52691

Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного...

Русский

2014-02-17

57.5 KB

1 чел.

Донецкая общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 94

Доклад

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

Учитель-методист

Медведенко Л.Г.

Донецк 2011

«Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся».

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнять

                                                    знаниями, а факел, который нужно зажечь»

Л.Арцимович.

Качество современного образования, соответствие требованиям общества определяется не только тем, что ребенок знает и чему научился в школе, сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Процесс обучения – не автоматическое вкладывание ученого материала в голову ученика.

Только интерактивная модель обучения способна ликвидировать причины, которые приводят к снижению у детей интереса к учебной деятельности.

В современном обществе обучение можно организовать таким образом, что источником знаний будет не только учитель, но и компьютер, телевизор, видео, книга. Учащиеся, соответственно, должны уметь осмысливать полученную информацию, применять в конкретных условиях; одновременно думать, понимать сущность вещей, уметь высказывать собственное мнение. Именно, этому способствуют интерактивные технологии обучения.

Разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского, учителей – новаторов Ш. Амонашвили, В. Шаталова, С. Лысенковой, теории развивающего обучения.

Более 100 лет назад американский философ и педагог Д. Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность учащихся с учетом его интересов и целей.

Его последователь У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на основе этой идеи.

В течении ста лет метод не утратил своей значимости, а стал популярным и актуальным. Метод проектов как дидактическая система в начале 20 столетия распространился в Англии, России, Украине и других Европейских странах.

Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

При помощи технологии проектов у учащихся развиваются память, воля, эмоции, коммуникативные навыки, самостоятельность, развиваются познавательные интересы; используются разные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор необходимой информации, происходит мотивация, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда; отсутствует формализм знаний. В групповых проектах развивается умение сотрудничества, устанавливается связь с жизненным опытом; развивается умение ставить цель и добиваться ее.

Технология проекта создает условия для развития личности. Чтоб ученик воспринимал знания как действительно ему необходимые, он должен:

- затронуть и решить жизненно важные для него вопросы;

- использовать для решения знания и навыки, которые у него были, которые он добывал в процессе достижения поставленной цели;

- получить реальный результат.

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Общеизвестно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Доказано, что самыми прочными являются знания, которые получены путем собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, обобщений.

Чтоб научить добывать знания самостоятельно, необходимо овладеть навыками исследовательского и информационного поиска.

А формирует информационную компетентность проектная деятельность, которой можно охватить разные учебные предметы.

Проект – это совокупность комплексных действий, направленных на решение конкретной проблемы в определенном месте за определенный период времени.

Проект – задуманный план действий, замысел, намерение.

Проектная деятельность учащихся в учебно – воспитательном    процессе – это деятельность, исследовательская работа школьников под руководством учителя, направленная на обогащение знаний, умений и навыков.

Проект – мостик между идеей и ее конкретным воплощением. 

Как обучиться проектной деятельности? Безусловно, во время самой деятельности. А уверенность и успех приводят, когда овладеваешь технологией этого дела.

Существует несколько видов учебных проектов.

Классификация проектов для начальной школы:

І. По характеру деятельности детей:

- исследовательские

- творческие

- информационные

- игровые

ІІ. По содержанию:

  •  монопредметные
  •  межпредметные
  •  надпредметные

ІІІ. По продолжительности:

  •  малопродолжительные
  •  среднепродолжительные
  •  продолжительные

IV. По количеству участников:

- индивидуальные

- парные

- групповые

Проект - четко прописная технология, включающая следующие этапы:

І. Подготовительный етап.

  1.  Определение темы и цели  проекта.
  2.  Обсуждение проблемы.
  3.  Выдвижение гипотезы.

ІІ. Планирование деятельности в проекте.

  1.  Определение источников информации.
  2.  Определение средств  сбора, методов анализа информации.
  3.  Определение способов представления результатов.
  4.  Распределение заданий.

ІІІ. Поиск информации.

Исследования, наблюдения, работа с информационными ресурсами, анкетирование, эксперимент.

ІV. Обработка информации.

  1.  Анализ информации.
  2.  Подведение итогов.
  3.  Формулировка выводов.
  4.  Оформление результатов.
  5.  Подготовка описания проекта к защите.

V. Презентация.

Творческий отчет, презентация полученных результатов.

Успешная реализация технологии проекта, возможна при условии целенаправленного создания учителем благоприятных условий для учащихся.

Предоставление школьникам возможности выбора темы проекта, а также индивидуально или совместно с друзьями планировать работу, реализовывать свой проект.

Распределение ролей и функций в группе.

Способствовать появлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

Поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

Консультация учащихся на всех этапах работы.

Подведение итогов на промежуточных этапах работы.

Самооценка школьниками выполненных ими проектов и работы над ними.

Организации праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации конечных образовательных продуктов.

Проанализировав уровень выполнения проектов можно сделать вывод о том, каких результатов достигают учащиеся в ходе выполнения проектов.

Формируются и отрабатываются:

  •  навыки сбора и систематизации информации;
  •  навыки публичного выступления;
  •  умение высказывать свои мысли;
  •  умение работать в группе, самостоятельно;
  •  делать выбор, принимать решение;

Расширяются и углубляются знания по разным предметам.

Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

Следует отметить, что для изменения подхода к обучению, где ученик есть субъект обучения, учителю необходимо изменить подход к обучению, из репродуктивного стать координатором, ведущим.

Внедрение проектной технологии важная ступенька по формированию активной, способной к саморазвитию личности. Работа над проектом дает возможность современной школе не только делать учебный процесс привлекательным, не только добывать глубокие знания, а, главное, выполнять высокую, образовательную миссию: научить детей работать с удовольствием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10987. Кластерный анализ. Анализ временных рядов 79.16 KB
  КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДОЛЖЕНИЕ Монотонность Для графического представления процесса объединения все индивиды группы размещаются в соответствующем порядке на оси абсцисс. Последовательность объединений иерархия или дендрограмма требует чтобы каждое объединени
10988. Сглаживание временного ряда (выделение неслучайной компоненты) 98.62 KB
  Сглаживание временного ряда выделение неслучайной компоненты Одной из важнейших задач исследования временного ряда является выявление основной тенденции изучаемого процесса выраженной неслучайной составляющей тренда либо тренда с циклической или/и сезонной ком...
10989. Newton Interpolating Polynomial 76.5 KB
  Newton Interpolating Polynomial Case 1: Constant Polynomial Only one xvalue is given in the table X x1 Y y1 Let P0x be the interpolating polynomial function. Hence P0x1 = y1. It passes through the one point x1y1 given in the table. Hence choose 6.1 Case 2: Linear Polynomial Two xvalues are given in the table ...
10990. Spline Interpolation 87.5 KB
  Spline Interpolation In the previous sections n – 1th – order polynomials were used to interpolate between n date points. For example for eight points we can derive a perfect seventh – order polynomial. This curve would capture all the meanderings at least up to and including seventh derivatives suggested by the points. However there are cases where these functions can lead to erroneous results because of roundoff error and overshoot. An alternative approach is to apply low...
10991. Numerical Integration 156.5 KB
  2. Numerical Integration 2.1. Introduction Numerical integration which is also called quadrature has a history extending back to the invention of calculus and before. The fact that integrals of elementary functions could not in general be computed analytically while derivatives could be served to give the field a certain panache and to set it a cut above the arithmetic drudgery of numerical analysis during the whole of the 18th and 19th centuries. With the invention of automa...
10992. Extended Formulas (Closed) 145 KB
  Extended Formulas Closed If we use equation 2.5 N – 1 times to do the integration in the intervals x1; x2; x2; x3; xN 1; xN and then add the results we obtain an extendedr or compositer formula for the integral from x1 to xN. Extended trapezoidal rule: In this method the area under the curve is approximated by sums of trapezoids areas under the curve see Fig. 2.3.. Figure 2.3. Extended trapezoidal rule. Trapezoid formul...
10993. Solution of Linear Algebraic Equations 132.5 KB
  Lesson 6 3. Solution of Linear Algebraic Equations 3.1. Introduction A set of linear algebraic equations looks like this: 3.1 Here the n unknowns xj j = 1 2 n are related by m equations. The coefficients aij with i = 1 2 m and j = 1 2 n are known numbers as are the righthand side quantities bi i = 1 2 m. If n = m then there are as many equations as unknowns and there is a good chance of solving for a unique solution...
10994. Проблема истины. Аргументы агностицизма 69 KB
  Проблема истины Способно ли человеческое познание в том числе и научное приводить к истине Автоматически ответить на этот вопрос положительно философия не может поскольку за тысячелетия ее существования было сформулировано немало аргументов выражавших на сей счет ...
10995. Культура и цивилизация, содержание и закономерности развития культуры 127.5 KB
  Культура и цивилизация Понятиями культура и цивилизация обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду оцениваются как факторы творческого жизнеустр