52923

Этимология приходит на помощь

Научная статья

Педагогика и дидактика

Этимология приходит на помощь Одно из направлений работы учителя языковеда углублённое исследование слова как единицы языка изучение его семантики строения орфографии. Например на уроке русского языка в 5м классе задаю вопрос заставляющий задуматься: Что общего между словами капитан и капуста . Вывод к которому подводим детей: оба слова родственники по происхождению произошли от латинского слова cput голова по латыни для капусты голова это её шаровидная форма а для капитана голова ...

Русский

2014-02-20

37.5 KB

1 чел.

Статья для журнала «Відкритий урок»

Короткова Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

УВК Новоазовской ОШ I-II ст. №1

лицея «Успех»

Донецкой области

«Этимология приходит на помощь»

Одно из направлений работы учителя - языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка, изучение его семантики, строения, орфографии. Богатейший материал для решения этого вопроса даёт раздел русского языка этимология (наука о происхождении слов).

На воображаемой Машине Времени учитель и ученики «летят» в старые добрые времена и делают маленькие открытия, поражающие воображения. Привлечь внимание детей, заинтересовать необычным, удивить, активизировать их деятельность на уроке можно, создавая проблемные ситуации.

Например, на уроке русского языка в 5-м классе задаю вопрос, заставляющий задуматься: «Что общего между словами капитан и капуста ?». В ходе размышлений о значении этих слов выясняем:

1) общая часть слов – кап;

2) слово капуста – овощ в форме шара, головки;

3) слово капитан – главный человек на корабле или командир спортивной команды, глава, голова.

В ходе беседы уточняем, что слово капитан – многозначное (добавляя, капитан – офицерское звание, чин в армии).

Вывод, к которому подводим детей: оба слова – «родственники» по происхождению, произошли от латинского слова caput – голова по латыни (для капусты голова – это её шаровидная форма, а для капитана голова – это ум, знание, которое помогают иногда в считанные секунды принимать верные решения в критической ситуации).

И таких проблемных вопросов можно предлагать множество, активизируя мыслительную деятельность учеников:

1) Задумывались ли вы, почему мясо свиньи – свинина, курицы – курятина, утки утятина, а коровы не «коровятина», а говядина ? (раньше быка называли «говяд», отсюда название мяса - говядина).

2) найди общее в происхождении слов: «бинокль», «око», «окно».

(Все эти слова связаны со словом «глаз», «око».

Бинокль (от лат. Binocle – пенсне, приспособление для пары глаз, bi – 2, ocl, oculus - глаз).

Око – поэтическое, устаревшее название для слова «глаз».

Окно – отверстие в стене для света и воздуха, по форме напоминающее глаз).

3) являются ли родственными по происхождению слова «ошейник», «жерло», «ожерелье».

(Ошейник – то, что расположено  возле шеи собаки. Жерло – от  древнерусского «устье», «горло» – то,что находится в области шеи. Ожерелье-украшение на шее женщины, «о» – около, вокруг ее шеи,  «жерла» – горла. Следовательно, эти слова – родственные  по происхождению).

Использую принцип «учимся - играя».

История слов загадок полна,

            Откуда пришли, почему?

Корабль – от «коры»,

Шиповник от «шип»,

А от чего «кенгуру»?

Мы тайны раскроем,

Загадки решим,

Поставим все точки над I,

Этимология, наш помощник и друг,

Выручи и помоги!

(История слова «кенгуру» очень интересна. Когда  англичане впервые приехали в Австралию, то увидели неизвестных и удивительных животных, быстро передвигающихся по открытым просторам, прыгая на длинных и мощных лапах. Они спросили у аборигенов: «Как эти животные называются?». Местные жители ответили: «Кенгуру»! Что обозначало: «Не понимаем!». Англичане решили, что именно так  и называются эти животные).

Отсылаю детей за ответами на подобные вопросы  к этимологическому словарю

(Г.П. Цыганенко «Этимологический русского языка», К., «Радянська школа », 1989 г.)

Есть темы в курсе русского языка, в которых без этимологии не обойтись. Изучая приставки «при», «пре» (5 класс), привожу пример анализа слова «Президент».От латинского «сидящий впереди»-руководитель государства, решающий важнейшие вопросы, приставка  «пре» – близка «пере».Можно предложить ребятам  подумать над вопросом: « Является ли родственным по происхождению слово «президиум» ? Как  могут ученики объяснить  его лексическое значение? (Уважаемые люди ,почетные гости, сидящие впереди всех).

Помогает этимология и толковать, осмысливать термины, зачастую имеющие иноязычное происхождение. Так, синтаксис – с греческого  «построение войска»  для русского языка трансформировалось в мирное – построение предложения и словосочетания. Пунктуация как разлел языка связано со знаками : от латинского «пунктум» - точка.

Следовательно, этимологический анализ слов  ( в  сочетании с выяснением лексического значения, строения слова ) дает возможность глубоко, а не поверхностно  изучить программный материал, заинтересовать  детей, представив язык – явлением  историческим, некоей рекой, текущей во времени и пространстве, задающим  многочисленные загадки, требующие от нас, учителей и детей, особого подхода. И ключом к их разрешению будет наша помощница – этимология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13311. Дослідження локального регулятора SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою 1.8 MB
  Тема: Дослідження локального регулятора SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою Мета: Навчитись працювати з локальними регуляторами SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою 1. Вступ Автоматизація виробництва завжди була однією з основних складових
13312. Исследование взаимосвязи содержания Я-концепция ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка 197.5 KB
  Очевидно, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье. Семья, в которой живет «особый» ребенок, оказывается особой группой
13314. Дослідження характеристик регулюючих органів 1.41 MB
  Лабораторна робота №6 Тема: Дослідження характеристик регулюючих органів Мета: Навчитись вибирати регулюючі органи в залежності від вимог до системи управління 1.Вступ Автоматизація виробничих процесів створює певні технікоекономічні переваги у всіх галу
13315. Використання локальних регуляторів для управління моніторингу, контролю і аварійної сигналізації система при управлінні охолоджувальною технікою 1.9 MB
  Лабораторна робота № 8 Тема: Використання локальних регуляторів для управління моніторингу контролю і аварійної сигналізації система при управлінні охолоджувальною технікою. Мета: Навчитись працювати з локальними регуляторами для управління моніторингу контролю ...
13316. Визначення коефіцієнта лінійного розширення тіл методом Менделєєва 444 KB
  Лабораторна робота № 1 Визначення коефіцієнта лінійного розширення тіл методом Менделєєва. Мета роботи: аВивчення теплового розширення твердих тіл. бВизначення коефіцієнта лінійного розширення різних матеріалів методом Менделєєва. Прилади та матеріали: прил...
13317. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ПОВЕРХНЕВОГО НАТЯГУ РІДИНИ МЕТОДОМ ВІДРИВУ КРАПЛІ 285 KB
  Лабораторна робота № 2 ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ПОВЕРХНЕВОГО НАТЯГУ РІДИНИ МЕТОДОМ ВІДРИВУ КРАПЛІ. Мета роботи: а вивчення властивостей рідкого стану речовини; б експериментальне визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідини та дослідження його залежності від
13318. ВИЗНАЧЕННЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО КОЕФІЦЇЄНТА ОБЄМНОГО РОЗШИРЕННЯ РІДИН 341.5 KB
  Лабораторна робота №З ВИЗНАЧЕННЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО КОЕФІЦЇЄНТА ОБЄМНОГО РОЗШИРЕННЯ РІДИН Мета роботи: а визначення теплового розширення речовин; 2 дослідне визначення коефіцієнта обємного розширення. Прилади і матеріали: прилад Дюлонга і Пті; нагрівам; лаборат
13319. ВИЗНАЧЕНИМ КОЕФІЦІЄНТА ТЕПЛОПРОВІДНОСТІ МЕТАЛІВ КАЛОРИМЕТРИЧНИМ МЕТОДОМ 242 KB
  Лабораторна робота №4 ВИЗНАЧЕНИМ КОЕФІЦІЄНТА ТЕПЛОПРОВІДНОСТІ МЕТАЛІВ КАЛОРИМЕТРИЧНИМ МЕТОДОМ Мета роботи: а вивчення явища тепло переносу; б експериментальне визначення коефіцієнта теплопровідності. Прилади та матеріали: калориметрична установка ваги з ...