52935

Европа в XVI веке - смена эпох

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЭТАП По историческим местам: о ком идет речь; какое открытие было сделано; в каком году. 2 Этап Рост промышленности. ЭТАП Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая...

Русский

2014-02-20

54 KB

2 чел.

            Отдел образования Артёмовского городского совета

                         Городской методический кабинет

                             Урок обобщения

      «Европа в XVI веке - смена эпох»

                                       (8 класс)

   

                           

                            2010-2011 учебный год                                 

Тема: Европа в XVI веке – смена эпох

Цель: обобщить знания учащихся по теме, закрепить понятия о:

         - существенных чертах феодальной,  капиталистической эпохах;

         - предпосылках и формах проявления перемен в общественной жизни;

         - основных событиях эпохи в странах Европы в 16 веке. На конкретном        

           материале формировать историческое мышление учащихся;

         - жизненные компетентности;

         - социальные;

         - поликультурные;

         - анализировать события, процессы и выделить их главные характеристики.

         - устанавливать причинно – следственные связи, взаимозависимость событий.

         - развивать представления о понятиях: «процесс», «явление», «события».

         Воспитывать социально – ориентированную личность, умеющую ценить         

приобретения  человечества.

Тип урока: обобщение

Оборудование:

1.Карта Географические открытия.

2.Карточки с заданиями.

3.Альбомы по культуре.

4.Видео фрагменты.

                                                             Новое время – это величайший, прогрессивный

                                                             переворот из всех пережитых до того времени

                                                             человечеством.    ( Философы Нового времени)

                                                        Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Мотивация (эвристическая беседа)

1. Какие периоды человечества мы с вами изучали?

2. Какой период мы изучали в 8-м классе?

3. Какой период предшествовал Новому времени?

4. Работа с картиной   (цвет)

5.Какую характеристику мы бы дали средневековью  (ассоциативный куст)

        - чума;

        - голод;

        - крестовые походы;

        - инквизиция.

         Какими событиями нас встретит Новое время, нам ее предстоит рассмотреть на уроке.

III. Сообщения темы и цели урока. Обращаюсь к эпиграфу

IV. Прошу вас объединиться в группы.

                      1. План работы экспертной группы оценивания;

                      2. Лист по теме «Европа в XVI веке».

   1. ЭТАП

    По историческим местам:

    - о ком идет речь;

    - какое открытие было сделано;

    - в каком году.

                                     

Он происходил из древнего дворянского рода. Его отец брал сына с собой в плаванье с детских лет. Этот мореплаватель получил от короля Португалии три корабля с экипажем и 170 человек. Корабли к далёкому походу готовил Бартоломео Диаш. Он нашёл то, что Христофор  Колумб не мог найти.  (Васко да Гама, морской путь в Индию, 1498)

Он родился в Италии, но поплыл под испанским флагом. Этот моряк знал латинский, был знаком с геометрией, астрономией и умел чертить географические карты. В Испании получил звание адмирала и был уверен, что в результате осуществлённой им экспедиции достиг восточных берегов Индии и Китая. (Христофор Колумб, открытие Америки, 1492)

Этот путешественник происходил из древнего португальского дворянского рода и с юных лет верой и правдой служил своему королю. Но в путешествие, что сделало его знаменитым, отправился под испанским флагом. Путешествие продолжалось почти 3 года. Домой вернулся только один корабль и команда из 18-ти человек. (Магеллан, кругосветное путешествие, 1519-1522)

 

К  каким последствиям привели географические открытия (слайд).

               2)Этап Рост промышленности.

                   В XV-XVI  веках развивается техника.

                        - какие изобретения были сделаны и где они применялись;

                        - водяное колесо =>

                        - домна => для плавки руды => чугун => сталь.

                        - огнестрельное оружие => переворот в военном деле => рыцари =>

                          пехота => огнестрельное оружие.

                        - в мореплавании => компас => каравелла парусное судно.

                         - книгопечатание => нуждались в книгах (Иоганн Гутенберг, 1445).

                             На смену ремесленной мастерской => мануфактура.

   (заполните таблицу)

                Итог (слайд)

            2. ЭТАП

 Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной           мастерской

       Вопросы для сравнения           Ремесленная мастерская        Капиталистическая

                                                                                                             мануфактура          

  1.Каковы размеры пред-

     приятия   (мелкое или круп-

     ное)?

 2.Кто в них работал?

 3.Какие орудия труда при-

    менялись?

 4.Кому принадлежали ору-

    дия труда и изготовленный

   продукт труда?

5.Существовало ли разделе-

   ние труда? (Да или нет)

                                                                                                                                

   

                   3. ЭТАП

                     Реформация в Европе

Жизнь средневековья была неотделима от религии, но в Новое время в странах Западной Европы проходил процесс Реформации. Поиграем в игру: найди лишнее, чья группа нашла первая, выходят к доске и убирают лишние слова.

  1. В какой стране началась Реформация?

  2. С какими историческими личностями она связана?

  3. Какая война началась в следствии Реформации?

  4. На какие страны Европы она распространилась?

  5. К каким изменениям в религиозной жизни она привела. Итог

                                                             

            4. ЭТАП

- Слайды с картинами Возрождения

Возрождение-переворот в науке и техники, в представлении людей о мире.

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, связанный с периодом от Средневековья к Новому времени. Впервые этот термин встречается  (XVI  веке) Джорджио Вазари (XVI  веке) применительно к итальянскому искусству.

            Характеристика особенностей.

1. Светский характер;

2. Новое гуманистическое мировоззрение;

3. Критика католической схоластики и аскетизма;

4. Утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности;

5. Возрождение античности;

6. Деятелей новой культуры называли гуманистами - (гуманус- человеческий).

7. В произведениях гуманистов человек изображен хозяином своей судьбы, от его способностей и энергии зависит, достигает ли он своей цели.

                Игра ДОМИНО

                Соединить

Высказывание -  имя - картины - работа с альбомами

Рассмотрите изображение «Джоконды» (Моно Лизы) Леонардо да Винчи.

Как художник достиг выразительности изображения лица и фигуры женщины? Обратите внимание на краски и композицию картины. Чем привлекает к себе пейзаж?

Рассмотрите изображение статуи Давида Микеланджело.

Какой сюжет для своего произведения избрал скульптор? Какую идею он воплотил в своём герое? Какими средствами он достиг выразительности?

Перед вами изображение «Сикстинской мадонны».

Что необычного вы видите в изображении мадонны и младенца? Какую главную мысль хотел донести художник до зрителя?

Почему этих называли титанам? В величие их творения?

5. ЭТАП

Историю создают люди

Противники или союзники?

1. Мартин Лютер и Томас Мюнцер (союзники => противники).

2. Герцог Альба и Вильгельм Оранский (противники).

3. Елизавета 1 и Франциск Дрейк (союзники).

4. Игнатий Лойола и Папа Римский (союзники).

5. Английская королева Елизавета 1 и король Испании Филипп 2 (противники).

6. Мартин Лютер и Жан Кальвин (союзники).

7. Жан Кальвин и гугеноты (союзники).

Кто совершал поступки и действия, заслуживающие

      одобрения                                      осуждения  

1. Гутенберг                                           1. Филипп

2. Первооткрыватели                            2. Герцог Альба

3. Томас Мюнцер                                  3. Елизавета 1

                                                               4.Игнатий Лойола

                                                               5.Людовиг 14


ИТОГИ

Какие изменения произошли в период раннего Нового времени.

- усовершенствовал орудия труда;

- рост городов и городского населения;

- изменения в социальной сфере;

- благодаря Географическим открытиям изменилась карта мира;

- на смену феодальным отношениям  пришли капиталистические;

- основаны первые колониальные державы (Испания и Португалия);

- зарождался мировой рынок;

- Начало религиозных воен.

Возвращение к эпиграфу.


                                Мартин Лютер                  огораживание            индульгенции

Непобедимая армада                                                                                                                                                 Женевский Папа

кальвинизм                             Реформация                                    гугеноты    

                                                                   

Игнатий Лойола                                                                                                          гуманизм

                       протестанты                                                                          гёзы                                                                                                                        

                                                                       Орден иезуитов                                              95 тезисов                                                    

                                                                   Томас Мюнцер                                    

                                        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13864. Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух» 28.98 KB
  Эссе по политической этике на тему Мораль в произведении Уильяма Голдинга Повелитель мух Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю что редко можно встретить его в одном ряду например с Хемингуэем Маркесом Ремарком Фицджеральдом
13865. Приговор Pussy Riot 46.5 KB
  Фирсова В.А. Политология 4 курс Приговор Pussy Riot. В начале работы хотелось бы сказать несколько слов о Pussy Riot. Панк рок группа была создана в 2011 году и за сравнительно небольшое время своего существования успела воплотить в жизнь огромное количество акц
13866. Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» 22.17 KB
  Халаим Дина Книга Гарриет БичерСтоу Хижина дяди Тома попытка показать институт рабовладения в США жизнь невольников и других людей отношение к этой ситуации совершенно с иной стороны и донести до общества того времени идею что невольники это такие ж
13867. Анализ видео-материалов, посвященных митингам протеста в контексте выборной кампании 2011-12 гг. 68.5 KB
  ернядьевой Екатерины Анализ видеоматериалов посвященных митингам протеста в контексте выборной кампании 201112 гг. 2011 2012 года в отличие от ряда предыдущих лет начала века характеризуется небывалой активностью выступлений на улицах и площадях. Эти выст...
13868. Анализ художественного фильма «Мечтатели» режиссера Б.Бертолуччи 47 KB
  Анализ художественного фильма Мечтатели режиссера Б.Бертолуччи. Фильм Б.Бертолуччи неизменного классика интеллектуального европейского кино был снят в 2003 году по одноименной книге Гилберта Адэра. Режиссер находясь под впечатлением от событий 1968 года снимает сра
13869. Кен Кизи «Полет над гнездом кукушки» 49.5 KB
  Ябуровой Натальи Политология 4 курс Эссе Кен Кизи Полет над гнездом кукушки Книга повествует о психбольнице в которой заправляет бывшая военная медсестра мисс Гнусен. Военные сестры пытаются устроить военный госпиталь. Они сами немного больные1. Так
13870. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии 36 KB
  Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии До начала промышленного переворота рабочие были людьми почтенными и хорошими отцами семейств вели нравственную жизнь. Дети целый день проводили дома с родителями и воспитывались в повиновении к ним и в страхе божием. Патр
13871. Языковая реальность как архепроявление бытия в «Чжуан-цзы», как форма жизни в философии Людвига Витгенштейна 79.76 KB
  Эссе на тему: Языковая реальность как архепроявление бытия в Чжуанцзы как форма жизни в философии Людвига Витгенштейна Часть 1. Языковая реальность как архепроявление бытия в Чжуанцзы В шестом веке до н. э. два направления китайской философии развились ...