52766

Доли и дроби

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр а служащие иждивенцы и дети по 125гр.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба на руках матери умирает младшая дочь. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.

Украинкский

2014-02-18

39.5 KB

1 чел.

                                                 УРОК МАТЕМАТИКИ  В 5 КЛАССЕ

                    ХЛЕБ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Тема: Доли и дроби.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, развитие навыков решения текстовых

          задач на нахождение дроби от числа;

          воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа,

           воспитание бережного отношения к хлебу.

                                              ХОД УРОКА:

  1.  Устный счёт.

а) Задача. Когда вы приходите домой после школы, самое приятное, что ждёт вас дома?

--ответы детей.

Задача. Если мама на ужин испекла вкусный пирог, какая твоя доля пирога? Почему?

б) Вычислите устно:  1/2 от 54 дней,  от 248 лет;  от 1800 ночей.

  1.  Слово учителя: сегодня,18 января 2013 года, исполняется 70 лет со дня прорыва блокады города- героя Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей. В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боёв гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград( Санкт-Петербург) оказался полностью блокирован с суши.

Первый ученик:    Предполагавший город взять с разбега.

                                Казалось бы, испытанных стратегов

                                Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

                                И те пришли, готовые к победам,

                                А третий, Голод, шёл за ними следом.

Слово учителя. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск водой и продовольствием. Запасы в городе таяли с каждым днём. Постепенно  сокращалась норма выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр, а служащие, иждивенцы и дети – по 125гр.

Муки в городе почти не было. Его пекли из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание  лениеградцев.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок и передала его в музей училища, где сама обучалась.

Задание учащимся. Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеточек тетради. Разбейте его на 8 частей  и закрасьте 1/8 часть. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.

Второй ученик: помню в булочной мне стало плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие хлебные  карточки. Их никто не украл.

Третий ученик:  а мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба- по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнёт есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Слово учителя.  900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам. Он, облившись водой, залез в горящую печь и устранил неполадку.

641803 ленинградца умерли во время блокады   от голода. На Пескарёвском кладбище- тысячи безымянных могил. Около одной из них всегда много людей. Они молча стоят и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом надпись: « Доченька, если б я могла дать тогда…»

Звучит музыка « Аве Мария».

Слово учителя. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду выбросил этот кусок. А потом у поэта Р. Рождественского родились эти строки.

Четвёртый ученик. блокады страшные года… кто, бросив на дорогу хлеб,

                                забыл, как умирал сосед?  Детей голодные глаза

                                с застывшим ужасом, в слезах.

                                а Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил..

                                там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

                                 им не достался тот кусок, кусок, не подаривший жизнь…

                                 лежавший здесь- -у ваших ног, кто бросил хлеб-

                                 тот отнял жизнь. Кто предал хлеб?

Слово учителя. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые морозы посещали школу.

Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работало в городе.

        2х+х – 25=92.

Дети и учителя умирали во время уроков.

Пятый ученик. Девочка руку протянула и головой – на край стола.

                         Сначала думали – уснула, а оказалось – умерла.

                         Никто не обронил ни слова, лишь хрипло,

                         Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова

                         Занятья после похорон.  

                                                                Ю.Воронов

 Звучит метроном. Минута молчания.

Слово учителя. Все подростки работали на заводах. Рабочий день был равен суткам. Сколько это часов? За 900 дней заводами Ленинграда произведено более 10000миномётов, миллиарда снарядов и мин. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая часть воды Ладожского озера. Народ очень мудро называл её Дорогой жизни. На ещё неокрепший лёд выходили грузовики, везшие муку.

Шестой ученик.  И было так: на всём ходу машина задняя осела.

                             Шофер вскочил, шофёр на льду.

                             Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут – пустяк.

                              Поломка – это не угроза, да рук не разомкнуть никак;

                              Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь – опять сведёт.

                               Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны?

                              Он спасёт 16000 ленинградцев.

Вычислите дневную норму хлеба, о которой говориться в этих строках.

Учитель раздаёт учащимся кусок чёрного хлеба- дневную норму ленинградца.

Седьмой ученик.

                            Прошу тебя: не оброни, сынок, когда лепёшку ешь

                            Хоть крошку хлеба!

                            Мы собирали каждый колосок, когда грозой войны

                            Гремело небо.

                            Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

                            Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

                            Но и сейчас оплачена стократ трудом нелёгким

                             Каждая лепёшка.

                            Не раз прощал тебе я озорство. Я знаю: детство

                             Без игры нелепо.

                           Но не могу простить лишь одного-хоть крошки

                           Всуе брошенного хлеба.

.Итог урока. Будем помнить народную мудрость « Хлеб – всему голова» и слова пожилого поколения « При сытости помни голод».

Домашнее задание: составьте задачи на тему ВОВ.

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41831. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Атрибуты файла и его объем 27.83 KB
  Атрибуты файла и его объем Цель: изучение принципов архивации файлов функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов приобретение практических навыков работы по созданию архивных файлов и извлечению файлов из архивов. Теоретические сведения к лабораторной работе Архивация упаковка помещение загрузка исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде. Архивация предназначена для создания резервных копий используемых файлов на случай потери или порчи по какимлибо причинам основной копии невнимательность...
41832. Художественные средства. Инструмент rtistic Mediа 217.5 KB
  Примеры рисования инструментом rtistic Medi Художественные средства Инструмент rtistic Medi Художественные средства входит в состав группы инструментов Curve Кривая рис. Инструмент rtistic Medi Художественные средства включает в себя пять отличных друг от друга режимов работы. Инструмент rtistic Medi Художественные средства может работать в следующих режимах: Preset Заготовка заготовка для живописи; Brush Кисть художественная кисть; Spryer Распылитель распылитель; Clligrphic Каллиграфический ...
41833. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВОЙ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОДЪЁМНО КРАНОВОГО МЕХАНИЗМА 247 KB
  Изучить принцип действия и исследовать работу одной из типовых схем управления электроприводом подъёмно кранового механизма с ДПТ независимого возбуждения. Ознакомиться с электрооборудованием типового шкафа управления. Исследовать работу схемы управления электроприводом подъёмно кранового механизма.
41834. Решение бухгалтерских задач с помощью пакета Excel 286.36 KB
  Решение бухгалтерских задач с помощью пакета Excel Цель работы Познакомиться с работой пакета Excel как инструмента для решения задач бухгалтерского учета. Научиться правильно задавать имена переменным определять ссылки на ячейки использовать функции при вводе формул работать с массивами данных в Excel. Должна быть установлена программа Microsoft Excel.
41835. ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СХЕМЫ 238.57 KB
  Данная работа посвящена изучению простейших комбинационных логических устройств реализующих логические функции сложения умножения и отрицания. В результате функции отображающие информацию принимают в каждый момент времени только значения 0 или 1. Такие функции называют логическими а сигналы входные и выходные переменные двоичными бинарными. Рассматривая входные сигналы х1 х2 хп в качестве аргументов можно соответствующие выходные сигналы представлять в виде функции уi = fх0 х1 х2 хп с помощью...
41836. Изучение и анализ конструкций сцеплений транспортных автомобилей 78.68 KB
  Контрольные вопросы дайте классификацию сцеплений назначение устройство и принцип работы фрикционного однодискового гидравлического и электромагнитного сцеплений конструктивные особенности различных видов сцеплений их преимущества и недостатки применяемые материалы для изготовления элементов и узлов сцеплений какие приводы используются для управления сцеплением опишите их устройство и дайте им характеристику опишите устройство и работу центробежного сцепления какие существуют способы передачи крутящего момента от маховика двигателя к...
41837. Разработка комплекта конструкторской документации на кодовый замок 763 KB
  Наиболее интересными для обывателя являются, правда, другие замки, устанавливающиеся прямо в дверное полотно. Они имеют огромный плюс – им не нужна замочная скважина, а значит, сторонний наблюдатель просто не будет знать о его присутствии
41838. Система питания дизельных двигателей 177.92 KB
  Николаева Лабораторная работа № 9 Система питания дизельного двигателя Сделал студент группы 2151 Гуськов К.Е Система питания дизельных двигателей Общая информация При работе дизельного двигателя в его цилиндры всасывается наружный воздух который сжимается до высокого давления. Система подачи воздуха Главными особенностями конструкции впускного воздушного тракта рассматриваемого в настоящем Руководстве дизельного двигателя являются использование в нем турбокомпрессора приводимого во вращение потоком отработавших газов и отсутствие...
41839. Создание отчетов и экранных форм в среде MS Access 171.48 KB
  Вид отчета представлен на Рисунке 1.01 Идентификационный код Фамилия Имя Отчество Телефон Группа фамилий начинающихся на букву А 1545678990 Архипов Сергей Иванович нет Количество в группе 1 Группа фамилий начинающихся на букву Б 2314743296 Бородулин Андрей Васильевич 271412 1955443781 Безродный Владимир Михайлович 323214 2055894321 Бронзов Станислав Иванович 231070 Количество в группе 3 Группа фамилий начинающихся на букву К...