52691

Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного...

Русский

2014-02-17

57.5 KB

1 чел.

Донецкая общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 94

Доклад

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

Учитель-методист

Медведенко Л.Г.

Донецк 2011

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнять

                                                    знаниями, а факел, который нужно зажечь»

Л.Арцимович.

Качество современного образования, соответствие требованиям общества определяется не только тем, что ребенок знает и чему научился в школе, сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Процесс обучения – не автоматическое вкладывание ученого материала в голову ученика.

Только интерактивная модель обучения способна ликвидировать причины, которые приводят к снижению у детей интереса к учебной деятельности.

В современном обществе обучение можно организовать таким образом, что источником знаний будет не только учитель, но и компьютер, телевизор, видео, книга. Учащиеся, соответственно, должны уметь осмысливать полученную информацию, применять в конкретных условиях; одновременно думать, понимать сущность вещей, уметь высказывать собственное мнение. Именно, этому способствуют интерактивные технологии обучения.

Разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского, учителей – новаторов Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, теории развивающего обучения.

Более 100 лет назад американский философ и педагог Д. Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность учащихся с учетом его интересов и целей.

Его последователь У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на основе этой идеи.

В течении ста лет метод не утратил своей значимости, а стал популярным и актуальным. Метод проектов как дидактическая система в начале 20 столетия распространился в Англии, России, Украине и других Европейских странах.

Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

При помощи технологии проектов у учащихся развиваются память, воля, эмоции, коммуникативные навыки, самостоятельность, развиваются познавательные интересы; используются разные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор необходимой информации, происходит мотивация, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда; отсутствует формализм знаний. В групповых проектах развивается умение сотрудничества, устанавливается связь с жизненным опытом; развивается умение ставить цель и добиваться ее.

Технология проекта создает условия для развития личности. Чтоб ученик воспринимал знания как действительно ему необходимые, он должен:

- затронуть и решить жизненно важные для него вопросы;

- использовать для решения знания и навыки, которые у него были, которые он добывал в процессе достижения поставленной цели;

- получить реальный результат.

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Общеизвестно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Доказано, что самыми прочными являются знания, которые получены путем собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, обобщений.

Чтоб научить добывать знания самостоятельно, необходимо овладеть навыками исследовательского и информационного поиска.

А формирует информационную компетентность проектная деятельность, которой можно охватить разные учебные предметы.

Проект – это совокупность комплексных действий, направленных на решение конкретной проблемы в определенном месте за определенный период времени.

Проект – задуманный план действий, замысел, намерение.

Проектная деятельность учащихся в учебно – воспитательном    процессе – это деятельность, исследовательская работа школьников под руководством учителя, направленная на обогащение знаний, умений и навыков.

Проект – мостик между идеей и ее конкретным воплощением. 

Как обучиться проектной деятельности? Безусловно, во время самой деятельности. А уверенность и успех приводят, когда овладеваешь технологией этого дела.

Существует несколько видов учебных проектов.

Классификация проектов для начальной школы:

І. По характеру деятельности детей:

- исследовательские

- творческие

- информационные

- игровые

ІІ. По содержанию:

  •  монопредметные
  •  межпредметные
  •  надпредметные

ІІІ. По продолжительности:

  •  малопродолжительные
  •  среднепродолжительные
  •  продолжительные

IV. По количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

Проект - четко прописная технология, включающая следующие этапы:

І. Подготовительный етап.

  1.  Определение темы и цели  проекта.
  2.  Обсуждение проблемы.
  3.  Выдвижение гипотезы.

ІІ. Планирование деятельности в проекте.

  1.  Определение источников информации.
  2.  Определение средств  сбора, методов анализа информации.
  3.  Определение способов представления результатов.
  4.  Распределение заданий.

ІІІ. Поиск информации.

Исследования, наблюдения, работа с информационными ресурсами, анкетирование, эксперимент.

ІV. Обработка информации.

  1.  Анализ информации.
  2.  Подведение итогов.
  3.  Формулировка выводов.
  4.  Оформление результатов.
  5.  Подготовка описания проекта к защите.

V. Презентация.

Творческий отчет, презентация полученных результатов.

Успешная реализация технологии проекта, возможна при условии целенаправленного создания учителем благоприятных условий для учащихся.

Предоставление школьникам возможности выбора темы проекта, а также индивидуально или совместно с друзьями планировать работу, реализовывать свой проект.

Распределение ролей и функций в группе.

Способствовать появлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

Поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

Консультация учащихся на всех этапах работы.

Подведение итогов на промежуточных этапах работы.

Самооценка школьниками выполненных ими проектов и работы над ними.

Организации праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации конечных образовательных продуктов.

Проанализировав уровень выполнения проектов можно сделать вывод о том, каких результатов достигают учащиеся в ходе выполнения проектов.

Формируются и отрабатываются:

  •  навыки сбора и систематизации информации;
  •  навыки публичного выступления;
  •  умение высказывать свои мысли;
  •  умение работать в группе, самостоятельно;
  •  делать выбор, принимать решение;

Расширяются и углубляются знания по разным предметам.

Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

Следует отметить, что для изменения подхода к обучению, где ученик есть субъект обучения, учителю необходимо изменить подход к обучению, из репродуктивного стать координатором, ведущим.

Внедрение проектной технологии важная ступенька по формированию активной, способной к саморазвитию личности. Работа над проектом дает возможность современной школе не только делать учебный процесс привлекательным, не только добывать глубокие знания, а, главное, выполнять высокую, образовательную миссию: научить детей работать с удовольствием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10369. Шпаргалка по педагогике (для педагогов) 1.87 MB
  Шпаргалка по педагогике для педагогов 1. Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика греческого происхождения. В дословном переводе означает детовождение. В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по...
10370. АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий 45.72 KB
  АВГУСТИН Блаженный Augustinus Sanctus Аврелий 13.11.354 Тагаст Сев. Африка Нумидия 28.8.430 Гишюн Сев. Африка христ. теолог представитель зап. патристики. Прошёл через увлечение манихейством и скептицизмом в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Онтология А. и его уч...
10371. АДЛЕР (Adler) Альфред 33.73 KB
  АДЛЕР Adler Альфред 7.2.1870 Вела 28.5.1937 Абердин Шотландия австр. врач и психолог создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда затем основал собств. школу получившую наибольшее влияние в 20х гг. с созданием Междунар. ассоциации инд
10372. ФОМА АКВЙНСКИЙ, (Thomas Aquinas) 47.64 KB
  ФОМА АКВЙНСКИЙ Thomas Aquinas 1225 или 122i замок Роккасекка близ Акуино Юж. Италия 7. 3. 1274 монастырь Фоссануова Юж. Италия ср.век философ и теолог систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма; монахдоминиканец с 1244. В 1567 признан пятым учителем ...
10373. Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений 55.5 KB
  Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений. Политология это наука о политической власти и управлении о закономерностях развития политических отношений и процессов функционирования политических систем и институтов политического поведения и...
10374. Основные понятия категории науки о политике 61.5 KB
  Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с вопросом о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда...
10375. Место политологии среди других обществоведческих дисциплин 29 KB
  Место политологии среди других обществоведческих дисциплин. Политики представляя собой очевидную сторону общественной жизни детерминируется множеством явных и скрытых от глаз мене ощутимых факторов и процессов в совокупности составляющих ее социологические основ...
10376. История развития политической мысли. Основные тенденц 35.5 KB
  История развития политической мысли. Основные тенденции. Чрезвычайно огромный объём материалов по истории развития политической мысли включающий в себя исторические правовые политические географические философские и другие источники не позволяют авторам подробн
10377. Сущность и особенности внешней политики России на современном этапе 30 KB
  Сущность и особенности внешней политики России на современном этапе. Проблемы формирования новой государственности в России с точки зрения ее роли в мировом политическом процессе нельзя рассматривать без учета взаимозависимости основных субъектов международных о