52693

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...

Русский

2014-02-17

68.5 KB

14 чел.

Доклад на семинаре-практикуме «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровьесбережение в ГПД

В связи с более ранним началом обучения в школе (6 лет), а также постоянной занятостью родителей, организация групп продлённого дня имеет особенно важное значение. А так как дети находятся в школе до вечера, важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной.

На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками человека становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой:

ЗДОРОВЬЕ - ЦЕННОСТЬ, А ЦЕННОСТИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ, а приоритетный принцип: "НЕ НАВРЕДИ!".

У нас в школе действуют группы продлённого дня, в которых дети находятся во второй половине дня, играют, отдыхают после уроков, выполняют домашние задания. В школе они находятся до вечера, и задача воспитателя здесь во-первых, снять мышечное напряжение, усталость у детей, возникшую от интенсивных занятий во время уроков.

Режим ГПД  как главное средство здоровьесбережения должен соединять в себе:

  •  физическое воспитание (обеспечивать двигательную активность, переход  при первых признаках утомления с умственной деятельности к активному отдыху и проч.).
  •  педагогическую эффективность (частично свободный от учебных занятий день в середине недели, чередование занятий, разных по видам деятельности и прочее),
  •  гигиенические требования
  •  Прогулки детей на воздухе важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиентисты и офтальмологи считают, что блиорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности

В группе продлённого дня:

  •  организовано обязательное горячее питание, включающее в себя первое и второе блюда.
  •  питательная ценность рационов питания обеспечена в соответствии с нормами, утверждёнными Министерством охраны здоровья Украины.
  •  перед приёмом пищи организовано обязательное мытьё рук с мылом.
  •  оборудована спальная комната, где дети имеют возможность отдыхать после учёбы.

Проветривание помещений является необходимым до начала занятий во время перерывов, прогулок на свежем воздухе. Температура в классах при этом держится не ниже установленных норм.

Движение является биологической потребностью детского организма и тесно связано прежде всего с деятельностью центральной нервной системы. Благодаря мышечному напряжению, которое чередуется с расслаблением, высшая нервная деятельность детей не только нормализуется, но и заметно активизируется. При этом улучшается способность школьников к концентрации и активизации внимания. Дети, которые в достаточной мере двигаются, как правило, имеют высокую трудоспособность, хорошую успеваемость, низкую заболеваемость. Такие дети способны быстро и эффективно усваивать навыки, необходимые для успешного обучения.

Спортивный час

проводится как на свежем воздухе, так и в условиях малого спортивного зала, в котором имеется соответствующее спортивное оборудование. Он включает в себя:

  •  разнообразные спортивные игры (футбол, баскетбол, пионербол)
  •  подвижные игры-соревнования.
  •  комплексы общеразвивающих упражнений (упражнения для расслабления мышц, для адаптации мышц к нагрузкам в школе и т.п.)

Наиболее эффективными для младших школьников являются малые физические нагрузки:

  •  гимнастика перед занятиями
  •  физкультминутки
  •  динамические паузы
  •  игры средней подвижности   

Экскурсионные занятия в ГПД:

  •  имеют оздоровительно – воспитательные цели,
  •  оптимизируют объем оздоровительной физической нагрузки
  •  усвоение знаний на таких экскурсиях носит свободный характер
  •  могут сопровождаться сбором природного материала для изготовления поделок.

Самоподготовка в ГПД

наиболее сложные задания целесообразно выполнять в начале самоподготовки

необходимо предусмотреть смену видов деятельности

рационально организовать работу учащихся

воспитатель должен строго следить за соблюдением детьми санитарно-гигиенического режима

Воспитательные занятия, проводимые в ГПД:

Сложно организованные формы

(требуют разработки сценария, предусматривают разноплановую деятельность учащихся)

  •  праздники,
  •  концерты,
  •  конкурсы,
  •  сложные игры.

Простые организационные формы

(не требуют долговременной подготовки)

  •  беседа
  •  чтения
  •  прослушивания
  •  инсценировки
  •  викторины
  •  литературные монтажи
  •  простые игры

Воспитательное занятие, проводимое в ГПД  – нечто среднее между уроком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием, с другой. Эта форма организационной деятельности лишена таких свойств, как строгость и обязательность урока, односторонней направленности кружкового занятия, рассчитанного на развитие индивидуальных способностей ребёнка, узко- тематическая направленность мероприятия. В то же время в своей совокупности воспитательные занятия последовательно и систематично приучают детей к здоровому образу жизни, способствуют адаптации к внешней среде учащихся.

По окончании самоподготовки воспитатели ГПД нашей школы проводят занятия, на которых:

  •  изготавливаются поделки из природного материала,
  •  рисуются тематические рисунки, в том числе и на темы о здоровом образе жизни
  •  проводятся выставки и конкурсы рисунков и поделок.
  •  организовываются настольные игры, складывание игр-конструкторов, мозаик и т.п..

Учащиеся нашей школы имеют возможность посещать

  •  школьный бассейн
  •  кружки:
  •  рисования
  •  изготовления мягких игрушек
  •  музыки и пения
  •  бальных и современных танцев
  •  спортивные секции:
  •  шахматную
  •  дзю-до
  •  художественной гимнастики
  •  баскетбола

Подавляющее большинство бесед наших педагогов с родителями - это беседы о здоровье детей, которые проникнуты следующими положениями:

  •  для ведения людьми здорового образа жизни необходимы усилия, и прилагаться они будут только теми людьми, у которых воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
  •  здоровье – ценность, а ценности не даются даром

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". (Всемирная организация здравоохранения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83879. Холецистэктомия. Лапароскопическая холецистэктомия. Треугольник Кало. Показания, техника выполнения, анатомические сложности 50.01 KB
  Границы треугольника: 1 пузырный проток латерально; 2 общий печеночный проток медиально; 3 правая ветвь собственной печеночной артерии сверху пузырная артерия сама нередко образует верхнюю границу треугольника Холецистэктомия Показания: воспаление желчного пузыря желчнокаменная болезнь опухоль желчного пузыря. Оперативный прием: существуют два способа выделения пузыря: от дна и от шейки. Холецистэктомия от шейки пузыря Выделение пузырного протока и пузырной артерии. Производят выделение и удаление желчного пузыря.
83880. Хирургическая анатомия желчного пузыря и желчных протоков. Варианты желчных протоков. Дренирование желчных протоков 78.03 KB
  Хирургическая анатомия желчного пузыря Желчный пузырь представляет собой грушевидной формы резервуар для желчи располагающийся между правой и квадратной долями печени. Шейка желчного пузыря продолжается в пу зырный проток направлена в сторону ворот печени и залегает вместе с пузырным протоком в печеночнодвенадцатиперстной связке. С\'келетотопия: дно желчного пузыря определяется спереди.
83881. Хирургическая анатомия желудка. Отделы, кровеносные сосуды, нервы и лимфатические пути 54.69 KB
  Отделы желудка Желудок имеет достаточно специфическую форму. В нем можно выделить несколько отделов которые отличаются в функциональном отношении и по своему гистологическому строению: кардиальный отдел дно желудка тело желудка и пилорический отдел. Кардиальный отдел или кардия желудка назван так за то что он располагается в непосредственной близости к сердцу.
83882. Хирургическая анатомия двенадцатиперстной кишки. Отделы, кровеносные сосуды. Большой и малый дуоденальные сосочки 50.97 KB
  Верхняя часть луковица двенадцатиперстной кишки располагается между привратником желудка и верхним изгибом двенадцатиперстной кишки. Нисходящая часть двенадцатиперстной кишки образует более или менее выраженный изгиб вправо и идет от верхнего до нижнего изгибов. В эту часть открываются обший желчный проток и проток поджелудочной железы на большом сосочке двенадцатиперстной кишки.
83883. Хирургическая анатомия поджелудочной железы и спленэктомия 51.49 KB
  Она имеет: переднюю поверхность к которой выше брыжейки поперечной ободочной кишки прилегает антральная часть желудка а ниже петли тонкой кишки; заднюю поверхность к которой прилегают правая почечная артерия и вена общий жёлчный проток и нижняя полая вена; верхний и нижний края. Тело имеет: переднюю поверхность к которой прилегает задняя стенка желудка; заднюю поверхность к которой прилегают аорта селезёночная и верхняя брыжеечная вены; нижнюю поверхность к которой снизу прилегает дена дцатиперстнотощекишечный изгиб; верхний...
83884. Хирургическая тактика при проникающих ранениях брюшной полости Тактика при ранении паренхиматозных и полых органов 50.73 KB
  Для осмотра селезенки желудок оттягивают вправо а левый изгиб ободочной кишки книзу. При обнаружении в брюшинной полости содержимого желудочнокишечного тракта сначала осматривают переднюю стенку желудка его пилорическиий отдел верхнюю горизонтальную часть двенадцатиперстной кишки а затем заднюю стенку желудка для чего рассекают желудочноободочную связку. Для обнаружения источника повреждения задней стенки нисходящей части двенадцатиперстной кишки рассекают париетальный листок брюшины по её наружному краю по Кохеру и мобилизовав...
83885. Операции при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Техника выполнения. Тактика при перфорации опухоли желудка 51.17 KB
  Тактика при перфорации опухоли желудка. Ушивание прободной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки При прободной язве желудка возможно выполнение двух видов срочных оперативных вмешательств: ушивание прободной язвы или резекция желудка вместе с язвой. При ушивании перфорационного отверстия необходимо придерживаться следующих правил: дефект в стенке желудка или двенадцатиперстной кишке ушивается обычно двумя рядами серозномышечных швов линия швов должна быть направлена перпендикулярно к продольной оси органа во избежание стеноза просвета...
83886. Операции при желудочном кровотечении 49.82 KB
  Основная задача оперативного вмешательства при ЯК состоит в спасении жизни пациента путем выполнения адекватного состоянию больного объема операции позволяющего устранить источник кровотечения обеспечить надежный гемостаз и по возможности излечить от язвы желудка двенадцатиперстной кишки или язвы ГЭА. При залуковичных язвах двенадцатиперстной кишки осложненных кровотечением следует применять дренирующие желудок операции с прошиванием кровоточащей язвы дополненные стволовой ваготомией. Оптимальным вмешательством при кровоточащих...
83887. Ваготомия и пилоропластика. Показания, техника выполнения 50.11 KB
  Показания: осложненные формы язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и пилорического отдела желудка сопровождающиеся пенетраиией. Селективная проксимальная ваготомня пересекаются веточки блуждающих нервов идущие только к телу и дну желудка. Ветви блуждающих нервов иннервирующие антральный отдел желудка и пилорус ветвь Латерже. Ветвь Латерже считают чисто двигательной которая регулирует моторику пилорического сфинктера желудка.