52775

Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; –так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.

Украинкский

2014-03-26

1.35 MB

4 чел.

Відділ освіти

Шахтарської районної адміністрації

Садівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

П О Д О Р О Ж

до   країни   

Д Р О Б І В 

(позакласний захід для учнів 5-6 класів)

Підготувала та провела:

      учитель математики

      Ситнікова Г.О.


Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, сьогодні ми здійснимо незвичайну подорож, відвідавши країну Дробів. Там ми зробимо декілька зупинок: у селищі Історичному, на березі озера Кросвордного, побродимо в лісі Казковім, спробуємо подолати гори Мозкодром, відпочинемо на галявині Театральній. На кожній зупинці слід показати свої знання, кмітливість, спритність у обчисленнях.

 Але спочатку давайте сформуємо команди і вирішимо, на якому виду транспорту вони будуть мандрувати. Треба розшифрувати анаграми: 

а) К И Ь Л Ч Н С И Е;

б)ННИКАЗНМЕ (це  і  будуть назви наших командЧИСЕЛЬНИК" та   „ЗНАМЕННИК".

 Поки майстри-художники команд обирають вид транспорту для подорожі, я запрошую учнів 5 класу взяти участь у ВЕСЕЛІЙ ЛІЧБІ (на малюнку знайти та назвати числа від 1 до 40).

Îòæå, åê³ïàæ³ äî ïîäîðîæ³ ãîòîâ³! Âèðóøàºìî â ïóòü! Íàøà ïåðøà çóïèíêà â ñåëèù³ ²ñòîðè÷íîìóнаші учасники повідомлять всім присутнім про виникнення дробів.

Селище     ІСТОРИЧНЕ

Дроби в Древнем Египте

Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появились у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появлення дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.

Первые дроби, с которыми нас знакомит история, зто дроби вида  ; ; … –так называемые единичные дроби.

Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.з.). Египетские математики того времени знали только единичные дроби и  дроби  и , для которых были специальные названия и символы.

Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Поясним это на примере. 

Пусть требуется разделить пять хлебов между шестью людьми. Очевидно, каждый должен получить   одного хлеба.  Но = +. Следовательно,  каждый должен получить по полхлеба и по  хлеба. Поэтому

каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на три равные части.

Для разложения неединичных дробей на сумму единичных сушествовали готовые таблицы, которыми и пользовались египетские писцы для необходимых вычислений.

Дроби в Древнем Риме

Римляне пользовались, в основном, только конкретными дробями, которые заменяли абстрактные части подразделами используемих мер. Они остановили свое внимание на мере «асс», который у римлян служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Асс делился на двенадцать частейунций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12...

Так возникли римские двенадцатиричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12«пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции третью,  шесть унцийполовиной.

Сейчас «асс»аптекарский фунт.

Вавилонские шестидесятиричные дроби

Раскопками, проведенными в XX веке среди развалин древних городов южной части Двуречья, обнаружено большое количество клинописних математических табличек. Ученые, изучая их, установили, что за 2000 лет до н. э. у вавилонян математика достигла высокого уровня развития.

Происхождение шестидесятеричной системы счисления у вавилонян связано, как полагают ученые, с тем, что вавилонская денежная и весовая единицы измерения подразделялись в силу исторических условий на 60 равннх частей: 1 талант = 60 мин; 1 мина = 60 шекель.

Шестидесятые доли бьли привнчны в жизни вавилонян. Вот почему они пользовались шестидесятеричными дробями, имеющими знаменателем всегда число 60 или его степени: 602 = 3600, 603 = 216000 и т.д. В этом отношении шестидесятеричные дроби можно сравнить с нашими десятичннми дробями.

Вавилонская математика оказала влияние на греческую математику. Следи вавилонской шестидесятеричной системы счисления удержались в современной науке при измерении времени и углов. До наших дней сохранилось деление часа на 60 мин, минутына 60 с, окружностина 360 градусов.

Вавилоняне внесли ценный вклад в развитие астрономии. Шестидесятеричными дробями пользовались в астрономии ученые всех народов до XVII века, называя их астрономическими дробями. В отличие от них, дроби общего вида, которыми пользуемся мы, были названы обыкновенными.

Ñëîâî â÷èòåëÿ. Діти, ви познайомились із історією виникнення та застосування звичайних дробів. Настав час продовжити нашу подорож. Наш шлях прямує до озера Ребусного.

Озеро  КРОСВОРДНЕ

Кросворд (за кожну правильну відповідь команди отримають жетони).

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

9

К

А

  1.  Знак дії віднімання     (Мінус)
  2.  Фігура, у якої всі сторони рівні   (Квадрат)
  3.  1000 кг       (Тонна)
  4.  Одиниця довжини     (Метр)
  5.  Компонент дії віднімання    (Зменшуване)
  6.  Результат дії ділення     (Частка)
  7.  Геометрична фігура     (Трикутник)
  8.  Сума всіх сторін прямокутника   (Периметр)
  9.  Прилад для зручності обчислення   (Калькулятор)
  10.  Двоцифрове число     (Двадцять)    

Òðîõè ïåðåïî÷èíåìî ³ äо вашої уваги пропонуємо виступ учнів 5 класу, які розкажуть про навчання хлопчика Данила. 

Прийшов зі школи наш Данило, 

Щоденник заховав уміло. 

Та враз побачила це мати

Що ж, доведеться показати... 

Зітхнула матінка повільно,

Бо тамого! –„незадовільно".

Я не повірила б нізащо, що в мене синтаке ледащо!

За що отримав одиницю?

Данилові морга сестриця.

Сказав я, що гіпотенуза то особливий вид медузи...

Ти ще й на двійку потрудився?

В розмову батько тут втрутився.

  •   Отож, учителька завзята 

про землекопів і лопати 

чомусь задачку задала. 

І де вона її взяла?

Я біля дошки, як умів, її розв'язував, аж впрів... 

І ось  – закінчена робота 

два і дві треті землекопа у мене вийшло.. 

Я старався! Тільки чому весь клас сміявся?

  •  Ой, горе, йди-но краще спати! – Данилові сказала мати.

Заснув хлопчина. Та вночі, коли кричать одні сичі,

Йому приснився сон страшний – десь на галяві лісовій,

Серед пахучої трави – лежав без ніг і голови

Його нещасний землекоп...

Хто б допоміг йому? Ну, хто б?

Схопивсь Данило, стрепенувсь:

Ой, матінко моя!

Тепер вже точно присягнусь, що дроби вивчу я!

Слово вчителя.  Дякуємо учням 5 класу за виступ і спробуємо подолати гори Мозкодром.

Гори МОЗКОДРОМ

Кожна команда отримує картки із завданнямпоставити знаки дій так, щоб рівності були правильними:

   ?         = 1         ?   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49008. АУДИТОРЛЫҚ ҚЫЗМЕТТIҢ АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ 26.85 KB
  Аудиторлық қызметтiң компьютерлік ақпараттық жүйесiнiң (КАЖ) атқарымдық есептерi. Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологиялар (ААТ). Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологияларды (ААТ) программалық қамтамасыз ету
49009. Философия. Философские взгляды 80.54 KB
  История философии, во-первых, есть история единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя. Во-вторых, история философии - многогранное единство человеческого опыта.
49010. Проектування установки для наплавлення 829 KB
  Виходячи з масогабаритних показників деталі а також обраного матеріалу для наплавлення обирається тип основного та допоміжного обладнання. Потім проводиться розрахунки механізму подачі матеріалу що наплавляється механізму пересування апарату а також розрахунок механізму підйому інструменту для наплавлення. На підставі цих розрахунків обирається стандартне обладнання проектується необхідна установка для наплавлення.
49011. Технология изготовления ходовых винтов 941 KB
  В металлорежущих станках, прессах и других машинах, где винтовые механизмы служат для преобразования вращательного движения в поступательное, применяют ходовые винты. Различают ходовые винты скольжения с прямоугольной, трапецеидальной и треугольной резьбой и ходовые винты качения полукруглой или арочной формы.
49012. Вся история балета 388.5 KB
  Балет в 18 веке Балет как искусство Балет 17ый век Когда Людовика 14й был коронован его интерес к танцам сильно поддерживался рождённым в Италии кардиналом Мазарини который помогал Людовику 14му. Юный король мальчиком сделал свой дебют в балете.
49013. Социальная защита детей оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан 808 KB
  Для устройства дальнейшей судьбы детей-оставшихся без попечения родителей в оказания им помощи необходимо четко представлять, что это за дети, какой опыт они вынесли из жизни в семье или приобрели вне ее и конечно же какую роль играет социальный работник социальной защите ребенка.
49015. Описать структуру с именем PRICE 125 KB
  Написать программу, выполняющую следующие действия: ввод с клавиатуры данных в массив, состоящий из восьми элементов типа PRICE; записи должны быть размещены в алфавитном порядке по названиям товаров; вывод на экран информации о товаре, название которого введено с клавиатуры; если таких товаров нет, выдать на дисплей соответствующее сообщение.
49016. Информатизация образования в школе 2.9 MB
  Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования новых информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.