52798

Древнейшие государства Двуречья

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ожидаемые результаты: После этого урока учащиеся смогут: характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья; называть племена которые населяли Двуречье в древности первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата; определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек на примерах изучаемой страны; продолжать работу с атласом и контурной картой – показывать на настенной демонстрируемой карте и в атласе территорию Двуречья отмечать ее на контурной карте; применять и объяснять понятия и...

Русский

2014-02-18

95 KB

4 чел.

Тема: Древнейшие государства Двуречья

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья;

называть племена, которые населяли  Двуречье в древности, первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата;

определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек (на примерах изучаемой страны);

продолжать работу с атласом и контурной картой – показывать на настенной (демонстрируемой) карте и в атласе территорию Двуречья, отмечать ее на контурной карте;

применять и объяснять понятия и термины: «государство», «Двуречье», «Месопотамия», «Междуречье», «города-государства»,  «шумеры», «аккадцы», «жрецы», «клинопись», «религия», «гробница», «Шумерская цивилизация»;

развивать хронологические умения;

определять влияние природных условий на жизнь и характер хозяйственной деятельности древних жителей Двуречья;

высказывать собственные суждения в отношении  религиозных воззрений шумеров;

ответить на ключевой вопрос урока: «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?»

Методико-дидактическое обеспечение урока:

Историческая карта «Двуречье в древности», атлас, контурные карты, ученик А.И. Шалагинова, Б.Б. Шалагинова  История древнего мира / Киев, «Педагогическая пресса», 2006, мультимедийная система, презентация к уроку,  флип-чарт и карточки – пазлы, ребусы, карточки с заданиями.

Структура урока

І. Организационный момент  

ІІ. Актуализация опорных знаний

Историческая эстафета «Блиц-турнир» (3 мин.)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Метод «мозгового штурма» (2 мин.)

ІV.Сообщение темы и ожидаемых результатов (2 мин.).

Упражнение «Пазлы»

V. Изучение нового материала

1. Работа с атласом и контурными картами (поисково-исследовательская) (5 мин.)

2. Аналитические исследования согласно учебника, составление сравнительной таблицы (4 мин.).

3. Исследование визуального источника (3 мин.)

4. Промежуточное обобщение (устное осуждение)(2 мин.)

5. Продолжение составления плана урока (2 мин.)

6. Работа в парах «Обучая - учусь». Творческая работа и ее презентация  (5 мин.).

7. Составление опорного конспекта по рассказу учителя (3 мин.)

8. Работа в группах «Гробницы Двуречья» (5 мин.)

9. Сообщение учителя и постановка учебных задач (по желанию) (1мин.)

VІ. Систематизация и обобщение новых знаний.

«Мозговой штурм», «Мои „открытия”», «цепочка», разгадай ребусы, тесты (5 мин.)

VІІ. Подведение итогов урока (2 мин.)

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию (1 мин.).

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний  Слайд 1

Историческая эстафета «Блиц - турнир»

На доске изображено поле, разделенное на дистанции (этапы) согласно количеству вопросов (всего  дорожек три), по которым пройдут команды - участники игры. После того, как ведущий прочитает вопрос, члены команды должны вписать в соответствующую дорожку ответ. Выигрывает та команда, которая даст больше всех правильных ответов.

Вопросы эстафеты: Слайд 2

  1.  На каком материке расположен  Египет? (Африка)
  2.  В какой части Африки? (На северо-востоке)
  3.  На берегах, какой реки? (Нил)
  4.  Как называют правителя Египта? (Фараон)
  5.  Знатные люди Египта? (Вельможи)
  6.  Первая столица Египта? (Мемфис)
  7.  Кто записывал указы фараона? (Писцы)
  8.  Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь? (Шадуф)
  9.  Гробница фараона? (Пирамида)
  10.   Гроб для мумии? (Саркофаг)
  11.   Вера в сверхъестественные силы? (Религия)
  12.  Несвободный человек? (Раб)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

1. С помощью метода «мозгового штурма» учитель предлагает ученикам определиться, опираясь на историю уже изученного Древнего Египта, с чего следует начинать знакомство с Двуречьем, получив такие предложения:

Географическое положение;

Местоположение;

Природно-климатические условия;

Население и хозяйственная деятельность;

Демонстрация страны на настенной карте …

2. Предложенные учениками идеи учитель записывает на доске, как составные плана урока и просит учащихся оставить несколько строчек для того, чтобы в процессе урока дополнить план. Слайд 3. Обратите внимание на иллюстрации, размещенные на слайде. Это ваши помощники – опорные сигналы.

ІV. Представление темы и ожидаемых результатов

Учитель сообщает, что сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в Переднюю Азию, где нас ожидает интересная страна Двуречье. На доске вывешивается флип-чарт, на котором очерчены контуры Двуречья. Перед учителем на столе лежат фрагменты настоящей карты, на обратной стороне которых записаны ожидаемые результаты. Ученики вслух читают написанное, после чего прикрепляют свой пазл на нужное место контурной карты, вследствие чего превращают контурную карту в настенный атлас. Этот атлас будет задействован в конце урока для проведения рефлексии.         

Ожидаемые результаты, вписанные в пазлы и на Слайд 4 «Дерево желаний»:

Характеризовать природно-климатические условия и географическое положение Двуречья и его населения;

Показывать на настенной карте и в атласе территории государств Шумер и Аккад, отмечать их на контурной карте;

Применять и объяснять новые термины и понятия;

Ориентироваться в хронологии событий;

Определять влияние природных условий на жизнь и характер деятельности древних жителей Двуречья;

Высказывать собственные суждения в отношении религиозных воззрений шумеров;

Отвечать на ключевой вопрос урока: «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?» Слайды 5-6

V. Изучение нового материала

1.Работа с атласами и контурными картами (поисково-исследовательская). 

Учитель предлагает ученикам открыть атласы, работая с которыми (из-за отсутствия знаний по данной теме) дети выполняют задания поисково-исследовательского характера, при этом делая пометки на контурной карте:

с помощью условных обозначений на карте охарактеризуйте географическое положение Двуречья;

сравните его с положением Египта;

найдите главные реки Двуречья. Откуда они берут свое начало? Подпишите названия рек на контурной карте;

найдите горы, в которых  берет начало река Евфрат, отметьте их на контурной карте. Что вы знаете о них из географии?

Промежуточное закрепление: Сверим, что у вас получилось. Слайд 7

глядя на карту, ответьте на логическое задание:

Отряд воинов – чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

(Учащиеся способны назвать египтян, фараона-завоевателя Тутмоса III и отметить, что Евфрат, в отличие от Нила, течет с севера на юг (точнее: с северо-запада на юго-восток)).

-Почему это показалось египтянам странным? – спрашивает учитель. С его помощью учащиеся вспоминают, что египтяне до знакомства с Евфратом не знали других больших рек (кроме Нила). Видимо,  течение реки с юга на север казалось им естественным и единственно возможным.  

представьте себе, что вы стоите на берегу Нила с компасом в руке: где расположено Междуречье относительно Египта? (в Передней Азии, на северо-востоке)

2. Аналитические исследования по учебнику

Инструктаж учителя.

Задание для всех учащихся: Найдите на с.74 § 14(учебник А.И. и Б.Б. Шалагиновых) описание природы Южного Междуречья и сравните ее с природой древнего Египта с.49-50 § 8. Заполните сравнительную таблицу.

Индивидуальное задание для 2-х учащихся: 1-му ученику необходимо вписать  в таблицу на доске общие черты, а 2-му ученику – отличия.

Общее

Отличия

После того, как учащиеся справятся с заданием, правильный ответ проектируется на Слайде 8.

Общее

Отличия

это южные страны, где много жарких и солнечных дней в году;

в Египте течет полноводная река Нил, в Междуречье две также никогда не пересыхающие реки Тигр и Евфрат;

реки разливаются;

плодородные почвы;

земледелие – главное занятие населения.

Нил течет с юга на север, а  Евфрат  Тигр – с севера на юг;

Нил – самая длинная река в мире;

Нил разливается с июня по сентябрь, а Тигр и Евфрат – весной;

Двуречье бедное лесом.

3. Исследование визуального источника

Информацию, полученную из атласа и учебника,  учитель предлагает дополнить, исследуя визуальный источник. На экран с помощью мультимедийного проектора выведен отрывок описания Двуречья, сделанный Геродотом.

Слайд 9     ТЕКСТ ОПИСАНИЯ:

Природа Южной Месопотамии

„Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов – судоходен; в юго0восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку – Тигр, на которой лежал город Нин. Из всех стран на свете, насколько я знаю,  эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Диметры – овощи и зерно. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Диметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…. В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие и сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива; листья шли на плетение, из лыка делали веревки; даже древесина – хоть она и не высокого качества – в стране, бедной деревом, служила строительным материалом…”

После изучения документа, учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие синонимы Двуречью приводит автор? Месопотамия (mesos – средний, potamos – река), Вавилония.

- Назовите главное занятие жителей Месопотамии?

Назовите, какие культуры выращивали в Двуречье? Пшеницу, ячмень, финиковую пальму.

Как использовались плоды финиковой пальмы?

4. Промежуточное обобщение (устное обсуждение)

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

- Раскрыли ли мы обозначенные в начале урока направления знакомства с Двуречьем? Как связаны с ними опорные сигналы: река, пустыня, болото, финиковая пальма?

- Чем занимались жители страны? Чем объяснить различия в их занятиях на Севере и на Юге Двуречья? Слайды 10-11

5. Продолжение составления плана урока. 

В дальнейшую структуру плана учитель предлагает внести такие пункты: Слайд 12

- Города-государства Шумера;

- Двуречье – страна глины;

-Религия жителей Двуречья;

- Древние гробницы;

- Конец истории шумеров.

 6. Работа в парах «Обучая - учусь». Творческая работа и ее презентация.

Изложение материала начинается с сообщения названий древнейших городов Шумеры – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. Ученики находят их в атласе и отмечают на контурной карте, визуально (с помощью учителя) знакомятся на Слайды 13-14, после чего, работая в парах, выполняют задания:

1) Найдите в учебнике с. 76 и в приведенном на карточке документе факты,  прочитайте их за 2 минуты: 1-й ученик – описание названных городов; 2-й ученик – описание домов и сооружений в этих городах, после чего (1 мин.) перескажите прочитанное партнеру.

Текст карточки

В Южном Междуречье появилось много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имел внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений.

2) На основе полученных знаний и простого карандаша нарисуйте эскиз улицы или дома в тетради.

Когда ученики справятся с заданием, учитель проектирует на экран рисунок «Внутренний дворик в Междуречье» Слайд 15 и предлагает ученикам сравнить, совпадают ли изображения «художников» в тетрадях, с изображением на экране.

7. Составление опорного конспекта по рассказу учителя.

Материал „Двуречье – страна глины. Религия жителей Двуречья ” изучается по рассказу учителя, в ходе которого учащиеся, используя метод «Выбери главное» («Поймай мысль») составляют в тетрадях опорный конспект, который может выглядеть так:

В Двуречье нет лесов и мало камня.

В стране – неисчерпаемые запасы глины. Слайд 16

Из глины делали кирпичи, полы в домах, тарелки, горшки, бочки, печи,

лампы, гробы, игрушки, таблички, на которых писали…

Клинопись – письмо в Двуречье.

Легенда о том, что Бог слепил человека из глины. 

Религия – многобожие.

Главная роль принадлежала жрецам.

Обожествление сил природы.

Земледельческий культ.

Триада богов: Ану – бог неба, Энлиль – земли и воздуха, Эа – воды.

Иштар – богиня красоты, любви и плодородия. Набу – бог мудрости, покровитель наук, искусств. Энки – владыка земли. Нанна – бог Луны. Слайд 17

8. Робота у группах «Древние гробницы»

Вступительное слово учителя, в котором он напоминает значение понятия «гробница» - усыпальница, ее роль в древнем мире.

Шестиклассники, объединившись в 4 малые группы, с помощью учебника с. 76-77, характеризуют гробницы царей Двуречья.

1группа – Древние гробницы города Ура.

2 группа – Гробница царя Абарги.

3 группа – Гробница царицы Шубад.

4 группа  – Цари умирали не в одиночестве.

После презентации своих ответов групп на экран проектируется Слайд 18.

Учитель анализирует выполнение работы, подытоживает услышанное выводами.

9. Сообщение учителя и постановка задач на следующий урок (по желанию).

Далее учитель сообщает, что около 2330 г. до н.э. с севера на Шумер напал аккадский царь Саргон. В плен попали все цари городов, которые и были принесены в жертву богам. Образовалось одно Аккадское царство. Оно просуществовало сравнительно недолго – 200 лет. Но после его падения шумерам так и не удалось вернуть свою самостоятельность. На месте Шумер образовалось государство со столицей Вавилон. С ним мы познакомимся на следующем уроке.

Нескольким ученикам (по желанию) предлагается подготовить на следующий урок небольшие сообщения:

VІ. Систематизация и  обобщение новых знаний и умений

Систематизация и обобщение приобретенных знаний на уроке может проводиться в виде: А) „мозгового штурма” „Мои „открытия” на сегодняшнем уроке”, в ходе которого ученикам необходимо перечислить не меньше 10 «открытий» - то есть новой информации, услышанной на уроке;

Б) „цепочка” – ученики один за другим, не повторяясь сказанное товарищами, называют свои «открытия».

В) Учащимся предлагается ответить на ключевой вопрос урока «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?». После чего для закрепления демонстрируется Слайд 19.

Г) Разгадайте ребусы: «Междуречье», «клинопись», «Вавилон» Слайд 20.

Д) Объясните словарные слова: Слайд 21.

Е) Ответьте на тестовые задания: Слайды 22-23

VІІ. Подведение итогов урока

Рефлексия

Учитель с учащимися возвращаются к карте – пазлов, созданной в начале урока и предлагает, снимая один за другим фрагменты, соотнести ожидаемые результаты с полученными. В том случае, если они совпали, фрагмент возвращается на место, если нет – откладывается. Целостность карты – свидетельство результативности урока.

Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного материала, его роли в истории Древнего Востока, а так же о том, что Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому, что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. Слайд 24.

VІІІ. Домашнее задание: Слайд 25.

§ 14, с. 74-77 прочитать, ответить на вопросы, выписать в исторический словарь новые термины;

Ученики, которые имеют желание, получают:

1) поисково-исследовательское задание - 

найти материалы и подготовить сообщения:

а) о царе Хаммурапи;

б) о глиняной библиотеке в Ниневии;

2) творческое задание – 

Составить ребусы или кроссворды к новым понятиям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6179. Модели данных: нормализация отношений 80.5 KB
  Модели данных: нормализация отношений. 1НФ. Нормализация отношений Центральная задача проектирования базы данных ЭИС - определение количества отношений и их атрибутного состава. Задача группировки атрибутов в отношения допускает множеств...
6180. Виробнича логістика 76.5 KB
  Виробнича логістика План Поняття виробничої логістики. Традиційна і логістична концепції організації виробництва. Якісна і кількісна гнучкість виробничих систем. Системи управління матеріальними потоками у виробничій логістиці, т...
6181. Транспортна логістика 102.5 KB
  Транспортна логістика План Сутність і задачі транспортної логістики. Вибір виду транспортного засобу. Складання маршрутів руху транспорту. Транспортні тарифи та правила їх застосування. Сутність і задачі транспортної ло...
6182. Создание и редактирование программ в интегрированной среде разработки Turbo Pascal 7.0 (MS-DOS) 63 KB
  Создание и редактирование программ в интегрированной среде разработки Turbo Pascal 7.0 (MS-DOS) Цель: Изучить теоретическую часть, изложенную в разделе Теоретические сведения данной работы и в конспекте лекций. Работая непосредственно ...
6183. Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal (MS-Dos) 198.5 KB
  Выполнение и отладка программ в интегрированной среде программирования Turbo Pascal(MS-Dos) Цель лабораторной работы - выработать навыки практического использования интегрированных сред программирования с целью выполнения и отладки программ на...
6184. Дослідження цілих типів даних 86.5 KB
  Дослідження цілих типів даних Мета лабораторної роботи - дослідити та вивчити систему напередвизначених типів мов Паскаль та Сі, устрій значень напередвизначених типів та операції над значеннями цих типів. Теоретичні відомості Програмні об'єкти...
6185. Дослідження дійсних типів даних 62 KB
  Дослідження дійсних типів даних Теоретичні відомості Змінні дійсного типу можуть містити числа з дробовою частиною. Такі дані можуть бути представлені у двох формах: стандартної десятинній або експоненціальній. Зображення стандартної десятинної форм...
6186. Исследование арифметических операций и математических функций для работ из программными объектами 247.5 KB
  Составить схему алгоритма и написать программу вычисления функции при заданных значениях Алгоритм вычисления функций имеет линейную структуру.
6187. Розподільча логістика 117.5 KB
  Розподільча логістика План Поняття розподільчої логістики. Задачі розподільчої логістики. Логістичні канали та логістичні ланцюги. Розвиток інфраструктури товарних ринків. Ухвалення рішення з побудови системи розподілу...