52940

Эйдетические формы обучения русскому языку

Научная статья

Педагогика и дидактика

Владимир Троицкий А когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками Когда они проходят интересно плодотворно на одном дыхании Наверное когда у вас всё получается когда всё понимаете и запоминаете и эти знания вы можете применить на практике. Уже 17 лет на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперемент используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь что применение эйдетической...

Русский

2014-03-27

179.5 KB

6 чел.

Эйдетические формы обучения русскому языку

(из опыта работы)

                                                         Все уроки, как люди и похожи, и разны,

                                                         Если к ним приглядеться с различных сторон.

         Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

         Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                        Владимир Троицкий

      А когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками? Когда они проходят интересно, плодотворно, «на одном дыхании»! Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

      Я уверена, что школа в новых условиях модернизации образования должна искать абсолютно новые, оригинальные методики обучения, связанные с развитием  общих исследовательских умений и навыков учащихся. Современный учитель должен идти не просто в ногу со временем, а немного опережать педагогическую науку, каждый раз заходя в класс, как в лабораторию, всегда готовую к эксперименту. Уже 17 лет на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперемент, используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики  эффективно, ведет к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает  креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление.

    Эйдетическая (греч. «эйдос»- образ ) - особый вид памяти. По выражению У. Джеймса при эйдетической памяти: «мозг впитывает как воск, а удерживает как мрамор». Эйдетический феномен в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсуствующую картинку или предмет, который заранее у него находился  перед глазами. Идея педагогического опыта: обеспечение положительной динамики прочных орфографических и пунктуационных навыков на основе использования приемов учебного моделирования, эйдетических форм  обучения русскому языку для наиболее эффективного запоминания и хранения информации - не нова. В основе опыта: идеи знаков и знаковых систем психологов Л С.Выготского, Б.Д. Эльконина, А.В. Бехтерева; «кодирования» и «моделирования» Н.Ф. Талызиной; вопросы применения символизации С. Н. Лысенковой, В.Ф.Шаталова; приемы мнемотехники Г. Паниной, В. Волиной, Т Фроловой. В настоящее время популярна научная методика руководителя школы  «Эйдетика» И. Ю. Матюгина, психологов Е.И.Чекаберия, Т.Н. Мазиной, Б.Слоненко, И.К.Рыбниковой.

      Новизна моего опыта в том, что «взяв» в меру необходимое из каждой теории, я выработала свою технологию – универсальную, которая эффективно «работает». Моя технология построена на научности, занимательности, доступности, связи теории с практикой, индивидуальном подходе к учащимся, на применении сознательной и активной наглядности. Дети учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для эйдетизма. «Эйдетической способностью обладают в разной мере все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы», - доказывает психолог Л.С. Выготский.

       Своего максимума эйдетические  проявления достигают к 9 - 13 годам. Это период, когда нам нужно научить детей орфографическим навыкам, дифференциации правил, а учебный материал представлен в словесной форме. Мышление, лишенное элементов образности, рискует стать сухим, бесплодным, формальным. Необходимо использовать психологические и возрастные особенности детей этого периода, когда мозг «настроен» на образы и запоминает их «автоматически». Образы и понятия взаимно содержат друг друга. Обучение, совсем не адресованное к образному мышлению не только не способствует его развитию, но и в конечном счете, подавляет его.

       Умственная работа, лишенная наглядной образной опоры, оказывается трудной не только для школьников. Психологи говорят, что проблемы памяти не существует, если решена проблема восприятия.

       Умение мобилизовать образное мышление приемами эйдотехники

(ассоциативная память плюс образное восприятие) имеет ряд преимуществ:

♦введение элементов образности помогают лучше осмыслить материал (русский психолог Н.А. Рыбников доказал, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического). Учебный материал запоминается скоро, точно, прочно;

дифференцировать правила;

♦  выработать  навыки  грамотного письма;

♦ рационализировать приёмы кодирования и хранения информации;

♦ вербализация результатов самостоятельных наблюдений;

♦ использовать  приёмы  графического изображения итогов наблюдения;

♦ применять рациональные приёмы изображения слов (ассоциограммы);

♦  коллекционировать и систематизировать самодельные памятки - опоры;

♦ составлять и отгадывать кроссворды, ребусы, шарады и т.д.;

♦ изменять объём информации в соответствии с учебной задачей;

♦ использовать особенности своей памяти для наиболее эффективного запоминания их ранения нужной информации.

       То есть, для ребенка эйдетические восприятия – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания.

Требования к мнемотехническому приему

1 Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.

2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.

3 Хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения к классу (Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности).

4 Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы.

         Применяя на уроках русского языка методы эйдотехники и мнемотехники, я накопила банк детских творческих работ, а также своих собственных идей. Предлагаю некоторые из них. Суть этих методов в том, что с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки, рифмовки, мини-сказки придумываем такой образ, чтобы орфограмма легко вспоминалась. Ариаднина нить мнемоприема не является высокой прозой или поэзией, ее суть – удержать правило в памяти. Иначе говоря, «костяк» мнемоприема – это простота запоминания, удобность, надежность в применении. Обладай он такими качествами – отпадает необходимость навязывать правило ученику волевыми усилиями. Можно сказать о мнемотехнике рифмовкой:

Должна быть она образна,

В памяти живучая,

Чтоб хватала за душу

Суперприставучая.

Ассоциации зацепка

Должна держаться очень крепко.

Данная методика ни в коем случае не заменяет изучение правил орфограмм по учебнику, наоборот, она подкрепляет эти знания, в то же время, давая детям возможность поиграть со словом, активизировать мыслительную и творческую деятельность. Необязательно вводить элемент мнемотехники в изучение всех разделов русского языка. Ее применение необходимо на «провальных», трудных  моментах обучения. Мнемотехника – это возможность заставить учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия. И самое главное: применение эйдетики на уроках помогает ребенку снять страх перед изучением нового материала, чувствовать себя психологически комфортно. Ведь всё сложное запоминается в ненавязчивой форме.

   Рассмотрим несколько основных способов создания опорных сигналов для памяти.

Опорный сигнал выражен в словах, слогах, буквах, которые ставятся в соответствие с правилами.

Правило Поля / Написание сложных слов с корнем пол - /

(Объяснение темы по опорному сигналу проводит ученик).

- Разрешите познакомиться. Меня зовут Поль.

- П ( прописная ) Подскажите почему первая буква моего имени написана прописной? Буква большая – совсем не пустая. В букве большой уважения знак.

- О (гласный) Какой звук обозначает эта буква? Гласный, поэтому мы ее показали в красном цвете.

- Л (согласный)– эта буква особенная в моем имени, обозначает согласный звук, запомните ее.

- Ь знак - звука не обозначает (зачеркивает)

Я научу вас своему любимому правилу – ПРАВИЛО ПОЛЯ ( написание сложных слов с корнем пол-). После корня Пол дефис ставится в следующих случаях:

П – слово начинается с прописной. Пол- Европы, пол – Манвеловки.

О – слово начинается с гласной. Пол-арбуза, пол - улицы.

Л – слово начинается с буквы Л. Пол- листа, пол – лимона.

Это правило вам помогут запомнить 3 буквы моего имени или такая рифмовка:

Перед Л и перед гласной, перед буквой прописной, корень – ПОЛ любому ясно, отделяется чертой. В остальных случаях слова с пол пишутся слитно, а слова с полу- всегда слитно! 

Закрепим ваши знания.

 Звуковой диктант. Если в тексте вы услышите слово из правила Поля - пиши через дефис, дайте сигнал хлопком.

 Я пришел из школы, мамы дома нет.

На столе оставлен для меня обед.

Полкастрюльки супа, может быть, борща.

А на сковородке ровно пол - леща.

Был ли это полдник или был обед?

Полкило варенья, полкило конфет,

Пол - арбуза  с тортом, апельсин с халвой …

Я еще не мертвый, но полуживой.

Я не ем уж полнедели и не сплю по полночей,

У моей постели пол - Москвы врачей.

2. Опорный сигнал выражен в случайных ассоциациях, которые помогают направить механизм запоминания в нужном направлении.

☼    Бабочка НЕ    /Правописание имен существительных, имен прилагательных с НЕ /.

(объяснение по опорному сигналу проводят ученики)

      Бабочка НЕ - особенная. Обитает она в садах Имени Существительного и Имени Прилагательного. У бабочки НЕ есть любимые, яркие, ароматные цветы, с которыми она никогда не расстается. Первый вид цветов называется «Без НЕ не употребляется»: невежа, недотепа, неряшливый, небрежный и др.)

Второй вид цветов носит название «Можно заменить синонимом» (или близким по значению  словом, выражением), например: недруг - враг, неправда - ложь, невеселый – грустный, нехороший – плохой.

А какие же цветы бабочка НЕ облетает? Не нравятся ей их цвет и аромат. Это цветок «А – противопоставление» и цветок с необычными лепестками «вовсе, далеко, нисколько, ничуть, отнюдь, никому, нет».

Задание: Какие цветы выберут ваши бабочки НЕ? (согласно правописанию распределить бабочки- задания на цветы)

  ☼    Сестрицы гордячка ПРЕ и трусиха ПРИ.

/Буквы  Е,И в префиксах ПРЕ -, ПРИ   - /

(Объясняет ученик, правило инсценируют 2 похожие и совершенно одинаково одетые девочки с бантами ПРЕ-, ПРИ- ) 

- А это две сестрицы ПРЕ, ПРИ. Как их различать? Очень просто! По характеру, т.е. по их значению. Сестрица ПРЕ: премудрая, прелестная, прекрасная, превосходная гордячка. Очень любит себя, иногда даже превышает свои преимущества и требует называть себя не ПРЕ, а ПЕРЕ.

- Сестрица ПРИ: прилежная, приветливая, приятная трусиха. Сестрица При требует приближения, присоединения, но чуть – чуть боится, находится около и не доводит действие до конца.

Рифмовка:

ПРЕ или ПРИ?

Смысл слова смотри:

Близость, чуть – чуть –

Значит, пишем, ПРИ –

На пере иль очень

Возможна замена –

ПРЕ - в этом слове

Пиши непременно!

Задание: Диктант с улыбкой. Карточками (ПРЕ -, ПРИ -) просигнальте присуствие сестриц в слове.

 Предостойнейшая придворная примадонна приятных манер без препятствий  приехала пригородным поездом на станцию  «Приднепровск» преисполнить предобрую миссию: открыть привокзальный салон «Преизящная прическа» С превеликим удовольствием преуспевающая пригвоздила вывеску «Для прелестных дам» и перерезала привязанную ленточку. Приподнятое настроение прекрасной приметили приезжие гости из Прибалтики и Приднестровья. Приукрашенное приветствие прехорошенькой, принаряженной, превосходной прервал предлинный прерывистый гудок поезда «Приднепровск – Прилуки».

3. Опорный сигнал выражен в мнемонической фразе, которая взята из реально существующего образа.

☼  СКВОРЕЧНИК  /Правописание суффиксов чик - щик /

 (объяснение проводит ученик в виде игры)

  - Суффиксы – чик и - щик не всегда ясно различаются. Правильно их писать научит скворчиха. Почему? Скворец – это наш украинский попугай, имитирует все звуки. Наша скворчиха любит звук – чик, но отзывается на него, если подкормить буковками – витаминками: Д - Т, З - С, Ж.

В остальных случаях скворчиха ответит вам недовольно: «ЩИК!» или промолчит.

Проверим:

Газетчик, рассказчик, закройщик, переплетчик, наборщик и т. д. («скворчиха» отвечает, правильно называя суффикс).

Наша скворчиха закапризничала. Сейчас она будет вас обманывать. Давайте поймаем обманщицу, пожурим ее пальчиком (« скворчиха» путает детей, называя суффиксы неправильно):

Грузчик, банщик, укладчик, бурильщик, разносчик и т. д.

 Сформулируйте правило, которое подсказала вам скворчиха.

1. После ж, д-т, з – с,

   Суффикс – чик напишем здесь!

2. В именах существительных, называющих людей по профессии перед д-т,з-с, ж пиши суффикс - чик, в остальных случаях – щик.

4-5. Опорный сигнал выражен в реально существующем объекте, в графическом обозначении  морфем слова, которые по внешней форме соответствуют реально существующим предметам.

Ослиное правило  /Чередование гласных е –и  в корне слова /

(объяснение проводят ученики, лингвистическая миниатюра)

- Вставьте пропущенную букву в словосочетании:

Бл_стать знаниями.

(входит «ослик», на нем верхом сидит «Шурик»)

- Шурик, на улице прекрасная погода, а ты с зонтом?

-  А это сюрприз! На графическое изображение какой части слова похож мой зонтик?

- ( ответы учащихся)

- Шурик, о чем ты, дружок, глубокомысленно рассуждаешь?

- Да, вот думаю как правильно написать: собирать пословицы и поговорки или соберать?

- И-а, И-А!

- Замолчи, недотепа! А ведь ослик прав. Он подсказывал правило: если за корнем следует А, то в корне пиши И. Получается И - А.

- Спасибо тебе, ослик, за твое отличное ослиное правило.

- В русском языке есть группа корней (показывают опорный сигнал и зонтик с орфограммами), в которых е - и чередуются, к ним относится слово блистать, так что подсказкой ослика может воспользоваться не только Шурик, но и мы с вами. Какую букву вы вставили в словосочетание? Почему?

6. На этапе обобщения изученного материала отдельно взятые образы представлены целым блоком.

Ученик проводит опрос по опорному сигналу «Имя Существительное».

- Предлагаю совершить экскурсию по владениям Имени Существительного. Живет Хозяин в огромном, красивом доме, который стоит на прочном фундаменте из слов, обозначающих (ответы учащихся) - предмет. Чтобы попасть на прием к Имени Существительному нужно знать пароль (кто? что?). В доме 5 больших комнат, в которых живут приближенные Имени Существительного. Это (признаки). Назовите их (1- собственные и нарицательные, 2-одушевленные и неодушевленные 3 – единственное число и множественное число, 4 – мужской род, женский род, средний род, общий род, 5- здесь живут 6 братьев- падежей). В волшебном саде Имени Существительного растут 3 удивительных дерева: с одним стволом, с двумя и с тремя стволами. Что они обозначают? (1,2,3 склонения). Поливают деревья заколдованной водой а, я, о, е, нулевое окончание. Потому на деревьях и вырастают такие же плоды - окончания. Какие плоды растут  на дереве 2 склонения? А на деревьях 1 и 3 склонений?

Украшает сад веселый плющ Разносклоняемый и капризный кактус Несклоняемый. А это наша старая знакомая бабочка НЕ. Экзотические птицы Имени Существительного поют песенки Суффиксами. Какими?

Солнышко «Способы образования» - старый и верный друг хозяина владений. От его лучиков рождаются новые сущики. Сколько словообразовательных лучиков у солнышка и какой самый продуктивный?

Жители Имени Существительного живут весело и дружно. Часто собираются у камина, пьют чай и рассказывают разные истории. Дымок – что обозначает? (Окончания) этих историй  разносит по Стране Морфология. Много интересного и поучительного можно рассказать о Имени Существительном.

Но лучше вам самим  познакомиться с этим господином. Не забывайте, что имение самого главного сущика окружено высоким забором с гвоздиками – орфограммами, которые следят, чтобы на территорию Существительного не попали неуки, невежи  и другие посторонние. Назовите орфограммы имени существительного!

 На моем опорном сигнале живут мои неразлучные друзья котята Чаща, Чущу и песик Жиши. До свидания, до новых встреч.

Классификация  мнемотехники 

Буквенно-звуковая мнемоника

Рифмовки

Сказки – ассоциаци

Схематично – рисуночная мнемоника

«Материальная» «пальчиковая»

1 словообразовательный тип