52775

Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.

Украинкский

2014-03-26

1.35 MB

4 чел.

Відділ освіти

Шахтарської районної адміністрації

Садівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

П О Д О Р О Ж

до   країни   

Д Р О Б І В 

(позакласний захід для учнів 5-6 класів)

Підготувала та провела:

      учитель математики

      Ситнікова Г.О.


Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, сьогодні ми здійснимо незвичайну подорож, відвідавши країну Дробів. Там ми зробимо декілька зупинок: у селищі Історичному, на березі озера Кросвордного, побродимо в лісі Казковім, спробуємо подолати гори Мозкодром, відпочинемо на галявині Театральній. На кожній зупинці слід показати свої знання, кмітливість, спритність у обчисленнях.

 Але спочатку давайте сформуємо команди і вирішимо, на якому виду транспорту вони будуть мандрувати. Треба розшифрувати анаграми: 

а) К И Ь Л Ч Н С И Е;

б)ННИКАЗНМЕ (це  і  будуть назви наших командЧИСЕЛЬНИК" та   „ЗНАМЕННИК".

 Поки майстри-художники команд обирають вид транспорту для подорожі, я запрошую учнів 5 класу взяти участь у ВЕСЕЛІЙ ЛІЧБІ (на малюнку знайти та назвати числа від 1 до 40).

Îòæå, åê³ïàæ³ äî ïîäîðîæ³ ãîòîâ³! Âèðóøàºìî â ïóòü! Íàøà ïåðøà çóïèíêà â ñåëèù³ ²ñòîðè÷íîìóнаші учасники повідомлять всім присутнім про виникнення дробів.

Селище     ІСТОРИЧНЕ

Дроби в Древнем Египте

Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появились у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появлення дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Первые дроби, с которыми нас знакомит история, зто дроби вида  ; ; … –так называемые единичные дроби.

Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.з.). Египетские математики того времени знали только единичные дроби и  дроби  и , для которых были специальные названия и символы.

Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Поясним это на примере. 

Пусть требуется разделить пять хлебов между шестью людьми. Очевидно, каждый должен получить   одного хлеба.  Но = +. Следовательно,  каждый должен получить по полхлеба и по  хлеба. Поэтому

каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на три равные части.

Для разложения неединичных дробей на сумму единичных сушествовали готовые таблицы, которыми и пользовались египетские писцы для необходимых вычислений.

Дроби в Древнем Риме

Римляне пользовались, в основном, только конкретными дробями, которые заменяли абстрактные части подразделами используемих мер. Они остановили свое внимание на мере «асс», который у римлян служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Асс делился на двенадцать частейунций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12...

Так возникли римские двенадцатиричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12«пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции третью,  шесть унцийполовиной.

Сейчас «асс»аптекарский фунт.

Вавилонские шестидесятиричные дроби

Раскопками, проведенными в XX веке среди развалин древних городов южной части Двуречья, обнаружено большое количество клинописних математических табличек. Ученые, изучая их, установили, что за 2000 лет до н. э. у вавилонян математика достигла высокого уровня развития.

Происхождение шестидесятеричной системы счисления у вавилонян связано, как полагают ученые, с тем, что вавилонская денежная и весовая единицы измерения подразделялись в силу исторических условий на 60 равннх частей: 1 талант = 60 мин; 1 мина = 60 шекель.

Шестидесятые доли бьли привнчны в жизни вавилонян. Вот почему они пользовались шестидесятеричными дробями, имеющими знаменателем всегда число 60 или его степени: 602 = 3600, 603 = 216000 и т.д. В этом отношении шестидесятеричные дроби можно сравнить с нашими десятичннми дробями.

Вавилонская математика оказала влияние на греческую математику. Следи вавилонской шестидесятеричной системы счисления удержались в современной науке при измерении времени и углов. До наших дней сохранилось деление часа на 60 мин, минутына 60 с, окружностина 360 градусов.

Вавилоняне внесли ценный вклад в развитие астрономии. Шестидесятеричными дробями пользовались в астрономии ученые всех народов до XVII века, называя их астрономическими дробями. В отличие от них, дроби общего вида, которыми пользуемся мы, были названы обыкновенными.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, ви познайомились із історією виникнення та застосування звичайних дробів. Настав час продовжити нашу подорож. Наш шлях прямує до озера Ребусного.

Озеро  КРОСВОРДНЕ

Кросворд (за кожну правильну відповідь команди отримають жетони).

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

9

К

А

  1.  Знак дії віднімання     (Мінус)
  2.  Фігура, у якої всі сторони рівні   (Квадрат)
  3.  1000 кг       (Тонна)
  4.  Одиниця довжини     (Метр)
  5.  Компонент дії віднімання    (Зменшуване)
  6.  Результат дії ділення     (Частка)
  7.  Геометрична фігура     (Трикутник)
  8.  Сума всіх сторін прямокутника   (Периметр)
  9.  Прилад для зручності обчислення   (Калькулятор)
  10.  Двоцифрове число     (Двадцять)    

Òðîõè ïåðåïî÷èíåìî ³ äо вашої уваги пропонуємо виступ учнів 5 класу, які розкажуть про навчання хлопчика Данила. 

Прийшов зі школи наш Данило, 

Щоденник заховав уміло. 

Та враз побачила це мати

Що ж, доведеться показати... 

Зітхнула матінка повільно,

Бо тамого! –„незадовільно".

Я не повірила б нізащо, що в мене синтаке ледащо!

За що отримав одиницю?

Данилові морга сестриця.

Сказав я, що гіпотенуза то особливий вид медузи...

Ти ще й на двійку потрудився?

В розмову батько тут втрутився.

  •   Отож, учителька завзята 

про землекопів і лопати 

чомусь задачку задала. 

І де вона її взяла?

Я біля дошки, як умів, її розв'язував, аж впрів... 

І ось  – закінчена робота 

два і дві треті землекопа у мене вийшло.. 

Я старався! Тільки чому весь клас сміявся?

  •  Ой, горе, йди-но краще спати! – Данилові сказала мати.

Заснув хлопчина. Та вночі, коли кричать одні сичі,

Йому приснився сон страшний – десь на галяві лісовій,

Серед пахучої трави – лежав без ніг і голови

Його нещасний землекоп...

Хто б допоміг йому? Ну, хто б?

Схопивсь Данило, стрепенувсь:

Ой, матінко моя!

Тепер вже точно присягнусь, що дроби вивчу я!

Слово вчителя.  Дякуємо учням 5 класу за виступ і спробуємо подолати гори Мозкодром.

Гори МОЗКОДРОМ

Кожна команда отримує картки із завданнямпоставити знаки дій так, щоб рівності були правильними:

   ?         = 1         ?   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12118. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА НА РАЗНЫХ ДЛИНАХ ВОЛН ПО КОЛЬЦАМ НЬЮТОНА 64.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА НА РАЗНЫХ ДЛИНАХ ВОЛН ПО КОЛЬЦАМ НЬЮТОНА Цель работы: изучение интерференции на тонких пленках и определение по r0  интерференционной картине длины волны света. Оборудование микроскоп с осветителем ...
12119. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ И НИТИ (ТЕОРЕМА БАБИНЕ) 532.5 KB
  ДИФРАКЦИЯ СВЕТА Лабораторная работа № 4 ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ И НИТИ ТЕОРЕМА БАБИНЕ Цель работы: измерение ширины щели и толщины нити с помощью дифракционной картины. Оборудование: лазер держатели с нитью и щелью оптическая с
12120. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА КРУГЛОМ ОТВЕРСТИИ 502.5 KB
  Лабораторная работа № 5 ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА КРУГЛОМ ОТВЕРСТИИ Цель работы: исследуя картину дифракции от круглого отверстия определить радиус этого отверстия. Оборудование: гелийнеоновый лазер телескопическая система линз насад
12121. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ ПОЛИХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА АМПЛИТУДНОЙ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКЕ 134.5 KB
  Лабораторная работа № 6 ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ ПОЛИХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА НА АМПЛИТУДНОЙ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКЕ Цель работы: определение границ видимой части спектра лампы накаливания Оборудование: источник света лампа накаливания экран со щелью и шкалой прозрачн...
12122. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОВ ЛИНЕЙНОПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА (ЗАКОНЫ МАЛЮСА И БРЮСТЕРА) 298.5 KB
  ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА Лабораторная работа № 7 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОВ ЛИНЕЙНОПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА ЗАКОНЫ МАЛЮСА И БРЮСТЕРА Цель работы: проверка законов Малюса и Брюстера. Оборудование: гелийнеоновый лазер или лампа накаливания поляризатор в поворотной опр...
12123. ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТООПТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ФАРАДЕЯ 824 KB
  Лабораторная работа № 8 ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТООПТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ФАРАДЕЯ Цель работы: ознакомиться с основанным на эффекте Фарадея магнитооптическим методом наблюдения доменной структуры вычислить постоянную Верде V для ферримагнетика проверить закон Малюса....
12124. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВЕЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙНОПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА 452 KB
  Лабораторная работа № 9 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВЕЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙНОПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА Цель работы: ознакомление с явлением оптической активности в кристалле кварца и растворе сахара; определение удельного вращения кварца; определение конце
12125. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПЕРСИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ УГЛА ПОВОРОТА ПЛОСКОСТИ ПОЛЯРИЗАЦИИ 678 KB
  Лабораторная работа № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПЕРСИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ УГЛА ПОВОРОТА ПЛОСКОСТИ ПОЛЯРИЗАЦИИ Цель работы: ознакомиться с явлением поворота плоскости поляризации света оптически активными веществами. Измерить постоянную вращения и дисперсию вращатель
12126. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ТЕРМОСТОЛБИКА 155.5 KB
  Лабораторная работа №11 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА СТЕФАНАБОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ТЕРМОСТОЛБИКА Цель работы: Исследовать зависимость теплового излучения энергетической светимости или интегральной испускательной способности абсолютно черного тела от температуры. Обо