52935

Европа в XVI веке - смена эпох

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЭТАП По историческим местам: о ком идет речь; какое открытие было сделано; в каком году. 2 Этап Рост промышленности. ЭТАП Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая...

Русский

2014-02-20

54 KB

2 чел.

            Отдел образования Артёмовского городского совета

                         Городской методический кабинет

                             Урок обобщения

      «Европа в XVI веке - смена эпох»

                                       (8 класс)

   

                           

                            2010-2011 учебный год                                 

Тема: Европа в XVI веке – смена эпох

Цель: обобщить знания учащихся по теме, закрепить понятия о:

         - существенных чертах феодальной,  капиталистической эпохах;

         - предпосылках и формах проявления перемен в общественной жизни;

         - основных событиях эпохи в странах Европы в 16 веке. На конкретном        

           материале формировать историческое мышление учащихся;

         - жизненные компетентности;

         - социальные;

         - поликультурные;

         - анализировать события, процессы и выделить их главные характеристики.

         - устанавливать причинно – следственные связи, взаимозависимость событий.

         - развивать представления о понятиях: «процесс», «явление», «события».

         Воспитывать социально – ориентированную личность, умеющую ценить         

приобретения  человечества.

Тип урока: обобщение

Оборудование:

1.Карта Географические открытия.

2.Карточки с заданиями.

3.Альбомы по культуре.

4.Видео фрагменты.

                                                             Новое время – это величайший, прогрессивный

                                                             переворот из всех пережитых до того времени

                                                             человечеством.    ( Философы Нового времени)

                                                        Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Мотивация (эвристическая беседа)

1. Какие периоды человечества мы с вами изучали?

2. Какой период мы изучали в 8-м классе?

3. Какой период предшествовал Новому времени?

4. Работа с картиной   (цвет)

5.Какую характеристику мы бы дали средневековью  (ассоциативный куст)

        - чума;

        - голод;

        - крестовые походы;

        - инквизиция.

         Какими событиями нас встретит Новое время, нам ее предстоит рассмотреть на уроке.

III. Сообщения темы и цели урока. Обращаюсь к эпиграфу

IV. Прошу вас объединиться в группы.

                      1. План работы экспертной группы оценивания;

                      2. Лист по теме «Европа в XVI веке».

   1. ЭТАП

    По историческим местам:

    - о ком идет речь;

    - какое открытие было сделано;

    - в каком году.

                                     

Он происходил из древнего дворянского рода. Его отец брал сына с собой в плаванье с детских лет. Этот мореплаватель получил от короля Португалии три корабля с экипажем и 170 человек. Корабли к далёкому походу готовил Бартоломео Диаш. Он нашёл то, что Христофор  Колумб не мог найти.  (Васко да Гама, морской путь в Индию, 1498)

Он родился в Италии, но поплыл под испанским флагом. Этот моряк знал латинский, был знаком с геометрией, астрономией и умел чертить географические карты. В Испании получил звание адмирала и был уверен, что в результате осуществлённой им экспедиции достиг восточных берегов Индии и Китая. (Христофор Колумб, открытие Америки, 1492)

Этот путешественник происходил из древнего португальского дворянского рода и с юных лет верой и правдой служил своему королю. Но в путешествие, что сделало его знаменитым, отправился под испанским флагом. Путешествие продолжалось почти 3 года. Домой вернулся только один корабль и команда из 18-ти человек. (Магеллан, кругосветное путешествие, 1519-1522)

 

К  каким последствиям привели географические открытия (слайд).

               2)Этап Рост промышленности.

                   В XV-XVI  веках развивается техника.

                        - какие изобретения были сделаны и где они применялись;

                        - водяное колесо =>

                        - домна => для плавки руды => чугун => сталь.

                        - огнестрельное оружие => переворот в военном деле => рыцари =>

                          пехота => огнестрельное оружие.

                        - в мореплавании => компас => каравелла парусное судно.

                         - книгопечатание => нуждались в книгах (Иоганн Гутенберг, 1445).

                             На смену ремесленной мастерской => мануфактура.

   (заполните таблицу)

                Итог (слайд)

            2. ЭТАП

 Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной           мастерской

       Вопросы для сравнения           Ремесленная мастерская        Капиталистическая

                                                                                                             мануфактура          

  1.Каковы размеры пред-

     приятия   (мелкое или круп-

     ное)?

 2.Кто в них работал?

 3.Какие орудия труда при-

    менялись?

 4.Кому принадлежали ору-

    дия труда и изготовленный

   продукт труда?

5.Существовало ли разделе-

   ние труда? (Да или нет)

                                                                                                                                

   

                   3. ЭТАП

                     Реформация в Европе

Жизнь средневековья была неотделима от религии, но в Новое время в странах Западной Европы проходил процесс Реформации. Поиграем в игру: найди лишнее, чья группа нашла первая, выходят к доске и убирают лишние слова.

  1. В какой стране началась Реформация?

  2. С какими историческими личностями она связана?

  3. Какая война началась в следствии Реформации?

  4. На какие страны Европы она распространилась?

  5. К каким изменениям в религиозной жизни она привела. Итог

                                                             

            4. ЭТАП

- Слайды с картинами Возрождения

Возрождение-переворот в науке и техники, в представлении людей о мире.

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, связанный с периодом от Средневековья к Новому времени. Впервые этот термин встречается  (XVI  веке) Джорджио Вазари (XVI  веке) применительно к итальянскому искусству.

            Характеристика особенностей.

1. Светский характер;

2. Новое гуманистическое мировоззрение;

3. Критика католической схоластики и аскетизма;

4. Утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности;

5. Возрождение античности;

6. Деятелей новой культуры называли гуманистами - (гуманус- человеческий).

7. В произведениях гуманистов человек изображен хозяином своей судьбы, от его способностей и энергии зависит, достигает ли он своей цели.

                Игра ДОМИНО

                Соединить

Высказывание -  имя - картины - работа с альбомами

Рассмотрите изображение «Джоконды» (Моно Лизы) Леонардо да Винчи.

Как художник достиг выразительности изображения лица и фигуры женщины? Обратите внимание на краски и композицию картины. Чем привлекает к себе пейзаж?

Рассмотрите изображение статуи Давида Микеланджело.

Какой сюжет для своего произведения избрал скульптор? Какую идею он воплотил в своём герое? Какими средствами он достиг выразительности?

Перед вами изображение «Сикстинской мадонны».

Что необычного вы видите в изображении мадонны и младенца? Какую главную мысль хотел донести художник до зрителя?

Почему этих называли титанам? В величие их творения?

5. ЭТАП

Историю создают люди

Противники или союзники?

1. Мартин Лютер и Томас Мюнцер (союзники => противники).

2. Герцог Альба и Вильгельм Оранский (противники).

3. Елизавета 1 и Франциск Дрейк (союзники).

4. Игнатий Лойола и Папа Римский (союзники).

5. Английская королева Елизавета 1 и король Испании Филипп 2 (противники).

6. Мартин Лютер и Жан Кальвин (союзники).

7. Жан Кальвин и гугеноты (союзники).

Кто совершал поступки и действия, заслуживающие

      одобрения                                      осуждения  

1. Гутенберг                                           1. Филипп

2. Первооткрыватели                            2. Герцог Альба

3. Томас Мюнцер                                  3. Елизавета 1

                                                               4.Игнатий Лойола

                                                               5.Людовиг 14


ИТОГИ

Какие изменения произошли в период раннего Нового времени.

- усовершенствовал орудия труда;

- рост городов и городского населения;

- изменения в социальной сфере;

- благодаря Географическим открытиям изменилась карта мира;

- на смену феодальным отношениям  пришли капиталистические;

- основаны первые колониальные державы (Испания и Португалия);

- зарождался мировой рынок;

- Начало религиозных воен.

Возвращение к эпиграфу.


                                Мартин Лютер                  огораживание            индульгенции

Непобедимая армада                                                                                                                                                 Женевский Папа

кальвинизм                             Реформация                                    гугеноты    

                                                                   

Игнатий Лойола                                                                                                          гуманизм

                       протестанты                                                                          гёзы                                                                                                                        

                                                                       Орден иезуитов                                              95 тезисов                                                    

                                                                   Томас Мюнцер                                    

                                        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60262. Гра «Танграм» 40.5 KB
  Обладнання: мультимедійна дошка; проектор; презентація набори для гри у кількості учнів обо листи кольрової бумаги для їх виготовлення; два набори для гри в командах. План проведення заходу...
60264. МИ – УКРАЇНЦІ! 188.5 KB
  Мета: виховувати повагу до національних символів України; розвивати шанобливе ставлення до українських звичаїв та традицій; виховувати повагу до української мови; розвивати інтерес до історії України; виховувати почуття патріотизму, любові до рідної землі.
60266. ЗАПОБІГАННЯ ДИСКРИМІНАЦІЇ В МОЛОДІЖНОМУ СЕРЕДОВИЩІ 103 KB
  Основна мета Тижня рівноправності: сприяння розумінню студентами того наскільки нерівноправними почуваються в суспільстві представники різних соціальних груп а також формування толерантного ставлення до людей іншої національності віросповідання віку статі раси тощо. Це спонукало ще раз серйозно задуматися а чи достатньо уваги приділяється формуванню у студентської молоді таких якостей як толерантність повага до людей похилого віку емпатія. Коли ми зустрічаємося з людьми які мають спеціальні пізнання чи досвід у чомусь ми можемо...
60267. Обрядовість українців (Інтелектуальна творчо-пошукова гра) 71.5 KB
  ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти мясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через...
60268. ПАМЯТЬ СЕРЦЯ СТОЇТЬ НА ПОСТУ 113.5 KB
  1 ведучий: Найкоротша з ночей обірвалася вибухом смерті. 2 ведучий: Я вірю в память Допоки вона житиме житиме історія житиме держава. 3 ведучий: Памятай що за твоє щастя в пекельних печах таборів смерті у смертельних боях за кожний сантиметр землі...
60269. Україно, моя Україно. Виховний захід 124.5 KB
  Україно моя Україно Мого серця струна золота. Через поле твоє Україно Не одна пролетіла орда. Але вистояв в ті лихоліття Як Антей український наш рід І крокує у новім столітті Незборимий немов моноліт Україно моя мій щасливий барвінковий краю В солов’їних гаях в жайворонковій пісні в полях Рідна земле моя я ріднішої в світі не знаю Україно – ти доле моя Україно моя – ти колиска козацького роду Ти заново у крові зродилась немов немовля. Україно – ти гордість моя Ми щасливий народ і щасливими будем довіку.
60270. Літературно-музична композиція «Что делать нам с бессмертными стихами?» 92.5 KB
  Ведуча Ми запрошуємо Вас до літературномистецького кабаре Бродячая Собака якому в цьому році відзначають 100 років від дня заснування. Це буде і не кабаре і не клуб ні карт ні програми Ведуча Так Микола Могилевський став хрещеним батьком...