5273

Коммерческие банки

Контрольная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Коммерческие банки Коммерческий банк: сущность, функции, классификация Типовая структура коммерческих банков Операции коммерческого банка. Введение Итак, банк — это предприятие, но предприятие особого рода. Если в деятельности...

Русский

2012-12-06

52.58 KB

65 чел.

Коммерческие банки

  1.  Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
  2.  Типовая структура коммерческих банков
  3.  Операции коммерческого банка.

Введение

Итак, банк — это предприятие, но предприятие особого рода. Если в деятельности обычного предприятия деньги выполняют главным образом роль средства платежа, то в банковской деятельности сами деньги выступают в роли товара. Эта особенность банковского предприятия делает его настолько своеобразным, что она объективно нуждается в специальном правовом регулировании, отличным от общего законодательства о предприятиях. Такое регулирование осуществляется на основе закондательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

По характеру, форме и специфическим особенностям исполняемых функций банки можно разделить на два типа: центральные банки и коммерческие банки.

Центральные банки ведущее звено банковской системы, которые функционируют с целью укрепления национальных банковской и денежной систем, обеспечения устойчивости национальной валюты и ее валютного курса, организации системы расчетов. Центральные банки обладают монопольным правом эмиссии наличных и безналичных денег.

Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы.

Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация

Коммерческие банки непосредственно осуществляют обслуживание юридических и физических лиц с целью извлечения прибыли посредством проведения банковских операций. Коммерческие банки могут проводить эмиссию безналичных кредитных денег.

Они являются самостоятельными субъектами экономики.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ о банках и банковской деятельности банк – это кредитная организация, являющаяся юридическим лицом, которому на основании лицензии (разрешения) Центрального банка РФ предоставлено право осуществлять в совокупности банковские операции с целью извлечения прибыли.

По вопросу о принципах деятельности коммерческих банков в экономической литературе нет единой точки зрения. Но разнообразие предлагаемых принципов зачастую связано с тем, что рассматриваются принципы разных понятий: банковской деятельности, организации деятельности, организации управления банком и т.д.

Так, к принципам общего типа, определяющим конституционный статус субъектов банковской деятельности как вида предпринимательства, можно отнести следующие общие начала банковского права:

  1.  принцип защиты собственности;
  2.  принцип регламентируемой (ограниченной) свободы банковской деятельности

Так, применительно к специальной правоспособности банков законодательство установило следующие правила:

1) исключительное право банков на осуществление банковских операций, включая сберегательные, которое выражается в запрете всем другим предприятиям совершать указанные операции. Другие кредитные учреждения вправе совершать отдельные банковские операции на основании лицензии Банка России, за исключением сберегательных;

2) принудительная специализация банков, которая выражается в запрете им заниматься деятельностью в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования, за исключением страхования валютного и кредитного риска;

  1.  принцип поощрения конкуренции и ограничения монополизации;
  2.  принцип ведения банковской деятельности в рамках единого в масштабах страны экономического и правового пространства;
  3.  принцип паритета интересов всех субъектов банковского права

Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми должен руководствоваться банк в процессе создания своего продукта. К ним относятся:

  1.  принцип ориентации на запросы клиентов;
  2.  принцип взаимной заинтересованности банка и клиентов. Ориентируясь на потребности клиента, руководствуясь правилом «все для клиента», будучи в этом смысле зависимыми от клиентов, банки вступают во взаимоотношения с ними только при наличии взаимной заинтересованности.

Давая советы банкирам, секретарь казначейства (фактически министр финансов США) в декабре 1863 г. призывал: «Относитесь к своим клиентам любезно, помня, что банк процветает тогда, когда процветают его клиенты, но никогда не позволяйте им определять свою политику».

  1.  принцип рациональной деятельности;
  2.  принцип договорных отношений.

Важнейшей частью банковской деятельности являются этические принципы банковского дела, сформулированные Ассоциацией российских банков и отраженные в Кодексе этических принципов банковского дела, принятом на Съезде российских банков в 2002 году. Кодекс содержит важнейшие этические принципы и нормы, которыми банки обязуются руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Кроме того в экономической литературе выделяют принципы организации управления банком (принцип соответствия поставленным целям, принцип иерархии властных полномочий подразделений, принцип обеспечения совместных и координированных действий, принцип рационализации управления, обеспечения контроля, регламентации деятельности персонала и другие принципы)

В учебном пособии Сергина А.М. выделены такие принципы, на которые  опирается коммерческий банк в своей деятельности, как

- прибыльность хозяйствования -  поскольку   банк   является коммерческим предприятием, в   его основе лежит получение прибыли, которая в общем виде определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами;

- спекулятивный принцип - банк старается дешевле купить ресурсы и дороже их продать, поэтому проценты по вкладам всегда ниже, чем по кредитам, курс покупки валюты ниже курса продажи, курс покупки ценной бумаги ниже курса ее продажи;

- максимальное использование всех ресурсов - помимо проведения  основных операций  привлечения денежных средств и кредитования,   банк  старается  увеличить  прибыль  за  счет осуществления   дополнительных   операций,   мобилизуя   все усилия для получения максимальной прибыли;

- риск ради прибыли - банк рискует как собственным, так и привлеченным капиталом, поэтому он стремится увеличить собственный капитал,  чтобы можно было расширить свою деятельность и проводить больше рисковых операций, приносящих прибыль;

-  все для клиента - банк знает, что, чем больше у него будет клиентов, тем больше денежных средств он сможет привлечь и разместить и соответственно получить большую прибыль, поэтому проводит активную работу по привлечению клиентов;

- принцип взаимной заинтересованности с партнерами - банки между собой не только конкурируют, но и стараются поддерживать хорошие отношения, что позволяет сократить издержки, повысить финансовую устойчивость. Этому служат развитая система корреспондентских счетов, система межбанковского кредитования, ведение  кредитных  историй клиентов;

- привлечение в качестве клиентов всех членов семьи, которые впоследствии не только не покинут этот банк, но и увеличат клиентскую базу за счет своих детей, внуков, родственников, друзей и т.д. («домашний» банк); это происходит либо по месту работы, либо по месту жительства.

Принципы, специфичные для организации деятельности банков: 

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т. п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения - торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них спекулятивных операций). Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжение своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений спецбанков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), Т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Роль, место и значение банковского капитала в экономике непосредственно определяются следующими функциями, выполняемыми банками.

В экономической литературе нет единой точки зрения и на функции коммерческих банков. Мы выделим функции КБ с учетом общей трактовки функций банков, как элементов банковской системы.

Банки, как элементы банковской системы (т.е. без конкретизации какие банки – ЦБ или коммерческие), выполняют три функции:

  1.  функция аккумуляции средств;
  2.  функция регулирования денежного оборота.
  3.  Посредническая функция

В соответствии с этой трактовкой ЦБ выполняет функции:

  1.  регулирующую;
  2.  контролирующую;
  3.  обслуживающую функцию

Коммерческие банки также выполняют три функции:

1)  Функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств - является одной из важнейших. Коммерческим банкам принадлежит ведущая  роль в  привлечении  свободных денежных средств всех экономических агентов, т.е. населения, предприятий и государства, и превращения их в капитал с целью получения прибыли. Выполняя функцию привлечения денежных средств, банки выступают в качестве заемщиков (дебиторов). Аккумулируя значительные денежные средства, банки не хранят у себя деньги, а превращают их в капитал, вкладывая их в экономику, предоставляя кредиты и приобретая ценные бумаги.

Некоторые экономисты выделяют функцию «стимулирование накоплений в хозяйстве», но она лежит в основе названной функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, находится в рамках данной функции.

2) функция регулирования денежного оборота. Банки выпускают чеки, векселя, пластиковые карточки, создают деньги в безналичной форме в виде банковских депозитов, проводят платежные операции. Это позволяет регулировать денежный оборот, делать его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов. (В рамки данной функции укладываются выделяемые  экономистами  такие функции как «функция создания платежных средств»).

3) посредническая функция – банки осуществляют посредничество в платежах; посредничество в кредите; посредничество в операциях с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями, посредничество в предоставлении финансовых услуг.

Не смотря на единство экономических основ, на практике функционирует многообразие коммерческих банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

Виды коммерческих банков и их характеристика

[1] По видам собственности:

  1.  Государственные;
  2.  Частные;
  3.  Смешанные.

[2] По организационно-правовым формам:

  1.  Акционерные;
  2.  Общества с ограниченной ответственностью
  3.  и т.д.

[3] По территории:

  1.  Республиканские;
  2.  Региональные (либо земельные–в ФРГ, кантональные–в Швейцарии);
  3.  Межрегиональные;
  4.  Местные;

[4] По степени независимости:

  1.  Самостоятельные;
  2.  Дочерние;
  3.  Сателлиты (полностью зависимые);
  4.  Уполномоченные (банки-агенты);
  5.  Связанные (участвующие в капитале друг друга).

[5] По наличию филиалов:

  1.  С филиалами;
  2.  Без филиалов.

[6] По степени диверсификации капитала:

  1.  Однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями);
  2.  Многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

[7] По видам осуществляемых операций:

  1.  Специализированные:
  2.  Собственно депозитные банки;
  3.  Инвестиционные банки;
  4.  Ипотечные банки.
  5.  Сберегательные;
  6.  Экспортно-импортные.;
  7.  Биржевые (расчетные банки при биржах);
  8.  и т.д.
  9.  Универсальные.

[8] По объему капитала:

  1.  Крупные (уставной капитал свыше 20 млрд. руб.*);
  2.  Средние (уставной капитал с 5млрд. руб. до 20 млрд. руб. *);
  3.  Мелкие (уставной капитал до 5 млрд. руб. *).

* с позиций Центрального банка России

Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков

Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений кредитной организации. При формировании структуры управления используются следующие принципы организации управления банком: принцип соответствия поставленным целям, принцип иерархии властных полномочий подразделений, принцип обеспечения совместных и координированных действий, принцип рационализации управления, обеспечения контроля, регламентации деятельности персонала и другие принципы.

Независимо от вида каждый банк имеет обязательный для всех набор определенных блоков управления. В числе таких блоков: Совет банка,  Правление (Совет директоров), блок общих вопросов управления, блок коммерческой деятельности, финансовый блок, блок автоматизации и административный блок.

В Совет банка, как правило, входят его учредители. Число учредителей и пайщиков у многих банков довольно значительно, иногда достигает нескольких десятков. Преимущественной формой собственности для банков в мировой практике является акционерная форма собственности, где как учредителями, так и акционерами являются юридические и физические лица. Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банка, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка. В Правление могут входить (или возглавлять его) также лица, владеющие полностью либо частично данной кредитной организацией.

В блок общих вопросов управления входит организация планирования, прогнозирования деятельности банка, подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формировании уставного капитала, планировании деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическом обеспечении.

Коммерческая деятельность (четвертый блок) охватывает организацию различных банковских услуг - кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот блок является центральным звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.

Кредитное управление осуществляет всю работу по формированию кредитного портфеля, кредитованию клиентов, контролю за обеспеченностью ссуд, контролю кредитной деятельности филиалов, анализу кредитных операций и их методическому обеспечению.

Банки, однако, зарабатывают не только на выдаче кредита и получении платы от клиентов за его использование. Среди банковских услуг заметное место занимают расчетные операции, за осуществление которых банки получают комиссию. Организацию работы банка в сфере расчетов выполняет операционное управление. Основной функцией его работников является обслуживание клиентов, которое заключается в приеме от юридических и физических лиц платежных документов на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков и последующем зачислении по ним денег на счета клиентов; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам правильного заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и Т.п.

В составе коммерческого блока находится и отдел (управление) по операциям банка с ценными бумагами, который осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, что позволяет банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение. К сожалению, в связи со слабым развитием рынка ценных бумаг данная операция в российских банках не получила широкого развития.

Особенность структуры российских коммерческих банков заключается и в том, что в составе их коммерческого блока в силу неразвитости банковских услуг также отсутствуют специальные отделы по международным кредитно-расчетным операциям, операциям по управлению имуществом клиентов, по оказанию услуг населению и др.

Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входит: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, касса. В некоторых случаях к данному блоку относят и отдел инкассации (в тех банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег).

Блок автоматизации также является обязательным элементом структуры коммерческого банка. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средств, электронных машин, и, соответственно, особый технический блок, обеспечивающий электронную обработку данных.

Административный блок включает отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определенные должности, повышение квалификации работников кредитной организации, прием, продвижение по службе и увольнение персонала, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его хозяйственных и социальных потребностей и Т.П.

Представленная структура является наиболее общей, обеспечивающей организацию банковской деятельности. Однако непосредственная структура банка может включать и иные подразделения, строиться по различным принципам, отражающим специфику каждой конкретной банковской организации. На структуру аппарата управления коммерческого банка влияют такие факторы, как: размер банка и численность персонала; квалификация персонала; уровень универсализации или специализации банка; необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала.

Вопрос 3. Операции коммерческого банка.

Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.

Результатом банковской деятельности является банковский продукт, как продукт коллективного труда банковского персонала в целом. Данный продукт свойствен только для банков. Ни один другой экономический субъект платежные средства не эмитирует, это делает только банк. Банковский продукт обладает рядом отличительных особенностей и носит в основном нематериальный характер.

Банковский продукт создается на определенных направлениях деятельности.

На традиционном направлении продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции.

На дополнительных направлениях можно назвать такие банковские продукты, как инкассация, конвертация валюты, перевоз документов.

На нетрадиционных направлениях деятельности можно выделить факторинг, форфейтинг, гарантии, хранение ценностей, консультирование и др.

Каждому продукту соответствует услуга, которая представляет собой процесс создания банковского продукта. Услугами являются кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др.

Услуга предполагает осуществление операций. Банковской услугой является одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента. Услуги коммерческих банков означают проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату.

К основным характеристикам банковской услуги относятся: нематериальная сущность; продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляют банкиры; проведение банковских операций и оказание услуг регламентируется в законодательном порядке; создатель новой банковской услуги не имеет авторских прав: система предоставления банковских операций и услуг интегрирована, поскольку банки выполняют их в комплексе, как набор банковских операций и услуг.

Операция – это конкретный вид действий по созданию продукта.

Любая банковская операция представляет собой одну или несколько гражданско-правовых сделок. Как правило, в понятие банковской операции включаются не только юридически значимые, но и целый ряд фактических действий, связанных с бухгалтерским оформлением таких сделок.

Коммерческие банки вправе совершать три группы, сделок:

  1.  банковские операции, которые составляют непосредственный предмет деятельности (первая группа сделок);
  2.  сделки, которые имеют вспомогательное значение и служат для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка (закупка бумаги, аренда помещения и т. п.) (вторая группа сделок);
  3.  а также ряд других небанковских сделок, не запрещенных законом, но не включаемых во вторую группу (например, учреждение других предприятий и организаций) (третья группа сделок).

Для осуществления банковских операций требуется лицензия Банка России (ст. 11 Закона о банковской деятельности). Для осуществления второй и третьей групп сделок, совершаемых коммерческими банками, лицензии не требуется.

Вновь созданному банку могут быть выданы 3 вида лицензий. 

I. Лицензия на ведение банковских операций в рублях без права привлечения во вклады денег физических лиц.

2. Лицензия на ведение банковских операций в рублях и иностранных валютах без права привлечения во вклады денег физических лиц. При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками.

3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

Лицензии банка, расширяющего свою деятельность.

Банк, желающий расширять свою деятельность, должен получить дополнительные лицензии, для чего ему необходимо: а) быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым; б) выполнять резервные требования Банка России; в) не иметь долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами; г) иметь адекватную организационную структуру, в том числе службу внутреннего контроля; д) иметь сотрудников, отвечающих квалификационным требованиям Банка России; е) соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для ведения банковских операций.

Если эти условия соблюдаются, то действующему банку для расширения его деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:

  1.  на ведение банковских операций в рублях и иностранных валютах (если до этого банк имел только лицензию вида 1);
  2.  на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (если банк до этого не получил такую лицензию отдельно или одновременно с лицензией вида 2). Как и в случае с вновь создаваемым банком, данная лицензия может быть выдана действующему банку при наличии или одновременно с лицензией вида 2;
  3.   Лицензия на привлечение во вклады денег (рублей) физических лиц. Данная лицензия могла быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет!;
  4.  Лицензия на привлечение во вклады денег физических лиц (рублей и иностранных валют). Такая лицензия могла быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее 2х лет, при наличии у него лицензии вида 2 или одновременно с ней;
  5. генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, имеющему перечисленные выше лицензии на ведение всех банковских операций в рублях и иностранных валютах и выполняющему установленные Банком России требования к размеру собственного капитала. Наличие лицензии вида 3 не является обязательным условием получения генеральной лицензии. Только банк с генеральной лицензией может (дополнительно к правам, предоставляемым в лицензиях 1-5) открывать дочернюю организацию и/или филиал на территории иностранного государства.

Типовые банковские операции можно классифицировать следующим образом:

  1.  пассивные операции;
  2.  активные операции;
  3.  комиссионно-посреднические операции:
  4.  Посреднические операции;
  5.  Доверительные операции.

Пассивные операции – это операции по привлечению (мобилизации) денежных средств, которые являются основой дальнейшей банковской деятельности.

Для коммерческого банка проведение пассивных операций является первичным по отношению к активным, так как монопольное право эмиссии принадлежит центральным банкам.

Выделяют четыре формы пассивных операций банков.

1. Операции формирования и увеличения уставного капитала банка;

2. Операции формирования прибыли, фондов банков;

3. Депозитные операции банка - привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты) на банковские счета;

4. Недепозитные (внедепозитные) операции - эмиссия собственных ценных бумаг, привлечение межбанковских кредитов.

В результате первой и второй форм пассивных операций формируется собственный капитал. Третья и четвертая формы пассивных операций формируют заемный капитал коммерческого банка, при этом третья форма пассивных операций образует привлеченные средства, а четвертая форма – заемные средства.

Активные операции банков – это операции по размещению привлеченных денежных средств с целью получения дохода. К активным операциям относятся весьма разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая их, обеспечивает клиенту возможность получения необходимых ему средств, а себе – получение доходов, прибыли. Это достигается разными способами: либо банк предоставляет клиенту средства по кредитному договору, либо покупает у него долговое требование к третьему лицу или к третьим лицам (учетная или дисконтная операция).

Структура активов КБ – соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу.

Качество активов банка определяется целесообразной структурой его активов, ликвидностью,  объёмом рисковых активов, доходностью, объёмом критических и неполноценных активов.

Активы КБ можно разделить на 5 категории: 1) денежные средства, кассовая наличность и приравненные к ней средства (денежный капитал); 2) инвестиции в ценные бумаги (фиктивный капитал); 3) ссуды; 4) здания и оборудование (капитализированные средства); 5) дебиторская задолженность и прочие активы (иммобилизованные средства).

Посреднические услуги банков – это услуги, оказываемые от имени и по поручению клиентов. Доходы от подобных операций формируются за счет получаемой банками комиссии, что позволяет называть посреднические услуги комиссионными услугами.

Посреднические услуги включают в себя:

  1.  Расчетно-кассовые обслуживание, включая валютный контроль, инкассацию, пластиковые карты;
  2.  Брокерские обслуживание;
  3.  Консалтинг и финансовый анализ;
  4.  Хранение ценностей и тому подобное.

Доверительные (трастовые) услуги банков – операции по управлению активами клиентов от своего имени по их поручению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72227. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности 164 KB
  Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.
72228. Особенности правления Бориса Годунова 25.5 KB
  Абсолютизм в России характеристика российского абсолютизма становление абсолютизма в России просвещенный абсолютизм признаки кризиса империи Абсолютная монархия – это разновидность монархической формы правления при которой вся полнота власти юридически и фактически находится в руках монарха.
72230. Цепи поставок как интегрированные образования 173.5 KB
  Цепи поставок как интегрированные образования Ускорение темпов экономического развития в значительной степени объясняемое развитием информационных маркетинговых и логистических технологий обусловило смену субъекта конкуренции в рамках большинства видов экономической деятельности.
72231. Методи і прийоми навчання співу 38 KB
  Аналіз жанру змісту форми характеру темпу динаміки пісні. Повторне прослуховування пісні з попереднім запитанням На етапі розучування застосовується: Коротка вступна бесіда з використанням наочності. Виразне виконання першого куплету пісні.
72232. ИСТОРИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 254.5 KB
  История развития знаний о психике животных и происхождении психики человека неразрывно связана с историей всей психологической науки поскольку зоопсихология и сравнительная психология решают фундаментальные психологические проблемы: определение психики ее возникновение и развитие в эволюции...
72233. Избирательная система Республики Казахстан 96 KB
  Цель лекции: ознакомить студентов с отношениями, возникающими при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также с гарантиями, обеспечивающими свободу волеизъявления граждан Республики.
72234. Административное право Республики Казахстан 159 KB
  Административное право являясь профилирующей фундаментальной отраслью составным эвеном системы права Республики Казахстан выступает гораздо большим явлением чем обычная форма реализации воли исполнительной власти. Административное право безусловно должно ограничить свои действия сферой...
72235. Государственное управление Республики Казахстан 44 KB
  Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.