5275

Банковская система России

Контрольная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Банковская система России Этапы реформирования банковской системы России Тенденции и проблемы развития банковской системы России Структура современной банковской системы России Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы Росс...

Русский

2012-12-06

438 KB

36 чел.

Банковская система России

  1.  Этапы реформирования банковской системы России
    1.  Тенденции и проблемы развития банковской системы России
    2.  Структура современной банковской системы России

Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России

Современная банковская система РФ возникла в процессе поэтапного реформирования монобанковской системы периода существования СССР, состоящей из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы трудовых сберегательных касс.

Первый этап реформирования (1987-88 гг.) был связан с увеличением числа государственных банков, а именно была создана система, состоящая из крупных отраслевых специализированных банков СССР (Госбанк, Промстройбанк, Агропромбанк  Жилсоцбанк, Внешэкономбанк, Сберегательный банк), а также из новых коммерческих и кооперативных банков.

Второй этап реформирования (1988-1990) гг. ознаменован, прежде всего, тем, что с принятием 13 июля 1990 г. Верховным Советом России Постановления "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики" и 2 декабря 1990 г. Законов "О Центральном банке России" и "О банках и банковской деятельности на территории России" была создана правовая основа для формирования двухуровневой банковской системы. В принятых законах "О государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности" была определена структура банковской системы, состоящая из двух уровней: Госбанк СССР, центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР) и коммерческие банки. С принятием этого закона начался более интенсивно процесс организации коммерческих банков.

Третий этап реформирования (начало 90-х гг.) связан, прежде всего, с развалом СССР и возникновением отдельных государств. В результате этого появилась необходимость внесения изменений в ранее принятые законы, которые определили современную структуру банковской системы: Центральный банк РФ и коммерческие банки.

Либеральный и в значительной степени поощрительный подход Центрального банка РФ к образованию коммерческих банков в начале экономической реформы положил начало формированию сети коммерческих банков. Большинство коммерческих банков было создано путем преобразования филиалов и отделений бывших государственных специализированных банков (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк) в самостоятельные коммерческие банки. Исключение составил Сбербанк, который в основном сохранил свою филиальную сеть.

Немало новых банков возникло под эгидой министерств и ведомств (например, Промрадтехбанк, Морбанк, Авиабанк, Химбанк и др.). Создание таких банков позволяло контролировать движение внутриотраслевых финансовых потоков, обеспечивало контроль министерств и ведомств за предприятиями отрасли через расчетное обслуживание и кредитование, в том числе и за счет централизованных ресурсов.

Некоторые банки создавались предприятиями и организациями. Для предприятий–учредителей появилась возможность привлекать средства для собственных нужд. Как правило, значительная часть уставного капитала таких банков формировалось за счет средств самих предприятий.

В рамках третьего этапа реформирования банковской системы РФ можно выделить следующие периоды:

  1.  Банковский бум;
  2.  Квазистабилизация;
  3.  Системный банковский кризис;
  4.  Восстановление.

Первый период или "банковский бум" приходится на годы с высокими темпами инфляции (1992–1994 гг.). Для данного этапа свойственно резкое увеличение числа функционирующих банков. По данным Центрального банка России по состоянию на конец 1994 года число зарегистрированных банков превысило 2 600. Рост количества кредитных организаций и их филиалов продолжался до 1996 года, так как ему благоприятствовала высокая рентабельность банковских операций в условиях высокой инфляции и нестабильности на валютных рынках.

Второй период (1995-1997гг.) или квазистабилизация характеризуется:

  1.  Продолжающимся кризисом производства при относительном снижении темпов его падения, что является ситуацией "дна", а не восстановления;
  2.  Снижением темпов инфляции в результате проведения жесткой монетарной политики.

На протяжении всего второго этапа сохранялись признаки банковского кризиса. По данным Центрального банка России за этот период количество банков в России сократилось до 1 700, при этом только с января 1996 г. по июль 1997 г. прекратили свое существование свыше 510 коммерческих банков.

Одной из причин, обуславливающих сокращение числа банков, является естественный процесс концентрации банковских ресурсов. По данным Центрального банка России тенденция увеличения числа более крупных банков, поглощающих мелкие и средние, становится все более явно выраженной на фоне сокращения их общего количества.

Другой причиной стало значительное снижение эффективности и прибыльности банковских операций, что привело к миграции банковских активов на фондовый и валютный рынки страны.

В развитии банков и их филиальной сети в данный период проявились две противоположные тенденции. Первая тенденция отражала стремление крупных по размеру собственного капитала банков открывать филиалы за пределами места регистрации. Вторая тенденция состояла в том, что отдельные банки вынуждены были закрывать свои филиалы.

Сформированные в этот период крупные системообразующие банки представили собой основу формирующейся российской банковской системы.

Третий период (вторая половина 1998 г.) развития банковской системы России явился системным банковским кризисом или кризисом системообразующих банков.

В результате, по данным Центрального банка России, произошло уменьшение количества крупных системообразующих банков, среди которых оказались неплатежеспособными СБС-Агро, Инкомбанк, Менатеп, Российский кредит, ОНЭКСИМ–банк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк России, Империал, Нефтехимбанк и другие.

Основной причиной данного кризиса стал преимущественно фиктивный характер банковских операций, которые оказались оторванными от процессов реальной экономики, что привело к распространению кризиса финансовых рынков на банковскую систему в целом.

Кроме этого, существенными кризисными факторами стали низкое качество банковской системы, распыленность банковского капитала и наличие большого количества мелких и средних банков создало трудности в управлении, обеспечении устойчивости банковской системы России, повышении качества банковских услуг.

С конца 1998–начала 1999 года можно говорить о новом периоде функционирования банковской системы России – периоде восстановления, для которого характерны следующие основные моменты:

  1.  Оживление национальной экономики, начавшееся благодаря росту мировых цен на энергоносители и положительного эффекта девальвации;
  2.  Низкая доходность и активность торгов на финансовых рынках;
  3.  Общесистемный дефицит финансовых ресурсов и реструктуризация обязательств банков;
  4.  Концентрация банковского капитала и перераспределение сфер влияния (рынка банковских услуг) крупнейших банков, а также появление "новых" банков за счет ликвидных и доходных активов "старых" (Сбербанк РФ, Альфа-банк, МДМ, Автобанк, ГЛОБЭКС, ГУТА, Менатеп СПб, Росбанк);
  5.  Усиление государственного регулирования банковской деятельности.

Данный этап происходит на фоне повторяющихся «финансовых лихорадок» (например, один из последних - августа 2007 г.), связанных со сложностью привлечения внешнего финансирования в связи с проблемами с ликвидностью на международных рынках, в основе которых мировой финансовый кризис, углубленный ипотечным кризисом в США. В экономической литературе этот этап характеризуется и как этап  относительной финансовой стабилизации.

Основная проблема данного периода – значительный разрыв между краткосрочными привлекаемыми ресурсами и долгосрочными потребностями экономики в финансовых ресурсах, которая может быть решена не только за счет собственных средств коммерческих банков, но и за счет усиления регулирующей роли Центрального банка России с целью соблюдения интересов национальной денежно–кредитной политики.

Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России

 

Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. В них закреплены основные принципы организации банковской системы России: 

1) Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций Банка России и всех остальных банков.

2) Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории России банки имеют универсальные функциональные возможности.

Для банковской системы России характерны высокие темпы развития. Мировая банковская история не знает аналогов тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет с 1781-1860 гг. В дальнейшем (прежде всего в условиях банковского кризиса) произошло уменьшение количества банков почти в 2 раза. Но высокие темпы развития сохранились: прирост активов банковской системы в 2005 г. составил 36,6%, в 2006 г. – 44,1%, в 2007 г. – 44%. Но при этом по своим масштабам  банковская система значительно уступает банковским систем развитых стран и необходимо ее дальнейшее развитие.

Основные тенденции развития банковской системы России определены «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.»

Основными целями были признаны следующие:

- укрепление устойчивости банковского сектора,  исключающее   возможность   возникновения   системных   банковских кризисов;

- повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике и др.

Выполнение данных целей должно позволить Правительству и Банку России в 2009-2015 г.г.  эффективно проводить политику защиты интересов российских банков на международной арене.

В числе практических задач достижения намеченных целей:

  •  укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций;
    •  выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций;
    •  повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала;
    •  расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий;
    •  усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики;
    •  развитие конкурентных начал в деятельности кредитных организаций.

Основная задача на сегодняшний день состоит в обеспечении долгосрочной устойчивости банковской системы.

В стабильной банковской системе заинтересован не только Центральный банк России, но и коммерческие банки, так как это создает предпосылки для их взаимодействия. Направления такого взаимодействия в современных условиях переходной экономики России были определены в документе Центрального банка России "Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования банковской сферы". В данном документе были отмечены следующие основные элементы системы регулирования:

  1.  Гармоничное сочетание прямого регулирования со стороны Центрального банка России, самоорганизации и самоограничений банков;
  2.  Наличие межбанковских институтов по управлению кризисными банками, которые позволяли бы совместными мерами предотвращать цепочки неплатежей и поддерживать стабильность всей финансовой системы (создание системы страхования вкладов населения);
  3.  Создание общенациональной системы анализа и оценки платежеспособности заемщиков (системы бюро кредитных историй);
  4.  Разработка принципов установления взаимных корреспондентских отношений с целью снижения системных рисков в банковской сфере.

Ключевыми недостатками современной банковской системы России, которые приводят к ее несоответствию масштабам и потребностям национальной экономики в целом и которые должны быть устранены в ходе ее реструктуризации, являются:

  1.  Низкий уровень капитализации в большинстве российских банков – по данным Центрального банка России совокупный размер собственного капитала российских банков на 01.01.2008 составляет около 2,437 триллиона рублей или около 97,5 млрд. долларов США, что соизмеримо с капиталом одного крупного иностранного банка, например, таких как немецкий Deutsche Bank, японский Mitsubishi Bank. Доля собственных средств кредитных организаций России в ВВП на 1.01.2008 г. составила 8,1 % (на 1.01.2007 г. – 6,3%). Рост очевиден, но при этом этот показатель в Германии равен 16,8%, во Франции и в Англии – 28,5%.
  2.  Незначительные, в сравнении с банковскими системами развитых стран, объемы ресурсов и активных операций банков. Доля объема активов российской банковской системы в ВВП не превышает 61%, тогда как в большинстве ведущих стран мира указанное соотношение достигает 200-300%. Это свидетельствует об относительной еще слабости российской банковской системы, ограниченных возможностях кредитования реального сектора экономики, необходимости защиты государством российского банковского сектора от конкуренции иностранных банков на национальном рынке банковских услуг.
  3.  Несбалансированная структура банковских ресурсов и банковских активов;
  4.  Наличие значительного числа малых и средних банков – высокий уровень концентрации капитала и банковских операций. Так, около 85% банков имеют среднюю величину активов от 0,05 до 0,6 млрд.руб. и 1,6% - от 51 до 370 млрд.руб. Доля пяти крупнейших госбанков1 в общих активах банковского сектора за последние полтора года фактически не изменилась и по-прежнему составляет около 44%.У всего лишь 200 наиболее крупных банков (из 1200) сконцентрировано 89,6% всех активов банковской системы России. Соответственно, у оставшихся 1000 банков страны сосредоточено всего лишь 10,4% активов банковской системы.
  5.  Проблема доступности банковских услуг в регионах (неравномерность географического размещения банков по стране). По данным Ассоциации российских банков в настоящее время в России на 100 тыс. человек приходится менее 14 точек банковского обслуживания, в то время как этот показатель составляет 33,2, во Франции – 43,8, в Италии – 56,5, Германии – 58.
  6.  Низкая эффективность использования банковских ресурсов.

Вопрос 3. Структура современной банковской системы России

Банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

Банк России;

Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы. Агентство - это государственная корпорация;

Отечественные коммерческие банки и небанковские кредитные организации (НКО);

Филиалы и иные территориально удаленные подразделения Отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

Зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;

Российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

Действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

Действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Центральный банк России (ЦБР). Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

Функции и полномочия Центрального банка России (Банка России) регламентируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым целями деятельности Банка России являются:

  1.  Защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2.  Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  3.  Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Особо отмечается, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБР:

  •  утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;
  •  взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;
  •  утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;
  •  принятие решений:
    а) о величине резервных требований;
    б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;
    в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;
    г) об определении лимитов на открытом рынке;
    д) об участии в деятельности международных организаций;
    е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;
    ж) о контроле над объемом денежной массы;
    з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт своей прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения, порядок формирования определяет Совет директоров.

ЦБР выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежного кредитного обращения. Государственная Дума и Президент РФ контролируют деятельность ЦБР и принимают участие с правом совещательного голоса в совете директоров.

ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.

Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.

Институциональные характеристики банковского сектора

 

Таблица 1.

Количественные характеристики кредитных организаций России (едuнuц)

Показатель

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.07.08

1.08.08

Зарегистрировано кредитных организаций

1409

1345

1296

1258

1253

Банком России и другими органами

Действующие кредитные организации

(кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций)

1253

1189

1136

1125

1124

Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций

154

155

157

129

124

Кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление операций в иностранной валюте

827

803

754

747

745

Кредитные организации, имеющие генеральные лицензии

301

287

300

302

303

Таблица 2

Размещение действующих кредитных организаций (КО) по федеральным округам

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.07.08

1.08.08

кол-во

в %к

кол-во

в %к

Кол-во

в %к

кол-во

в %к

кол-во

в %к

КО,

итогу

КО,

итогу

КО,

итогу

КО,

итогу

ко,

итогу

единиц

единиц

единиц

единиц

единиц

Центральный федеральный округ

714

57,0

673

56,6

632

55,6

627

55,7

627

55,8

в том числе г. Москва и

646

51,6

607

51,1

568

50,0

563

50,0

563

50,1

Московская область

Северо-западный федеральный

84

6,7

80

6,7

81

7,1

81

7,2

81

7,2

округ

Южный федеральный округ

128

10,2

124

10,4

118

10,4

117

10,4

116

10,3

Приволжский федеральный округ

146

11,7

139

11,7

134

11,8

133

11,8

133

11,8

Уральский федеральный округ

67

5,3

65

5,5

63

5,5

62

5,5

62

5,5

Сибирский федеральный округ

71

5,7

68

5,7

68

6,0

67

6,0

67

6,0

Дальневосточный федеральный округ

43

3,4

40

3,4

40

3,5

38

3,4

38

3,4

Российская Федерация

1253

100,0

1189

100,0

1136

100

1125

100,0

1124

100,0

Т а б л и ц а 3

Динамика состояния банковского сектора российской экономики   (в % к ВВП)

Показатели

1 янввря

1 января

1 января

1 января

1 января

1 января

1 янввря

1999 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Активы

39,8

32,9

38,3

42,3

42,6

52,3

61,4

Кредиты и прочие разме-

11,4

9,2

14,7

17,1

18,8

35,1

43,2

размещенные средства, предос-

предоставленные нефНШIIIСОВЫМ

предприятиям и органи-

зациям

В том числе в % к сово-

28,5

28,0

38,4

40,5

44,1

67,2

70,5

купным активам банков-

ской системы

Пассивы

39,8

32,9

38,3

42,3

42,6

52,3

61,4

Собственные средства

2,9

3,5

5,4

6,2

5,7

6,3

8,1

Средства предприятий и

10,7

9,7

10,1

10,5

11,9

17,0

20,5

организаций

Депозиты населения

7,6

6,2

9,5

11,5

11,8

14,1

15,6

ВВП, млрд. руб.

4823

7306

13243

17048

21625

26883

32989


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72490. Введение лекарственных средств 79 KB
  Перед инъекцией кожу протирают стерильным шариком смоченным 70 раствором спирта левой рукой собирают ее в складку треугольной формы основанием вниз правой рукой берут шприц и придерживая иглу и поршень быстрым движением вкладывают иглу в основании треугольника под углом 45 на глубину 12 см.
72491. ПМП при острых заболеваниях брюшной полости, почечной колике 92 KB
  Возникает рвота кишечным содержимым имеющим неприятный каловый запах. Местный перитонит возникает при отграничении участка воспаления спайками петлями кишечника; локализуется вблизи источника воспаления желчный пузырь червеобразный отросток. Возникает в результате воспалительных процессов в матке или придатках.
72492. Раны. Кровотечения 101.5 KB
  Рана – механическое нарушение целостности кожи, слизистых оболочек с повреждением глубинных тканей. Основные признаки раны: боль – наиболее выражена в местах с наибольшим количеством нервных окончаний (кончиках пальцев, надкостница, плевра). кровотечение – абсолютный признак раны.
72493. Первая медицинская помощь при травмах 79 KB
  Травма (от греч. trаuma — рана) — повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное механическими или иными воздействиями (например, вывихи, растяжения, переломы). Травматология – наука о травмах и их лечении.
72494. Упражнение в свободе 69 KB
  Это не расхожая мораль: поблудил покайся вернись; или слезная история возвращения неузнанного сына столь любезная чувствительным сирийцам дар слезный в противовес египетской памяти смертной а что-то совершенно поразительное: поражающее как молния – аз есмь Этот опыт себя в истории философии и в жизни...
72495. Філософсько-теоретичні основи історії української культури 56.5 KB
  У середні віки набуває поширення комплекс значень згаданого слова, згідно з яким культура стала асоціюватися з міським укладом життя, а пізніше, в епоху Відродження, — з досконалістю людини. Нарешті, у XVIII ст. слово культура набуло самостійного наукового значення.
72496. Історичні умови виникнення та джерела формування української культури 58.5 KB
  Жоден фактор, що визначає нації сучасного світу, не може пояснити самобутність кожної національної культури. Тільки у неповторному комплексі природних, расово-етнічних, мовних та геополітичних факторів, що діяли в конкретному історичному часі, й формувалися народи теперішнього світу...
72497. Понятие, предмет и задачи социально-экономической статистики 508 KB
  Статистика населения Статистика населения решает задачи по изучению численности населения движения населения уровня доходов и расходов населения и уровня неравенства населения в разрезе различных территорий. Данные о численности населения берутся по данным переписи населения.
72498. Предмет, метод, задачи статистики 789.5 KB
  Статистика – это наука, которая присущими ей методами изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и дает числовые выражения закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.