52775

Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.

Украинкский

2014-03-26

1.35 MB

4 чел.

Відділ освіти

Шахтарської районної адміністрації

Садівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

П О Д О Р О Ж

до   країни   

Д Р О Б І В 

(позакласний захід для учнів 5-6 класів)

Підготувала та провела:

      учитель математики

      Ситнікова Г.О.


Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, сьогодні ми здійснимо незвичайну подорож, відвідавши країну Дробів. Там ми зробимо декілька зупинок: у селищі Історичному, на березі озера Кросвордного, побродимо в лісі Казковім, спробуємо подолати гори Мозкодром, відпочинемо на галявині Театральній. На кожній зупинці слід показати свої знання, кмітливість, спритність у обчисленнях.

 Але спочатку давайте сформуємо команди і вирішимо, на якому виду транспорту вони будуть мандрувати. Треба розшифрувати анаграми: 

а) К И Ь Л Ч Н С И Е;

б)ННИКАЗНМЕ (це  і  будуть назви наших командЧИСЕЛЬНИК" та   „ЗНАМЕННИК".

 Поки майстри-художники команд обирають вид транспорту для подорожі, я запрошую учнів 5 класу взяти участь у ВЕСЕЛІЙ ЛІЧБІ (на малюнку знайти та назвати числа від 1 до 40).

Îòæå, åê³ïàæ³ äî ïîäîðîæ³ ãîòîâ³! Âèðóøàºìî â ïóòü! Íàøà ïåðøà çóïèíêà â ñåëèù³ ²ñòîðè÷íîìóнаші учасники повідомлять всім присутнім про виникнення дробів.

Селище     ІСТОРИЧНЕ

Дроби в Древнем Египте

Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появились у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появлення дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Первые дроби, с которыми нас знакомит история, зто дроби вида  ; ; … –так называемые единичные дроби.

Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.з.). Египетские математики того времени знали только единичные дроби и  дроби  и , для которых были специальные названия и символы.

Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Поясним это на примере. 

Пусть требуется разделить пять хлебов между шестью людьми. Очевидно, каждый должен получить   одного хлеба.  Но = +. Следовательно,  каждый должен получить по полхлеба и по  хлеба. Поэтому

каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на три равные части.

Для разложения неединичных дробей на сумму единичных сушествовали готовые таблицы, которыми и пользовались египетские писцы для необходимых вычислений.

Дроби в Древнем Риме

Римляне пользовались, в основном, только конкретными дробями, которые заменяли абстрактные части подразделами используемих мер. Они остановили свое внимание на мере «асс», который у римлян служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Асс делился на двенадцать частейунций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12...

Так возникли римские двенадцатиричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12«пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции третью,  шесть унцийполовиной.

Сейчас «асс»аптекарский фунт.

Вавилонские шестидесятиричные дроби

Раскопками, проведенными в XX веке среди развалин древних городов южной части Двуречья, обнаружено большое количество клинописних математических табличек. Ученые, изучая их, установили, что за 2000 лет до н. э. у вавилонян математика достигла высокого уровня развития.

Происхождение шестидесятеричной системы счисления у вавилонян связано, как полагают ученые, с тем, что вавилонская денежная и весовая единицы измерения подразделялись в силу исторических условий на 60 равннх частей: 1 талант = 60 мин; 1 мина = 60 шекель.

Шестидесятые доли бьли привнчны в жизни вавилонян. Вот почему они пользовались шестидесятеричными дробями, имеющими знаменателем всегда число 60 или его степени: 602 = 3600, 603 = 216000 и т.д. В этом отношении шестидесятеричные дроби можно сравнить с нашими десятичннми дробями.

Вавилонская математика оказала влияние на греческую математику. Следи вавилонской шестидесятеричной системы счисления удержались в современной науке при измерении времени и углов. До наших дней сохранилось деление часа на 60 мин, минутына 60 с, окружностина 360 градусов.

Вавилоняне внесли ценный вклад в развитие астрономии. Шестидесятеричными дробями пользовались в астрономии ученые всех народов до XVII века, называя их астрономическими дробями. В отличие от них, дроби общего вида, которыми пользуемся мы, были названы обыкновенными.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, ви познайомились із історією виникнення та застосування звичайних дробів. Настав час продовжити нашу подорож. Наш шлях прямує до озера Ребусного.

Озеро  КРОСВОРДНЕ

Кросворд (за кожну правильну відповідь команди отримають жетони).

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

9

К

А

  1.  Знак дії віднімання     (Мінус)
  2.  Фігура, у якої всі сторони рівні   (Квадрат)
  3.  1000 кг       (Тонна)
  4.  Одиниця довжини     (Метр)
  5.  Компонент дії віднімання    (Зменшуване)
  6.  Результат дії ділення     (Частка)
  7.  Геометрична фігура     (Трикутник)
  8.  Сума всіх сторін прямокутника   (Периметр)
  9.  Прилад для зручності обчислення   (Калькулятор)
  10.  Двоцифрове число     (Двадцять)    

Òðîõè ïåðåïî÷èíåìî ³ äо вашої уваги пропонуємо виступ учнів 5 класу, які розкажуть про навчання хлопчика Данила. 

Прийшов зі школи наш Данило, 

Щоденник заховав уміло. 

Та враз побачила це мати

Що ж, доведеться показати... 

Зітхнула матінка повільно,

Бо тамого! –„незадовільно".

Я не повірила б нізащо, що в мене синтаке ледащо!

За що отримав одиницю?

Данилові морга сестриця.

Сказав я, що гіпотенуза то особливий вид медузи...

Ти ще й на двійку потрудився?

В розмову батько тут втрутився.

  •   Отож, учителька завзята 

про землекопів і лопати 

чомусь задачку задала. 

І де вона її взяла?

Я біля дошки, як умів, її розв'язував, аж впрів... 

І ось  – закінчена робота 

два і дві треті землекопа у мене вийшло.. 

Я старався! Тільки чому весь клас сміявся?

  •  Ой, горе, йди-но краще спати! – Данилові сказала мати.

Заснув хлопчина. Та вночі, коли кричать одні сичі,

Йому приснився сон страшний – десь на галяві лісовій,

Серед пахучої трави – лежав без ніг і голови

Його нещасний землекоп...

Хто б допоміг йому? Ну, хто б?

Схопивсь Данило, стрепенувсь:

Ой, матінко моя!

Тепер вже точно присягнусь, що дроби вивчу я!

Слово вчителя.  Дякуємо учням 5 класу за виступ і спробуємо подолати гори Мозкодром.

Гори МОЗКОДРОМ

Кожна команда отримує картки із завданнямпоставити знаки дій так, щоб рівності були правильними:

   ?         = 1         ?   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34916. Экономические потребности, блага и ресурсы 30 KB
  В их систему входят прежде всего предметные потребности материальные и духовные в продуктах питания одежде газетах книгах и т. а также социальные потребности в труде образовании охране здоровья. В условиях рыночных отношений экономические потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса.
34917. Предприятия, домашние хозяйства и государство - субъекты экономического кругооборота 36.5 KB
  Предприятия производят товары покупают сохраняют и продают продукты домашним хозяйствам или бюджетным организациям повышают производительность производства используя новые капиталовложения. Государственные учреждения и домашние хозяйства потребляют используя свои доходы или экономя их получают либо предоставляют кредиты. С другой стороны каждый из нас как участник домашнего хозяйства потребляет товары и услуги.
34918. Цикличность экономического развития. Экономический цикл и его фазы 30.5 KB
  Фазы экономического цикла Цикличность экономического развития. В основе цикла лежит динамика спроса которая в свою очередь определяется доходами домашних хозяйств и фирм Выделяют три типа экономических циклов в зависимости от причин и сроков длительности. Выделяют четыре фазы цикла: пик высшая точка экономической активности спад рецессия низшая точка активности подъем экспансия. Фазы экономического цикла изображены на рис.
34919. Антиинфляционная политика государства и социально-экономические последствия инфляции 29 KB
  Социальноэкономические последствия инфляции проявляются в следующем: 1. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами.
34920. Безработица. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 28.5 KB
  Виды безработицы. Естественный уровень безработицы Безработица ее виды и причины Безработица неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения .
34921. Бюджетные линии и кривые безразличия 56.5 KB
  Осуществление потребительского выбора характеризуется при помощи набора безразличия набора вариантов потребительского выбора каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Графическим отображением набора безразличия является кривая безразличия. Набор кривых безразличия для одного потребителя и для одной пары благ составляет карту кривых безразличия.
34922. Бюджетный дефицит 27 KB
  Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств войны крупных стихийных бедствий; милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. Несбалансированность имеет краткосрочный характер если несоответствие...
34923. ВВП и другие показатели дохода 32 KB
  ВВП и другие показатели дохода Основным макроэкономическим показателем рыночной экономики безусловно является ВВП. Следует заметить что в ВВП не включается стоимость промежуточных товаров и услуг которые необходимы для осуществления самого процесса производства поскольку они уже входят в стоимость товарной продукции. ВВП это внутренний продукт поскольку в его создании участвуют только резиденты данной страны т. Соответственно в первом случае мы имеем ВВП и ВНД а вычитая из них потребление основного капитала мы получаем чистый...
34924. Виды и причины возникновения инфляции. Кривая Филипса 34 KB
  Виды инфляции: Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. Дефицит товара Инфляция предложения издержек рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Сбалансированная инфляция цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга. Несбалансированная инфляция цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.