52923

Этимология приходит на помощь

Научная статья

Педагогика и дидактика

Этимология приходит на помощь Одно из направлений работы учителя языковеда углублённое исследование слова как единицы языка изучение его семантики строения орфографии. Например на уроке русского языка в 5м классе задаю вопрос заставляющий задуматься: Что общего между словами капитан и капуста . Вывод к которому подводим детей: оба слова родственники по происхождению произошли от латинского слова cput голова по латыни для капусты голова это её шаровидная форма а для капитана голова ...

Русский

2014-02-20

37.5 KB

1 чел.

Статья для журнала «Відкритий урок»

Короткова Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

УВК Новоазовской ОШ I-II ст. №1

лицея «Успех»

Донецкой области

«Этимология приходит на помощь»

Одно из направлений работы учителя - языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка, изучение его семантики, строения, орфографии. Богатейший материал для решения этого вопроса даёт раздел русского языка этимология (наука о происхождении слов).

На воображаемой Машине Времени учитель и ученики «летят» в старые добрые времена и делают маленькие открытия, поражающие воображения. Привлечь внимание детей, заинтересовать необычным, удивить, активизировать их деятельность на уроке можно, создавая проблемные ситуации.

Например, на уроке русского языка в 5-м классе задаю вопрос, заставляющий задуматься: «Что общего между словами капитан и капуста ?». В ходе размышлений о значении этих слов выясняем:

1) общая часть слов – кап;

2) слово капуста – овощ в форме шара, головки;

3) слово капитан – главный человек на корабле или командир спортивной команды, глава, голова.

В ходе беседы уточняем, что слово капитан – многозначное (добавляя, капитан – офицерское звание, чин в армии).

Вывод, к которому подводим детей: оба слова – «родственники» по происхождению, произошли от латинского слова caput – голова по латыни (для капусты голова – это её шаровидная форма, а для капитана голова – это ум, знание, которое помогают иногда в считанные секунды принимать верные решения в критической ситуации).

И таких проблемных вопросов можно предлагать множество, активизируя мыслительную деятельность учеников:

1) Задумывались ли вы, почему мясо свиньи – свинина, курицы – курятина, утки утятина, а коровы не «коровятина», а говядина ? (раньше быка называли «говяд», отсюда название мяса - говядина).

2) найди общее в происхождении слов: «бинокль», «око», «окно».

(Все эти слова связаны со словом «глаз», «око».

Бинокль (от лат. Binocle – пенсне, приспособление для пары глаз, bi – 2, ocl, oculus - глаз).

Око – поэтическое, устаревшее название для слова «глаз».

Окно – отверстие в стене для света и воздуха, по форме напоминающее глаз).

3) являются ли родственными по происхождению слова «ошейник», «жерло», «ожерелье».

(Ошейник – то, что расположено  возле шеи собаки. Жерло – от  древнерусского «устье», «горло» – то,что находится в области шеи. Ожерелье-украшение на шее женщины, «о» – около, вокруг ее шеи,  «жерла» – горла. Следовательно, эти слова – родственные  по происхождению).

Использую принцип «учимся - играя».

История слов загадок полна,

            Откуда пришли, почему?

Корабль – от «коры»,

Шиповник от «шип»,

А от чего «кенгуру»?

Мы тайны раскроем,

Загадки решим,

Поставим все точки над I,

Этимология, наш помощник и друг,

Выручи и помоги!

(История слова «кенгуру» очень интересна. Когда  англичане впервые приехали в Австралию, то увидели неизвестных и удивительных животных, быстро передвигающихся по открытым просторам, прыгая на длинных и мощных лапах. Они спросили у аборигенов: «Как эти животные называются?». Местные жители ответили: «Кенгуру»! Что обозначало: «Не понимаем!». Англичане решили, что именно так  и называются эти животные).

Отсылаю детей за ответами на подобные вопросы  к этимологическому словарю

(Г.П. Цыганенко «Этимологический русского языка», К., «Радянська школа », 1989 г.)

Есть темы в курсе русского языка, в которых без этимологии не обойтись. Изучая приставки «при», «пре» (5 класс), привожу пример анализа слова «Президент».От латинского «сидящий впереди»-руководитель государства, решающий важнейшие вопросы, приставка  «пре» – близка «пере».Можно предложить ребятам  подумать над вопросом: « Является ли родственным по происхождению слово «президиум» ? Как  могут ученики объяснить  его лексическое значение? (Уважаемые люди ,почетные гости, сидящие впереди всех).

Помогает этимология и толковать, осмысливать термины, зачастую имеющие иноязычное происхождение. Так, синтаксис – с греческого  «построение войска»  для русского языка трансформировалось в мирное – построение предложения и словосочетания. Пунктуация как разлел языка связано со знаками : от латинского «пунктум» - точка.

Следовательно, этимологический анализ слов  ( в  сочетании с выяснением лексического значения, строения слова ) дает возможность глубоко, а не поверхностно  изучить программный материал, заинтересовать  детей, представив язык – явлением  историческим, некоей рекой, текущей во времени и пространстве, задающим  многочисленные загадки, требующие от нас, учителей и детей, особого подхода. И ключом к их разрешению будет наша помощница – этимология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13364. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО НЕЙРОНА 835.5 KB
  Определены основные механизмы работы синапса биологического нейрона, в которую входят: воссоздание пороговых принципов ограничения потенциала нейрона, а также торможения и возбуждения с их временными зависимостями; предложена система уравнений, описывающих работу модели нейрона; разработан алгоритм работы модели биологического нейрона
13365. Дослідження первинних вимірювальних перетворювачів неелектричних величин 215 KB
  Звіт з лабораторної роботи №2: Дослідження первинних вимірювальних перетворювачів неелектричних величин 1. Тема роботи: Дослідження первинних вимірювальних перетворювачів неелектричних величин. 2. Мета роботи: 1.Ознайомитися з конструкцією і принципом дії...
13366. Дослідження релейних елементів в автоматиці 95 KB
  Звіт з лабораторної роботи №3: Дослідження релейних елементів в автоматиці 1. Тема роботи: Дослідження релейних елементів в автоматиці. 2. Мета роботи: 1.Ознайомитися з будовою і принципом дії реле : електромагнітних на герконах та тригерах. 2. Експериментально в...
13367. Дослідження підсилювачів 223.5 KB
  1. Тема роботи: Дослідження підсилювачів.. 2. Мета роботи: 1.Ознайомитися з конструкцією і принципом дії підсилювачів: біполярного напівпровідникового магнітного гідравлічного та пневматичного. 2. Практично визначити статичні характеристики та коефіцієнти підсиле...
13368. Дослідження логічних елементів (ЛЕ) 3.86 MB
  Лабораторна робота №3 1.Тема: Дослідження логічних елементів ЛЕ 2.Мета роботи: 1.Вивчити будову і принцип роботи безконтактних логічних елементів на інтегральних мікросхемах. 2.Навчитись розпізнавати основні логічні функції на базових логічних елементах АБО І...
13369. Дослідження об’єкту регулювання 155.5 KB
  1. Тема роботи: Дослідження обєкту регулювання. 2. Мета роботи: 1.1.Вивчити методику експериментального дослідження статичних і динамічних характеристик обєкту регулювання. 1.2.Навчитись експериментально визначити основні параметри об'єкту. 3.Короткі теоретичн
13370. Дослідження автоматичних вимірювальних приладів 175.5 KB
  1. Тема роботи:Дослідження автоматичних вимірювальних приладів 2. Мета роботи: 2.1.Вивчити основні вимірювальні кола автоматики; 2.2.Ознайомитись з будовою і принципом дії автоматичного електронного моста автоматичного електронного компенсатора і автоматичного при...
13371. Дослідження автоматичної системи регулювання температури 371.5 KB
  Лабораторна робота №8 на тему: Дослідження автоматичної системи регулювання температури 1.Мета роботи 1. Дослідити систему автоматичного регулювання АСР температури та визначити динамічні характеристики обєкта керування. 2. Теоретичні відомості 2....
13372. Створення тестів в MS Excel 242 KB
  Автори: Бондар Н.П. Глушак О.М. Дисципліна Інформаційні технології та ТЗН ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №18. Тема: Створення тестів в MS Excel. Мета: Формувати практичні вміння та навички роботи розроблювати дидактичні матеріали з автоматичним визначенням правильно...