52923

Этимология приходит на помощь

Научная статья

Педагогика и дидактика

Этимология приходит на помощь Одно из направлений работы учителя языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка изучение его семантики строения орфографии. Например на уроке русского языка в 5м классе задаю вопрос заставляющий задуматься: Что общего между словами капитан и капуста . Вывод к которому подводим детей: оба слова – родственники по происхождению произошли от латинского слова cput – голова по латыни для капусты голова – это её шаровидная форма а для капитана голова –...

Русский

2014-02-20

37.5 KB

1 чел.

Статья для журнала «Відкритий урок»

Короткова Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

УВК Новоазовской ОШ I-II ст. №1

лицея «Успех»

Донецкой области

«Этимология приходит на помощь»

Одно из направлений работы учителя - языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка, изучение его семантики, строения, орфографии. Богатейший материал для решения этого вопроса даёт раздел русского языка этимология (наука о происхождении слов).

На воображаемой Машине Времени учитель и ученики «летят» в старые добрые времена и делают маленькие открытия, поражающие воображения. Привлечь внимание детей, заинтересовать необычным, удивить, активизировать их деятельность на уроке можно, создавая проблемные ситуации.

Например, на уроке русского языка в 5-м классе задаю вопрос, заставляющий задуматься: «Что общего между словами капитан и капуста ?». В ходе размышлений о значении этих слов выясняем:

1) общая часть слов – кап;

2) слово капуста – овощ в форме шара, головки;

3) слово капитан – главный человек на корабле или командир спортивной команды, глава, голова.

В ходе беседы уточняем, что слово капитан – многозначное (добавляя, капитан – офицерское звание, чин в армии).

Вывод, к которому подводим детей: оба слова – «родственники» по происхождению, произошли от латинского слова caput – голова по латыни (для капусты голова – это её шаровидная форма, а для капитана голова – это ум, знание, которое помогают иногда в считанные секунды принимать верные решения в критической ситуации).

И таких проблемных вопросов можно предлагать множество, активизируя мыслительную деятельность учеников:

1) Задумывались ли вы, почему мясо свиньи – свинина, курицы – курятина, утки утятина, а коровы не «коровятина», а говядина ? (раньше быка называли «говяд», отсюда название мяса - говядина).

2) найди общее в происхождении слов: «бинокль», «око», «окно».

(Все эти слова связаны со словом «глаз», «око».

Бинокль (от лат. Binocle – пенсне, приспособление для пары глаз, bi – 2, ocl, oculus - глаз).

Око – поэтическое, устаревшее название для слова «глаз».

Окно – отверстие в стене для света и воздуха, по форме напоминающее глаз).

3) являются ли родственными по происхождению слова «ошейник», «жерло», «ожерелье».

(Ошейник – то, что расположено  возле шеи собаки. Жерло – от  древнерусского «устье», «горло» – то,что находится в области шеи. Ожерелье-украшение на шее женщины, «о» – около, вокруг ее шеи,  «жерла» – горла. Следовательно, эти слова – родственные  по происхождению).

Использую принцип «учимся - играя».

История слов загадок полна,

            Откуда пришли, почему?

Корабль – от «коры»,

Шиповник от «шип»,

А от чего «кенгуру»?

Мы тайны раскроем,

Загадки решим,

Поставим все точки над I,

Этимология, наш помощник и друг,

Выручи и помоги!

(История слова «кенгуру» очень интересна. Когда  англичане впервые приехали в Австралию, то увидели неизвестных и удивительных животных, быстро передвигающихся по открытым просторам, прыгая на длинных и мощных лапах. Они спросили у аборигенов: «Как эти животные называются?». Местные жители ответили: «Кенгуру»! Что обозначало: «Не понимаем!». Англичане решили, что именно так  и называются эти животные).

Отсылаю детей за ответами на подобные вопросы  к этимологическому словарю

(Г.П. Цыганенко «Этимологический русского языка», К., «Радянська школа », 1989 г.)

Есть темы в курсе русского языка, в которых без этимологии не обойтись. Изучая приставки «при», «пре» (5 класс), привожу пример анализа слова «Президент».От латинского «сидящий впереди»-руководитель государства, решающий важнейшие вопросы, приставка  «пре» – близка «пере».Можно предложить ребятам  подумать над вопросом: « Является ли родственным по происхождению слово «президиум» ? Как  могут ученики объяснить  его лексическое значение? (Уважаемые люди ,почетные гости, сидящие впереди всех).

Помогает этимология и толковать, осмысливать термины, зачастую имеющие иноязычное происхождение. Так, синтаксис – с греческого  «построение войска»  для русского языка трансформировалось в мирное – построение предложения и словосочетания. Пунктуация как разлел языка связано со знаками : от латинского «пунктум» - точка.

Следовательно, этимологический анализ слов  ( в  сочетании с выяснением лексического значения, строения слова ) дает возможность глубоко, а не поверхностно  изучить программный материал, заинтересовать  детей, представив язык – явлением  историческим, некоей рекой, текущей во времени и пространстве, задающим  многочисленные загадки, требующие от нас, учителей и детей, особого подхода. И ключом к их разрешению будет наша помощница – этимология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81675. Типология литературной критики с точки зрения метода литературно-критической деятельности 31.86 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. В качестве рабочих определений можно предложить следующие: публицистическая филологическая и философская критика. Публицистическая критика в оценке литературных явлений идет от жизни выясняя в первую очередь их общественное звучание. Такова декабристская критика критика Белинского 1840х годов революционнодемократическая критика шестидесятников народническая марксистская критика.
81676. Типология литературной критики с точки зрения идеологической основы, принципиальных позиций анализа и оценки литературного произведения 36.18 KB
  Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к своей почве к народным национальным началам. Достоевского. пример: Статья Михайловскогомарксистская редактора Отечественных записок против Достоевского Жестокий талант 1882 выглядит ясной по мысли политической позиции хотя и односторонней по выводам. Он чутко уловил в 1902 году что звезда Достоевского повидимому вновь загорается.
81678. Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма. Принципы критики, изложенные М.В. Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста» 33.33 KB
  Для критика постыдны небрежность невежество поспешность стремление красть у коголибо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе. Обязанность журналов состоит в том чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела либо о некоторых подробностях выполнения. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику который хотел бы...
81679. Критика просветительского реализма. Критическая деятельность А.Н.Радищева, Н.И.Новикова,И.А.Крылова,В.И.Лукина и др.Н.И.Новиков как создатель 1й рус.литерат.энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» 34.82 KB
  Оживление журнальной и книгоиздательской деятельности во многом изменили характер и проблематику литературно-критических споров: от обсуждения вопросов версификации выдержанности жанрового канона стилевых и грамматических норм критики обращаются к постановке более широкого круга проблем: подражательности и самобытности литературы природы писательского таланта роли отдельных жанров в современном литературном процессе назначения сатиры исторического пути развития отечественной словесности и др. Развитию литературной критики способствовал...
81680. Сентименталистская критика. Типологический анализ литературно-критических статей Н.М.Карамзина («Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», предисловие к переводу «Юлия Цезаря» Шекспира, «Пантеон российских авторов» и др.) 37.9 KB
  Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни государственному бытию свойственное эпохе классицизма сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной подчеркивали внесословную ценность личности нельзя не вспомнить карамзинское: И крестьянки любить умеют. В произведениях русских писателейсентименталистов Н М Карамзина П. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николаи Михайлович Карамзин 1766 1826. Многогранная деятельность...
81681. Развитие журналистики как стимул развития русской критики 18в.(проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания). «Московский журнал» Н.М.Карамзина 32.38 KB
  проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания. Московский журнал Н. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития.
81682. Біологічне, психічне і соціальне в людині 25.58 KB
  Тобто людина є біологічним творінням. Однак як і будьякий біологічний вид людина характеризується певною сукупністю видових ознак. Кожна людина унікальна неповторна своєрідна в практичній діяльності.
81683. Взаємодія свободи і необхідності в житті людини 27.07 KB
  Природа та класифікація цінностей За традиційною класифікацією цінності поділяють на матеріальні цінності які існують у формі речей одяг продукти харчування техніка храм картина і духовні моральні релігійні художні політичні та ін. Їх також не можна однозначно кваліфікувати як матеріальні чи духовні цінності. При цьому матеріальними цінностями їх іноді називають благами вважають економічні технічні і вітальні стан здоров\'я екології цінності які задовольняють тілесне буття людини а духовними релігійні святість...