52766

Доли и дроби

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр а служащие иждивенцы и дети по 125гр.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба на руках матери умирает младшая дочь. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.

Украинкский

2014-02-18

39.5 KB

1 чел.

                                                 УРОК МАТЕМАТИКИ  В 5 КЛАССЕ

                    ХЛЕБ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Тема: Доли и дроби.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, развитие навыков решения текстовых

          задач на нахождение дроби от числа;

          воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа,

           воспитание бережного отношения к хлебу.

                                              ХОД УРОКА:

  1.  Устный счёт.

а) Задача. Когда вы приходите домой после школы, самое приятное, что ждёт вас дома?

--ответы детей.

Задача. Если мама на ужин испекла вкусный пирог, какая твоя доля пирога? Почему?

б) Вычислите устно:  1/2 от 54 дней,  от 248 лет;  от 1800 ночей.

  1.  Слово учителя: сегодня,18 января 2013 года, исполняется 70 лет со дня прорыва блокады города- героя Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей. В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боёв гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград( Санкт-Петербург) оказался полностью блокирован с суши.

Первый ученик:    Предполагавший город взять с разбега.

                                Казалось бы, испытанных стратегов

                                Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

                                И те пришли, готовые к победам,

                                А третий, Голод, шёл за ними следом.

Слово учителя. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск водой и продовольствием. Запасы в городе таяли с каждым днём. Постепенно  сокращалась норма выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали по 250 гр, а служащие, иждивенцы и дети – по 125гр.

Муки в городе почти не было. Его пекли из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание  лениеградцев.30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок и передала его в музей училища, где сама обучалась.

Задание учащимся. Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеточек тетради. Разбейте его на 8 частей  и закрасьте 1/8 часть. Это норма хлеба ленинградского ребёнка.

Второй ученик: помню в булочной мне стало плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие хлебные  карточки. Их никто не украл.

Третий ученик:  а мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба- по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнёт есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Слово учителя.  900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам. Он, облившись водой, залез в горящую печь и устранил неполадку.

641803 ленинградца умерли во время блокады   от голода. На Пескарёвском кладбище- тысячи безымянных могил. Около одной из них всегда много людей. Они молча стоят и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом надпись: « Доченька, если б я могла дать тогда…»

Звучит музыка « Аве Мария».

Слово учителя. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду выбросил этот кусок. А потом у поэта Р. Рождественского родились эти строки.

Четвёртый ученик. блокады страшные года… кто, бросив на дорогу хлеб,

                                забыл, как умирал сосед?  Детей голодные глаза

                                с застывшим ужасом, в слезах.

                                а Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил..

                                там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

                                 им не достался тот кусок, кусок, не подаривший жизнь…

                                 лежавший здесь- -у ваших ног, кто бросил хлеб-

                                 тот отнял жизнь. Кто предал хлеб?

Слово учителя. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые морозы посещали школу.

Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работало в городе.

        2х+х – 25=92.

Дети и учителя умирали во время уроков.

Пятый ученик. Девочка руку протянула и головой – на край стола.

                         Сначала думали – уснула, а оказалось – умерла.

                         Никто не обронил ни слова, лишь хрипло,

                         Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова

                         Занятья после похорон.  

                                                                Ю.Воронов

 Звучит метроном. Минута молчания.

Слово учителя. Все подростки работали на заводах. Рабочий день был равен суткам. Сколько это часов? За 900 дней заводами Ленинграда произведено более 10000миномётов, миллиарда снарядов и мин. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая часть воды Ладожского озера. Народ очень мудро называл её Дорогой жизни. На ещё неокрепший лёд выходили грузовики, везшие муку.

Шестой ученик.  И было так: на всём ходу машина задняя осела.

                             Шофер вскочил, шофёр на льду.

                             Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут – пустяк.

                              Поломка – это не угроза, да рук не разомкнуть никак;

                              Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь – опять сведёт.

                               Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны?

                              Он спасёт 16000 ленинградцев.

Вычислите дневную норму хлеба, о которой говориться в этих строках.

Учитель раздаёт учащимся кусок чёрного хлеба- дневную норму ленинградца.

Седьмой ученик.

                            Прошу тебя: не оброни, сынок, когда лепёшку ешь

                            Хоть крошку хлеба!

                            Мы собирали каждый колосок, когда грозой войны

                            Гремело небо.

                            Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

                            Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

                            Но и сейчас оплачена стократ трудом нелёгким

                             Каждая лепёшка.

                            Не раз прощал тебе я озорство. Я знаю: детство

                             Без игры нелепо.

                           Но не могу простить лишь одного-хоть крошки

                           Всуе брошенного хлеба.

.Итог урока. Будем помнить народную мудрость « Хлеб – всему голова» и слова пожилого поколения « При сытости помни голод».

Домашнее задание: составьте задачи на тему ВОВ.

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21119. Література у другій половині XVII – XVIII ст. 26.69 KB
  Література у другій половині XVII XVIII ст. Розвиток літератури протягом другої половини XVII першої половини XVIII ст. Так званий леонінський вірш що поширився у XVIII ст. В кінці XVIII ст.
21120. Козацькі літописи (друга половина XVII - XVIII ст.) 17.41 KB
  Літописом Самовидця назвав цей твір Пантелеймон Куліш бо неназваний автор вважається що ним був представник козацької старшини Роман Ракушка став очевидцем подій від початку Визвольної війни і до 1702 р. Цей твір має не лише історіографічну а й значну літературну вартість. Але й недописаний твір складається з чотирьох томів які систематично охоплюють події 16481700 рр. Твір написано емоційно образною книжною українською мовою з використанням народної фразеології поетичних творів українських авторів.
21121. Філософія у другій половині XVII - XVIII ст. Творчість Г. С. Сковороди 17.36 KB
  Сковороди Певний внесок зробив Ф. Феноменальним явищем в історії української культури була творчість Григорія Савича Сковороди 17221794. Характерним для філософської позиції Сковороди є широке використання мови образів символів а не чітких раціоналістичних понять які не в змозі відповідно розкрити сутність філософської та життєвої істини. Тому заклик Сковороди пізнай себе означає в нього пізнати Бога в собі у глибині свого єства.
21122. Архітектура у другій половині XVII - XVIII ст. 18.21 KB
  спостерігається співіснування та переплетіння різних стилів з виразним домінуванням стилю бароко. знаменує розквіт нового своєрідного стилю який носить назву козацьке бароко. Це найменування покликане підкреслити що в Україні архітектура бароко набуває своєрідних мистецьких форм і національного колориту. Однією з перших споруд у стилі козацького бароко була Миколаївська церква на головному міському майдані у Ніжині 16681669 центрі одного з найбільших козацьких полків.
21123. Живопис у другій половині XVII - XVIII ст. 17.62 KB
  Для українського барокового живопису визначальним став виразний вплив фламандської аристократичної школи Рубенса захоплення якою докорінно змінило попередні національні традиції. Разом з тим стилістика українського живопису цього періоду є досить різноманітною і нерівноцінною за майстерністю. Найвідомішими зразками київської школи монументального живопису є розписи Успенського собору й Троїцької надбрамної церкви у КиєвоПечерській лаврі яким притаманні м'яка пастельна форма письма чуттєвість округла плавність ліній що налаштовують...
21124. Музична культура у другій половині XVII - XVIII ст. 20.11 KB
  В КиєвоМогилянській академії існував хор студентів числом до 300 осіб. Відтоді одяг студентів Київської академії став своєрідною уніформою церковних півчих по всій Російській імперії особливо по архієрейських хорах. Березовський почав складати інструментальні композиції ще під час навчання у Київській академії якими вже тоді звернув на себе увагу. Через Глухівську музичну школу він потрапляє до придворної капели а звідти був відправлений до Болонської музичної академії в Італії де навчався у відомого музичного теоретика Мартіні в якого...
21125. Розвиток етнографії та історичної науки наприкінці XVIII - на початку XX ст. 18.19 KB
  князь Микола Цертелєв грузин за походженням проте щирий патріот України опублікував у Петербурзі Попытку собрания старых малороссийских песен збірку українських історичних дум. Це відбилося у працях кількох нащадків старшинських родів які вийшли у відставку з царської служби й присвятили себе опрацюванню та публікації історичних матеріалів слідами козацьких літописців. У звязку з необхідністю підтвердити своє шляхетське походження яке повинна була засвідчити спеціальна комісія у Петербурзі так звана Геральдія посилився пошук...
21126. Конструирование. Основные понятия и определения 115 KB
  Основные понятия и определения Конструирование является составной частью процесса разработки СВТ и представляет собой комплекс взаимосвязанных работ при выполнении которых необходимы учет разносторонних требований к конструкции устройства знание технологии. Каждое поколение СВТ имело новый тип элементной базы что изменяло правила и положения теории и практики конструирования. Но характерным всегда являлось и является разбиение конструкции и общей схемы СВТ на отдельные часто повторяющиеся устройства оформляемые в виде элементов...
21127. Сутність і соціальна природа релігії 55.5 KB
  Богослови майже усіх релігійних конфесій запевняють своїх віруючих, що їх релігія є віровчення, яке дано людям богом. Так, згідно з уявленням буддистів, буддизм був даний богами людям через Будду, людину, яка досягла вищої святості. Один з Будд, якого прозвали в його земному житті Шакьямуні