52740

Компетентностный подход к формированию личности средствами проектных технологий

Научная статья

Педагогика и дидактика

Использование проектного метода делает студента самостоятельным приспособленным к жизни умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях способствует развитию познавательных творческих навыков умений самостоятельно конструировать свои знания умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления навыков информационной деятельности. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний умений навыков и отношений соответствующих определенному содержанию...

Русский

2014-03-26

470.5 KB

0 чел.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ГІРНИЧО-ЕЛЕКТРОМЕХАНІЧНИЙ ТЕХНІКУМ

ДВНЗ «КРИВОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ»

(із досвіду роботи)

Автор

Неводник Людмила Олександрівна,

викладач біології та екології,

спеціаліст вищої кваліфікаційної категорії,

викладач-методист

Кривий Ріг

2011

Аннотация:

Компетентностный подход к формированию личности

средствами проектных технологий  

Формирование ключевых компетентностей студентов является важнейшим фактором развития профессиональных качеств будущих специалистов. При этом компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее эффективным средством развития компетентностей является использование метода проектов как на уроках, так и во внеурочное время. Использование проектного метода делает студента самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности.

Автор делится опытом применения проектной технологи при изучении предметов естественнонаучного цикла на уроках и во внеурочной работе.


В связи с активным вхождением Украины в европейское социально-экономическое пространство, кардинальным преобразованием всех структур общества, высокими темпами развития современных технологий перед образованием встает задача поиска и внедрения новых подходов к обучению различным
дисциплинам, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям как реформируемого украинского общества, так и каждого человека.

Современное состояние образования также характеризуется радикальными изменениями, которые вызваны интеграцией украинской системы образования в мировую образовательную систему и участием Украины в Болонской конвенции. В документах, рассматривающих концепцию модернизации украинского образования, среди основных требований современного развивающегося общества к выпускнику учебного заведения выделяются его готовность к сотрудничеству и способность самостоятельно принимать ответственные решения. Таким образом, прослеживается социальный заказ преимущественно на деятельно-творческий аспект образования.

Студенты сегодня должны быть готовы к участию в рынке труда, на котором они сменят место работы неоднократно, и поэтому они должны приобрести навыки, которые позволят им трансформироваться и приспосабливаться к условиям труда в разных отраслях, странах и культурах.

Комиссия ЮНЕСКО в своем докладе об образовании подчеркивает решающую роль образования не только в развитии личности на протяжении всей ее жизни, но также в развитии всего общества. Современное образование должно приобщить человека к миру науки, технологии и информации.

В свете этих требований все большую значимость приобретает обучение на основе компетентностного подхода. Такой подход нацелен на формирование компетентностей, которые связывают воедино приобретение теоретических знаний и практическое их использование при решении конкретных задач и проблемных ситуаций. При этом компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность.

Эксперты полагают, что результаты образования, выраженные на языке компетенций, позволят расширить их академическое и профессиональное признание, мобильность выпускников. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний, умений, навыков и отношений, соответствующих определенному содержанию деятельности.

Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание учебного предмета, его содержание, оценивание, использование образовательных технологий. Общеобразовательная подготовка в средних специальных учебных заведениях – это фундамент для освоения профессиональной образовательной программы.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой целью обучения студентов в техникуме является профессиональное развитие обучающихся, т.е. подготовка профессионала.

Результатами профессионального развития является сформированность следующих ключевых компетенций:

- социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, толерантность, социальная мобильность;

- коммуникативная компетенция – владение технологиями учебного и письменного общения, включая общение через Интернет;

- социально-информационная компетенция – владение информационными технологиями, критическое отношение к получаемой информации;

- когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

- специальная профессиональная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценка результатов своего труда. [1]

По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом [2]:

  •  чтение текстового материала – 10 %
  •  восприятие информации на слух – 20 %
  •  восприятие визуальной информации – 30 %
  •  сочетание визуальной и аудио информации – 50 %
  •  обсуждение информации с другими – 70 %
  •  данные, полученные на основе собственного опыта – 80 %
  •  объяснение учебного материала другому – 90 %.

Как показывает опыт, студенты 1 курса не владеют достаточным опытом самостоятельной работы, которая лежит в основе вузовского образования, и неспособны к полноценному сотрудничеству при выполнении совместной деятельности.

Введение же новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. При этом содержание и объём программ не претерпели существенных изменений, а само время – кибернетическая эпоха, в которую мы живем, − вносит свои коррективы, меняя представления о главном векторе развития специалиста, отводя значительное место формированию способностей к саморазвитию, самоорганизации, самоактуализации.

Специфичным для современного образования является и противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными  возможностями их усвоения человеком. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Студент теряет интерес к обучению.

Я же убеждена, что именно интерес при изучении любого предмета является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

Ещё одна проблема, с которой, я уверена, сталкиваются многие педагоги: даже студенты, старательно изучающие предмет не всегда умеют оперировать полученными знаниями, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по актуальным проблемам.

Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем, утрата интереса к обучению, инертность студентов на занятиях, боязнь отвечать устно, неумение применять полученные знания на практике заставило меня искать эффективные способы организации работы студентов по освоению предметов естественнонаучного цикла, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов.

Кроме того, работая со студентами  на уроках, во внеурочное время, я постоянно ощущала, что изученный материал как бы «повисает в воздухе» и требует какого-то дополнительного выхода. В поисках путей наиболее эффективного решения возникших проблем я пришла к методу проектов.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами групповой деятельности, в процессе ее осуществления студенты приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, с преподавателями. В проектной деятельности студентов приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед студентами в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Студент приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между учебными дисциплинами, сближая применение знаний с реальными жизненными ситуациями.

          Метод проектов применяется мною  более пяти лет. За годы работы по проектной технологии вместе со студентами было разработано много разнообразных проектов:

1. Учебные проекты

  •  «Генетика: благо чи зло людства?»
  •  «Клітина – цеглинка життя?»
  •  «Мій родовід»

2. Творческие прикладные проекты

   

3.Литературно-художественные проекты

4. Исследовательские проекты

5. Социальные проекты

      

В проектах доминирует творчески-информационная направленность, так как они имеют своей целью сбор информации по какой-либо проблеме, затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму - газету, коллаж, реферат, альбом, презентацию. Подготовка и защита проектов проводится на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа.

Например, изучение темы «Закономірності спадковості і мінливості» мы много лет завершаем проектом «Мій родовід». Это индивидуальный проект, выполняемый каждым студентом. Экспертная группа из нескольких человек готовит вопросы участникам проекта. При подведении итогов члены экспертной группы вручают каждому участнику памятные дипломы с надписью: «Самая большая семья», «Самая спортивная семья», «Самая веселая семья», прокомментировав свое решение.

        Изучая по экологии тему «Антропогенний вплив на біосферу», рассматриваем проблему загрязнения окружающей среды. Одним из видов физического загрязнения является электромагнитное загрязнение. Анализируя на уроке со студентами группы РПЗ-11 1/9 источники этого вида загрязнения в современном мире, развернулась дискуссия о вреде мобильных телефонов. Так возникла идея создания проекта, который получил название «Какова цена прогресса? Коммуникационное чудо - сотовый телефон». Этот проект является интегрированным. В результате работы над проектом студенты учатся грамотно отбирать и систематизировать информацию, вырабатывать личную точку зрения на  проблему, учатся рассматривать проблему с различных позиций, использовать систему аргументации в защиту своей точки зрения, смогут применить знания и навыки, полученные на уроках физики, биологии, информатики.

Для осуществления проекта группа была разделена на 5 микрогрупп – 5 исследовательских отделов. Каждый отдел должен изучить представленный объект – сотовый телефон, выработать и представить свою позицию по данному вопросу. Главная цель нашего исследования – всесторонне изучив объект, представить потребителям данного товара обобщенную информацию.

Отдел физических исследований изучает явление радиоволн в природе.

Отдел биологических исследований изучает влияние радиоволн на состояние флоры и фауны.

Отдел экологических исследований рассматривает, какой урон наносится природному сообществу при устройстве линий радиосвязи.

Статистики собирают данные о количестве мобильных телефонов на душу населения, о телефонах, имеющих максимальный показатель SAR. Оформляют  рекомендации по выбору безопасной модели телефона.

Медицинский отдел изучает влияние мобильных телефонов на здоровье человека. Вырабатывают рекомендации по безопасному использованию мобильников.

Отчет о работе отдела должен быть оформлен в виде текстового документа и презентации.

      Социальный проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» направлен на изучение проблемы бездомных животных в нашем городе, в Украине, в мире. В результате проекта студенты должны предложить пути улучшения сложившейся ситуации, что поможет им социализироваться, попробовать себя в роли ответственных и активных членов социума и получить навык принятия экологически оправданных решений.

В рамках проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» была создана команда зоозащитников «Клуб добрых сердец»

Мы провели серию воспитательных мероприятий среди студентов техникума: лекции «Красота без жестокости… и не только», «Без права на жизнь», выставку фотографий «Мы в ответе за тех, кого приручили»,

Подготовили социальную рекламу в защиту животных, в частности, разработали более 10 видов рекламных листовок и буклетов, которые распространили среди населения города.

Познакомились с общественной организацией «Наши друзья»,  организаторами приюта бездомных животных в Кривом Роге, и договорились о сотрудничестве.   

Нашли единомышленников среди простых жителей города, которые подкармливают, лечат, пристраивают бездомных животных.

Перешли к решительным шагам: один из членов клуба, Грудин Денис, приютил у себя дома щенка.

Данный проект в 2009-2010 учебном году был представлен на региональном конкурсе по экологии и удостоен 1 места.

        В работе со слабыми студентами и с целью экономии учебного времени можно  использовать и  малые проекты (на 1-2 урока). В своей работе я довольно часто прибегаю к работе с  синквейнами, коллажами, различными поделками из «мусора».

       Изучая предмет «Экология»,  мы разрабатываем  плакаты на самые актуальные экологические проблемы с соответствующими слоганами и подписями.

В курсе биологии предлагаю студентам составить антирекламу табака или алкоголя в рамках работы над темой «Індивідуальний розвиток організмів і їх поведінка».

        Работа над проектами позволяет сделать вывод о том, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении своему предмету, то эффективность будет высокой.

При использовании метода проектов существуют два результата.

Первый – это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей студента, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Второй результат – это сам выполненный проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели [4].

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы с источниками информации. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% студентов обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности студента в области решения проблем и коммуникации. 

Заключение.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием способности самостоятельно мыслить, навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Именно этим обусловлено широкое внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, и, в частности, метода проектов.

Именно этот метод позволяет формировать ценностные ориентиры студента, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Работая над проектом, студенты попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Проектное обучение стимулирует их усилия, оно личностно ориентировано. Студент становится субъектом, а не объектом образовательного процесса. Результат – повышение мотивации, формирование и развитие ключевых компетенций, повышение качества подготовки специалистов.

      

Список использованных источников

  1.  http://forum.aspu.ru/viewtopic.php?f=49&t=2289   Панфилова Е.  Э.  Использование метода проектов в формировании коммуникативной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования 
  2.  http://www.e-teech.narod.ru/  Обучающие программы и электронные учебники
  3.  http://forum.aspu.ru/viewtopic.php?f=49&t=2289  Алексеева Е.А Развитие учебно-познавательных компетенций с помощью метода проектов
  4.  http://ecsocman.hse.ru/text/16145591/ Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998.  № 3. С. 11-16. 
  5.  http://www.famous-scientists.ru/list/7414  Максимова, Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82249. Социальные и культурно- историческиеформы жизни:общее строение и иерархия уровней. Научные и вненаучные представления о формах жизни 41.6 KB
  Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Во всех этих случаях отчетливо обнаруживаются две основные методологические тенденции в объяснении природы человека: редукционистская сводящая природу человека либо к биологической либо напротив к социальной его стороне и целостная системная понимающая природу человека как единое...
82250. Время как параметр физических событий и время как мера становления человеческого бытия (общее условие осуществления жизни) 34.6 KB
  Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей общественных явлений отдельных личностей а также социальных процессов. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись так образ обратимого времени все возвращается на круги свои сменился на образ необратимого линейного времени время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему.
82251. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время 32.58 KB
  Социальное и культурноисторическое время. В наст вр отмечает Микешина происходит концептуальная революция наука вновь открывает для себя время. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени социсторическое время.
82252. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик 32.05 KB
  Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.
82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...