52693

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...

Русский

2014-02-17

68.5 KB

12 чел.

Доклад на семинаре-практикуме «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровьесбережение в ГПД

В связи с более ранним началом обучения в школе (6 лет), а также постоянной занятостью родителей, организация групп продлённого дня имеет особенно важное значение. А так как дети находятся в школе до вечера, важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной.

На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками человека становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой:

ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ, а приоритетный принцип: "НЕ НАВРЕДИ!".

У нас в школе действуют группы продлённого дня, в которых дети находятся во второй половине дня, играют, отдыхают после уроков, выполняют домашние задания. В школе они находятся до вечера, и задача воспитателя здесь во-первых, снять мышечное напряжение, усталость у детей, возникшую от интенсивных занятий во время уроков.

Режим ГПД  как главное средство здоровьесбережения должен соединять в себе:

  •  физическое воспитание (обеспечивать двигательную активность, переход  при первых признаках утомления с умственной деятельности к активному отдыху и проч.).
  •  педагогическую эффективность (частично свободный от учебных занятий день в середине недели, чередование занятий, разных по видам деятельности и прочее),
  •  гигиенические требования
  •  Прогулки детей на воздухе важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиентисты и офтальмологи считают, что блиорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности

В группе продлённого дня:

  •  организовано обязательное горячее питание, включающее в себя первое и второе блюда.
  •  питательная ценность рационов питания обеспечена в соответствии с нормами, утверждёнными Министерством охраны здоровья Украины.
  •  перед приёмом пищи организовано обязательное мытьё рук с мылом.
  •  оборудована спальная комната, где дети имеют возможность отдыхать после учёбы.

Проветривание помещений является необходимым до начала занятий во время перерывов, прогулок на свежем воздухе. Температура в классах при этом держится не ниже установленных норм.

Движение является биологической потребностью детского организма и тесно связано прежде всего с деятельностью центральной нервной системы. Благодаря мышечному напряжению, которое чередуется с расслаблением, высшая нервная деятельность детей не только нормализуется, но и заметно активизируется. При этом улучшается способность школьников к концентрации и активизации внимания. Дети, которые в достаточной мере двигаются, как правило, имеют высокую трудоспособность, хорошую успеваемость, низкую заболеваемость. Такие дети способны быстро и эффективно усваивать навыки, необходимые для успешного обучения.

Спортивный час

проводится как на свежем воздухе, так и в условиях малого спортивного зала, в котором имеется соответствующее спортивное оборудование. Он включает в себя:

  •  разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, пионербол)
  •  подвижные игры-соревнования.
  •  комплексы общеразвивающих упражнений (упражнения для расслабления мышц, для адаптации мышц к нагрузкам в школе и т.п.)

Наиболее эффективными для младших школьников являются малые физические нагрузки:

  •  гимнастика перед занятиями
  •  физкультминутки
  •  динамические паузы
  •  игры средней подвижности   

Экскурсионные занятия в ГПД:

  •  имеют оздоровительно – воспитательные цели,
  •  оптимизируют объем оздоровительной физической нагрузки
  •  усвоение знаний на таких экскурсиях носит свободный характер
  •  могут сопровождаться сбором природного материала для изготовления поделок.

Самоподготовка в ГПД

наиболее сложные задания целесообразно выполнять в начале самоподготовки

необходимо предусмотреть смену видов деятельности

рационально организовать работу учащихся

воспитатель должен строго следить за соблюдением детьми санитарно-гигиенического режима

Воспитательные занятия, проводимые в ГПД:

Сложно организованные формы

(требуют разработки сценария, предусматривают разноплановую деятельность учащихся)

  •  праздники,
  •  концерты,
  •  конкурсы,
  •  сложные игры.

Простые организационные формы

(не требуют долговременной подготовки)

  •  беседа
  •  чтения
  •  прослушивания
  •  инсценировки
  •  викторины
  •  литературные монтажи
  •  простые игры

Воспитательное занятие, проводимое в ГПД  – нечто среднее между уроком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием, с другой. Эта форма организационной деятельности лишена таких свойств, как строгость и обязательность урока, односторонней направленности кружкового занятия, рассчитанного на развитие индивидуальных способностей ребёнка, узко- тематическая направленность мероприятия. В то же время в своей совокупности воспитательные занятия последовательно и систематично приучают детей к здоровому образу жизни, способствуют адаптации к внешней среде учащихся.

По окончании самоподготовки воспитатели ГПД нашей школы проводят занятия, на которых:

  •  изготавливаются поделки из природного материала,
  •  рисуются тематические рисунки, в том числе и на темы о здоровом образе жизни
  •  проводятся выставки и конкурсы рисунков и поделок.
  •  организовываются настольные игры, складывание игр-конструкторов, мозаик и т.п..

Учащиеся нашей школы имеют возможность посещать

  •  школьный бассейн
  •  кружки:
  •  рисования
  •  изготовления мягких игрушек
  •  музыки и пения
  •  бальных и современных танцев
  •  спортивные секции:
  •  шахматную
  •  дзю-до
  •  художественной гимнастики
  •  баскетбола

Подавляющее большинство бесед наших педагогов с родителями - это беседы о здоровье детей, которые проникнуты следующими положениями:

  •  для ведения людьми здорового образа жизни необходимы усилия, и прилагаться они будут только теми людьми, у которых воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
  •  здоровье – ценность, а ценности не даются даром

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". (Всемирная организация здравоохранения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69034. Сигналы электросвязи. Классификация. Характеристики 18 KB
  Характеристики сигналов электросвязи. Для получения высокой верности и большой скорости передачи в теории связи рекомендуются способы предпочтительного выбора используемых сигналов методов преобразования сообщения в сигнал и сигнала в сообщение. Характеристики сигналов электрической связи.
69035. Детерминированные сигналы и их свойства. Математические модели. Спектральное представление 130.5 KB
  С помощью детерминированных сигналов можно подробно изучить свойства каждого из параметров известных энергетических сигналов. Тем не менее гармонические колебания составляют фундаментальнейшую основу математического описания моделирования реальных сигналов.
69036. Физические и математические модели периодических сигналов. Временное и спектральное представление 166 KB
  Физические и математические модели периодических сигналов. Физические модели периодических сигналов. Математические модели периодических сигналов. Спектральное представление периодических сигналов.
69037. Физические и математические модели непериодических сигналов. Временное и спектральное представление 231 KB
  Физические и математические модели непериодических сигналов. Физические модели непериодических сигналов. Математические модели непериодических сигналов. Спектральное представление непериодических сигналов и его свойства.
69038. Детерминированные сигналы. Специальные способы временного представления. Преобразование Гильберта 167.5 KB
  Запись гармонического сигнала в виде (2.3.2) называется тригонометрической. Такая запись соответствует описанию колебательного движения некоторой тоски вдоль прямой (ось координат) во времени (Ось абсцисс). Кроме тригонометрической, часто используют запись в комплексной или экспоненциальной форме.
69039. Сигнал как случайный процесс. Математические модели. Характеристики 256.5 KB
  Если при рассмотрении случайного процесса зафиксировать некоторый момент времени то значение реализации процесса в этот момент называемое сечением является случайной величиной обладающей некоторыми вероятностными свойствами.
69040. Расчет энергетического спектра случайного сигнала 206.5 KB
  Расчет энергетического спектра случайного сигнала. Понятие об энергетическом спектре случайного сигнала. Пример расчета энергетического спектра случайного сигнала. Понятие об энергетическом спектре случайного сигнала.
69041. Аналитический сигнал и его свойства. Описание огибающей случайного сигнала 250.5 KB
  В лекции 2.6 были введены понятия огибающей, мгновенной фазы и мгновенной частоты для детерминированного квазигармонического сигнала. Аналогичные понятия могут в общем виде введены и для любого и в том числе для случайного сигнала.
69042. Дискретное представление непрерывных сигналов. Теорема В.А.Котельникова 220.5 KB
  Дискретизация непрерывного сигнала означает переход от непрерывного к дискретному способу задания сигнала на оси времени без потери сведений о форме сигнала рис.3 с точки зрения повышения помехоустойчивости ТКС: цифровой сигнал подлежит регенерации восстановлению формы с точностью до шага...