52837

Электричество. Учись быть бережливым

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Даже страшно подумать об этом Что случилось бы если бы исчез свет Ответы детей. Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал Тьма покрыла бы всё на планете Даже звезды с луною не светят. Солнце звезды запомните это Называют естественными источниками света. И без них день бы в ночь превратился навек Разве сможет без света прожить человек А животные птицы растенья цветы.

Русский

2014-02-19

307 KB

8 чел.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н. учителя ДОШ № 97

Классный час. 2 класс. 

Тема  Электричество. Учись быть бережливым.

Цель: дать элементарные понятия об электричестве, электрическом токе; показать, как прочно электричество вошло в жизнь человека, изменила условия труда и быта; вовлекать  школьников  в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, познавательный интерес; способствовать воспитанию  экологического  сознания  у  детей; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, карточки для работы в группах, предметные картинки.

Ход занятия

I.Организационный момент

II. Работа над темой

1.Рассказ учителя с элементами беседы.

На минутку задумайтесь, дети,

Что была бы за жизнь на планете,

Если б... РАЗ... и не стало вдруг света!

Даже страшно подумать об этом!

  

- Что случилось бы, если бы исчез свет?

(Ответы детей).

Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал,

Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал,

Тьма покрыла бы всё на планете,

Даже звезды с луною не светят.

Солнце, звезды (запомните это!)

Называют естественными источниками света.

И без них день бы в ночь превратился навек,

Разве сможет без света прожить человек?!

А животные, птицы, растенья, цветы?...

Потускнеет весь мир без такой красоты!

Но ведь солнце свой свет только днем дарит нам,

Ну а как же нам быть по ночам, вечерам?

   

    Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (Факел)

 Очень – очень давно первыми осветительными “приборами” были костры и факелы.

                                                                                               

     Шло время и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно.

   Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленноесало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он горел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

                                     

    На смену свечам пришли масляные лампы.

    Масляные лампы сменили лампы керосиновые.

  Керосиновыми их называли, потому что огонь в них поддерживали  при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесные лампы  использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

                                     

    

   В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек.

                                      

  

    Что же пришло на смену керосиновым лампам? Отгадайте загадку.

Я – волшебная лампада,

Зажигать меня не надо.

Как ни дуйте на меня,

Не задуете меня.

                                                   (Электрическая лампа).

   Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад.

  Первую электролампочку изобрёл в 1879 году Томас Эдисон.

                                

    Трубка лампы наполнена специальным газом. Под действием электрического тока в ней начинают быстро двигаться маленькие частички – электроны. Сталкиваясь с частичками газа, электроны создают невидимое для глаза ультрафиолетовое излучение. Внутри стенки лампы покрыты веществом, превращающим это излучение в свет.  

2.  Игра Назови одним словом.

  •  Липа, клён, берёза, дуб. (Деревья).
  •  Стол, кресло, диван, стул. (Мебель).
  •  Ветер, молния, град, дождь. (Природные явления).
  •  Холодильник, пылесос, фен, утюг. (Электроприборы).

3. Игра “Наши помощники”.

                                  

Отгадайте загадки.

  •  Можно легко, не вставая с дивана,

         Мир весь увидеть с большого экрана.

         Папе – футбол, сериалы – для мамы,

         Мне же – мультфильмов весёлых программы. (Телевизор)

  •  Под музыку весёлую

          Я каждый день встаю,

И под неё танцую,

И вместе с ней пою! (Магнитофон)

  •  

Его включают, если надо, -

          И в жаркий день везде прохлада. (Кондиционер).

  •  Он ползёт по всей квартире,

         Завывает: “Насорили!”

Всюду сунет длинный нос.

Вот чистюля – (пылесос).

  •  Тебя с далёким другом

          В минуту свяжет он,

Услышать голос милый

Поможет (телефон).

  •  Любого повара мечта –

         Такая классная (плита).

  •  Он в минуту закипит,

          Этим–то и знаменит!

Не сидим, скучая,

В ожиданье чая. (Электрочайник).

  •  На улице жара всерьёз,

          А у него внутри мороз. (Холодильник)

  •  Раньше все вещи стирали руками. Как это?

         Трудно представить нам с вами.

         Тёрли, ещё (говорят) кипятили.

         Вещи все в мыле,

И прачки все – в мыле.

Всё отстирается

Вмиг гениальной

Незаменимой машиной

(стиральной).

4. Составление правил пользования электроприборами.

    Давайте вспомним, как нужно обращаться с электроприборами. 

  •  Нельзя включать в одну розетку сразу много электроприборов.
  •  Перед включением электроприбора убедись в том, что провод, вилка и розетка не повреждены.
  •  Нельзя тянуть  провод, включенный в розетку.
  •  Нельзя включать электроприборы мокрыми руками.
  •  Знай, любые провода

          Повреждённые – беда!

          Ведь они опасны слишком –

          Замыкание как вспышка!

5.  Слово учителя.  

    Что же заставляет работать все эти приборы?

Тружусь я без устали, милые детки,

Кручу вентилятор и грею утюг,

И ​вилкой меня достают из розетки,

Хоть я не селёдка, не перчик, не лук.

(Электрический ток).

Над вопросом:  «Как можно продлить свету век?»  -

Размышлял долго, думал, мудрил человек.

После долгих стараний величественно

Человек вводит в жизнь ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

                                       

  

    Электричество в наши дома, на улицы и фабрики приходит с больших электростанций, которые производят его очень много. Электростанции вырабатывают электричество при помощи быстрых, бурных рек или тепла от сжигаемого угля или нефти или же атомной энергии. Электричество поступает по толстым проводам – кабелям. Кабели, подвешенные высоко над землёй на опорах, несут электричество в города. В городах под землёй к каждому дому проложены кабели. Затем электрический ток течёт по всему дому по проводам, встроенным в стены.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

  Чтобы добыть электроэнергию необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества.  

В нашем доме свет погас,

Сделалось темно.

Светит в этот поздний час

Лишь Луна в окно.

Вдруг исчезла, скрылась с глаз!

Эй, Луна, ау!

Ловко спряталась от нас.

Где искать Луну?

То ли скрыл её в волне

Чёрных туч поток,

То ли тоже на Луне

Отключили ток.

                                                                                                  Владимир Бредихин.    

6. Физкульминутка.

  Электрический кот

У нас живет в розетке ток.

Мне объяснить никто не смог,

Что он за зверь, что он за цапля,

Что может клюнуть, или цапнуть.

Кто он такой, тот самый ток,

Что не похож на молоток,

Но может стукнуть и ударить,

Когда рукой в розетке шарить.

Ведь может он не ток, а кот?

И очень любит молоко.

Когда в розетку капнешь каплю,

Фырчит как кот, а не как цапля.

Я приручу токо-кота

И маме покажу, когда

Она придет домой с работы -

Поглажу ток с улыбкой.

Вот как!

(Движения выполняются по содержанию).

7.   Работа в парах.

    Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сэкономить  энергию.

  Вычеркните одинаковые буквы в каждом столбике и в каждой строчке этих квадратов, и вы узнаете, что же нужно делать.

А

К

Ж

Э

Ч

А

М

Е

П

Н

Р

М

У

Ш

Р

Ч

У

Ш

В

О

П

Э

О

В

Д

Ц

Е

Н

Ц

Д

Б

К

Ж

Ч

Р

Ь

                                                                (Беречь)

  Какого человека называют бережливым?

                                  

8. Слово учителя.

     Давайте узнаем, как можно беречь электричество.

     В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. Такая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный для глаз. Он лучше распространяется по помещению. Энергосберегающая лампа работает в 15 раз дольше, чем обычная, а электрической энергии потребляет меньше. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что после отработки, они требуют специальной утилизации, так как содержат пары ртути и выбрасывать их категорически запрещено!

                                   

9. Составление правил бережливости.

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже!

                               

10. Работа в группах.

   Определите, сколько предметов в этом доме потребляют электроэнергию? Что нужно выключить?  (Приложение ). (27 предметов).

Папа с мамой возвратясь,

Сильно удивились:

Во всех комнатах средь дня

Лампочки светились.

В телевизоре - кино,

Музыка играет,

Два компьютера гудят,

А Денис читает.

Свет напрасно жечь нельзя

Вы усвойте, детки,

А не то не будет вам

Денег на конфетки. (Виталий Свиридофф)

Правила бережливости

  •  Экономия электроэнергии важная задача для каждого из нас. Наряду с этим мы должны экономить и тепло в наших жилищах.

         Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома,

         Вы окошки утеплите – и в тепле себе живите!

                                      

  •  Экономить электроэнергию можно и на кухне – достаточно, чтобы дно кастрюли плотно прилегало к конфорке. При варке необходимо закрывать крышку кастрюли. Вскипятив чайник, налейте себе необходимое количество кипятка, а остальное вылейте в термос, чтобы не кипятить каждый раз.

                                        

  •  Умные хозяйки и хозяева стирают, помня об энергии. Используйте емкость стиральной машины оптимально и стирайте слегка загрязненные вещи при низкой температуре и без предварительной стирки.

11. Конкурс рисунков “Как я берегу электроэнергию”.

12. Выставка работ.

III. Итог занятия. Рефлексия

  - Чем заинтересовало вас занятие? Что нового вы узнали?

 Продолжите фразы:

Я узнал…

Я научился…

Я буду…

   Мы говорили об  экономии электричества в наших домах. Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли это ЗАВТРА? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Судьба нашей планеты напрямую зависит от каждого из нас, от бережного отношения к  природныем ресурсам!

Давайте к свету относиться экономно!

Зря не использовать, а если тратить — скромно!

Ведь в наших силах этот мир сберечь!

Давайте же не будем свет понапрасну жечь!

Литература:

  1.  Апельсин. Детский журнал для умных детей и весёлых родителей. - № 6, 2005.
  2.  Всё обо всём. Привычные вещи. – М.: Планета детства, 2000.
  3.  Детская энциклопедия. – М.: Росмэн, 1994.
  4.  Капелька и искорка учат экономить энергию. Книжка-раскраска для маленьких. – СПб.: Дети Балтики, 2001.
  5.  Малые жанры русского фольклора. – М.: Высш. шк., 1986.
  6.  Познайка. Детский игровой журнал. - № 4, 2011.
  7.  Энциклопедия школьника. 4000 увлекательных фактов. – М.: Махаон, 2006.

             Приложение

               Карточка для работы в группе

                                          

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17883. ПОВЕДЕНИЕ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 135.85 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПОВЕДЕНИЕ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Выявить основные характеристики совершенно конкурентного товарного рынка СКрынка объяснить неспособность невозможность воздействия СКфирм на рыночну...
17884. ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 185.05 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть понятие монополии условия её образования поведение монопольных рыночных структур при различных факторах внешней среды. Выяснить условия и последстви
17885. ПРАКТИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА 25.15 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПРАКТИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Выяснить особенности спроса и предложения труда обозначить факторы определяющие изменения спроса и предложения труда. Обосновать правило найма рабочей силы и правило
17886. ПРАКТИКА ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 31.22 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПРАКТИКА ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Определить условия общего и частичного равновесия ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ 1. Уравнения потребительского спроса. Спрос отдельного потребителя на каждо
17887. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА ПРАКТИКЕ 99.48 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА ПРАКТИКЕ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Определить ключевые понятия в экономической роли государства на практике выявить основные причины отказа рынка или фиаско рынка познакомиться с различными вариантами ...
17888. Микроэкономика. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины 216.5 KB
  Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины Микроэкономика для студентов обучающихся по направлениям 0305 Экономика и предпринимательство и Менеджмент всех форм обучения Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины ...
17889. СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ 277 KB
  Тема 1 . СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ПЛАН Поняття світового господарства 2. Загальне поняття €œміжнародна економіка€ 3. Загальноцивілізаційні економічні ознаки та критерії. Пре...
17890. ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ 204 KB
  Тема 2 . ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ ПЛАН Критерії виділення підсистем світового господарства. Основні показники розвитку світового господарства. Групи країн у світовій економіці. Класифікації країн за метод...
17891. ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ 101 KB
  Тема 3 . ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ ПЛАН 1. Концепції глобальної економічної системи 2. Головні елементи міжнародної економічної системи 3. Моделі економічного розвитку 1. Концепції глобальної економічної системи Світов...