5272

Регулирование банковской деятельности коммерческих банков

Контрольная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Регулирование банковской деятельности коммерческих банков Содержание банковского регулирования Сущность и типы денежно-кредитной политики Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики Характеристика ме...

Русский

2012-12-06

51.25 KB

67 чел.

Регулирование банковской деятельности  коммерческих банков

  1.  Содержание банковского регулирования
  2.  Сущность и типы денежно-кредитной политики
  3.  Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
  4.  Характеристика методов ДКП ЦБ

Вопрос 1. Содержание банковского регулирования

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связано со спецификой деятельности банков, которая и определяет их особое положение в качестве ключевых элементов финансовой системы.

В этом контексте термин «банковское регулирование» можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде Положений, инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике.

Или другими словами, банковское регулирование - система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций.

Существует два вида банковского регулирования: денежно-кредитное (валютное) и пруденциальное.

Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.

Задача пруденциального регулирования - в обеспечении стабильности и надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим можно выделить две цели пруденциального регулирования:
- защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;
- защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.

Можно полностью согласиться с высказанным в зарубежной литературе утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер.

Цели пруденциального регулирования определяют его функции, выступающие как оперативная форма реализации целей.

Учитывая вышеизложенное и суммируя разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:
1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;
2) защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;
3) обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую Центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция выступает как ключевая в пруденциальном регулировании банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, состоит в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того, чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает правовую форму, так как происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:

  1.  введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат комплекс жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;
  2.  формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают излишне рискованную активность;
  3.  осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.

ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установленные банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

В соответствии с Законом о Банке России он решает эту задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.

Порядок расчета нормативов регулирования деятельности коммерческих банков представлен в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-И от 16.01.2004 г. (с последующими дополнениями и изменениями) - Ознакомиться

БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то банковское регулирование предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов денежно-кредитного регулирования экономики. У банковского регулирования и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов.

Итак, одним из основных направлений регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется посредством проведения ЦБ денежно-кредитной политики.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Вопрос 2. Сущность и типы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Современные экономические словари и глоссарии дают следующее определение понятия денежно-кредитной политики:

Денежно-кредитная политика - это проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.

Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».

Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Денежно-кредитная политика центральных (национальных) банков представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

Цели денежно- кредитной политики формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.

Основные цели денежно-кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В связи с этим основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  1.  регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  2.  достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  3.  создание безинфляционной экономики.

Главная цель кредитно-денежной политики центрального  банка  - обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты, поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

Ежегодно ЦБ РФ разрабатывает и представляет на утверждение Госдуме РФ Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.  

Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим документом конечной целью денежно- кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, - сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий, определяющих два типа ДКП ЦБ:

  1.  политика денежно-кредитной рестрикции - направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок (политика "дорогих денег"). Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, на оздоровление платежного баланса. Эта политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности, оживления хозяйственной конъюнктуры. Происходит ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении;
  2.  политика денежно-кредитной экспансии характеризуется расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процентных ставок (политика "дешевых денег"). Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. Применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы.

Выбор стратегии центральных банков, определяемой в рамках денежно-кредитной политики как части экономической политики правительства, ориентируется на внутренние (темпы роста денежной массы, структура и динамика денежного оборота) и внешние показатели (валютный курс, торговый и платежный балансы), получившие название ориентиры денежно-кредитной политики.

Для каждого типа ДКП характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики

Различают методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения  определённых инструментов  денежно-кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия  Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Базовые принципы применения этих инструментов:

  1.  Принцип эффективности: означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям;
  2.  Принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций;
  3.  Принцип последовательности: означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт;
  4.  Принцип надёжности требует минимизации финансовых и операционных рисков;
  5.  Стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон.

Центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

  1.  по характеру воздействия: прямые и косвенные;

Инструменты прямого воздействия – напрямую воздействуют на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы. К ним относятся:

  1.  Банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов;
  2.  Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и так далее;
  3.  Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским организациям;
  4.  Количественные ограничения–потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое "замораживание" процентных ставок;
  5.  Норма обязательных резервов – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный банк;
  6.  Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;
  7.  Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Косвенные инструменты оказывают воздействие на объекты или субъекты денежно-кредитной сферы опосредованно. К ним относятся:

  1.  Официальная учетная ставка – ставка, по которой Центральный банк готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;
  2.  Операции на "открытом рынке" – операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки через определенное время (REPO);
  3.  Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;
  4.  Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;
  5.  Управление государственным долгом – эмиссия государственных ценных бумаг снижает ликвидность банков, связывает их средства;
  6.  Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

  1.  по способу воздействия: административные и рыночные

Административные методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем административные методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

 К административным методам денежно-кредитной  политики относятся:

  1.  лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;
  2.  ограничение объёма кредитов, выдаваемых кредитным организациям;
  3.  селективная кредитная политика, реализуемая посредством: установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким  процентным ставкам;
  4.  портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;
  5.  валютные ограничения, включающие: продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу, лицензирование продажи иностранной валюты импортёрам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

Данные методы занимают определённое место в практике центральных банков развитых и развивающихся государств.

Рыночные  методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов посредством формирования центральным банком определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными (прямыми), но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

К рыночным (экономическим) методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:

  1.  нормативные методы, осуществляемые путём использования  таких инструментов, как: отчисления  в фонд  обязательных резервов, коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;
  2.  корректирующие методы, осуществляемые путём использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.

К корректирующим методам относятся учетная политика и проведение операций на открытом рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Большая часть эмиссионных банков в 70-е гг. XX в., использовали прямые (административные) методы; с начала 1980-х гг. в развитых, а с 1990-х гг.- многих других странах перешли в основном на рыночные (косвенные) инструменты. Такова общая тенденция. Это связано в основном с глобализацией мировой экономики и финансов, что сделало прямые методы недостаточно эффективными, хотя они и продолжают использоваться в большинстве переходных государств, в частности, из-за дешевизны их реализации.

Реакция рынка банковских услуг на административные методы вмешательства в деятельность банков более оперативная, чем на косвенные. Использование экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции банков на микроуровне, а эффект от их применение замедлен и неоднозначен.

  1.  по форме воздействия: общие и селективные;

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии экономического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

  1.  по параметрам регулирования: количественные и качественные;

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, то есть стоимости банковских кредитов.

  1.  по срокам воздействия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Деление методов денежно-кредитного регулирования на данные виды осуществляется в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики.

Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и другие). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования. Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии-операции с федеральными ценными бумагами).

  1.  по объектам воздействия: предложение денег и спрос на деньги;

Таким образом, центральный банк имеет в своём распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Характерной особенностью этих методов является то, что используются они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

  1.  гибкость, т.е. возможность манёвра в применении данного инструмента
  2.  возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции
  3.  скорость
  4.  соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность  отражает направленность деятельности  государства  на экономическую ситуацию в стране.

 Наибольшая эффективность достигается в случае использования всей совокупности экономических инструментов. При этом важен не только их набор, но и последовательность применения.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке;

- процентные ставки по операциям центрального банка;

- рефинансирование банков;

- операции банков на открытом рынке;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

Использование столь широкого спектра инструментов денежно-кредитного регулирования дает возможность Центральному банку России оказывать влияние на ликвидность банковского сектора, конъюнктуру валютно-финансового рынка, регулировать и выравнивать доходность операций с различными финансовыми инструментами.

Вопрос 4. Характеристика методов ДКП ЦБ

Инструментарий денежно-кредитной политики Банка России определен в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Рассмотрим отдельные методы и инструменты ДКП ЦБ РФ.  

Политика обязательного резервирования.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в 30-е годы в США.

Обязательные резервы один из основных инструментов осуществления денежно кредитной политики центрального банка  представляющий собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Изучить Положение ЦБ РФ от 29 марта 2004 г. № 255 - П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с последующими дополнениями и изменениями)

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерчески банков; во-вторых, оно является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и на основании норматива обязательных резервов, установленного центральным банком, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, и если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся недовзнос средств перечисляется платежным поручением. В случае, когда сумма ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, центральный банк на основании предоставленных ему сведений возвращает коммерческому банку излишне внесенную им сумму средств.

Совет директоров ЦБ принял решение о снижении нормативов обязательных резервов с 18 сентября 2008г.:
- по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ – с 5,5 до 1,5%;
- по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте – с 8,5 до 4,5%;
- по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте – с 6,0 до 2,0%.

При этом предусмотрено поэтапное увеличение каждого из установленных нормативов обязательных резервов – начиная с 1.02.2009 на 2% и начиная с 1.03.2009 на 2%, соответственно.

Начиная с 1 октября 2008 года коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышается с 0,55 до 0,6.

Процентная политика ЦБ РФ.

Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Важный инструмент денежно-кредитной политики учетная ставка центрального банка для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций. Схема переучета векселей центрального банка заключается в следующем. Коммерческий банк, получающий статус учетного от центрального банка, финансирует предприятие-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в центральный банк под заранее установленный процент.

Политика  рефинансирования коммерческих банков центральным банком используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитные рефинансирования различаются по: форме обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); срокам использования (краткосрочные - до несколько дней и средне срочные (до нескольких месяцев); методам предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы); целевому характеру (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные кредиты) это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг.

В соответствии с указанным решением с 18 сентября 2008 года установлены:

- процентная ставка по ломбардным кредитам на срок 1 календарный день, операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день и операциям "валютный своп" на срок 1 день (рублевая часть) в размере 8% годовых;
- минимальная процентная ставка по операциям ломбардного кредитования на аукционной основе на срок 2 недели в размере 7,5% годовых;
- процентная ставка по кредитам ЦБ, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ от 12 ноября 2007 года № 312-П на срок до 30 календарных дней включительно, в размере 9,5% годовых;
- процентная ставка по кредитам ЦБ, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ от 14 июля 2005 года № 273-П на срок до 90 календарных дней, в размере 7,5 процента годовых, на срок от 91 до 180 календарных дней – в размере 8,5% годовых.

Кроме того, повышены размеры поправочных коэффициентов ЦБ, используемых для расчета стоимости обеспечения ("нерыночных" активов) по кредитам ЦБ, предоставляемым в соответствии с Положением ЦБ от 14.07.2005 № 273-П и Положением ЦБ от 12.11.2007 № 312-П, на 0,2. Об этом сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России.

Операции на открытом рынке или политика открытого рынка.

Политикой открытого рынка называют операции купли-продажи центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, центральный банк ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредит со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т. е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой (операции РЕПО).

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и де нежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством: проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68044. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» 52 KB
  Вступительное слово Сегодня 3-Б класс приглашает вас на сказку. А о чем она подумайте сами. Не зря говорится: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Занавес раздвигается. Декорации – избушка с окошком. Из трубы дым идет. Вдали лес. Звучит музыка «В гостях у сказки».
68045. Монотипія «Світ комах» 184.5 KB
  Актуалізація опорних знань Діти сьогодні ми з вами здійснимо подорож до дивовижного світу найменших створінь природи світу комах. Яких комах ви знаєте Чим комахи відрізняються від інших істот Чим вони корисні та чим вони шкідливі Як слід ставитись до комах.
68046. Конфликт, конфликтные ситуации, компромисс 50 KB
  Цель: Изучить основные понятия: конфликт конфликтные ситуации компромисс; Ознакомить учащихся и родителей с разными стилями реагирования в конфликтных ситуациях; Учить применять навыки конструктивного решения конфликтов; Развивать в учениках способность к формированию собственных способов...
68048. Регіональний конкурс «Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» 36.5 KB
  Матеріал до підготовки: мікрофон музика книжкові виставки: Книги які знають усе Сучасна дитяча проза формуляри читачів 4 та 5 класів. Щоб дізнаємося які книги подобаються нашим конкурсантам ми заглянемо у їхні формуляри. Запитання для читачів: Яка книга залишила у твоїй пам’яті...
68049. Виховний захід: «Інформація» 173 KB
  Після того як перший учасник закінчив розповідь він займає місце в аудиторії слухачів. Визначте хто яке місце зайняв якщо відомо що Галя зайняла друге місце Наталя хоч і не стала переможцем але в призери попала а Віра програла Ані. Аня Віра Галя Наталя 1 місце 2 місце 3 місце...
68050. Конкурс кмітливих та винахідливих «Мій розпорядок дня» 36 KB
  - Heute haben wir Wiederholungsstunde zum Thema «Unser Tageslauf». - Sagt, an welchem Thema haben wir gearbeitet? - Woruber haben wir zu diesem Thema gesprochen? - An welchem grammatischen Stoff haben wir in dieserZeit gearbeitet (Perfekt)?
68051. Конкурс юних філологів (сценарій виховного заходу для учнів 8 класу) 54.5 KB
  Наша мова найважливіша частина не лишень нашої поведінки а й нашої особистості нашої душі розуму Сьогодні тут зібралися справжні українці шанувальники мови знавці рідного слова. Сьогодні я пропоную вам демонструючи свої знання з мови ще й зібрати з нашого незвичайного фруктового дерева...
68052. “Птахи - наші вірні друзі.” Зустрічаємо птахів 77.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про світ птахів вчити дітей вдумливо дбайливо ставитися до навколишнього середовища замислюватися над наслідками своїх дій. Виховувати любов до природи бажання оберігати птахів інтерес до усної народної творчості.