52923

Этимология приходит на помощь

Научная статья

Педагогика и дидактика

Этимология приходит на помощь Одно из направлений работы учителя языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка изучение его семантики строения орфографии. Например на уроке русского языка в 5м классе задаю вопрос заставляющий задуматься: Что общего между словами капитан и капуста . Вывод к которому подводим детей: оба слова – родственники по происхождению произошли от латинского слова cput – голова по латыни для капусты голова – это её шаровидная форма а для капитана голова –...

Русский

2014-02-20

37.5 KB

1 чел.

Статья для журнала «Відкритий урок»

Короткова Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

УВК Новоазовской ОШ I-II ст. №1

лицея «Успех»

Донецкой области

«Этимология приходит на помощь»

Одно из направлений работы учителя - языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка, изучение его семантики, строения, орфографии. Богатейший материал для решения этого вопроса даёт раздел русского языка этимология (наука о происхождении слов).

На воображаемой Машине Времени учитель и ученики «летят» в старые добрые времена и делают маленькие открытия, поражающие воображения. Привлечь внимание детей, заинтересовать необычным, удивить, активизировать их деятельность на уроке можно, создавая проблемные ситуации.

Например, на уроке русского языка в 5-м классе задаю вопрос, заставляющий задуматься: «Что общего между словами капитан и капуста ?». В ходе размышлений о значении этих слов выясняем:

1) общая часть слов – кап;

2) слово капуста – овощ в форме шара, головки;

3) слово капитан – главный человек на корабле или командир спортивной команды, глава, голова.

В ходе беседы уточняем, что слово капитан – многозначное (добавляя, капитан – офицерское звание, чин в армии).

Вывод, к которому подводим детей: оба слова – «родственники» по происхождению, произошли от латинского слова caput – голова по латыни (для капусты голова – это её шаровидная форма, а для капитана голова – это ум, знание, которое помогают иногда в считанные секунды принимать верные решения в критической ситуации).

И таких проблемных вопросов можно предлагать множество, активизируя мыслительную деятельность учеников:

1) Задумывались ли вы, почему мясо свиньи – свинина, курицы – курятина, утки утятина, а коровы не «коровятина», а говядина ? (раньше быка называли «говяд», отсюда название мяса - говядина).

2) найди общее в происхождении слов: «бинокль», «око», «окно».

(Все эти слова связаны со словом «глаз», «око».

Бинокль (от лат. Binocle – пенсне, приспособление для пары глаз, bi – 2, ocl, oculus - глаз).

Око – поэтическое, устаревшее название для слова «глаз».

Окно – отверстие в стене для света и воздуха, по форме напоминающее глаз).

3) являются ли родственными по происхождению слова «ошейник», «жерло», «ожерелье».

(Ошейник – то, что расположено  возле шеи собаки. Жерло – от  древнерусского «устье», «горло» – то,что находится в области шеи. Ожерелье-украшение на шее женщины, «о» – около, вокруг ее шеи,  «жерла» – горла. Следовательно, эти слова – родственные  по происхождению).

Использую принцип «учимся - играя».

История слов загадок полна,

            Откуда пришли, почему?

Корабль – от «коры»,

Шиповник от «шип»,

А от чего «кенгуру»?

Мы тайны раскроем,

Загадки решим,

Поставим все точки над I,

Этимология, наш помощник и друг,

Выручи и помоги!

(История слова «кенгуру» очень интересна. Когда  англичане впервые приехали в Австралию, то увидели неизвестных и удивительных животных, быстро передвигающихся по открытым просторам, прыгая на длинных и мощных лапах. Они спросили у аборигенов: «Как эти животные называются?». Местные жители ответили: «Кенгуру»! Что обозначало: «Не понимаем!». Англичане решили, что именно так  и называются эти животные).

Отсылаю детей за ответами на подобные вопросы  к этимологическому словарю

(Г.П. Цыганенко «Этимологический русского языка», К., «Радянська школа », 1989 г.)

Есть темы в курсе русского языка, в которых без этимологии не обойтись. Изучая приставки «при», «пре» (5 класс), привожу пример анализа слова «Президент».От латинского «сидящий впереди»-руководитель государства, решающий важнейшие вопросы, приставка  «пре» – близка «пере».Можно предложить ребятам  подумать над вопросом: « Является ли родственным по происхождению слово «президиум» ? Как  могут ученики объяснить  его лексическое значение? (Уважаемые люди ,почетные гости, сидящие впереди всех).

Помогает этимология и толковать, осмысливать термины, зачастую имеющие иноязычное происхождение. Так, синтаксис – с греческого  «построение войска»  для русского языка трансформировалось в мирное – построение предложения и словосочетания. Пунктуация как разлел языка связано со знаками : от латинского «пунктум» - точка.

Следовательно, этимологический анализ слов  ( в  сочетании с выяснением лексического значения, строения слова ) дает возможность глубоко, а не поверхностно  изучить программный материал, заинтересовать  детей, представив язык – явлением  историческим, некоей рекой, текущей во времени и пространстве, задающим  многочисленные загадки, требующие от нас, учителей и детей, особого подхода. И ключом к их разрешению будет наша помощница – этимология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36255. Архитектура операционной системы (ОС). Требования, предъявляемые к ОС: расширяемость, переносимость, совместимость, безопасность. Состав ОС 114 KB
  Архитектура операционной системы ОС. Функциональная сложность операционной системы неизбежно приводит к сложности ее архитектуры под которой понимают структурную организацию ОС на основе различных программных модулей. Обычно в состав ОС входят: исполняемые и объектные модули стандартных для данной ОС форматов; библиотеки разных типов; модули исходного текста программ; программные модули специального формата например загрузчик ОС драйверы вводавывода; конфигурационные файлы; файлы документации; модули справочной системы и т. Большинство...
36256. Функция, процедуры и службы администрирования. Объекты администрирования. Обязанности и права системного администратора информационных систем 37.5 KB
  Службы: необходимы для облегчения администрирования работы и защиты сетей. Пример существующих служб: службы управления конфигурацией контролем характеристик ошибочными ситуациями учетам и безопасностью; службы управления общего пользования; информационные службы; интеллектуальные службы; службы регистрации сбора и обработки информации; службы планирования и развития.
36257. Служба сопровождения пользователей, расширенная техническая поддержка, корпоративные проекты. Инструменты и средства службы технической поддержки. (Action Request System) 53 KB
  Инструменты и средства службы технической поддержки. Техническая поддержка спектр задач Чтобы обеспечить конечным пользователям наилучшее обслуживание и оптимально использовать ресурсы службы сопровождения используется трехуровневая модель организации службы поддержки пользователей. Возможны и другие алгоритмы организации технической поддержки. Как правило организация службы сопровождения изначально обусловлена производственной необходимостью а именно оказанием технической поддержки конечным пользователям.
36258. Интеллектуальные службы администрирования. Современные программные продукты крупных компьютерных сетей (Cfengine) 104 KB
  Знания о предметной области необходимые для работы ЭС определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы. Главным достоинством ЭС является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. При решении задач требующих обработки большого объема знаний возможность возникновения ошибки при переборе очень мала. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может...
36259. Обеспечение информационной безопасности. Система обнаружения атак RealSecure: назначение, компоненты, возможности 83.5 KB
  Система обнаружения атак RelSecure: назначение компоненты возможности. Система RelSecure Система обнаружения атак RelSecure разработана американской компанией Internet Security Systems Inc. Система RelSecure – это интеллектуальный анализатор пакетов с расширенной базой сигнатур атак который позволяет обнаруживать враждебную деятельность и распознавать атаки на узлы Вашей корпоративной сети. Система RelSecure построена по технологии анализа сетевых пакетов в реальном масштабе времени reltime pcket nlysis относится к...
36260. Аппаратно-программные платформы администрирования. Административная консоль Exchange. Средства мониторинга серверов и трассировки сообщений 92.5 KB
  Средства мониторинга серверов и трассировки сообщений. Внешний вид административной консоли сервера Exchnge Из утилиты администрирования возможно выполнение таких функций как: создание модификация и удаление объектов каталога; создание настройка и удаление коннекторов; настройка синхронизации каталогов и репликации общих папок; контроль за состоянием серверов путем создания и запуска мониторов; установка степени подробности диагностических сообщений; трассировка сообщений; экспорт и импорт объектов...
36261. Службы Windows. Назначение и управление службами. Журнал событий. Планировщик заданий 130 KB
  Отключено Авто или Вручную У службы есть три возможности запуска: Отключено Эта служба никогда не стартует. Вручную Эта служба не будет запущена автоматически но возможен её запуск через другую службу или программу. Оставьте тип запуска Вручную если Вы не подключены к локальной сети.Оставьте его запускаемым Вручную.
36262. Технологии сбора информации 250.5 KB
  Технологии сбора информации. Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Обмен информацией это процесс в ходе которого источник информации ее передает а получатель принимает.
36263. Хранение информации. Структура базовой информационной технологии 130 KB
  Хранение информации данных не является самостоятельной фазой в информационном процессе а входит в состав фазы обработки. Различают структурированные данные в которых отражаются отдельные факты предметной области это основная форма представления данных в СУБД и неструктурированные произвольные по форме включающие и тексты и графику и прочие данные. Эта форма представления данных широко используется например в Интернеттехнологиях а сами данные предоставляются пользователю в виде отклика поисковыми системами. Организация того или...