов как дидактическая система в начале 20 столетия распространился в Англии, России, Украине и других Европейских странах.

Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

При помощи технологии проектов у учащихся развиваются память, воля, эмоции, коммуникативные навыки, самостоятельность, развиваются познавательные интересы; используются разные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор необходимой информации, происходит мотивация, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда; отсутствует формализм знаний. В групповых проектах развивается умение сотрудничества, устанавливается связь с жизненным опытом; развивается умение ставить цель и добиваться ее.

Технология проекта создает условия для развития личности. Чтоб ученик воспринимал знания как действительно ему необходимые, он должен:

- затронуть и решить жизненно важные для него вопросы;

- использовать для решения знания и навыки, которые у него были, которые он добывал в процессе достижения поставленной цели;

- получить реальный результат.

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Общеизвестно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Доказано, что самыми прочными являются знания, которые получены путем собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, обобщений.

Чтоб научить добывать знания самостоятельно, необходимо овладеть навыками исследовательского и информационного поиска.

А формирует информационную компетентность проектная деятельность, которой можно охватить разные учебные предметы.

Проект – это совокупность комплексных действий, направленных на решение конкретной проблемы в определенном месте за определенный период времени.

Проект – задуманный план действий, замысел, намерение.

Проектная деятельность учащихся в учебно – воспитательном    процессе – это деятельность, исследовательская работа школьников под руководством учителя, направленная на обогащение знаний, умений и навыков.

Проект – мостик между идеей и ее конкретным воплощением. 

Как обучиться проектной деятельности? Безусловно, во время самой деятельности. А уверенность и успех приводят, когда овладеваешь технологией этого дела.

Существует несколько видов учебных проектов.

Классификация проектов для начальной школы:

І. По характеру деятельности детей:

- исследовательские

- творческие

- информационные

- игровые

ІІ. По содержанию:

  •  монопредметные
  •  межпредметные
  •  надпредметные

ІІІ. По продолжительности:

  •  малопродолжительные
  •  среднепродолжительные
  •  продолжительные

IV. По количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

Проект - четко прописная технология, включающая следующие этапы:

І. Подготовительный етап.

  1.  Определение темы и цели  проекта.
  2.  Обсуждение проблемы.
  3.  Выдвижение гипотезы.

ІІ. Планирование деятельности в проекте.

  1.  Определение источников информации.
  2.  Определение средств  сбора, методов анализа информации.
  3.  Определение способов представления результатов.
  4.  Распределение заданий.

ІІІ. Поиск информации.

Исследования, наблюдения, работа с информационными ресурсами, анкетирование, эксперимент.

ІV. Обработка информации.

  1.  Анализ информации.
  2.  Подведение итогов.
  3.  Формулировка выводов.
  4.  Оформление результатов.
  5.  Подготовка описания проекта к защите.

V. Презентация.

Творческий отчет, презентация полученных результатов.

Успешная реализация технологии проекта, возможна при условии целенаправленного создания учителем благоприятных условий для учащихся.

Предоставление школьникам возможности выбора темы проекта, а также индивидуально или совместно с друзьями планировать работу, реализовывать свой проект.

Распределение ролей и функций в группе.

Способствовать появлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

Поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

Консультация учащихся на всех этапах работы.

Подведение итогов на промежуточных этапах работы.

Самооценка школьниками выполненных ими проектов и работы над ними.

Организации праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации конечных образовательных продуктов.

Проанализировав уровень выполнения проектов можно сделать вывод о том, каких результатов достигают учащиеся в ходе выполнения проектов.

Формируются и отрабатываются:

  •  навыки сбора и систематизации информации;
  •  навыки публичного выступления;
  •  умение высказывать свои мысли;
  •  умение работать в группе, самостоятельно;
  •  делать выбор, принимать решение;

Расширяются и углубляются знания по разным предметам.

Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

Следует отметить, что для изменения подхода к обучению, где ученик есть субъект обучения, учителю необходимо изменить подход к обучению, из репродуктивного стать координатором, ведущим.

Внедрение проектной технологии важная ступенька по формированию активной, способной к саморазвитию личности. Работа над проектом дает возможность современной школе не только делать учебный процесс привлекательным, не только добывать глубокие знания, а, главное, выполнять высокую, образовательную миссию: научить детей работать с удовольствием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78842. СИМВОЛИ РІДНОЇ БАТЬКІВЩИНИ 267 KB
  Виходять юнак і дівчина в національному вбранні. Юнак Знову воскресає українська державність. Юнак Тризуб можна зустріти і на цеглинах підмурків Десятинної церкви у Києві і на плитах Успенської церкви у Володимир-Волинському що збудована в другій половині XI століття.
78843. Складання розповіді «Весняна симфонія» на основі власних спостережень учнів і за картинами 238.5 KB
  Про яку пору року говориться Як ви про це дізнались Яку картину до цього вірша б намалювали Чи співпадають ваші міркування із цією картиною Весна Виберіть із вірша слова які б стали назвою для картини. Весна До мого вікна підійшла весна Розтопилася на шибці квітка льодова.
78844. Наука и религия 12.39 KB
  Если попытаться оценить место науки в духовной культуре мы увидим что она нам дает неполные ограниченные познания и не может быть положена в основу духовной жизни человека и общества. Религия это форма познания мира связь человека с Богом. Наука возникла на основе практических потребностей человека. Ответ на него позволит повлиять на решение вопроса о смысле жизни что в свою очередь окажет влияние на нравственность человека и общества в целом.
78845. Наука как социальный институт 31.5 KB
  С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания сопровождающийся специализацией научного знания возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. На рубеже 1920 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На...
78846. Наука и власть 29.5 KB
  Наука и власть Любая власть как институционализированная государственноправовые институты так и не институционализированная например власть старшего в семье власть учителя в школе власть женщины над любящим ее мужчиной и т. Власть государственная необходима для организации общественного производства которое немыслимо без подчинения участников единой воле а также для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Проблема наука и власть имеет два аспекта: 1 проблема самой науки как формы власти;...
78847. Наука и нравственность. Этика науки 29 KB
  Этика науки Современная наука имеет ряд особенностей качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности связанные с возможным применением достижений современной науки. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики биологии в частности генетики психологии.
78848. Научная рациональность и ее типы 29 KB
  Научная рациональность и ее типы Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность эмпирическая или теоретическая однозначность доказанность проверяемость способность к улучшению. Наука это прежде всего специфическая форма культуры порождающая особую агрессивную форму рациональности развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте. Анализ научной рациональности и научного знания является комплексным междисциплинарным исследованием предусматривающим синтез различных видов и форм знаний. ...
78849. Научное, ненаучное, псевдонаучное знание 30.5 KB
  Научное ненаучное псевдонаучное знание. Научное знание система знаний о законах природы общества мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.
78850. Метатеоретический уровень научного знания 26.5 KB
  мета за после это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает сама теория. Метатеоретический подход не просто реорганизует научное знание является не только способом научного анализа теории но производит в ней сдвиги содержательного порядка порождает новое знание. Рефлексия является своеобразным способом развития самого содержания знания одним из важных путей разработки теории Дело в том что плодотворен сам по себе выход за пределы теории отстраненный взгляд на нее. На основе метатеории в процессе...