52693

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...

Русский

2014-02-17

68.5 KB

14 чел.

Доклад на семинаре-практикуме «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровьесбережение в ГПД

В связи с более ранним началом обучения в школе (6 лет), а также постоянной занятостью родителей, организация групп продлённого дня имеет особенно важное значение. А так как дети находятся в школе до вечера, важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной.

На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками человека становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой:

ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ, а приоритетный принцип: "НЕ НАВРЕДИ!".

У нас в школе действуют группы продлённого дня, в которых дети находятся во второй половине дня, играют, отдыхают после уроков, выполняют домашние задания. В школе они находятся до вечера, и задача воспитателя здесь во-первых, снять мышечное напряжение, усталость у детей, возникшую от интенсивных занятий во время уроков.

Режим ГПД  как главное средство здоровьесбережения должен соединять в себе:

  •  физическое воспитание (обеспечивать двигательную активность, переход  при первых признаках утомления с умственной деятельности к активному отдыху и проч.).
  •  педагогическую эффективность (частично свободный от учебных занятий день в середине недели, чередование занятий, разных по видам деятельности и прочее),
  •  гигиенические требования
  •  Прогулки детей на воздухе важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиентисты и офтальмологи считают, что блиорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности

В группе продлённого дня:

  •  организовано обязательное горячее питание, включающее в себя первое и второе блюда.
  •  питательная ценность рационов питания обеспечена в соответствии с нормами, утверждёнными Министерством охраны здоровья Украины.
  •  перед приёмом пищи организовано обязательное мытьё рук с мылом.
  •  оборудована спальная комната, где дети имеют возможность отдыхать после учёбы.

Проветривание помещений является необходимым до начала занятий во время перерывов, прогулок на свежем воздухе. Температура в классах при этом держится не ниже установленных норм.

Движение является биологической потребностью детского организма и тесно связано прежде всего с деятельностью центральной нервной системы. Благодаря мышечному напряжению, которое чередуется с расслаблением, высшая нервная деятельность детей не только нормализуется, но и заметно активизируется. При этом улучшается способность школьников к концентрации и активизации внимания. Дети, которые в достаточной мере двигаются, как правило, имеют высокую трудоспособность, хорошую успеваемость, низкую заболеваемость. Такие дети способны быстро и эффективно усваивать навыки, необходимые для успешного обучения.

Спортивный час

проводится как на свежем воздухе, так и в условиях малого спортивного зала, в котором имеется соответствующее спортивное оборудование. Он включает в себя:

  •  разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, пионербол)
  •  подвижные игры-соревнования.
  •  комплексы общеразвивающих упражнений (упражнения для расслабления мышц, для адаптации мышц к нагрузкам в школе и т.п.)

Наиболее эффективными для младших школьников являются малые физические нагрузки:

  •  гимнастика перед занятиями
  •  физкультминутки
  •  динамические паузы
  •  игры средней подвижности   

Экскурсионные занятия в ГПД:

  •  имеют оздоровительно – воспитательные цели,
  •  оптимизируют объем оздоровительной физической нагрузки
  •  усвоение знаний на таких экскурсиях носит свободный характер
  •  могут сопровождаться сбором природного материала для изготовления поделок.

Самоподготовка в ГПД

наиболее сложные задания целесообразно выполнять в начале самоподготовки

необходимо предусмотреть смену видов деятельности

рационально организовать работу учащихся

воспитатель должен строго следить за соблюдением детьми санитарно-гигиенического режима

Воспитательные занятия, проводимые в ГПД:

Сложно организованные формы

(требуют разработки сценария, предусматривают разноплановую деятельность учащихся)

  •  праздники,
  •  концерты,
  •  конкурсы,
  •  сложные игры.

Простые организационные формы

(не требуют долговременной подготовки)

  •  беседа
  •  чтения
  •  прослушивания
  •  инсценировки
  •  викторины
  •  литературные монтажи
  •  простые игры

Воспитательное занятие, проводимое в ГПД  – нечто среднее между уроком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием, с другой. Эта форма организационной деятельности лишена таких свойств, как строгость и обязательность урока, односторонней направленности кружкового занятия, рассчитанного на развитие индивидуальных способностей ребёнка, узко- тематическая направленность мероприятия. В то же время в своей совокупности воспитательные занятия последовательно и систематично приучают детей к здоровому образу жизни, способствуют адаптации к внешней среде учащихся.

По окончании самоподготовки воспитатели ГПД нашей школы проводят занятия, на которых:

  •  изготавливаются поделки из природного материала,
  •  рисуются тематические рисунки, в том числе и на темы о здоровом образе жизни
  •  проводятся выставки и конкурсы рисунков и поделок.
  •  организовываются настольные игры, складывание игр-конструкторов, мозаик и т.п..

Учащиеся нашей школы имеют возможность посещать

  •  школьный бассейн
  •  кружки:
  •  рисования
  •  изготовления мягких игрушек
  •  музыки и пения
  •  бальных и современных танцев
  •  спортивные секции:
  •  шахматную
  •  дзю-до
  •  художественной гимнастики
  •  баскетбола

Подавляющее большинство бесед наших педагогов с родителями - это беседы о здоровье детей, которые проникнуты следующими положениями:

  •  для ведения людьми здорового образа жизни необходимы усилия, и прилагаться они будут только теми людьми, у которых воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
  •  здоровье – ценность, а ценности не даются даром

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". (Всемирная организация здравоохранения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45910. Организация гибкого автоматизированного производства. ГАП 14.11 KB
  ГАП. ГАП автоматизированное производство линия участок цех функционирующее как единое целое на основе безлюдной или при минимальном участии человека. ГАП включает технологическое оборудование а так же складские транспортные контролирующие системы и другие компоненты на базе ЧПУ и использованием средств вычислительной техники. Работа всех компонентов ГАП координируется как единого целого при помощи многоуровневых распределенных микропроцессорных систем управления.
45911. Организация гибких производственных систем 14.94 KB
  ГПС совокупность оборудования с ЧПУ в различных сочетаниях гибких производственных модулей ГПМ робототизированных технологических комплексов РТК отдельных единиц технологического оборудования с ЧПУ систем транспортных и складских операций средств контроля и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течении определенного периода времени от половины смены и более . ГПС организационнотехнологическая производственная система позволяющая в условиях мелко средне и в отдельных случаях крупносерийного...
45912. Сущность и признаки поточного производства 12.83 KB
  Наиболее прогрессивным методом организации производства является поточным. Для внедрения поточного производства создаются поточные линии представляемые собой совокупность рабочих мест расположенных в последовательности соответственной очередности операций ТП. Признаки поточного производства: на каждой поточной линии изготавливаются однотипные детали; на каждом рабочем месте а иногда и на нескольких предусмотрено выполнение определенных операций; рабочие места располагаются в соответствии с последовательность операций ТП; передача...
45913. Организация поточного производства. Характеристики и условия перехода к поточной форме организации производства 13.21 KB
  Значительный объем выпуска однотипных изделий для чего стремятся максимально унифицировать конструкцию выпускаемых изделий; 2.отработка конструкций изделий с точки зрения групповых поточных технологий. Поточные линии могут быть ограничены пределами участка а могут распространятся и на несколько участков например: сборочные конвейеры носят характер общезаводского сквозного потока когда все производственные операции начинают с поступления материала и сырья в обработку до сдачи готовых изделий на склад выполняются в рамках...
45914. Организация инструментального хозяйства. Задачи и состав инструментального хозяйства 13.85 KB
  Задачи и состав инструментального хозяйства. Основная задача инструментального хозяйства обеспечение рабочих позиций высококачественными инструментами и оснасткой. Содержание деятельности инструментального хозяйства: 1определение потребности и планирование обеспечения подразделений предприятия инструментом и оснасткой.
45915. Методы планирования потребности в инструменте и технологической оснастке 14.69 KB
  Планирование инструмента оснастки потребного для изготовления производственной программы т. расходного фонда инструмента может быть осуществлено несколькими способами: 1укрупненным методом или статическим: на основе отчетных документов содержащих данные о расходе инструмента за предыдущий период составляются расходные нормативы по которым определяется потребность на следующий период. Определение потребности по каждому виду оснастки инструмента производится путем расчета. для режущего инструмента NH объем выпуска изделий...
45916. Состав и задачи ремонтного хозяйства. Формы организации ремонта 13.62 KB
  Ремонтное хозяйство - совокупность подразделений занятых анализом технического состояния технологического оборудования надзором за его обслуживанием ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное производительное и современное. Техническое обслуживание комплекс работ операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его эксплуатации по назначению а также во время хранения консервации и транспортировании. Ремонт комплекс операций работ по восстановлению...
45917. Организация технического контроля: понятие и основные виды технического контроля 14.86 KB
  Продукция изготовленная с отклонениями от ГОСТ или технических условий считается браком содействовать достижению необходимого уровня качества продукции и его повышению призван технический контроль. Технический контроль проверка соблюдения технических требований предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях её изготовления начиная от поступления исходных сырья материалов комплектующих и заканчивая отгрузкой готовой продукции а так же на всех стадиях процесса производства и всех производственных условий и факторов обеспечивающих...
45918. Методы и организационные формы контроля 13.58 KB
  Осуществления различают: 1 стационарный контроль контроль деталей узлов изделий осуществляемых на стационарных пунктах технического контроля при проверки большого количества одинаковых объектах после завершения операции 2 скользящий подвижный контроль контроль который выполняется непосредственно на рабочих местах при громоскости контролирующих объектов когда применяются простые и легкопереносимые контрольноизмерительные инструменты приборы и оснастка. 3летучий контроль периодическое наблюдение за качеством выполнения ТП...