52775

Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.

Украинкский

2014-03-26

1.35 MB

4 чел.

Відділ освіти

Шахтарської районної адміністрації

Садівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

П О Д О Р О Ж

до   країни   

Д Р О Б І В 

(позакласний захід для учнів 5-6 класів)

Підготувала та провела:

      учитель математики

      Ситнікова Г.О.


Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, сьогодні ми здійснимо незвичайну подорож, відвідавши країну Дробів. Там ми зробимо декілька зупинок: у селищі Історичному, на березі озера Кросвордного, побродимо в лісі Казковім, спробуємо подолати гори Мозкодром, відпочинемо на галявині Театральній. На кожній зупинці слід показати свої знання, кмітливість, спритність у обчисленнях.

 Але спочатку давайте сформуємо команди і вирішимо, на якому виду транспорту вони будуть мандрувати. Треба розшифрувати анаграми: 

а) К И Ь Л Ч Н С И Е;

б)ННИКАЗНМЕ (це  і  будуть назви наших командЧИСЕЛЬНИК" та   „ЗНАМЕННИК".

 Поки майстри-художники команд обирають вид транспорту для подорожі, я запрошую учнів 5 класу взяти участь у ВЕСЕЛІЙ ЛІЧБІ (на малюнку знайти та назвати числа від 1 до 40).

Îòæå, åê³ïàæ³ äî ïîäîðîæ³ ãîòîâ³! Âèðóøàºìî â ïóòü! Íàøà ïåðøà çóïèíêà â ñåëèù³ ²ñòîðè÷íîìóнаші учасники повідомлять всім присутнім про виникнення дробів.

Селище     ІСТОРИЧНЕ

Дроби в Древнем Египте

Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появились у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появлення дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Первые дроби, с которыми нас знакомит история, зто дроби вида  ; ; … –так называемые единичные дроби.

Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.з.). Египетские математики того времени знали только единичные дроби и  дроби  и , для которых были специальные названия и символы.

Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Поясним это на примере. 

Пусть требуется разделить пять хлебов между шестью людьми. Очевидно, каждый должен получить   одного хлеба.  Но = +. Следовательно,  каждый должен получить по полхлеба и по  хлеба. Поэтому

каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на три равные части.

Для разложения неединичных дробей на сумму единичных сушествовали готовые таблицы, которыми и пользовались египетские писцы для необходимых вычислений.

Дроби в Древнем Риме

Римляне пользовались, в основном, только конкретными дробями, которые заменяли абстрактные части подразделами используемих мер. Они остановили свое внимание на мере «асс», который у римлян служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Асс делился на двенадцать частейунций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12...

Так возникли римские двенадцатиричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12«пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции третью,  шесть унцийполовиной.

Сейчас «асс»аптекарский фунт.

Вавилонские шестидесятиричные дроби

Раскопками, проведенными в XX веке среди развалин древних городов южной части Двуречья, обнаружено большое количество клинописних математических табличек. Ученые, изучая их, установили, что за 2000 лет до н. э. у вавилонян математика достигла высокого уровня развития.

Происхождение шестидесятеричной системы счисления у вавилонян связано, как полагают ученые, с тем, что вавилонская денежная и весовая единицы измерения подразделялись в силу исторических условий на 60 равннх частей: 1 талант = 60 мин; 1 мина = 60 шекель.

Шестидесятые доли бьли привнчны в жизни вавилонян. Вот почему они пользовались шестидесятеричными дробями, имеющими знаменателем всегда число 60 или его степени: 602 = 3600, 603 = 216000 и т.д. В этом отношении шестидесятеричные дроби можно сравнить с нашими десятичннми дробями.

Вавилонская математика оказала влияние на греческую математику. Следи вавилонской шестидесятеричной системы счисления удержались в современной науке при измерении времени и углов. До наших дней сохранилось деление часа на 60 мин, минутына 60 с, окружностина 360 градусов.

Вавилоняне внесли ценный вклад в развитие астрономии. Шестидесятеричными дробями пользовались в астрономии ученые всех народов до XVII века, называя их астрономическими дробями. В отличие от них, дроби общего вида, которыми пользуемся мы, были названы обыкновенными.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, ви познайомились із історією виникнення та застосування звичайних дробів. Настав час продовжити нашу подорож. Наш шлях прямує до озера Ребусного.

Озеро  КРОСВОРДНЕ

Кросворд (за кожну правильну відповідь команди отримають жетони).

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

9

К

А

  1.  Знак дії віднімання     (Мінус)
  2.  Фігура, у якої всі сторони рівні   (Квадрат)
  3.  1000 кг       (Тонна)
  4.  Одиниця довжини     (Метр)
  5.  Компонент дії віднімання    (Зменшуване)
  6.  Результат дії ділення     (Частка)
  7.  Геометрична фігура     (Трикутник)
  8.  Сума всіх сторін прямокутника   (Периметр)
  9.  Прилад для зручності обчислення   (Калькулятор)
  10.  Двоцифрове число     (Двадцять)    

Òðîõè ïåðåïî÷èíåìî ³ äо вашої уваги пропонуємо виступ учнів 5 класу, які розкажуть про навчання хлопчика Данила. 

Прийшов зі школи наш Данило, 

Щоденник заховав уміло. 

Та враз побачила це мати

Що ж, доведеться показати... 

Зітхнула матінка повільно,

Бо тамого! –„незадовільно".

Я не повірила б нізащо, що в мене синтаке ледащо!

За що отримав одиницю?

Данилові морга сестриця.

Сказав я, що гіпотенуза то особливий вид медузи...

Ти ще й на двійку потрудився?

В розмову батько тут втрутився.

  •   Отож, учителька завзята 

про землекопів і лопати 

чомусь задачку задала. 

І де вона її взяла?

Я біля дошки, як умів, її розв'язував, аж впрів... 

І ось  – закінчена робота 

два і дві треті землекопа у мене вийшло.. 

Я старався! Тільки чому весь клас сміявся?

  •  Ой, горе, йди-но краще спати! – Данилові сказала мати.

Заснув хлопчина. Та вночі, коли кричать одні сичі,

Йому приснився сон страшний – десь на галяві лісовій,

Серед пахучої трави – лежав без ніг і голови

Його нещасний землекоп...

Хто б допоміг йому? Ну, хто б?

Схопивсь Данило, стрепенувсь:

Ой, матінко моя!

Тепер вже точно присягнусь, що дроби вивчу я!

Слово вчителя.  Дякуємо учням 5 класу за виступ і спробуємо подолати гори Мозкодром.

Гори МОЗКОДРОМ

Кожна команда отримує картки із завданнямпоставити знаки дій так, щоб рівності були правильними:

   ?         = 1         ?   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35556. Турбины теплоэлектростанций 2.94 MB
  Построение процесса расширения пара в турбине в hsкоординатах. Построение процесса расширения пара для конденсационной турбины. Построение процесса расширения пара для теплофикационной турбины. Определение расчетного расхода пара на турбину.
35557. ВОСТОК/ЗАПАД. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений 2.68 MB
  Пространственные границы таких систем носят вполне условный характер. Подсистемы Европы или АзиатскоТихоокеанского региона хотя и отличаются характером своих отношений со средой однако не только существуют в реальности но и имеют некоторые пространственные границы часто весьма условные. Уолтца стал фактически общепринятым в науке о международных отношениях пусть в некоторых странах он напрямую и не ассоциировался с его именем подход М. Под глобализацией здесь и далее понимается возникновение новой системы мирового хозяйствования...
35558. Введение в систему MathCAD 4.95 MB
  Основы работы с MathCAD Решение уравнений средствами Mathcad Наиболее подходящей для этой цели является одна из самых мощных и эффективных математических систем MathCAD которая занимает особое место среди множества таких систем Matlab Maple Mathematica и др.
35559. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗНОСТНЫХ УРАВНЕНИЙ 2.4 MB
  Разностные уравнения (другие названия: уравнения в конечных разностях; возвратные последовательности) по своим свойствам и области применения очень близки к дифференциальным уравнениям. Отличие состоит в том, что дифференциальные уравнения связывают значение функции и производных от нее в один и тот же момент времени
35560. Доменные фурмы. Снижение потерь тепла от горячего дутья через внутренний конус (стакан) фурмы 616.5 KB
  В работах сообщается об успешной эксплуатации фурм с внутренними конусами из углеродистых и легированных сталей. О снижении теплопотерь от стальных конусов говорит тот факт [30] что замена материала внутреннего конуса толщина стенки 10 мм с меди на углеродистую и легированную сталь приводит к повышению температуры поверхности конуса со стороны горячего дутья со 108 до 300 и 5600С соответственно. Но со временем сложилось мнение [5] что конструкции фурм со стальными внутренними конусами недолговечны так как испытывая ударные...
35561. Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 2.45 MB
  Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...
35562. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ 4.47 MB
  В учебном пособии изложены основные принципы схемотехнической и программной организации современных ЭВМ. Основное внимание уделено задачам организации ЭВМ на основе микропроцессоров фирмы Intel.
35563. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРИЧНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ 1.87 MB
  Рассмотрены источники образования и классификация вторичных отходов металлов описаны операции разделки и компактирования сепарации лома и отходов металлов приведены конструктивные схемы установок и оборудования для вторичной обработки металлов и сплавов. Источники образования и структура вторичных сырьевых ресурсов Ресурсы отходов цветных металлов и сплавов  это часть фонда металлов и сплавов перешедшая в категорию отходов к моменту на который определяется фонд. Оборотные отходы  часть отходов металлов и сплавов...
35564. Высокие технологии в металлургии. ч.1 Производство цветных металлов 1.14 MB
  Кратко изложена теория и практика современной металлургии меди никеля алюминия магния и титана. Металлургия меди 5 1.2 Свойства меди и области её применения 8 1.3 Сырье для получения меди 9 1.